Вложение | Размер |
---|---|
issledovat._rabota_son_v_zhizni_cheloveka_i_v_hud._lit.doc | 104 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Бутырская средняя общеобразовательная школа»
Учебно-исследовательская работа проектного характера
Сон в жизни человека и в художественной литературе
Допущена на НПК «____»______________г. Председатель Жюри _______________________ Ф.И.О. | Выполнил: Кириллов Дмитрий, учащийся 8 класса МОУ ИРМО «Бутырская СОШ» | |
Рецензент ______________________ Ф.И.О. «______»_____________г. | Руководитель: Фёдорова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Бутырская СОШ» | |
Количество баллов I тура __________________________ «________»_________г. |
Бутырки
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическая часть……………………………………………….4
Глава 2.Роль снов и сновидений в жизни человека………………………5
Глава 3.Сон в литературе…………………………………………………..7
Глава 4.Мотив сна в творчестве А.С.Пушкина…………………………...8
Заключение………………………………………………………………...13
Список литературы……….……………………………………………….14
Ведение
Мир снов и сновидений с древних времен интересовал человека. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее – наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи…
Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить ее как можно больше. Так, однажды мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения не менее значительную роль в литературе, чем реальность, и поэтому я выбрал именно такую тему для своей работы. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе.
Целью работы является определение смысла и роли сна в произведении А.С.Пушкина.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-Изучить биологические свойства сна;
-выбор произведения;
-определение роли сна в содержании этого произведения.
Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной литературой.
Объектом исследования в предлагаемой работе стал один из самых распространенных мотивов русской литературы - мотив сна, и выбор этот далеко не случаен. Как отмечает В.П. Руднев, «мотив сна - один из самых устойчивых в мировой литературе», а, по мнению A.M. Ремизова, «редкое произведение русской литературы обходится без сна». [1]
Материалом для исследования послужил роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Глава I. Теоретическая часть
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, что он стал мотыльком или мотылек, которому снится, что он – мудрый старец. В этой притче сон и явь переплетаются. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.
Что такое сны? Откуда они берутся? Почему обычный мир превращается в причудливый, волшебный и абсолютно непредсказуемый? Откуда берется его действие без начала и конца?
Сон всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. К постижению феномена сна стремилась наука, недаром сейчас создан Институт снов. Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения.
Проблема снов занимает особое место в медицине, особенно в психологии, в области исследования бессознательного. Систематическую теорию создал знаменитый психиатр Фрейд: «сон — это иллюзорное осуществление вытесненных желаний». Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как «предшественников будущих тенденций развития личности». [2].Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой.
Глава 2. Роль снов и сновидений в жизни человека
Сон.…Издавна сны волнуют человека: каждый их видит, пытается уловить определенный смысл.
В Толковом словаре В.И. Даля слово «сон» обозначает: «Состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; противоположность: бдение, бодрость, явь»[3].
Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующее определение сна:
1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха. При котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.
2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.[4].
Сон в жизни человека играет очень важную роль. Именно во сне создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности нервной системы, восстанавливается функциональное состояние других органов и систем организма.
Сон в жизни человека – это не только отдых. По сути, сон является важным физиологическим состоянием, во время которого нервная система перерабатывает полученную информацию и регулирует процессы жизнедеятельности организма.
Зачем организму нужен сон? Самый простой из возможных ответов - для отдыха мозга. Как выяснили ученые, сон - вовсе не "уход от жизни", а особая форма работы мозга. Даже в состоянии глубокого сна мозг может отвечать на внешние воздействия. Порой во сне люди находят ответы на вопросы, мучившие их наяву. Бывают сны, предсказывающие человеку события, которые произойдут в его жизни в ближайшие дни, месяцы. Это вещие сны, сны - предсказатели.
Сон со сновидениями - это совсем особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо более засекречена природой.
Сон- это «наступающее через определенные промежутки физиологическое состояние покоя и отдыха»
Сновидение- это образы, возникающие во время сна.[2].
Глава 3. Сон в литературе
В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений.
