Исследовательская работа по теме
Вложение | Размер |
---|---|
slova-parazity.doc | 58.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Федуринская основная общеобразовательная школа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Слова-паразиты в речи современной молодежи»
Выполнил:
ученик 9 класса
Волков Александр
Руководитель:
Куликова
Елена Евгеньевна,
учитель русского языка
и литературы
2014 год
Оглавление
І. Введение………………………………………………………………. 3
ІІ. Основная часть………………………………………………………..4
Глава 1.Теоретическое содержание исследования
значение………………………………………………………4
Глава 2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся Федуринской школы…………………………..…………………6
Глава3.Способы избавления от слов-паразитов…………………6
ІІІ. Заключение……………………………………………………………7
IV. Список использованной литературы……………………………..…8
I.Введение
Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали появляться лишние слова, так называемые слова-паразиты Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Вот поэтому мы и решили заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи.
В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О.Б. Сироткина), «вставные элементы» (Т.А. Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А. Земская). Самое распространенное определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь. Они могут являться результатом навыка, приобретенного в говоре и перенесенного в литературную речь.
Исследовав данную проблему, мы попробовали вывести определение самостоятельно. В словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование слова «Паразит»: «организм, питающийся за счет другого организма и вредящий ему». Следовательно, слова-паразиты – это слова, замещающие в устной речи равные им по значению слова литературного языка и существующие за счет этого.
Актуальность: проблема исследования обоснована тем, что наш родной язык засоряется ненужными словами, речь становится малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования: речь учащихся МБОУ «Федуринская оош» деревни Федурино Городецкого района
Предмет исследования: употребление слов-паразитов
Цель исследования: изучить проблемы засоренности речи словами-паразитами в нашей школе и определить причины их употребления.
II.Основная часть
Глава 1.Теоретическое содержание исследования
Мы проанализировали слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся нашей школы и среди взрослых людей. Приведем примеры некоторых из них.
истинное значение
Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:
Изучив случаи употребления данных и подобных им слов, мы пришли к выводу, что слова-паразиты могут:
Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников.
Другая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют выразить одним словом несколько эмоций сразу, например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в молодежной среде. Часто подростки сами придумывают такие слова, для того чтобы выразить себя, выделиться среди других, или заимствуют их из грубой жаргонной лексики.
Заметим, что многие «слова-заменители», «вставные элементы» пришли и приходят в молодежную среду из фильмов и книг. В этом случае подобные слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа.
В роли слов-паразитов часто выступают целые высказывания. Например, автор повести «Таня Гроттер» Дм. Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу,повторяемую им каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!» Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьезное и страшное в веселое.
Таким образом, мы видим, что слова-паразиты литературных персонажей являются составной частью общей характеристики героев: слова помогают выявить жизненную позицию героев, их прошлое, сегодняшние пристрастия, иногда пороки. Но если с помощью слов-паразитов можно характеризовать литературных персонажей, то у реальных людей тоже могут встречаться слова-паразиты, раскрывающие характер человека.
Но во всех случаях сверхчастотное употребление этих «лишних слов» портит нашу речь.
Глава 2. Исследование употребления слов-паразитов и сквернословия в речи учащихся Федуринской школы
Чтобы узнать, какие слова-паразиты подростки и взрослые используют чаще в нашей местности, мы провели социологический опрос и анкетирование. Всего было опрошено 32 человека – учащиеся 5-9 класса. Из них лишь 20% замечают использование слов-паразитов и пытаются исправить свою речь; 55% опрошенных иногда замечают слова-сорняки, но не пытаются исправить это недоразумение, так как не считают его зазорным; 25% человек никогда не замечали использования слов-паразитов в своей речи. На основании наблюдений на уроках и во внеурочное время мы составили частотный словарь слов-паразитов. Самым популярным является слово «Ваще», затем – «Типа», третью позицию занимает «Короче», четвертую – «Ну».
Глава3.Способы избавления от слов-паразитов
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать некоторые рекомендации для тех, кто желает исключить из речи слова-паразиты: 1) читать хорошую литературу; 2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой; 3) практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы; 4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах. Все это ведет к повышению общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
III.Заключение
Итак, засоряют ли нашу речь слова-паразиты? И да, и нет. Одна группа слов-сорняков не только обедняет язык, но и делает его примитивным, безликим. Это слова «типа», «значит», «короче», «ну» и другие. Сами они не несут никакой смысловой нагрузки, ни о чем не говорят слушателю, а создают препятствия в потоке речи, что значительно затрудняет общение. Кроме всего прочего, данная группа слов может свидетельствовать о скудости лексикона и ограниченности мышления некоторых говорящих. По моим наблюдениям, эти слова-сорняки чаще всего встречаются у подростков. Они отвечают свой ответ на уроке со слова «Ну…», а разговор с приятелем со слова «Короче».
Другая группа слов, наоборот, оживляет и окрашивает речь, придает ей энергию чувств и желаний. Это слова «Реально», «Собственно говоря», «Ёлки-палки» и подобные. В разговоре они подчеркивают настроение говорящего. По нашим наблюдениям, слова второй группы чаще употребляются в конкретной ситуации как реакция на боль, радость, гнев, удивление. Такие эмоциональные состояния могут быть вызваны радостью от неожиданной встречи, получения чего-либо, приятного совпадения, а могут быть вызваны несчастным случаем (падение, удар), страхом и прочими факторами.
Выбор человеком того или иного слова свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках.
Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
IV.Список использованной литературы
1. Головин Б.Н. Как говорить правильно -М.: Просвещение, 1988.- 106с.
3. Ильяш М.И. Основы культуры речи - Киев - Одесса, 1984.- 104с.
4.Кронгауз М. Русский язык на грани срыва http://www.docme.ru/doc/96890/krongauz-m.-a.---russkij-yazyk-na-grani-nervnogo-sryva---2008
5. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., Просвещение,1985.- 305 с.
6. Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004г.
7. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»- М.: Просвещение, 2004г.
8. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи – М.:Просвещение, 2001. – 125 с.
9. Розенталь Д.Э. Культура речи
9. Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.
Соленая снежинка
Как нарисовать портрет?
Сказочные цветы за 15 минут
Никто меня не любит
Как я избавился от обидчивости