Лобачёв Никита
Вложение | Размер |
---|---|
mayakovskiy_v_21_veke.doc | 246.5 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
Областная научно-практическая конференция
«Шаги в науку»
Секция: русский язык и литература
Владимир Маяковский в XXI веке
«я – где боль: везде...»
Выполнил:
Лобачёв Никита.
Студент 1 курса
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Энгельс 2020
Содержание
1. Владимир Маяковский в XXI веке «я – где боль: везде...»............................ 4
2. Актуальность проблематики произведений В. В. Маяковского 7
3. Значимость творческого наследия поэта для культуры 11
Список использованных источников 17
Введение
В рамках изучения исследовательского проекта «Поэзия Серебряного века в XXI веке» я выбрал тему работы «Владимир Маяковский в XXI веке». Почему остановился на исследовании творчества именно этого поэта?
Меня заинтересовало творчество необыкновенного поэта. Маяковский – фигура в истории русской литературы неоднозначная. Одни его ругают, другие – хвалят. Но никого творчество Маяковского не оставляет равнодушным.
Мне стало интересно разобраться, а как звучит поэзия В.Маяковского сейчас, в 21 веке? Цель – понять, насколько наследие Маяковского сохраняет актуальность в современной культуре.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать произведения В.Маяковского и познакомиться с особенностями его творчества.
2. Научиться видеть актуальное, современное содержание в лирическом произведении.
3. Изучить научную литературу, касающуюся личности и творчества поэта.
4. Провести социологический опрос, выявляющий отношение наших современников к творчеству В.Маяковского.
5. Изучить Интернет-ресурсы по данной теме.
Основополагающие проблемные вопросы: «Актуально ли творческое наследие поэта в XXI веке? Какова степень воздействия творчества В.Маяковского на культуру и общество в целом?»
Гипотеза: творчество В.Маяковского продолжает оказывать влияние на современного человека, а проблематика произведений не теряет своей актуальности.
В процессе работы использовались следующие методы научного исследования: работа с художественной и научной литературой, анализ стихотворений, социологический опрос, изучение Интернет-ресурсов.
Объектом исследования стали стихотворения В.Маяковского, интернет-ресурсы.
Предметом исследования выступило актуальное, современное звучание творчества В.Маяковского.
Новизна данного исследования заключается в попытке собрать в работе доказательства актуальности звучания поэзии Маяковского в начале XXI века, а также материал о значимости наследия талантливейшего поэта.
Практическим выходом работы может быть её использование на уроках литературы и факультативных занятиях с целью повысить интерес к изучению творчества В.Маяковского.
1.1 Причины неоднозначного отношения к личности и творчеству В.Маяковского.
Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. За что критиковали и критикуют В.Маяковского? При жизни поэт вызывал раздражение своей манерой поведения, своими отзывами о классике. После Октябрьского революции 1917 года на первый план у поэта выходит гражданская лирика. И многие критики считают, что из его стихов исчезает лиризм. Многие называют Маяковского всего лишь временным глашатаем революции. Но более всего не понимается и не принимается его поэтический язык. Причина нелюбви к творчеству поэта, на наш взгляд, в поверхностном знакомстве со стихами В.Маяковского. Читателя отпугивает непривычная «лесенка» построения, гиперболическая образность, преобладание ораторской, трибунной интонации[1].
Чтобы понять Маяковского, нужно суметь преодолеть традиционность, шаблонность сознания.
Маяковский в литературоведении
О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто противоположны. Интересно то, как менялось отношение к творчеству В.Маяковского в разные периоды истории нашей страны. В 1920-е годы поэт был одним из многих на поэтической арене. Он ещё не был «обласкан» властью и государством. Быть может, именно поэтому в этот период им написаны, на мой взгляд, лучшие стихотворения. В 1934 году, благодаря Сталину, Маяковский объявляется «поэтом №1». В 1953 году его канонизируют окончательно. Маяковский – первый поэт, связанный, прежде всего, с советской действительностью. А.М.Ушаков писал: «Стало принято считать, что до Революции он только искал себя и нашел уже вместе с революционными изменениями. На него следует равняться всем советским поэтам. Он же намечает дорогу поэзии мировой. Именно эта концепция намечала пути исследования в советское время».
