Передать ощущение цвета для обыкновенного человека практически невозможно. Люди по-разному воспринимают цвет. Истинный художник способен воспринимать глазом до миллиона цветовых оттенков. Художник, описывая окружающий мир в своих картинах, пользуется красками. Он может смешивать, добавляя то больше, то меньше красок, чтобы точно передать свои ощущения. А как это делает писатель, который пользуется только словом?
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_tsveta_i_zvuka_v_proizvedeniyah_m._m._prishvina.docx | 39.79 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 29»
Лексика цвета и звука в произведениях М. М. Пришвина
(исследовательский учебный проект)
Автор-составитель
Шпак Марина,
ученица 7 класса.
Руководитель
Давыдова Елена Шмульевна,
учитель русского языка и литературы
Калтан, 2020
Автор проекта. Шпак Марина, ученица 7 класса, МБОУ «ООШ №29».
Участники проекта: обучающиеся 7 класса.
Тема проекта. Лексика цвета и звука в произведениях М. М. Пришвина.
Предмет. Литература.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, история, изобразительное искусство, музыка.
Передать ощущение цвета для обыкновенного человека практически невозможно. Люди по-разному воспринимают цвет. Истинный художник способен воспринимать глазом до миллиона цветовых оттенков. Художник, описывая окружающий мир в своих картинах, пользуется красками. Он может смешивать, добавляя то больше, то меньше красок, чтобы точно передать свои ощущения. А как это делает писатель, который пользуется только словом? Труднее всего передать краски живой природы в её постоянной изменчивости.
Одним из мастеров, который способен изобразить любое состояние природы, был Михаил Михайлович Пришвин. В его творчестве природа существует не как фон, на котором разворачиваются события, а как неотъемлемая часть того, что мы называем Жизнь.
В последнее время появляется всё больше работ, посвящённых проблеме взаимодействия различных видов искусств. Особым универсальным средством является художественная литература, которая может выразить всё, что может выразить слово – первоэлемент, безграничный в своих возможностях материал. Одной из составных частей указанной проблемы является лексика цвета и звука в творчестве того или иного писателя. Вопрос этот до сих пор мало изучен, таким образом, тема цвета и звука является актуальной в современном образовательном мире. Г.Л. Серова считает, что «цветовой анализ может пролить свет на стиль писателя, на общие и частные вопросы психологии творчества» (7, с.114).
Объект исследования – лексика цвета и звука в системе изобразительно-выразительных средств русского языка.
Предмет исследования – цветовые и звуковые образы произведениях М.М. Пришвина.
Целью данной работы является выделение цветовой и звуковой лексики в изображении природы и людей в произведениях М.М. Пришвина.
Гипотеза исследования: если использование цвета и звука в рассказах М.М. Пришвина – выражение авторской оценки, то в данных произведениях важную роль играет лексика, передающая цветовые и звуковые понятия.
Задачи:
При написании работы были использованы следующие методы и приемы: описательный, сопоставительный, метод анализа и синтеза, подбор и систематизация материала.
Тип проекта исследовательский.
Источниками исследования послужили произведения М.М. Пришвина: «Кладовая солнца», рассказы из цикла «Лисичкин хлеб», записки «Лесная капель», «Разговор птиц и зверей», «В краю дедушки Мазая».
Практическая значимость данной работы состоит в возможности ее использования на уроках литературы при изучении творчества М.М. Пришвина на занятиях элективных курсов, факультативов, кружков посвященных данной теме.
Планируемые результаты проекта:
Личностные (умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучаемому языку).
Межпредметные (самостоятельно формулировать проблему и цели, составлять план решения учебной задачи, вырабатывать критерии оценки).
Познавательные (перерабатывать и преобразовывать информацию, пользоваться словарями, выстраивать рассуждения).
Коммуникативные (уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения).
Предметные (знать предмет).
План проведения проекта.
Содержание материала проекта:
Защита проекта.
