В данной исследовательской работе ученица анализирует рассказы В.П. Астафьева, выясняет значение образа лошади в них.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_obraz_loshadi_v_proizvedeniyah_v.p._astafeva.docx | 50.17 КБ |
prezentatsiya_k_rabote.pptx | 2.51 МБ |
Управление образования Администрация Ачинского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Лапшихинская средняя школа"
Исследовательская работа
Образ лошади в произведениях В.П. Астафьева
Выполнила:
ученица 7 класса
Руководитель: Маурер А.Н.
с. Лапшиха
2018г.
Содержание
Краткая аннотация…………………………………………………………… 3
Введение………………………………………………………………………… 4
Основная часть
Глава 1. Образ лошади в славянской мифологии и в христианстве………….. 5
Глава 2. Образ лошади (коня) в произведениях В. П. Астафьева ……………. 7
2.1. Обзор рассказов писателя о лошадях …………………………………… 7
2.2. Образ коня в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»……….. 8
2.3. Образ лошади в рассказе В.П. Астафьева «Старая лошадь»…………….. 9
Заключение…………………………………………………………………….. 12
Литература……………………………………………………………………... 13
Приложение 1. ………………………………………………………………….14
Аннотация
В своём исследовании мы рассмотрели образ лошади, коня в славянской мифологии и христианстве. Выяснили значимость этого животного в жизни людей в мирное и военное время. Проанализировали рассказы В.П. Астафьева, в которых образ лошади, коня является значимым для героев и запоминающимся на всю жизнь. Рассмотрели символическое значение образа в произведениях писателя. Через анализ этого образа попытались раскрыть идею рассказов «Конь с розовой гривой», «Старая лошадь».
Наше исследование не претендует на законченность и всеохватность темы, дополнения, замечания приветствуются.
Введение.
С каждым годом человек всё более совершенствуется, он движется «по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений». Никогда не стоит забывать своё прошлое наследие. Мы вспомним, как жили русские люди, кто был им в хозяйстве подмогой, верным другом в битвах, «собеседником» на привале. Итак, поговорим о конях (лошадях), которые вплоть до 30-х годов XX века были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина в сельскохозяйственных работах.
Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.
На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру (живопись, ваяние, художественную литературу).
Нельзя будет не заметить, что в работе будут в разных вариациях чередоваться слова “конь” и “лошадь”, поэтому вспомним их этимологию.
В.И.Даль пишет так: «Конь — м. стар. комонь, славнс. клюся, стар. араб. фарь; лошадь добрая, не кляча». А что же «лошадь»? Ещё 235 лет назад А.П.Сумароков предположил и обосновал версию, что «от новых татар, принявших слово лошадь, коня в неё превратили... Ибо в наших славянских книгах конь лошадью никогда не назывался (от АЛАША — мерин+АТ — конь)». А вот учёный Г.Ф.Одинцов обосновал чисто славянское происхождение этого слова от почти исчезнувшего прилагательного лоший — «плохой» (чтобы ввести в заблуждение злых духов). Лошадь же, вообще конь: особ. не жеребец и не кобыла, мерин. Для нас слова “конь” и “лошадь” – синонимичны.
Объектом исследования в работе будут произведения В.П. Астафьева, а предметом – образ лошади в рассказах писателя.
Мы ставим перед собой цель: проанализировать образ лошади (коня) в рассказах В.П. Астафьева и выяснить их значимость в произведениях.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой задачи:
Методы исследования: поисковый, анализ, наблюдение, сравнение, сопоставление.
Мы выдвигаем следующую гипотезу: анализ образа лошади поможет
глубже раскрыть основную мысль в произведениях.
Глова 1. Образ лошади в славянской мифологии и в христианстве.
Для славян невозможна была жизнь без коня. Лошадь отождествлялась с солнцем, в некоторых регионах ей поклонялись, но в то же время она оставалась важнейшей рабочей силой. Она сопровождала человека не только в работе. Катания на санях, свадебные процессии, масленичные гуляния, когда рядились сами и коней своих рядили, – везде было место лошади. Конь был незаменим и в битве.
Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных и враждебных духов. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.
Например, Утренняя Заря ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака), отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми (темно-серыми) и Вечерняя Заря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной (черный) конь. В это время солнечный диск освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали с конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.
Успех военной кампании можно было предсказать, проведя коня меж копий, воткнутых в землю. Если не споткнётся – будет победа, а споткнётся – поражение неминуемо. Полагали за благо умыться водой, которую не допила лошадь: ей приписывались целебные свойства. Черепа лошадей надевались на колья вокруг домов вовсе не как трофей. Считалось, что они оберегают от нечистой силы, не подпускают её к дому, защищая живущих в нём. Однако были и менее устрашающие «обереги»: всем известная подкова «на счастье», повешенная на двери, призвана сохранять благополучие.
Вера в то, что лошадь способна предсказывать будущее, нашла своё отражение в культуре. Образ лошади как помощника или волшебного средства, позволяющего герою добыть, победить, доставить, фигурирует во многих сказках. Конь нередко предупреждает молодца о грозящей опасности, спасает его, переносит в тридесятое царство.
Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников, и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь – это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Например, Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.
Славяне заботились и о том, чтобы домовой хорошо относился к лошади, а также во избежание сглаза, 2 августа их было принято «поить через серебро». Лошадей купали, а после поили водой, предварительно бросив в неё серебряную монетку. Но для пущего эффекта поили их этой водой из шапки, в которую тоже клали монету. Считалось, что от этого лошади становятся здоровее и крепче.
А вот 18 августа, в день Фрола и Лавра, о лошадях заботились и того больше. Фрол и Лавр жили в Византии во II веке. Братья издавна почитались как покровители скота. Новгородские предания повествуют о чудесном прекращении мора среди лошадей - случилось чудо, когда были открыты мощи братьев. Другая легенда гласит, что управлять лошадьми Фрола и Лавра обучил не кто иной, как сам архангел Михаил.
Потому-то и на иконах братья изображаются в окружении лошадей («Чудо о Фроле и Лавре»), а архангел Михаил отдаёт коней под их покровительство. День памяти мучеников стал «днём лошади» на Руси. В этот день на лошадях не работали, их не запрягали, не погоняли. Кормили животных овсом, угощали хлебом с солью, в гриву вплетались ленты, купали, кропили святой водой.
Конь символически связан с высшей мудростью, которая ведет человека по жизни. Господь "... вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались" (Исайя 63: 13).
Лошадь сопровождала человека до самого конца жизни. Лошадей и конскую амуницию нередко использовали в погребальных обрядах. Во многих захоронениях находят элементы упряжи и останки животных.
В фольклоре существует множество пословиц и поговорок о лошадях, например:
- Не в коня корм
- Царство без грозы, как конь без узды
- Свинья коню рылом и по хвост не вышла
- Дареному коню в зубы не смотрят
- Кто в кони пошел – тому и воду везти
- Даже хорошему наезднику нужно помнить, что с коня можно упасть.
- Держи коня за гриву - за хвост не удержишь.
- Не гони коня кнутом, гони его овсом.
Таким образом, в сознании людей закрепилось представление о том, что лошади - это спутники человека во всех его делах, связанных как с мирным трудом, так и военной деятельностью.
Сегодня от сакрального статуса лошади остались воспоминания. Теперь в бой везут танки, за город - машины, будущее предсказывают sms-гороскопы, а вместо черепа от нечистой силы – сигнализация от взломщиков… Но самой главной своей роли лошадь не утратит никогда – она всегда будет восхищать своей силой, грацией и красотой, оставаясь верным другом человеку.
Глава 2. Образ лошади (коня) в произведениях
Виктора Петровича Астафьева.
2.1. Обзор рассказов писателя о лошадях.
