Проект по теме "Что нужно знать о грамматических нормах русского языка и как научиться их соблюдать" был создан обучающейся 1 курса в рамках индивидуального проектирования.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
(НИК (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема Что нужно знать о грамматических нормах русского языка и как научиться их соблюдать?
Учебная дисциплина Русский язык
Выполнил Лебедева София Николаевна, обучающаяся 1 курса
Группа 1МНЭ90
Специальность Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Преподаватель Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна
Нефтеюганск
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... | 3 |
Основная часть………………………………………………………………. | 6 |
Глава 1.Что нужно знать о грамматических нормах русского языка? …. | 7 |
1.1. Нормы употребления имён существительных………………………... | 7 |
1.2. Нормы употребления имени прилагательного……………………….. | 9 |
1.3. Нормы употребления числительных …………………………………. | 10 |
1.4. Употребление местоимений…………………………………………… | 10 |
1.5. Нормы употребления глаголов ………………………………………. | 11 |
Глава 2.Как научиться соблюдать грамматические нормы русского языка? ………………………………………………………………………... | 12 |
Заключение………………………………………………………………….. | 15 |
Список литературы………………………………………………………….. | 16 |
Приложение 1 ……………………………………………………………….. | 17 |
Приложение 2 ……………………………………………………………….. | 18 |
Введение
Мы говорим не одиночными словоформами, а целыми предложениями и словосочетаниями. Набор отдельных слов не имеет никакого смысла, а значит, нужно уметь верно согласовывать слова друг с другом, грамотно строить свое высказывание и излагать свои мысли так, чтобы они были понятны всем окружающим людям. Иногда человек может сказать много, но из его речи так и не станет ясно, что именно он хотел сообщить нам. Для этого существуют грамматические нормы, которые человек должен знать и соблюдать.
Человек, не задумывающийся над тем, что говорит и как говорит, чаще всего воспринимается окружающими как безграмотный, необразованный человек. Однако в наше время очень важно продемонстрировать и в общении, и в профессиональной деятельности свои лучшие личностные качества: индивидуальные, деловые, профессиональные.
Одно из главных качеств личности, которое требуется везде, вне зависимости от вида предлагаемой работы - коммуникабельность. А это воплощение и интеллекта, и образованности, и воспитанности, и чувства такта, и грамотной речи. Правильная речь, грамотная речь - речь нормированная. Языковая норма – это образец использования слов, словосочетаний и предложений в речи.
Я хотела бы рассмотреть проблемы, связанные с употреблением грамматических норм, которые плохо усваиваются в школе, как показывают статистические данные, затем становятся «бичом» общества, показателем всеобщего бескультурья.
Случайно ли сегодня и в школьную программу включены разделы по стилистике и языковым нормам современного языка, которые проверяются на итоговом тестировании?
Возможно ли решение проблем чистой, грамотной речи в нашем обществе? Эти вопросы заставили меня обратиться к статистическим данным.
Ежегодный анализ итогов ЕГЭ 2018 года показал, что, как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса русского языка, связанные с формированием коммуникативной компетенции.
[Приложение1.]
Как гласит аналитический документ, «результат выполнения задания высокого уровня сложности сравнительно невысокий: за выполнение задания 7, проверяющего сформированность грамматических норм русского языка, 5 баллов получили только 40,1% экзаменуемых, 4 балла – 20,4%, 3 балла – 14,2%, 2 балла – 10,7%, 1 балл – 8%...»
В чём причина неуспешности выпускников, будущих студентов, будущих специалистов?
Возможно, одна из причин постоянства грамматических ошибок состоит в том, что мы в повседневной жизни не следим за своей речью, демонстрируя порой свое невежество и безграмотность. А это очень серьезная сторона нашей жизни. Помнится, Корней Чуковский однажды заметил, что «если бы очаровательная Анна Сергеевна, чеховская дама с собачкой сказала своему белому шпицу «ляжь» вместо «ляг», то вряд ли обратил на неё внимание Гуров. Грубое необоснованное нарушение грамматической нормы уничтожило бы обаяние Анны Сергеевны и отбросило бы её на иную ступень культуры» [1.]
Как научиться соблюдать грамматические нормы?
Объект исследования – грамматические нормы русского языка
Предмет исследования - особенности употребления грамматических норм русского языка в нашей речи.