Во время перестройки в литературоведении наметился противоположный подход к изучению творчества Маяковского. В стране происходила переоценка советского наследия, и Маяковский был снят с поэтического олимпа. Делались попытки по-новому «прочитать» поэта. В частности, в книге Ю.Карабчиевского «Воскресение Маяковского» поэт предстаёт как певец насилия. Автор исследования считает, что основной мотив поэзии Маяковского – месть, культ жестокости. Основной пафос – пафос погрома.
В современном маяковедении творчество поэта всё больше рассматривается как самоценное, с позиции современности и нравственно-этической точки зрения. Хотя нельзя отбрасывать исторический и идеологический контекст его произведений[2].
Обращение поэта к людям будущего
Читая произведения В.Маяковского, я заметил, что поэт часто обращается к потомкам. В поэме «Во весь голос» он пишет: «Мой стих громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима». Или: «Слушайте, товарищи потомки…».
В пьесе «Клоп» действие переносится в будущее. Почему так часто звучит у Маяковского мотив будущего времени? Причин несколько. Во второй половине 20-х годов вокруг творчества Маяковского не утихали споры.
В печати появились статьи, авторы которых пытались доказать, что произведения его – всего лишь «однодневные агитки», которые не выдержат испытания временем и скоро забудутся. Выступая на открытии своей выставки 25 марта 1930 года, Маяковский говорил: «Очень часто в последнее время…говорят, что я стихи просто писать разучился и что потомки меня за это взгреют…Я человек решительный. Я хочу сам поговорить с потомками…». Не будем забывать и о том, что поэт принадлежал к футуристам, которые заявляли о себе как о носителях искусства будущего.
С уверенностью можно сказать, что мечта о будущем, гармоничном, светлом, чистом, - главный мотив творчества Маяковского. Поэт считал, что человек должен постоянно духовно совершенствоваться. В поэме «Про это» Маяковский обращается к людям будущего:
Ваш
тридцатый век
обгонит стаи
сердце раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное
наверстаем
звёздностью бесчисленных ночей.
И своё предназначение, свою миссию поэт ощущал остро:
А я у вас – его предтеча;
я – где боль: везде;
на каждой капле слезовой течи
распял себя на кресте.
Или вот ещё строки:
Время! Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!
2.1 Современность сатиры
На одном из выступлений в аудитории Политехнического музея поэту поступила записка: «Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие – не ваш удел…»
- А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим! – ответил Маяковский.
И оказался прав. Ушла в прошлое целая эпоха, а поэзия Маяковского живёт и не теряет своей актуальности. Почему?
Я решил выяснить и дать анализ тому, что из того, о чём писал поэт, звучит злободневно в России начала 21 века и пришёл к выводу, что Маяковский-сатирик – наш современник. Справедливо звучит его фраза: «Дрянь пока что мало поредела». К сожалению, будущее, о котором мечтал поэт, пока не наступило. Многие пороки и недостатки общества и людей перетекли из века двадцатого в век двадцать первый. Я заметил, что уже названия стихотворений говорят о том или ином порочном явлении, процветающем в современной России: «Внимательное отношение к взяточникам», «Взяточники», «Общее руководство для начинающих подхалим», «Трус», «Хулиганщина», «Халтурщик», «Сплетник», «Ханжа»[3].
Много произведений у В.Маяковского написано на тему пошлости, мещанства и обывательщины. Это стихотворения «Нате!», «О дряни», «Вам!», «Стих не про дрянь, а про дрянцо. Дрянцо хлещите рифм концом», пьеса Клоп» и другие.
Аналогии с нашим обществом потребления и накопительства звучат в стихотворении «Плюшкин послеоктябрьский скопидом обстраивает стол и дом».
А такому мучительному для российского народа явлению, как бюрократизм, Маяковский «посвятил» множество сатирических стихотворений. Это и «О том, как некоторые втирают очки…», и «Бумажные ужасы», и «Прозаседавшиеся», и «Бюрократиада». Разве мало в современной России аналогичных пустых заседаний, абсурдных постановлений, бумажной волокиты? («О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний»).
В стихотворении «Хулиган» («Ливень докладов…») нашло отражение и сегодняшнее общее снижение культуры. Разве не встречался нам тот, о ком пишет поэт:
Смотрит – кому бы заехать в ухо?
