В своей работе автор ставила цель выявить круг читательских интересов своих сверстников, составить читательское досье класса.
Вложение | Размер |
---|---|
dose_6_kl.doc | 900 КБ |
Рецензия
Работа по теме «Что и как читают мои одноклассники?» велась в течение года.
В своей работе автор ставила цель выявить круг читательских интересов своих сверстников, составить читательское досье класса.
Результаты исследования показали, что в круге чтения шестиклассников присутствует литература всех родов и жанров. Среди книг, наиболее часто выбираемых, оказываются фантастика, приключения и исторические произведения. Интересна им познавательная литература. Много ребят увлечены поэзией, но абсолютно равнодушны они к книгам об их сверстниках.
Таким образом, читатель – шестиклассник предстает как фигура достаточно противоречивая, с очень разнообразным кругом чтения.
В целом, ребята 6-А класса очень положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем 2-3 часа в неделю, любят читать и выбирают книги по своему вкусу.
Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.
Результаты проведённых исследований убеждают в том, что читательский интерес шестиклассников достаточно высок. Однако пока они читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». В классе есть дети, которые читают по принуждению или не читают вовсе. Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения. Тем не менее, ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.
Работа раскрыта достаточног глубоко. Имеет фактические доказательства из результатов проведённогого исследования.
Руководитель : Бояринцева А.А.
Оглавление
Рецензия
I. Введение
II. Основная часть. Читательское досье 6 «А» класса.
2.12. Размышляем
2.13. Формуляры школьной библиотеки
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
V. Приложение.
I. Введение
Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
Почему же многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии? Что интересно читать моим сверстникам и читают ли они вообще? Какие литературные герои сегодня являются кумирами детей моего возраста? Как возродить интерес школьников к литературе?
Чтобы ответить на эти волнующие меня вопросы, я попыталась изучить читательские интересы учащихся своего класса.
Цель исследования – выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.
Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.
2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.
3. Составить перечень «Любимых книг моего класса».
4. Провести анкетирование.
5. Представить полученную информацию одноклассникам в виде презентации
Объект исследования – учащиеся 6 «А» класса
Предметом исследования – читательские интересы учащихся 6 «А» класса нашей школы
В ходе работы я опиралась на методы наблюдения с последующим анализом материала через анкетирование, тестирование, устный опрос.
Материал исследования: анкета (приложение), формуляры школьной библиотеки.
II. Основная часть. Читательское досье 6 «А» класса
Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний на второй план. А ведь печатная книга существовала с середины 15 века, когда великий Иоганн Гуттенберг впервые напечатал Библию.
А Николай Рерих сказал: «Среди искусств, украшавших и улучшающих нашу жизнь, самым древним является искусство книги».
Бытует мнение, что современного ученика, кроме мобильного телефона, Интернета и общения со сверстниками ничего не интересует и книг они совсем не читают.
Возможно, ученики читают, не в том объеме, что читали их родители в детстве, но это и понятно - ведь источников информации сейчас великое множество, но КНИГА, обычная, с шелестящими страничками, находит свое место в жизни школьника.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Дени Дидро. Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где, правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Иногда чтение приносит радость и умиротворение, иногда гнев и возмущение. Всё зависит от того, какие книги мы читаем. Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают мои одноклассники?
2.1. Отношение к чтению
Какие же книги читают мои одноклассники? Я провела опрос одноклассников по теме «Что вы любите читать?». Результаты опроса следующие:
Сколько человек | ||
1 | Любят читать | 19 человек |
2 | Не любят читать | 3 человека |
3 | Читают только то, что задали на урок литературы | 7 человек |
4 | Читают развлекательную литературу | 7 человек |
5 | Читают познавательную литературу | 7 человек |
Итак, в классе читают, но читают по разным причинам. 16% одноклассников читает развлекательную и познавательную литературу, 17% читает то, что задали на урок. Вообще не любят читать 7% учеников нашего класса. Но большее количество класса любят читать это 44%.
2.2. Что читают в классе
Сколько человек | ||
1 | Фантастика | 12 человек |
2 | Юмор | 1 человек |
3 | «Ужастики» | 3 человека |
4 | Познавательные книги | 1 человек |
5 | Приключения | 9 человек |
6 | Детективы | 5 человек |
7 | Боевики | 3 человека |
8 | Стихи | 5 человек |
9 | Исторические книги | 5 человек |
Популярностью в классе пользуется фантастика и приключения. На втором месте в равных долях детективы, стихи и исторические книги.