Гипотеза: Трудности в соблюдении грамматических норм связаны с незнанием норм употребления разных частей речи, словообразования, построения целых предложений и словосочетаний и отсутствием умений и навыков, связанных с их употреблением.
Задача каждого культурного человека научиться соблюдать грамматические нормы языка.
Тема нашего проекта: "Что нужно знать о грамматических нормах русского языка и как научиться их соблюдать ?".
Цель нашей работы: изучив грамматические нормы разных частей речи, составить рекомендации по овладению грамматическими нормами.
Задачи:
1. Собрать информацию о науке, которая изучает грамматические нормы русского языка.
2. Познакомиться с разделом науки о языке, регулирующим грамматические нормы.
3. Выяснить грамматические нормы русского языка разных частей речи.
4. Составить рекомендации по овладению грамматическими нормами.
Методы исследования:
- сбор информации
- сравнительный анализ;
- рефлексивный анализ собственной деятельности.
Практическая значимость данной работы: исследовательская работа может иметь практическое применение на занятиях русского языка и литературы, на классных часах. Собранный материал может стать основой для создания новых проектов по грамматике.
Основная часть
Знание грамматики и ее законов обязательно для каждого человека, говорящего на том или ином языке. Но насколько каждый из нас знаком с особенностями грамматических норм и верно использует в речи то или иное предложение, словосочетание, слово?
Практика показывает, что необходимость соблюдения законов грамматики мы часто игнорируем. Для нас кажется вполне уместным употребление следующих форм слов: ЛОЖИТЕ вместо КЛАДИТЕ, НАГИНАЙТЕСЬ вместо НАГИБАЙТЕСЬ, ПЯТИСТАМИ рублями вместо ПЯТЬЮСТАМИ.
Почему порой нам кажется, что так не говорят: ЧЁРНЫЙ КОФЕ, ВЫСЫПИ мусор?
Почему нам кажется вполне уместным такое употребление, как НАШИ БУХГАЛТЕРА, КРАСИВАЯ ТЮЛЬ, ИХНИЕ ДЕНЬГИ?
Обратимся к науке, которая объясняет основные правила, регулирующие соблюдение законов грамматики.
Грамматика – это учение о слове и синтаксическом строе языка. Слово – основной объект морфологии, а словосочетание, предложение и сложные синтаксические единицы - объект изучения синтаксиса.
В морфологию входит учение о частях речи. Она рассматривает смысловые и формальные особенности слов, принадлежащих различным разрядам, разрабатывает критерии и правила классификации слов по частям речи, определяет круг слов каждой части речи, устанавливает систему этих частей речи, изучает особенности слов и выявляет закономерности их взаимодействия.
Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в себе те единицы, которые непосредственно формируют сообщение, следовательно, он изучает особенности построения фраз, создания текстов, правила образования и функционирования разнообразных конструкций.
Грамматика представляет собой четкое организующее начало в языке. Грамматические нормы – это совокупность грамматических правил, по которым строится наша речь. Знание грамматики – это знание правил изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.
Грамматические нормы подразделяются на две: морфологические (образование форм различных частей речи) и синтаксические (образование синтаксических единиц). В центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и грамматическими характеристиками, сфере же синтаксиса принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью. Закономерности употребления форм слов непосредственно связывают морфологию с синтаксисом. Сосредоточенность в синтаксисе таких языковых средств, без которых невозможно осуществить общение, определяет отношение синтаксиса к морфологии. [3.]
Глава 1. Что нужно знать о грамматических нормах русского языка?
1.1.Нормы употребления имён существительных
1.1.1 Род несклоняемых существительных связан со значением слова.
а) Неодушевленные существительные обычно относятся к среднему роду: алоэ, пальто, пюре, рагу, радио и т.д. Однако в современном литературном языке зарегистрированы некоторые отклонения от нормы, например: манго (фрукт тропического дерева) – муж. и ср. род; пенальти – муж. и ср. род; салями (сорт колбасы) – жен. род; кофе – муж. род; в разг. речи – ср. род и немногие другие.
б) Некоторые слова относятся к общему роду, так как могут обозначать лиц мужского и женского пола: визави, инкогнито, сомали (народность).
в) Названия животных в соответствии с литературной нормой относятся к мужскому роду, например: какаду, кенгуру, марабу, пони, шимпанзе. Исключение составляют слова: иваси (рыба) – жен. род; цеце (муха) – жен. род. Название животных в предложении могут употребляться как слова женского рода, если в тексте есть указание на самку животного: кенгуру кормила детеныша.