Что башка не придумает дурья?!
Бомба из безобразий и ухарств, дурости, пива и бескультурья.
И уж совсем современно, к сожалению, звучит стихотворение «Протекция» (поэт назвал её «Обывателиадой в 3-х частях»). Почти столетие прошло, а чиновничий произвол, круговая порука, «семейственность» во власти по-прежнему процветает. Маяковский призывает:
Кто бы ни были
сему виновниками
– сошка маленькая
или крупный кит, –
разорвём
сплетённую чиновниками
паутину кумовства,
протекций,
волокит.
Нам нужно прислушаться к словам Маяковского из стихотворения «Хулиган» («Республика наша в опасности…») и сделать их сегодняшним лозунгом: «Пора топором закона отсечь гнилые дела и речь!»
Общечеловеческие ценности в поэзии Маяковского
Маяковский интересен читателю двадцать первого столетия не только как обличитель людских пороков и негативных общественных явлений. В его поэзии звучат вечные темы, которые близки каждому человеку. Главная из них – любовь. Это и любовь к женщине, и любовь к человеку, и любовь к миру.
В своём письме Л.Брик Маяковский пишет: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём». И вот это проявление любви «во всём» является отличительной особенностью творчества Маяковского. Мы, современные читатели, интуитивно ощущаем эту вселенную, даже если не сразу понимаем метафоричность строк. Почему не могут оставить нас равнодушными стихотворения Маяковского о любви? Потому что о самом интимном поэт говорит искренне, правдиво[4].
И как необходимы нам сейчас, в век жестокости и равнодушия, строки стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». В нём автор говорит о чёрствости людей и призывает нас быть добрее и милосерднее. Ведь в жизни каждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Знаменитая фраза «все мы немножко лошади» стала крылатой. И это является прямым доказательством актуальности творчества поэта.
В стихотворении «Необычайное приключение…» поэт разговаривает с солнцем на равных. Они оба труженики. И солнце, и поэт начали работать вместе день и ночь – и тьмы как не бывало. Так родился удивительный девиз Маяковского:
Светить всегда,
светить везде.
До дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!
Когда читаешь это стихотворение, душу наполняет необъяснимый свет и энергия, хочется творить, действовать и жить.
Таким образом, я глубоко уверен в том, что стихи Маяковского о нас и для нас, живущих в XXI веке. Маяковский сегодня звучит современно. Искренность, жертвенность, трудолюбие и стремление сделать мир лучше – вот ценности, о которых мы задумываемся, благодаря поэту, и которые пытаемся сохранить.
Маяковский – детям
У Маяковского немного стихов для детей (всего 14). Но некоторые из них стали шедеврами литературы для детей, на них воспитано несколько поколений. Это стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кем быть?», «Что ни страница, - то слон, то львица» и «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
Дети – это люди будущего. А будущее поэт хотел видеть светлым, красивым. И поэт воспитывает юных читателей, учит их быть настоящими людьми: честными, добрыми, трудолюбивыми, смелыми. Маяковский говорит с детьми о важных вещах честно. И ему веришь. Поэт обращается к ним с уважительной интонацией. Он уже не «гремит» во весь голос, не пугает своей напористостью. С.Я.Маршак в статье «Маяковский – детям» писал: «В любой детской книжке – будь то сказка, песенка или цепь смешных и задорных подписей под картинками, - Маяковский так же смел, так же честен, прям и серьёзен, как и в своей поэме «Хорошо!» или «Во весь голос». Он никогда не забывает, что его читатели – маленькие, всего по колено взрослому…Он беседует с ними о важных материях шутливо, ласково, уважительно…»[5].
В стихотворении «Кем быть?» поэт говорит об активном отношении к труду, жизни и в каждой профессии находит черты, привлекательные для ребёнка. Читая, ребёнок как бы играет в эти профессии, пробует себя в них. Стихотворение «Что ни страница, - то слон, то львица» - своеобразное путешествие по зоопарку. По жанру это произведение – стихотворные подписи. Поэт в шутливой форме даёт интересный познавательный материал и учит детей любви к животным. Это стихотворение проникнуто какой-то особой теплотой и гуманизмом[6].
