Целью работы является: исследование специфики литературы нон-фикшн, её особенности как жанра литературы.
Гипотеза: Литература нон-фикшн специфична и является источником знаний и способом лучше узнать историю страны.
Фондом «Общественное мнение» В 2016 году был проведён опрос о проблеме чтения в России. Результаты опроса показали: каждый пятый россиянин считает, что современная русская литература переживает кризис, а больше половины населения страны вообще отказались от чтения художественных книг.
В нашей школе был проведён социологический опрос среди учащихся 6-11 классов. Было опрошено около 100 человек. Опрос показал, что читающая часть наших школьников предпочитает фантастику и приключения. И ни один из респондентов не указал произведения нон-фикшн. Что же такое нон-фикшн?
Нон-фикшн (non-fiction) – жанр литературы, в котором автор описывает реальное, вымысел не допускается.
Произведения нон-фикшн распространены в России и на мировой арене. С 29 ноября по 3 декабря 2017 года состоится XIX международная ярмарка интеллектуальной литературы нон-фикшн. Подобные выставки проводятся ежегодно в Москве. И это доказательство того, что произведения нон-фикшн имеют мировую известность.
На вопрос «Что такое нон-фикшн?» были однозначные ответы у большинства.
Я сделала вывод: При распространённости нон-фикшн на мировой арене, в школе практически не имеют понятия о данном жанре. Только 6% учеников ответили верно.
Опрос показал некоторое несоответствие: учащиеся утверждают, что читают нон-фикшн, но не знают названий произведений.
Почему при востребованности жанра на мировой арене, мы мало о нём знаем?
Я в своей работе отследила историю развития жанра нон-фикшн (слайд),
- жанровые особенности такой литературы (слайд)
- выявила многообразие направлений нон-фикшн (таблица) и
- провела небольшой эксперимент, проанализировала содержание двух книг: художетсвенную и нон-фикшн: ведь литература как искусство слова основывается на соотнесённости двух тенденций: документальности и художественности.
Я решила проанализировать документальную книгу Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» и рассказ Павла Андреева «Дождь» (Из цикла «Двенадцать рассказов») Они объединены одной темой – война в Афганистане. Анализ показал силу произведений нон-фикшн. Понимание, что речь идёт о реально существующих людях (100 человек: солдаты и офицеры, матери и вдовы) сразу настраивает на эмоциональное восприятие.
В ходе исследования были выявлены жанровые особенности литературы нон-фикшн, многообразие направлений данной литературы. Считаем, что в наше время, загруженное гаджетами и Интернетом, литература нон-фикшн – источник знаний; способ узнать историю страны и края, т.к. произведения нон-фикшн сравнительно небольшие по объёму и доступны любому читателю, независимо от уровня образования и возраста. В этом и есть ценность литературы нон-фикшн. Таким образом, мы доказали нашу гипотезу.
Продуктом проекта является буклет с подборкой книг нон-фикшн о городе Новосибирск, в честь его 125-летия. И если хоть один человек заинтересуется хоть одной книгой, значит, наша работа была не напрасна.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Нон-фикшн: в чем ценность такой литературы" | 87.08 КБ |
Ведение:
При выборе литературы для чтения, перед читателем стоит традиционный вопрос: Что лучше читать? Какой жанр интереснее? В наше время книгоиздательства зарабатывают деньги на издании книг нон-фикшн, выпуская и перевыпуская их большими тиражами. Эти произведения востребованы среди читающей аудитории. Происходит это потому, что время диктует свои условия к написанию литературных текстов: небольшой объём, актуальность проблем, поднятых в произведении, доступность изложения написанного.
Предмет исследования: жанровые особенности произведений нон-фикшн, актуальность такой литературы.
Объект исследования: произведения документальной литературы (нон-фикшн)
Гипотеза: Литература нон-фикшн специфична и является источником знаний и способом лучше узнать историю страны.
