Исследовательская работа по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
govoryashchie_familii.docx | 43.51 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
Исследовательская работа
Говорящие фамилии в творчестве писателей XIX века
Выполнила:
учащаяся 9 класса
Шестова Ангелина Александровна
Руководитель:
Целяева Вера Васильевна
учитель русского языка и литературы
п. Барашево 2020
Оглавление
Появление фамилий - это загадочный и сложный исторический процесс: сложно объяснить, почему именно в этот век появилась фамилия, а не двумя веками раньше или позже. Если говорить о полезности фамилии, то её можно сравнить с появлением письменности и разговорной речи. Первые фамилии упоминаются в летописях, в 10 веке их стали носить в Италии. Затем фамилии постепенно стали появляться в 11 веке у граждан Франции, потом перекочевала в Англию, Германию. Как только появилась фамилия, то она стала достоянием только знати. Сила фамилии была очень велика, передаваясь от отца к сыну, как реликвия, она могла помочь обедневшему роду возродить былое богатство. Фамилия передаётся по наследству. Фамилия – активный художественный прием, которым часто пользуются писатели. Как известно, в художественном произведении ничего случайного нет. Поэтому неслучаен и выбор фамилий персонажей в рассказах. Для того чтобы проникнуть в замысел писателя, читать более глубоко, необходимо проанализировать в литературном произведении детали, каковыми и являются «говорящие» фамилии. Фамилии героев несут большую художественно-смысловую информацию. А может так быть, что фамилия влияет на формирование характера человека, способствует становлению его как сильного, уверенного в себе человека, или, наоборот, провоцирует развитие замкнутости, одиночества, слабости, неуверенности в себе? Поиск ответа на данный вопрос для меня стал актуальным и необходимым. Считаю, что о роли «говорящих» фамилий в художественных произведениях и выводов о влиянии фамилии на судьбу человека совсем немного исследований. Я решила исследовать : какова роль «говорящих» фамилий в художественных произведениях , как фамилия влияет на формирование характера человека Актуальность темы очевидна. Объект исследования: степень влияния фамилии на судьбу человека, на формирование черт характера человека. Предмет исследования: «Говорящие фамилии» Работая над данной темой, я поставила следующую цель: определение степени влияния «говорящей» фамилии на судьбу человека, на формирование черт характера человека. Достижение поставленной цели предполагаю решить через следующие задачи: 1. Изучить историю возникновения фамилий. 2. Познакомиться с различными теориями происхождения фамилий. 3. Познакомиться с произведениями, в которых встречаются герои с «говорящими» фамилиями, и доказать, что «говорящие» фамилии являются активным художественным приёмом в творчестве писателей. 4. Выяснить, способны ли «говорящие» фамилии повлиять на формирование черт характера человека. Я выдвинула гипотезу: Фамилия всегда влияет на характер и поведение человека; В процессе работы использовались следующие методы: 1) Работа над текстами рассказов А.П. Чехова, произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя, Д.И.Фонвизина, А.С. Грибоедова. 2) Изучение критической литературы по данному вопросу. 3) Работа со словарями. 4) Систематизация собранного материала. Источники работы: - произведения А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова; - словарь В.И. Даля; - труд А.М. Селищева «Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ»; - Азарова Н.М. Пособие по русской литературе XIX века; - Интернет-ресурсы. Данную литературу для изучения выбранной темы считаю необходимой, так как она представляет интерес и значима для освещения вопроса и с научной точки зрения, и с художественной. Глава 1. История возникновения фамилий Собственные имена давно привлекали внимание ученых. Их возникновение , история , различные преобразования, распространение, назначение изучают историки, литературоведы, психологи, этнографы, географы, но больше всех – языковеды. . К собственным именам относятся имена как реально существующие, так и имена, созданные фантазией человека, имена и фамилии персонажей фольклора и художественной литературы. Фамилия (лат. familia — семья) — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье. Слово «фамилия» — латинского происхождения. В Римской империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов. Похожий смысл это слово позже имело достаточно долго в Европе и в России. Первые русские фамилии встречаются в документах, относящихся к XV веку. Слово «фамилия» внедрилось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Когда в России пало крепостное право, перед правительством встала серьезная задача — дать фамилии бывшим крепостным. Но процесс шел медленно, и нередко люди продолжали обходиться без фамилий. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом». Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода, в XIV—XV вв. приобретали фамилии московские удельные князья и бояре. До середины XIX века большинство населения центральной России фамилий не имело. У различных общественных групп официальные фамилии появились в разное время. 1) В 14-15 веках первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре. 2) В 16-18 веках складываются фамилии дворян. 3) В 17-19 веках появляются фамилии у торговых и служащих людей. 4) В 19 веке складывались фамилии русского духовенства. 5) В конце 19 века самая многочисленная часть русского населения – крестьянство – стала получать фамилии, продолжалось это до 1930-х годов. Глава2.Теории происхождения фамилий.