И пусть некоторые персонажи стихотворений Маяковского для детей сегодня принадлежат истории (нет уже нэпманов, буржуев), в нравственном плане они по-прежнему актуальны. Сейчас детям как никогда не хватает простых и ясных понятий о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
3.1 Новаторство языка
Маяковский интересен, прежде всего, как новатор поэтического языка. Велики заслуги поэта в создании новой системы стихосложения. Можно с уверенностью сказать, что Маяковский совершил революцию в поэзии. Начало 20 века – время поиска нового языка. Экспериментируют со словом и ищут новый строй языка представители всех течений Серебряного века: символисты, акмеисты, футуристы. Но лишь Маяковскому удаётся создать новый, так называемый «акцентный» стих. Поэт «раскрепостил русскую рифму, провёл оригинальнейшие эксперименты в области рифмовки».
Главным является его метафорическое мастерство. Он умел создавать совершенно невероятные метафоры из любого явления.<…> Равного ему по метафорической насыщенности нет и… вряд ли появится в ближайшие полстолетия. При экспрессивной силе его стихов всё это создаёт уникальную поэзию и открывает совершенно новые пласты в языке... Интонации голоса Маяковского, его лексика, образный строй неповторимы».
Вслушаемся в строчки:
Если б был я
маленький,
как Великий океан, -
на цыпочки б волн встал,
приливом ласкался к луне бы.
Ю. Олеша в книге «Ни дня без строчки» писал о Маяковском: «Это был король метафор».
Влияние В.Маяковского на изобразительное искусство
Говоря о влиянии творчества В.Маяковского на культуру и общество, нельзя не сказать и о его вкладе в становлении советского изобразительного искусства. Маяковский, работая в «Окна РОСТА, создавал интересные рисунки с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами. Можно сказать, что поэт стоял у истоков рекламы. Кроме того, существуют разработанные поэтом афиши и обложки книг. Его рисунки отличаются подчёркнутой простотой, лаконизмом и необычайной выразительностью, удачной подборкой цвета. Работы Маяковского можно считать началом формирования современного дизайна.
Песни на стихи В.Маяковского
Ещё одним доказательством того, что творчество В.Маяковского по-прежнему востребовано, являются музыкальные альбомы «Живой Маяковский» (2005 г.) и «Живой Маяковский-2 (2008 г.). Этот проект имел большой успех, а песня группы «Сплин» «Маяк» (стихотворение «Лиличка!») стала хитом радиостанций. Главное, многие молодые люди после прослушивания песен заинтересовались поэзией Маяковского, полюбили её. Подтверждают это отзывы на форумах, посвященных творчеству поэта, и записи в блогах Интернет-пользователей.
Практическая часть
Социологический опрос
Я решил выяснить: интересно ли творчество поэта людям, живущим уже в 21 веке? Для этого был проведён опрос. Было задано 4 вопроса. Опрашиваемых разделили на две категории по возрасту. Вот данные социологического исследования:
1)Знакомы ли вы с творчеством Владимира Маяковского?
2)Можете ли вы прочитать стихотворения Маяковского наизусть?
3) Назовите любимое произведение Владимира Маяковского.
4) Как вы думаете, актуально ли творчество поэта в 21веке?
Таким образом, по результатам опроса видно, что Маяковского современный читатель знает, его творчество считает актуальным, но молодые люди всё-таки меньше цитируют Маяковского наизусть, чем старшее поколение. Есть различие и в любимых стихотворениях среди разных возрастных категорий. Во многом это объясняется разным подходом в обучении в советской и современной школе.
