статья в номинации «Начинающие журналисты пишут о воде»
Вложение | Размер |
---|---|
spasitelnaya_ladoga-doroga_zhizni.docx | 868.08 КБ |
МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области им. Г.Т.Ильченко»
муниципального этапа
Российского национального юниорского
водного конкурса
Номинация
«Начинающие журналисты пишут о воде»
Автор статьи: Игнатенко Ксения Николаевна,8 класс
Руководитель: Вознюк Ольга Николаевна
2020
«Спасительная Ладога-дорога жизни»
Во все времена люди селились около воды. Вода – символ жизни на Земле.
О воде можно рассуждать с различных позиций биологической, гидротехнической и химической. А я хочу поговорить с точки зрения истории.
2020 год – год знаменательный. В этом году мы отмечаем 75-летие Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это - наша боль, наша история, наша память. Великая Отечественная война поглотила огромные материальные ресурсы, разорила среду обитания людей, нанесла ущерб природе.
Победа в Великой Отечественной войне стала героическим подвигом всего нашего народа. Великая Победа ковалась командирами и воинами Советской Армии на поле брани, труженниками тыла на полях, фабриках и заводах. Взрослые, подростки и дети, мужчины и женщины — все они победители.
Но, говоря о подвиге людей, нельзя забывать и о нашей Родине — о её кормивших защитников полях и укрывавших партизан лесах, о дающих простор для атаки равнинах и трудно проходимых для врага горах, о недрах, богатых рудой для броней и снарядов и топливом для танков и самолётов. И, конечно же, о водных ресурсах нашей страны.
Реки, озёра и болота становились трудной, а, порой, и непреодолимой преградой для захватчиков; на гидроэлектростанциях вода вырабатывала необходимую тылу электроэнергию, водохранилища давали воду, необходимую для работы фабрик и заводов, плотины и дамбы сдерживали напор воды, который, будучи выпущенным на волю, стеной вставал перед армиями врага.
Река Нева стала одной из многих российских рек, на которых были остановлены фашистские войска. В 1941–1943 году по Неве, от её истока до устья левого притока, реки Тосны, проходила линия фронта блокадного Ленинграда. На правом, северном берегу Невы, располагались защищавшие Ленинград советские части, на левом, южном берегу, — армии вермахта. И лишь небольшое плацдарм в районе посёлка Невская Дубровка, удерживался нашими войсками. Этот плацдарм, получивший название Невский пятачок, стал одним из символов мужества, героизма и самопожертвования советских воинов.
Но Нева была не только линией фронта блокадного Ленинграда — она обеспечивала осаждённый город водами Ладожского озера. А ведь для блокадников вода была таким же залогом выживания, как и скудный хлебный паёк — на воде варили согревающий в морозы блокадный чай и суп из дуранды (жмыха); вода была необходима для соблюдения элементарной гигиены, важной для выживания; вода требовалась для сохранения города — ею тушили пожары после артобстрелов и бомбёжек.
Необходимость проложить новую дорогу к Ленинграду возникла после того, как замкнулось кольцо блокады вокруг города. Единственной возможностью было использовать для этих целей озеро Ладогу. После наступления холодов, прямо по льду, была проложена сложная транспортная магистраль, конфигурация которой менялась в зависимости от условий. Люди прозвали её Дорогой жизни.
Автомобили вывозят людей из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни».
Уже 12 сентября 1941 года, всего через четыре дня после начала блокады Ленинграда по Ладожскому озеру доставили первую партию грузов. Там было 60 тонн различных боеприпасов и 800 тонн продовольствия. В обратный рейс брали ленинградцев. За время осенней навигации, до того момента, как лёд сделал невозможным передвижение по озеру, по воде эвакуировали 33,5 тысячи людей из города. За это же время в Ленинград было доставлено 60 тысяч тонн грузов. Кроме неблагоприятных погодных условий транспортировку осложняли постоянные налёты немецкой авиации.