Цель работы: Изучение специфики литературы нон-фикшн, выявление ее роли.
В ходе работы по данной теме решались следующие задачи:
Практическая значимость: данный материал можно использовать на факультативных занятиях в старших классах, на уроках литературы в 11классе. Для начинающих журналистов как один из этапов знакомства с публицистикой.
Подробное описание метода:
Специфика материала исследования и поставленные задачи определили выбор основных методов исследования. Ведущим методом является метод сопоставительного анализа.
Сравнение – это логический прием, необходимый во всякой познавательной деятельности: на различных ее этапах и уровнях, вне зависимости от ее объекта. Oдин из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.
Для того, чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:
• для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.
Сопоставительный анализ затрагивал как содержание произведений, так и особенности жанра литературы нон-фикшн.
Продукт проекта: буклет с подборкой книг нон-фикшн о городе Новосибирск.
Основная часть.
Ежегодно фондом «Общественное мнение» проводятся социологические опросы на различные темы. В 2016 году был проведён опрос о проблеме чтения в России. Результаты социологического опроса показали: каждый пятый россиянин считает, что современная русская литература переживает кризис, а больше половины населения страны вообще отказались от чтения художественных книг. 56% жителей России сообщили, что почти никогда не читали художественную литературу. 24% заявили, что на чтение у них просто нет времени. 13% - не нравится читать. Проблема эта особенно остро стоит среди молодёжи, т.к. альтернативой книгам стал телефон и Интернет. В нашей школе был проведён социологический опрос среди учащихся 6-11 классов. Было опрошено… человек. Опрос показал следующее:
Учащиеся нашей школы в большинстве своём любят читать, но при беседе они поясняли, что читают всю программную литературу, т.е. учащиеся не совсем понимают разницу между «люблю читать» и «нужно прочитать».
Та часть ребят, которая читает, отдаёт предпочтение детективам, фантастике, романам приключенческой литературе. И ни один из респондентов не указал произведения нон-фикшн.
Термин «non-fiction» − объемное понятие. Определить данный вид литературного искусства можно как нехудожественный, документальный или развлекательный. Но на сегодняшний день нон-фикшн перестает быть только документальной, журналистской или справочной литературой. Нон-фикшн (non-fiction) – жанр литературного творчества, в котором автор описывает полностью реальную историю, вымысел не допускается. Все реальные события воспринимаются через оценку автора, его мировосприятие. В этом произведения нон-фикшн сближаются с публицистикой.
Данный жанр публицистики распространён в наше время. Именно сейчас нужен индикатор социальных изменений и событий, происходящих в мире и в России. И таким индикатором стали произведения нон-фикшн. Произведения нон-фикшн распространены в России и на мировой арене. С 29 ноября по 3 декабря 2017 года состоялась XIX международная ярмарка интеллектуальной литературы нон-фикшн, в которой поучаствует 20 стран, 30000 посетителей, 300 книгоизданий. Подобные выставки проводятся ежегодно в Москве. И это доказательство того, что произведения нон-фикшн имеют мировую известность.
На вопрос «Что такое нон-фикшн?» (Приложение 1) были однозначные, лишь 6% респондентов ответили положительно.
Вывод: При распространённости жанра на мировой арене, в школе практически не имеют понятия о данном жанре.
При анализе следующих ответов выяснилось несоответствие: 36 % учащихся читают документальную литературу, лишь 21% опрошенных вообще не интересуются документальной литературой (Приложение 2), но почему-то ни один из учеников не знает писателей-документалистов (Приложение 3).
Почему так происходит? Почему при востребованности жанра на мировой арене, мы мало о нём знаем?
