Жизнь монаха Иакинфа сложена и противоречива, увлекательна и трагична. В судьбе монаха очень много значило дружеское общение с таким известным поэтом как А.С.Пушкин. Мы не зря в списке друзей из близкого окружения Н.Бичурина назвали первым имя А.С.Пушкина. Именно знакомство с этим великим гением стало самой яркой страницей в творческой биографии.
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_druzhba_a.s.pushkina_i_n.ya_.bichurina.docx | 394.26 КБ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МБОУ «Верхнелащинская основная общеообразовательная школа Буинского муниципальнго района Республики Татарстан»
Секция: Друзья и поклонники китаеведа Никиты Яковлевича Бичурина
Великая дружба Никиты Яковлевича Бичурина и
Александра Сергеевича Пушкина
Работа ученика 8 класса
Андреева Михаила
Научный руководитель:
учительница чувашского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Андреева Л.А.
Верхние Лащи, 2020
Оглавление
Введение.
Актуальность выбранной темы.
Третье столетие отец Иакинф, переводчик Министерства иностранных дел, член-корреспондент Академии наук России, известный китаевед, автор многих научных трудов живет в народной памяти. Но даже сегодня многие страницы его жизни остаются тайной. Жизнь монаха Иакинфа сложена и противоречива, увлекательна и трагична. Не пережить все тяготы и невзгоды ему помогали друзья, среди которых ведущее место занимают ведущие деятели русской культуры и науки. В судьбе монаха очень много значило дружеское общение с таким известным поэтом как А.С.Пушкин. Благодаря поддержке друзей монах был освобожден из Валаамского заточения и мир увидел его труды.
Мы не зря в списке друзей из близкого окружения Н.Бичурина назвали первым имя А.С.Пушкина. Именно знакомство с этим великим гением стало самой яркой страницей в творческой биографии.
Методы исследования: знакомство и обработка исторических материалов, произведений художественной литературы.
Ценность полученных результатов заключается в выявлении новых сведений, касающихся ученого востоковеда Никиты Яковлевича Бичурина и великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Источники: произведения художественной литературы, исследовательские работы различных авторов.
Великая дружба Никиты Яковлевича Бичурина и Александра Сергеевича Пушкина.
В творческой биографии Никиты Яковлевича Бичурина важное место занимает его общение с ведущими деятелями русской культуры и науки.. После возвращения из Валаамского заточения в Петербурге он оказался в самом центре умственной и художественной жизни эпохи. В петербургские литературные салоны он вошел с репутацией талантливого ученого, страстного поклонника Востока.
Книги и статьи, привезенные им в Петербург, привлекли внимание общественных и литературных кругов русского общества. Появление трудов, в которых проявлялась горячая симпатия к китайской культуре, где впервые в России разрабатывались вопросы истории не только Китая, но и народов Средней и Центральной Азии, вызвало многочисленные отклики в печати.
Через журнал «Московский телеграф» Бичурин был связан с московскими литераторами: К.А.Неволиным, Ю.Венелиным… Хотелось бы отдельно остановиться на отношении Н.Бичурина и А.С.Пушкина. Это самая яркая страница в творческой биографии – знакомство и дружба с великим русским поэтом.
Профессиональные и личные контакты ученого и поэта – двух выдающихся представителей русской культуры первой половины ХIX столетия – привлекли внимание ряда советских исследователей – пушкинистов. Одни считают, что их личное знакомство состоялось около 1828г., после возвращения ссыльного поэта из с. Михайловского в Петербург. Другие называют дату 6 июня 1972 года, полагая, что они познакомились при посещении дома Карамзиных. В романе В Кравцова «Отец Иакинф» они знакомятся в доме, куда привел Шиллинг. Но труды Бичурина были известны Пушкину еще в Одессе и Михайловском. В библиотеке поэта сохранились комплекты журнала «Сибирский вестник» со статьями о жизни Бичурина и его исследованиях по истории и культуре Китая.
Совершенно естественно, что колоритная фигура бывшего Пекинского архимандрита, этого подвижника науки и вольнодумца в рясе, человека, несмотря на свой клобук, яростно влюбленного в жизнь и все ее малодоступные человеку радости, мыслившего широко и вольно, не отступавшего от своих убеждений, за что он и расплачивался полной мерой не могла не привлечь Пушкина, с его глубоким интересом к Востоку и жадным любопытством к людям с искренней симпатией относился к и, в знак почитания его гения, дарил ему свои книги.
