«Исследование и описание образов «чудиков» в русской литературе 60-70-х гг.
XX века»
Исследовательская работа Копылова Валентина по литературе XX века «Исследование и описание образов «чудиков» в русской литературе 60-70-х гг. XX века» соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного вида. Работа состоит из введения, где поставлены цели и задачи, аргументирована актуальность обращения к данной теме, указаны методы исследования.
В основной части содержится насыщенный материал исследования рассказа В.М. Шукшина «Чудик», который включен в школьную программу, а также роман Б.Васильева « Не стреляйте в белых лебедей», не входящий в школьную программу. Ученик обращается к сопоставительному анализу данных произведений. Немаловажное место в работе занимают проведенные практические исследования толкования слова, которые ведут к логическому заключению. В исследовании просматриваются основные структурные компоненты построения научной статьи. Автор ставит в своей работе конкретные задачи и решает их логически последовательно.
К числу положительных моментов следует отнести методы, использованные в исследовательской работе:
1. методы историко-культурного и проблемного анализа
2. сравнительно-сопоставительный анализ;
Решение поставленных задач позволило сделать конкретные выводы.
В целом работа довольно насыщенная, содержит интересный познавательный материал для изучения и исследования учащимися. Работа построена традиционно, логически и стилистически выдержана. Она привлекательна для изучения, соответствует возрасту ученика.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_o_chudikah.docx | 42.97 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию г.Улан – Удэ
XXVII городская научно – практическая конференция школьников «Шаг в будущее»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Исследовательская работа по литературе ХХ века
Исследование и описание образов «чудиков» в русской литературе 60-70-х гг. XX века
Автор: Копылов Валентин Евгеньевич,
ученик 11 Г класса МАОУ «СОШ №19»
Руководитель: Копылова Надежда Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
Телефон 89503846944
г. Улан – Удэ, 2020г.
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение. ………………………………………………….……………………2
II. Основная часть. ……………………………………….……………………….3
5.Отношение героев к работе………………………………………………...8
6. Финал произведений………………………………………………………..8
7.Чудики в жизни………………………………………………………………9
III. Заключение. ……………………………………………………………….…..9
IV. Список литературы. ………………………………………………………... .10
2
Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть…
В. М. Шукшин
Так в нашей жизни бывает, что рядом с обычными людьми, которые руководствуются привычными и установленными в обществе правилами и живут естественно и буднично, появляются люди – «чудики», «не от мира сего». Но именно эти исключительные необычные люди невольно меняют мир вокруг себя, заставляют других стать лучше, добрее, нравственно чище. Как это ни покажется абсурдно, но изменения общества во времени не влекут за собой изменения в поступках и поведении «чудиков». Что же движет деяниями этих неутомимых поборников справедливости? Какие черты характера делают бессмертными литературных героев, попытавшихся прорвать круг условностей жизни и среды и самостоятельно решать вечные вопросы человеческого бытия? В литературе образ героя-«чудика» стал отдельным художественным типом, произошедшим и трансформировавшимся из образа «чудака».
Непонятное для окружающих поведение «чудиков» - этапы формирования личности, поиска себя среди других.
Актуальностью работы является то, что художественное постижение человека с необычным характером и поведением, направляющим свои силы на борьбу со злом, на восстановление справедливости и гармонии в жестоком мире, всегда важно для писателей мировой литературы. В современном обществе происходит переосмысление старых ценностей и формирование новых, потеря духовно- нравственных основ, поиск новых идеалов, героев.
Цель работы – сопоставить образы Василия Егоровича Князева и Егора Полушкина, дать характеристику поведения внутреннему миру «чудиков», рассмотреть их роль в жизни общества и влияние на окружающих.
Задачи:
- осмыслить роль «чудиков» в литературе, приемы и художественные особенности их изображения;
3
- рассмотреть проблему взаимоотношения «чудиков» с окружающими их героями.
Новизна работы в том, что в ходе анализа произведений В. Шукшина «Чудик» и Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» сравниваются изображенные герои, дается характеристика поведения и внутреннего мира «чудиков», рассматривается их роль в жизни общества, влияние на окружающих.
В качестве материала исследования используются такие художественные тексты: рассказ В. Шукшина «Чудик» и роман Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
Гипотеза – «чудики» имеют внутреннее сходство и способны изменить окружающий мир.
Объектом исследования в работе выступают произведения В. Шукшина «Чудик» и Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
Предмет исследования – художественные эпизоды рассматриваемых произведений, интерпретация образов «чудиков».
Используя методы аналитического чтения, сравнения и сопоставления, выявлены особенности поведения «чудиков», общие и отличительные черты характера героев, при этом учитывая принципы историчности, последовательности, логичности.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов в школьном курсе изучения литературы.