Г.М. Казакова – доктор культурологии, профессор Челябинского государственного института культуры в своей статье «Нон-фикшн в современной книжной культуре» рассказывает об истории возникновения нон-фикшн. Появление названия датируется 1965 –м годом. В этом году вышел роман Трумана Капоте «Хладнокровное убийство», названный автором nonfictionnovel. Произведение было основано на истории реального убийства семьи из 4-х человек в Канзасе в 1959 году. Книга мгновенно стала бестселлером и породила особый жанр романа-репортажа или документального романа. Затем появились интересные для широкой читательской аудитории произведения знаменитого физика-теоретика Стивена Хотинга. Так оформился жанр научного нон-фикшн. Следом возник Томас Вулф с нашумевшими во второй половине прошлого века книгами исследованиями «Электропрохладительный кислотный тест» и «Конфетнораскрашеннаяапельсиннолепестковая обтекаемая малютка» (1965г.) Эти книги заложили основы ещё одного направления нон-фикшн- экспериментальной и исследовательской документальной прозы.
В истории русской литературы предвестниками жанра нон-фикшн можно назвать путевые записки А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада”» или, например, произведение А. И. Герцена «Былое и думы», автобиографическую прозу А. П. Чехова и другие произведения известных авторов, написанных на документальной основе.
В советское время «литература факта» стала пользоваться огромным спросом. В СССР одних только научно-популярных периодических изданий насчитывалось около тридцати и такие журналы, как «Знание-сила», «Наука и жизнь», выходили огромными тиражами.
Повышенный к ним интерес объяснялся большей правдивостью, реалистичностью и свободной формой изложения. Доказано, что интерес к нон-фикшн имеет историко-экономическое обоснование и развивается волнообразно: в сложные времена люди стремятся уйти от реальности, хотят выдуманных историй, а в относительно спокойные времена, устав от «сказок» и иллюзий, требуют неприкрытой правды. Несмотря на то, что времена могут быть относительно стабильны, кризис и разочарование в происходящем толкает людей к документалистике, чтобы сравнить, переосмыслить, найти ответ на поставленный вопрос.
Вывод: Нон –фикшн мало известен, т.к. это сравнительно «молодой» жанр. С точки зрения историко-экономического обоснования именно сейчас востребованы произведения нон-фикшн, т.к. мы живём в относительно спокойное время, без войн и революций.
Опрос учащихся школы (Приложение 4) доказывает, что ученики не понимают ценности произведений документального жанра. В школе учащиеся читают художественные лирические и эпические произведения. Их захватывает интересный сюжет; герои, которые уводят их от реальных событий. Такие произведения вызывают эмоции, заставляют «рыться» в собственных чувствах, не обогащая знания в какой- либо области, чего нельзя сказать о произведениях нон-фикшн.
Часто для того, чтобы собрать интересный и полезный читателю материал, автору приходится проводить эксперименты или искать многообразные источники информации, подтверждающие или опровергающие его предположения. Если произведение нон-фикшн о прошлом, то автору приходится выступать в роли журналиста: искать свидетелей, работать в Интернете, почерпывать информацию из различных блогов, проверяя достоверность фактов, а иногда и самому стать блогером. Краткость, полезность, оперативность, степень искренности произведений нон-фикшн привлекают мобильного современного читателя.
Жанровые особенности нон-фикшн:
Вывод: Произведения нон-фикшн предполагают знакомство с реальными фактами и людьми. То, о чём пишет автор – достоверно. Это позволяет расширять знания в той или иной области, причём манера повествования («яркие и живые картины происходящего», композиция «сцена за сценой») позволяет запоминать факты и события.
Современные произведения нон-фикшн разноплановые, что является требованием времени. Они делятся на несколько ключевых направлений.
Классификация направлений нон-фикшн | |
Биографии | Учебники |
Мемуары | Самоучители |
Документальные хроники | Словари |
Эссе | Энциклопедии |
Путевые заметки | Техническая документация |
Критика | Юзер-гайд – «руководства для пользователей» |
Научные исследования |
Вывод: При таком многообразии направлений реклама произведениям нон-фикшн не нужна. Читатель может найти ответы на все интересующие его вопросы. Направления произведений нон-фикшн для целевой аудитории, т.е. тот, кто увлекается чем-либо, может найти интересное для себя направление.
