Исследовательская работа по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
rok.docx | 48.64 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
Исследовательская работа
«Русский рок:
идея протеста и её языковое воплощение»
Выполнила:
учащаяся 11 класса
Кошелева Наталья Федоровна
Руководитель:
Целяева Вера Васильевна
учитель русского языка и литературы
п.Барашево 2019
Содержание стр
Введение 3-6
Основная часть 7
2.1.Основополагающее значение слова внутри русской рок-культуры 7
2.2 Социокультурные условия возникновения и развития рок – поэзии 8
2.3.Социально-психологические причины возникновения русского рока 8
2.4. Исторические предпосылки возникновения рок – культуры 9
2.5. Источники русского рока 9
2.6 Концептуальный уровень поэтической практики 10
2.6.1.Форма выражения протеста в концепции рок – поэзии 11
2.6.2.Эскапизм как пассивная форма протеста 11
2.6.3.Эстетика вызова как выражение бунтарского начала в рок-поэзии 11
2.6.4.Эстетика безобразного 11
2.6.5. Ирония 12
2.7. Темы рок – поэзии 13-14
2.8.Семантический потенциал художественной формы рок – текстов 15-17
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение
Исторически рок развивался из соединения музыкального начала и разных направлений в музыке с текстами, наиболее полно отражающими жизненную реальность людей, прежде всего молодёжи. Культура рока является феноменом, который возникает в социоэкономическом контексте, определенном, прежде всего переменами в обществе и переоценкой ценностей, происходящих в обществе.Не секрет, что рок-культура пришла в нашу страну с запада, но отличается тем, что в западном роке основной является музыкальная составляющая, а в русском – текст.
Рок-поэзия возникла в России в начале 70-х гг. 20 века и сформировалась как особая разновидность русской поэзии, имеющая свою историю развития, условия существования и свои эстетические взгляды.
В отечественном роке в середине 1970-х гг. складывается Московская школа, а первыми авторами становятся А.Макаревич («Машина времени»), К.Никольский, А.Романов («Воскресение»). В конце 70-х гг. возникает Ленинградская школа, представителями которой являются М.Науменко, Б.Гребенщиков («Аквариум»), В.Цой («Кино»), А.Башлачёв, К.Кинчев («Алиса») и Ю.Шевчук («ДДТ»). Чуть позже, в середине 1980-х гг. о себе заявляют Свердловская (Уральская), представители – В.Бутусов («Наутилус Помпилиус»), И.Кормильцев, и Сибирская, представители – Е.Летов («Гражданская Оборона»), Я.Дягилева, школы. Все они отличаются друг от друга типом лирического героя, проблематикой, отношением к культурному контексту.
Научный интерес к феномену рок-культуры возник у отечественных исследователей примерно с середины 1990-х гг.; различные аспекты молодежной рок-субкультуры рассматривали социологи, психологи, философы, культурологи, музыковеды и др. В это же время объектом исследования становится вербальная составляющая рок-культуры, т.е. рок-поэзия. В современном роковедении понятие «рок» разработано в 3х аспектах:
1) формальная сторона явления – это жесткий, четкий ритм, мощный звук; воплощение на сцене феерического, магического шоу; культура, возникшая и сформировавшаяся в пространстве андеграунда;
2) содержательная сторона понятия – это, прежде всего, слово, наполненное экзистенциальными смыслами, романтическими идеями, ярко выраженная гражданская позиция, противостояние посвященного героя и безликой толпы;
3) синтез формы и содержания понятия, позволивший стать русскому року мировоззрением целого поколения, состоянием души и полем зарождения новых мифологических и мифобиографических конструкций.
Исследователи выделили следующие отличия рок-поэзии от традиционной литературной поэзии:
1.Рок-текст – это поэзия не целого произведения, а ключевых фраз, которые в сочетании с музыкой дают некую цепочку образов, воспринимаемых слушателями и дополняемых их собственной фантазией. Фразы могут не иметь логической связи, но их объединяет эмоциональное состояние, которое исполнитель проецирует на слушателя.
