Для меня творчество Александра Сергеевича Пушкина - вечный источник мудрости, восхищения и положительных эмоций.
Честь и долг, дружба и любовь, совесть и верность пронизывают каждое произведение. Каково моральное значение этих истин в жизни каждого современного человека? И можно ли научиться ценить эти качества, читая произведения А.С. Пушкина?
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_ariny_esse_o_yazyke.docx | 19.61 КБ |
Лобанова Арина , 7 класс
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Эссе
«Современность произведений А.С. Пушкина»
«Так просто о главном...»
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 6 г. Азнакаево» АМР РТ, учитель высшей квалификационной категории Хабибуллина Чулпан Шамиловна
«Так просто о главном...»
Американский эссеист, философ, один из виднейших мыслителей 19 века Ральф Эмерсон подметил актуальность любого вида искусства словами: «Вечная новизна—вот, в чём мера достоинства любого произведения искусства». Каждый неординарный человек, которого я встречаю, превосходит меня, и в этом смысле я могу у него поучиться. Для меня творчество Александра Сергеевича Пушкина - вечный источник мудрости, восхищения и положительных эмоций.
Честь и долг, дружба и любовь, совесть и верность пронизывают каждое произведение. Каково моральное значение этих истин в жизни каждого современного человека? И можно ли научиться ценить эти качества, читая произведения А.С. Пушкина?
Безусловно. С одной стороны, он органически впитал в себя достижения предшествовавшей ему литературы, а с другой, явился гениальным художником – новатором. Душевно разговаривая с читателем, он искренне хочет донести важность этих понятий, вкладывая душу в каждую строку. Еще древние говорили, что совесть «это взлет человеческой души, а истинная честь - внутренняя степень нравственной свободы». «Маленький Саша, братик Марии Гавриловны, хотел быть послушным, дал обещание сестре, и тут же, испугавшись наказания отца, нарушил его, причем нашел себе оправдание. Предательство ведь совершается раз. Как воспринимать эти чувства? Петр Гринёв чуть было не ошибся, приняв офицерские отношения со Швабриным за дружбу. Можно ли назвать отношения между Савельичем и Гриневым дружбой? Преданностью? Отеческой любовью? Как сохранить честь и достоинство, когда надо солгать ради спасения любимой, когда никак не можешь спасти своих казаков от народного гнева, от жестокой расправы пугачёвцев? Любовь или присяга? Сколько проблем решают герои, а их мысли помогают читателю представить себя на их месте и понять, как сложно сделать правильный нравственный выбор. Как сложно и противно двуличному человеку и как нелегко поступить честно благородному человеку, ответить на самые главные вопросы по совести. Меня удивляет то, насколько поэт мог просто сказать о главном…
Читатель любого возраста сможет открыть для себя Пушкина, как верного собеседника. Знакомясь с гением, он поражается увлекательностью и новизной стихотворений и прозы. Все девушки мечтают о милом, красивом и благородном юноше непременно из другого окружения, как и Дуня, дочь станционного смотрителя Самсона Вырина. Как она, имея нежное романтическое сердце, обманула и, по сути, стала причиной смерти отца?
И жить торопится, и чувствовать спешит», - сказано об одном герое Пушкина. Эта строка о моих сверстниках: нам кажется, что любим в первый и последний раз, что можем постоять за себя в любой компании, потому что разбираемся в жизни. Увы. Меня огорчает то, что мои ровесники не читают Пушкина с таким интересом, с каким нужно, чтобы постичь философский смысл его строк. Ведь главный возраст для раздумий, для определения жизненного пути – отрочество. Именно сегодня мы учимся любить добро и ненавидеть жестокость, отличать долг от предательства, искренность от лицемерия. Меня удивило то, что искренняя любовь - это симпатии не только к милому человеку, но и уважение к людям, которые дороги ему.
Противопоставляя Гринёва и Швабрина в «Капитанской дочке», Пушкин помогает понять природу чувств, которые способны изменить наше мировоззрение, суть жизненных ценностей персонажей, сущность их любви. Они антиподы – их мысли, чувства, и даже принципы жизни совершенно противоположны.
