Исследовательская работа содержит анализ тематики стихотворений поэтов-красноярцев.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 55.7 КБ |
zashchita.pptx | 1.9 МБ |
prilozhenie_.docx | 260.91 КБ |
Управление образования Администрации Ачинского района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Лапшихинская средняя школа"
Исследовательская работа
«АНАЛИЗ СБОРНИКА СТИХОТВОРЕНИЙ «ЛЮБЛЮ И ВЕРУЮ»
ПОЭТОВ-КРАСНОЯРЦЕВ»
Выполнил:
ученик 10 класса
Руководитель:
Маурер Анна Николаевна
учитель русского языка
и литературы
с. Лапшиха 2017г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………......................3
Глава 1. Этимология, значение и философский смысл слов «любить» и «верить»……………………………………………………………………………………………..4
Глава 2. Общие темы и мотивы в стихах поэтов из сборника «Люблю и верую»…………………………………………………………………………….............................6
Глава 3. Полемика поэтов по одной теме в сборнике стихотворений «Люблю и верую»……………………………………………………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………......................14
Литература………………………………………………………………………………………...15
Приложение……………………………………………………………………………………….16
Введение
Самые светлые чувства способны изменить жизнь людей. В мои пятнадцать лет, мне хочется узнать о природе этих чувств. Поэтому, актуальность исследования заключается в том, что оно предлагает путь к изучению таких понятий как «любовь» и «вера» через анализ сборника стихотворений «Люблю и верую». Так же актуальность работы обусловлена возрастающим интересом к изучению культуры родного края.
Новизна работы: В сборнике стихотворений «Люблю и верую» были выделены общие темы, которые единогласно трактуются поэтами, затем были выделены темы, трактовка которых неоднозначна. В темах были рассмотрены понятия «любить» и «верить».
Материал: Стихи поэтов-красноярцев, вошедшие в сборник «Люблю и верую».
Предмет исследования: анализ стихотворений из сборника «Люблю и верую».
Объект исследования: сборник стихов поэтов-красноярцев «Люблю и верую».
Цель работы: Анализ сборника стихотворений поэтов-красноярцев «Люблю и верую».
Задачи исследования:
Гипотеза: Можно ли, проанализировав стихи, понять что «любят» и во что «верят» поэты-красноярцы.
Методы исследования: чтение произведений, наблюдение, сопоставление, анализ, изучение литературы по теме, синтез.
Глава 1. Этимология, значение и философский смысл слов «любить» и «верить».
Сборник красноярских поэтов «Люблю и верую» вышел в свет в 1990 году. Что любят наши земляки-поэты, во что верят? Задался я вопросом, после того, как эта книга попала ко мне в руки. А какое красивое поэтичное название сборнику дал его составитель Зорий Яхнин.
Любовь! Любовь! Что это? Всё чаще спрашиваю я себя. Как определить это чувство? Можно ли его исследовать? Оказывается, это чувство подвергается разным определениям.
Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Следовательно, «любить - кого, что, чувствовать любовь, сильную к тому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, избранье и предпочтенье кого или чего по воле, (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и…» (Толковый словарь Даля)
Любовь рассматривается как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного (личного) чувства, направленного на предмет любви. Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности.
Любовь — одна из главных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ берут начало в древних философских системах и литературных памятниках, известных людям.
Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке:
«эрос» — стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения;
«филиа»— любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;
«сторгэ»— любовь-нежность, особенно семейная;
«агапэ»— жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве — любовь Бога к человеку.
Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:
Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.
Так же Соловьёв пишет, что с точки зрения этики, любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:
Таким образом, мы будем понимать под словом «любовь» все её виды, а под глаголом «любить» - проявлять все виды указанной любви (по классификации В. Соловьева).
Если со значением слова «любовь» все стало понятно, то со значением слова «вера» и, следовательно, глагола «верить» не всё так просто.
Этимологически слово «вера» восходит к старославянскому «вѣра», которое означает «правдивый, верный, истинный».
Слово «вера - жен. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; …» (Толковый словарь Даля) Как видим, В.И. Даль трактует это слово, как многозначное. Первое его определение относится к пониманию веры, как признания чего-либо истинным, без фактической или логической проверки, единственно в силу убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах. Следующее значение слова «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.
Следовательно, «верующий» — это человек, который верит конкретной религии и является носителем религиозной модели мира или человек, который верит в кого-то или во что-то иное. Современные словари Т.Ф. Ефремова, С.И. Ожегова не противоречат словарю В.И. Даля в определении понятия «вера».
Таким образом, «веруют» поэты нашего края не однозначно. Это зависит от понимания ими слова «вера».
Глава 2. Общие темы и мотивы в стихах поэтов из сборника «Люблю и верую».
В сборник вошли стихи восьми красноярских поэтов. Как справедливо заметил автор-составитель книги, они назвали её «своей «Золотой книгой», в которую вошли их самые искренние и лучшие стихи.
Открывается сборник стихами Аиды Фёдоровой с подзаголовком «Затяжной прыжок». В первом стихотворении «Народная мудрость» звучит философская тема истинного и ложного. Поэтесса твёрдо убеждена в том, что понять можно только то, что прочувствуешь сам: «О чём не поплакал – О том не споёшь», - пишет она. Заканчивается стихотворение твердой её уверенностью в свой народ, в незыблемость таких понятий, как «правда - ложь», верой в возможность честной жизни. Подобные мотивы встречаем в другом её стихотворении: «После собрания» (герой задается вопросом: «Есть ли правда? Где она?»). Владлен Белкин, в стихотворении «Свет печали тайной» так же убежден, что новое государство нужно строить не на лжи, а «испив горькой правды». Н. Еремин в стихотворении «Внезапный дождь», описывая чувства своего героя, отмечает, что только при помощи кого-то или чего-то человек сможет отличить правду от лжи. После наступает прозрение и вера в воцарение покоя и справедливости (после того, как в лирического героя ударила молния, он прозрел). В стихотворении З. Яхнина «Речь Сократа», лирический герой рассказывает о Сократе, который говорил, что в любом Государстве вожди не любят правды. Он предпочитает сказать вождю правду и быть наказанным, чем молчать и смотреть, как гибнет его Государство.
Таким образом, тема правды не безразлична поэтам-красноярцам. Они единогласно верят в то, что правда должна всегда восторжествовать будь то в судьбе человека или в жизни целой страны.