Первый этап -- презентация материала группой обучающихся по вопросу актуальности звукового и цветового анализа лексического поля художественного текста.
Передать ощущение цвета для обыкновенного человека практически невозможно. Люди по-разному воспринимают цвет. Истинный художник способен воспринимать глазом до миллиона цветовых оттенков. Художник, описывая окружающий мир в своих картинах, пользуется красками. Он может смешивать, добавляя то больше, то меньше красок, чтобы точно передать свои ощущения. А как это делает писатель, который пользуется только словом? Труднее всего передать краски живой природы в её постоянной изменчивости.
Одним из мастеров, который способен изобразить любое состояние природы, был Михаил Михайлович Пришвин. В его творчестве природа существует не как фон, на котором разворачиваются события, а как неотъемлемая часть того, что мы называем Жизнь.
В последнее время появляется всё больше работ, посвящённых проблеме взаимодействия различных видов искусств. Особым универсальным средством является художественная литература, которая может выразить всё, что может выразить слово - первоэлемент, безграничный в своих возможностях материал. Одной из составных частей указанной проблемы является лексика цвета и звука в творчестве того или иного писателя. Вопрос этот до сих пор мало изучен, таким образом, тема цвета и звука является актуальной в современном образовательном мире. Г.Л. Серова считает, что «цветовой анализ может пролить свет на стиль писателя, на общие и частные вопросы психологии творчества» (7, с.114).
Второй этап – презентация материала группой обучающихся по вопросу изобразительной функции лексики цвета в произведениях М.М. Пришвина.
Хочется, чтобы от слов твоих деревья росли.
Михаил Пришвин
Символическое значение цвета люди для себя определили давно. Цвет стал одним из самых распространенных средств выражения чувства, настроения, тайной мысли.
С давних времен, да и в наши дни, каждый оттенок цвета имеет свое символическое значение: белый – это чистота, здоровье; черный – смерть и покой; красный – радость и агрессия; розовый – юность, свежесть; желтый – это свет, но и увядание; синий – холод и спокойствие; голубой – это близость к небу и гармония; зеленый – жизнь и надежда.
Многие писатели во все времена использовали цвет для изображения каких-то образов: образа человека, животного, дня, ночи и так далее. Среди них был и М.М. Пришвин. В своих произведениях писатель применяет множество цветов и цветовых оттенков, что делает их насыщенными в плане описания природы, животного мира. Единство неповторимого пришвинского мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, предметы – это дети единой матери Природы. Сострадание и милосердие, тревога за живой мир, искреннее восхищение простым русским пейзажем – это и есть своеобразие поэтики и художественного мышления М.М. Пришвина. Цветовое решение художественных образов придает его произведениям пафос гуманизма и выполняет изобразительную функцию в описании природных явлений. «Там, где следовало проникнуть в глубь изображаемого явления, показать его существенные свойства и связи с другими явлениями, писатель, не жалея красок, передавал самые тонкие оттенки и признаки живой природы» (4, с. 11).
В одном из своих произведений автор так описывает восход солнца: «Солнце, такое горячие и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. Вторая круто – синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце со всеми живительными лучами…». Используя натуральные естественные краски, М.М. Пришвин показывает изменения, произошедшие в природе во время восхода солнца; подмечает не только сюжетное движение, но и демонстрирует умение работать со словом. В природе он находил ясные ответы на свои загадки и был замечен как «описатель». На глазах у читателя раскрывается таинство соединения родства слова и цвета. (3, с.139)
Для изображения пасмурных дней автор пользуется серыми и тёмными тонами: «День сложился серый, но не тёплый…»; «Серой мглой висело ночное одеяло…»; «Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце…»; «Тёмный лес хорош в яркий солнечный день – тут и прохлада, и чудеса световые: райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч, листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зелёным светом, как в сказке Шехерезады…». Постижение закономерностей окружающего нас мира природы невозможно без ясности слов и простоты понятий, выраженных такой гаммой красок.