По способу образования все фамилии можно разделить на: - «географические» (например, Вяземский, Ростовцев); - «профессиональные» (например, Сапожников, Швецов); - отымённые (например, Гришин, Васильев); - по прозвищу (например, Аксаков, Бунин); - искусственно образованные (например, Равинский, Фивейский). Не просто порой бывает узнать и объяснить значение той или иной фамилии. Иногда кажется, что фамилия простейшая, но за ней, за этой фамилией может скрываться любопытнейшая тайна, которую, как оказалось, не так легко раскрыть. Помочь в разгадке нам может наука этимология, изучающая происхождение слов 2.1.Теория Селищева
Классификацию «личных имен и прозвищ, от которых образованы затем фамилии», провел А. М. Селищев в своем незаконченном труде «Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ». Селищев намечает следующую группировку имен и прозвищ по значению основы. 1. Обстоятельства появления нового члена семьи: Гость, Ждан, Лишний, Любим, Меньшой, Найден, Неждан, Нелюб, Ненадобный 2. Профилактика: Беда, Бедняга, Горемыка, Мертвец, Мертвый, Могила, Неудача. 3.Семейные отношения: Весна, Весняк, Вечорка, Внук, Второй, Выродно, Девятый, Десятка, Зима, Зять, Лето, Суббота, Тетка 4.Внешний вид, физические недостатки: Безпальчик, Безгуб, Бледный, Великан, Великий, Гнилозуб, Горбун, Конопатко, Косой 5.Свойства: Безсон, Блудило, Богатырь, Веселой, Гордой, Дармоед, Друг, Злоба, Левша, Молчан, Немой, Сила, Храпун, Честнейший, Важный Наряду с приведенными группами можно выделить еще ряд групп, например: 1.Имена по конкретному географическому объекту: Байкал, Балка, Бугор, Волга, Вологда, Деревня, Донъ, Дорога, Дорожка, Дунай, Елец, Кострома, Набережный, Самара, Суздалъ, Татарка, Тверь, Тула, 2.Абстрактные понятия: Дух, Душа, Мир, Образец, Образчик, Правда, Правдик. Слава 3.Культура, творчество: Азбука, Былина, Запись, Музыка, Сказка, Слово 4.Природные, стихийные явления: Гроза, Гром, Зарево, Заря, Поле, Роса, Туча 5.Языческие верования: Русалка, Черт, Бесов, Леший Человек мог получить имя или прозвище на основании самых различных обстоятельств, внутренних и внешних качеств. Древнеславянские имена характеризуют дохристианское общество с различных сторон: его социально-экономического состояния, классовой, профессиональной структуры, а также на уровне народной психологии (религия, искусство, народные забавы). Глава 3. Фамилии в литературе Порой одной из сложных задачей перед писателем стоит выбрать фамилию для своего героя. В отличие от реальной жизни, где она просто передаётся «по наследству», здесь автор выступает в роли «судьбы», определяющей всю жизнь персонажа, а вместе с тем и то, как его зовут. Наряду с назывной функцией собственные имена персонажей нередко отражают характер своих носителей, т. е. подчеркивают какие-то свойства личности. Такую функцию в жизни в прошлом часто выполняли прозвища: Плакса, Змея; впоследствии они перерастали в фамилии: Плаксин, Змиев. В художественном произведении собственные имена выполняют не только опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску. Писателю необходимо как-то обозначить персонажа, и это легко сделать, наделив его именем. Например, мастера сатиры, стремясь заклеймить отрицательные образы, подбирают такие имена, которые с самого начала изобличают низменную сущность, низкий общественный «рейтинг» этих персонажей. Все это играет значительную роль в создании обобщенного образа сатирического типа.
