В настоящее время плохие слова льются в уши не только на улице, но и с теле - и киноэкранов, с театральных подмостков, обильно публикуется печатными изданиями. Скверные слова знают все от мала до велика, но официально они являются принадлежностью пассивного словаря человека, хотя жизнь постоянно доказывает обратное. У детей возникают вопросы, почему скверные слова нельзя произносить, почему они плохие? А может они не так и плохи?
Вложение | Размер |
---|---|
burehina_m.docx | 466.11 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.НЯГАНЬ
«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
_____________________________________________________________________________
СКВЕРНОСЛОВИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Автор: Бурёхина Маргарита
высшая категория
г. Нягань
2019 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… …3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1.1.Понятие сквернословия…………………………………………… ..5
1.2.Корни сквернословия……………………………………………… .5
2.ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
2.1. Научные исследования о влиянии сквернословия на здоровье человек..7
2.2.Социологический опрос учащихся класса…………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 9
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………10
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………11-19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В настоящее время плохие слова льются в уши не только на улице, но и с теле - и киноэкранов, с театральных подмостков, обильно публикуется печатными изданиями. Скверные слова знают все от мала до велика, но официально они являются принадлежностью пассивного словаря человека, хотя жизнь постоянно доказывает обратное. Будучи детьми, мы узнаем, что бывают слова обыкновенные, хорошие, а бывают плохие, а что значит говорить плохие слова - значит быть плохим и делать плохо?
Проблема: у нас детей возникают вопросы, почему скверные слова нельзя произносить, почему они плохие? А может они не так и плохи?
Гипотеза: если употреблять бранную лексику, то это может отразиться на здоровье человека.
Цель: узнать о влиянии сквернословия на здоровье человека.
Задачи:
психику человека.
Объект исследования: учащиеся 1 «Б» класса
Предмет исследования: речь учащихся 1 «Б» класса
Тип проекта: информационный, творческий
Тип проекта по форме: поисково – групповой
Тип проекта по временным рамкам: среднесрочный
Ресурсы: учитель, родители, ученики
Практическая значимость проекта: компьютерная презентация, герои, сделанные своими руками: «Кикимора», «Баба Яга», «Домовой», тексты для работы по формированию чистоты речи.
Механизм реализации проекта: реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения, в тесном взаимодействии с родителями, учащимися в начальной школе, городским библиотекарем, учителем начальных классов.
Этапы проведения проекта:
Методы исследования:
1.Теоретическая материал
1.1.Понятие сквернословия
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
М. Матусовский
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
1.2.Корни сквернословия
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Нет, наши далекие предки не были испорченными людьми, они действительно верили в силу слов и обучали этим словам своих детей. Рассмотрим некоторые примеры из древности.
Например:
-Заботясь о том, чтобы посеянные зерна дали обильный урожай,
наши предки язычники выполняли ритуальные действия и при этом
отчаянно ругались плохими словами. В их устах это звучало своеобразной молитвой.
-С помощью сквернословия наши предки пытались лечить лихорадку, а лихорадка - это тяжелая болезнь, приступы которой валят человека с ног, он не может ничего сделать, его трясет, он покрывается обильным потом и никак не может согреться даже под самым теплым одеялом.
-C помощью сквернословия далекие наши предки, будучи мальчишками и взрослея, надеялись найти клад.
Изучив литературу, я узнала, что на специфичном языке изъясняются домовые и их жены – кикиморы.
Вывод: первоначально это были сугубо культовые, обрядовые слова. Нам нужно помнить о том, что, как бы там ни было, мы находимся на более высокой ступени развития, нежели наши далекие предки. Следовательно сейчас употреблять плохие слова не следует, ведь употребляя плохие слова в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.
2.1. Научные исследования о влиянии сквернословия
на здоровье человека
Чтобы быть здоровым, надо вести праведную жизнь, формы которой могут быть разнообразными, но суть одна: человек должен находиться в гармонии с внутренней и внешней средой. Этому есть конкретные, реальные научные подтверждения.
Например: новосибирские биологи ещё в советское время провели необычное исследование. В течение нескольких лет они наблюдали за двумя группами людей одного возраста. Одна группа – многолетние сквернословы, а вторая – те, кто обходятся без крепкого словца. Обследование показало, что во второй группе люди оказались намного здоровее и даже моложе своего паспортного возраста. У людей же из первой группы картина была прямо противоположная: они болели самыми разными заболеваниями, имели пониженный интеллект, нередко судьбы их были искалечены, они раньше старели, часто умирали преждевременно.
Вывод: научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. Ведь не секрет, что мы чувствуем себя неловко, когда слышим брань, даже если она и не нам предназначена. А какое чувство - сгусток стыда и обиды ощущаешь, если "это" прилетело в твой адрес!