Пришвин так описывает зарю: «Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. Это была северная заря, вся малиново-блестящая, как в ёлочных игрушках, бывало в бомбоньерках с выстрелом, особая прозрачная бумага, через которую посмотришь на свет, и всё бывает окрашено в какой-нибудь вишнёвый цвет. Однако на живом небе было не одно только красное: посредине шла густо – синяя стрельчатая полоса, ложась на красном, как цеппелин, а по кроям разные прослойки тончайших оттенков, дополнительных к основным цветам». Краски в описании данного явления природы делают его ещё более ярким, красивым, живым. «Утренняя луна. Восток закрыт. Всё-таки, наконец, из-под одеяла показывается полоска зари, а возле луны остаются голубые поляны…»; «Я был свидетелем рождения мороза, как он подсушил и подбелил старую, рыжую траву, позатянул лужицы тонкими стёклышками…»; «Страшное лиловое небо в сумерках им было, как нам радостная утренняя заря…»; «Небо наверху становится ровно лиловым…». М. М. Пришвин пишет такими словами, что различные цветовые оттенки зарождения нового дня помогают читателю увидеть прелесть и пластичность утреннего пейзажа.
Автор часто подбирает для особой выразительности красный цвет: «Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого…»; «Шиповник с весны ещё пробрался внутрь по стволу к молодой осинке, и вот теперь вся она вспыхнула красными, благоухающими, дикими розами…»; «На этом мху часто бывают гигантские красные, в тарелку, сыроежки…»; «И опять расширится душа: ёлки, берёзки - и не могу оторвать своих глаз от зелёных на соснах и от молодых красных шишек на ёлках…»; «Этими красными солнечными днями в лесу вовсе нет паутины…»; «Молодой месяц стоял против красного на голубом, будто он увидел это в первый раз и удивился…»; «Там придёт вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы…». Именно этот цвет больше всего использует писатель в своих произведениях. Он употребляет его в словосочетаниях с глаголами, прилагательными, существительными, тем самым, давая читателю сравнить то или иное событие.
Для создания сказочной картины М.М. Пришвин использует блеск, блёстки: «Этот день весь, с утра до ночи, как бы цвёл и блестел, как кристалл. На небе долго провисел обрывок бледного месяца, внизу же, по горизонту, распределялись цвета…»; «Вечерняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блёстками. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным…»; «Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает…»; «Я замечаю блеск хвоинок на тропе…».
Наряду с блёстками у М.М. Пришвина часто встречаются прозрачные, светящиеся краски: «Мне показалось, будто черёмуха тут же на глазах одевалась в свои прозрачные, сделанные, будто из зелёного шума, одежды…»; «Могу любоваться видом непрерывных светящихся берёзовых лесов…»; «Она смотрела в зелёную массу светящейся молодой берёзовой зелени и улыбалась туда, и щёки у неё пылали…»; «Вся осина, в полном безветрии сверкала, дрожала от падающей капели…»; «День весь сверкал кристаллом от зари до зари…»; «Мельчайшая пыль снова взлетала и сверкала на солнце искорками…». Автор показывает эти цвета, чтобы читатель вошел в мир блеска и почувствовал восхищение писателя на себе. Все пылает и блестит, показывая изумительную красоту родной природы. Краски делают лес сверкающим, светящимся, переливающимся.