Глава 4. «Говорящие» фамилии и их роль в стилистическом образе художественного произведения Выдуманные имена, прозвища, названия титулов в качестве средств типизации оказывают неоценимую помощь писателям, которые используют их как самые значительные средства типизации. В художественном произведении собственные имена выполняют не только номинативно-опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску. В русской литературе объектом рефлексии собственные имена как особый лексический разряд впервые стали в художественной практике классицистов. М. В. Ломоносов, видел в именах собственных один из мощных тексто- и стилеобразующих факторов. Имя при этом не выделялось из художественной и языковой ткани всего произведения в качестве самостоятельной смысловой сущности и отдельного объекта исследования, а воспринималось как атрибут персонажа или даже целого литературного направления и привлекалось только в связи с их анализом. «Говорящие» фамилии помогают читателю понять отношение автора к герою: врач Гибнер, судья Ляпкин-Тяпкин (Н. Гоголь). Любил использовать «говорящие» фамилии А.П. Чехов: унтер Пришибеев, чиновник Червяков, актер Унылов... Одно чтение списка действующих лиц комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» дает прекрасное представление о персонажах: Вральман, Скотинин, Стародум, Простаков, Правдин, Цифиркин, Кутейкин (от «кутья» ). В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» многие фамилии героев «говорящие», -Тугоуховский действительно туг на ухо, ходит со слуховой трубкой; - Молчалин не произносит лишних слов («в мои лета не должно сметь свое суждение иметь», и «что нынче любят бессловесных»); - Скалозуб зубоскал, пошлый остряк. - Фамусов, с одной стороны, как знаменитый, известный (от фр. fameus), с другой - боящийся молвы (от лат. fame молва). Любой писатель тщательно продумывает, какие имена он может и должен включить в текст своего сочинения, особенно - имена действующих лиц, посредством которых обязательно выражает субъективное отношение к создаваемому персонажу, изображаемым характерам, типам личности. 4.1 Говорящие фамилии в творчестве Д.И. Фонвизина
За 14 лет до появления фонвизинского «Недоросля», в 1764 году, В.И. Лукин написал комедию «Мот, любовию исправленный», в которой вывел персонажей с весьма характерными именами. Один, светлый, полюс этого произведения -Добросердов и Правдолюбов. Другой, резко противопоставленный, – Злорадов, Докукин, Безотвязный, Пролазин. Так что два полюса в «Недоросле» с Милоном, Правдиным, Стародумом и Софьей и Скотининым, Простаковыми и Вральманом не являлись для современников Фонвизина чем-то уж очень новым. Задолго до этих произведений на русской сцене появлялись герои народного театра с говорящими именами : Зарез-Головорез, Преклонский и Безобразов. Однако не всех персонажей «Недоросля» можно отнести к положительным или отрицательным героям. Например, Цыфиркин и Кутейкин являются лексически нейтральными и говорят лишь о роде занятий наставников Митрофана. Что же касается имени Митрофан (с греческого языка означает «являющий свою мать», т.е. похожий на свою мать), то с ним благодаря фонвизинской комедии произошла любопытная трансформация. Прежде лексически нейтральное имя собственное уже больше двух веков считается едва ли не ругательством, и уж во всяком случае, Митрофанами у нас в России принято называть лентяев, недоучек и невежд. Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Стародум – прогрессивно настроенный дворянин, («старый», «думать»), сторонник не старых, но вечных правил воспитания молодого поколения, основанных на добропорядочности, уважении. Превыше всего он ценит честь, достоинство, благородство души. Правдин – «правдивый» - олицетворение действующей справедливой власти. Софья – «премудрость» - послушная, образованная, воспитанная девушка. Милон – «красавчик» - милый, приятный, честный молодой человек, офицер, встающий на защиту чести любимой девушки. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Лагерь отрицательных героев представляют Скотинин, Простаковы, Вральман. Для госпожи Простаковой («простак») никаких моральных ограничений не существует. «Разве я не властна в своих людях?» - удивляется она. Для неё всё просто: хозяйка – властвуй! Вполне отвечает своей фамилии Скотинин («скотина»). В его жизни есть только один интерес – свиньи. Свиньи живут у Скотинина гораздо лучше людей, он хвастается этим и способностью добывать средства любым путём. А фамилия Адама Адамыча – Вральман, отчасти русская, отчасти немецкая, – даёт начало множеству такого рода говорящих имён у авторов, наследовавших классику эпохи Екатерины Великой. 4.2. Говорящие фамилии в творчестве Н.В. Гоголя
Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был и Н.В. Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника. Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии, которые принадлежали исключительно знатным людям: Мусины-Пушкины, Голенищевы-Кутузовы, Воронцовы-Дашковы, Муравьёвы-Апостолы. Судья же из комедии «Ревизор» также носит двойную фамилию – Ляпкин-Тяпкин, которая едва ли свидетельствует о почтении автора к этому герою. Что же касается двойной фамилии городничего, то о ней в книге «Современные русские фамилии»: «Сквозник (по Далю)[7] в переносном значении «хитрый пройдоха», «опытный плут», в прямом значении – «сквозняк», «сквозной ветер». «Дмухати» по-украински значит «дуть». Двойная фамилия как пример высокородного дворянина в данном случае оказывается двойным намёком на продувное мошенничество». Продолжая образование имён литературных персонажей с помощью иноязычных словообразовательных средств, Гоголь вводит в комедию доктора Гибнера, в больнице которого, как известно, все больные, «как мухи, выздоравливают». Очень богата на ассоциации и фамилия мнимого ревизора - Хлестаков. Есть в ней что-то от хлёсткости, бойкости героя и от словосочетания «хлестать через край», поскольку Иван Александрович – мастер безудержного вранья. Хлестаков, кроме того, не откажется «заложить за воротник» - «нахлестаться». Он же не прочь поволочиться за Анной Андреевной и Марьей Антоновной – «поухлёстывать. Можно констатировать, что в творчестве Н.В. Гоголя говорящие имена получили дальнейшее развитие, стали ещё значимее, начали приобретать пародийное звучание. 4.3. Пародийные имена в творчестве М.Е. Салтыкова – Щедрина
Хорошо известно, что, когда какое-то явление или феномен культуры достигает определённого уровня, становится повсеместно известным и популярным, его начинают пародировать. Так и с говорящими именами. Множество такого рода фамилий и у М.Е. Салтыкова-Щедрина: Перехват-Залихватский из «Истории одного города»,Серпуховский-Догоняй, Урюпинский-Доезжай из «За рубежом», Пересвет-Жаба из «Сатир в прозе». Портретная галерея щедринских “любимцев” — глуповских градоначальников запоминается сразу и сильно. Один за другим проходят они перед читателем, нелепые и отвратительные в своих жестокости, тупоумии, злобной ненависти к народу. Тут и бригадир Фердыщенко, моривший глуповцев голодом, и его преемник Бородавкин, спаливший тридцать три деревни, чтобы “с помощью сих мер” взыскать недоимок на два рубля с полтиною, и майор Перехват-Залихватский, упразднивший в городе науки, и Феофилакт Беневоленский, одержимый страстью к писанию законов (уже на скамьях семинарии начертал он несколько замечательных законов, среди которых наиболее известны следующие: “всякий человек да имеет сердце сокрушенно”, “всяка душа да трепещет”, “всякий сверчок да познает соответствующий его званию шесток”). Именно в описании главных героев М. Е. Салтыков-Щедрин использует самые разнообразные художественные средства. Так, предельная жестокость Угрюм-Бурчеева зафиксирована “в деревянном лице, очевидно, никогда не освещавшемся улыбкой”, с “узким и покатым лбом”, впавшими глазами и развитыми челюстями, готовыми “раздробить или перекусить пополам”. Напротив, либерально настроенный Прыщ, градоначальник с фаршированной головой, “был румян, имел алые и сочные губы, из-за которых виднелся ряд белых зубов; походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый”. Внешние характеристики сходны с их психологическими образами: свирепый Брудастый, он же Органчик, не похож на выходца из Франции, аристократа Дю-Шарио, весело проводящего время в удовольствиях и развлечениях, а Грустилов, отличавшийся “нежностью и чувствительностью сердца”, не менее далек от “фантастического путешественника бригадира Фердыщенко... 