2.Для понимания рок-поэзии необходимо учитывать звучащий текст. Это объясняется тем, что в печатном варианте он теряет свои основные характеристики – интонацию, темпоритм, скрытые паузы, а также некоторые дополнительные смыслы.
3.Иногда оказывается невозможным рассмотрение отдельного рок- произведения в отрыве от личности автора и его творчества в целом.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно рок – музыка отражает взгляды на довольно острые проблемы окружающего мира, переживания, а именно это отличает ее, например, от поп – музыки, как правило, безразличной к политике и общественной жизни.
Специфика рок-поэзии связана с психологическими особенностями молодого возраста рок-поэтов, а также творческий максимализм и установку на тотальное противостояние обществу.
Научно-практическое значение заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения рок-поэзии, а также при разработке внеклассных мероприятий.
Цель исследования:
приблизиться к осмыслению рок-поэзии как феномена в единстве его прагматического,концептуального и формо-содержательного наполнения.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1.Вскрыть социокультурную специфику рок-поэзии, для этого проанализировать исторические и социопсихические предпосылки и особенности возникновения и бытования рок-культуры, охарактеризовать источники, повлиявшие на русский рок, показать своеобразие функционирования рок-культуры в обществе.
2.Выявить идейно-мировоззренческую направленность рок-поэзии, очертив ее основные концептуальные установки.
3. Рассмотреть ведущие темы и мотивы рок-поэзии, осмыслить специфику их воплощения в рок-поэзии, охарактеризовать новаторство рокеров в претворении тех или иных тем и мотивов.
4. Изучить особенности художественной формы рок-поэзии, рассмотреть корреляцию формы и содержания, определить индивидуальные языковые вариации некоторых рок-поэтов.
Гипотеза:
Язык протеста в произведении поэтов русского рока нельзя рассматривать в отрыве от традиций русской классической поэзии. Гражданская лирика Пушкина, Некрасова, поэтов «серебряного века» заложила традиции определенного языкового социально-политического протеста. Рок-поэты последовали этим традициям в своем языковом воплощении. Объектом исследования является русская рок-поэзия 1970-1990 годов, рассматриваемая с учетом своего социокультурного бытования. Предмет исследования – социокультурный (прагматический), концептуальный и формо-содержательный аспекты рок-поэзии в их взаимодействии.
Новизна работы обусловлена ракурсом исследования, т.е. нет работ, посвященных исследованию особенностей языка текстов именно современных рок-групп.
Основная часть
2.1.Основополагающее значение слова внутри русской рок-культуры
Исторически рок развивался из соединения музыкального начала и разных направлений в музыке с текстами, наиболее полно отражающими жизненную реальность людей, прежде всего молодежи. В Советском Союзе эти изменения были особенно значительными. В соответствии с ними тексты русского рока, отражающие в первую очередь социальные, этические и моральные темы, начинают играть большую роль, чем на Западе. Многочисленные русские источники указывают на важное значение слова для национальной рок-культуры. В качестве примера здесь можно привести слова рок-певца и поэта Ю. Шевчука: «Наш российский рок-н-рол родился из протеста, но стал искусством только благодаря трепетному отношению к слову. Именно язык вытащил мелодию». В целом же авторскую песню (так же как и рок-тексты) отличают следующие языковые особенности:
-развернутая метафора
-одна и та же картина проходит через все стихотворение, исполняемое стихотворение не должно быть слишком сложным. Смысл метафоры должен раскрываться сразу.
2.2 Социокультурные условия возникновения и развития рок – поэзии
Анализ рок-текстов и выделение в них специфических черт, которые являются общими для системы рок-поэтики в целом, следует проводить с учетом социокультурных факторов бытования рока. Здесь следует рассматривать исторические, культурные и психологические предпосылки возникновения русской рок-культуры, обосновывать взаимосвязь между психологическими особенностями молодого возраста и поведенческой и творческой практикой рокеров, рассматривать влияние различных источников на русский рок.