В стихотворении А. Фёдоровой «Попытка дискуссии с атеистом», лирическая героиня в разговоре с Воеводиным Ильёй (атеистом), который ей говорит, что нельзя произносить «Боже мой» и «Боже правый», замечает, что «Бог – это вселенская совесть». Её оппонент заявляет, что миру и человеку нужна «законов научная крепость», а не бог. На что героиня возражает, приводит в ответ аргумент о жестокости этих законов. Она вспоминает время, когда рушили храмы, когда попирали святых, свергали кресты с церквей, наказывали и убивали за веру (Героиня отмечает, что вместо крестов крепили на крыши церквей изображение петуха). Лирическая героиня в лице Аиды Фёдоровой не принимает этих законов, искренне веря в силу законов Божьих. Вера в спасение человечества при помощи обращения к Богу и святым звучит в стихотворениях «Что твориться нынче со мною», «Смерть всем назначит свой черёд». В стихотворениях З. Яхнина звучит эта же тема: «Развёрнуты самые страшные свитки» (стихотворение о том, что сожгли всех еретиков, забрали Бога у людей, а «неба не дали взамен»); «Маленький дом» (о том, что вера должна быть истинной, лирический герой говорит, что страшны «попы не верящие в Бога»).
Так, в сборник приходит «щепетильная» для 1990 года (это год издания сборника стихов «Люблю и верую») тема христианской веры и советского атеизма. Когда встает вопрос: «Во что теперь верить людям или кому верить?» Наши поэты в этом вопросе, на мой взгляд, отвечают однозначно: верить нужно в то, что справедливо, что не перечит закону совести человека.
Тема войны и вера в то, что её больше не будет раскрыта в стихотворении «Подснежник» А. Федоровой. Герой стихотворения искренне радуется появлению первых цветов, приходу весны. Не рад был, «хмур», только один из его спутников, который рассказал, что это слово для него - вестник с войны. «Подснежниками» солдаты называли оттаявшие весной трупы своих однополчан: «Поди достань его… Коль он прирос к тому сугробу, Навек в родную землю врос». Герой, размышляя над словами фронтовика, выражает искреннюю надежду в то, что слово будет употребляться только в значении цветка, и только в смысле «Надежды, веры и тепла». В стихотворении «Над вечным покоем» Н. Ерёмина лирический герой, глядя на могилы, видит жестокое прошлое, кровавые войны, «смертельные века», боль людей. Но, глядя на эти же могилы, он чувствует сильную жажду жизни, любовь, веру и надежду на лучшее, которая была в погибших на войне. В стихотворении А. Третьякова «Отговорят на западе закаты», рассказывается о том, что уже много лет идут в ночной тишине души солдат к родным домам. Идут они «К миру, за который полегли», «По ним ещё не выплаканы слёзы», их любят и ждут до сих пор. Лирический герой заключает, что пока жив мир, людская скорбь по погибшим будет бесконечна. Стихотворение «Руки» А. Щербакова – это воспоминание лирического героя о своём детстве, о том, как теплые руки отца брали его и сажали на колени, ласкали, учили. Потом ушел отец и запах рук «унёс с собой». Став взрослым, и поныне герой вспоминает добрые «руки хлебопашца и бойца». Для него, трудовые руки навернувшегося с войны отца, - это пример жизненного труда, силы, любви. Стихотворений, посвящённых теме войны и памяти о ней у А. Щербакова в этом сборнике много: «День Победы» (в этом стихотворении лирический герой вспоминает о том, когда он был маленьким, в их доме всё село собиралось праздновать День Победы, как сидели и курили мужики, кто с пустым рукавом, кто на протезе, и вспоминали своих сельчан, однополчан, которые не пришли с войны. А он – маленький – слушал их рассказы и чувствовал себя причастным к судьбе своего народа); «Награда» (в стихотворении отец-фронтовик свою медаль «За отвагу» прикалывает к майке своего сына, лирический герой думает, что это ему медаль за то, что «он выжил в войне»); «Память» (герой едет в одном вагоне с фронтовиком, он заснул, но тревожным сном. У него «из сапога торчит протез», лирический герой думает, что, наверно, ему снится бой под Варшавой, где он потерял ногу).
Так, поэты в сборнике «Люблю и верую» выражают скорбь по погибшим на войне, сопереживают вернувшимся, но покалеченным судьбам. Своими стихами они напоминают читателям о страшных годах войны.
Тема бытия человека в мире раскрыта В. Белкиным, который написал ряд стихов. В них он осуждает людей за то, что они стали мало уделять время общению друг с другом, стали глухи к боли других людей, поэтому и одиноки. В стихотворении «Парадокс скорости» герой говорит о быстром темпе жизни, о том, что люди не могут даже остановиться, в глаза друг другу посмотреть. Ещё более грустное стихотворение «Старушка с толкучего рынка», в нем лирический герой рассказывает о старухе, которая продаёт «вехи былого», которым пора в музей, но не нужда её гонит в «море живое людей», а одиночество. Стихотворение «Не страшно, что ставится прочно…» - это апогей данной темы. Герой стихотворения был на кладбище и видел ограды, которые делят один мир мертвых на участки. Самое страшное, по мнению героя стихотворения, что такие же ограды возводят живые вокруг себя. Находясь за этими оградами, люди не хотят слышать друг друга. В стихотворении Н. Ерёмина «Прощайте, милая, мне жаль», лирический герой отмечает, что долгое время жил рядом с той, которая его отказывалась понимать и принимать его таким, какой он есть.
Подводя итог выше изложенной теме бытия человека в мире, хочется отметить, что поэты заметили отдаленность людей друг от друга, их замкнутость и нежелание замечать друг друга.
Тема природы неразрывно связана с чувствами человека. Например, В.Белкин в стихотворении «От облаков неотличимы» размышляет о том, что на небе, помимо облаков, есть сгустки пара, похожие на облака, но это не облака, а людские боли и радости. Герой Н. Еремина в стихотворении «Я рад, что выпал снег пушистый» искренне радуется первому снегу, он наблюдает изменение в природе вместе со своей любимой. Глядя на первый пушистый снег, «мы не ждали ничего», - замечает лирический герой, и на душе было так же светло и чисто, как в природе от первого снега. Много стихов природе родного эвенкийского края у Алитета Немтушкина, например, стихотворение «Родина моя» о красоте тайги, о животных, которые его вскормили, о его детстве. Стихотворение «Белые лебеди» А. Немтушкина о герое, который всегда осенью, по утрам, бегал в лес, слушать прощальную песню лебедей перед отлётом на юг. В песне лебедей лирический герой слышал боль от разлуки с родной землёй, сильную любовь и печаль по родному краю. После того, как герой уезжает из родного дома, он часто вспоминает эту лебединую песню, его охватывает печаль и тоска по родному краю. В его же стихотворении «Журавли», прощаясь с родным, хоть и холодным краем, плача, улетают на юг птицы. Своеобразный итог, в котором соединяются все образы предыдущих стихотворений А. Немтушкина, я увидел в стихотворении «Мой край родной! Мне не забыть о том». В нём лирический герой вспоминает, что родная земля его вскормила, песне научили его листья берёз, музыке – птицы, лебеди научили тоске и печали, тоске по родине научили его журавли. Герой обращается к родному краю с просьбой не оставить его, помочь ему найти верную дорогу в жизни. А. Третьяков в стихотворении «Озноб черёмуховый» поэтично описывает цветение черёмухи весной, параллельно описывает чувство любви, только зародившееся в его герое. Он сравнивает колыхание цвета черемухи, такое же нежное, робкое, светлое с чувством любви своего героя. В стихотворении «И вот приеду сюда, к родным могилам» А. Щербакова, герой приезжает на деревенское кладбище, где его отец и мать похоронены, и сразу ему становится понятны силы потустороннего мира. Он видит березку, листы которой приятно шелестят от легкого ветерка, он слышит лёгкое журчание кладбищенского ручейка и ему кажется, что его родители видят и слышат это вместе с ним. А ночью, думает он, что они видят те же звёзды, какие видит он, живой. Герой размышляет, что звезды на небе были до него и будут после него. Таким образом, описание природы раскрывает глубоко философскую мысль о жизни и смерти, о вечности природы и короткой жизни людей. Эта же мысль звучит в ещё одном его стихотворении «В тот день, когда меня не станет», герой знает, что когда он умрет, «свет не рухнет», ветер, солнце, реки не изменятся. И только родня его всплакнёт о нем. Стихотворение З. Яхнина «Норильск. Весна 1985 год» о том, что природа севера сурова, даже в апреле здесь холодно, «дуют метели», но лирического героя не сломит мороз, а наоборот укрепит его, закалит его характер.