Но в этом вопросе у исследователей нет единства. Некоторые исследователи считают, что в библиотеке хранились три книги, другие же утверждают о наличии двух книг. Достоверно известно, что отец Иакинф в самом начале дружбы подарил поэту свою книгу «Описание Тибета» с надписью «Милостивому государю моему Александру Сергеевичу Пушкину от переводчика в знак истинного уважения. Апрель. Переводчик Иакинф Бичурин» и в 1829 г-«Сань-Цзы-Цзин»(«Троесловие». Энциклопедия ХIIв.) с надписью «Александру Сергеевичу от переводчика» . Существует отзыв Пушкина: «Прочел с превеликим интересом. И совершенно с вами согласен: это прелюбопытная маленькая энциклопедия. Три слова в стихе – и бездна мысли. Нет, эта тоненькая книжка может дать для понимания любезного вам Китая больше, нежели толстые томы». О книге «Сань-Цзы-Цзин, или Троесловие, переведено с китайского монахом Иакинфом». В предисловии было сказано «В сей книжке изложены все философские умствования китайцев с изъяснением понятий и выражений, странных для европейца…»
С этой книгой Бичурин навестил Пушкина:
-Александр Сергеевич, опять дарю от чистого сердца, яко переводчик сей удивительной книги…
Пушкин не только читал, но даже изучал труды Бичурина, черпая из них факты для своей работы. Монах бывал в доме поэта, познакомился с его друзьями, и вот что странно: Иакинфа чтили люди, любившие и поэта, а травили его те же самые враги, которые травили и Пушкина.
-Прямо чудеса! - судачили сплетники. – Этот монах родился в русской деревне под Чебоксарами, а глаза у него сами собой превратились в узенькие щелки, как у китайца. Неужели пребывание в Пекине способно так изменить человека?...
Не оставив своих эпикурейских привычек, Бичурин сам давал публике немало поводов для анекдотов. Его часто видели на столичных проспектах в окружении дам полусвета: женщины бережно вели его под руки, а сам кавалер был в монашеском подряснике, но клобук заменял модной шляпой, как денди. Позже он угодил в веселую компанию Брюллова, Глинки и драматурга кукольника; подобрав края рясы, Иакинф отплясывал там вприсядку, словно загулявший деревенский парень.
Святейший синод. Конечно, был достаточно извещен обо всех его фокусах. Но что он мог поделать с Бичуриным, если в его услугах постоянно нуждалось министерство иностранных дел, а сам император Николай I отсчитывал сотни рублей для издания его научных трудов.
Министерские чиновники отзывались о Бичурине:
-До чего же негодный монах! Но смотрите, что творится с его книгами: их читают не только в публике, но даже министры.
Сочинения отца Иакинфа высочайше предписано иметь в университетах, они рекомендованы для гимназий...
Наконец случилось небывалое: востоковеды Европы спешно исправляли свои прежние труды о Китае, Джунгарии и Монголии, ибо допустили в них немало ошибок, а теперь сверяли свои знания с работами русского монаха.
Сочинения отца Иакинфа высочайше предписано иметь в университетах, они рекомендованы для гимназий...
Эта дружба двух великих людей как бы была ниспослана богом. Они много общались, спорили, полагая, что в споре рождается истина. «Наиглавнейшее – это сама жизнь. Не обстановка, в коей вы живете. Это дело десятое. Ее можно и изменить, да она и меняется – по твоей воле или по воле обстоятельств. Надо радоваться каждому новому дню как благу, ниспосланному тебе свыше,»-говорил А.С.Пушкину Н.Я.Бичурин.
А.С.Пушкин так был воодушевлен рассказами отца Иакинфа о Китае, что готов был в 1830 году отправиться в научную экспедицию в район Халха-Монголия, на границу с Китаем. Этому событию вдохновленный поэт посвятил следующие строки:
Поедем, я готов: куда бы вы, друзья,
Куда б ни вздумали, готов за вами я
Повсюду следовать, надменно убегая
К подножию ль стены далекого Китая,
В кипящий ли Париж, туда ли, наконец,
Где Тасса не поет ночной гребец…
Но царь отказал Пушкину в поездке в Китай. Как вы думаете, почему? Это был 1830 год. Это путешествие – повод для встречи с ссыльными друзьями – декабристами, поэтому опасался государь отпускать поэта. Доказательством этому служит рассказ Бичурина о том, что по пути в Кяхту он навестил декабриста Бестужева в Петровском заводе и получил от него драгоценный подарок – четки и железный крестик, сделанный из кандалов ссыльных.
Но надеждам не суждено было сбыться, так как 17 января 1930 года он получил отказ на свое прошение, и экспедиция уходит без поэта. А для Пушкина это было не просто бегством. Вдохновленный рассказами Иакинфа об этой далекой и таинственной в то время стране, Пушкин так мечтал об этой поездке! Ему нужно было самому увидеть настоящий Восток! Россия всегда была между Востоком и Западом. Пушкину было ясно, что нельзя понять общего хода истории, над которым он так много размышлял в эти годы, ограничив себя лишь пределами Запада. Отец Иакинф прав – древняя история Египта, Греции, Иудеи, Рима. У каждого народа своя история, и она отмечена неповторимыми чертами.