Маяковский в Интернет-ресурсах
Я решил не ограничиваться социологическим опросом и обратился к Интернет-ресурсам. Задача была поставлена такая: выяснить, как представлено творчество поэта в интернете, найти наиболее информативные сайты, посвященные творчеству Маяковского. Привожу их адреса:
«Новая Литературная сеть создала сайт о В.Маяковском, на котором собирает все возможные материалы, связанные с именем поэта: http://www.vmayakovsky.ru
Интересный сайт «Владимир Владимирович Маяковский». Здесь собраны материалы, связанные с жизнью и творчеством поэта. Информация дублируется и на английском языке: http://v-mayakovsky.com/
Стихи В.Маяковского можно найти на сайтах:
Викитека: http://ru.wikisource.org/wiki (нужно ввести «Стихотворения Маяковского)
Сайт «Владимир Маяковский»: http://er3ed.qrz.ru/mayakowsky.htm
Библиотека поэзии. В.Маяковский: http://mayakovskiy.ouc.ru/
Портал Lib.Ru/Классика: http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/
Фотогалерея:
http://www.vmayakovsky.ru/photo/
http://mayakovsky.biografy.ru/photo.php
Статьи о творчестве В.В.Маяковского:
http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/
http://er3ed.qrz.ru/mayakowsky-articles.htm-Владимир
Информационные сайты Государственного музея В.В.Маяковского:
http://www.mayakovsky.info/museum.html
http://www.vmayakovsky.ru/mmuseum
В социальной сети «ВКонтакте» найдено 1 436 сообществ, так или иначе связанных с именем В.Маяковского. Самые многочисленные группы, отличающиеся наибольшей информационной наполненностью (фотографии, аудиозаписи, видеозаписи, статьи, обсуждение творчества):
1.В.В.Маяковский. Послушайте! (21 651 участник)
2. Владимир Маяковский. Поэт. (3 977 подписчиков)
3. Владимир Маяковский (2 882 участника)
Изучение Интернет-ресурсов показало, что Маяковский интересен людям (это подтверждается большим количеством сайтов, форумов о Маяковском). Только взгляд на поэта и его творчество изменился. Если раньше в школах и ВУЗах его изучали как «официального поэта» советской власти, а стихи воспринимались как пропаганда, то сейчас Маяковский читается уже по-другому. Читатель 21 века отличается от читателя прошлого столетия. Наверное, нам сегодняшним, не хватает искренности, сильных чувств, нестандартности мышления. И мы находим это у Маяковского. Молодое поколение оценивает творчество поэта уже не с идеологических позиций, а с нравственно-эстетических.
Заключение
Итак, в ходе работы над проектом я пришёл к выводу, что творчество В.Маяковского продолжает оказывать влияние на современного человека, а проблематика произведений не теряет своей актуальности.
Несмотря на некоторое временное забвение в конце 20 века, обусловленное объективными причинами, в двадцать первом столетии Маяковский возвращается к читателю.
Данный проект заставил задуматься над вопросами: какова роль поэта в мире? Какие стихи обретают бессмертие, а какие уходят со временем? Маяковский перевернул мои представления о поэзии. Он сам взглянул на мир по-новому и заставил меня сделать это. Преодолев предубеждения, я учусь читать его стихи, понимать в них главное.
Владимир Маяковский – Поэт и Человек с большой буквы. Категоричный в своих чувствах и оценках, громогласный и даже грубоватый, но откровенный, прямой и честный. Надеюсь, что в XXI веке такие понятия, как искренность, нестандартность мышления, любовь к человеку и миру будут востребованы и Маяковский станет понятен и близок всем.
Закончить работу хочется словами Марины Цветаевой, которая, может быть, лучше всех поняла Маяковского-поэта и предсказала его стихам долгую жизнь: «…Говоря о данном поэте, Маяковском, придётся помнить не только о веке, нам непрестанно придётся помнить на век вперёд. Эта вакансия: первого в мире поэта масс – так скоро-то не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придётся не назад, а вперёд».
Список использованных источников
[1] Ю.А.Карабчиевский. Воскресение Маяковского. Изд.: «ЭНАС», 2018.
[2] Творчество В.В.Маяковского в начале XXI века: Новые задачи и пути исследования. Изд.: «ИМЛИ РАН», 2018.
[3] Творчество В.В.Маяковского в начале XXI века: Новые задачи и пути исследования. Изд.: «ИМЛИ РАН», 2018.
[4] А.М.Ушаков. На уровне Маяковского современная поэзия, к сожалению, не существует. Интервью от 20.07.19 Фонд Русский мир (информационный портал)
[5] С.Я.Маршак. Маяковский – детям (сайт marshak.ouc.ru/mayakovskiy-detyam.html)
[6] Ю.А.Карабчиевский. Воскресение Маяковского. Изд.: «ЭНАС», 2018.
Кактусы из сада камней
Весенняя гроза
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем осень: поле после сбора урожая
За еду птицы готовы собирать мусор