2.3. Социально-психологические причины возникновения русского рока
В рок-поэзии фокусируется специфика социальной и психологической адаптации молодых людей, специфика формирования мировоззрения и жизненной позиции. Рассмотрение рок-культуры в свете этих категорий позволило выделить общие тенденции взаимодействия представителей молодого поколения с социокультурным сообществом. Актуальность изучения механизмов вживания творческих молодых людей в культурный социум состоит в возможности понять и объяснить те или иные темы, мотивы творчества и модели поведения, а также концепцию творчества в целом. Это стремление понять и объяснить важно, так как молодежные субкультуры с неизбежностью будут возникать при новых условиях и в новых культурных формациях.
Особенности возраста молодых людей обусловили определенную энергию поведенческой и творческой практики рок-поэтов, максималистскую настроенность, установку на противостояние (в первую очередь – миру взрослых, во вторую – всему миру вообще), установку на объединение в круг «своих», поисковую активность, не ограничивавшуюся допустимыми сферами любопытства. Особенности молодого возраста обеспечили ряд тем рок-поэзии: тему любви, тему войны и борьбы, мотив самоопределения и поиска интересных для себя сфер, мотивы вина и наркотиков.
2.4. Исторические предпосылки возникновения рок - культуры Одной из главных причин, мотивировавших появление и существование русского рока именно в том виде, в котором он выделился как заметный культурно-поэтический феномен и занял свое место в историко-культурном процессе, была определенная историческая ситуация, эпоха «застоя» во всем, отсутствие информации и доступа к ней, убогие культурные формы, насажденные «сверху», идеология, приветствовавшая атеизм и подчиненность единообразным нормам советского сознания.
Развитие науки и техники также предопределяет возникновение новых видов искусства, увеличивая возможности творческого эксперимента. Рок в Союзе начал развиваться ускоренными темпами, когда стали доступны электромузыкальные инструменты и музыкальная записывающая техника. Особенности существовавшей поэтической ситуации наложили свой отпечаток на рок-поэзию.
Для понимания рок-поэзии как феномена не менее важны различные культурные и мировоззренческие источники рок-поэзии.
2.5. Источники русского рока
На русский рок оказала влияние вся национальная песенная и поэтическая культура. Русская рок-поэзия практически сразу обогнала западную рок - поэзию, а с течением времени ушла далеко вперед по глубине концепции, по богатству и разнообразию содержания, по семантическому потенциалу художественной формы.
Западный рок, возникший на два десятилетия раньше, подтолкнул развитие русского движения протеста в направлении музыкально-поэтического искусства с использованием шоу. Русский рок воспринял некоторые западные идеи. В их числе идеи протеста против благопристойного общества, для которого важны условности поведения и социальные ценности – карьера, деньги. Запад познакомил русских молодых людей с движением хиппи, позднее – с растафарианством.
Пересечения рока с отечественной авторской песней обнаруживаются в синтетической форме бытования этих направлений: поиске вечных ценностей, решении этических проблем, уходе от реальности в мир природы, в мечту. В рок-культуре мы находим следы воздействия многих явлений мировой и отечественной культуры и литературы. Рок-поэзия оказалась подвержена влиянию таких художественных направлений, как романтизм, поэзия Серебряного века, классический авангард и поэзия ОБЭРИУ.
История русского рока представляет осмысление места рок-культуры в историческом пространстве. Коренные свойства русского рока – правдивость и искренность, поэтому многие тексты рок-поэзии летописны. В рок-текстах «прочитываются» реалии советского времени, состояние общества 70-х – 90-х годов, детали жизни и быта молодого поколения.
2.6 Концептуальный уровень поэтической практики и авторские стратегии рокеров
Рок-стихотворение невозможно без своей концепции, то есть без сгустка смысла, совокупности ценностей и идей, которые обеспечивают содержательную глубину произведения.
