Творческий проек учащегося
Вложение | Размер |
---|---|
pashkevich_daniil_5_a.docx | 94.49 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шарангская средняя школа
Проект
« Чтение – вот лучшее учение! »
Работу выполнил:
Ученик 5 «А» класса
Пашкевич Даниил
Руководитель:
учитель русского языка и литературы,
Е.В. Лаптева
р.п. Шаранга 2017 год
Содержание
І. Введение............................................................................................. 3 - 5
Актуальность проблемы .
ІІ. Основная часть…………………………………………………… 5 - 12
2.1 Из истории книг. |
2.2 Взаимосвязь чтения с успеваемостью |
2.3 Исследование читательских интересов |
2.4 Информационно-агитационная работа в рамках проекта по привлечению школьников к книгам и чтению |
|
ІІІ. Заключение………………………………………………………… 12
Список литературы………………………………………………………13
Приложения
Введение
«Книга – наставница
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук».
В.Ф.Боков
Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. (В.Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, т.п). Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – КНИГА.
Актуальность темы:
Тема исследования никогда не теряла своей актуальности. Раньше наша страна была самой читающей в мире. К сожалению, в современном мире место книги часто занимают компьютеры, социальные сети, телефоны, планшеты. Ученики перестали читать школьную литературу, потому что в интернете им легче прочитать краткое содержание произведения и на это уходит у них мало времени. Взрослые же из-за своей загруженности на работе, в быту тоже перестали читать книги. Мне кажется, это неправильно. Никакие компьютеры, социальные сети, телевизор не могут заменить увлекательное общение с книгой. Читая, человек развивается, думает, фантазирует и становится Человеком. Книга формирует внутренний мир человека, его мировоззрение, очищает его душу. Именно об этом говорил В.В. Путин в год литературы 23 ноября 2015 года на встрече с писателями и поэтами современной России.
Я решил напомнить ребятам, что читать – это интересно. Мне захотелось поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями, которые я испытал, читая наши любимые книги. Из этого желания и родился проект,
цель которого: пробудить интерес сверстников к книге и убедить их, что чтение – это интересный и увлекательный досуг.
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
Вид проекта: индивидуальный
Возрастная группа: проект рассчитан на учащихся 5-х классов.
Задачи исследования:
Объект исследования: учащиеся 5 –х классов.
Предмет исследования: интерес учащихся к чтению.
Гипотеза: чтение — это необходимость, которая должна, несмотря на цифровой век, не потерять свою значимость.
Методы исследования:
Теоретические – изучение статей о книге, поиск информации на сайтах в интернете, анкетирование, беседа, наблюдение, сравнение полученных результатов.
Экспериментальные – эксперимент с учащимися.
Практические - распространение буклетов, памяток о значимости чтения и книг в жизни человека.
Этапы реализации работы:
1 этап - исследование проблемы
2 этап - практическая деятельность
3 этап - рефлексия
Рефлексия: Цели, поставленные в ходе исследования, достигнуты, задачи реализованы.
Проектными продуктами нашего исследования будут:
1. Памятка «Пришло время читать»
2. Буклет – советы для родителей «Зачем читать детям книги?. Как общаться с книгой.»
3. Памятка «Правила чтения для учащихся».
4. Буклет – совет «Семейное чтение»
Эти проектные продукты помогут достичь цели проекта, так как ребята прочитав буклеты с советами поймут, что книга – это маленькое живое существо, которое несёт в себе историю, память и многое другое… Когда человек читает книгу, он представляет себе все описываемые события, при этом действуют его воображение, мышление, разум.
Участники проекта: одноклассники.
Основная часть
Из истории книг.
В последнее время всё чаще начали говорить о проблеме детского чтения. В век информационных технологий школьники всё меньше стали читать не только художественную, но и учебную литературу.
Потребность записывать и передавать свои мысли другим людям появилась у человека в глубокой древности. При раскопках Великого Новгорода средних веков ученые-археологи обнаружили хозяйственные записи, сообщения, просто письма людей друг другу, выполненные на кусочках березовой коры – бересте. Древние греки и римляне передали всему человечеству свои исследования природы и архитектурные замыслы, а так же литературные творения, записанные на пергаменте. Первопечатник Иван Федоров оставил нам мысли великих людей своего времени, уже напечатанные на специальном станке и сшитые переплетом. Книгу всегда хранили бережно, передавали из поколения в поколение как бесценный дар, содержащий мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством. В древности книги украшали драгоценными камнями и золочеными переплетами, они были недоступны простому человеку. Давным-давно книгохранилище или библиотеку называли — книжица, а любителя чтения или много читающего человека — книгочий.