Особенный интерес при описании сна в художественном произведении вызывают символы, которые рассказывают об истинном состоянии души героя не только в настоящем, но и в будущем. Большинство символов корнями восходят к языческой символике народа и часто встречаются в произведениях устного народного творчества.
Особенность сна литературного героя заключается в том, что, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, можно угадать логику автора и раскрыть значения символов.
Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон – это время, когда освобождается подсознание человека. А оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками.
В «Литературной энциклопедии» о сне как литературном приеме говорится:
«Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.[1]
Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.
Глава 4.Мотив сна в творчестве А. С. Пушкина.
Предмет моего исследования не случаен. Стремление заглянуть в будущее, узнать, что уготовано судьбой, владеет каждым из нас. Одной из возможностей осуществить это желание является толкование снов.
Именно в произведениях А.С.Пушкина можно обрести внутреннее равновесие, восстановить мир в своей душе, найти ответы на многие волнующие современного читателя вопросы. Пушкин, по словам Н. В. Гоголя, «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа; это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». [6]
Об особом значении снов в произведениях русской классики критиками и литературоведами написано очень много. Например, М. Гершензон, размышляя о снах героев Пушкина, приходит к выводу: «Он понимал сон, очевидно, как внутреннее видение души… во сне скрыто пророчество, мудрое и верное, потому что основано на тончайших показателях чувств».
В творчестве Пушкина не раз встречались такие сны: например, сон Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка». Этот сон как бы связывает воедино судьбы Гринёва и Емельяна Пугачёва, заставляет их жизненные пути пересечься. Во сне Петру видится будущее восстание крестьян и его кровавое подавление.
Мотив сна является неотъемлемой частью творчества А. С. Пушкина. Сон у Пушкина — особая действительность, «особое состояние души, сердца, надежды, воображения, равноценное тому забвению, когда дух живет своим собственным содержанием, открывая путь воспоминаниям, синтезирующим высшую правду». «Сон» в поэтической системе Пушкина оказывается символом, сигнализирующим о смене разных миров. Все возможные значения мотива сна при сопоставлении с состояниями творческого забвения образуют своеобразную иерархию: отрицательно маркированный сон-скука, сон-леность, сон-мечтанье, сон-вдохновенье. Таким образом, мотив сна приобретает неисчерпаемый смысл: он оказывается способным выразить универсальные категории, к которым приближается поэт. Мир за пределами земной реальности, мир фантазии, творчества, смерти и новой жизни - такова потенциальная семантика мотива, отдельные грани которого раскрываются в пушкинских текстах. И каждая реализация мотива в тексте ведет за собой ассоциативные цепочки значений, накопленных и аккумулированных этой мельчайшей семантической единицей в процессе ее развития. Должно быть, мир сна у Пушкина расположен где-то между границами дня и ночи. “...Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая место мечтаниям, сливается с ним в неясных видениях первосонья”, — так объясняет Петр Гринев вместе с автором природу своего сна. Мотив «сна» варьируется у Пушкина довольно широко, войдя во множество произведений.
Над повестью «Капитанская дочка» А.С. Пушкин работал в зрелые годы, когда, по словам поэта, «лета к суровой прозе клонят, лета шалунью рифму гонят».Он был напечатан в конце 1836 года и имел необыкновенный успех.
Капитанская дочка – это роман о судьбах русского народа в очень сложный исторический период. Пушкин в связи с этим использует ряд художественных приемов из народного творчества: аллегорические сказки(«Калмыцкая сказка»), народные пословицы, «эзопов язык», которым пользуется Пугачев в разговоре с хозяином постоялого двора, и наконец, сон. Снам в народе тоже придается большое значение. В снах отражаются наши чувства, мысли, идеи. Самые заветные желания возникают в сновидениях. Все это дает повод для разговоров о том, что они вещие.