Сегодня книжная культура свидетельствует о расширении читателями сфер познания окружающего мира. Круг читательских интересов очень изменился: стали востребованы научные и исторические произведения. 7 из 10 запросов на литературу нон-фикшн. Краткость изложения, освещение современных проблем – это то, что делает литературу нон-фикшн популярной.
Названия произведений нон-фикшн привлекают своей образностью. Заголовки нон-фикшн - свободный ключ к пониманию содержания. Ёмкое и выразительное заглавие ведёт к возбуждению интереса у читателя. Благодаря ярким названиям, читатель часто берётся читать те книги, которые не соответствуют его интересам. Читая, он расширяет свой кругозор, познаёт новое.
Одной из причин, вызвавших всплеск произведений нон-фикшн, являются внутрилитературные творческие искания, когда возможности классического реализма оказались недостаточными для создания представления о современном состоянии человека и мира. Литература как искусство слова основывается на соотнесённости двух тенденций: документальности и художественности
В русской литературе 1960-80–х годов выделились такие направления, как лирико-исповедальная проза, молодёжная, военная, документальная, деревенская, городская. В русской военной прозе выразились идейные искания писателей – свидетелей и живых участников второй мировой войны. Множество войн, происходящих ежегодно на земле, являются «подпиткой» этого пласта литературы. Так было с «афганской» и «чеченской» темой в литературе 1980-90-х годов. Невозможно было описать художественно, как один человек убивал другого, как зарождалась ненависть, поэтому распространённым жанром военной литературы стала документальная литература.
Книга Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» и рассказ Павла Андреева «Дождь» (Из цикла «Двенадцать рассказов») объединены одной темой – война в Афганистане. Анализ документального произведения и художественного рассказа (Приложение 5) показал силу произведений нон-фикшн. Понимание, что речь идёт о реально существующих людях (100 человек: солдаты и офицеры, матери и вдовы) сразу настраивает на эмоциональное восприятие. В художественном рассказе есть сильные эпизоды («Кубик прикрывает молодого солдата»), и мы сочувствуем герою рассказа, но ощущение, что это люди «со стороны» (повествование ведётся от третьего лица) притупляют остроту восприятия.
Каждая строчка «Цинковых мальчиков» не оставляет равнодушными никого. После такой правды, после такого крика души невозможно молчать: хочется плакать, кричать и никогда не брать оружия, никогда не воевать.
«Нас зовут "афганцами". Чужое имя. Как знак. Метка. Мы не такие, как все. Другие. Какие? Я не знаю, кто я: герой или дурак, на которого надо пальцем показывать? А может, преступник? Уже говорят, что это была политическая ошибка. Сегодня тихо говорят, завтра будут громче. А я там кровь оставил... Свою... И чужую... Нам давали ордена, которые мы не носим... Мы еще будем их возвращать... Ордена, полученные честно на нечестной войне...»
Повествование от первого лица позволяет сопереживать, словно близкому человеку. Нет в русском языке средств художественной выразительности, которые могли бы так точно показать весь ужас войны: «Да, я убивал, я весь в крови... Но он лежал... Мой друг, он мне братом был... Отдельно голова, отдельно руки, ноги... Сдернутая кожа… Да, я убивал, потому что хотел жить. Хотел вернуться...»
Только простые предложения, без каких-либо эпитетов, а сколько боли, невысказанных чувств. Автор позволяет реальным людям в своём произведении высказать невысказанное, проанализировать свои и чужие поступки, может, в чём- то оправдаться: «Да, нас нужно судить за содеянное, но вместе с пославшими нас туда, заставившими с именем Родины и согласно присяге выполнять работу, за которую в сорок пятом судили всем миром фашизм...»