Так, тема связи чувств человека и природы широко представлена в сборнике, причем чувства людей при помощи природы можно выразить любые (от нежного чувства любви до осознания себя лишь малой крохой природы).
Тема о предназначении поэзии, о роли поэта звучит в стихотворении «Поездка в общежитие» (А. Фёдоровой). Героиня чувствует себя среди простых людей «своей», поэтому она всегда возвращается к ним и верит, что её «слово примет народ». Алитет Немтушкин в стихотворении «Я в юности истратил много слов» пишет о том, что, только дожив до седин, он понял: «Чем меньше слов, тем выше их значенье», теперь он хочет походить на реку, быть глубже в своих стихах, оттачивать каждое слово, как капля воды, которая способна камень разрушить. Стихотворение Романа Солнцева «Разговор с незнакомыми девушками в дождь» о том, как поэт встречает двух незнакомок, которые узнают его сразу, и пока они вместе пережидают дождь, он отвечает им на вопросы. Молодым очень интересно, каково это - быть знаменитым, что такое гонение и слава. Он не может им объяснить этих чувств, только одно он знает, что образы: яблоня, дождь, тень девушки, - его преследуют. Поэт уже знает, о чем он напишет, когда вернется домой, а над тем, что такое слава и знаменитость он мало задумывается. Анатолий Третьяков в стихотворении «За золото мне серебро давали», говорит о том, что золото слов он возьмёт у природы, но так чтоб осталось ещё. Остальным богатством в его жизни «Пускай распоряжается судьба». В стихотворении «Пора» А. Щербакова, он описывает, как открыл для себя смысл своей жизни. Он понял, что настала ему пора браться за «глагол», надеясь на то, что люди, прочитав его стихи, услышат его и поймут. Таким образом, для А. Третьякова главное в жизни, как и для остальных поэтов-красноярцев, - это процесс творчества, ради которого он живет, чтоб внести в жизнь людей красоту поэзии, рассказать о красоте родного края, о живущих в нем людях, предостеречь или напомнить о чем-либо, ненавязчиво.
Как видим, поэты, по мнению наших земляков, нужны для того, чтоб поэтическое слово действовало на людей, проникая в их разум и души. Все поэты-красноярцы едины во мнении, что поэтический дар есть не у всех, это природный дар.
Тема судеб людей широко представлена в творчестве красноярских поэтов. А. Федорова в стихотворении «Затяжной прыжок» рассказывает о судьбе молодого парня, который разбился, прыгая с парашютом, потому что, по какой-то случайности, он не раскрылся. Так и жизнь всех людей, рассуждает героиня стихотворения, может внезапно прерваться, не успев начаться. А. Федорова против того, чтобы жить в страхе перед смертью всю жизнь, по её мнению, надо жить по незыблемому правилу «что будет, то будет». Николай Ерёмин рассказывает о судьбе женщины в стихотворении «Женщина осенью», в котором его героиня вспоминает о своей молодости и о прожитой ею годах. Но «Жизнь, увы, не начать с начала», муж ушел от неё, сын погиб, она осталась одна. Чтобы оставить о себе память, она посадила во дворе маленькое деревце, ухаживает за ним, надеясь, что о ней будут вспоминать другие, глядя на дерево. Много стихов о жизни своих земляков написал Алитет Немтушкин: «Песня оленевода Владимира Удыгира», «Песня его жены Ольги Удыгир», «Песня их сына Ванчо», «Песня их дочери Оксаны», «Песня их бабушки Нюригды». В этом цикле стихов каждый член семьи рассказывает о себе с рождения. Если отец семейства – Владимир Удыгир говорит, что его нашли в снегу, то его сын рассказывает, что его нашли в больнице: «Теперь все там детей находят»; если Владимира учили дома: отец его учил охоте, рыбалке, то своего сына он отдает в интернат на обучение грамоте, но сын его Ванчо заявляет «мне понятней грамота тайги». Владимир Удыгир женился, у него девять детей и другой ему жизни не надо, он счастлив, за что благодарит доброго духа Хэвеки и просит богов даровать ему долголетие. Его сын скажет, что песня его «еще не сложена», он не женат, ему не горожанка крашеная нужна, а хозяйка в доме, которая «унты ему подошьёт». Так складывается у читателя представление о жизни Эвенкии и её народа. В стихотворении Р. Солнцева «Гончар», герой рассказывает историю , которая случилась в деревне. Жил гончар «и ростом мал, и телом тощ», звали его Санька. Он всегда мечтал о жене высокой, статной, чтоб на ушах у неё серёжки были, что колокола. Смеялись над ним местные деревенские девушки, а он им подарки дарил, только напрасно. Замуж за него ни одна идти не хотела. Но вот, однажды, исчез Санька, никто не знает куда. Только идет молва, что встретил он девушку такую, о которой мечтал и уехал с ней в соседнюю деревню. В стихотворении «Нижний Ингаш» А. Третьякова, лирический герой проезжает мимо поселения, в котором живут заключенные. На улице март, природа тайги меняется, радуется теплу, только мечта у заключенных всегда одна во все времена - мечта о свободе. Стихотворение «Бабка Улита» А. Щербакова о судьбе бабки, которую герой знал ещё в детстве, теперь он видит её на кладбище, она косит траву среди могил, около погоста и беседует с мертвыми родными и знакомыми. Здесь у неё теперь больше близких, чем в деревне, среди живых. В стихотворении З. Яхнина «Судьба» рассказывается о жизни одинокой женщины, которая ест дефицитные продукты, ездит в отпуск в Болгарию, только по ночам она плачет в подушку от тоски и одиночества. Стихотворение «Васёк» (З. Яхнина) о том, что жил в деревне немой, никому не делал зла, возил с реки воду в бочке, за свою работу не брал денег. Однажды, не стало немого, лишился мир доброго «юродивого», и не узнают сельчане, что он хотел им сказать. Таким образом, тема человеческих судеб широко представлена сборнике «Люблю и верую».
