В данной работе ученица 6 класса МАльцева Ирина исследует тексты произведений А.С.Пушкина «Зимнее утро» и "Зимний вечер", даёт восприятие, истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел произведения.
Особое внимание она уделяет лексике произведений, не без основания полагая, что основной материал создания стихов – слово. Кроме того проводит довольно глубокий анализ фоники произведения в разных её аспектах и отвечает на вопрос: сам ли он изобрёл этот способ делать свою поэтическую речь подчёркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения, т.е. музыкальной?
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_russkaya_zima.doc | 121.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №25»
Секция «Литература 6 класс»
Изображение русской зимы в стихотворениях
А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер»
Автор:
Мальцева Ирина Андреевна
ученица 6 класса «Е»
Руководитель:
Петренко Ольга Михайловна,
учитель русского языка
и литературы
Абакан, 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. ….3
Глава 1. Сравнительный анализ стихотворений « Зимнее утро» и «Зимний вечер» с точки зрения идейно-тематического содержания……………….………5-6 1) Тема стихотворений…………………………………………………………........5
2) Идейное содержание…………………………………………………………..5
3) Время написания………………………………………………………………5
Глава 2. Языковое оформление стихотворений………………………………..7-12
1) Зрительное восприятие стихотворений…………………………………...…7
2) Средства выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения)……...…7
3) Звуковой строй языка……………………………………………………...….8
4) Лексический анализ стихотворений………………………………….…..…..9
5) Стилистические фигуры языка…………………………………………...…11
6) Цветовое оформление звуков стихотворений………………………….…..12
Заключение………………………………………………………………………….14
Литература………………………………………………………………………….15
Приложение……………………………………………………………………..16-17
Введение
В поэзии Пушкина, опять-таки впервые,
явилась нам и русская зима, не загрими-
рованная никакими мифологическими
поэтизмами, поэтическая сама по себе,
с этим ослепительным блеском снегов,
с долгими вечерами у камина,
с неистовством зимних бурь, с
апофеозом русской красоты, которая
лишь ярче пылает в «пыли снегов».
Всеволод Грехнёв.*
Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Она является не только темой поэзии, но и её идеалом – примером истинной красоты, гармонии, жизненной стойкости, целесообразности.
У Пушкина, замечательного русского поэта, есть удивительные стихи, знакомые мне ещё с начальных классов, - «Зимний вечер» и «Зимнее утро». Они воспевают красоту русской зимы с её ослепительным снегом, украшающим бескрайние равнины, с завыванием бури, со снежными бурями, ярким солнцем. Мне нравится высказывание Всеволода Грехнёва: «Природа предстаёт в лирике поэта как естественная среда обитания человека, и в таком отношении к ней проступает цельность народного восприятия природы, … гармоническая связь человека и природы воспринималась не как идеал, а как ещё не исчерпавшая себя реальность национальной жизни».[5]
Но всё-таки человек в поэзии Пушкина зависит от природы в самых высоких своих проявлениях, в творческих взлетах, «душа бессознательно ищет единения с природой».[5]
Избранная тема моей работы привлекла меня тем, что представилась возможность попытаться дать истолкование, оценку двум замечательным стихотворениям, в которых поэт выражает свои чувства к русской зиме, попытаться при сравнении отметить общее и различное, проанализировать языковое оформление.
Актуальность темы данной работы объясняется необходимостью глубже понять творчество А.С. Пушкина, повысить общий уровень культуры. Полностью согласна с мыслью, что «картины природы в поэтических текстах обычно связаны с выражением чувств и мыслей автора. Лирические пейзажи показывают его душевное состояние и настраивают читателя на сопереживание».[5]
Объект исследования: стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер».
Предмет исследования: языковое оформление стихотворений.
Цель работы: проанализировать стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер», доказать, что языковое оформление стихотворений поэта способствует глубокому раскрытию идейно-тематического содержания.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер» с точки
_________________________________________________________________
*Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики//Нижний Новгород 1994 год, стр. 9.
зрения идейно-тематического содержания, отметив в них общее и различие.
