Данный проект направлен на речевое развитие младших школьников с использованием малых фольклорных жанров, а именно дразнилок.
В соответствии с ФГОС начального общего образования речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в этом возрасте. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном детстве.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teme_draznitsya_-_eto_horosho.docx | 408.37 КБ |
proekt_po_teme_draznitsya_eto_horosho.pptx | 2.47 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя школа № 29»
Тема проекта: «Дразниться – это хорошо!»
Автор: Горохова Ольга
ученица 1б класса МБОУ «» СШ № 29
Руководитель: Гаврилова М.А.,
учитель начальных классов,
высшей категории
Аннотация
Данный проект направлен на речевое развитие младших школьников с использованием малых фольклорных жанров, а именно дразнилок.
В соответствии с ФГОС начального общего образования речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в этом возрасте. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном детстве.
Актуальность темы проекта связана с тем, что сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее значимостью и ролью в формировании личности. А ничто так не обогащает речь детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества дразнилки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Приобщая детей с самого раннего возраста к народным истокам, мы воспитываем в них личность и уважительное отношение к национальным традициям как общечеловеческой ценности.
Материалы данного проекта могут быть полезны как детской, так и взрослой аудитории.
В доступной для детей форме в проекте раскрыты виды дразнилок, их смысловая направленность, отображены факты использования в дразнилках устаревших слов, слов, изменивших свою семантику.
Предложенные в проекте приёмы использования дразнилок, направленные на развитие звуковой культуры речи детей, могут быть использованы учителями и родителями школьников.
Результатом проекта являются:
Паспорт проекта
Название ДОУ | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 29» |
Тема проекта | «Дразниться – это хорошо!» |
Образовательная область | Ведущая образовательная область - литература. Интеграция образовательных областей - речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
Фамилия, имя автора, возраст | Горохова Ольга, 7 лет |
Руководитель проекта, должность | Гаврилова Марина Александровна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории |
Цель | Формирование новых знаний о дразнилках, об их эффективном влиянии на речевое развитие |
Задачи | Узнать, что такое дразнилки Выяснить, как дразнилки способствуют речевому развитию Презентовать проект сверстникам |
Сроки реализации | Краткосрочный |
Конечный продукт | Книжка-малышка «Олюшкины дразнилки» |
Введение.
Как - то раз на уроке обучения грамоте мы учились правильно произносить звуки. Марина Александровна предложила повторить стишки, один из таких стишков оказался про Ваню. Когда мы стали его рассказывать, Ваня почему-то обиделся. Марина Александровна, конечно, успокоила его, объяснив, что это всего лишь дразнилка, шутка такая и на неё нельзя обижаться, тем более что дразнилки – это наши помощники. Они помогают ребятам правильно произносить звуки, делают нашу речь чёткой и грамотной. Ваня успокоился, а я задумалась. А всё-таки, что такое дразнилки? И как они влияют на нашу речь? Об этом я спросила Марину Александровну, но она улыбнулась и предложила потрудиться и самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Так возникла идея моего проекта.
Цель проекта: Формирование новых знаний о дразнилках, об их положительном влиянии на речевое развитие
Задачи проекта:
Гипотеза: допустим, что детские дразнилки помогают развиваться ребенку.
Проблемный вопрос: действительно ли дразнилка является одним из способов развития речи младших школьников?
При подготовке проекта мною был составлен следующий план работы:
План работы
Этапы работы над проектом:
I. Теоретическая часть.
1.1 Описание работы.
Передо мной стояла очень важная задача – получить как можно больше сведений о дразнилках и рассказать, об этом своим друзьям. Я понимала, что для того чтобы выполнить эту работу, предстоит собрать, изучить и запомнить много информации. Как это сделать? Я стала думать, где же мне найти ответы на вопросы о дразнилках. Мне пришла в голову мысль использовать наши «умные карточки». Такими карточками мы с ребятами пользуемся, когда хотим узнать ответ на какой-то сложный, но интересный вопрос. Недавно с помощью «умных карточек» мы узнали, какие бывают камни! Внимательно рассмотрев их, я выбрала те, которые понадобятся в работе.