Итак, проанализировав сборник стихотворений красноярских поэтов, я выявил семь тем, которые трактуются однозначно всеми поэтами. Это такие темы, как тема истины и лжи, тема веры в Бога, тема войны, тема бытия человека в мире, тема связи чувств человека с природой, тема роли поэта и поэзии, тема судеб людей.
Глава 3. Полемика поэтов по одной теме в сборнике стихотворений «Люблю и верую».
Составитель сборника отмечает, что «стихи этого сборника не соглашаются, спорят между собой». К одной из полемичных тем я отношу тему природы. В. Белкин большинство своих стихов посвятил природе родного края: «Каменные кони» (поэтизирует горы, сравнивая их с конями), «Весна в тайге» (стихотворение о пробуждении природы). Прямо противоположно по эмоциональной окраске стихотворение «В потоке железного гула» лирический герой наблюдает за природой города, отмечает, что корни деревьев «корчатся в осаде отравленных вод», воздух «свинцово-тлетворный за горло прохожих берет», эта тревога за родную природу «жива и поныне» в сердце героя. В стихотворении Романа Солнцева «Любимая, в мой век аэропланов», герой рассказывает, о том что «В лесах отравлены грибы», пожары «встают жеребцами на дыбы», всюду суета, ему не хватает тихих дней. Он вспоминает своё детство, когда его окружал покой, тихие зелёные листья, лесные тропинки. Он просит любимую посидеть с ним рядом, помолчать просто так. Любимым временем года у А. Третьякова, как и у А.С. Пушкина, была осень, поэтому много стихов в этом сборнике он посвятил красоте леса осенью: «Над речкой горел разноцветный закат», «Прощаться с августом пора», «День сквозь деревья смотрит, как сквозь пальцы …» и другие. Для него природа – это красота, в которой человек может отдохнуть от будних, суетных дней, от людей. В стихотворении этого же поэта «Такой уж в природе порядок», лирический герой рассуждает о том, что в мире за все приходится платить: за зелёную листву природа платит листопадом, за труд – человек получает зарплату, за жизнь всё живое платит смертью. А что станет с порядком в природе, если платить будет нечем? Это стихотворение заставляет подумать: «Чем мы, люди, отплатим нашей планете за дом, который «зовется «Земля»?
Стихотворение «Руби леса!» А. Щербакова – это попытка поэта рассказать читателю, что станет с миром, если вырубить леса, осушить реки. Заглядывая в будущее, герой Щербакова видит много пустынь, подобных пустыни Сахара. Эта же мысль звучит в следующем его стихотворении «Зачем?». Его лирический герой задаётся вопросом: «Почему человек не друг лесу, птице, зверю, реке? Зачем человек построил столько заводов и фабрик, зачем отравляет планету? Как будущему поколению жить, как смыть этот позор перед природой?»
Таким образом, тема природы раскрыта поэтами с разных сторон: с одной стороны – это любование природой, с другой – это экология природы, небрежное отношение к природным богатствам.
В стихотворении «Какая малость: улыбка, взгляд» А. Фёдоровой раскрывается тема несчастной любви. Лирическая героиня видит себя в образе нищего, которому богатый барин не подаёт милостыни. Её возлюбленный, как богатый барин, смотрит на неё с высока, даже не улыбается ей. Стихи о несчастной, неразделенной любви есть у Романа Солнцев, например, стихи «И писем я уже не жду» (о страданиях героя от осознания ум того, что уже поздно что-либо изменить он уже не в силах, любимая его не пришла к нему на свидание); «Современная песня» (стихотворение о том, как героиня ждала встречи долгие годы с любимым, а он пришел, и она не узнала в нем своего любимого, его испортила распутная жизнь); «Стихи о любви, которой нет» (герой стихотворения убежден, что современные Тристан и Изольда слишком робкие, в них всё фальшивое, даже любовь, и дети их несчастны, потому что неизвестно как появляются, только не от настоящего чувства любви). Наоборот, стихи Николая Ерёмина о счастливой взаимной любви. Восхищаясь своей избранницей, лирический герой в стихотворении «Ты идёшь» называет её ласково - «утушкой». Стихотворение «Вспыхнули звёзды – погасли огни» о том, что нужно всегда помнить «первую радость смущения», помнить первый раз произнесенные слова: «мой» и «моя». Благодаря приятным воспоминаниям, чувство любви не остынет в сердцах. Стихотворение «Вдвоём» продолжает тему верности. Лирический герой вспоминает сад, в котором он первый раз встретил любимую, прошли годы, сад исчез, но не исчезла их любовь друг к другу. Проходя вдвоём по дорожкам, героям не хватает ароматов черёмухи и сирени, которые когда-то цвели в саду. В стихотворении А. Щербакова «Смирение», лирический герой рассказывает о том, что когда-то у него была любимая, но он её оставил, ради спокойной жизни. Теперь он отяжелел, постарел, пишет заметки в газету, «свил уютное гнездо» и по вечерам любит сидеть, как Вольтер, в своем кресле. Таким образом, герой Щербакова отказался от своей пылкой любви ради спокойной жизни. В стихотворении Зория Яхнина «А мы идём живой травой», лирический герой рассказывает о том, как он со своей любимой гуляет по лесу, он слышит кукушку и думает, что у кукушки нет гнезда, потому что она не верит в счастье, а он верит, поэтому «Всё готов начать сначала», забыть обиды прошлые. В стихотворении «По совести ль, по долгу» (З. Яхнина), герой говорит, что нет у него «Москвича», квартиры в городе нет, но и богаче его, человека тоже нет. Он со своей, уже не молодой, любимой гуляет по лугу босиком, они счастливы друг с другом, потому любят: «И нету нас богаче, И нет беднее нас».
Таким образом, тема любви неоднозначно представлена в сборнике, с одной стороны – это любовь, которая заставляет страдать, безответная, с другой стороны – это взаимная счастливая любовь. Благодаря счастливой любви, герои стихотворений способны преодолеть любые невзгоды. Сила этой любви дает возможность начать жизнь заново.
Тема серых будней также неоднозначна. Если В. Белкин в стихотворении «Цвет безвременья» всё видит в сером цвете, начиная с рассветов и заканчивая серой кровью, его герой настроен пессимистично. То Н. Еремин, размышляя о серости жизни в стихотворении «О серости», отмечает, что хоть его герой и сам одет в серый костюм, но он, окрыленный любовью, едет на светлое свидание. Герой Ерёмина верит в то, что всё серое можно пережить, если рядом есть любимый человек.
Таким образом, в сборнике представлены две точки зрения на «серый» быт людей: с одной стороны – серость мира, губит людей, с другой – серость можно преодолеть, если в сердце людей живет любовь.
Итак, в сборнике есть темы, которые «спорят между собой», о чем предупреждает составитель сборника. В результате анализа, я выделил три таких темы: тема природы, тема любви, тема серых будней.