II. Основная часть
Среди исследователей литературы, рассматривающих в своих трудах образы «чудиков» следует выделить работы И.Н. Арзамасцевой, М.И. Мещеряковой. Однако эти исследования носят лишь обзорный характер и не дают полного представления об образе «чудиков» обозначенного периода.
Многих героев, ставших нарицательными, мы помним с детства, например, герой Самуила Яковлевича Маршака «Вот какой рассеянный» вызывает улыбку. Кажется, что характер «вечного» литературного персонажа понятен. Но при знакомстве с
4
произведением становится ясно: перед тобой совершенно незнакомый «знакомый» герой. И в этом случае хочется обращаться к страницам книги снова и снова, чтобы постичь замысел писателя, понять идею произведения, объяснить непонятные поступки героя.
Появление героя Шукшина в начале шестидесятых годов было несколько неожиданным. Автор понимал, что его герой выглядит не по принятой форме, но с горячностью доказывал, что ничего странного в нём нет. «Он человек живой, умеющий страдать и совершать поступки, и если душа его больна, если поступки его, с общепринятой точки зрения, несуразны, то вы попытайтесь, попытайтесь разобраться, почему это произошло, спросите себя, не завидуете ли вы ему».
Писатель не выдумывал своих героев, он искал их с последовательностью аналитика, изучал природу характера, социальные обстоятельства, формирующие этот тип.
Появляется тема чудачества в рассказе В. Шукшина «Чудик». Меня заинтересовало, почему писатель так называет свое произведение. В большинстве толковых словарей слова «чудик» нет, зато есть в словарях другое, корневое слово «чудо». Слово, которым русский народ испокон века обозначал самое знаменательное и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудесное и самое отвратительное — чудовищное. Словарь С. И. Ожегова даёт такую трактовку слова: «чудик — странный, со странностями, чудной человек». В Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой «чудик» толкуется как слово, обозначающее человека, чьё поведение отличается чудачествами, чьи поступки вызывают недоумение, удивление. Значение слова «чудик» в Энциклопедическом словаре обозначает то же, что чудак. В. М. Шукшин не зря называл своих героев не «чудаками», а именно «чудиками», ласково. В самом названии есть что-то маленькое,
детское, незащищённое. «Чудик» — это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение. Таким образом, начало рассказа тесно связано с его названием: «Жена называла его – Чудик. Иногда ласково». Парцелляция помогает понять, что между героем и его женой существует внутренний конфликт. Герой везде называется только по прозвищу, а имя его мы узнаём только в конце рассказа. Важно подчеркнуть, что прозвище герою дала жена, но автор называет своего героя только так, не только подчёркивая, что это ключевое слово произведения, но и передавая своё отношение к своему герою – сочувственное, наполненное тёплым юмором.
5
Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» — его любимый персонаж. Необычность заглавия рассказа «Чудик» Шукшина подчеркивает особенности характера главного героя – Василия Егоровича Князева. В экспозиции автор поясняет, почему его герой получил такое прозвище: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось».
Мы узнаём в конце рассказ настоящее имя героя: Василий Егорыч Князев. Семантика имени дополняет образ героя. Василий – «царственный». Егорыч (Егор, Георгий – победоносец). Князев – от слова «князь». Автор играет на контрасте: фамилия и поведение героя противоположны друг другу. Обладатель столь благородной фамилии не пользуется уважением у людей. К нему относятся как к чудику из-за его характера – бескорыстного и наивного.
Со временем образ чудика усложняется. Б. Васильев создает цельный и бескорыстный образ, который стоит в одном ряду с традиционными образами в русской литературе, героями Ф.М. Достоевского и В.М. Шукшина. В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой простой сельский мужик с душой романтика, которого зовут Егор Савельич Полушкин. Фамилия Полушкин произошла от слова «полушка». В толковом словаре русского языка Ушакова «полушка» - в старину – медная монета стоимостью в половину гроша или в четверть копейки. За морем телушка – полушка, да рубль перевозу. Пословица. Ни полушки (простореч. устар.) – ни копейки, о полном отсутствии денег. Старуха велела соли купить, да денег ни полушки. А.Н. Толстой. В словаре Ожегова значение слова «полушка» толкуется «в старину: мелкая медная монета в четверть копейки». По мнению В. И. Даля, полушка - мех пушных зверей — соболя или
куницы долгое время на Руси выполнял в товарных расчетах функции денег наравне с драгоценными металлами, поэтому то это название означало стоимость половины уха этих пушных зверей.
