Эссе посвящено Марии Клавдиевне Тенишевой. Мария Клавдиевна Тенишева внесла большой вклад в культурное развитие не только Смоленского региона, но и всей страны. Она и педагог, и художник, и учёный, и историк, и археолог, и коллекционер, и просто Человек с большой буквы. Мария Клавдиевна жила для народа, посвятив ему всю свою жизнь, всю свою творческую деятельность.
Вложение | Размер |
---|---|
po_tenishevoy_sochinenie_artema.docx | 27.38 КБ |
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева - гордость всей России …женщина, проявившая такую
любовь к просвещению,
– есть гордость всей России.
Александр Успенский
Смоленск. Усадьба княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Талашкино. Флёново. Историко - архитектурный комплекс «Теремок». Слова, которые завораживают меня с раннего детства. Часто слышу их на уроках в школе. Учитель русского языка и литературы обещала: летом всем классом поедем на замечательную экскурсию.
Наступило долгожданное лето. Чувствуется волнующий запах прекрасного и неповторимого путешествия… И вот тот счастливый миг настал. Раннее свежее утро… Садимся в экскурсионный автобус и в долгий путь! Куда же с одноклассниками держим путь?
Впервые едем на автобусе из Починковского района в один из самых удивительных, необычных и сокровенных уголков Смоленщины: в усадьбу княгини Марии Клавдиевны Тенишевой – Талашкино. Волнение меня не покидает… Как пройдёт путешествие по тенишевским местам Смоленской области? Узнаю ли, кто такая княгиня Мария Клавдиевна Тенишева? Какой вклад она внесла в развитие моего региона?
И вот мы подъезжаем... Ещё сидя в автобусе, заметил необычайно красивый теремок, как будто сказочный: он стоял, всем своим видом приглашая гостей, словно торговец на рынке заманивал посмотреть, какие чудеса у него есть. Экскурсовод стал рассказывать нам, что это знаменитый сказочный домик «Теремок». Выполнен двухэтажный деревянный домик по проекту самого Сергея Малютина! Того самого Малютина: автора знаменитой русской матрёшки! Необычные окна и наличники, расписные карнизы выпилены мастерами своего дела. А яркие цвета так удачно подобраны, что фантастические образы из русских сказов и былин оживают перед тобой, как будто давно тебя знают и непременно ждут в гости…
Внутри сказочного «Теремка» находится музей. Там представлены картины знаменитого Михаила Александровича Врубеля и Николая Константиновича Рериха. Уникальные старинные расписные балалайки, которые Мария Клавдиевна возила на выставку во Францию. Дореволюционные фотографии. Изделия талашкинских мастеров.
Торопясь, я стал выбегать из автобуса, расталкивая нерасторопных ребят, точно боялся, что вот-вот теремок исчезнет.
Выбежав из автобуса, чуть не упал на землю, прямо у ног какой-то высокой, статной женщины. Прикрывая глаза ладонью от июньского солнца, виновато буркнул: «Здравствуйте!». Но женщина не ответила.
Когда глаза слегка привыкли, то увидел, что женщина ненастоящая, а бронзовая. Это был памятник Марии Клавдиевны Тенишевой. Конечно, я еще не знал, что это за памятник и кто эта женщина, об этом узнаю чуть позже, когда экскурсовод негромким, но сильным голосом заведёт свой рассказ. А пока стоял и смотрел снизу вверх на бронзовую статую. А та, как мне казалось, смотрела на меня в ответ строгим и, как показалось, чуть укоризненным взглядом: «Куда спешишь? Всё ещё успеешь!»
«Артемка, пойдём!» - крикнул кто-то из ребят. Догоняя группу, поспешил к первой остановке экскурсии – школе. Школа не показалась мне какой-то необычной, всего-то один этаж, какая-то невзрачная, не украшенная: одним словом, обычная школа. Я без энтузиазма вошел внутрь. Перед тем как что-то увидеть внутри, ощутил какой-то неуловимый аромат, складывающийся из запахов дерева, лака, глины и старины, как будто хранившийся здесь веками. Затем увидел два ряда тяжёлых деревянных парт со скамьями, учительский стол, школьную доску и большие-большие счёты. На стенах висели иконы и старинные портреты.
Экскурсовод начал рассказ о том, что эту школу основала Мария Клавдиевна Тенишева в 1895 году. Это была первая «школа грамоты» для местных крестьян в Талашкино. Учебное заведение предназначалось для детей из разных слоёв населения, как мальчиков, так и девочек. В сельскохозяйственной школе, помимо общих предметов, таких как арифметика, русский язык, чистописание, география, русская история, преподавались и специализированные предметы: земледелие, землемерие, скотоводство, огородничество, пчеловодство, коневодство и многое другое. Такая разнообразная подготовка приучала ребят вести работы в огородах, держать пасеку, ремонтировать и изготавливать вещи, так необходимые в сельском хозяйстве. Дети здесь учились не 11, и не 9, а всего - 6 лет, и по окончанию школы получали право ведения собственного хозяйства или работы по найму… Ведь обучение в тенишевской школе готовило к будущему ведению собственного хозяйства, к поступлению в Сельскохозяйственную академию, к работе управляющими в имениях. В Талашкинской школе велась работа и по возрождению народных ремёсел. Это было хорошо и для местных жителей: женщины соседних деревень красили ткани, занимались вязанием и ткачеством, шили русские национальные русские костюмы. Где бы они ещё встретились с В. А. Серовым, М. В. Нестеровым, А.Н. Бенуа! А ведь именно они придумывали узоры для вышивания костюмов.
