История возникновения храма, его реставрация, годы гонений, жизнь в настоящее время.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.docx | 1019.42 КБ |
prezentatsiya_pasha.pptx | 2.47 МБ |
Проектная работа
«История Богородицко-Никитского храма в селе Паники Медвенского района»
Авторы: Шпинькова Анна Игоревна 15лет, 9класс;
Мальцева Екатерина Ивановна 13лет, 7класс;
Лукянчикова Анна Николаевна 14лет, 8класс.
Руководитель: Андреева Анна Витальевна, учитель ОПК, краеведения, МХК, технологии МОБУ «Паникинская средняя общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области.
С.Паники
2018г
Тема: История Богородицко-Никитского храма в селе Паники Медвенского района
Цель: изучить историческое прошлое и настоящее православного храма села Паники и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
Методы исследования:
-наблюдения;
- сравнительно – исторический анализ источников, синтез и обобщение собранной информации.
План работы над темой:
- посещение школьного музея,
- посещение районного, областного архивов;
- изучение литературы;
- беседа со священником;
- посещение службы в местном храме.
Актуальность выбранной темы. В последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся мечети. У каждого храма есть своя история. В нашем селе история церкви начинается с начала 18 века. В своём исследовании хотим рассказать об истории нашего местного храма в селе Паники.
Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на становление, так и на закрытие и возрождение церкви.
Над храмами сверкают купола,
Народу возвращаются иконы,
И мы идём и отдаём поклоны,
Под звон, что издают колокола…
Вернулось то, что ждали много лет,
Вернулась Вера к русскому народу,
Пройдя через гоненья и невзгоды,
Заблудшим душам подарила свет.
Богородицко-Никитский храм села Паники.
Каждый раз, когда приближаются Великие Православные праздники в доме царит необычайно теплая атмосфера ожидания чего-то светлого. Возникает вопрос, что именно вызывает это чувство: то ли предвкушение разговления после причастия, то ли целый день отдыха, то ли поход с бабушкой в храм и зажигание свечей…
Да, наверное, именно храм, дом Господа так приветливо принимает нас, озаряя душу и мысли. В один момент нашей группе стало очень стыдно, что мы так мало знаем о столь притягивающем нас месте, и было принято решение окунуться в историю нашего родного Богородицко-Никитского храма.
Первым делом решили начать с нашего музейного архива, но, оказалось, что этого недостаточно, так как нашли там крупицы информации. Нам очень помог рассказ действующего отца Николая, однако священнослужитель не смог дать нам документальных подтверждений, так как архив храма сгорел еще в довоенное время и архивные сведения сохранились лишь в Областном и Обоянском архиве.
Настоятель храма с ученицей
Лукьянчиковой Анной.
Итак, представляем вам итог наших поисков.
Информация о Святом Никите
В «Топографическом описании Курской губернии» (1784) деревянная церковь в с. Паники, которая лежала при речке Паниках, именовалась в честь святого мученика Никиты.
От бабушек и жителей нашего села мы часто слышим, что храм в Паниках - Никитский, а Божья Матушка его и всех людей оберегает. С вопросом об освещении храма обратились к нашему отцу Николаю. Оказывается, наш храм уникален! Архивные источники говорят, что величественный храм освящен в честь война Никиты, который, однако, никогда не был в нашем селе.
Наш интерес вызвал местный священнослужитель. Он посоветовал узнать об этом войне и рассказать ребятам, о мало известном ратнике. И мы начали новые исследования. Сеть интернет дает очень противоречивую информацию, поэтому пришлось обратиться к церковным книгам. Одна на церковно-славянском языке нас очень заинтересовала – Акафистник, который напечатан в Н.Новгороде в1995году. Из нее мы узнали следующее: Святой Никита был готским воином и жил на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии в середине 4 столетия. Его обратил в христианство и крестил епископ Феофил, известный просветитель готов и участник первого Вселенского собора в 325 году.