Заключение
В результате своего исследования, я узнал о значениях слов «вера» и «любовь». Познакомился с различными мнениями о природе сущности любви: трактовка понятия любви древнегреческими философами и русского философа Владимира Соловьёва. Мне ближе и понятие трактовка сущности и видов любви, которую дал В. Соловьев. При анализе стихотворений из сборника, я обнаружил все виды любви, выделяемые русским философом. Но отдельной полемичной темой, на мой взгляд, следует выделить любовь, «которая равно даёт и получает» – это любовь мужчины к женщине. Остальные виды любви, такие как любовь родителей к детям, любовь к Богу, любовь к природе, я распределил по таким темам как: тема природы, тема веры в Бога, тема о войне, тема о судьбах людей.
В сборнике «Люблю и верую» я рассмотрел категорию веры, выяснил, что слово это многозначно: с одной стороны – это твердое убеждение человека в чем-либо, с другой – это вера в высшую силу Бога. Христианская вера в Бога рассмотрена мной отдельно: «Тема веры в Бога». А значение «веры, как твердого убеждения в чем-либо» проанализировано мной в теме истины и лжи. Поэты-красноярцы убеждены в том, что правда всегда восторжествует, что на лжи не построишь счастье народа. А также в этом значении понятие веры есть в темах: о войне (поэты не хотят повторения войны), о роли поэта и поэзии (поэт верят, что такие как они нужны людям, чтоб разбудить в них чувства, заставить размышлять над вескими словами их стихов), о связи чувств человека с природой, о природе (поэты верят в то, что природа помогает людям в трудные минуты, верят в то, что люди одумаются, и будут беречь её), о жизни человека в мире (поэты прямо указывают на то, что люди стали чёрствыми по отношению друг к другу, и выражают веру в то, что люди изменятся).
Таким образом, я могу утверждать, что сборник стихов «Люблю и верую» действительно пронизан любовью и верой. Мне остается надеяться, что после прочтения моей работы вам захочется взять этот сборник стихов и увидеть в нем всё, о чем я писал, и даже больше, поэтому работа моя не претендует на всеохватность, дополнения приветствуются.
Литература
Приложение
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Любовь.
Нежная, заботливая.
Ласкает, сводит, живет.
Всегда бывает неожиданно.
Сказка.
Любовь.
Злая, коварная.
Убивает, расстраивает, страдает.
Приносит страдания человеку.
Ревность.
Любовь.
Добрая, чувствительная.
Дурманит, интригует, завораживает.
Это самое лучшее чувство.
Забота.
Любовь
Пылкая, жаркая.
Цепляет, заводит, ревнует.
Это залог счастья.
Страсть.
Любовь.
Белая, светлая.
Возносит, дарит, обручает
Соединяет людей в пары.
Нежность.
Любовь.
Настоящая, верная.
Дает, радует, волнует.
Дает силы жить.
Жизнь.
Слайд 1
«АНАЛИЗ СБОРНИКА СТИХОТВОРЕНИЙ «ЛЮБЛЮ И ВЕРУЮ» ПОЭТОВ-КРАСНОЯРЦЕВ» МКОУ Лапшихинская СОШ Выполнил : ученик 10 классаСлайд 2
Актуальность исследования заключается в том, что оно предлагает путь к изучению таких понятий как «любовь» и «вера» через анализ сборника стихотворений «Люблю и верую». Также актуальность работы обусловлена возрастающим интересом к изучению культуры родного края. Картины природы края В.П. Белинского
Слайд 3
Цель работы: Анализ сборника стихотворений поэтов-красноярцев «Люблю и верую». Задачи исследования: Прочитать стихотворения сборника «Люблю и верую»; Выяснить значение слов «любить», «верить»; Проанализировать стихи из сборника с целью выделения общих тем; Разделить темы, которые трактуются писателями однозначно от тем, которые воспринимаются неоднозначно; Выяснить, как проявляются понятия «любить» и «верить» в темах, которые были выделены; Сделать выводы.
Слайд 4
Гипотеза: Можно ли, проанализировав стихи, понять, что «любят» и во что «верят» поэты-красноярцы. Зорий Яхнин Роман Солнцев Аида Фёдорова Владлен Белкин
Слайд 5
Что такое «ЛЮБОВЬ»? Любовь — чувство , свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Следовательно, любить - кого, чувствовать сильную привязанность, начиная от склонности до страсти Из словаря В.И. Даля.
Слайд 6
Три вида любви (по В.С.Соловьёву) Любовь, которая более дает, чем получает - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. Любовь, которая более получает, чем дает - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям. Любовь, которая равно даёт и получает - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу.
Слайд 7
Что за слово «ВЕРА»? В.И. Даль трактует это слово, как многозначное. Первое определение относится к пониманию веры, как признания чего-либо истинным, без проверки, единственно в силу убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах. Следующее значение слова «вера» употребляется в смысле «религия», «религиозное учение».
Слайд 8
Анализ сборника «Люблю и верую» Я выделил следующие темы: Тема истинного и ложного. Аида Фёдорова «Народная мудрость», «После собрания», Владлен Белкин «Свет печали тайной» Николай Ерёмин «Внезапный дождь», Зорий Яхнин «Речь Сократа» Николай Ерёмин
Слайд 9
2. Тема христианской веры и советского атеизма Аида Фёдорова «Попытка дискуссии с атеистом», «Что твориться нынче со мною», «Смерть всем назначит свой черёд» Зорий Яхнин «Развёрнуты самые страшные свитки», «Маленький дом»
Слайд 10
3. Тема войны Аида Федорова «Подснежник», Николай Ерёмин «Над вечным покоем», Анатолий Третьяков «Отговорят на западе закаты», Александр Щербаков «Руки», «День Победы», «Награда», «Память»
Слайд 11
4. Тема бытия человека в мире Владлен Белкин «Парадокс скорости», «Старушка с толкучего рынка», «Не страшно, что ставится прочно…» Николай Ерёмин «Прощайте, милая, мне жаль»
Слайд 12
5. Тема связи человека и природы Владлен Белкин «От облаков неотличимы», Николай Еремин «Я рад, что выпал снег пушистый» Алитет Немтушкин «Родина моя», «Белые лебеди», «Журавли», «Мой край родной! Мне не забыть о том» Анатолий Третьяков «Озноб черёмуховый» Александр Щербаков «И вот приеду сюда, к родным могилам» Зорий Яхнин «Норильск. Весна 1985 год»
Слайд 13
6. Тема предназначения поэзии, о роли поэта Аида Фёдорова «Поездка в общежитие», Алитет Немтушкин «Я в юности истратил много слов», Роман Солнцев «Разговор с незнакомыми девушками в дождь», Анатолий Третьяков «За золото мне серебро давали», Александр Щербаков «Пора» Александр Щербаков
Слайд 14
7. Тема судеб людей Аида Федорова «Затяжной прыжок», Николай Ерёмин «Женщина осенью», Алитет Немтушкин «Песня оленевода Владимира Удыгира», «Песня его жены Ольги Удыгир», «Песня их сына Ванчо», «Песня их дочери Оксаны», «Песня их бабушки Нюригды», Роман Солнцев «Гончар», Александр Третьяков «Нижний Ингаш», Александр Щербаков «Бабка Улита», Зорий Яхнин «Судьба», «Васёк» Алитет Немтушкин
Слайд 15
8. Тема природы Владлен Белкин «Каменные кони», «Весна в тайге», «В потоке железного гула», Роман Солнцев «Любимая, в мой век аэропланов», Анатолий Третьяков «Над речкой горел разноцветный закат», «Прощаться с августом пора», «День сквозь деревья смотрит, как сквозь пальцы …», «Такой уж в природе порядок», Александр Щербаков «Руби леса!» Анатолий Третьяков
Слайд 16
9. Тема любви Аида Фёдорова «Какая малость: улыбка, взгляд», Роман Солнцев «И писем я уже не жду», «Современная песня», «Стихи о любви, которой нет», Николай Ерёмин «Ты идёшь», «Вспыхнули звёзды – погасли огни», «Вдвоём» Александр Щербаков «Смирение», Зорий Яхнин «А мы идём живой травой», «По совести ль, по долгу»
Слайд 17
10. Тема серых будней Владлен Белкин «Цвет безвременья», Николай Ерёмин «О серости»
Слайд 18
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта. Любовь. Нежная, заботливая. Ласкает, сводит, живет. Всегда бывает неожиданно. Сказка.