Эта книга должна стать настольной каждого молодого человека, именно она может показать весь ужас войны, именно она поможет её избежать.
В «Цинковых мальчиках» автор делает попытку создать обобщённого героя. «Мой главный герой» - так называет его Светлана Алексиевич. Герой объявлен как главный, но при этом он лишён всех черт главного героя: нет портрета, нет имени. Из всех возможных человеческих характеристик он обладает лишь голосом. Голос- единственное доказательство того, что этот герой присутствует в этом мире. Образ главного героя складывается из совокупности всего материала, который представлен в произведении, на пересечении разных мотивов и разных точек зрения, при этом сохраняя документальность. В этом сила произведения, сила автора, который заслуженно стал Лауреатом Нобелевской премии.
Вывод: Сравнительный анализ художественного произведения и книги нон-фикшн показывает, что эмоционально сильнее воздействует на читателя повесть Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» за счёт жанровых особенностей: реально существующие герои; повествование от 1-го лица; наличие лаконичных простых предложений; форма подачи: письма, диалог с участником событий. Для освещения военной темы данный жанр наиболее предпочтителен, чем художественный рассказ.
Практическая часть
В этом году городу Новосибирск исполняется 125 лет, поэтому мы решили сделать подборку книг нон-фикшн, чтение которых расширит кругозор знаний подрастающего поколения об истории родного края и города Новосибирск.
1. Уникальное произведение Алексея Иванова «Дебри» – достоверное повествование о дерзости землепроходцев и воровстве воевод, о забытых городах, об идолах и шаманизме, о пушнине и могильном золоте, о сибирских святых и протопопе Аввакуме, о служилых людях и ссыльных бунтовщиках, о мамонтах и первых натуралистах. Сибирская история полна страстей, корысти и самоотверженности.
2.Книга "История освоения Сибири" продолжает и дополняет серию "Российская императорская библиотека". В основу книги легли произведения публициста, знаменитого исследователя Сибири Николая Михайловича Ядринцева, который совершил несколько экспедиций по Алтаю, Сибири. Результатом этих путешествий стала книга об истории освоения великого края, фундаментальный труд по "сибиреведению". Автор собрал богатый фактический материал, привлек работы многих ныне забытых исследователей.
3.Председатель Союза краеведов города Новосибирск, автор книги «Старый Новосибирск» Константин Голодяев пишет, что его книга написана в научно-популярном жанре и будет интересна, как широкому кругу читателей, так и профессиональным историкам. Так же исторический период, охваченный в книге, огромен. В ней даже рассматривается дрейф геологической платформы, на которой расположен современный Новосибирск.
4.Книга Александра Матвеева, новосибирского журналиста, популярного блогера (ведущего интернет-журнала «Сибирские хроники») «555 интересных фактов о Новосибирске» стала хитом продаж, как только вышла в свет. В ней собраны 555 любопытных, неожиданных и уникальных сведений о городе за всю его историю. Факты представлены предельно емко и распределены по рубрикам: от науки и культуры до трагедий и криминальной хроники. Книга богато иллюстрирована и по своему формату далека от историко-статистических справочников, а потому будет интересна самой широкой аудитории.
5. «Книга воспоминаний. Мой Новосибирск», автор-составитель Татьяна Иванова. Уже просматривая содержание, понимаешь, что эту книгу ты дочитаешь до конца! В начале – обращение к читателю - написано бывшим мэром Новосибирска Виктором Толоконским, где он откровенно заявляет, что здесь читатель найдет множество новых и интересных фактов о родном городе. Да, именно, ФАКТОВ!
Автор книги пошла нетрадиционным путем — материалы она собирала не в пыли библиотек и архивов, черпала их не из документальных источников, а обратилась к старожилам, и те поделились с ней своими воспоминаниями. А память людская запечатлела не только эпохальные вехи развития города, но и негромкие, незначительные на первый взгляд факты, неброские события, бытовые подробности, которые и придают воспоминаниям неповторимый колорит, обаяние, содержат то, что обходят своим вниманием ученые и исследователи. За каждой историей стоит живой человек.