Икона Никития перед входом в храм.
В то время между готами возникла междоусобная война. После победы Фригента для христианства наступили благоприятные времена. Преемник епископа Феофила, святитель Урфия (или Ульфилла, 311-383гг.) создал готскую азбуку и перевёл с греческого языка на готский много духовных книг. Святой Никита своей проповедью и своей благочестивой жизнью много способствовал утверждению христианской веры среди готов и пропагандировал готскую азбуку. Никита, став духовным вождём христиан-готов, обличал Афанариха, князя готов - гонителя христианской веры, в безбожии и жестокости. Он призывал верующих быть твёрдыми и не бояться мученичества. Вскоре Никита был схвачен и предан жестоким истязаниям. Его бросили в огонь, и он скончался 15 сентября 372г. Друг Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал его тело, не поврежденное и озаренное чудесным светом, перенёс в Киликию. С тех пор от мощей святого мученика Никиты начали совершаться чудеса и исцеления. В последствии оно было перевезено в Константинополь. Частица мощей великомученика Никиты находится в монастыре Высокие Дечаны в Сербии. День памяти великомученика Никиты-15 сентября (по новому стилю – 28сентября). В России около 80 храмов освящены или имеют приделы во имя великомученика Никиты. Наиболее древние из сохранившихся храмов находятся в Москве. Один из таких храмов находится у нас – в Паниках.
История храма
В прошении прихожан Никитской церкви с. Паники Обоянского уезда Курской губернии имеются сведения о дате постройки храма: «Жители с. Паник в 1867 г. с согласия приходских священнослужителей составили приговор в том, что храм, устроенный в 1753 г., сильно обветшал и необходимо перестроить с пристройкой придела, в связи с увеличением приходских душ и оставить престол во имя Святого Никиты». 24 мая 1870 г. государственные крестьяне с. Паники Обоянского уезда, прихожане Никитской церкви, вновь составили прошение о желании построить новую однопрестольную деревянную церковь на каменном фундаменте во имя вмч. Никиты, празднуемого 15 сентября. Строение старого храма решили разобрать и использовать пригодный материал для строительства новой церкви [2]. (Приложение 1, рис. 1-2)
Благочинный протоирей Алексей Краснитский в своем свидетельстве от 10 сентября 1870 г. сообщал, что существующий храм Обоянского уезда с. Паник во имя св. мч. Никиты «в стенах крепок и для богослужения безопасен, состав прихода остался тот же», но все жители единодушно свидетельствуют, что хотят на свои собственные средства построить двухпрестольную каменную церковь» [2].
В 1872 г. разрешено построить в селе вместо деревянной Никитской, новую церковь во имя св. вмч. Никиты и в честь Феодоровской Божией Матери. Закладка храма была совершена 15 сентября 1873 г. [2].
Паникинцы решили возвести новый кирпичный храм с колокольней, чтобы он был виден издалека. Руководить строительством пригласили приезжих мастеров, а помогали им всем селом. Холм под храм насыпали вручную. В Сирокином Яру соорудили кирпичный завод. По селу собирали денежные средства, молоко, яица для раствора. Все работы выполняли вручную. В одной связи с храмом располагалась каменная колокольня, покрытая железом [2]. (Приложение 1, рис. 3-4)
Возводили храм долго, затем расписывали его стены, и лишь в 90-х годах 19века он был освещен.
15 сентября 1877 г. престол вновь построенной каменной церкви в с. Паники Обоянского уезда был освящен в честь Богородицы. Придел во имя св. вмч. Никиты оставался неосвященным до окончания отделки. Освящение состоялось 15 сентября 1879 г. [2]. В приход кроме с. Паники входил х. Танеевка. Прихожан на 1908 г. числилось 1841 м.п. [2]. (Приложение 2, рис.5)
Причет владел усадебной землей -1,8 десятин и пахотной - 32 десятины. Кроме этого церковь владела зданием церковной каменной сторожки, крытой железом, окрашенной красной масляной краской, и зданием, в котором располагалась смешанная одноклассная церковно-приходская школа, учрежденная в 1885 г.