Следующий цвет – желтый или золотой. У Пришвина это цвет солнца, несущий теплоту и свет. Желтый и золотой тона всегда используется писателем для описания живой и радостной природы. «Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями…»; «Когда солнце заглянуло на сосульку, мороз исчез, и поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз, и везде на крышах, и до вечера всюду в городе падали вниз золотые капли…». Читая рассказ «Золотой луг», сразу видишь красочное описание полянки. Все это представлено в такой доступной форме, что неброская природа как бы оживает. Самым ярким элементом, создающим эту удивительную картину, является золотой цвет: «Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Утром я заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. А к вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становиться опять золотым…»; «На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится…»; «Ещё цветут орехи и ольха, и их золотые серёжки ещё и сейчас дымятся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело…»; «Старое сено, соломины, мочально-жёлтые кочки – всё прорастает зелёной травой…»; «Как рожь на полях, так и в лугах тоже зацветали все злаки, и когда злачинку покачивало насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком…»; «Ветви ещё не одетые, но с цветами – серёжками или с зелёными почками. Жгутики зелёные черёмухи, в бузине – красная кашица с волосками, в ранней иве выбиваются мельчайшие жёлтенькие цветочки, составляющие потом в целом как бы жёлтого, только что выбившегося из яичной скорлупы цыплёнка…»; «Позеленевшая трава кривоколенцем загибалась среди осиновых стволов по серому осиновому подстилу между длинными жёлтыми соломинами и метёлками белоуса…»; «Солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим коснулось земли…»: «Тихо в золоте, и везде на траве, как холсты, мороз настоящий, видимый…»; «Берёзки последнее своё золото ссыпают на ели и муравейники…»; «Берёзки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом…».
Часто можно увидеть контрастные цвета чёрный и белый. Казалось бы, обычные слова, но насколько они пластичны и материальны. Сила правдивого и ясного языка помогает увидеть лучшие пейзажи всех времен года. «Чёрная туча в огромной белой шапке…»; «Земля была уже белая, и по чёрной земле, далеко заметные, ходят и ложатся белые зайцы…»; «Поздней осенью бывает иногда совсем, как ранней весной: там белый снег, там чёрная земля…»; «На жнивье лежал белый мороз, и тень моя на белом выползала раньше меня…»; «Во время этого большого зазимка озеро было совершенно чёрное в ледяном кольце, и каждый день кольцо сжимало всё сильней и сильней чёрную воду в белых берегах…».
В цветовом многообразии красок просто белый цвет подчеркивает в рассказах М.М. Пришвина удивительную чистоту и девственность окружающей природы. «По всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха…»; «Какая трава подорожник, а тоже весь в белых бусинах». «Заблагоухала белая, как фарфоровая, ночная красавица…»; «Часто видишь, берёзовый пень стоит, как букет: одна только береста остаётся белым воротником…»; «В косых утренних лучах на опушке ослепительная белизна берёз, белее мраморных колонн…»; «В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первые же лучи солнца убирают холсты, и остаётся на белом зелёное место. Мало – помалу белое всё исчезает, и только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие клинушки…»; «Теперь она вся белая: каждый пень покрыт белой скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена…».
Красоту и яркость придаёт произведениям Пришвина зелёный цвет. «Большие зелёные почки на липе перед моим окном, и на каждой почке светлая капля, такая же большая, как и почка…»; «За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьёв…, и к вечеру зазеленело везде на земле. Почки на черёмухе превратились сегодня в зелёные копья…»; «Переход от неодетой весны к зеленеющей весне…»; «Бурые листья осин стали нежно-зелёными, взошедший овёс зелёными солдатиками расставился по чёрному полю…»; «Когда от старых осин летит пух, молодые переодеваются из своей коричневой младенческой одежды в зелёную, как деревенские девушки, в годовой праздник показываются на гулянье то в одном наряде, то в другом…»; «Даже стволы нестарых елей покрылись, как шерстью, зелёными хвоинками…»; «На самых молодых берёзках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки…»; «Такая зелень, сказать – почти ядовитая…»; «Мох ярко-зелёный, крупнозвёздный, с частыми бурыми молоточками…»; «Вся большая поляна была покрыта зелёными бугорками…».
Нежные цвета розовый и голубой освежают и веселят глаз читателя.