Слайд 19
Любовь. Злая, коварная. Убивает, расстраивает, страдает. Приносит страдания человеку. Ревность. Любовь. Добрая, чувствительная. Дурманит, интригует, завораживает. Это самое лучшее чувство. Забота. Любовь. Настоящая, верная. Дает, радует, волнует. Дает силы жить. Жизнь.
Слайд 20
Любовь Пылкая, жаркая. Цепляет, заводит, ревнует. Это залог счастья. Страсть. Любовь. Белая, светлая. Возносит, дарит, обручает Соединяет людей в пары. Нежность.
Слайд 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Приложение 1.
Краткие биографические справки о поэтах, чьи стихи вошли в сборник «Люблю и верую».
Фёдорова Аида Петровна (род. 1934 г.)
Аида Петровна Фёдорова родилась 13 ноября 1934 года в селе Дорохово Назаровского района Красноярского края. В 1935 году, когда Аиде было всего восемь месяцев, после тяжелой операции, умирает ее отец. Он был человеком весьма разносторонним и оставил после себя скромную, но редкую по подбору библиотеку, набор пластинок с записями актеров МХАТа, музыки Бетховена и Мендельсона, и черновые записи собственных стихотворных опытов. По линии отца все мужчины в роду писали стихи. Брат отца Аиды Петровны - Василий Фёдоров стал очень известным в России поэтом.
Детство Аиды Петровны выпало на военные годы. А начало войны совпало ещё с одной большой утратой: от диабета умирает бабушка. Теперь, кроме матери, на плечи которой легли и заботы о заработке, и основная работа по дому, взрослых в семье не было. В 10 лет она впервые срифмовала несколько строк. Одно из самых ярких воспоминаний детства – День Победы: «Ранним утром 9 мая кто-то забарабанил в наше запакованное ставнями окно, и голос соседки с улицы возвестил: - Вставайте, вставайте скорее – победа!!! Мама распахнула окно, с подоконника (это запомнилось на всю жизнь) посыпались вниз выстрелившие уже фиолетовыми, сочными ростками картофелины, а оттуда, с улицы, хлынуло в нашу комнату нечто неудержимо-радостное, что так долго ожидалось всеми, но во что ещё невозможно было поверить. Вечером был салют, и все смеялись и плакали от счастья, не ведая пока, сколько слёз и горя ожидает всех нас впереди: и послевоенные голод и разруха, и многочисленные репрессии. Может, и хорошо, что тогда мы не ведали об этом, и радость победы, если и была чем-то омрачена, то только болью за тех, кто не вернулся с кровавой битвы, да состраданием к осиротевшим близким».
В 1952 году Аида закончила среднюю школу. Её мама, которая относилась к работе над стихами, как к серьёзному делу, а не как к увлечению, одобрила решение дочери поступать в Литературный институт. В 1956 году в Литературный институт принимали людей только с жизненным опытом и посоветовали девушке приехать лет через пять.
Жизнь сложилась так, что Аида Петровна закончила Красноярский педагогический институт. Работала год в Ужуре учителем русского языка и литературы, затем поменяла профессию – перешла работать журналистом сначала в газету «Огни Енисея», затем в молодежную газету «Красноярский комсомолец». Многочисленные поездки по родному краю: Шушенское и Норильск, Канск и Ачинск, Хатанга, Игарка, остров Диксон, мыс Челюскин… Маршруты на зависть любому неравнодушному человеку, а если к тому же ещё он и поэт… Игра в рифмы осталась в детстве, а поэзия стала потребностью её души и делом всей жизни.
На некоторое время Аида Петровна покидает Красноярск. Живет в Липецке, Баку. Аида Петровна называет этот период – «периодом странствий, который длился 8 лет и был связан со взрослением».
Ее первое стихотворение о войне было опубликовано в 1952 году в газете «Красноярский комсомолец». 60е годы Аида Петровна называет романтическим периодом своего творчества, «когда возвышенное, «не от мира сего», сочеталось с тем конкретным, что я почерпнула, работая в газете». Сохранились старые журналистские блокноты. На одной стороне факты, цифры с какого-то завода для очередной корреспонденции, на обороте – 2-3 строки, а то и целое четверостишие. «Времени всегда не хватало. Но именно газете я благодарна за то, что она помогла узнать жизнь людей и в стремительном этом потоке посмотреть на себя со стороны – честно ли я живу? Не лицемерю?»
Аида Петровна Федорова – член Союза российских писателей. Она является автором лирических стихов, прозы, переводов поэтов Востока и поэтов народов Севера, остроумных пародий, философских размышлений. Голос ее души всегда страстный, глубокий, яркий и ни с кем не сравнимый! Природа. Любовь. Красота человеческой души. Раздумья о времени, о судьбе своего поколения, о смысле жизни. Это не просто слова, это содержание поэзии А. Фёдоровой.
В разные годы её стихи были собраны в сборники: «Откровенность» (1959), «Ручей-журчей» (1966), «Адреса» (1967), «Перемены» (1969), «Красные кедры» (1971), «Барьер» (1973), «Тёплый берег» (1977), «Источник любви» (1980), «Дерево песен» (1984), «Автопортрет» (1992), «Иноходец» (2000).В 2000 году издана книжка «Кошка у окошка (Стихи, ребусы, загадки, кроссворды рисунки », написанная вместе с дочерью.
