Проектная работа. 2020 г.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект на тему Душа любимых мест | 70 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Магнитогорска
Проект
«Вдохновение, которым я живу»
Тип проекта: творческий
Выполнила: Ушакова Виктория
7 «А» класс
Наставник: Старикова Е.В.,
Учитель русского языка и литературы
Магнитогорск 2020
Содержание
1.1. Характеристика теоретико-литературных понятий. 4
1.2. «Я снова здесь, в семье родной…»: источники моего вдохновения. 5
2.1. Создание иллюстрированного видеосборника «Душа любимых мест». 11
Введение
Чтобы разгореться огромному костру желаний и сил, с помощью которых мы начинаем действовать и достигаем цели, придумываем новые идеи и реализуем мечты, нужно что-то, что даст нам эти силы и веру в себя, что вырастит у каждого внутренние крылья, которые помогают быть успешным и интересным человеком.
Для меня – это милый сердцу уголок, моя Малая Родина. Это мои соседи, друзья, школа. Красота моего края ни с чем не сравнится. Я уверена: где бы ты ни был, не жил, тебя все равно будет манить край, где ты родился, вырос, где жили твои родители, где ты провёл свое детство, он и является предметом моего вдохновения, он помогает в покорении, пока небольших, но всё же вершин, являющихся важными в жизни каждого человека: сила духа, упорство, умение не сдаваться в трудных ситуациях, умение любить свой родной уголок.
Цель – создать сборник произведений, который раскроет для читателя образ Малой Родины как источник вдохновения.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
1. Найти определение понятий «лирика», «лирическая зарисовка», «Малая Родина»
3. Выяснить особенности изображения Малой Родины в стихотворениях С. А. Есенина и прозе Е. И. Носова.
4. Создать иллюстративный художественный видеосборник«Душа любимых мест» и познакомить с ним обучающихся 5-7 -х классов.
I. Теоретическая часть
1.1. Характеристика теоретико-литературных понятий.
Лирика, -и, ж. Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора [1].
Лирическая зарисовка - это жанр художественной литературы, характерными чертами которой являются;
1) рисунок с натуры -описание предмета ;
2) сопутствующие этому описанию чувства, эмоции ;
3) эмоцианально - оценочная лексика [2].
Лирической зарисовкой можно назвать манеру художественного изображения, характеризующуюся показом живых и неживых предметов, явлений в сопровождении чувств, эмоций автора с применением множества различных средств образной выразительности. Лирическими зарисовками в различных видах искусств передаётся палитра чувств, мыслей, впечатлений, настроений поэтов писателей, композиторов и художников от воспроизведённых ими образов[3].
Малая Родина :
Малый1, -ая, -ое; мал, мала́, мало́ и ма́ло; ме́ньше, ме́ньший, мале́йший.
1. (полные формы употребляются преимущественно при сопоставлении однородных предметов, а также в книжной или устарелой речи). Незначительный по величине, размерам [4].
Родина, -ы, ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. (Малый академический словарь, МАС) [4].
1.2. «Я снова здесь, в семье родной…»: источники моего вдохновения.
Особенности творчества С. А. Есенина
Поэзия Есенина уходит своими корнями в глубокую народную почву. Это со всей очевидностью сказалось и в художественных особенностях его поэзии, тесно связанных с народным поэтическим творчеством.
Характерной особенностью русского фольклора является принцип психологического параллелизма: окружающая природа тесно связана с мыслями и чувствами человека, она как бы разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Эта исторически сложившаяся особенность русской народной поэзии лежит в основе всей лирики Есенина.
Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий.
Изображение собственных переживаний через картины родной природы приводило к ее очеловечиванию: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения необычайно приближает природу кчеловеку.Такой прием в литературе получил название "антропоморфи́зм". В поздней лирике Есенина антропоморфизм становится всё более явным.
Опираясь на народно-поэтическую символику (дуб – долголетие, сосенка – прямота, осина – горе, береза – девичья чистота и т.п.), Есенин часто развивает, как бы конкретизирует подобные образы в полные большой лирической силы метафоры. Особенно часто обращался он к образу березы. У него береза – «девушка», «невеста». Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке, наделяет ее конкретными человеческими приметами: «Зеленокосая в юбчонке белой стоит береза над прудом».