2. Дать истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка стихотворений, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел стихотворений.
В качестве методов исследования были использованы:
Глава 1. Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина с точки
зрения идейно-тематического содержания.
Человек и стихия (вьюга) живут по разным законам. Эти законы не согласованы, но таинственным образом взаимообусловлены.
На морозе лирический герой как человек русский особенно явно ощущает своё тепло, испытывает прилив энергии, вдохновения.
У замечательных стихотворений А.С. Пушкина можно отметить общее. Оба посвящены описанию чувств поэта, которые появляются в душе при изображении зимнего пейзажа (в этом проявляется тема).
«Зимнее утро» дает возможность почувствовать нам, читателям, что поэт восхищен красотой зимнего утра, настроение у поэта бодрое, веселое, ничем не омраченное:
Мороз и солнце; день чудесный!
Даже воспоминание о вчерашней вьюге не снижает жизнерадостного мировосприятия. Поэта радует все: прелесть морозного утра, великолепие окрестностей, уют домашнего тепла, ожидаемая прогулка в санках по утреннему снегу:
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
Поэтому ясно, что идея стихотворения «Зимнее утро» заключена в утверждении: лирический герой (а под ним подразумевается сам Пушкин) очарован красотой зимнего пейзажа. Поэт запечатлел не просто разнообразие мира, но показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. В этом убеждают эпитеты, сравнения, метафоры, инверсии, восклицания поэта.
Поэтический шедевр «Зимний вечер» тоже описывает зимний пейзаж (тема стихотворения), только чувства поэта в нем иные: печальные, тревожные.
«Ветхая лачужка и печальна и темна», - так пишет поэт. Ему грустно потому, что за окном «буря небо мглою кроет». Поэт чувствует себя одиноко, тоска гложет его: ведь он вдали от друзей, от Москвы. И только любимая няня может скрасить одиночество:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: Где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Именно последняя строчка стихотворения «Сердцу будет веселей» убеждает нас, читателей, что все будет хорошо: зимняя буря когда-то закончится, и тогда на душе станет спокойнее. Не случайно данная строчка «Сердцу будет веселей» повторяется дважды, в середине и в конце стихотворения.
Очень важно и время написания: оно помогает объяснить душевное состояние поэта.
Стихотворение «Зимний вечер» написано Пушкиным во время пребывания в ссылке в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки, зимой 1825 года. На юге Пушкина окружали яркие картины природы — море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера. Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. На душе тогда было неспокойно, тревожно. Поэт признавался в письмах друзьям: «Михайловское душно для меня…», «Мне скучно в деревне», «Скучно - мочи нет», «Мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство». [5]
Если глубже анализировать идейный смысл стихотворения «Зимний
вечер», то уместно вспомнить слова критика В. Грехнева: «Нет ничего аллегорического, ничего, что явно указывало бы на рождение нового смысла. Но и в этом стихотворении поэтическая идея как бы перерастает себя, поражая резонанс, намекающий на «общее состояние мира». [2]
А стихотворение «Зимнее утро» датируется 3 ноября 1829 года. Оно было написано в селе Павловское Тверского края, где очень любил бывать Пушкин. Тут жили его друзья, со многими из которых он постоянно поддерживал тёплые отношения. Тверские деревни помогали обрести поэту душевное равновесие, столь необходимое для пробуждения поэзии. Пушкина привлекала тишина, покой, природа этих мест. В это время поэт чувствовал себя спокойно и умиротворенно, поэтому понятно, почему так радостно воспринимается красота зимнего пейзажа:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А.С. Пушкин показывает восприятие зимы русским человеком. Зима не усыпляет, но, наоборот, зовёт к пробуждению. Природа слепа, она не знает, что такое добро и зло, её активность часто враждебна человеку («мгла носилась» - без цели, ради самого движения). Но она у Пушкина стремится к гармонии, к восстановлению равновесия.
Итак, обобщим сказанное в первой главе.
