В работе речь идет о номинации на одну из самых престижных премий, условиях ее получения, объективных и субъективных причинах, которые могут повлиять на вручение премии. Проводится анализ работ лауреатов нобелевской премии.
Вложение | Размер |
---|---|
talant_populyarnost_ideologiya_i_nobelevskaya_premiya.docx | 30.42 КБ |
Талант, популярность, идеология и Нобелевская премия.
Автор: Кириченко Никита Валерьевич, 8 класс, 14 лет, МБОУ «СШ № 17».
Руководитель: Бородюк Геннадий Анатольевич, учитель русского языка и литературы.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Номинанты, лауреаты Нобелевской премии.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Критерии определения лауреата Нобелевской премии.
ЦЕЛЬ: Определить существование четких критериев в процессе отбора нобелевских лауреатов.
ЗАДАЧИ: Выяснить, существует ли объективность в работе Шведской академии наук при определении лауреата.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Работа с документальными, биографическими и видео материалами, публикациями, статьями.
ГИПОТЕЗА: В своей работе нобелевский комитет руководствуется официальными критериями, опираясь на завещание Альфреда Нобеля. Но номинация и выбор лауреата зачастую субъективны. Талант, популярность писателей, идеологическая направленность и многое другое могут повлиять на решение Шведской академии наук.
ВВЕДЕНИЕ: Работа не претендует на глубокий анализ и исследование процесса выдвижения кандидатур, отбора заявок, формирования списка номинантов и определения лауреата Нобелевской премии. Однако интерес к тому, кого и за какие заслуги в области литературы могли удостоить престижной награды, кто так и не дождался момента оглашения победителя, - вопрос не праздный. Беспристрастны ли члены комиссии Шведской академии наук при определении победителя; наконец, объективность академиков – все этом найдет отражение в материалах работы о престижной награде. Внимание будет обращено на отдельные (возможно, самые яркие) имена в литературе.
Из материалов Википедии можно взять информацию об истории награды, Нобелевская премия по литературе - престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы.
9 июня 1901 года Шведская Академия получила право присуждать премии по литературе.
109 премий по литературе было вручено с этого времени. При вручении награды известны только имена лауреатов. Все остальные номинации и мнения членов Нобелевского комитета по литературе держатся в секрете в течение 50 лет. Сейчас информация о номинации доступна вплоть до 1966 года. Мы можем видеть имена всех писателей, выдвинутых на соискание награды. Можем получить информацию об основаниях для выдвижения кандидатов и тех, кто их рекомендовал. Премия вообще может никому не присуждаться, если члены соответствующего комитета не нашли достойных работ среди выдвинутых на соискание. Соответствие лауреатов премии по литературе официальным критериям ее присуждения вызвало вопросы еще в начале 20 века. Согласно завещанию Нобеля премия должна присуждаться за достижения, сделанные в год присуждения (фактическое несоответствие завещанию). Премия не может быть присуждена посмертно. Ранее премию по литературе не вручали во время Первой мировой войны (1914-1918 годы), Второй мировой войны (1940-1943 годы) и в 1935 году, так как не было ни одного достойного кандидата. В 2019 были вручены сразу две премии - одна из них вручена за скандальный 2018 год.
Сам процесс выдвижения кандидатов на награду достаточно сложен. Министерство культуры, члены академии наук, лауреаты премий могут рекомендовать писателя для получения награды. Но уже в самой комиссии возможны разногласия, поэтому и возникает вопрос, чем руководствуются академики в определении лауреата. Возможны ли досадные ошибки, которые заставляют писателей вновь и вновь ожидать решения членов жюри. Нобелевская премия по литературе неоднократно подвергалась критике:
По одной из версий Льву Толстому пришлось самому отказаться от премии. В 1901 году награду присудили французскому писателю Сюлли-Прюдому, так как решили, что великий художник слова и сам «никогда не стремился к такому рода награде». По мнению секретаря Шведской академии Карла Винсена, категорически выступившего против кандидатуры Толстого: «Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры…». 49 шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом и Сельмой Лагерлеф в открытом письме протеста обратились к нобелевским академикам, но решение вопроса о вручении премии осталось неизменным. Эксперт Нобелевского комитета придерживался собственного мнения: философия Толстого конца 19-го века противоречит завещанию Нобеля, мечтавшего об «идеалистической направленности», «Война и Мир» вовсе лишена понимания истории. В 1906 году, предвидев очередное выдвижение, он через своего финского друга попросил академиков сделать все, чтобы ему не пришлось отказываться от престижной награды. Позже в списке нобелевских лауреатов Толстой больше не появлялся <с 1901 по 1906>.