В 1995 году Аида Петровна пишет поэму – размышление о войне и мире «Живые и мертвые. Их имена», за которую получает 3ю премию на краевом конкурсе, посвящённом 50-летию Победы.
Нельзя не сказать о сотрудничестве Аиды Петровны с красноярскими композиторами Александром Шемряковым, Николаем Голосовым, Александром Злобиным, Сергеем Трусовым. Специально тексты для песен она не писала, обычно кто-то предлагал музыку на её стихи. В 1967 году Аида Петровна стала Лауреатом премии комсомола Красноярского края за цикл песен о молодежи. А в 1993 году вышел сборник песен на её стихи – «Монолог для друзей».
Многим знакомы песни «Красноярском зовут город мой» (муз. Н. Голосова), «Ах, Енисей, моя река!» (муз. О. Проститова), «Часовенка» (муз. О. Трусова) «Баллада об Абакан-Тайшете» (муз. А. Шемрякова) и другие. Особой популярность пользуются детские песни, созданные поэтессой в союзе с молодым талантливым музыкантом Игорем Потехиным.
Многие красноярцы и жители края, особенно те, кто сами склонны к литературному творчеству, знают Аиду Петровну не только как талантливого поэта, но и как внимательного, справедливого, доброго и отзывчивого наставника. Ведь она более двадцати лет руководила литературным объединением «Диалог». Общение с Аидой Федоровой благотворно повлияло на судьбы многих одаренных авторов. Их имена известны красноярцам и жителям края: Софья Григорьева, Михаил Мельниченко, Степан Шкандрий, Юлия Боголепова, Татьяна Долгополова, Надежда Омелко и другие.
У Аиды Петровны двое взрослых детей – сын и дочь. Наташа тоже пишет стихи, сын неплохо рисует. В настоящее время Аида Петровна с дочерью живет в Подмосковье, в городе Серпухове. Ведет активную переписку с друзьями, а также с молодыми красноярскими поэтами.
В жизни этой замечательной женщины не всегда все складывалось удачно. Было много и счастливых страниц, и грустных. Но, бесспорно, то, что спасением от всех жизненных неприятностей, тревог и разочарований служило творчество и вдохновенное желание любить жизнь во всех ее проявлениях.
Третьяков Анатолий Иванович (род. 1939 г.)
Анатолий Иванович Третьяков родился 8 марта 1939 года в г. Минусинске и до 14 лет жил на заимке. «Рос ласковым и работящим, любил цветы, зверье и птиц, туманы над озером … Читать научился рано, любил складывать частушки. Иногда сочинял добрые и слезные, а иногда ехидные. Соседские уязвленные мужики, страдавшие на глухой заимке, обиделись: как-то грубо сграбастали, потащили к озеру утопить - надоел остряк-парнишка. Потом одумались и посмеялись: пиши, пиши, может , и знаменитым станешь».
И Анатолий Третьяков стал знаменитым. Путь А. Третьякова в поэзию начался с учебы на сценарном факультете ВГИКа (Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии), а до этого молодой сибиряк окончил Красноярское речное училище, служил в армии, работал судовым механиком, помощником машиниста тепловоза. Перешагнув заветный ВГИКовский порог, Анатолий Третьяков вскоре окончательно осознал свое призвание… Он ушел с 4 –го курса ВГИКа и начал все сначала, но теперь уже в Литературном институте им. А.М.Горького.
Ныне А. Третьяков известный в стране поэт. Печатал свои стихи в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Сельская молодежь», «Енисей», в коллективных сборниках и газетах. В отличие от многих собратьев по перу Анатолий Третьяков не поддавался влиянию есенинской стихии, зато Борис Пастернак еще в юности «буквально зажег», заразив яркой метафоричностью и абсолютной точностью каждого слова. И, конечно же, вечным примером и образцом для поэта остается А.С.Пушкин - «сияющая вершина, которую покорить невозможно».
С 1979 год А. И. Третьяков является членом Союза писателей России. Анатолий Третьяков- лауреат Пушкинской премии Красноярского края за 1999 год, трех премий г. Красноярска за тексты к песням. Он автор гимна г. Красноярска (муз. О. Проститова). За вклад в развитие г. Красноярска и за развитие литературного творчества в Красноярском крае награждался дипломами и почетными грамотами.
В поэзию А. Третьяков вошел «Цветами брусники» - сборником стихов , изданным в 1972 году. «Марьины коренья» - вторая книга стихов, в которой поэт продолжает разговор о нашем современнике, его судьбе и ответственности за происходящее, о любви и преданности Родине, о Сибири. В 1982 году выходит третий сборник стихов А.Третьякова «Птицы над водой». Стихам присущи эмоциональная напряженность, яркая поэтическая образность. Поэт очень наблюдателен, точен в деталях быта, щедр на сравнения. Сборник «Птицы над водой» пронизан радостным видением мира. В нем А. Третьяков выделил три образа. Первый - «Лишь память растревожу я… над колыбелью мать моя - на Родину похожая». Второй - «У каждого в душе своя Россия! Советская – она одна на всех!» Третий – «…лицом к родному небу я даже после смерти повернусь». В неразрывном и множественном единстве этих образов (от частного к общему, от земного к космическому) выражена сущность зрелого поэтического мышления.
Две книги «Ковчег» (1998), «Галерея»(1999), вышедшие одна за другой, являют нам узнаваемого и во многом нового мастера.
Отгорят на западе закаты,
И тогда по краю тишины
По ночам домой идут солдаты,
Столько лет домой идут с войны!
По туманам , по хлебам несжатым,
В лунной серебрящейся пыли
По ночам домой идут солдаты,
К миру, за который полегли,
И по ним не выплаканы слезы,
И любовь, и молодость светла…
Как седая женщина, береза
Ждет кого-то на краю села.
Эти строфы, способные пронять, отозваться в каждом, достойны, как и многие другие у Третьякова, быть занесенными в современные антологии.
В чем новизна «Ковчега» и многих новых стихов «Галереи»? Картины сибирской природы теперь не несут романтической дымки, они сдержанны, вызывают чувство тревоги, драматического напряжения сил. Человек больше разрушает, чем создает, убежден автор.
Кульминацией противостояния человека и природы является стихотворение «Ковчег». Однако перед нами аллюзия, если Ноев ковчег спасал живых, то ковчег Третьякова – не что иное, как задраенный трюм,- уходит на дно: «Больше нет нас. И мир для нас – умер!» Зловещий образ, он заставляет о многом задуматься, на привычное посмотреть свежим взглядом.
Поэт, как-то незаметно шагнувший из молодости в зрелость, меняется - отсюда непоказная, но твердая самооценка, собственное, независимое понимание вещей.
Горьких признаний в обеих книгах разбросано много: «Как темно на душе!», «Как тревожен, Покой! Никакого забвенья!», «Кого мне проклинать? Кого?...Что из того, что жизнь прошла?»
Проглядывает нынче в А.Третьякове несвойственный ему ранее холодок медитации, останавливает подчас нарочито твердая формулировочная жестковатость.