Виктор Петрович Астафьев много писал для взрослых, но не обошёл вниманием и детей, многие первые его рассказы, которые позже вошли в "повесть в рассказах" "Последний поклон", были написаны именно для детей, и издавались в детских сборниках. Да и не мудрено - большая часть этих рассказов повествует о детстве самого писателя! В них автор рассказывает о жизни в деревне - своей, своих друзей и родных... перед глазами встают образы простого и незатейливого крестьянского быта довоенных лет. Конечно же, в те времена эпоха лошадей ещё не совсем канула в лету, для простых крестьян лошадь значила много, в деревнях без них тогда было бы слишком сложно, не до всех уголков страны дошёл прогресс в виде тракторов, грузовиков и прочей техники.
Мы нашли рассказы, в которых упоминается о лошадях и рассказы в названии которых есть слово «конь» или «лошадь».
В рассказе «Запах сена» есть упоминание о лошади, в нем речь идёт о рядовом для крестьян событии - зимняя поездка за заготовленным летом сеном, которое было оставлено в стогах специально на зиму, но для мальчишек это было бы целым приключением!
«По сено собираются с вечера. Дедушка и дядя Коля, или Кольча-младший, как его зовут в семье, проверяют сбрую, стучат топорищами по саням, что-то там подвязывают, подтесывают, прикрепляют. Мы с Алешкой крутимся во дворе, чего-нибудь подаем, поддерживаем, но больше находимся не у дел - глазеем. На нас цыкают, прогоняют с холода домой, но мы не уходим, потому что уходить никак нельзя. У нас одна лошадь, саней подготавливается трое. Старые сани вытащили из-под навеса. К ним пристыла серая, летняя пыль, скоробились сыромятные завертки, порыжели полозья. Вот эти-то сани и колотят обухом, проверяют и подлаживают. Все ясно - еще две лошади запрягать. Их приведут от соседей или родственников».
Мальчишек, правда, не стали с утра будить и не взяли с собой, из-за чего столько неподдельного горя в юных сердцах... Но вот мужики вернулись, и ребята забывают свои обиды, ведь им предстоит ещё одно приключение - сено метать! Такая вот простая история, но так красиво написана!
«Лошади берут в рысь. Нас с Алешкой закидывает, и мы с трудом удерживаемся на конях, мы скачем, испуганно ухватившись за гривы и оброти, потом уже гарцуем смело, будто балуясь. Ребятишки катаются на салазках, останавливаются, смотрят нам вслед завидно, иные парнишки бегут следом, кричат. А мы скачем, а мы скачем!»
Таким образом, лошадь становится символом счастья для ребят.
Сейчас в продаже есть книга сборник рассказов Астафьева для детей «Конь с розовой гривой». В одноимённом рассказе, правда, конь этот пряничный, и фигурирует только как мечта - вот бабушка поехала в город, и вот она привезёт гостицец...
«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».
В Великой Отечественной войне лошади также сыграли немаловажную роль. Они воевали в разведке, и с саперами, мчались по минным полям курьерами, доставляя важные донесения. Обычно в войска поступали крупные, рослые, с безупречной статью и горделивой осанкой лошади. Но физические данные были отнюдь не самым главным, лошади должны были обладать незаурядным умом и интуицией, что не раз спасало жизни бойцов на фронте. По жизни многих наших замечательных писателей прокатилась война. Вот и рассказ «Старая лошадь» - о том, как бедное животное оказалось вовлечённым в людскую бойню, но всё-таки один человек пожалел её, и рискуя жизнью, прекратил мучения животного...
«- Стоит? — спросил сержант Данила у разведчика Ванягина, дежурившего возле стереотрубы.
- Стоит, — глухо ответил Ванягин, уступив место на чехле от стереотрубы сержанту Даниле — командиру отделения разведки…
- Скажи ты на милость, — заговорил он, раздраженно хлопая себя по карманам в поисках курева, — Три дня стоит! — И в голосе его просквозила жалость».
Подобно герою рассказа «Конь с розовой гривой», рассказчик скажет: «Лошадь та снится Ванягину и по сей день».
Почему героям этих рассказов запоминается образ лошади, с чем это связано?! Для того чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем эти произведения.
«Конь с розовой гривой».
В этом произведении рассказчик повествует о том, как получил незаслуженную награду от бабушки – пряник конём. Витя обманул её, вместо земляники в туесок положил траву и только сверху наполнил его ягодами. Герой осознает, что поступил плохо, ждёт наказания от бабушки, но вместо него бабушка отдает Вити пряник: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой».