1. Общее для данных стихотворений:
- один и тот же автор;
- описывается одно время года – зима (общая тема);
- автор выражает свои чувства к зимней природе (через ее восприятие);
2. Различие в стихотворениях:
- описывается разное время суток (в «Зимнем утре» - утро, в «Зимнем вечере» - вечер);
-идейный замысел (в «Зимнем утре» выражается жизнерадостное настроение, а в «Зимнем вечере» - грустное, печальное, но с надеждой на иные чувства);
- годы написания (1825г. – «Зимний вечер» , 1829г. – «Зимнее утро»);
3. Идейно-тематическое содержание стихотворений убеждает нас о безграничной любви поэта к родной природе. Поэт воспел русскую зиму с ослепительным блеском снега, со снежными бурями, с долгими зимними вечерами, с завыванием бури, с ярким солнцем.
Глава 2. Языковое оформление стихотворений.
Зрительное восприятие стихотворений.
Первая, третья и четвертая строфы стихотворения «Зимнее утро» позволяют нарисовать (мысленно, а можно и наяву) зимний пейзаж. Русская зима не богата красками, но картина, рисуемая под впечатлением поэтических строчек, такая: на первом плане бело-голубой снег, переливающийся на солнце всеми цветами радуги; вдали – лес, справа берег речки, соперничающей со снегом в блеске. Палитра красок разнообразна: это и голубой цвет («под голубыми небесами»), и черный («прозрачный лес один чернеет»), и зеленый («ель сквозь иней зеленеет»). Все сверкает, сияет: в строфе дважды повторяется однокоренные слова «блестя» и «блестит».
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Словом «блеск» связаны третья и четвертая строфы:
Вся комната янтарным блеском
Озарена.
И в комнате, из окна которой виден зимний пейзаж, тоже солнечный блеск. Только блеск этот уже не холодный, зимний, а теплый, золотисто-коричневый, янтарный. А ко второй строфе стихотворения «Зимнее утро» можно нарисовать и другую картину: темное небо, все пронизанное снежными вихрями и тучами, а в середине - желтое пятно («луна, как бледное пятно»). Такая пейзажная зарисовка, передающая тревогу, явно контрастирует с первой.
Когда читаешь стихотворение «Зимний вечер», то в воображении и наяву рисуется такая же картина: на сплошном черном фоне вдруг яркое оранжево-желтое пятно, но оно символично говорит нам, читателям, о том, что буря закончится и «сердцу будет веселей».
Средства выразительности.
Стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Об этом говорят восклицания поэта: «Мороз и солнце; день чудесный!», «Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!». Яркие и звучные эпитеты: чудесный (день), прелестный (друг), великолепные (ковры), милый (друг), милый (берег) – показывают на силу чувств поэта, которые его переполняют. Именно они, эпитеты, помогают поэту передать свою радость, бодрость, восторг. Интересно, что поэт противопоставляет великолепие зимнего утра по контрасту со вчерашней бурей (такой прием - антитеза). Если утром «Мороз и солнце; день чудесный!», то ему, великолепному утру, предшествовал такой вечер, когда «вьюга злилась», «мгла носилась». Антитеза используется Пушкиным для усиления радостного настроения. Казалось бы, слова из второй строфы «мутном, бледное, мрачные, чернеет, зеленеет, бурую, пустые» должны омрачить картину чудесного утра, но этого не происходит, потому что много светлых, световых слов: солнце, звездою, блестя, прозрачный, блестит, блеском, озарена.
А в стихотворении «Зимний вечер» настроение поэта скорее грустное, печальное, потому что оно отражает реальность быта опального поэта, чьим единственным спутником была няня Арина Родионовна. Критик Е.Г. Чернышева пишет: «Природная стихия, метель, усугубляя ощущения тоски, совмещает в себе черты зверя и дитяти, зла и печали, мучит и жалуется. Ей противостоит мир «бедной лачужки»: поэзия деревенских вечеров, гармония теплых отношений двух людей разных сословий и возрастов, простота речи и красота русской песни. Фольклорный образ живущей за морем синицы связан с воспоминанием о далекой возлюбленной». [13, стр. 82]
Ю.М. Лотман, часто обращавшийся к анализу лирики А.С. Пушкина, отмечает, что «Зимний вечер» построен на противопоставлении мира бури и мира дома. Мир бури – это мир внешний, который находится за пределами дома, это пространство безграничное, лишённое покоя; мир дома – это мир внутренний, это пространство внутри «бедной лачужки», пространство малое и спасительное. [9, стр. 227]
Мир бури мир дома нарисованы в четырёх строфах стихотворения. Лейтмотивы строф – «Буря», «Ветхая лачужка», «Спой мне песню…», «Сердцу будет веселей».