Для рок - культуры как движения молодых людей важно обнаружение своего «я» в культурном и жизненном пространстве. Выразителем авторского самоопределения становится лирический герой. Он, выражая стратегию рок-движения, может быть анархистом, бунтарем, а может быть и пассивным наблюдателем, недовольным мироустройством, но не всегда надеющимся его изменить. Противопоставление себя миру является ведущей характеристикой лирического «я» рок-поэзии.
2.6.1.Форма выражения протеста в концепции рок - поэзии посвящена исследованию различных форм выражения протестного сознания рок-поэзии. Протест может иметь форму внутреннего конфликта (внутренний кризис, поиски смысла жизни, выбор ценностей), внешнего конфликта (конфликт отцов и детей, недовольство страной, политикой, культурой, общепринятыми ценностями), а может не иметь форму конфликта, а просто утверждать свою правду, выражать свои чувства и мысли.
2.6.2.Эскапизм как пассивная форма протеста. Это создание фантастического мира или параллельной реальности, внимание к другим религиям и философским мировоззрениям, уход в область подсознательного с помощью различных средств. Это область экзотики, интерес к Востоку, обращение к народному творчеству, интерес к сфере необъяснимого. Взгляд на безумный мир сквозь призму абсурда есть мудрый ход в жизненной игре, парадоксально сохраняющий здравый смысл. Безумие интересно для рок - поэтов еще и потому, что оно позволяет говорить любые вещи, в том числе не приемлемые для социума, но важные для поэта.
2.6.3.Эстетика вызова как выражение бунтарского начала в рок-поэзии исследуются проявления бунта, протеста против норм, правил, против взрослых и их условностей, против сверстников, враждебных рок-музыкантам («мажоры», «люберы», «гопники»), против официоза, против конформизма во всех сферах жизни, против лжи и фальши, против бездуховности окружающей среды, против дисгармоничности мироустройства.
2.6.4.Концепции открытого протеста адекватна эстетика безобразного. Область безобразного, «низкого», этически и эстетически неприемлемого востребована рок-поэзией с разными целями. Одна из них – желание правдиво отображать действительность, не оглядываясь на негласно принятый публичный тон. Другая цель использования «безобразных» деталей, образов, лексики, напротив, рассчитана на публику, которую рок - поэту хочется шокировать. Иногда этот эпатаж не имеет под собой никаких оснований, кроме юношеского максимализма, желания обратить на себя внимание. Но чаще эпатаж, «безобразное» в концепции рок - поэзии выполняет функцию рупора, позволяющего громко, во всеуслышание, заявить о чем-то принципиально важном для рок-поэта. Так рок - поэты протестуют против войны, смерти, безнравственности.
2.6.5. Концепция протеста обусловила ироничное отношение рок-поэтов к реальности. Ирония исследует специфику воплощения ироничного сознания в поэтической практике. Ирония для рок-поэтов – это способ высказывания своей точки зрения, возможность мнимым согласием выразить истинное отношение. Ирония – это средство относиться насмешливо или отстраненно к действительности и к самому себе.
Существуют источники «чужого слова» в рок-поэзии (среди них автотекст, тексты рок - поэтов, русских и западных, авторская песня, в частности, песни Высоцкого; произведения классической и советской литературы, образы и символы мировой культуры, западные и восточные культурные и духовные формации, фольклор и Библия) и функции цитат в рок-текстах - Стратегия обращения к «чужому слову- в концепции рок-поэзии»).Так, советское поэтическое, культурное и языковое наследие является для рок-поэтов платформой отталкивания, а потому переосмысливается иронически или саркастически: «Сняла решительно наброшенный пиджак. / Все остальное – дело нескольких секунд. / Сказала: "Гитлер, ты мне муж, но ты мне враг. / Ты нехороший, и теперь тебе капут!» (Г. Самойлов «Последний подвиг Евы Браун»).