4.4. Говорящие фамилии в творчестве А.П. Чехова Чехов – мастер художественных приёмов. Одним из удачнейших писатель считал использование «говорящих» фамилий. Писатель очень широко использовал своё «чутьё на фамилии», мог умело и уместно обыграть значение той или иной фамилии. Анализируя фамилии в рассказах А.П.Чехова, я уверенно говорю, что писатель использовал «говорящие» фамилии с целью дать характеристику герою, его поступкам, совершённым действиям, зачастую отрицательным, негативным. Он включает фамилии, в которых скрыт общий колорит рассказа, образуя их от названия мелких и неприятных явлений (Перхоткин, Прорехин, Грязноруков, Гнилодушкин, ).[13] Как правило, автор не комментирует значение фамилии, а предоставляет возможность сделать это самому читателю. В рассказах образ героя соответствует значению фамилии, «говорящая» фамилия олицетворяет своего персонажа. Соотнесение «говорящих» фамилий и их значений. Я Я проанализировала несколько рассказов А.П.Чехова и попыталась выявить в них так называемые «говорящие» фамилии, дав им толкование. «Хамелеон». Очумелов – полицейский надзиратель, главное действующее лицо, который ловко приспосабливается к ситуации. Чумной, бешеный, очумелый, то есть непредсказуемый в своих действиях. Хрюкин – у этого человека поступки не человеческие: прижигает морду собачонке «цигаркой для смеха», ведёт себя и выглядит по-свински. Жигалов – фамилия произошла от слова «Жигало», то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком. «Глупый француз». Тестов – хозяин трактира, где продают мучные изделия. Мягкий и податливый, как тесто. Человек, из которого можно «слепить» своего союзника, а можно – противника. «Мелюзга». Невыразимов – давая герою такую фамилию, Чехов хотел подчеркнуть, что жизнь этого «маленького» человека монотонна, скучна, однообразна и невыразительна. «В цирюльне». Блёсткин – такую фамилию этот герой получил, потому что в свободное время он всегда убирается и его цирюльня блестит, как новая. Итак, как видим, фамилии играют существенную роль при создании литературно-художественного текста. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а так же характеров героев и сутью создаваемых образов. Глубокое и всестороннее прочтение художественного произведения невозможно без осмысления использования автором фамилий персонажей. 4.5. Говорящие фамилии в творчестве А.С. Грибоедова
Наибольший интерес в творчестве Грибоедова в использовании им говорящих имён представляет комедия «Горе от ума». Н.М. Азарова совершенно справедливо относит «принцип «говорящих» фамилий к влиянию классицизма, разделяя их на три типа: 1) собственно говорящие, «которые сообщают об одной важной черте героя» (Фамусов, Тугоуховский, Репетилов, Молчалин); 2) оценивающие фамилии: Скалозуб, Хрюмина, Загорецкий, Хлёстова; 3) ассоциативные – Чацкий, указывающая на прототипа главного героя драмы. Фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Кроме того, необходимо отметить, что классифицировать имена грибоедовских героев можно и с той точки зрения, насколько просты они или усложнены. Итак, с какой же целью использует Грибоедов «говорящие» фамилии? Это не только дань господствующему на русской сцене классицизму, не только жанровая особенность комедии, но и яркая характеристика персонажа.