«Ели, засыпанные снегом, стояли, как алебастровые, и весь день сменяли цвета от розового до голубого…»; «Даже голубые фиалки были покрыты кристаллами снега…»; «Из тумана стали показываться голубые леса…»; «Я впервые догадался о дожде, когда пришёл к молодому березняку: он стал чуть-чуть розовым от первой встречи с небесной водой, и большие серые капли висели на ветках, такие большие, почти как вербы…»; «Увидел группу уцелевших голубых колокольчиков…».
Писатель мастерски сочетает синий цвет и его оттенки, создает особый цветовой тон, помогающий увидеть явления природы в движении и гармонии. «Солнце садилось из-за синей тучи в лес большим несветящимся лохматым шаром…»; «Я взял один лиловый цветок и хотел отогреть его тёплой рукой…»; «Сейчас удивляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветочки звёздочкой…».
Серый цвет применяется автором для описания деревьев, явлений природы и выражает не покой, а движение, стремление к разнообразию и круговороту времени: «Осины выбросили червяки свои серые…»; «Когда старые берёзы цветут и золотистые серёжки скрывают от нас. Внизу на молодых везде видишь ярко-зелёные листики величиной в дождевую каплю, но всё-таки лес весь серый или шоколадный…»; «Тогда солнечный день станет серым от кровопивцев…»; «Рощи холодные, серые…»; «Одно старое дерево снизу почти умерло, и на каждой веточке висит длинная серо-зелёная борода…».
Палитра ярких и насыщенных красок, используемая М. М. Пришвиным для описания ягоды, растущей в лесу и на болоте, делает их ещё более заманчивыми: «Светло-зелёные папоротники, красная земляника, брусника, голубая черника обступают развалины. Кроваво-красные ягоды клюквы висят на тонких нитях…»; «По стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черничинки, чёрные ягодки с синим пушком. Так же и брусника, кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место, кажется, кровью полито. Ещё растёт в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная… встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый Рубинчик в зелёной оправе…»; «Целое ожерелье крупных кроваво-красных ягод…».
Чёрные и тёмные цвета, употребляются автором крайне редко, так как изображать мир живой природы в мрачных тонах, значит нарушать его гармонию: «Чёрные пятна, как тени крыльев, быстро мчались по озеру из конца в конец…».
Не менее выразительные краски выбирает М.М. Пришвин для описания животных. С помощью цвета передает тончайшие секреты поведения животных, раскрывает природную «мудрость» в борьбе за существование, учит наблюдательности и бережному отношению к окружающей нас живой среде. Такие цвета, как белый «Группа лебедей была как сказочный выходящий из воды белокаменный город…»; красный «Красная стрекоза, голубые и ярко-красные трескунчики…»; жёлтый «Лимонница, жёлтая бабочка, сидит на бруснике, сложив крылья в один листик…»; зелёный «По этому первому зелёному пути вышел линяющий заяц, ещё белый, но в клочьях…» и много других ярких красок и оттенков позволяют поверить, что природа одушевлена и сливается в общий хор жизни и любви: «Мехом своим землеройка напоминает крота: мех короткий, ровный, плотный, с синеватым отливом…»; « И до того хороши были эти белые чайки на голубой воде…»; «Полетели от одного зелёного островка к другому голубые стрекозы…»; «Бабочка, совсем чёрная, с тонкой белой каймой, сядет и становится, как моль, треугольником…»; «Тут был и мох со своими голубыми и красными ягодами, красный мох и зелёный, мелкозвёздчатый и крупный и редкие пятна белого ягеля, с вкраплёнными в него красными брусничинами, ерник… всюду, возле старых пней, на их чёрном фоне, ярко светились в солнечных лучах молоденькие сосны и ели, и берёзки…»; «Белые птицы, синее небо, белые гребни волн, чёрные ласточки…»; «Золотой петух Петя…»; «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливаться из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. Он вдруг подпрыгнул на высоком мостике, показал своё белое, чистейшее бельё подхвостья…»; «В хату вошла большая рыжая собака с чёрным ремешком по всей спине. У неё под глазами были чёрные полоски с загибом вроде очков…».