Почему бы автору не назвать рассказ «Обман» или «Незаслуженная награда»? В.П. Астафьев не случайно обращается к образу коня.
Белый конь – этот символ «…всегда был связан с Солнцем, с дневной ясностью, воздухом, небесами, солнечными героями, как выражение добрых человеческих устремлений в его повседневных трудах и борьбе с трудностями… Белый солнечный конь — интеллект, разум, чистота, святой Георгий… Атрибут божественных сил, постоянно борющихся со Злом».
Именно белый цвет, в основном его значении, символизирует веру, чистоту душевных мыслей.
Но пряник Вити был двухцветным «…грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».
Розовый цвет соответствует оттенку человеческой кожи, особенно в младенческом возрасте. Отсюда тянется и цепочка «розовых» ассоциаций – нежность, мягкость, детство.
«Розовые очки», «розовые мечты», «видеть мир в розовом цвете»,– всё это выражает романтичность, доброту и комфортность данной гаммы. Несмотря на все достоинства, избыток розового цвета может символизировать также поверхностность и легкомысленность (Вспомним хотя бы насмешки над розовым антуражем «глуповатых блондинок»).
Не случайно В.П. Астафьев соединил два цвета: с одной стороны, герой рассказа ещё легкомысленный ребёнок, а с другой - «маленький» человек осознает свою вину перед бабушкой, понимает, что обман всегда раскрывается. Обман – это зло, прежде всего, плохой поступок терзает и мучает самого Витю. Вспомним, что он не спит ночью, убегает на берег Енисея, где хочет быть один, осуждает и корит самого себя за то, что послушал левонтьевских ребятишек и съел все ягоды. Белый цвет пряника конем - это и надежда бабушки, на то, что внук исправится.
Не случайно герою рассказа пряник конем, лежащий на столе, представляется «скачущим». Бегущий конь – это символ времени, движения, самой жизни (Вспомним, телевизионную заставку к программе «Вести дня», бег трех коней – означает постоянно меняющиеся события дня). Поэтому рассказчик запомнил образ движущегося бело-розового коня.
Итак, проанализировав образ коня в произведении «Конь с розовой гривой», мы пришли к выводу о том, что анализ этого образа помог нам понять самого героя, оценить его с двух сторон: с одной – он легкомысленный мальчик, а с другой – герой способен осознать свою вину. К тому же символичен белый цвет пряника, который указывает ещё и на то, что бабушка, отдавая мальчику гостинец, привезённый из города, надеется, что внук никогда больше не обманет и осознает всю тяжесть зла обмана. Пряник конем – это символ преображения характера мальчика, становление его как настоящей личности. Поэтому конь в сознании героя движущийся. Ведь именно движение мыслей человека, самоанализ поступков формирует личность.
«Старая лошадь».
Этот рассказ меня особенно впечатлил. В произведении «Старая лошадь» автор изображает суровую передовую во время Великой Отечественной войны. В рассказе писатель представил три образа: сержант Данила, разведчик Ванягин и «коняга», так называет старую лошадь Астафьев. КОНЯГА (по словарю С.И.Ожегова) — «то же, что и конь (обычно о рабочей лошади)».
В произведении рассказчик описывает жизнь коняги: сначала это «белолобый жеребёнок», затем вырос и его «стали запрягать, … и он побрел по дороге», которой не было конца, и попал туда, «… где грохот, сутолока, крики». Сначала лошадь боялась взрывов, а потом привыкла. На войне старая лошадь служила людям верой и правдой, пока её не «зацепил» снаряд. И вот теперь человек бросил конягу, только «земля поддерживала её», лошади хотелось к людям, но природное чутьё обмануло, и она остановилась.
Лошадь стояла на «нейтральной полосе» между двумя враждующими армиями. С одной стороны – русские, с другой – немцы. «Среди бородавочных засохших кочек вот уже третий день стояла раненая лошадь. Стояла неподвижно, опустив голову. С дряблых, полураскрытых губ её тянулась кровавая слюна, … и в большом глазу её можно было заметить тупую боль, тоску и недоумение».