В народном творчестве мы встречаемся и с обратным: перенесением тех или иных явлений природы на человека. И этот признак весьма ощутим в поэзии Есенина и также приобретает своеобразное выражение. «Все мы яблони и вишни голубого сада», – говорит Есенин о людях. Поэтому так естественно звучат в его стихах слова о том, что «любимая отцветет черемухой», что у его подруги «глаз осенняя усталость». Но особенно сильно звучит этот поэтический прием там, где поэт говорит о себе. «Ах, увял головы моей куст», – пишет он об утраченной молодости и вскоре опять возвращается к подобному сравнению: «головы моей желтый лист». «Был я весь, как запущенный сад», – сожалеет он о прошлом. Варьируя этот прием, он все более углубляет его, создает ряд образов, внутренне связанных между собой: «Я хотел бы стоять, как дерево, При дороге на одной ноге», «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова». И, наконец, даже не упоминая слова «дерево», он вызывает этот образ словами: «Скоро мне без листвы холодеть». Так характерная для устной народной лирики особенность получает в творчестве Есенина свое развитие. [5].
У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание, в результате чего достигается цветовое отражение чувства.
Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет атмосферы и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие; человека: «Несказанное, синее, нежное...», Тих мой край после бурь, после гроз...».
Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»
«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность, непорочность чувства («Выткался на озере алый цвет зари...»). Розовый цвет символизирует юность и «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...». Незабываем «розовый конь» Есенина.
Эти краски-символы весьма характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении.
В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин сильнейшего эмоционального воздействия лирики Есенина.
Связь его поэтики с народным творчеством наиболее заметна в использовании загадок, пословиц, поговорок.
В основе народной загадки всегда есть зерно образа. Есенин хорошо чувствовал это и широко пользовался метафорическим строем народных загадок.
Есенин не просто повторял загадки, он развивал тот метафорический принцип, который в них заложен, подвергал их оригинальной поэтической обработке. Существует известная загадка о солнце: «Белая кошка лезет в окошко». Мы встречаем у Есенина ее прямое использование: «Ныне солнце, как кошка...» Ho в то же время на основе этого сравнения он создает производный поэтический образ, передающий картину вечерней зари: «В тихий час, когда заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот...» Можно не сомневаться, что «заря-котенок» ведет свою родословную от «солнца-кошки»[5].
Несомненна связь Есенина и с народными пословицами, поговорками, в которых отразилась одна из ярчайших особенностей русского фольклора - афористичность языка.
На этом богатейшем художественном материале воспитывалось не одно поколение русских писателей, начиная с Грибоедова, Пушкина и в особенности Некрасова. Каждый из писателей по-своему осваивал это великое наследие. В творчестве Есенина нетрудно заметить прямое следование пословицам и поговоркам. Так, в основе его строк «Горит в саду огонь рябины красной, но никого не может он согреть» несомненно лежит поговорка: «Светит, да не греет». Ho поэт не остановился на подобных перифразах.
Лиризм и эмоциональность поэзии Есенина повлекли за собой своеобразное использование афористического склада русской речи, с таким блеском отраженного в пословицах и поговорках. Формулы чувства - так можно назвать афоризмы Есенина, проникновенного лирика. Эти формулы скрепляют его стих, придавая ему огромную силу художественного воздействия, делают его особенно запоминающимся: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок», «Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», «Коль нет цветов среди зимы, то и жалеть о них не надо...».
С народно-поэтическим творчеством поэзию Есенина сближает наивность его лирики. He случайно многие его стихотворения положены на музыку.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, органически связанной с поэтикой народа.
Поэзия Есенина с большой романтической глубиной воплотила мир человеческих чувств, интерес к внутреннему миру человека, к его раздумьям, чувствам, психологии, как и постоянное неустранимое стремление выразить это искренне, правдиво, каждый раз толкало поэта к отбору все новых и новых стилевых средств.
Поэзия Есенина - неотъемлемая часть национального художественного творчества. Несмотря на сложность жизненных исканий Есенина, он все же нашел свою дорогу, осознал красоту России новой, идущей на смену его, есенинской России. Есенин — поэт, стоящий на распутье между старым и новым, несмотря на это, лирика его трогает наши сердца своей искренностью, любовь к Родине, глубиной чувств[6].