1.2.1. У буквенных аббревиатур род связан с их морфологической формой
а) если аббревиатура склоняется, то ее род обусловлен окончанием: вуз – муж. род, так как в именительном падеже имеет нулевое окончание (ср.: в вузе, вузом и т.д.); цум – муж. род (в цуме, цумом).
б) если аббревиатура не склоняется, то обычно род ее определяется по роду стержневого слова, от которого образована аббревиатура: ЦК – Центральный комитет – муж. род, ВДНХ – выставка – жен. род. Однако у такого рода аббревиатур часто наблюдается отклонения от этого правила, особенно в тех случаях, когда аббревиатуры становятся привычными и отрываются от стержневого слова. Например, НЭП – муж. род, хотя стержневое слово женского рода (политика); ВАК – муж. род, хотя комиссия – женского рода.
1.3.1. Большое количество слов мужского рода в русском языке обозначают как лиц мужского, так и женского пола. Такие существительные обозначают лиц по профессии, роду занятий, называют должности и звания, например: герой, профессор, прокурор и т.п..
1.4. 1.Нормы склонения фамилий и географических названий.
Например, иноязычные и русские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам и не склоняются, если относятся к женщинам: к Олегу Финкелю и Марии Финкель. Географические названия типа Шереметьево (в Шереметьеве), Комарово (Комарове) имеют нормой склоняемые и несклоняемые варианты, но не склоняются, если находятся при родовых названиях (от порта Ванино) или наименования заключены в кавычки (например, около фермы «Головлево»)
Иностранные фамилии на –ОВ и – ИН имеют в Т. п. окончание –ОМ, в отличие от русских фамилий, имеющих окончание –ЫМ Сравните: Власовым – Дарвином.
В фамилиях на –ИН – ЫН и -ОВ- ЕВ пишется в Т.п. ед.ч. –ЫМ, а в
названиях населённых пунктов на –ИН ЫН, -ОВ - -ЕВ, -ИНО – ЫНО, -ОВО – ЕВО в Т.п. ед.ч. пишется –ОМ.
Например: композитором БородинЫМ, селом БородинОМ
1.5. 1.Варианты образования форм.
Необходимость изучения морфологических норм вызвана ещё и тем, что многие слова различных частей речи имеют варианты образования форм. Например, в устной и письменной речи можно встретить: манжет - манжета, укладка рельсов и укладка рельс, садиться в плацкарту и садиться в плацкарт, три прокурора и трое прокуроров; приговор справедливый и приговор справедлив. Эти варианты форм слов разных частей речи имеют своеобразные смысловые и стилистические оттенки, которые влияют на практику их употребления.
1.2.Нормы употребления имени прилагательного
Возникновение ошибок при употреблении краткой и полной формы имени прилагательного.
Краткая форма выражает временный признак: Он еще молод; полная форма выражает постоянный признак: Он еще молодой.
Стилистическое различие ещё и в том, что полная форма прилагательного более нейтральная, краткая носит книжный характер.
Ошибки появляются и при образовании степеней сравнения имени прилагательного. Норме соответствуют сложные формы сравнительной степени типа “более + начальная форма прилагательного”: более интересный. Простая сравнительная степень прилагательного образуется путем прибавления к основе начальной формы суффиксов –ее(-ей), -е.
1.3. Нормы употребления числительных
Сложные числительные типа восемьдесят, семьсот – это единственная группа слов, в которых склоняются обе части: восемьюдесятью, семьюстами (твор. пад.), о восьмидесяти, о семистах (предл. пад.). В современной разговорной речи склоняемость сложных числительных утрачивается, чему способствует и профессиональная речь математиков, однако в официальной речи норма требует склонения обеих частей сложных числительных.
Часто встречается в речи неверное употребление собирательного числительного оба (обе). В сочетаниях с существительными мужского и среднего рода числительное оба в косвенных падежах имеет формы: обоих, обоим, обоими, об обоих. В сочетаниях с существительными женского рода числительное обе в косвенных падежах имеет формы: обеих, обеим, обеими, об обеих.