Прочитав эти строки, невольно возникает обида на людей за то, что страдают невинные животные. Поэтому сержант говорит: «Крестьяне бить лошадей могут вожжами либо кнутом, но убивать – нет, потому он, конь, - работник», потому он и не отдает приказа Ванягину убить лошадь. В сознании людей убийство животного, которое верой и правдой служило человеку, немыслимо, но и смотреть на муки животного им было тяжело.
Несмотря на то, что Вторую Мировую войну называли «войной моторов», кони играли в ней немаловажную роль. Невольно вспоминаются кадры военных фильмов, когда солдаты изо всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряженную лошадьми. Причина использования лошадей проста – по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали боевые машины, мотоциклы, автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.
В рассказе находим этому подтверждение: три лошади, которые по бездорожью, через поля тянули повозку с ранеными до медчасти. Две из них умерли в упряжи, а коняга «шире расставила ноги, … она не хотела падать». Солдат обращается к ней: «Ну, милый, только на тебя надежда, выручай!» И старая лошадь, видно, поняла человека и одна потянула повозку к месту назначения.
Лошадь – это символ связи между миром живых и мертвых. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть. Поэтому коняга В.П. Астафьева в рассказе везет людей в санчасть, где у них есть надежда остаться в живых и не попасть в царство мертвых.
В.П. Астафьев характеризует лошадь, вынося в заглавие рассказа определение «старая». В словаре В.И. Даля СТАРЫЙ - значит «многолетний (многодневный и многовековой), противопол. новый. Старый дом, давно выстроенный, долго простоявший. Старый человек, противопол. молодой и середовой, преклонных лет, доживающий век свой, кому под 60 и более. Старая лошадь, 12 лет или более». А в словаре С.И. Ожегова мы находим ещё одно значение СТАРЫЙ - «не являющийся новичком, давно где-н. находящийся, живущий, работающий. Старые ученики вместе с новичками. С. солдат (давно служащий)». Таким образом, читатель может судить о возрасте лошади и её боевом опыте, а опыт приходит со временем
В произведении не раз герои говорят о времени, которое «… мучительно тянулось эти три дня», люди сопереживали, сочувствовали лошади, но облегчить её боль не могли. Следует отметить, что немцы тоже не стреляли в раненое животное, а значит, сострадание объединило людей. Даже, когда Ванягин ползёт по нейтральному пространству, а затем встает и очевидно, что немцы его видят, но не убивают. Ванягин возвращается в окоп, застрелив старую лошадь из жалости. «Лошадь та снится Ванягину и по сей день», - этой фразой завершается рассказ.
Лошадь ассоциируется в сознании людей со временем, с вечным движением жизни, в которой события чередой сменяют друг друга. Давно отгремели взрывы снарядов, но память жива и свято хранит героев в сердцах своих. Поэтому разведчик Ванягин помнит старую лошадь.
По статистическим данным за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий, они верны и преданы людям в любых трудностях. Для животных главное, чтоб их любили, заботились о них, помнили.
Заключение
Конь, лошадь – один из самых интересных образов в литературе, культуре, религии. Образ лошади неразрывно связан с жизнью человека. Это животное символизирует трудолюбие, разум, движение, время, героизм, победу над злом.
Виктор Петрович Астафьев использует в своих рассказах образ лошади не случайно. Лошадь – помощница, о ней на Руси всегда заботились и она платила людям добром. В рассказах писателя – лошадь связана, в первую очередь, со временем и движением. Поэтому герои его рассказов свято хранят этот образ в душе всю жизнь. У В.П. Астафьева есть рассказы, в которых упоминается образ лошади, и произведения, которых есть слово «лошадь» или «конь».
На наш взгляд, в рассказе «Конь с розовой гривой», герой запоминает пряник конём, потому что в сознании мальчика конь ассоциируется со справедливостью, победой добра над злом (обман – это зло). Прилагательное «розовый» указывает на детскую беззаботность и легкомысленность. Бабушка, отдавая внуку пряник конём, надеется на его исправление. Таким образом, подробный анализ образа коня в произведении помог нам понять смысл названия рассказа и его идею.