Еще одно имя из русской советской литературы - Максим Горький. Сложная и противоречивая натура, с 1918 по 1933 год номинировался на нобелевскую премию по литературе, конкурируя с известными писателями. Но в 1933 году премия обошла его стороной. Ее получил Иван Алексеевич Бунин (пятая попытка, для него стала все же удачной). Награда была вручена с формулировкой: «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Реакция на вручение награды Бунину была неоднозначна как в советской России, так и за ее пределами. Горький имел гораздо больше заслуг перед русской и мировой литературой, а Бунина знали лишь писатели и редкие ценители, но шведские академики сочла, что Горький, выдвинутый Роменом Ролланом, - анархист и «без сомнения не вписывается в рамки нобелевской премии», позже заявили, что он «сотрудничает с большевиками», награду «превратно истолкуют». Горький представлял для нобелевского комитета проблему. Талант такого масштаба нельзя было игнорировать, но шведов смущали его политические воззрения, «анархические и часто совершенно сырые творения». Преемник Йенсена Карлгрен говорил, что после 1905 года в творчестве писателя нет «ни малейшего отголоска горячей любви к родине», его книги - «сплошная стерильная пустыня». Нужно сказать, что к 1933 году Горький, к сожалению, скомпрометировал себя подписанием ряда политических документов, посещением Соловецкого лагеря особого назначения в 1929 году, созданием коллективной монографии «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», где демонстрировались «яркие примеры исправительно-трудовой политики Советской власти». Имя Горького имело как сторонников, так и противников как раньше, так и сейчас. Премию он не получит, прежде всего за связи с коммунистической партией.
Надо отметить, что среди ярких западных знаменитостей в литературе Генрик Сенкевич номинировался (с 1901 по 1905 годы) 5 лет. Редьярд Киплинг (с 1903 по 1907) 5 лет, и шведская писательница Сельма Лагерлеф (с 1904 по 1909) 6 лет, и Джон Голсуорси (с 1920 по 1932) 12 лет, тем не менее, с течением времени они были удостоены высочайшей награды. Говорить о том, что представители западноевропейской литературы составляют основу списка лауреатов премии только потому, что они скандинавы, англичане, немцы, французы, вряд ли возможно. Астрид Линдгрен знают миллионы читателей, но ее никогда не номинировали на Нобелевскую премию. От этого популярность и значимость ее творчества ничуть не стали меньше.
В тех же справочных материалах находим. Среди русских номинантов на премию были также выдвинуты А. Кони, Д. Мережковский, К. Бальмонт, П. Краснов, И. Шмелев, М. Алданов, Л. Леонов, Б. Зайцев, В. Набоков, Е. Евтушенко, А. Ахматова (большая часть из них были эмигрантами, пропагандировать советские идеи не могли).
Дмитрий Мережковский выдвигался на премию с 1914 по 1937 год. Славяновед Альфред Йенсен в 1913 году в целом похвалил кандидата «за художественное мастерство изображения, универсальное содержание и идеалистическое направление», но получить премию помешала Первая мировая. На следующий год тот же Йенсен был беспощаден к Мережковскому, назвал его «собирателем деталей, цитат и просто списанных страниц» сравнив его с гением Льва Толстого, которого сам прежде критиковал. Награда ему так и не досталась. Дмитрий Мережковский, возможно, получил бы премию, но помешали стечения обстоятельств: 1914 год. Попытка договориться с Иваном Буниным о совместном выдвижении на награду тоже к успеху не привела, а в последние годы жизни он так же полностью скомпрометировал себя, поддерживая Муссолини и Гитлера в борьбе с Советской Властью.
По всей видимости, многое учитывается членами академии наук при определении лауреата. Четыре из пяти русских писателей, ставших лауреатами (за исключением Михаила Шолохова) так или иначе, находились в конфликте с советской властью: Иван Бунин и Иосиф Бродский были эмигрантами, Александр Солженицын был диссидентом, Борис Пастернак получил премию за роман, опубликованный за границей. Поэтому вручение им премии имело, по мнению критиков с советской стороны, исключительно политическую причину.