Писатель специально подбирает к фамилии Полушкин, хозяин которой жил и бедовал, имя Егор в честь Георгия Победоносца. Святой Георгий – в первую очередь покровитель воинов, а также заступник для родных и близких тех, кто служит в армии. Ему молятся: о защите от врагов и от людской злобы, об утешении в бедах и о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, об обретении мира, в том числе мира в душе.
6
Отчество Савельевич произошло от имени Савелий - русифицированная форма имени Савел. Мужское имя Савел имеет две версии происхождения. Основная говорит о том, что оно пришло из латинского языка, образовалось от имени Sabellus и в переносном значении обозначает «простого и неприхотливого» человека. Вторая гласит, что имя имеет еврейские корни и переводится на русский язык как «подарок Бога», «желанный».
Но все звали Егора бедоносцем. С этим прозвищем буквально с первых авторских строк с жалостью, непониманием, но с необыкновенной симпатией Егор проникает в сердца читателей.
У обоих героев есть прозвища «чудик» и «бедоносец». Каждый герой – это маленький человек – царь своей души, победитель зла, который легко восстанавливает своё душевное равновесие, какие бы неприятные истории ни преподносила ему судьба.
В речи героев В.М.Шукшина и Б.Васильева присутствуют разговорные и просторечные слова. В речи Чудика есть такие слова: «не швыряются», «прикарманить», «дурак», «пьяная харя», «зажилили».
Речь Егора Полушкина также состоит из разговорных и просторечных слов. Например, «ржать» («Погодите ржать-то:То исть как? — не понял Егор); «загодя» («Загодя приду», — заверил Егор). Очень часто свою речь Егор начинает с просторечного наречия «дык».(«Дык ведь как… Вон баба моя Дык…»).
Писатели активно используют в своих произведениях разговорную и просторечную лексику, которая придаёт тексту эмоциональность, экспрессивность, а также является
средством речевой характеристики героев и показывает, что герои их простые сельские жители.
Душевные качества героя Шукшина подчеркиваются его внешностью. Шукшин награждает персонажа круглым мясистым лицом, такими же круглыми сине-белыми глазами. Чудик Шукшина - добрый, честный, отзывчивый, нежадный человек, он отличается от большинства своих односельчан тем, что всегда готов помочь другим, делает порой добрые, но нелепые поступки, которые не всегда понимают окружающие.
7
Например, чудик Шукшина про себя называет жену своего брата «чудачка», когда разрисовывает детскую коляску. Конечно же, жена брата не оценила красоту, а посчитала, что коляска испорчена, назвав чудика дураком. Герою очень больно, от того, что его ненавидят и в его глазах жена брата чудачка, потому что он не может объяснить причин её злобы.
Образ Василия Егоровича Князева – это образ по-детски наивного человека, простого и незлобного.
В poмане Б.Васильева из сообщения «От автора» читатель узнает, что Егор «был разным — разным для людей и разным для себя», но в то же время «единым, потому что всегда оставался самим собой». В мире Полушкина все имеет душу. Предупреждения в виде стихов – вот она, поэтическая душа Егора, стремящаяся к добру, красоте.
Оба героя – фантазёры, мечтают о вещах недостижимых, восхищаются своей работой и предвкушают, как будут радоваться окружающие и не понимают, почему их старания сделать мир красивее, вызывает негодование и злость. Они оригинально мыслят, воспринимают жизнь поэтически; стремятся наделить её весёлой выдумкой, сказкой.
4. Отношение к «чудикам» других литературных героев
Действующие персонажи произведений по-разному относятся к поведению и поступкам героев-чудикам. Герою Шукшина странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. Он ведет себя
естественно, так, как он думает, надо вести себя. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на него как на самого настоящего чудика.
Родственники Чудика: жена, брат, племянники, сноха не понимают героя. Чудик пытается найти путь к их сердцу. Но ничего не получается. Отношение к жене раскрывает текст телеграммы: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Но жена называет его ничтожеством, может стукнуть шумовкой по голове. Брат вспоминает, как «зацеловывал» грудного младенца Чудика, но он бессилен против злобы жены и только плачет: «Вот она, моя жизнь! Видел? Сколько злости в человеке!.. Сколько злости!» Дословный лексический повтор слов «злости», «невзлюбила» усиливают отрицательное отношение жены брата к Чудику.
8
«Егора Полушкина звали бедоносцем», - так начинает свое произведение Б.Васильев. Его героя в поселке люди тоже не воспринимают всерьез и посмеиваются, жена же называет бесполезным в домашних делах, ей трудно мириться с правильностью своего супруга, тяжело жить с таким человеком не от мира сего.
Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья-шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность. Но он ни на кого не обижался.
Мне нравится в герое то, что он не будет в жизни устраиваться, подлаживаться, идти на сделки с совестью. Вот и ходит он в «дурачках», недотёпой в глазах некоторых соседей, чувствуя себя виноватым и перед женой, и перед сыном, и чуть ли не перед всеми людьми. Но это чувство вины — от обострённой совести.