В рассказе «Старая лошадь» писатель «погружает» читателя во времена Великой Отечественной войны и главным героем произведения является коняга. Проанализировав этот образ мы пришли к выводу о том, что война – это всегда страдания как человека, так и животного, которое верой и правдой помогает людям на фронте. Ванягин сохранил в памяти этот образ потому, что войну забыть нельзя. В.П. Астафьев этим рассказом дает нравственный урок будущим поколениям, показывая её жестокость и несправедливость с одной стороны, и героизм лошади, который должен служить примером для людей – с другой.
Таким образом, герои рассказов писателя запоминают образ лошади, коня в том случае, когда этот образ связан с нравственностью, движением времени, героизмом.
Литература
Ресурсы интернета
Приложение 1.
Мы провели опрос среди учащихся средней и старшей школы, среди учителей. Всего нами были опрошены 40 человек. Мы задавали вопрос: «С чем вы ассоциируете лошадь?»
Результаты опроса:
Слайд 1
МКОУ Лапшихинская СОШ Научно-исследовательская работа Выполнила: уеница 7 кл . Руководитель: Маурер Анна Николаевна Образ лошади в произведениях В.П. АстафьеваСлайд 2
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ОБРАЗ ЛОШАДИ (КОНЯ) В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.П. АСТАФЬЕВА И ВЫЯСНИТЬ ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Слайд 3
1. Выяснить значение образа лошади в славянской мифологии и в христианстве. 2. Найти рассказы, в которых В.П. Астафьев использует образ лошади. 3. Подробно проанализировать этот образ в рассказах «Конь с розовой гривой» и «Старая лошадь», выяснить, почему писатель использует именно образ коня (лошади). 4. Подчеркнуть неповторимость образа лошади. 5. Провести опрос учащихся. ЗАДАЧИ:
Слайд 4
ГИПОТЕЗА : анализ образа лошади (коня) поможет глубже раскрыть основную мысль в произведениях и понять, почему героям рассказов В.П. Астафьева запоминается именно этот образ.
Слайд 5
В.И. Даль «Конь – это лошадь добрая, не кляча». А.П. Сумароков «… от новых татар, принявших слово лошадь, коня в неё превратили... Ибо в наших славянских книгах конь лошадью никогда не назывался». Г.Ф. Одинцов «от почти исчезнувшего прилагательного «ЛОШИЙ» - «ПЛОХОЙ» (чтобы ввести в заблуждение злых духов). Для нас слова “конь” и “лошадь” – синонимичны.
Слайд 6
Образ лошади в славянской мифологии. Лошадь была рабочей силой Лошадь в праздник Масляничное гуляние Пахота
Слайд 7
Образ лошади в христианстве Св. Георгий на Белом коне, убивающий Змея Архангел Михаил на коне Св. Борис и Глеб на конях Св. Фрол и Лавр покровители лошадей
Слайд 8
Не в коня корм Царство без грозы, как конь без узды Дареному коню в зубы не смотрят Кто в кони пошел – тому и воду везти Не гони коня кнутом, гони его овсом и другие. Пословицы и поговорки о лошадях
Слайд 9
Рассказы В.П. Астафьева, в которых упоминается о лошадях. Рассказ «Запах сена» «А мы скачем, а мы скачем!» Лошадь – символ счастья для детей
Слайд 10
Рассказ «Конь с розовой гривой» Пряник Вити был двухцветным Белый конь – этот символ «…всегда был связан с Солнцем, с дневной ясностью, воздухом, небесами, солнечными героями, как выражение добрых человеческих устремлений в его повседневных трудах и борьбе с трудностями… Именно белый цвет, в основном его значении, символизирует веру, чистоту душевных мыслей. Розовый цвет соответствует оттенку человеческой кожи, особенно в младенческом возрасте. Отсюда тянется и цепочка «розовых» ассоциаций – нежность, мягкость, детство. Несмотря на все достоинства, розовый цвет может символизировать также легкомысленность
Слайд 11
Анализ образа коня помог понять героя, оценить его с двух сторон: с одной – он легкомысленный мальчик, а с другой – герой способен осознать свою вину. Пряник конем – это символ преображения характера мальчика, становление его как личности. Поэтому конь в сознании героя движущийся. Ведь именно движение мыслей человека, самоанализ поступков формирует личность.