Собирательные числительные (двое, трое, …, десятеро) в официальной речи не употребляются, хотя по значению совпадают с количественными числительными. Но и в разговорной речи их употребление ограничено: они не сочетаются с наименованиями лиц женского рода, с неодушевленными существительными, с наименованиями высоких званий, должностей (герой, генерал, профессор и т.п.).
Собирательные числительные сочетаются с наименованиями лиц мужского пола (кроме названий высоких званий, должностей): двое мальчиков, шестеро солдат; с названиями детенышей: семеро козлят, пятеро волчат; с субстантивированными прилагательными: семеро конных, четверо военных.
1.4. Употребление местоимений
Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, возникают при употреблении местоимений себя, свой; указательных местоимений и местоимения он.
Местоимения свой и себя часто употребляются вместо требуемых нормой личных и притяжательных местоимений или наоборот. Косте понравились свои тапочки (правильно – его тапочки). Я нашел книгу у меня на столе (правильно – у себя на столе).
При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему обычно добавляется наращение н, отсутствующее при беспредложном употреблении того же местоимения: ему, ей – к нему, к ней. В просторечии это правило часто нарушается.
В литературном языке отсутствуют специальные притяжательные местоимения для обозначения принадлежности третьему лицу. В случае необходимости выразить данные отношения употребляются личные местоимения в родительном падеже: ее машина, ее дети. В просторечии такие притяжательные местоимения существуют: ихний, ейный, евойный.
1.5. Нормы употребления глаголов
1.5.1. При образовании видовых пар глагола существуют нормы, касающиеся чередования гласных в корне:
а) Чередование обязательно, если ударение падает не на корень (укоротить – укорачивать);
б) Чередование отсутствует, если ударение падает на корень (приохотить – приохочивать), однако в ряде слов отсутствие чередования является архаичным, искусственным (заработать, успокоить, удвоить, утроить).
в) Около 20 глаголов допускают колебания (варианты) в образовании видовых пар ( с чередованием в разговорной речи, без чередования – в книжной, деловой), например: условиться – условливаться и уславиваться, удостоить – удостоивать и удостаивать, обусловить – обусловливать и обуславливать.
1.5.2. В русском языке существуют глаголы, оканчивающиеся на –чь. В личных формах этих глаголов, кроме 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа, обязательным является чередование согласных г–ж, к–ч: жгу, жгут, но: жжешь, жжет, жжем, жжете; волоку, волокут, но: волочешь, волочет, волочем, волочете.
1.5.3. При употреблении глаголов необходимо учитывать их соотнесенность с видом, образование глаголами видовых пар: писать – написать, кричать – крикнуть, налить – наливать, нагрузить – нагружать. В ряде случаев видовые пары представлены глаголами с разными корнями: класть – положить, брать – взять. Большая группа глаголов не охвачена видовыми отношениями; это одновидовые глаголы совершенного вида (ринуться, очутиться) и несовершенного вида (бежать, наблюдать).
1.5.4. Рад затруднений в создании глагольных форм возникает при употреблении так называемых недостаточных (дефективных) и изобилующих глаголов. Недостаточные глаголы чаще всего не имеют формы 1-го лица: колоситься, разрастись, телиться, горчить, ржаветь, рассосаться, гласить, заключаться, победить, очутиться и др. Изобилующие глаголы имеют двоякие формы настоящего времени: полоскать – полоскает, полощет. Эти формы отличаются стилистически: формы без чередования употребляются в разговорной речи и просторечии, а формы с чередованием присущи литературному языку. [4.].
1.5.5.Синтаксические нормы требуют правильного построения основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений.
Очень часто нормы управления в словосочетаниях следует запомнить:
заслуживать чего-либо — заслужить что-либо;
озабочен (озабоченность) чем-либо — заботиться (забота) о чем-либо;
обрадован чем-либо — обрадоваться чему-либо;
беспокоиться о чём(ком)-либо — тревожиться за что(кого)-либо;
отзыв о чём-либо — рецензия на что-либо;
оплатить что-либо — заплатить за что-либо;
вера в победу — уверенность в победе.
Необходимо знать, что предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: Поезд отправился в поход вопреки предписанию.
Надо запомнить формы существительных с предлогом по:
По истечении депутатского срока назначаются новые выборы.
По окончании передачи смотрите рекламу.
По приезде сдайте отчёт о командировке.
В предложениях с однородными членами часто ошибочное построение связано с двойными союзами: В это лето я не только планирую сдать экзамены в школе, но и поступить в вуз.