Особенности творчества Е.Носова
Литературная критика причислила Евгения Носова к писателям-деревенщикам. Однако в его лучших произведениях читатели находят не только понимание природных и житейских процессов на родной земле, но и философское осмысление бытия людей и Отечества. В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Его рассказы и повести издавались миллионными тиражами, они включены в школьную программу, переведены на многие языки народов мира, по ним ставились спектакли и кинофильмы. «Белый гусь», «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», рассказы о природе, о русской деревне, о детях и для детей вошли в сокровищницу мировой литературы.
Писатель удостоен Государственной премии РСФСР, премии Александра Солженицына и многих других литературных премий.
Сочинения На рыбачьей тропе (1958) Рассказы (1959) Тридцать зёрен (1961) Где просыпается солнце? (1965) Берега (1971) Шумит луговая овсяница (1977) Красное вино победы (1979) Усвятские шлемоносцы (1980) Избранные произведения (в двух томах) (1983) Травой не порастёт... Повесть, рассказы. (1985) В чистом поле (1990) Вечерние стога. Рассказы, повесть. (2000). Фильмы По повести «Усвятские шлемоносцы» снят кинофильм «Родник» (режиссёр А. Сиренко)
По лирическим рассказам Носова в 1981 году снят фильм «Цыганское счастье» (режиссёр C. Никоненко)Звания и награды Герой Социалистического Труда (1990). Награждён Орденами Ленина (1984, 1990) и Отечественной войны, медалями. Государственная премия РСФСР (1975) Премии журнала «НС» (1973) Премия «Литературной газеты» (1988) Премия газеты «Правда» (1990) Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1996) Премия журнала «Юность» (1997) Премия «Москва Пенне» (1998) Премия им. А. Платонова «Умное сердце» (2000) премия Александра Солженицына (2001) «...чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов» Пенсия Президента РФ (с 1995).[7].
В ранних произведениях Носов уже вполне проявил свой почерк — неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей.
Е. Носов активно использует диалектные названия (бзюка, зобник, копытник, поползуха, пупырь).
О богатстве словаря Е. Носова говорят и индивидуально-авторские лексемы (дурностой, капустно, лопушьё, мелкокленье, разновсячина), большинство из которых имеют корень -трав- (дурнотравье, мелкотравье, пестротравье, пустотравье, чернотравье) .
Писателю важна не только цветовая гамма растений , но и их запахи : «мята и чабрец источали густой аптечный запах; доверчивые гераньки, источавшие свой уютный, примиряющий запах; тонкий и сладостный запах первоцвета ».
В произведениях Е. Носова встречаются также примеры развернутых олицетворяющих метафор: «Молодые деревца, стоя по пояс в воде, с трудом сдерживали их натиск».
Важное место среди изобразительных средств занимает и сравнение . Так, старинный храм на Онеге сравнивается с туеском, наполненным доверху грибами-куполами«Храм Преображения походил на кем-то забытый в мураве туесок, доверху переполненный грибами-куполами».
Сравнительное значение имеют также производные наречия : бурачно, капустно, лимонно, тыквенно, укропнои , сложные прилагательные бурачно-красный, свекольно-фиолетовый, сливово-черный: «Было слышно, как капустно хрустел молодой снег»
Страницы его книг благоухают лесом и степью, цветочным лугом, духовитым хлебом. А от соприкосновения с его удивительно добрым и искренним творчеством возникает убеждение о нерасторжимой близости человека и природы, желание уберечь дивную по красоте родную землю, сохранить самый малый златоглавый одуванчик у дороги, оградить родничок.
Рассказы Е.Носова очень лиричны и притягательны. Но никогда не имели бы такой магической силы, если бы он за этой "малой" родиной не видел "большой". Конечно, Носов воспринимал Родину и глубже, и шире. Он гордился мощью своей страны, ее необъятностью, но истоки этой силы видел в малой родине.
Малая родина…. Что же это такое? Как отвечает на этот вопрос писатель и человек Носов? «Вот пишу: малая родина… Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать?
По-моему, малая родина – это окоем нашего детства…»
Именно в ней видит писатель то, без чего человек не сможет жить, то, что дает силы выстоять в самые трудные минуты: «Но так устроена душа человеческая, что внутри общего для всех отечества у каждого есть еще и особый уголок, та заветная земля, где, как говорят, пупок ниткой вязан»[8].