Для точного выражения чувств используются эпитеты, выраженные прилагательными в краткой форме, «печальна», «темна». Олицетворения, рисующие бурю: то она завоет, то заплачет, то в окошко застучит…- помогают образно представить разыгрывающуюся стихию. Интересны и сравнения, характеризующие разыгрывающую бурю. То это зверь («то, как зверь, она завоет»), то это дитя («то заплачет, как дитя»). Такие разные сравнения использует поэт для более точного выражения чувств.
Звуковой строй языка.
Наблюдение над звуковым оформлением стихотворений показывают, что в обоих стихотворениях используется такой прием звукописи, как аллитерация. В стихотворении «Зимнее утро» читаем:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Мы чувствуем звуковую выразительность всей первой строфы, в которой согласные звуки р и с сочетаются в звучном аккорде и «спорят» друг с другом: если в первом и шестом стихах преобладает звук с, то во втором-пятом – звук р. Раскатистый звук р в первой строфе повторяется четырнадцать раз. Лирический герой желает разбудить возлюбленную, чтобы поделиться счастьем, которое переполняет его. Неслучайно оба предложения в первой строфе восклицательные.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче…погляди в окно…
Во второй же строфе звуковой состав меняется: завывание вьюги помогают услышать сонорные носовые л, м, н в сочетании с гласными. Меняется и эмоциональный настрой: «мутное небо», «бледное пятно» луны, «тучи мрачные» вызывают печаль героини.
Вчерашний хмурый и тоскливый вечер противопоставляется сегодняшнему радостному утру: «Вечор… а нынче… погляди в окно…». Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Благодаря такому приему мы, читатели, ярче оцениваем всю прелесть утра.
В третьей строфе не слышно звуков (наверное, потому что герой стихотворения находится в доме и видит зимний пейзаж из окна), зато в четвертой строфе мы отчетливо слышим треск затопленной печи. Тавтология «треском трещит» художественно оправдана.
А в стихотворении «Зимний вечер» аллитерация (сочетание согласных звуков) помогает поэту, томящемуся вдали от друзей под домашним арестом, точнее передать свои чувства:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные, крутя
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Раскатистый звук р, приглушенный глухой т в сочетании со звонким д, глухие к, х, взаимодействуя со звонкими в, з, передают завывание бури, а значит и внутреннее состояние человека, чувствующего себя тревожно, печально, одиноко.
Стихотворение «Зимнее утро» состоит из пяти шестистиший - 30 строчек, которые рифмуются по схеме: 1-2, 3-6, 4-5. Поэт использует совсем не таинственный размер стиха – ямб, придающий стиху выразительность, мажорность, живописность. А другой поэтический шедевр «Зимний вечер» написан двусложным размером стиха - хореем, придающим стихотворению некую тревожность. Рифмы, используемые поэтом, опоясывающие. Всего четыре восьмистишия, 32 строчки (строчки рифмуются по схеме:1-3, 2-4, 3-7, 6-8).
Лексический анализ стихотворений.