Талашкинская школа славилась на всю округу лучшими учителями. К сельским учителям предъявлялись особенные требования: он должен знать предмет, быть наставником для детей, показывать положительный предмет в жизни. Школа прослыла на всю округу богатейшей общедоступной библиотекой. Мария Клавдиевна из столицы и зарубежных поездок привозила интересные книги, учебники, познавательные журналы, альбомы по искусству.
Также при школе Мария Клавдиевна организовала для ребят мастерские кустарных промыслов. Знаменитые художники И. Е. Репин, Н. К. Рерих, М. А. Врубель, К. А. Коровин предлагали ребятам свои рисунки для росписи балалаек, сундуков, деревянной мебели. А в мастерских деревенские ребятишки могли воспользоваться советами М. А. Врубеля. Смоленская земля для многих художников, артистов стала студией, мастерской, сценой. Художественную элиту Мария Клавдиевна пригласила в Талашкино, чтобы они могли тут жить, творить и работать. М. К. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.
Дальше уже почти не слушаю плавную речь экскурсовода, ведь я сижу за партой, а значит, я - ученик. Медленно, как будто во сне, погружаюсь в другое время, на урок зоологии. И вот уже не экскурсовод, а учитель в строгом сюртуке важно расхаживает по классу и рассказывает нам об увлекательном мире животных. Передо мной стоит чернильница, и я старательно записываю слова учителя пером в тетрадь. Учитель начинает рассказывать нам какую-то историю из практики, и я могу слегка передохнуть, и рассмотреть одноклассников. Нас немного, двенадцать человек. Мы все разного возраста, есть и мальчики, и девочки. Разные семьи, а кто-то вообще без семьи, как Дуняша. Ее родители умерли год назад, а Мария Клавдиевна не оставила, забрала в дом, пристроила в школу. Теперь Дуняша вместе с нами обучается сельскому хозяйству. Я сам учусь уже два года, и получаю хорошие отметки. Надеюсь, что когда закончу обучение, то смогу завести хозяйство, обеспечу достойную жизнь своей семье… «Переходим дальше!» - возвращает меня в реальность голос экскурсовода, и я пристраиваюсь следом за идущей вперёд группой.
Вторая остановка экскурсии. Мы оказываемся в ещё одном удивительном месте: в гончарной мастерской. Вот тут-то каждый из нас стал настоящим гончарных дел мастером. Профессиональный мастер Козлов Анатолий Сергеевич, известный на Смоленщине гончар, предложил нам поработать на гончарном круге. Сначала было страшно, а потом не могли оторваться от этого увлекательного занятия. Далее с Анатолием Сергеевичем лепили вручную из глины птичку-свистульку, украшая её талашкинским орнаментом.
Время летит незаметно: вот и третья остановка. Но никто из детей нисколько не устал. Экскурсовод ведёт нас к Храму Святого Духа. Узнаём, что церковь была построена по проекту Марии Клавдиевны и Сергея Малютина. Для росписи церкви в Талашкино был приглашён великий русский художник Николай Константинович Рерих. Удивительный факт: роспись храма была признана не соответствующим православным канонам. Из-за этого церковь так и не была освящена, в ней никогда не проходили службы. А потом наступило тяжёлое время для России. Жизнь в Талашкине изменилась: начались поджоги, в школе вели пропаганду, разрушали то, что было создано Марией Клавдиевной. Имение пришло в запустение. Церковь разорили, из усыпальницы прах князя выбросили. В советское время на территории храма располагалось то зернохранилище, то картофелехранилище. Поэтому ценные росписи, к сожалению, не уцелели. До наших дней сохранилась только смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный». Жаль, что так получилось. Если бы росписи храма уцелели, то церковь Святого Духа могла быть одной из самых уникальных в России.
А потом экскурсовод подводит нас к памятнику, который встретил меня в начале экскурсии. И теперь уже узнав, много интересных фактов из жизни Марии Клавдиевны, слушаю внимательно о дальнейшей судьбе княгини.
Мария Клавдиевна покидает Россию. А когда через два года возвращается на Смоленщину, то в книге «Впечатления моей жизни» пишет о Талашкине: «Я же теперь живу на кладбище. Куда ни взглянешь: направо — бывшая мастерская, налево — замолкший, заглохший театр, свидетель былого оживления и веселья, там за лесом — бывшая школа…». Княгиня пытается возродить имение, оказывает материальную помощь в открытии высших учебных заведений в Смоленске. И. Стравинский и Н. Рерих приезжают в Талашкино и работают над балетом «Весна священная».
В 1918 г. Мария Клавдиевна вынуждена навсегда уехать из России во Францию. Теперь и туда к ней приезжают друзья, деятели искусства. И местечко под Парижем становится центром вдохновения, русским культурным центром. Друзья его называют «Малое Талашкино». Марии Тенишевой не стало в 1928 году. И. Я. Билибин в некрологе написал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».
Экскурсия по тенишевским местам Смоленщины вызвала много положительных эмоций и запомнится мне надолго. Мария Клавдиевна Тенишева внесла большой вклад в культурное развитие не только Смоленского региона, но и всей страны. Она и педагог, и художник, и учёный, и историк, и археолог, и коллекционер, и просто Человек с большой буквы. Мария Клавдиевна жила для народа, посвятив ему всю свою жизнь, всю свою творческую деятельность. Мне кажется, что её деятельность – это источник жизненного вдохновения для каждого из нас. Мария Клавдиевна останется навсегда в памяти потомков и в культурной жизни России. И я с гордостью могу произнести: «Княгиня Мария КлавдиевнаТенишева - гордость всей России!»
Злая мать и добрая тётя
3 загадки Солнечной системы
Огонь фламенко
Как нарисовать лимон акварелью
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"