Практика обращения рок-поэтов к Библии в поисках духовного оплота и смысла жизни имеет целью показать существенность духовных исканий для рок-поэтов, в том числе в связи с особенностями советской идеологии. Несколько десятилетий атеизма углубили духовную пустоту русского самосознания. Заполнение этой пустоты не было продуктивным, и рок-культура невольно взяла на себя функции духовного концентрата, позволяющего существовать в пространстве бездуховности. Христианство, Библия, вера являются сферами, в которых рок-поэты ищут свою нравственную и духовную основу. «Мы все поем о себе, / О чем же нам петь еще? / Но словно бы что-то не так, / Словно бы блеклы цвета, / Словно бы нам опять не хватает тебя, / Серебро Господа моего» (Б. Гребенщиков «Серебро Господа моего»).
Фольклор как источник творческих решений рок-поэтов .
Рок-поэзия сходна с фольклором. Сходство обнаруживается в общих темах и мотивах, в схожем плане выражения. «Егоркина былина» А. Башлачева является показательным примером множественных схождений рок-поэзии с фольклором: «Как сидит Егор в светлом тереме, / В светлом тереме с занавесками, / С яркой люстрою электрической, / На скамеечке, крытой серебром, шитой войлоком, / рядом с печкою белой, каменной, / важно жмурится, ловит жар рукой». Стилизация под фольклорное произведение востребована многими рок-авторами (О. Арефьевой, А. Башлачевым, Б. Гребенщиковым, Д. Ревякиным, А. Хвостенко).
2.7. Темы рок – поэзии
В рок-поэзии обнаруживается большинство тем и мотивов мирового искусства.
Тема творчества, поэта и поэзии демонстрирует претворение темы творчества в рок-поэзии. Творчество для рок-поэтов является предопределением, даром свыше, подчас долгом, жгущим изнутри, приносящим боль и страдания. Вопрос выбора – творить или не творить – решается однозначно в пользу созидания: «Так значит жить и ловить это Слово упрямо, / Душой не кривить перед каждою ямой, / И гнать себя дальше — все прямо да прямо, / Да прямо — в великую печь!» (А. Башлачев «Тесто»).
Тема нравственного выбора прослеживает стратегию решения этических вопросов рок-поэтами. Выводом поиска моральных установок становится обращение к вечным нравственным ценностям: Родина, добро, честность, правдивость по отношению к себе, к своему долгу ), вера.
Тема любви подвергается серьезному осмыслению в поэтике Арефьевой, Башлачева, Гребенщикова. Представление темы любви соответствует концептуальной установке рока на искренность, исповедальность: «Мне надо было пройти весь этот путь, / Чтобы плакать кожей – беги, как от огня, / Бойся меня, ты заплачешь тоже, / У тебя со мной слишком много меня!» (О. Арефьева «Сделай что-нибудь»).
Тема смерти исследуются многообразные воплощения этой темы в рок-поэзии. В произведениях некоторых рок-поэтов (например, в стихотворении Б. Гребенщикова «Корнелий Шнапс»). С другой стороны, в стихотворениях рок-поэтов обнаруживается концепция смерти как обновления, как залога новой жизни. Внимание к теме смерти отчасти обусловлено поисковой активностью молодежи, интересом к неприемлемым для обыденного употребления темам, любопытством к неосвоенным областям поэтической действительности. Эволюция темы смерти в творчестве рок-поэтов отражает их взросление и показывает непрестанный интерес к этой теме, связанный уже не с психологическими особенностями молодого возраста, а со спецификой самой темы, таящей в себе глобальные ресурсы для поэтического освоения мира.
Мотив времени авторов приводит к различным творческим результатам, среди которых выделяется представление времени как категории, идущей вразрез с общепринятой философской системой. Время получает многообразные характеристики: оно способно сжиматься, растягиваться, рваться, иметь физические параметры – запах, вкус, форму и т. д. Обыденное представление о времени расширяется в стихах рок-поэтов за счет особенностей поэтического видения поэта.