Среди собеседников автора мы находим яркие, всем известные имена. Здесь
любимый новосибирцами писатель Юрий Магалиф и самобытный художник Александр Чернобровцев, яркий артист Иван Ромашко и легендарная актриса Зоя Булгакова, уважаемый секретарь обкома Александр Филатов и известная на всю страну клепальщица завода им. Чкалова Раиса Удалая. И — академик Андрей Трофимук. Здесь и имена десятков наших горожан, обыкновенных жителей города — рабочих, инженеров, учителей: их рассказы не менее интересны и ярки, чем воспоминания прославленных земляков.
Конечно, в одну книгу невозможно вместить все, что происходило интересного в городе за вековую историю, но дорого уже то, что мы имеем редкую возможность узнать много интересного из первых уст, от очевидцев и творцов городской истории.
Я с удовольствием прочитала данную книгу, она мне показалась достаточно увлекательной. Перечитав отдельные истории, я выявила новые и интересные для себя факты, которые представлены в Приложении 6.
Книга воспоминаний «Мой Новосибирск» - яркий пример литературы нон-фикшн. Свой отпечаток накладывает территориальная принадлежность, и это закономерно. Анализ книги выявил следующее:
Вывод: Сибирские писатели – документалисты соблюдают все требования литературы нон-фикшн. Их очерки будут интересны не только жителям города Новосибирск, но и людям, желающим знать историю нашего края.
Ещё одной спецификой жанра нон-фикшн является то, что автором таких произведений может стать любой, кто хорошо знает вопрос, который будет освещать. В Интернете можно найти множество рекомендаций «Как написать нон-фикшн». Писатели и журналисты предлагают очные и заочные мастер-классы.
Заключение.
В ходе исследования были выявлены жанровые особенности литературы нон-фикшн, многообразие направлений данной литературы. Считаем, что в наше время, загруженное гаджетами и Интернетом, литература нон-фикшн – источник знаний; способ узнать историю страны и края, т.к. произведения нон-фикшн сравнительно небольшие по объёму и доступны любому читателю, независимо от уровня образования и возраста. В этом и есть ценность литературы нон-фикшн. Таким образом, мы доказали нашу гипотезу.
Продуктом проекта является буклет с подборкой книг нон-фикшн о городе Новосибирск, в честь его 125-летия. И если хоть один человек заинтересуется хоть одной книгой, значит, наша работа была не напрасна.
Список литературы:
1. Г.М. Казакова « Нон-фикшн в современной русской культуре» (Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств №3, 2016 г. С 7-12)
2. Лаврентьев М. «Прирастать будет Сибирью», Западно-сибирское книжное издательство, 1982 г.
3. Скрынников Р.Г. «Ермак», издательство «Просвещение» Москва, 1986
4. Окладников А.П. «Открытие Сибири», Западно-сибирское книжное издательство, 1982 г.
5. Матвеев А. «555 интересных фактов о Новосибирске», издательство «Свиньин и сыновья», 2016 г.
6. Голодяев К. «Старый Новосибирск», 2017 г.
7. Иванов А.В. «Дебри», 2017г.
8. Иванова Т. «Мой Новосибирск. Книга воспоминаний», издательство «Советская Сибирь», 1999г.
9. Ядринцев Н. «История освоения Сибири», издательство «Эксмо», 2013г.
10. Алексиевич С. «Цинковые мальчики», издательство «Молодая гвардия», 1989г.
11. Павел Андреев «Дождь», Москва, 1998
12. studopedia.ru,
13. П. Басинский, «Сочинять без вымысла», Российская газета, https://rg.ru/2015/07/13/basinskii.html
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Четыре художника. Осень
Кто должен измениться?
Медведь и солнце
Свадьба в Малиновке