2.3. Любимая книга
Сколько человек | ||
1 | Нет | 5 человек |
2 | 7 человек | |
3 | 6 человек | |
4 | Дети капитана Гранта | 6 человек |
5 | Гарри Поттер | 11 человек |
Самой любимой книгой в нашем классе является книга «Гарри Поттер». Эту книгу читает 11 учеников, что составляет большее количество % - это 38%. На втором месте книга «Записки о Шерлоке Холмсе», которую читает 7 учеников, и это 24%. На третьем месте книга «Приключение Чипполино», её читает 6 учеников, что составляет 21 %. И на последнем месте, это те ученики, у которых вообще любимой книги нет, - 17.
2.4. Любимый герой
Сколько человек | ||
1 | Нет | 5 человек |
2 | Гарри Поттер | 11 человек |
3 | Чипполино | 6 человек |
4 | Шерлок Холмс | 7 человек |
5 | Лорд и Леди Гленарван | 6 человек |
По данной таблице мы видим, что у 11 учеников из класса есть любимый герой, и это - Гарри Поттер, у 7 учеников из класса любимый герой - это Шерлок Холмс, на третьем месте - это Чипполино и Лорд и Леди Гленарван. Эти любимые герои 6 учеников. И на самом последнем месте это те ученики, у которых вообще любимых героев нет.
2.5. Любимый писатель
Сколько человек | ||
1 | Нет | 4 человека |
2 | Не помню | 3 человека |
3 | Не знаю | 3 человека |
5 | Л.Н.Толстой | 5 человек |
6 | А.С.Пушкин | 9 человек |
По данной таблице мы видим, что у 4 учеников и вовсе любимого писателя нет, 3 ученика на анкетировании также забыли фамилию своего любимого писателя, у 5 учеников есть любимый писатель - это Л.Н.Толстой , и у 9 есть свой самый-самый любимый писатель - это А.С.Пушкин.
2.6. Любимый поэт
Сколько человек | ||
1 | Нет | 4 человека |
2 | не помню | 5 человек |
3 | не знаю | 5 человека |
4 | А.С.Пушкин | 3 человека |
5 | Н.А.Некрасов | 5 человек |
6 | С.А.Есенин | 3 человека |
Не имеют любимых поэтов 4 человека, не помнят и не знают ещё 5 человек. В результате у 14 человек нет любимых поэтов. 11 человек назвали классиков. Подсказкой при ответе послужило изучение данных поэтов на уроках литературы.
2.7. Сколько времени уходит на чтение
Сколько человек | ||
1 | 30 минут | 5 человек |
2 | 1 час | 1 человек |
3 | 2 часа | 3 человека |
4 | 2 часа 30 минут | 1 человек |
5 | По- разному | 9 человек |
По данной таблице мы видим, что полчаса в день читает 3 ученика из нашего класса,1 час в день читает 1 ученик, по 2 часа в день читает 3 ученика, 2 часа 30 минут в день читает 1 ученик, и остальные 9 учеников читают по -разному.
2.8. Сколько раз в неделю вы читаете
Сколько человек | ||
1 | Не знаю | 3 человека |
2 | По разному | 5 человек |
3 | 2 дня в неделю | 3 человека |
4 | 3 дня в неделю | 3 человека |
5 | Каждый день | 7 человек |
По данной таблице мы видим, что 2 дня в неделю и 3 дня в неделю читает равное количество учеников. Каждый день читает 7 учеников, 3 ученика вовсе не читают ни разу в день, и остальные 5 учеников читают по- разному.
2.9. Чтение – это…
Сколько человек | ||
1 | Отдых, развлечение | 11 человек |
2 | Познание нового | 7 человек |
3 | Помощь в учебе | 3 человека |
При ответе на данный вопрос получены следующие результаты:
11 учеников назвали чтение способом отдыха, развлечения и для 3 учеников чтение является помощью в учебе. Для 4 учеников чтение – это познание нового, что соответствует ответу на 1 вопрос, где 7 учеников отметили, что любят читать познавательную литературу.
2.10. Чтение родителей
№10 | Кто читает в вашей семье? | Сколько человек |
1 | Читает только мама | 7 человек |
2 | Читает только папа | 2 человека |
3 | Читают оба родителя | 9 человек |
4 | Родители не читают | 3 человека |
В 3 семьях родители не читают вообще. В 7 семьях читают только мамы. В 9 семьях читают оба родителя. Только в 2 семьях читает папа. Отсюда следует вывод, что в 18 семьях, со слов учащихся, родители читают. Следует вывод, что низкое семейное чтение и пример родителей негативно влияют на детей.