Следующий вопрос, который возник у меня – «С чего начать свою работу?» Я подумала и разложила карточки в определённой последовательности. У меня получилась длинная цепочка из карточек – план моих действий, которая означала, что работа предстоит долгая, но интересная. Итак, план проведения исследования составлен. И я готова к поиску информации.
Следующий шаг моего проекта - сбор материала. Я стала действовать по намеченному плану. Чтобы ничего не забыть, я решила делать маленькие зарисовки, писать свои символы – особенные значки, которые означают что-то важное.
Первая карточка «Подумать самостоятельно». Я сосредоточилась и стала вспоминать все дразнилки, которые я знаю. Поразмыслив, я сделала вывод. Дразнилка – это короткий стишок, он почти всегда смешной, в нем есть рифмы – это такие созвучные слова. И ещё дразнилка быстро запоминается. Больше, как я не старалась, так ничего и не надумала и решила действовать дальше по плану. «Спросить у другого человека» - следующий метод исследования и пункт моего плана. Мама всегда мне говорит, что самая мудрая в нашей семье наша бабушка, поэтому я решила спросить о дразнилках у своей любимой бабушки – Зои Ивановны. Бабушка подтвердила мои выводы о том, что дразнилки – это насмешливые короткие стишки. Чаще всего их придумывают сами дети, чтобы над кем-то посмеяться и просто повеселиться. Бабуля рассказала мне о том, что важно понимать: «дразнилка - это не издевательство, и не обидное обзывательство». Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она развивает чувствительность к глупым и смешным ситуациям в жизни. Бабушка поведала мне, что дразнилки бывают разные. Одни дразнилки придумали к именам. Это именные дразнилки. Есть именные дразнилки и для мальчиков и для девочек. Например, дразнилка про меня: « Оля – модница! Сковородница»! Или дразнилка про моего папу: «Володя – Володей! Полна шапка сухарей».
Ещё есть дразнилки про качества характера и поступки человека. Эти дразнилки воспитывают, учат нас быть щедрыми, честными, справедливыми, добрыми и смелыми. Например: «Ябеда-короябеда, солёный огурец. По полу валяется, никто тебя не ест!». Сказав такую дразнилку кому-то, ты сразу даёшь понять, что ябедничать - это плохо. С ябедой не хочется дружить!
Третий вид - дразнилки - поддёвки. Поддевки рассчитаны на простачков, немного глупеньких и невнимательных ребят. Поддевки состоят из вопросов и ответов. Сначала игрок просит повторить за ним слово, затем из диалога получается шутка. Например, показать кому-нибудь бумажку на земле и спросить: «Вон слон?». Если человек нагнется чтобы посмотреть, что это, то ему кричат: «Спасибо за поклон!» Такие весёлые поддёвки мы с друзьями придумываем сами. Получается очень смешно.
А ещё бабушка поведала мне, что дразнилка - это мир небылицы и фантазии, а не отражение реального настоящего мира, именно поэтому она так нравятся детям. Герой дразнилки живет «в другом мире», «в мире небылиц» и часто описывается так, как будто он не является человеком: «Алешка - лепёшка. Мать - картошка». Понятно же, что так не бывает!
Из разговора с бабушкой я узнала, что дразнилки стали придумывать очень давно и даже когда моя бабушка была маленькой девочкой, уже тогда были дразнилки. Большинство дразнилок являются народными, и написаны они, как говорит бабушка, «народным языком», то есть несут в себе культуру нашего народа. Созданный народом язык богат образами, интересными незнакомыми словами, он живой и понятный нам. Бабушка правильно подметила, что в дразнилках есть слова, которые мы сейчас почти никогда не используем, устаревшие слова. Например: «вырублю колоду», «сяду на завалинку», «толстая хавронья». Сейчас мы так не говорим. Я думаю, что дразнилки помогают нам запомнить такие слова, чтобы они совсем не исчезли. Родной язык, по мнению моей бабушки, это наше богатство и мы должны его сохранить, а когда станем взрослыми передать своим детям. Я думаю, бабушка права, её надо слушать и делать, что она говорит!