Фамилии героев «Горя от ума» часто «говорящие», но функция их иная, чем в классицизме: в фамилиях задан определенный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем новую грань. Такие имена, как Молчалин, не только сохраняют в себе первоначальное значение («молчать»), но и сами по себе являются потенциальными нарицательными именами. В комедии Грибоедова «говорящие» фамилии не только указывают на какой-то аспект характера героя, но еще и отсылают к теме человеческого общения - «говорение» (Фамусов от лат. – «молва»; Репетилов от франц. – повторять; Скалозуб – «скалить зубы»; и «слушание» (Тугоуховские), «молчание» (Молчалин). Значит, имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к пониманию проблематики «Горя от ума»: ведь это комедия о трудностях общения (именно поэтому сквозные мотивы в ней – глухота и непонимание). Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.Итак, можно сделать вывод, что Грибоедов лишь формально сохраняет классические рамки, наполняя их психологическим и социально-психологическим содержанием Заключение
Целью данной работы было рассмотреть использование говорящих фамилий на примере произведений писателей 18-19 веков. Они тщательно продумывают, какие имена, фамилии могут включить в ткань художественного произведения. Выбор фамилии отражает субъективное отношение к создаваемому литературному персонажу. Зачастую фамилия раскрывает характер героя, тип личности, поэтому можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась. В ходе исследования я также выяснила, что говорящие фамилии у Д.И. Фонвизина- это наследие классицизма: деление героев на «положительных» и «отрицательных». Н.В. Гоголю удается мастерски обыгрывать двойные фамилии.Этот прием использует и М.Е. Салтыков-Щедрин, создает фамилии- прозвища, использует в образовании фамилии заимствованные слова. На уровне ассоциаций подбирает фамилии своим героям А.П. Чехов, создавая комический эффект. Таким образом, говорящие фамилии в русской литературе 18-19 веков начиная от Лукина и заканчивая Чеховым, как выяснилось, проходят в своем становлении ряд этапов. При создании художественного текста важную роль играют говорящие фамилии, помогающие раскрыть характеры героев, идейный замысел автора. Наивные, почти одномерные имена Обдиралова и Добрякова сменяются более психологически сложными и обоснованными. В какой-то момент этот приём достигает своего пика, после чего становится объектом пародии. И, наконец, в конце 19 – начале 20 века говорящие фамилии ещё более усложняются, соотносятся с героями пьес сложными ассоциативными связями, но вовсе не исчезают из отечественной драмы, так как по природе своей обречены прямо или опосредованно называть, то есть, так или иначе характеризовать героев литературных произведений.
Список использованной литературы
1. Азарова, Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века, ч. 1.- М.: Прометей, 1995. 2. Введенская Л. А., Колесников Н. П.. От собственных имен к нарицательным. М.: Просвещение, 1989.
3. Гоголь, Н.В. Текст. Ревизор. – М.: Детиздат, 1988.
4. Гоголь Н.В. Мертвые души. – М.: Детиздат, 1988
5. «Говорящие» фамилии в русской литературе. (Эл. ресурс).- http://www.consultant.ru
6. Грибоедов А.С. Сочинения.- М., «Художественная литература», 1988. 7. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Прогресс, Универс, 1994. 8. Салтыков-Щедрин, М. Е. Текст. Собрание сочинений в 20 томах. М.: 1969. 9. Селищев, А. М. Текст. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ // Избранные труды А. М. Селищева. М.: Просвещение, 1968. (Перепечатка работы 1948 г.). 10. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии.- М., Наука, 1984. 11. Федосюк Ю. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь. М.: Дет. Лит., 1981 12. Фонвизин, Д. И. Текст. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. М.: Гослитиздат, 1959. 13. Чехов, А.П. Текст. Избранные сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1986.
14. Электронный ресурс - Поисковик по фамилиям. http://ufolog.ru
Груз обид
Просто так
В поисках капитана Гранта
Алые паруса
Цветок или сорняк?