Слайд 12
Несмотря на то, что Вторую Мировую войну называли «войной моторов», кони играли в ней немаловажную роль. Причина использования лошадей проста – по бездорожью (особенно весной и осенью) там, где застревали боевые машины, мотоциклы, автомобили, могли пройти только эти выносливые животные. В рассказе находим этому подтверждение: три лошади, которые по бездорожью, через поля тянули повозку с ранеными до медчасти. Две из них умерли в упряжи, а коняга «не хотела падать». Солдат обращается к ней: «Ну, милый, только на тебя надежда, выручай!» И старая лошадь, видно, поняла человека и одна потянула повозку к месту назначения. Рассказ «Старая лошадь»
Слайд 13
Рассказ «Старая лошадь» В.П. Астафьев характеризует лошадь, вынося в заглавие рассказа определение «старая». В словаре В.И. Даля СТАРЫЙ - значит «многолетний (многодневный и многовековой), противоположное новый. Даль приводит следующие примеры: Старый дом , давно выстроенный, долго простоявший. Старая лошадь, 12 лет или более». В словаре С.И. Ожегова мы находим ещё одно значение СТАРЫЙ - «не являющийся новичком, давно где-нибудь находящийся, живущий, работающий. Например, Старые ученики вместе с новичками. Старый солдат (давно служащий)». Таким образом, читатель может судить о возрасте лошади и её боевом опыте, а опыт приходит со временем.
Слайд 14
Лошадь ассоциируется в сознании людей со временем, с вечным движением жизни, в которой события чередой сменяют друг друга. Давно отгремели взрывы снарядов, но память жива и свято хранит героев в сердцах своих. Поэтому разведчик Ванягин помнит старую лошадь. По статистическим данным за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий, они верны и преданы людям в любых трудностях. Для животных главное, чтоб их любили, заботились о них, помнили.
Слайд 15
Выводы Во-первых, в рассказах писателя – лошадь связана, в первую очередь, со временем и движением. Поэтому герои его рассказов свято хранят этот образ в душе всю жизнь. Во-вторых, в рассказе «Конь с розовой гривой», герой запоминает пряник конём, потому что в сознании мальчика конь ассоциируется со справедливостью, победой добра над злом (обман – это зло). В-третьих, в рассказе «Старая лошадь» писатель «погружает» читателя во времена Великой Отечественной войны и главным героем произведения является коняга. Проанализировав этот образ мы пришли к выводу о том, что война – это всегда страдания как человека, так и животного, которое верой и правдой помогает людям на фронте. Ванягин сохранил в памяти этот образ потому, что войну забыть нельзя. Астафьев этим рассказом дает нравственный урок будущим поколениям, показывая её жестокость и несправедливость с одной стороны, и героизм лошади, который должен служить примером для людей – с другой.
Слайд 16
Результаты опроса Вопрос: С чем вы ассоциируете образ лошади (коня)?
Слайд 17
Используемая литература 1. Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 512с. 2. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество, 1998. – 925с. 3. Ивлиев О.А. Полная энциклопедия символов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 416с.: ил. 4. Телицын В.Л. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. – М.: Локид – Пресс, 2003. – 495с.: ил., вкл. 5. Кондрашов А.П. Кто есть кто в классической мифологии: Энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 768с., ил. 6. Токарев С.А. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», Т. 2. 2000. – 719с. 7. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды. – М.: Эксмо, 2003. – 608с., ил. 8. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999. – 944с. 9. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка в 4-х т. – М.: Русский язык, Т. 3, Т 4. 1978. – 978с. 10. Ресурсы интернета
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Что есть на свете красота?
Какая бывает зима
Акварельные гвоздики
В поисках капитана Гранта
Сочини стихи, Машина