Но существует и противоположная точка зрения, ставящая политизированность вопроса под сомнение. Александр Солженицын стал лауреатом в 1970 году. Мир еще не знал «Архипелага ГУЛАГа» и «Красного колеса». Шведские академики руководствовались мнениями официального советского литературоведения по поводу первых произведений писателя. А, по мнению самого Александра Солженицына, такой же политический характер носило вручение премии Михаилу Шолохову, призванная уравновесить более раннюю премию Борису Пастернаку.
Да, премию Михаилу Шолохову в1965 году не могла не присудить: более достойного кандидата в этот год не нашли. Однако академики вряд ли не могли не знать о том, что писатель у себя на родине был лауреатом Сталинской премии в 1941 году и Ленинской в 1960 году. Имел многочисленные правительственные награды (в том числе «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в ВОВ в 1941-1945 годах»), ордена Ленина. В 20-е годы был поднят вопрос об авторе романа «Тихий Дон». Очень юный возраст писателя ставил под сомнение авторство Шолохова. Комиссия в 1929 году под руководством М.И.Ульяновой сумела рассеять все сомнения, хотя ряд сторонников версии о плагиате остались при своем мнении.
Возможно, политика – не последнее, что определяет выбор лауреатов членами комиссии, но вручение высокой награды в Стокгольме советскому писателю – это несомненная победа русской литературы.
Зачастую Нобелевскую премию по литературе вручают по совокупности заслуг. Комитет совершенно не приветствует развлекательную литературу, она не может считаться серьезной. Его решения могут быть субъективны, а новаторство писателей воспринимается в штыки. Провокационные романы, исследующие особенности подросткового возраста, антиутопии, элементы фантастики, идеологические вопросы не отвечают требованиям выдвижения на награду. Среди писателей, работы которых были не поняты, имена Джона Апдайка, Джерома Селинждера, Джеймса Джойса, Олдоса Хаксли, Умберто Эко и Эриха Марии Ремарка.
Не осталась без внимания премия по литературе 2004 года, присужденная австрийской писательнице Эльфриде Елинек. Ее роман «Перед закрытой дверью» о неблагополучных подростках, закончившийся сценой убийства целой семьи, многих не оставил равнодушными. Не менее шокирующими были работы «Бургтеатр» о попытках Австрии разоблачить свое национал-социалистическое прошлое. Романы «Пианистка» и «Похоть» явились настоящими «возмутителями спокойствия». В начале 2000 года к писательнице приходит настоящая слава, а вот недоброжелатели говорят о ее психическом состоянии.
Непростая ситуация с вручением премии по литературе была в 2018-2019 годах. Польская писательница и поэтесса Ольга Такарчук и австрийский писатель сценарист Петр Хандке стали лауреатами Нобелевской премии по литературе за эти годы. При этом на родине писательницу недолюбливают многие политические оппоненты, а министр культуры Польши хвастался, что не читал ни единой книги Такарчук. А она все-таки стала пятым лауреатом премии из Польши, ее проза способствует сближению культур и народов, она ярый противник национализма. Петр Хандке еще в молодости мечтал о премии, но считал, что из-за своей поддержки коммунистической Югославии никогда ее не получит. Был очень удивлен смелости решения комитета, до него только одна австрийская писательница была удостоена высокой награды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Престиж награды, которую вручают ежегодно в Стокгольме за достижения на благо человечества, - неоспоримо. Доказательством тому является «живая очередь» кандидатов на награждение это представители самых разных литературных направлений из большинства стран мира. Многие из них годами ожидают признания их заслуг и добиваются успеха, а кого-то награда так и обойдет (иногда незаслуженно) процесс выдвижения кандидатов на премию, принятие решений членов шведской академии наук - это кропотливая работа (соревнование, конкуренция) в ходе которой зачастую присутствует субъективизм. Можно говорить о предвзятости решений высокой комиссии ученых, их ошибках и предпочтениях, но Нобелевская премия остается одной из самых желанных наград.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Два морехода
Снег своими руками
Любимое яичко
Знакомые следы