Цвет используется автором и для портретных характеристик героев, помогает передать настроения, чувства, душевное состояние человека, подчеркивая неразрывность крепких его связей с природой, утверждая то, что процессы обновления природы всегда являются источниками жизненных сил человека. В общении с естественной средой люди нередко находят путь к истине. «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни тёмные, ни светлые отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, только носик был чистенький и глядел вверх попугайчиком…»; «Мужичок в мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком…»; «Настя рассердилась на брата и стала красная, как кумач…».
Когда читаешь произведения М.М. Пришвина, то сразу представляешь красочные картины родных просторов, по которым часто прогуливался писатель. Описывая природу, мастер слова стремится к разнообразию и совершенству окружающего мира. Самым ярким элементом, выполняющим изобразительную функцию пейзажных зарисовок, является цвет, который выступает как материал для воспроизведения не только явлений реальной действительности, но и создания художественного мира писателя.
Третий этап – презентация материала группой обучающихся по вопросу изобразительной функции лексики звука в произведениях М.М. Пришвина.
Говор древесных листов понимал,
Ручья разумел лепетанье.
М.М. Пришвин
Звук – это один из важнейших элементов художественного мира и поэтического языка М.М. Пришвина. С его помощью автор передает и состояние внутреннего мира, и настроение людей, и жизнь природы. Если внимательно вчитаться в прозу М.М. Пришвина, то можно заметить, что именно звук более всего приносит на страницу рассказов жизнь леса во всем многообразии. Количественно звук преобладает в рассказах над цветом, причем он настолько гармонично вливается в ткань повествования, что этого почти не улавливаешь. Звук – это все то, что мы слышим в окружающем нас пространстве. Разговоры «птиц и зверей», шёпот деревьев, журчание воды, грохот камней, шорохи в траве, дыхание зимней стужи, певучесть морских волн и просто тишина придают музыкальность и поэтичность художественному миру писателя. Разнообразные звуки (или их отсутствие) возникают из множества источников. Их издают птицы, звери, ветер, деревья, гроза, человек, предметы и многое другое. Гармоничные сочетания звуков, рождающиеся из-под пера писателя, позволяют ощущать прекрасное не только в природе, но и в самом языке, его четкости, ясности, лаконизме, изяществе, простоте, и стройности.
Какое обилие и разнообразие звуков! Каждое из живых существ дает о себе знать у М.М. Пришвина, прежде всего через звук. Отсутствие надуманности, способность вести рассказ по простоте душевной, умение радоваться каждому самому маленькому открытию в природе дополняются у писателя умением передать звуковые нюансы волшебного мира природы. «Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде как бы «жив-жив», - кричит кулик Кроншнеп. Тетерев там то бормочет, то чуфыкает. Белая Куропатка, как будто ведьма хохочет…». Звук – это проявление жизни, любое движение в природе, внутренний порыв, источник силы, ритм жизни, путешествие во времени и пространстве.