Священник Василий Матвеевич Попов, окончивший полный курс духовной семинарии в 1896 г., рукоположен в священники Богородицко- Никитской церкви в 1899 г. При храме открыли школу и разместили ее в церковной сторожке. Учителями были батюшка и его дочь. Батюшка преподавал «Закон Божий», а дочь учила читать, писать и считать. Учеников в школе было мало – 30-35. (Приложение 2, 6-7)
После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. храм продолжал действовать, договор составлен 20 октября 1920 г.
После составления договора была проведена опись церковного имущества Богородицко- Никитского храма: «Храм каменный, одноэтажный, холодный. Придел во имя муч. Никиты. В храме 16 окон, на них 12 решеток. Дверей деревянных — 4. Количество глав - 2, покрыты железом. Кресты гладкие. Снаружи храм окрашен по кирпичу. Внутри храма есть живопись. Последний ремонт снаружи производился в 1899 г.. внутри в 1911 г. Колокольня кирпичная двухъярусная 1877 года постройки, на ней 3 древних колокола. Вес одного колокола 103 п., вес других неизвестен» [2].
Роспись храма, клиросы с деревянной решеткой, алтарь с железной решеткой обновлены в 1911 г. [2].
В иконостасе главный, левый и правые приделы деревянные, золоченые, все в ветхом состоянии. В главном 9 ярусов, левый и правый приделы по 5 ярусов, исполнены в 1877 г., возобновлены в 1911 г. Отдельно стоящих икон в алтаре — 8, в храме — 7.
Ограда вокруг храма кирпичная, 5 деревянных дверей, одна дверь железная. Кроме того в стенах церковной ограды есть церковная сторожка, которая служит квартирой церковного сторожа и совершения крещения младенцев в зимнее время. На расстоянии 15 саж. от церкви находится церковный дом, построенный специально для священников. (Приложение 2, рис. 8)
Конечно, есть в истории и черные страницы, когда православная вера подвергалась гонениям со стороны советской власти. В 20-е годы 19 столетия был создан «Союз воинствующих безбожников», который в Паниках имел ячейку, 15-20человек. В нее входила молодежь, в том числе комсомольцы. Среди верующих они распространяли антирелигиозную литературу, а для тех, кто неграмотный, устраивали устную пропаганду в виде громких читок. На дома верующих людей вывешивались листовки с угрозами в их адрес. В начале 30-х годов исчез священник, но старики говорят, что его утопили в водоеме, который заполнялся водой после рытья торфа. Правда ли это, мы не знаем, но о таком зверстве мы слышали от старейшин нашего села [1].
После принятия в 1918 году декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» повсеместно стали закрываться храмы. Церковное имущество конфисковывалось, священников арестовывали. Эта участь не обошла и паникинский приход.
Согласно декрету ВЦИК от 16.02.1922 г., уездподкомиссия при Курской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей 27 мая 1922 г. составила опись ценностей, изъятых из Богородицко-Никитской церкви с. Паники Обоянского уезда, по которой из храма изъяты предметы весом З фунта. В областном архиве хранится эта опись ценностей, изъятых по декрету ВЦИК от 16.02.22 года из Богородицко-Никитского храма: ковчег, тарелочки, ковш, крест. (Приложение 3 рис.9) Дополнительно сданы: чаша, диски, звездица, лжица. От верующих присутствовали члены церковного Совета Е.Карпушин, Е.Стародубцев, М.Скопцов, А.Придворов. Чистой воды воровство под прикрытием государства! Ведь все изъятые вещи были выполнены из драгоценных металлов. И все равно православные паникинцы не хотели сдаваться. В 1922 роковом году в Паникинском храме продолжили службу священник Петр Терентьевич Титов, диакон – Григорий Петрович Титов, псаломщик – Михей Матвеевич Скобцев и церковный староста Е. Карпушин.