Рассказ о событиях 1773-1774 годов, происходивших в Оренбургской губернии, ведется от лица молодого офицера дворянина Петра Андреевича Гринева. Он едет из Симбирской губернии в Оренбург, где должен получить назначение на службу в одну из крепостей этого края. Во время поездки начинается буран в степи, такой сильный, что в одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Неизвестно, чем это могло бы закончиться для своевольного дворянского недоросля, вырвавшегося из-под родительской опеки, если бы не случайная встреча с незнакомым мужиком. Гринев тогда не знал, что это был Пугачев.
Но ведь, если бы Гринев послушался совета ямщика и согласился повернуть назад, он не встретил бы Пугачева и не отблагодарил бы его, подарив заячий тулупчик и стакан вина, может быть, его постигла бы участь других защитников Белгородской крепости.
Успокоенный встречей с надежным вожатым Гринев заснул в дороге. Но это спокойствие продолжалось недолго. Причина страшного сна – не только усталость, сморившая путника, сколько неясная тревога, охватившая его по мере приближения к месту назначения.
Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»…»
Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»…
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву
Во сне матушка Гринева называет бородатого мужика посаженным отцом сына, упрашивает его поклониться этому мужику, но Гринев непреклонен. И, наконец, заключительные моменты сна: страшный мужик, размахивающий топором, мертвые тела, кровавые лужи, по которым скользит, но не падает Гринев. Все это Петр Андреевич увидит в белгородской крепости, захваченной пугачевцами. Не сломался Гринев и в этой ситуации.
В пророческом сне Гринева переплетаются реальность и неясные предчувствия тех грозных событий, в водовороте которых окажется Гринев. И во сне он видит буран. Разбушевавшаяся стихия как бы символизирует нарастание народных волнений, вылившихся в народное восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
Итак, каково же значение сна в повести? Вдумываясь в содержание сна, можно сделать вывод, что это ключ к пониманию характеров главных героев: вымышленного Гринева и исторической личности Пугачева. Образ вожатого произвел на героя сильное впечатление, и оно отразилось в его сновидении. Подмена отца посаженым отцом – мужиком с черной бородой – раскрывает личный план романа. Участие Пугачева в перипетиях отношений между Гриневым и его невестой, предложение Пугачева быть посаженым отцом на их свадьбе легко соотносится с «пророческим» сном. Усилению роли «пророческого» сна в повести способствует мастерство повествования: «Яркая символика сна (топор, которым размахивает мужик, мертвые тела, кровавые лужи) подчеркнуто преобразует реальные события, свидетелем которых стал Гринев после взятия Пугачевым Белогорской крепости
Как и в сновидении, Гринев не упадет, не сломается ни при каких обстоятельствах, остается верным присяге, дому, чести, чувству собственного достоинства.
Заключение
Обращение к лучшим образцам художественной литературы со всей очевидностью убеждает в том, что сны и сновидения — это вечная тайна и загадка, и для того, чтобы постичь их, потребуются ещё века и тысячелетия. Моя работа является лишь попыткой проникновения в данную проблему, но и она позволила определить знаковые вещи как для понимания литературы, так и для мировосприятия в целом.
Работа над данной темой помогла преодолеть устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние.
Сон непосредственно связан с воспоминаниями, памятью. Сны часто выступают в роли предупреждений. Сон - это как бы испытание героя на способность понять намек сна и изменить судьбу; то есть судьба дает некий шанс герою.
Стал очевиден приём использования сна писателем, когда через сон раскрывается характер героя, его сокровенные мысли, чувства и желания; сон выступает как зеркало, отражающее душу героя.
В заключении хочется сказать, что «жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги» (Артур Шопенгауэр). И надо помнить, что во снах иногда отображаются наши чувства, переживания и пути решения жизненных проблем.
Список литературы
1.Литературная энциклопедия АСТ-ПРЕСС , 2000
2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т
4 С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
5 Книга сновидений / Сост. Х.Л. Борхес. СПб.: Амфора, 2000.
6. Слонимский А. Мастерство Пушкина. М., 1959. С. 129.
7. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
8. Lit-Helper.ru «Мотив вещего сна в русской литературе»
Снежная сказка
Лист Мёбиуса
Кто грамотней?
5 зимних аудиосказок
Как Снегурочке раскатать тесто?