Особенности воплощения мотива пути в рок-поэзии мотив дороги, пути связаны с концепцией рока, с его протестом, социальностью, вниманием к судьбе Родины. Часто мотив пути используется в качестве метафоры, подразумевающей жизненный путь лирического героя. В некоторых стихотворениях дорога символизирует исторический путь России («Этот поезд в огне» Б. Гребенщикова).
Новаторство рок-поэзии в воплощении мотива сна заключается во внимании ко сну как к самостоятельной реальности, допускающей наличие (и появление во сне) неопознанных сил – сверхъестественных, божественных, сил судьбы. Сон в рок-поэзии – не только физиологический процесс, за счет которого можно выразить любые повороты своей творческой фантазии, но возможность соприкосновения с неясными внешними силами, возможность понимания нигде не обозначенных законов мироздания.
2.8. Семантический потенциал художественной формы рок – текстов
Практически все темы и мотивы рок-поэзии соответствуют установкам рока на искренность при отображении действительности, на глубокое осмысление бытия и своей роли в этом мире, на собственное видение жизненных явлений и закономерностей. Система тем и мотивов отображает основные ценности рок-поэтов. Среди них оказываются любовь, творчество, желание самовыражения, чувство ответственности за свою жизнь и за все, что предстоит в ней сделать (отсюда строгость к себе, к своему творчеству в творчестве Арефьевой, Башлачева, Гребенщикова, Шевчука), неприятие политического насилия (войн, террора, тоталитаризма), требовательное отношение к себе и к обществу (неприятие неустроенного быта, пошлости, пьянства, мелочности, суетности, боязни выпасть из толпы). Рок-поэзия есть пример выразительной, эстетически действенной, внимательной к звуку и слову поэзии.
Обостренное внимание рок-поэтов к возможностям художественной формы связано с желанием задействовать все уровни языка в выражении смысла.
Фонетический уровень языкового выражения соответствует рок-стихотворению, предназначенному для восприятия на слух. Фонетический пласт языка для звучащей поэзии является дополнительным средством создания мелодичности на уровне слова. Фонетический уровень представляется рок-поэтам пространством эксперимента, позволяющего выявить скрытую энергию звука и трансформировать ее в материал, обладающий силой воздействия на воспринимающее сознание, создающий дополнительные смыслы: «Яблоко, я бы любила тебя, / Да около лба блеск алого ока неба, / Не было в нем белых голубей – / Бей, алиби обеспечил палач» (О. Арефьева «Смерти нет») Игра рок-поэтов со звуками позволяет сопоставить их творчество с творчеством авангардистов первой трети ХХ века, прежде всего В. Хлебникова. Верчение звуками, выделение новых смыслов за счет звуковых ассоциаций, составление новых– эта работа отличает отдельные стихотворения Арефьевой, Башлачева, Гребенщикова, Ревякина, Шевчука.
На уровне словообразования обнаруживает способность рок-поэтов к смелому словотворчеству, позволяющему найти сходства разных предметов и явлений. А. Башлачев создает окказионализмы и новые фразеологизмы на базе имеющихся, стягивая в одно словесное образование значения разных слов, добиваясь тем самым максимальной смысловой плотности. Самыми богатыми на словотворчество поэтами оказываются Башлачев и Ревякин. Следует, однако, здесь же отметить «женскую» рок-поэзию Арефьевой, а также Арбениной и Сургановой из группы «Ночные снайперы». Их окказионализмы являются естественным материалом для выражения эмоций на пределе, когда существующей лексики оказывается просто недостаточно. Специфика лексического строя рок-поэзии раскрывает Лексический уровень Активный протест обеспечивает наличие агрессивных языковых средств: грубой, резкой, сниженной лексики. Року как молодежной субкультуре присуще использование сленга.
Синтаксис рок-поэзии может быть специфичен, если это связано с каким-либо идейным заданием стихотворения, например, средствами синтаксиса передать особенности речи героя – представителя народа. Рок-поэтами востребованы фигуры синтаксической стилистики. Это анафора, зевгма, инверсия, эллипсис и др.