Задание по карточке «Работа с книгой» оказалась немного сложной для меня, потому что я не всегда понимаю сложные слова из книг, поэтому я обратилась за помощью к своей маме – Светлане Юрьевне. В поисках новой информации о дразнилках мы отправились в городскую библиотеку.
В городской библиотеке я узнала, что дразнилка - один из жанров детского фольклора. Фольклор – в переводе с английского языка означает: народная мудрость, народное знание. Детским фольклором принято называть не только произведения, которые исполняются взрослыми для детей, но и составленные самими детьми. Узнав об этом, я решила придумать свои дразнилки.
Дразнилки существуют не только в фольклорном варианте. Я узнала, что известные детские писатели тоже придумывают дразнилки. Например, в произведениях таких известных писателей как Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, тоже есть дразнилки.
Библиотекарь рассказала мне что дразнилки, считалки, скороговорки
считаются незаменимым материалом для дикционных упражнений. Дикция – это четкое произношение слов и отдельных их частей. Дразнилки развивают чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность речи. Даже известные актёры и певцы проговаривают их перед своим выступлением. Берут орехи в рот, чтобы было труднее говорить и давай тараторить дразнилку или скороговорку. Чтобы продолжить работу над проектом, мы с мамой выбрали в библиотеке несколько книг с дразнилками и с большим удовольствием прочитали их в кругу нашей дружной семьи.
Помощь в работе по карточке «Воспользоваться интернетом» мне оказал мой папа – Владимир Иванович. Изучая историю появления дразнилок, я узнала, что многие современные слова, являющиеся обидными, ранее были вполне обыденными и имели совсем другое значение.
Вместе с папой мы нашли информацию об истории происхождения таких слов, как: дурак, негодяй, олух, болван, лох. Как же я удивилась, узнав о том, что обидное слово «болван» раньше обозначало большой камень или булыжник, а ругательство «дурак» - это всего лишь мужское имя, которое носили даже князья. Подробнее про данные слова указано в (Приложении №1). Папа объяснил мне, что дразнилки помогают нам узнавать значения разных слов, использовать их в своей речи и от этого мы становимся образованнее, а речь наша более грамотной и богатой.
Большим специалистом по теме моего проекта я считаю нашего учителя – Марину Александровну. Поэтому попросила её помочь мне разобраться, как дразнилки развивают нашу речь. Я приступила к работе по карточке «Спросить у специалиста».
От неё я узнала, что дразнилки используются для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Марина Александровна объяснила мне, как это происходит. Оказывается, что ребёнку трудно правильно проговаривать слова с теми звуками, которые он только-только научился произносить. С этим мнением я полностью согласна. Например, когда я уже поняла, как располагать язычок или как вытягивать губы, каждый раз мне приходилось вспоминать об этом, если в слове попадался трудный звук. Было довольно трудно! Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и наш язычок, и губы, и зубы запоминают правильное положение и делают все сами, без усилий со стороны своего маленького хозяина, т.е. автоматически. И вот в этот самый момент дразнилки становятся замечательным помощником в выработке того самого автоматизма. Такие специальные дразнилки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно придумывать и самому. У меня возникла идея придумать для ребят нашей группы именные дразнилки.
Ещё я узнала, что если произносить дразнилки с разным настроением, то будет развиваться интонационная выразительность речи. У нас в группе есть такие ребята, которые говорят очень тихо, так что приходится прислушиваться, а есть наоборот ребята - «крикуны». Вот для них есть другое упражнение. Нужно произносить дразнилки громко, тихо, шёпотом - тогда будет развиваться сила голоса.
Дразнилки можно использовать и для развития чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Марина Александровна часто на уроках обучения грамоте произносит дразнилку и «забывает» закончить. А мы с ребятами подбираем нужное словечко, а потом произносим весь стишок самостоятельно. Иногда даже устраиваем соревнования.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – кошку моем мы в тазу.
Жок-жок-жок – скушай сладкий пирожок.
С помощью таких упражнений ребенок учится понимать разницу между словом и звуком.