«Борина Звонкая наполнилась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким, отзывалась всему…»; «Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово…»; «Видно, как птица поёт на сучке. Но всё-таки слова, как мы она сказать не может, и ей приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать…»; «И закрякают, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэкают…»; «Слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой…»; «И тогда деревья стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа. Это было похоже на стон и вой живых существ…»; «Чуф, ши!», - крикнул тетерев. По тетеревиному «чуф», скорее всего, значило солнце, а «ши» вероятнее всего было наше «Здравствуй…»; «Косач присел, вытянул свою шею и завёл долгую, похожую на журчание ручейка песню. Остальные птицы подхватили туже самую песню. И тогда, как будто довольный уже, большой ручей с бормотанием побежал по невидимым камешкам…»; «Злой ветер очень сильно рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали…»; «Среди звуков стона, рычания, ворчания, воя в это утро у деревьев выходило так, будто где-то в лесу плакал потерянный ребёнок…»; «Тогда на суходоле запел свою милую песенку маленький певчий дрозд-белобровик. Несмело возле Лежачего камня затоковал Косач-токовик…»; «Тогда наступила полная тишина, и везде стало всё слышно, даже как пересвистывались рябчики в зарослях…»; «И мало-помалу звук стал прерывным, и я понял, что где-то под снегом так поет самый маленький ручеек…»; «По голосу их разные существа. Синицы и клесты поют брачным голосом…»; « Корка наста от лыжи, как стекло, со звоном разлетается…»; «Мелкий березняк на фоне темного бора в лучах солнца становится розовым…»; «Весна воды собирает родственные звуки, бывают, долго не можешь понять, что это-вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат…»; «Все вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеет бекас, в согласии с водой вальдшнеп хрипит и таинственно ухает выпь: все это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды…»; «Был первый звук весны, эолова арфа…»; «Лесные голуби начали гурковать…»; «В это время раздался крик, и мы едва могли в нем узнать первое кукование: оно гремело и сплывалось в бору. И даже зяблики, маленькие птички, не пели, а гремели. Весь бор гремел…»; «Слышалось «ву-ву у витютней…»; «Неустанно куковала в бору кукушка…»; «Совсем рядом бормотал неустанно тетерев. Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке. Землеройка пискнула в старой листве…»; «Поднялся ветер, и под флейту иволги и визга стрижей туча свалила, казалось, совсем куда-то в Зазерье, в леса…»; «Молния распахнула тот берег, гром ударил. Под гул потока и музыку звонких капель я, как бывает это и при настоящей человеческой музыке, завертелся мыслью о себе, вокруг своего большого места, которое столько лет не может зажить…»; «Я очнулся, услыхав песнь зябликов. Ушам своим не поверил, но скоро понял, что не птички, летевшие из тумана, те ранние гости-были все зяблики. Тысячи зябликов все летели, все пели, садились на деревья и во множестве рассыпались по зяби, и я в первый раз понял, что слово “зяблик” происходит от “зяби"…»; «Может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички- подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Тетерева бормотали всей силой, весь лес бормотал и шипел. Потянули и вальдшнепы…»; «В темноте, в стороне от города, были тройные огни: на верху голубые звезды, на горизонте более крупные желтые городские огни и на озере огромные, почти красные лучи рыбаков…»; «Большая серая птица-выпь, ревущая, как животное с телом, по крайней мере, гиппопотама…»; «Каждый раз, как ухал водяной бык, мы принимались считать, дивясь этому звуку и загадывая, сколько раз ухнет. Было удивительно слышать эти звуки очень отчетливо за две версты, потом за три, и так все время не прекращалось и за семь верст, когда уже слышалось отчетливо пение бесчисленных соловьев Гремячей горы…»; «В эту теплую ночь все лягушки тихонечко урчали, и даже те урчали, что был недоволен судьбой: в такую-то ночь стало хорошо и недовольной лягушке, и она вышла из себя и. как все заурчала…»; «На горе токовали два раздутых петуха…»; «Вспыхнули в серых лесах ранние ивы, дерево, на котором цвет, как желтые пуховые цыплята, и пахнет все медом…»; «От дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней…»; « Под сдержанный рокот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй. Вода задевает бутоны новорожденных желтых цветов, и так рождается водная дрожь то цветов…»; «Урчит снегирь и зяблик шуршит старой листвой…»; «На озерке тихая дрожь, мелкая дрожь, и тесные осинки, опрокинутые там под водой, змейками убегают вниз беспрерывно и не могут убежать от самих себя…»; «На самых молодых березках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес еще не одет, и на этот еще голый лес нынешнем году прилетела кукушка: кукушка на голый лес, считается нехорошо…»; «Гудят пчелы и осы, басят шмели, все летят поздравлять и на именинах роски попить и медку домой захватить…»; «Так и ветер, о чем-то не досказав одно, переходит к другому: вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало. Кричать журавли. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на рябине. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, чуть больше моли, бабочки. Я плохой музыкант, но мне думается, у лебедей верхняя октава журавлиная - тот самый их крик, которым они по утрам на болотах как будто вызывают свет, а нижняя октава гусиная, баско- говорком. Страшная тень человека на белом морозе дрогнула, начался переполох у гусей, и вдруг все они с криком в двести голосов, из которых каждый был не слабее человеческого «ура» при атаке, бросились прямо на мой куст. Прошлый год в это время земля была уже белая, теперь осень перестояла, и по черной земле, далеко заметные, ходят и ложатся белые зайцы. Но чего бояться серому барсуку. И вот началась та самая тишина…».