Трудно представить существование человечества и развитие нашей цивилизации без книг, с помощью которых от поколения к поколению передаются знания и опыт, накопленные на протяжении многих веков.
Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. Вавилоняне, ассирийцы и другие древние народы делали книги из глины, выдавливая особые значки острой палочкой.
В Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках и нанизывали их на бечёвку. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке, а затем и на бумаге.
В Древнем Египте тексты книг высекали на каменных плитах. Потом изобрели папирус. Спрессованные пластинки тростника склеивали в ленты до нескольких десятков метров длиной. Хранили эти ленты свёрнутыми в свитки. В древнем мире самой большой считалась библиотека в египетском городе Александрии. Её называли одним из семи «чудес света».
В средние века книги писали от руки на листах пергамента, соединённых в тетради. Чтобы листы не коробились, тетради сшивали вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Рукописная книга, украшенная рисунками-миниатюрами, стоила очень дорого. Наконец, в 15 веке было изобретено книгопечатание.
1 марта 1564 года в Москве Иван Федоров и Петр Тимофеев напечатали первую книгу на Руси – «Апостол». Она – начало всех наших печатных книг.
Некоторые редкие книги – это громадные тома, высотой больше полутора метров. Их в одиночку и не поднимешь. Есть книги-малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку.
Книги рассказывают о многом – о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книги помогают лучше понять жизнь. Кроме того, мы должны бережно относиться к книге.
Взаимосвязь чтения с успеваемостью
Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Это и есть начало самовоспитания мыслей и чувств. Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности замедляются. Народная мудрость гласит: «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».
А.М. Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Самовоспитание мыслей, чувств, убеждение и взглядов возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность.
Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Значение книги трудно переоценить, однако в последнее время существует проблема снижения техники чтения и интереса к чтению с переходом ребенка в среднее звено, не пополняется на должном уровне словесный запас, и наконец, пропадает любовь к книге и чтению и в итоге все это сказывается на обучении ребенка.
Сейчас у печатных изданий существует немало конкурентов: телевидение, компьютер, телефон... Школьники читают только то, что задано на уроке, и очень редко пользуются дополнительной литературой. Но, я считаю, книга по-прежнему необходима. Но я знаю, что не у всех ребят такое отношение к книге и чтению. Эта проблема навела меня на мысль провести анкетирование среди одноклассников.
Анкетирование
Я разработал анкету «Анкета читателя» (Приложение 1) и опросил23 одноклассника. Вот такие результаты я получил:
1.На вопрос любишь ли ты читать ответили: да-16 чел – 70%., нет -3 чел. – 13%, не очень -4 чел. – 17%
2.При ответе на следующий вопрос что мешает чтению выбрали скучно – 2 чел. -9%, много уроков -9 чел.- 39%, надо помогать по дому – 7 чел. -30%, нет времени – 2 чел.-9%, ничего не мешает – 3 чел.- 13%
3. На вопрос «Как часто ты читаешь» ответили: часто – 9 чел. – 39%, редко – 13 чел.- 57%, незнаю - -1 чел.- 4%
4. На вопрос «Если дома библиотека» ответили: да – 10 чел.- 43,5%, нет- 13 чел. -56,5%.
5. На вопрос «Читают ли твои родители» ответили: редко – 6 человек -26%, любят читать – 16 человек – 70%, не читают – 1 человек– 4%.
6. На вопрос «Что ты будешь делать в свободное время» ответили: читать -11 человек .- 48%, прогулку – 8 человек – 35%, игру на компьютере – 4 человека- 17% .
«Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают наши дети?
Какие же книги предпочитают читать мои сверстники? В этом поможет мне разобраться анкета «Читательские интересы» (Приложение 2. ) Одноклассникам было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим образом:
Фантастика, триллеры, детективы – 19 человек – 83%,
Познавательные книги – 1 человек – 4%,
Приключенческие произведения – 3 человека – 13%,
Из полученных данных мы видим, что наибольшее предпочтение ученики отдают таким жанрам как триллеры (ужастики), фантастика, детективы – 83%. Рассказы о животных , стихотворения и книги о моих сверстниках никто в анкете не указал.