Я узнала, что дразнилки, привлекая своей формой, яркими образами, вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой. Я решила проверить так ли это? В этом мне помогла последняя умная карточка – «Провести эксперимент».
II. Практическая часть.
Чтобы выяснить, знают ли ребята из нашего класса дразнилки, я придумала мини-опрос. (Приложение №2).
С Мариной Александровной на уроке обучения грамоте мы провели такой эксперимент. Отрабатывая звук «л», мы с ребятами проговаривали простые слоги (ла-ла-ла, ло-ло-ло). А для звука «р» Марина Александровна подобрала смешные дразнилки. Понаблюдав, я заметила, что ребята оживились, наперебой стали выкрикивать дразнилки, с радостью отвечали на вопросы. Сомнения мои исчезли. Дразнилки помогают нам! Дразниться – это хорошо! С дразнилками учиться правильно, говорить приятней и веселее! Я получила ответы на все свои вопросы. И мне так захотелось поделиться полученными знаниями со своими друзьями.
Конечный результат
Это моё выступление на классном часе перед одноклассниками.
Затем я приступила к созданию моей первой собственной книги. Сочиняла дразнилки для ребят из моего класса. Я подбирала рифмы к именам, старалась правильно составить предложения, чтобы получилось складно. Книжку я решила украсить своими рисунками. По-моему получилось здорово. Ребятам понравилось!
Смотреть (Приложение№3)
Список используемых ресурсов
Приложение №1
История происхождения обидных слов
Дурак. В 15-16 вв. Дурак было распространенным мужским именем. Такое имя носили князья, дьяки, шуты. Достаточно часто это слово использовалось в качестве "приставки" к основному (церковному) имени. Истории известны Князь Федор Семенович Дурак Кемский, московский дьяк Дурак Мишурин. С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии – Дуров, Дураков, Дурнова. Также существует версия, что в древние времена дураками называли самых младших детей. Обычно в русской семье рождалось немало детей. Родители старались не давать им сразу же взрослых имен, реальное имя парень/девушка получали лишь в возрасте 12-13 лет. Поэтому их просто «обозначали» числительными – Первак, Вторак и т.д. Четвертый по счету ребенок – «Другак». Но выговаривать слово было сложно, и «Другака» стали называть «Дурак».
Негодяй. В России в XIX веке рекрутский набор (набор в армию). Кто не годный, здоровье не позволяет, - тот негодяй! То есть в армии не служил – значит ты негодяй!
Зараза. Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза «Какая вы зараза!» означало «Какая вы прелесть, само очарование!»
Олух. Произошло от «волоха» (пастух). Так что если назвали «пастухом царя небесного», это даже комплимент.
Болван – в древнерусском «массивная глыба», «скала».
Подлец в польском языке означало «простой, незнатный человек».
Лох – популярное сейчас словечко. У жителей Севера оно относилось к рыбе – лососю, семге. Каждый год, через крутые каменистые пороги, идет лосось к месту нереста. Отнерестившись, рыба теряет последние силы и изранена, сносится вниз по течению. А там ее уже ждут хитрые рыбаки и берут лоха буквально голыми руками. Со временем «лохом» стали называть человека, которого легко обмануть. Рассчитанные на доверчивых людей «простофиль» образовались слова и выражения: «лохануться», «лохушка», «развести лохов».
Приложение №2
Мини-опрос (в форме интервью)
В результате этого опроса я узнала, что все ребята из нашего класса знают дразнилки. 23 человека – 100% ответили на этот вопрос утвердительно. Но при этом ребята называли разные виды дразнилок.
Диаграмма№1
Дразнилки на качества и поступки человека назвали 13 человек, дразнилки-поддёвки – 7 человек, именные дразнилки назвали – 3 человека.
На второй вопрос: «Используешь ли ты дразнилки в своей речи?» ответы моих сверстников распределились следующим образом.
Диаграмма №2
Частота использования дразнилок в общении с другими детьми
Часто используют -15 человек, используют иногда – 6 человек, никогда не используют дразнилки – 2 человека.