Часты ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
Действия, выраженные глаголом-сказуемым и относящимся к нему деепричастием, должны относиться к одному лицу или предмету. Ошибка: Поднявшись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.
Деепричастные обороты не употребляются:
а) в безличных предложениях: Заглянув в тёмную комнату, мне стало почему-то страшно.
б) в страдательных конструкциях: Анализируя стихотворный текст, мной был неверно определён размер.
Это всего лишь частичный перечень правил употребления грамматических форм. Однако познакомившись с основными правилами, определяющими условия употребления форм разных частей речи, словосочетаний и предложений, можно прийти к выводу, что причиной грамматических ошибок может стать:
Глава 2.Как научиться соблюдать грамматические нормы своего языка?
2. 1. Прежде всего каждый говорящий на русском языке должен понимать, что существуют разновидности употребления форм слов (слесари-слесаря), построения предложения ( полное – неполное предложение) и т.д., связанные с различными сферами деятельности людей, разными условиями наших контактов друг с другом. Ведь язык мы используем по- разному в зависимости от речевой ситуации: где говорим, с кем говорим, с какой целью. В одних условиях мы должны строго следить за отбором слов, словосочетаний предложений, за правильностью и нормативностью форм и конструкций, в других условиях мы можем придать речи непринужденный характер, учитывая при этом определённый речевой этикет ( как систему правил речевого поведения, норм использования средств языка в определённых условиях).
Задача говорящего – внутренний самоконтроль, заключающийся в умении слышать не только собеседника, но и самого себя.
2.2.Вторая особенность подросткового возраста - быть, как все. «Все так говорят, и я так говорю». Часто мы уподобляемся среде, в которой вращаемся. Но мы забываем, что жизнь непредсказуема . В любой момент мы можем оказаться в обществе, более продвинутом, в котором соблюдают речевой этикет. И наши ошибки могут стать причиной наших комплексов: стеснительности, неуверенности, самоедства.
Задача подростка – самоанализ и корректировка собственной речи, которая начинается с желания анализировать как чужую речь, так и свою.
2.3. Третья составляющая, необходимая для формирования грамотной речи, – самоубеждение.
У подростка должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной, как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек.
И здесь надо выработать свою систему упражнений и речевых задач, которые обеспечат «формирование осмысленных умений и речевых навыков.
Основные из этих упражнений и задач:
- анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
- выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств;
- замена ошибочных вариантов нормативными: исправление ошибок в словоупотреблении, в построении словосочетаний и предложений» [5].
Заключение
1. Грамматика – это учение о слове и синтаксическом строе языка.
Знание грамматики и ее законов обязательно для каждого человека, говорящего на том или ином языке.
Каждый должен помнить о том, что «…если для общения людей необходим язык вообще, то для культурного общения необходим язык нормируемый» (Пешковский).
2. Мы должны помнить и о коммуникативном и эстетическом назначении речи.
Знание грамматических норм языка поможет нам почувствовать себя совршеннее, интеллигентнее, стать увереннее не только в общении, но и в профессиональной деятельности. «Самое трудное в деле искусства слова - это сделаться судьёй самого себя» (М.Пришвин)
3. Правильная, грамотная речь – залог успеха делового человека.
«По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать» (А.П.Чехов)
Изучайте особенности грамматических норм русского языка, для того чтобы стать успешным человеком.
Список литературы
1.А.А.Брагина. Литература на устном экзамене./ Отв. Ред. В.А.Татаринов.- М.: Московский лицей, 1998.- 208с.- стр. 163
2. Д.Э. Розенталь.- Пособие для поступающих в вузы., М:, ООО Издательство Оникс»; 2006.-416с.
3.https://studfile.net/preview/1195494/page:24/
4.https://studfile.net/preview/5911104/page:8/
5. сайт studopedia. ru
Приложение 1
Результаты выполнения заданий по русскому языку
первой части экзаменационной работы в форме ЕГЭ
№ задания | Тема | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
1. | Морфологические нормы (образование форм слова) | 77,3 | 70 | 70 | 83 |
2. | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | 62 | 63 | 80 | 76 |
Приложение 2
Словарик для дилетанта
«Говори правильно»
(Самые распространенные не только грамматические ошибки)
СлОва «ложить» не существует.