2.2.Социологический опрос учащихся класса
Знаешь ли ты бранные, нецензурные слова? а) да-26человек б) нет-1человека | Пользуешься ли ты ими? а) да-6человек б) нет-11человек |
Где ты их узнал? a) в семье-10 человека б) во дворе-10человек в) в садике-4человека г) в школе-3человек | Как ты думаешь, плохо это или нет? а) да-26человек б) нет-1человек |
После проведенной исследовательской работы я провела анкету в своем классе «Сквернословие в моей жизни» и получила следующие результаты. Анкета. Класс 1 «Б» 27 человек
После этого я предложили одноклассникам советы, как избавиться от сквернословия:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследовательской работы я подобрала тексты для работы по формированию чистоты речи, провела анкетирование, результатом которого стало выступление перед классом и школой к привлечению детей избавиться от сквернословия, сшила кукол для кукольного спектакля, который прошел в классе, выступила на школьной научно-практической конференции.
В своем исследовании мне удалось подтвердить гипотезу: сквернословие действительно плохо влияет на здоровье человека. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.
Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1.
Тексты для работы по формированию чистоты речи
Текст 1
Я расскажу вам историю, которая произошла с одной девочкой. Ее звали Катя. Она ходила в детский сад, ей не было еще и пяти лет. Жила девочка с мамой и папой, которых она очень любила. Катюше нравилось бывать у бабушки, дом которой стоял среди деревьев, и летом вокруг него всегда росли красивые цветы. Садила и ухаживала за ними старенькая бабушка.
Но не только во дворе росли цветы, они горделиво поглядывали своими глазками-цветочками, сидя в глиняных горшочках, разрисованных причудливыми узорами. Один из цветков не раскрыл еще свои глазки, и бабушка говорила внучке о том, что расцветший бутон сможет исполнить любое ее желание. Катя с нетерпением ждала радостного дня.
Проснувшись однажды утром, она увидела, что цветочный бутон раскрылся. Девочка оделась и выбежала из дома: ей очень хотелось поделиться с кем-нибудь своей радостью.
По соседству с бабушкой жил мальчик Толя. Катя часто играла с ним, его она и решила позвать.
Но Толя почему-то рассердился.
Катя долго плакала и не могла никак понять, почему цветок умер.
Цветы - прекрасные и нежные создания. Не думайте, что если
они не могут говорить, то ничего не чувствуют. Цветам, так же как и людям, нравится тепло и доброта. Видимо, поэтому в доме, где часто ссорятся, ругаются, бранятся, все комнатные растения, особенно те, что имеют нежные и красивые цветочки, часто засыхают или
перестают цвести.
(Суднева Н.)
Текст 2
Известно, что пользующиеся бранными словами люди, как правило, невысокой образованности, с низким уровнем культуры, невоспитанные. Ведь если человек воспитан, он добр к людям, уважает их, он никогда не позволит себе пользоваться "скверноязом".
Но некоторые из вас слышали, как плохие слова говорят родители. Давайте попробуем разобраться, почему ваши любимые, добрые, самые лучшие на свете мамы и папы вдруг иногда произносят такие слова.
Давайте постараемся ответить на вопрос о том, может ли человек в хорошем настроении, довольный окружающими и собой, браниться? Конечно, нет. Бранятся люди, когда сильно обижены, огорчены, разозлены. Задумайтесь, не были ли вы причиной плохого настроения ваших родителей: не помогали им, не слушались, забыли сделать порученную вам работу, просто капризничали?
Наверное, такое случалось не раз. У всех родители работают, очень устают, у них бывают неприятности и огорчения, они приходят домой и видят, что к ужину нет хлеба, не вымыта посуда, ваши вещи и игрушки разбросаны по всему дому. И в этом случае некоторые из родителей "срываются", начинают ругаться.
Давайте попробуем понять их и простить. Извиниться перед ними и помочь. А когда они успокоятся, попробуйте поговорить с ними, скажите, что любите их больше, когда они добрые и веселые. Я надеюсь, что родители прислушаются к просьбе, ведь они тоже любят вас.
(Романова Т.)
Текст 3
Русский язык богат и красив. С древних времен славится своей выразительностью, которая придает словесному букету' чудесное благоухание. Но, к сожалению, в нашем языке кроме красивых и звучных слов встречаются довольно часто "сорняки". К ним прежде всего относятся нецензурные слова. Согласитесь, как неприятно слышать плохие слова; очень неприятно, когда тебе преподносят такой букет из сорняков и совсем не важно, заслужил это ты или нет.