На этапе становления личности, усваивая жизненные уроки, мы легче ориентируемся в житейских перипетиях, если видим перед собой идеал. Для меня такой «маяк» - произведения А.С. Пушкина. Очень нравится «Метель». Повесть о том, как случайная встреча, может изменить всю жизнь. Для меня открылось, что метель – это не только природное явление, но и символ смятения, тревоги, двусмысленности ситуации и роковое стечение обстоятельств. Одно мгновение способно изменить жизнь человека. Так произошло с главными героями повести «Метель»: Марией, Владимиром и полковником Бурминым. Благодаря гению Пушкина, раскрывается смысл названия – роковая случайность, «закружившая» судьбы героев. И только святость храма и христианская покорность оберегает героев от жизненных ошибок. И снова Пушкин преподает урок современникам: святость помыслов освящается Верой, и вознаграждены будут верующие. Я считаю, что легче усвоить жизненный урок на примере литературных персонажей, спроецировать ситуацию на художественный образ, постараться ответить на вопрос «А как бы я повела себя в этой ситуации?». Мысли, чувства, эмоции, испытывает читатель, погрузившись в мир пушкинской строки, вечны.
Я поражаюсь тому, что гений Пушкина мог воспарить над временем и пространством. Им были созданы образы вечных красавиц, способных озарить окружение внутренней красотой. Как можно не подражать Марье Гавриловне из «Метели» и Маше Троекуровой из «Дубровского». Нежные героини Пушкина чисты и прекрасны, они могут безошибочно сделать правильный выбор в пользу супружеской верности и глубокой преданности мужу, семье, даже если на другом конце выбора стоят любовь и мечта. И именно это вместе с искренней добротой и способностью любить делает их столь прекрасными. Девушки берегут не только честь, но и душевное спокойствие близких людей. А этого подчас так не хватает в нашей жизни!
Большинство современных писателей хотят подчеркнуть обыденность отношений. Все чаще «красной линией», к сожалению, становится натурализм. Мне кажется, проблематику формирования нравственных основ личности затрагивают и современные писатели, но глубине понимания текста нужно учиться у Пушкина.
Каждое поколение людей стремится развить в своих детях нравственное мировосприятие мира. Любой взрослый видит великого мыслителя в своём ребёнке. Как не затушить огонь юной души и не дать померкнуть нравственному свету? Читать с упоением, с душой, с интересом! Читатель, который прочувствовал внутреннее состояние героев, проникся переживаниями за их судьбу, сможет принять мудрое решение, столкнувшись с серьёзной жизненной проблемой или эмоциональным срывом, и выйти достойно из ситуации.
Я думаю, что Александр Сергеевич писал в минуты вдохновения и раздумий о смысле жизни. Вот в Петре Чаадаеве создан образ патриота, который призывает «гореть» за свою страну и отчизну. Что же воодушевляло писателя на создание шедевров? Конечно же, сама судьба. Он искренне верил в нравственное предназначение поэта. Красноречивый человек может не только поднять народ на революцию, но и донести до потомков.
Честь и долг, в понимании Пушкина, неотделимы от понятия «Родина». Это нравственное стремление человека. В стихотворение «К Чаадаеву» звучат строки: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, друг мой, отчизне посвятим души прекрасные порывы». Значит, душа должна быть открыта для чести, а для того чтобы сохранить честь, нужно исполнить свой жизненный долг перед Родиной. Петру Гринёву – герою произведения «Капитанская дочка» - не позволили принять предложение служить Пугачёву не только долг, но и честь.
Я считаю, что нам, современным подросткам, нужно учиться у Александра Сергеевича дару живого слова. Когда мне бывает трудно выразить свои мысли и чувства, я окунаюсь в близкий всем мир пушкинского произведений, перечитывая их снова и снова. Я удивляюсь тому, что с каждым прочтением открываются новые грани его души.
Александр Сергеевич заставляет читателя любого возраста задуматься. И каждый найдёт ответы на свои вопросы, ведь Пушкин пишет просто… Просто о самом главном.
Серебряное копытце
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Хризантема и Луковица
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Ласточка