II. Практическая часть
2.1. Создание иллюстрированного видеосборника «Душа любимых мест».
Интересоваться темой «Малая Родина» я начала еще год назад, а именно: я прочитала стихотворения Сергея Есенина, так как я тоже очень люблю родную природу, а этот поэт значение своего творчества видел в любви к Родине, что меня очень поразило и впечатлило.
Я настолько увлеклась этой темой, что углубилась в чтение произведений тех писателей, которые раскрывали образ Малой Родины, а потом даже попробовала сочинять сама. А вдохновением мне послужила моя деревня.
Мои бабушка и дедушка живут в деревне, и я бываю там очень часто, поэтому, мне очень близок родной край. Я стала замечать, что, когда я бываю в лесу, рифмы просто толпятся в моей голове, и я испытываю восторг. И после этого появляется своеобразная «муза», которая подталкивает меня на создание небольших произведений.
А также моя муза всегда была со мной, когда я смотрела на поля, закат, свою любимую берёзку, друзей моих меньших, любящих и верящих мне.
Я не смогла не запечатлеть всё это на фото, поэтому сделала множество красивых фотографий деревенских пейзажей, животных , и мне захотелось описать их, передав те чувства, которые испытывала я, смотря на свой любимый уголок. И у меня получились «лирические зарисовки “, потому что мне хочется, чтобы всё это осталось в моей памяти .
Заключение:
Чтобы разгореться огромному костру желаний и сил, с помощью которых мы начинаем действовать и достигаем цели, придумываем новые идеи и реализуем мечты, нужно что-то, что даст нам эти силы и веру в себя, что вырастит у каждого внутренние крылья, которые помогают быть успешным и интересным человеком.
Я охарактеризовала теоретико-литературные понятия, для полного раскрытия темы: лирика, лирическая зарисовка, понятия Малая Родина в словарях и справочниках нет, поэтому мы обратились охарактеризовали лексическое значение слов малый и Родина. Это помогло нам понять следующее:
Поэзия Есенина уходит своими корнями в глубокую народную почву. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку, заставляет особенно горячо полюбить ее.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Поэзия Есенина - неотъемлемая часть национального художественного творчества.
Литературная критика причислила Евгения Носова к писателям-деревенщикам. Однако в его лучших произведениях читатели находят не только понимание природных и житейских процессов на родной земле, но и философское осмысление бытия людей и Отечества.
Рассказы Е.Носова очень лиричны и притягательны. Но никогда не имели бы такой магической силы, если бы он за этой "малой" родиной не видел "большой". Именно в ней видит писатель то, без чего человек не сможет жить, то, что дает силы выстоять в самые трудные минуты.
Таким образом, я выяснила какие изобразительные средства, помогающие авторам выразить свои мысли, используют поэты и писатели, которые меня вдохновляют. И я думаю, что я выполнила поставленную цель: раскрыла для читателя образ Малой Родины, создав свой сборник произведений[1] .
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы на уроках литературы , при проведении уроков, затрагивающих тему «Малая Родина».
Список литературы
1.Словарь Ожегова // Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/
2. Лирическая зарисовка как жанр художественной литературы // Режим доступа: www.myshared.ru
3. Что такое лирическая зарисовка // Режим доступа: https://vashurok.ru/
4. Значение слова «Малый» // Режим доступа: https://kartaslov.ru
5. Художественные особенности лирики Есенина // Режим доступа: https://lit-helper.com/
6. Есенин в жизни и творчестве // Режим доступа: https://a4format.ru/pdf_files_bio/461bda04.pdf
7.Евгений Иванович Носов великий писатель и художник (к 90-летию со дня рождения)//docplayer.ru/40957608-Evgeniy-ivanovich-nosov-velikiy-pisatel-i-hudozhnik-k-90-letiyu-so-dnya-rozhdeniya.htm
8. Особенности творчества Е. Носова // Режим доступа: https://multiurok.ru.
[1] Видеосборник «Душа любимых мест» Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3zb8/2YXkxL9qh
3 загадки Солнечной системы
Сочини стихи, Машина
Сочные помидорки
Любимое яичко
Кактусы из сада камней