В отличие от героя Шукшина у Егора Полушкина есть единомышленники, которые его понимают и поддерживают – это сын Колька, честный и справедливый лесничий Шувалов, а также учительница Нонна Юрьевна.
5. Отношение героев к работе.
«Герою Шукшина было 39 лет, он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». Мы не знаем, менял ли работу в своей жизни герой, но эти короткие «данные» подчёркивают, что Чудик очень любил свою работу. Егору Полушкину не удается надолго задерживаться на разных работах. Но работа лесника устраивает его и увлекает. Герой с полной ответственностью подходит к выполнению своих обязанностей, охраняет лес.
Оба героя не знают, куда себя деть, как и на что использовать собственную душевную «широту», они маются от собственной бесполезности и бестолковости, они совестятся, когда причиняют неудобство близким. Но именно это делает характеры героев живыми и устраняет дистанцию между читателем и персонажем.
6.Финал произведений.
Финал рассказа Шукшина документален: читатель узнает, что у чудика есть имя фамилия отчество. Герой приезжает домой, в деревню, и пробежавшись по лугу, снова ощущает внутреннюю свободу.
9
В финале произведения Б.Васильева его герой, защищающий природу от браконьеров, погибает. Но из этого неравного поединка с браконьерами он выходит нравственным победителем, превращаясь из Егора-бедоносца, как за жизненные неурядицы окрестили его в посёлке, в Георгия Победоносца.
В.М. Шукшин и Б. Л. Васильев заставляют читателя подметить в жизни то, что чаще всего не замечается, считается мелочью, так как жизнь наша и состоит из таких мелочей. Они показали, что в незначительных поступках раскрывается человек, его сущность.
Феномен «смешного», «странного» героя связан с проблемами морали и нравственности. Нелепость поведения и поступков этих героев обусловлены тем, что в мире, где нормы и правила придуманы людьми, они живут по законам мира высшего. Именно этим и мотивированы все их поступки, которые согласно обывательской логике противоречат здравому смыслу, но для самих чудаков каждое их действие исполнено глубокого смысла, позволяющего проникнуть в духовную реальность, постигнуть истину и, возможно, возвестить ее миру.
7.Чудики в жизни
Я считаю, что чудики – это по-детски непосредственные люди, порой рассеянные, но талантливые. Эти люди часто попадают в нелепые ситуации, постоянно что-то забывают, путают. В литературе таких героев немного, а вот в жизни можно увидеть их чаще. Например, мой дедушка – чудик, он очень добрый, бывает, что попадает в смешные ситуации, а потом сам весело рассказывает об этом. Несмотря на его чудачества, я рядом с ним чувствую себя уверенным, сильным и очень люблю своего деда, горжусь им!
III.Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что Б.Васильев и В.Шукшин стремились не только отразить в своих произведениях реально существующих героев, но и воплотить собственную философскую мысль, взгляд на многосложность человеческой натуры, на назначение человека в мире, на его ответственность перед обществом. Эта авторская позиция предопределила своеобразную художественную форму изображения героев-чудиков, ставших образами-символами, выражающими меру духовного возвышения человека, вечными литературными образами. Раскрывая гипотезу, можно сказать, что «чудики» художественной литературы имеют внутреннее сходство и способны изменить окружающий мир. Чудики из деревни талантливы, не надо относиться к ним с
10
презрением, нужно стремиться установить с ними мир, понимание и чуткость. Это «странные люди», чьи жизненные ценности и взгляд на мир не совпадают с обывателя- ми.
В XXI веке фигура «чудика», на мой взгляд, является важной. В героях-чудиках нет недовольства людьми, они ни в ком не видят ничего дурного. Именно от прикосновения к сердцу «смешного человека» даже через книгу у читателя меняется отношение к таким людям. Чудаковатость героев — это, прежде всего, проявление их духовности. Это неповторимый строй их души, ума, судьбы, а также их ответ обстоятельствам. Это стремление вырваться из заколдованного круга ежедневных забот и обязанностей. Это стремление подняться, восторжествовать над обыденностью.
Поступки героев чаще всего демонстрируют, насколько же они далеки от действительно высшего смысла. Герои не чудаки, живущие в идеальном, далёком от реальности мире, а чудики — люди из реальности,
Чудики – это воплощение идеального, поэтому они бессребреники, не знают цену
деньгам и не стремятся их нажить.
IV. Список литературы:
11
Астрономический календарь. Март, 2019
Попробуем на вкус солёность моря?
Рождественские подарки от Метелицы
Сказки пластилинового ослика
3 загадки Солнечной системы