Языковое богатство некоторых рок-поэтов (Арефьева, Башлачев, Гребенщиков, Ревякин) не может быть выражено только привычными художественными средствами. Для них характерны алогизмы, в частности, оксюмороны. Эпитеты и сравнения, используемые рок-поэтами, также могут выглядеть странно, абсурдно в пространстве читательского ожидания. Сюжетно-композиционная структура рок-произведения не отличается жесткой закрепленностью за музыкой, а может соответствовать моделям лирического стихотворения, может приближаться к драматическим или эпическим особенностям сюжетно-композиционного строя, может иметь песенную форму, может заимствовать фольклорные приемы композиционной и сюжетной организации. Принцип контраста ложится в основу композиции многих рок-произведений и обусловлен, в том числе, установкой рока на протест и на отталкивание от неприемлемых позиций.
Заключение
Системное исследование рок-поэзии позволило говорить о специфике каждого уровня поэтической системы рока и их глубокой взаимосвязи и взаимообусловленности. Выявление ценности как отдельного поэтического произведения, так и авторского вклада в целом позволяет обосновать место рок-поэзии в русской литературе и доказать законность определения рок-текстов как поэзии.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в следующем: каждый из нас на примере творческой деятельности рок- групп должен осознавать свою причастность к происходящим в своей стране политическим событиям, быть готовым защитить свой народ от произвола и беззакония.
Я считаю необходимым на уроках русского языка и литературы, музыки и внеклассных занятиях прививать ученикам чувство патриотизма, любви к родному языку, литературе, формировать умения разбираться в музыке, отделять просто модные «шлягеры» от действительно глубоких музыкальных и поэтических произведений.
Список использованной литературы
1. Дидуров А. Солдаты русского рока. М., 1994.
2. Иванов Д.И. Рок-альбом 1980-х годов как синтетический текст: Ю. Шевчук "Пластун" : диссертация к.ф.н. : - Иваново, 2008
3. Интервью Виталия ДубининаИнтернет-журналу «Лента.ру» 5 ноября 2010г
4. Интервью Александра Елина Интернет-журналу «Утро. Ру» 26.06.2002 г.
5. Машнина Е. Е. Традиции авангарда в русской рок-поэзии / Е. Е. Машнина // Дергачевские чтения-2004. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы всеросс. науч. конф., Екатеринбург, 2 – 3 октября 2004 г. / Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – С. 254–258.
6. Машнина Е. Е. Оппозиция столица – провинция в поэзии А. Башлачева / Е. Е. Машнина // Культура провинции: материалы междунар. научнопрактич. конф., Курган, 22-24 апр. 2005 г. / Кург. гос. ун-т. – Курган, 2005. – С. 91–93.
7. Машнина Е. Е. Некоторые особенности уральской рок-поэзии (на примере песен группы «Наутилус Помпилиус») / Е. Е. Машнина // Литература Урала: история и современность: сб. статей / УрО РАН; Объединенный музей писателей Урала; Изд-во АМБ. – Екатеринбург, 2005. – С. 340–349.
8. Чебыкина Е. Е. Аргументы в пользу включения рок-поэзии в школьную программу по литературе: взгляд литературоведа / Е. Е. Чебыкина // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской Академии образования. – Екатеринбург, 2007. – С. 140-148. Статьи:
9. Чебыкина Е. Е. Специфика обращения рок-поэтов к фольклору / Е. Е. Чебыкина // Литература в контексте современности: материалы III междунар. научно-методич. конф., Челябинск, 15-16 мая 2007 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2007. – С. 42–45.11.
10.Шидер Михаэль«Язык русского рока» // Русская рок-поэзия: текст и контекст:Сб. науч. тр. – Тверь: Твер . гос. ун-т, 2002. – Вып.6. – с. 173
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Как нарисовать лимон акварелью
Почта
Разноцветное дерево
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