-Мы двигались скачками. Там, судя по рассказам Иакинфа, шли шаг за шагом. Или топтались на месте. Нужно самому разгадать эту тайну, о которой они столько спорили с Иакинфом. Кто знает, как бы сложилась судьба Пушкина, если бы ему разрешили поехать в Китай? Поездка Бичурина, продолжавшаяся почти два года, не оборвала его связей с Пушкиным. И из Сибири, с китайской границы, Иакинф посылал в редактировавшуюся Пушкиным и Дельвигом “Литературную газету” письма, очерки, переводы. В том числе один из первых в русской литературе очерк о Байкале. Очерк был опубликован в составлявшемся при деятельном участии Пушкина альманахе “Северные цветы” на 1932 год, посвященном памяти Дельвига. Кстати, рукопись очерка сохранилась в бумагах Пушкина. Когда через два года Иакинф вернулся в столицу, Пушкин жадно расспрашивал ученого монаха о Китае, о томящихся на каторге декабристах, к которым, преодолев неимоверные трудности, тот пробрался, про его путешествие по Оренбургским степям. Как известно, Пушкин задумал тогда книгу о Пугачеве. Ему понадобились материалы о калмыках, которые принимали участие в восстании Пугачева, и, узнав об этом, Иакинф предоставил в распоряжение поэта рукопись своей еще не опубликованной книги “Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с ХV столетия до настоящего времени”. Книга вышла в свет в 1834 году, а работа Пушкина над историей Пугачева была завершена в 1833. Приводя в “Истории Пугачева” пространный отрывок из рукописи Иакинфа, Пушкин писал: “Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков мы обязаны отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком. С благодарностию помещаем здесь сообщенный им отрывок из не изданной еще им книги о калмыках”.
Именно в это время, в ходе работы над «Историей Пугачева» побывал на родине своего друга. По преданию, Александр Сергеевич посетил могилу матери.
Пушкин принял участие в обряде чувашской свадьбы (подтверждено архивными материалами). Поэт был поражен красотой чувашского наряда невесты, песнями, танцами.
Чувашские художники создали несколько картин на сюжет пребывания на чувашской земле.
Н. Сверчков - картину «Пушкин в Чувашии».
Н. Овчинников - картину «У родника».
В январе 1838 года возвращается в Петербург. Начинается последний этап научной деятельности знаменитого ученого. Но теперь ему придется работать и за друга. Реализовать планы и осуществлять замыслы близких друзей – и, безвременная кончина которых стала печальным событием в жизни.
«Человек должен умереть, когда все, что он мог совершить, сделал»-сказал однажды в разговоре с Пушкиным Бичурин. Страстному желанию Пушкина попасть в Поднебесную не суждено было осуществиться при жизни поэта. И все же он пришел в Китай – творчеством своим, стихами, которые как оказалось, неподвластны ни времени, ни границам, ни каким бы то ни было козням и запретам.
Заключение.
Итак, мы пришли к выводу, что именно Никита Бичурин и Александр Пушкин являются частью России, её гордостью с мировым именем. Среди имен, оставивших след в развитии культуры чувашского народа, они занимают видное место. Именно Н.Бичурин стал вдохновителем и собеседником для А.Пушкина. Пушкин же в свою очередь был покровителем и единомышленником Н.Бичурина. Общение с Бичуриным не осталось бесследным для великого классика русской литературы.
Оказалось, что в ходе этих общений были написаны труды А.Пушкина (роман «Капитанская дочка»). В ходе своего исследования мы доказали, что изучение предмета чувашской литературы является прямым дополнением к предмету русской литературы.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.П. В..Денисов. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. Чеб.,Чув. кн. изд, 1997.
2. Бичурин вечной памяти. Чеб.:Чув. кн. изд., 1991.
3. В. Кривцов. Отец Иакинф. Ленинград: «Худ. литература», 1988.
4. С. Яранская. Пушкин и Чувашия. Народная школа, 1999, №3.
5. . Пушкин и его окружение. – 1989
6. Большая советская энциклопедия.-1970
Н.Бичурин А.С.Пушкин
С.-Петербург. Могила
архимандрита Иакинфа на
Лазаревском кладбище
Александро-Невской лавры
Общение двух гениев «Наиглавнейшее – это сама жизнь. Не обстановка, в коей вы живете. Это дело десятое. Ее можно и изменить, да она и меняется – по твоей воле или по воле обстоятельств. Надо радоваться каждому новому дню как благу, ниспосланному тебе свыше,» -говорил А.С.Пушкину Н.Я.Бичурин.
А.С.Пушкин поэт, В.А.Жуковский писатель, В.Ф.Одоевский, Н.В.Гоголь писатель, И.А.Крылов баснописец, М.П.Погодин академик. Друзья Бичурина .
В ходе работы над «Историей Пугачева» А.С.Пушкин побывал на родине своего друга Н.Я.Бичурина А.С.Пушкин принял участие в обряде чувашской свадьбы. Поэт был поражен красотой чувашского наряда невесты, песнями, танцами.
А.С.Пушкин на родине Н.Я.Бичурина Чувашские художники создали произведения на сюжет пребывания А.С. Пушкина на чувашской земле. Н. Сверчков - картину «Пушкин в Чувашии». Н. Овчинников - картину «У родника».
Л. Нечаев. Яма
Просто так
Хитрость Дидоны
Две лягушки
Чайковский П.И. "Детский альбом"