Что делать? - класть
Что сделать? - положить
Я хочу ему (что делать?) нравиться
Он мне (что делает?) нравится
«звОнит» или «звонИт»?
Правильно: «Тебе Вася звонИт», «позвонИшь маме»
«одеться » или «надеться»?
Надеть что-то. Одеть кого-то.
Надеть одежду. Одеть Надю.
Правильный ответ: прийти!
Но в будущем времени: приду, придёт.
Правильно: или «оплатить проезд» или «заплатите за проезд»
Оба мальчика. Обоим мальчикам.
Обои - это то, что на стену клеят!
Есть слова «вообще» и «в общем»
Не «эКспрессо», а «эспрессо»
Не «латтЕ», а «лАтте»
Не «капуЧчино», а «капучино»
Правильно: «поздравляю с днем (чего?) рождениЯ»
Вы хочете спать? – Нет, мы не хоТИМ спать.
Слайд 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ТЕМА: Что нужно знать о грамматических нормах русского языка и как научиться их соблюдать ? Выполнила Лебедева Софья, Группа 1МНЭ90Слайд 2
Актуальность темы Результаты выполнения грамматических заданий в форме ЕГЭ № задания Тема 2016 2017 2018 2019 1 Морфологические нормы (образование форм слова) 77,3 70 70 83 2 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления 62 63 80 76
Слайд 3
В чём причина недостаточного усвоения учебного материала по грамматике? Возможно, одна из причин грамматических ошибок состоит в том, что мы в повседневной жизни не следим за своей речью, демонстрируя порой свое невежество и безграмотность …
Слайд 4
Как научиться соблюдать грамматические нормы? Объект исследования – грамматические нормы русского языка Предмет исследования - особенности употребления грамматических норм русского языка в нашей речи.
Слайд 5
Гипотеза: Трудности в соблюдении грамматических норм связаны с незнанием норм употребления разных частей речи, словообразования, построения целых предложений и словосочетаний и отсутствием умений и навыков, связанных с их употреблением . Задача каждого культурного человека научиться соблюдать грамматические нормы языка.
Слайд 6
Цель и задачи С оставить рекомендации по овладению грамматическими нормами 1 . Собрать информацию о науке, которая изучает грамматические нормы русского языка. 2. Познакомиться с грамматическими нормами 3. Выяснить грамматические нормы разных частей речи. 4. Составить рекомендации по овладению грамматическими нормами.
Слайд 7
Грамматические нормы – это совокупность грамматических правил, по которым строится наша речь Грамматические нормы подразделяются на две основные : морфологические (образование форм различных частей речи); синтаксические (образование синтаксических единиц ). Остановимся на морфологических
Слайд 8
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ – правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: бухгалтеры слезай красивее три студентки Неправильно: бухгалтера слазь красивше или более красивее трое студенток ЭТО
Слайд 9
Особенности употребления имён существительных Все существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: дом, страна, село. Трудности при определении рода имён существительных возникают при определении рода таких существительных, как толь, тюль, шампунь; при определении рода несклоняемых существительных (собственных и нарицательных); при определении рода существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии, должности. Употребление форм рода
Слайд 10
Н екоторые отклонения от нормы, например: манго (фрукт тропического дерева) – муж. и ср. род; пенальти – муж. и ср. род; салями (сорт колбасы) – жен. род; кофе – муж. род; в разг. речи – ср. род и немногие другие.
Слайд 11
Некоторые слова относятся к общему роду, так как могут обозначать лиц мужского и женского пола: визави, инкогнито, сомали (народность).
Слайд 12
Названия животных в соответствии с литературной нормой относятся к мужскому роду, например: какаду, кенгуру, марабу, пони, шимпанзе . Исключение составляют слова: иваси (рыба) – жен. род; цеце (муха) – жен. род. Название животных в предложении могут употребляться как слова женского рода, если в тексте есть указание на самку животного: кенгуру кормила детеныша.
Слайд 13
Сложные случаи определения рода имён существительных 1) род аббревиатур, 2) род имён существительных с суффиксами субъективной оценки, 3) род иноязычных слов, 4) род слов, имеющих родовые варианты.
Слайд 14
Как определить род в аббревиатурах ? Родовая принадлежность большинства аббревиатур определяется по роду главного (стержневого) слова, например: Нововоронежск ая АЭС (женский род – атомная электростанция ) снабжает энергией всю Воронежскую область. Однако есть и исключения. Например, слово вуз (высшее учебное заведение) относится к мужскому роду, так как имеет нулевое окончание и склоняется по типу имён существительных 2-го склонения.