Дорога жизни в документах именовалась военно-автомобильной дорогой № 101. На каждом пятом километре трассы должны были находиться пункты обогрева. А саму дорогу планировали делать в 10 метров шириной. Но в реальности всё было намного сложнее, чем на бумаге. При том, что проходила Дорога жизни, как её прозвали сами ленинградцы, по местам наименьших глубин, нередко лёд проламывался, забирая не только ценный груз, но и немало человеческих жизней.
Тонущие машины на «Дороге жизни».
По дороге в Ленинград немало машин тонуло вместе с продовольствием. Специальные бригады под покровом темноты разыскивали эти места и, с помощью верёвок и крючьев, поднимали со дна мешки с мукой. Какая-то часть в самой середине могла остаться сухой. А остальная мука превращалась в твёрдую корку, которую потом разбивали и добавляли в блокадный хлеб.
За время блокады, на ледовой дороге эксплуатировалось 4000 автомобилей. Более 1000 из них, то есть каждый четвертый, не вернулись из рейса. Провалились под лед, заблудились и замерзли в пурге, были уничтожены немецкой авиацией, которая вела настоящую охоту на автомобили идущие по дороге жизни. Уже в декабре 1941 года был отдан приказ водителям - ездить исключительно с открытой дверью, чтобы успеть выпрыгнуть из кабины в случае налета немецкой авиации или ухода машины под лед. Несколько десятилетий по окончании войны, машины поднимались со льда Ладожского озера.
Налет немецкой авиации на Дорогу Жизни
Дорога постоянно ремонтировалась. Водолазы укрепляли её всеми возможными подручными средствами, ныряя под лёд и устанавливая там настилы и опоры. Это была далеко не просто широкая колея, проложенная по льду. Вдоль дороги устанавливали дорожные знаки. По пути следования грузовиков строили медицинские и обогревательные пункты. На протяжении маршрута находились склады и базы. Также оборудовались станции технической помощи, мастерские и пункты питания. По дороге проходила телефонная и телеграфная связь.
Даже в самые тяжелые времена, Советское командование не забывало о детях блокадного Ленинграда. В декабре 1941 года, для организации праздников в детских садах и школах, в Ленинград было доставлено 1000 ёлок и порядка 50 тонн мандаринов. Сколько жизней спасли эти мандарины, подсчитать никто не берется. А насколько детские праздники подняли боевой дух в осажденном городе вообще невозможно подсчитать. И такие новогодние караваны приходили в Ленинград каждый новый год.
Дорога Жизни связывала Ленинград с большой землей с 12 сентября 1941 года, по 30 марта 1943 года.
Для того чтобы сохранить в памяти последующих поколений подвиг защитников Ленинграда, на Дороге жизни установили памятники. Всего установлено 7 монументов:
Памятник «Цветок жизни» на «Дороге жизни» Памятник «Полуторка» на «Дороге жизни»
Памятник «Разорванное кольцо» на «Дороге жизни»
Памятник «Осиновецкий маяк» на «Дороге жизни»
Памятник «Катюша» на «Дороге жизни»
Свой небольшой экскурс в историю Дороги жизни, проходящей через Ладожское озеро, мне хочется завершить стихами Натальи Смирновой:
Дорога Жизни, Ладога родная,
О, скольких ты тогда смогла спасти!
Для наших дедов, бабушек, я знаю,
Священней места в мире не найти!
Я пред тобой стою, склонив колени,
Стою и вдаль задумчиво смотрю,
От всех послевоенных поколений,
Как Бога, я тебя благодарю.
И знаю: до сих пор ночами снится
Всем, выжившим в блокадном том аду,
Поток машин, бессонной вереницей,
Везущий хлеб по ладожскому льду….
Астрономический календарь. Апрель, 2019
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Машенька - ветреные косы
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Рождественские подарки от Метелицы