В Богородицко-Никитской православной общине состояло 1588 прихожан, но, не смотря на это, храм все же был закрыт в 1930 году. Здание, как повелось в СССР, приспособили под колхозный склад. И этого оказалось мало, решили разобрать храм по кирпичикам, но не получилось. С каждым ударом кирки от кирпичей только искры отскакивали, а камень не поддавался.
По состоянию на 1 июня 1937 г. Никитская церковь с. Паники Сталинского сельсовета была занята под ссыпку хлеба с 1930 г. В храме расположили склад. Людям некуда было пойти помолиться.
Сведения о возобновлении деятельности церкви во время Великой Отечественной войны и после нее не найдены.
Возвращение храма
Храм до реставрации, 1980 год.
В соответствии с Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. зарегистрирована религиозная организация - православный Никитский приход (Московский патриархат) в с. Паники (16 ноября 1999 г. № 134р).
Десятки лет никакого ремонта в церкви не производилось. В результате, когда приходу вернули храм, в нем на месте купола росла трава, с потолка капала вода, был разрушен пол, выбиты окна, осыпалась штукатурка, старинные фрески уходили в небытие.
В 1997году храм был освящен митрополитом Ювеналием. С Божьей помощью началась работа по восстановлению храма – поистине и центра всей жизни многих поколений паникинцев: ведь тут крестились, венчались, служили панихиды по умершим.
Поэтому первыми откликнулись прихожане, которые ходили в каждый дом и просили внести лепту на восстановление храма. И люди не отказывали. Помогали и районные руководители: В.А.Шивинский, Н.И.Шалопинин, А.М.Канунников, Н.С.Зюзин и многие другие. В храме появились газовое отопление, новые окна, двери и другое. Стал возрождаться из руин веками намоленный храм. Ведется в нем служба Богу.
Сначала настоятелем был отец Александр Нужных, который прослужил недолго, но успел Храм в ходе реставрации, 1999 год. оставить добрую память. В 1997 году он начал
капитальный ремонт храма. Весной 1998 года им были вставлены новые окна.
Настоятель храма - Отец Николай дает интервью.
С 13 февраля 1999 года настоятелем храма является Николай Мацаков, который также прикладывает все силы для реставрации храма: сделан купол, все помещение оштукатурено, все иконы и старинные фрески (их около 25), которые были в плачевном состоянии отреставрированы.
Иконы после реставрации.
В 2001 году были сделаны полы и проведено отопление. Но батюшка не хочет останавливаться на достигнутом – планируется строительство колокольни, и реставрация южного предела в честь Федоровской Божьей Матери и ризничной в честь Иоанна Богослова.
Ризница Иоанна Богослова Южный предел Федоровской Божьей Матери
Все эти преобразования нужны людям, приход постоянно пополняется и расширяется. Сейчас, конечно, служб не так много 105 – 110 в год, нет пономаря, дьякона, но это лишь временные трудности, отец Николай верит, что возрождение храма поможет привлечь людей к молитве, вере, а потому не жалеет сил и времени для этого.
Отреставрированная икона Спасителя в алтаре.
15 сентября (по новому стилю – 28сентября) - это особо чтимый в нашем народе день. Обычно, на этот престольный праздник к нам, в Паники приезжает много гостей, и это не случайно.
Надо отметить, что с каждым годом наш храм посещают все больше и больше прихожан. Здесь всегда очень доброжелательная обстановка. Всегда можно рассчитывать на помощь.
ФОТО велопробег
Приходская жизнь Богородицко – Никитского храма очень насыщенная. Оказывается помощь нуждающимся. На воскресную службу сюда стекаются прихожане с близлежащих сел: Драчевки, Шелковки. На службу приходят много детей со своими родными. Мы с одноклассниками ощущаем себя словно в «машине времени», перенесшими нас на более чем 100 лет назад.