Слайд 15
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Если существительное мужского рода, обозначающее профессию или род занятий, называет лицо женского пола, то глагол-сказуемое согласуется с ним в женском роде, а прилагательное, выступающее в роли определения, в мужском, например: Опытный ( м.р .) хирург ( м.р .) Ковалёва успешно завершила (= лицо женского пола) операцию.
Слайд 16
Иноязычные и русские фамилии , оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам и не склоняются, если относятся к женщинам: к Олегу Финкелю и Марии Финкель .
Слайд 17
ЗАПОМНИТЕ: Иностранные фамилии на – ОВ и – ИН имеют в Т. п. окончание – ОМ , в отличие от русских фамилий, имеющих окончание – ЫМ Сравните: Власов ым – Дарвин ом 2. В фамилиях на – ИН – ЫН и -ОВ- ЕВ пишется в Т.п. ед.ч . –ЫМ , в названиях населённых пунктов на – ИН ЫН, -ОВ - -ЕВ, -ИНО – ЫНО, -ОВО – ЕВО в Т.п. ед.ч . пишется –ОМ . Например : композитором Бородин ЫМ , селом Бородин ОМ
Слайд 18
Синтаксические нормы требуют правильного построения основных синтаксических единиц словосочетаний и предложений Предлоги навстречу, благодаря, наперекор, вопреки, согласно, подобно употребляются только с ДАТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ (Кому? Чему?) Например: согласно приказу, благодаря другу, навстречу счастью, вопреки слухам, наперекор судьбе
Слайд 19
ЗАПОМНИТЕ: правильно неправильно Плакать ПО сыну ( Д.п .) Плачет ПО вас ( П.п .) Грустить О былом Грустить за тобой Скучать ПО брату ( Д.п .) Горюет ПО нас ( П.п .) Скучать за вами
Слайд 20
Как научиться соблюдать амматические нормы своего языка ? Иметь запас знаний, отрабатывать навыки.. Задача говорящего – внутренний самоконтроль, заключающийся в умении слышать не только собеседника, но и самого себя. Задача подростка – самоанализ и корректировка собственной речи, которая начинается с желания анализировать как чужую речь, так и свою. Третья составляющая, необходимая для формирования грамотной речи, – самоубеждение в том, что правильная речь -часть культуры человека.
Слайд 21
Заключение 1. Грамматика – это учение о слове и синтаксическом строе языка. Знание грамматики и ее законов обязательно для каждого человека, говорящего на том или ином языке . Каждый должен помнить о том, что «… если для общения людей необходим язык вообще, то для культурного общения необходим язык нормируемый» ( Пешковский ).
Слайд 22
Помнить о коммуникативном и эстетическом назначении речи 2.Знание грамматических норм языка поможет нам почувствовать себя умнее, интеллигентнее, стать увереннее не только в общении, но и в профессиональной деятельности. «Самое трудное в деле искусства слова - это сделать судьёй самого себя» . ( М.Пришвин )
Слайд 23
Правильная, грамотная речь – залог успеха делового человека . 3.«По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать» ( А.П.Чехов ) Изучайте особенности грамматических норм русского языка, для того чтобы добиться успеха в жизни!
Слайд 24
Словарик для дилетанта «Говори правильно» Ложите сюда – Нет, я КЛАДУ на место, где взял. СлОва « ложить » не существует. Что делать? - класть Что сделать? - положить
Слайд 25
Кондукторская ошибка: «Оплатите за проезд» Правильно : или «оплатить проезд» или «заплатите за проезд » Опять задумалась:«оба » или «обои»? Оба мальчика. Обоим мальчикам. Обои - это то, что на стену клеят!
Слайд 26
Разберемся с кофе : Он бывает чёрный,горячий и ещё Не « эКспрессо », а « эспрессо » Не « латтЕ », а « лАтте » Не « капуЧчино », а «капучино»
Слайд 27
Овладевайте грамматическими нормами русского языка И вы избежите недоразумений в своей жизни. Любите и знайте русский язык , великий и могучий!
Будьте как солнце!
Как нарисовать зайчика
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Астрономический календарь. Апрель, 2019