На вопрос: « Дразнят ли тебя? За что?» Все ребята отметили, что их дразнят, когда они сами заслужили. При этом дразнилки связаны с какими-то плохими поступками – хвастовством, ябедничеством, трусостью и жадностью.
Слайд 1
«ДРАЗНИТЬСЯ – ЭТО ХОРОШО!» ПРОЕКТ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 29» Горохова Ольга ученица 1б класса МБОУ «СШ № 29» Г. Нижневартовск 2019г.Слайд 2
Паспорт проекта Тема проекта Образовательная область Сроки реализации Литература «Дразниться – это хорошо!» краткосрочный
Слайд 3
Цель проекта: Формирование новых знаний о дразнилках, об их положительном влиянии на речевое развитие. Задачи проекта у знать, что такое дразнилки; в ыяснить как дразнилки способствуют речевому развитию; п резентовать проект сверстникам. Гипотеза: - допустим, что детские дразнилки помогают развиваться ребёнку.
Слайд 4
Реализация проекта Я составила план действий. Чтобы ничего не забыть, я решила делать маленькие зарисовки, писать свои символы – особенные значки, которые означают что-то важное.
Слайд 5
Карточка «Подумать самостоятельно» Подумав, я сделала вывод: дразнилка – это короткий стишок, он почти всегда смешной, в нем есть рифмы. Дразнилки быстро запоминаются .
Слайд 6
Карточка «Спросить у взрослого» От бабушки я узнала много новой и полезной информации: 1. Дразнилки бывают разные: Именные; на качества характера и поступки людей; дразнилки-поддёвки . 2. Дразнилки стали придумывать очень давно, в них используются «устаревшие слова», которые сейчас почти не используются. 3. Большинство дразнилок являются народными.
Слайд 7
Карточка «Работа с книгой» Я узнала, что известные детские писатели тоже придумывают дразнилки. Например, такие как Агния Барто , Самуил Маршак, Сергей Михалков и др. Библиотекарь рассказала мне что дразнилки, считалки, скороговорки считаются незаменимым материалом для дикционных упражнений.
Слайд 8
Карточка «Воспользоваться интернетом» Изучая историю появления дразнилок, я узнала, что многие современные слова, являющиеся обидными, ранее были вполне обыденными и имели совсем другое значение.
Слайд 9
история прозвищ Дурак В 15-16 вв. Дурак - это распро-страненное мужское имя. Раньше на севе- ре ЛОХ - это о бессилевшая РЫБА , после н ереста в руках р ыбака. Лох В древне- русском БОЛВАН – это « массив- ная глыба », « скала » Болван В XIX веке – НЕГОДЯЙ – это человек, н епригодный по состоянию здоровья к службе в армии . Негодяй
Слайд 10
Карточка «Спросить у специалиста» Марина Александровна рассказала мне, о том что: Дразнилки используются для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Дразнилки развивают интонационную выразительность речи и силу голоса. 3. Дразнилки можно использовать и для развития чувства рифмы. 4. Своей формой, яркими образами дразнилки вызывают у детей положительные эмоции.
Слайд 11
Карточка «Провести эксперимент» Чтобы выяснить, знают ли дети моего класса дразнилки, я провела мини – опрос. Понаблюдала, как влияют дразнилки на настроение детей во время уроков. Сделала вывод: дразнилки вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения.
Слайд 12
« Мини - эксперемент » Виды дразнилок: Частота использования дразнилок в общении с другими детьми
Слайд 13
Результаты проекта Классный час
Слайд 14
Книжка « Олюшкины дразнилки» Сочиняла дразнилки для ребят из моего класса. Я подбирала рифмы к именам, а Марина Александровна немного мне помогала правильно составлять предложения, чтобы получилось складно. Книжку я решила украсить рисунками.
Слайд 15
Книжка « Олюшкины дразнилки»
Слайд 17
Результат проекта Дразнилки развивают интонационную выразительность речи и силу голоса способствуют улучшению произношения звуков и их автоматизации развивают чувство рифмы приобщают к народной культуре вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Сорняки
Без сердца что поймём?
Заяц-хваста
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Крутильный маятник своими руками