Лексика стихотворения «Зимнее утро» очень многообразна: употребляются устаревшие слова («нега» - наслаждение, «нынче» - сейчас, «озарена» - освещена, «велеть» - приказать, «предадимся» - отдадимся); диалектная («вечор» - вчера, «запречь» - запрячь); книжная («Аврора», «прелестный»…). Гармоничное переплетение разных слоев лексики придает стихотворению и необыкновенную возвышенность чувств (при употреблении устаревшей и книжной лексики), и восхищение русской природой, и выражение народной любви к русскому пейзажу (в этом помогают диалектные слова). Интересен факт: в черновике стихотворения последняя строчка четвертой строфы была «Коня черкесского запречь». Потом А.С.Пушкин изменил ее: «Кобылку бурую запречь». Такая замена, думается, точнее выражает авторский замысел: диалектные слова передают любовь народа и самого поэта к русской природе, скромной, но необыкновенно дорогой и красивой. В Михайловском (а данное стихотворение написано пусть и вдали от него, но по впечатлениям от пребывания в данном имении) поэт не только скучал, но и работал. А.С. Пушкин признавался жене: « Ты не можешь представить, как живо работает воображение, когда сидишь один между четырех стен или ходишь по лесам, когда никто не мешает думать» [8]. А природа помогала поэту: «Приятно думать у лежанки».
В «Зимнем утре» поэт использует глаголы повелительного наклонения («проснись», «открой» «явись», «погляди»), которые призывают читателя проникнуться всей полнотой жизни. Жизнь удивительна, потому что в ней есть гармония. Эта мысль выражена уже в первой строчке:
Мороз и солнце; день чудесный!
День чудесен благодаря гармоничному сосуществованию мороза и солнечного тепла, света. Человек не может в полной мере насладиться красотой солнечного утра, если в его жизни не было мрачного, тоскливого вечера. Свежесть морозного утра сильнее почувствуешь только тогда, когда посидишь у затопленной печки.
Если сравнить лексику стихотворений, то можно отметить некоторое сходство. В стихотворении «Зимний вечер» находим эпитет «печальна», слово «друг»:
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бурей завываньем
Ты, мой друг, утомлена…
А в стихотворении «Зимнее утро» встречаем те же слова:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня. (Курсив мой - М.И.)
В данном стихотворении лирический герой (сам автор) предстает перед нами простым, добрым, близким народу. Об этом свидетельствуют и диалектные слова, и короткие предложения, и обращения, и интонация непринужденного разговора, и общий тон. Таким же простым, искренним предстает поэт в стихотворении «Зимний вечер». На душе ему немного тревожно, потому что «Буря мглою небо кроет». Но рядом верная и любящая душа – няня Арина Родионовна Михайлова. Поэт благодарен ей. Об этом говорят слова, с какими он к ней обращается: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной
юности моей».
Лексика стихотворения большей частью простонародная, диалектная, а слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «старушка», «подружка», «лачужка» – выражение нежности, любви, душевности поэта.
Стилистические фигуры языка.
Отдельно хочется сказать о стилистических фигурах поэтического текста (повторы, инверсия, антитеза, риторический вопрос). Повтор есть и в «Зимнем утре». Слово «милый» повторяется дважды: «друг милый», «милый берег». Но это повтор слова в разных строфах стихотворения, а в «Зимнем вечере» иные повторы. В первой строфе союз «то», четырежды повторяясь при употреблении однородных членов предложения, выполняет свою роль: вселяет в читателя, как и в поэта, чувства тревоги, беспокойства:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
По поводу данных строчек хочется сказать особо: они начинают стихотворение, а затем, полностью повторяясь, заканчивают стихотворение, то есть получается своеобразное обрамление. Выходит так: в центре снежной бури лачужка с окном, из которого виден разбушевавшийся мир. В лачужке двое – поэт и его няня. Да, грустно, печально, тоскливо. Если выписать слова и выражения, называющие место или положение в пространстве: буря, небо, вихри снежные, кровля, лачужка, кровля, за морем, за водой, - то видно, что самое теплое место стихотворения связано со словами «лачужка», «окно». Таково художественное пространство стихотворения. Не случайно в моем рисунке на черном фоне выделяется оранжевое пятно – как свет надежды. На изменение к лучшему говорят слова в стихотворении: «Сердцу будет веселей». Домашний очаг, то есть лачужка, как спасение от сложностей мира сего. Кстати, в стихотворении «Зимнее утро» тоже находим описание домашнего очага:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
В «Зимнем утре» поэт восхищается красотой природы (идея стихотворения), затем от любования природой переходит к описанию интерьера (внутреннего очага), к передаче ощущения мира и покоя в доме.