Представьте себе красивую-красивую клумбу со сказочно чудесными цветами. Эта клумба - наш русский язык. Если вы будете говорить правильно и красиво, то станете удобрять и поливать эту клумбу. Она, благодаря вашим усилиям, будет становиться все краше и краше. Но если вы употребляете нецензурщину, то на клумбе появляются сорняки, которые растут гораздо быстрее, чем цветы. И если "слова-сорняки" в вашей речи появляются чаше и чаще, то сказочные цветы завянут, и прекрасная клумба превратится в грядку с сорняками. Канут в Лету все сказки, стихи, рассказы, легенды, песни, и останутся в русском языке только плохие, режущие слух, обижающие и унижающие всех людей слова. Исчезнет наш язык, а если исчезает язык народа, то исчезает и сам народ.
Так давайте будем любить и беречь от сорняков нашу бесценную клумбу - великолепный русский язык!
(Каратаева Л.)
Текст 4
Давайте, ребята, совершим путешествие в сказочное государство, где живут и Иван-Царевич, и Василиса Премудрая, и много всякой нечистой силы. Все было хорошо, но однажды пошел Иван-Царевич на охоту. Ходил, ходил и заблудился: не может дорогу домой найти. Сел он на пенек и задумался. Подходит к нему Леший и говорит: "Здравствуй, Иван-Царевич, что ты грустишь? Рассказал ему неудачливый охотник, какая беда с ним приключилась. Выслушал Леший, согласился вывести царевича из лесу, но и сам попросил помощи: "Беда у нас. Всей нечистой силе житья не стало. Поселились в лесу разбойники, кроме плохих слов не знают никаких, ругаются, пугают народ. Люди боятся ходить в лес, проклинают нечистую силу. А я самый добрый Леший на свете, никого никогда не обижал.”
Вывел Леший Ивана-Царевича из лесу, и пошли они просить совета у Василисы Премудрой: как избавить лес от разбойников. Василиса выслушала рассказ о беде лесных жителей и сказала: "Задали вы мне задачу трудную, давайте вместе думать будем."
Думали они, думали, не ели, не спали три дня и три ночи, наконец придумали. Собрали всю нечистую силу и пошли к дому, где жили бандиты. Окружили его со всех сторон и закричали разными голосами. Испугались разбойники, выскочили из дома и говорят: "Отпустите нас, мы навсегда уйдем из вашего леса к другим людям." Василиса Премудрая отвечает: "Нет, мы вас не отпустим: поселитесь в другом лесу и опять безобразничать начнете. Лучше мы вас оставим у себя и определим в класс, где учат правильно и красиво говорить." "А это не больно? Там бить не будут?"- спросили разбойники, а когда услышали ответ, обрадовались: "Хорошо, мы согласны учиться культуре речи, а то мы только и знаем плохие слова и сами этому не рады."
С тех пор они стали учиться говорить красиво и правильно, еще и других учили, а про плохие слова, которые пугали людей, забыли совсем.
Приложение 2.
Анкета: «Сквернословие в моей жизни».
1.
Знаешь ли ты бранные, нецензурные слова?
а) да
б) нет
Где ты их узнал?
a) в семье
б) во дворе
в) в садике
г) в школе
Пользуешься ли ты ими?
а) да
б) нет
Как ты думаешь, плохо это или нет?
а) да
б) нет
2.
Будешь ли ты стараться не произносить бранных слов в своей жизни?
а) да
б) нет
Приложение 3.
Рисунки
Приложение 4.
Куклы
«Кикимора»
«Домовой »
«Баба Яга»
Кукольный театр
Домовой:
Позвольте представиться, чтобы вам понравиться!
Я домовой по профессии, в хозяйственном смыслю процессе я!
Кто обещает со мной дружить, тот будет в достатке жить!
(Дарит Кикиморе веник)
А тебе, хозяюшка-красавица, я новый веничек принёс!
Ну что, будешь, со мной ладить? Веником гонять меня не станешь?
Кикимора :
Не стану.
Домовой:
Вот и отлично! Заживём симпатично!..
А почему народ притих? Хотите, прочитаю стих?
Расскажу сейчас я, братцы, О квартире новой вкратце:
Здесь просторный коридор, Здесь сантехника-фарфор,
Здесь окошко в новой раме, Новые горшки с цветами,
Новой люстры яркий свет, В кухне - новый табурет,
В спальне - новые кровати (Очень мягонькие, кстати),
Новые игрушки детям... А смотреть за всем за этим
Будет парень с головой, Это я - ваш домовой!
(дети рассматривают дом, радуются)
Домовой:
Мир в доме - это главное, будет жизнь у нас славная!
И хоть я не Дед Мороз, но подарок вам принёс... (Выносит каравай).
Вот, испёк каравай, налетай-разрезай!
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Два Мороза
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Мост Леонардо