Сборник «Галерея» (стихи разных лет) - достаточно неожиданное художественное целое. Если в «Ковчеге» мы встретились с мастером, встревоженным драматическими реалиями жизни, наступательностью неочеловеченной действительности, то в «Галерее» соседство молодых и зрелых стихов высекают неожиданную искру. А.Третьяков сумел соединить безмятежный образ вечно цветущей брусники с признанием, что радость коротка, а грусть длинна. Таких «взрывов», столкновений в книге немало, и это рождает своеобразный эффект.
Есть в творчестве А.Третьякова стихи, посвященные знаменитым людям нашего края - писателям, поэтам, художникам (В.И.Сурикову, В. Кудринскому, В.П.Астафьеву, З. Яхнину, Р. Солнцеву, А. Щербакову и другим). Ефимовский А.Ф. на стихи А.Третьякова написал шесть романсов: «Судьба», «Печаль моя светла», «Шторм», «Не торопись уходить», «Прощаться с августом пора», «Русский пейзаж». Романсы наполнены легкой грустью и смысловыми подтекстами: воспоминаниями о первой любви, мыслями об уходящей молодости и о многом другом. Стихи к романсу «Судьба» посвящены А.Ф. Ефимовскому.
«Что теряем? Что находим?» - вопрошает нас и себя автор в одном из стихотворений. Держа в руках его книжки, можно ответить ему со всей определенностью: находим настоящую поэзию.
Щербаков Александр Илларионович (род. 1939 г.)
Александр Илларионович Щербаков – коренной сибиряк. Родился 3 января 1939 года в селе Таскино Каратузского района Красноярского края в крестьянской семье. Мать – колхозница, отец – колхозник и мастеровой человек: пимокат, столяр, чеботарь, садовод. Саша был в семье десятым и самым младшим ребёнком. В одном из интервью на вопрос о своем детстве Александр Илларионович ответил, что был абсолютно счастлив: любил свой дом и деревню, жил среди добрых и простых людей. Учился он в районном центре – селе Каратузское. В школьные годы пришла любовь к родной литературе, но была и повседневная сельская работа. Александр работал в колхозе штурвальным на комбайне, затем на тракторе.
Потом были студенческие годы и блестящее окончание филфака Красноярского пединститута. Но властно заговорили деревенские корни – притягивала земля, природа, величие и простота сельского векового уклада. И Александр Щербаков снова становится студентом и заканчивает с отличием сельскохозяйственный институт. А потом ещё и факультет журналистики МГУ.
Став обладателем трёх «красных» дипломов, А.Щербаков работал учителем, а затем корреспондентом краевого телевидения, радио, газет «Красноярский рабочий», «Известия». Писать и печатать стихи он начал в восемнадцать лет. Работая журналистом, встретился с Виктором Петровичем Астафьевым, чтобы попросить отрывки из «Царь-рыбы» для печати на страницах газеты «Красноярский рабочий». Уезжая, Александр Илларионович оставил В.П. Астафьеву почитать свою небольшую книгу прозы «Деревянный всадник» о деревенских ремеслах. Виктор Петрович отозвался об этой книге так: «Очерки о ремёслах были так занимательны, что я прочёл книжку залпом и посоветовал в письме автору не бросать работу такого рода, напомнить шибко урбанизированным русским людям, кто они и откуда. И давши молодому поэту «доброго пути» со стихами, я всё ждал и надеялся, что он продолжит ту славную, безыскусную книжку, из которой современный читатель узнает, как много надо знать и уметь деревенскому жителю. Ведь многим молодым людям дивной нашей современности сдаётся, что русский мужик на печи лежит и почёсывается, а калачи сами на берёзах растут, мясо по лугу бегает, молоко ручьём в ведро льётся. Уважению к крестьянскому труду учила та книжка, к труду повседневному, всегда необходимому, при котором надо вставать до восхода солнца и ложиться спать при звёздах – тогда и дом будет полная чаша, и за столом от ребят густо, и на столе не пусто».
Во всём своём дальнейшем творчестве Александр Илларионович продолжает вести эту линию. Всё его творчество пронизано любовью к России, родной земле, её природе, традициям и людям. И говорит он об этом с глубокой искренностью, острым чувством тревоги и ответственности.
Александр Илларионович – поэт глубоко оригинальный, со своим характером и узнаваемым поэтическим «почерком». Его письмо отличается природной простотой и самобытной индивидуальностью. Он работает в традиционном, классическом стиле. В его стихах много живописных определений и точных эпитетов.
А.И. Щербаков автор двух десятков книг стихотворений, прозы, публицистики. К любимому, родному месту он обращается в автобиографической повести «Свет всю ночь». Земляки, жители родного и близлежащих сел - это герои его циклов «Ворота судьбы» и «Месяц круторогий». Каждый из тех, о ком вспоминает писатель, по-своему ему дорог. В его памяти встают чудики и праведники, простодушные и лукавые герои. Все вместе они представляют собой тип сибиряка, деревенского жителя, который так узнаваем и до боли близок каждому из нас. Душа русского человека ярко и интересно раскрывается в цикле «Перунов огнецвет». Старинные поверья, были и предания доверительно поведали нам герои-рассказчики. Интонации их завораживают, а необычный мир чертовщины и нечисти поражает воображение. Поэтические сборники: «Трубачи весны», «Глубинка», «Горлица», «Дар любви», «Крупица соли», «Вербное воскресенье». Для самых маленьких ребят вышел сборник стихов «Жалейка».
Его произведения печатались в журналах: «Наш современник», «Молодая гвардия», «Уральский следопыт», «Сибирские огни», «Огонёк», «Сельская новь».
В 2006 году А.И. Щербаков возглавлял Красноярское отделение союза писателей России. В 2006 году Александр Илларионович Щербаков победил в Международном конкурсе художественной и научно-популярной литературы имени А.Н. Толстого, который проводили Союз писателей России и Товарищество детских и юношеских писателей России. В конкурсе приняли участие более пятисот авторов, среди которых были литераторы из России, Канады, Германии, Италии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. А сибиряк А.И. Щербаков стал первым в номинации «Художественная литература». По итогам конкурса московское православное издательство «Лепта Книга» выпустило книгу его повестей и рассказов «Деревянный всадник». В 2007 г. в Красноярске издана книга «Венцы». Стихотворения и поэмы, вошедшие в книгу, распределены по десятилетиям (начиная с 1955 года ) и представляют собой лирический дневник поэта, влюбленного в родную землю, в сибирскую деревню, верным сыном и продолжателем традиций которой он является.
Сегодня Александр Щербаков - поэт и прозаик, журналист и публицист, собственный корреспондент журнала «Российская Федерация сегодня», заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат ряда региональных и общероссийских журналистских и литературных премий, академик Петровской академии наук и искусств, продолжает радовать читателей своим творчеством.
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Колумбово яйцо
Знакомые следы
Спасибо тебе, дедушка!
А теперь — мультфильм