Если продолжать мысль о повторах, то союз «или» дважды повторяется во второй строфе («Зимний вечер»):
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Слово «выпьем» употребляется дважды:
Выпьем, добрая старушка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Данные повторы, а также риторические вопросы (их четыре), антитеза (противопоставление, о котором говорилось выше) – это тоже авторские приемы, помогающие передать состояние души поэта.
В обоих стихотворениях поэт использует инверсию. В «Зимнем утре» читаем: «день чудесный», «друг прелестный», «поля пустые», а в «Зимнем вечере» - «по кровле обветшалой», «путник запоздалый». Думается, что данные инверсии придают какую-то необычность в выражении чувств поэта.
Цветовое оформление звуков стихотворений.
По мнению Крысина, автора книги «Жизнь слова», каждый звук, каждая буква имеют свой цвет:
А – густо - красный
Я – ярко-красный
О – светло-желтый или белый
Е – зеленый
Э – зеленоватый
И – синеватый
Ю – голубоватый, синеватый
И – синий
У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый
Ы – мрачный, темно-коричневый или черный
Если проанализировать первую строчку стихотворения «Зимнее утро»:
Мороз и солнце; день чудесный! –
то убеждаешься, что торжествует бело - желтый цвет (на фоне белого снега желтое солнце!). А в первой строчке стихотворения «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя-
чувствуется ощущение тревоги, беспокойства, передающееся буквой У, которая на белом фоне (О – светло-желтый или белый) рисует, если можно так сказать, всполохи темно-синего, лилового цвета, а Ы в словах снежные, запоздалый, завываньем добавляет мрачность в цветовую гамму. Получается, что цветовое оформление звуков соответствует идейному смыслу обоих стихотворений.
Таким образом, сравнительный анализ стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер» показал:
1. Общее для данных стихотворений:
-используются для авторского замысла различные тропы (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения);
- используются различные стилистические фигуры (повтор, инверсия, риторические вопросы, антитеза).
2. Различие в стихотворениях:
-различна роль тропов и стилистических фигур для выражения авторского замысла;
-размер стиха («Зимнее утро» написано ямбом, а «Зимний вечер» - хореем);
-цветовое оформление звуков и букв;
3. Языковое оформление стихотворений способствует глубокому раскрытию идейно-тематического содержания поэтических шедевров:
-тропы (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения) являются изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими раскрыть идейный замысел поэта;
-стилистические фигуры (антитеза, повтор, риторические вопросы и восклицания) - средство выражения авторского замысла;
-лексика стихотворений подчинена идейному содержанию;
-такие средства выразительности, как анафора, аллитерация, убедили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, создают определенную содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую содержание поэтического текста;
- поэтический талант А.С.Пушкина помогает создать нужные образы, нужные слова и рифмы, звучать музыкой звуков и гореть красками звуков.
Заключение
Итак, обращаясь к доступным источникам и литературе, выразив свое мнение, истолкование, дав оценку на стихотворения А.С.Пушкина, можно прийти к некоторым выводам относительно сравнительного анализа стихотворений поэта «Зимнее утро» и «Зимний вечер».
В данной работе были изучены истории создания стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер», проведён сравнительный анализ данных произведений; дано толкование, оценка художественно-изобразительным средствам языка стихотворений, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел стихотворений.
В заключение работы можно сделать следующие выводы:
во-первых, А. С. Пушкин многому учился у народа, т.е. из фольклора он черпал многое: и метафоричность, и образность языка, и ритм, и звукопись;
во- вторых, только благодаря своему таланту и огромному труду поэт смог весь этот огромный многовековой народный опыт в области стихосложения переработать и искусно украсить нужными приёмами свои произведения.
Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке , поит «живою водою» всех, кто прикасается к нему.
Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого благородного сердца, она дарит нам, по его же собственному слову, «неизъяснимы наслажденья», воспитывает в нас «чувства добрые», учит любить и понимать «гений чистой красоты».
Литература
Приложение 1
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Приложение 2
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Северное сияние
За чашкой чая
Рисуем осенние листья
Как я избавился от обидчивости
Заповеди детства и юности