Среди самых любимых книг в читательском досье моего класса:
«Муму»
«Спящая красавица»
«Седьмой сын»
«Кавказский пленник»
«Маленький принц»
«Повесть о настоящем человеке»
«Катя Матюшкина»
«Руслан и Людмила»
«Дом вверх дном»
Таким образом, выявилось переплетение интереса к классической литературе с современными литературными жанрами.
Своим любимым писателем считают:
А.С.Пушкин – 13 человек – 57%,
Л.Н.Толстой – 1 человек – 4%,
Тургенев – 2 человека – 9%,
Нет – 5 человек – 22%,
Все – 1 человек – 4%,
Гайдар – 1 человек – 4%,
Своим любимым поэтом считают:
Лермонтов -2 человека – 9%,
А.С.Пушкин – 6 человек – 26%,
С.Я. Маршак – 1 человек – 4%,
С. Есенин – 5 человек – 22%,
А. Фет – 1 человек – 4%,
Нет – 7 человек – 31%,
Незнаю – 1 человек – 4%,
Самым любимым поэтом ребята моего класса признали А.С. Пушкина – 26%. Любимым писателем для моих одноклассников А.С. Пушкина – 57%
У 7 человек нет любимого писателя и поэта.
Сколько же времени уделяют чтению мои сверстники и как часто они читают?
В среднем мои одноклассники уделяют чтению в 1-3 часа в неделю, - 7 человек – 31%, от 3 до 5 часов – 4 человека – 17%, менее 1 часа – 12 человек -52%
На вопрос: «С какой целью ты читаешь?» - ответы ребят тоже неоднозначны. 15 человек – 65% опрошенных читают, потому что любят чтение, 5 человек - 22% делают это только к уроку литературы, 2 человека – 9% по принуждению родителей. Огорчает то, что в классе есть 1 одноклассник -4% , который вообще читать не любит.
Исследование позволяет сделать вывод о том, что познавательная роль чтения сегодня отошла на второй план. Это подтверждает ответ на вопрос «Чтение для тебя – это…» :
Отдых, развлечение считают – 9 человек – 39%, познание нового – 12 человек - 52%, помощь в учебе – 2 человека – 9%.
По результатам анкеты я узнал, каких авторов читают мои одноклассники и даже составил список. Но без труда можно заметить, что этот список повторяет список авторов их учебников по литературному чтению.
Информационно-агитационная работа в рамках проекта
Я использовал разные способы повышения читательской активности:
( Приложение 6)
Заключение
Участие в реализации проекта позволило мне увидеть мир вокруг нас, на какое-то время задуматься не только о важности детского чтения, но и о важности пропаганды среди учащихся, родителей и взрослых детской, художественной, справочной и научной литературы.
Были представлены разные точки зрения на проблему детского чтения. Я постарался показать многообразие книг, и доказать, что книгу можно назвать «чудом из чудес». В результате работы над проектом многие ребята стали больше читать, делиться своими эмоциями, переживаниями. У них появился интерес к книге. Я уверен: то, что я сделал – нужно и важно. И если хотя бы несколько ребят, познакомившихся с моим проектом, заинтересуются представленными книгами и авторами, значит, моя цель достигнута, а эффективность проекта будет оценена временем.
Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Но хочется верить, что в будущем всегда найдётся место верным и надёжным друзьям – книгам!
Конечно, не все может быть меня поняли и услышали, но я приложил все усилия, чтобы изменить мнения одноклассников, взрослых о том, что нужно в свободное время больше уделять внимание книгам, читать и обогащать свой внутренний мир, меньше по времени сидеть за компьютером по разным причинам, в первую очередь, думая о своём здоровье. Поэтому я буду охотно продолжать работать над данной проблемой.
Каждый выбирает свой путь, и каким он будет, зависит в большей степени от самого человека. Заканчивая работу, хочу обратиться к своим сверстникам со словами грузинского поэта Алио Мирцхулава.
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный…
Литература
1.Толковый словарь Даля.
2.Энциклопедия Википедия
3. http:// ru.wikipedia.org Свободная энциклопедия Иван Федоров [электронный ресурс]
4.Немировский Е.Л. Иван Федоров и возникновение книгопечатания в Москве и на Украине.- М.: АСТ- Пресс книга, 1975.- 413 с.
6. http://kidpix.livejournal.com/
Волшебные звуки ноктюрна
Кто самый сильный?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Любимое яичко
Знакомимся с плотностью жидкостей
Комментарии
Хорошая исследовательская
Хорошая исследовательская работа. Мне нравится, как Ваши ученики умеют формулировать и делать выводы. Беру себе на заметку.