Автор подчеркивает, что всему живому нужно не только звуковое выражение, но и тишина, то есть покой, отдых, необходимый и человеку, и животному, и птице, и насекомому. Иногда, этот покой звучит настораживающе, иногда торжественно, иногда загадочно, но всегда поэтично и музыкально.
Писатель использует при создании звуковых образов, (так же, как цветовых), приемы гиперболизации и контраста, что дает возможность выявить еще большую глубину подтекста, своеобразие фона, сущность характера. И, конечно же, говоря о роли звука в произведениях М.М. Пришвина, нельзя пройти мимо его пейзажей. С помощью звуков автор поет своеобразный гимн природе. Недаром в русской литературе его считают лучшим мастером музыкального пейзажа. При чтении его рассказов мы почти не видим природы в конкретных деталях, а слышим чарующую музыку размеренной авторской речи и воспринимаем поток гармонично подобранных цветовых и звуковых образов, создающих основной эмоциональный тон.
Многочисленные пейзажные зарисовки, окрашенные, озвученные, освещенные раскрывают главную роль рассказов М.М. Пришвина – воплотить идеал прекрасного человека в прекрасном гармоничном мире.
Четвертый этап – презентация материала группой обучающихся по вопросу роли и значения цветовых и звуковых образов в изображении гармоничного мира человека и природы в творчестве М.М. Пришвина.
Итак, М.М. Пришвин активно и многообразно использовал в своих рассказах цветовые и звуковые средства выражения авторского сознания. Именно они служат базой для создания основного эмоционального тона в его произведениях.
В своих рассказах автор виртуозно использует слово, несущее в себе красочность и освещенность, сияющее в лучах яркого солнца и блестящее в свете луны; слово, звучащее мелодично и напевно, вобравшее в себя все богатство звуков. Взаимная стройность звуков, гармоничное цветовое сочетание, контрастность светового изображения - все это обусловлено неповторимым эстетическим результатом, огромнейшим эмоциональным воздействием автора на читателя.
На примерах рассказов М.М. Пришвина уже можно говорить о том, что для него использование образов цвета и звука является одним из основных приемов передачи авторского замысла и в этом, в частности, его своеобразие. Возможно, что любовь автора к природе была привита ему самой природой. В то же время подобно художнику, пишущему полюбившийся ему вид при разном освещении, М.М. Пришвин показывал, как под влиянием меняющегося света усиливается цветовое восприятие предметов. Все это помогает писателю раскрыть главную идею его рассказов, воплотить идеал прекрасного человека в полном гармоничности мире, расширяет и обогащает их содержание. Цветовые и звуковые образы подчеркивают поэтичность народной жизни, воплощенной в рассказах М.М. Пришвина, рисуют чарующий, полный жизни мир родной ему природы.
Прослеживая роль цвета в рассказах М.М. Пришвина, можно заметить, что он выполняет несколько функций, служа единой цели – изображению мира через эмоциональное авторское восприятие его.
Звук у писателя – это средство, с помощью которого он передает состояние и настроение природы. Звук помогает более полному изображению пейзажных картин; звук - это «мелодия» самого повествования, которая вместе с цветом и светом создает красивую и красочную картину природы.
Пятый этап – список литературы.
Прекрасная химия
Ветер и Солнце
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Выбери путь
Золотая хохлома