Вывод
История Богородицко-Никитского храма – это история родного края. И входе исследования мы пришли к выводу, что исторические события и политика государства повлияли как на становление, так и на закрытие и возрождение церкви. Ведь у людей отобрали на много лет святое – Храм. Они были вынуждены искать место для общения с Богом. Много времени и средств уйдет на восстановление храма, на воссоздание того, что не сумели сохранить благодаря обстоятельствам.
Стоя в храме, мы поймали себя на мысли, что в храме соединяется прошлое, настоящее и будущее. Ведь будущего без Бога нет и не может быть. Единственным, ради которого мы приходим в церковь – это Бог. Если Он будет у нас главным, то будут совсем неважны многие вещи, даже несовершенства людей. И когда все люди поймут это, то все больше и больше прихожан будут посещать храм ради своего спасения.
Результат
Общаясь со своими сверстниками, мы поняли, что они тоже мало знают о нашем храме и наше выступление на факультативе по Основам православной культуре, было очень кстати и несло познавательное значение.
В апреле наша группа выступила на районной краеведческой конференции «Медвенский край глазами молодых», где были отмечены сертификатами.
8Мая 2018 года мы выступали публично перед участниками велопробега, который проводился в Медвенском районе среди обучающихся и преподавателей школ и был посвящен Дню Победы. Почти 100человек смогли познакомиться с историей нашего храма и принять участие в его благоустройстве.
Выступление перед участниками велопробега
Но это еще не все. Один из одноклассников захотел пойти в храм и попросил ему помочь в этом. А значит наше выступление с проектом прошло не зря. У нашего храма, мы уверены, будет еще один прихожанин и не один.
Слова М.Горького, сказанные много лет назад, как нельзя лучше подходят к нам:
«Чем лучше мы будем знать прошлое,
тем легче, тем более глубоко и радостно поймем
великое значение творимого нами Настоящего!»
М.Горький
Список литературы
Приложение 1
Рис. 1. Дело из областного архива Рис. 2. Прошение о строительстве храма
Рис. 3. Лист пожертвований на строительство храма
Рис. 4. Клировая ведомость
Приложение 2
Рис. 5. Ведомость Рис.6. Титульный лист
Рис. 7. Послужные списки. Рис. 8. Ведомость о храме
Приложение 3
Рис. 9 Опись изъятых ценностей.
Слайд 2
История Богородицко-Никитского храма в селе паники медвенского района МОБУ « Паникинская средняя общеобразовательная школа» Подготовили: Шпинькова Анна Лукьянчикова Анна Мальцева Екатерина Руководитель: Андреева А.В.
Слайд 3
Богородицко-Никитский храм в селе паники
Слайд 4
Дело из областного архива
Слайд 5
Великомученник никита
Слайд 6
Прошение о строительстве храма
Слайд 7
Лист пожертвований на строительство храма
Слайд 8
Свидетельство о построении нового храма
Слайд 9
Ведомость о церкви
Слайд 10
Послужные списки (продолжение)
Слайд 12
Храм до реставрации, 1980 год
Слайд 13
Храм в начале реставрации , 1999 год.
Слайд 14
Отец Николай дает интервью
Слайд 15
Южный предел Федоровской Божьей Матери
Слайд 16
Ризница Иоанна Богослова
Слайд 17
После службы.
Слайд 18
Вход в храм
Слайд 19
Иконостас
Слайд 20
Икона Спасителя в алтаре
Слайд 21
Спаситель
Слайд 22
Идите в храм! Ведь больше всех на свете Бог любит Вас! Надолго. Навсегда.
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Слайд 24
Ведомость о храме
Слайд 25
Икона святого Никиты
Слайд 26
Мирские заботы служителя
Слайд 27
Распятие
Именинный пирог
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Как Дед Мороз сделал себе помощников