2.11. Своя библиотека
Сколько человек | ||
1 | Есть | 17 человек |
2 | Нет | 3 человека |
3 | Беру книги в школьной библиотеке | 3 человека |
По данной таблице мы видим, что у 17 учеников есть своя библиотека дома, у 3 учеников, к сожалению, нет своей библиотеки дома и берут они книги в школьной библиотеке.
2.12. Размышляем
Сколько человек | ||
1 | Чтение обогащает нашу речь, делает нас грамотными и развитыми | 5 человек |
2 | Чтение помогает познать мир, себя и окружающих | 5 человек |
3 | Чтение – это и развлечение и удовольствие | 7 человек |
4 | Чтение устарело | 0 человек |
5 | Чтение скучное и ненужное занятие | 5 человек |
5 учеников считают, что «Чтение обогащает нашу речь, делает нас грамотными и развитыми». Но огорчает тот факт, что 5 учеников считают, что «Чтение скучное и ненужное занятие». Данный факт подтверждает ответ на 1 вопрос, что читать не любят 3 ученика. У 5 человек нет ни любимого героя, ни любимого писателя. В интернете я прочитала высказывание В.В.Путина «Мы долгое время были одной из самых читаемых стран мира. Сейчас у нас растет количество людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. Повышение читательского интереса является общенациональной задачей». Что же делать, чтобы вырос читательский интерес моих сверстников?
У библиотекаря мы получили сведения о том, как часто ученики ходят в библиотеку и берут книги для чтения. Школьная библиотека имеет в наличии большой выбор художественной литературы: классика, современная литература, зарубежная литература, детская литература, учебная литература. При изучении формуляров 6 «А» класса, взятых в школьной библиотеке, я выяснила, что:
1. 7 из 19 (36%) учащихся класса берут книги для чтения, остальные обращаются в библиотеку только за учебниками.
2. Эти 36% брали книги, изучаемые на уроках литературы по школьной программе.
3. Книги для внеклассного чтения учащиеся класса в школьной библиотеке не берут.
Мои одноклассники не используют в полной мере возможности школьной библиотеки по причине сниженного интереса к чтению.
III Заключение
В своей работе я ставила цель выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье своего класса. Выглядит оно следующим образом: в круге чтения ребят присутствует литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых одноклассниками, оказываются фантастика, приключения и исторические произведения. Интересна моим одноклассникам и познавательная литература. Много ребят увлечены поэзией. Абсолютно равнодушны они к книгам об их сверстниках.
Таким образом, читатель – шестиклассник в нашем досье предстает как фигура достаточно противоречивая, с очень разнообразным кругом чтения.
В целом, ребята моего класса очень положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем 2-3 часа в неделю, 34% читают каждый день, любят читать и выбирают книги по своему вкусу.
Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.
Результаты наших исследований убеждают в том, что читательский интерес моих одноклассников достаточно высок. Однако пока мои одноклассники читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». В классе есть дети , которые читают по принуждению или не читают вовсе. Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения. Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.
Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих сверстников. Первым шагом к этому стала моя работа, результатом которой является не только читательское досье моего класса.
Повышение интереса к книге зависит от каждого из нас. Моя работа – это первый шаг к развитию интереса к книге.
Чтение книг – это как движение по лестнице, ведущей вверх. Прочитал книгу, которая не просто тебе понравилась, а что-то изменила в тебе – поднялся на ступень выше. Прочитал еще одну – еще поднялся. С каждым годом меняются ориентиры и цели в жизни, появятся другие идеалы. И все это во многом благодаря книгам. Это называется - читательское взросление.
В результате проведенного исследования, к сожалению, я вынуждена признать, что, несмотря на положительное отношение к чтению и понимание важности и значимости книг, дети не хотят читать или читают без удовольствия и неохотно, предпочитая получать информацию из других источников.
Я считаю, что нежелание читать и неумение правильно читать, тесно связаны между собой. Потому что когда человек не умеет что-то делать, то он и не выполняет эту работу.
Кроме того, я планирую в этом учебном году выступить на родительском собрании и ознакомить родителей с читательским досье класса, а также рассказать о роли семейного чтения.
И это лишь малая часть того, что нужно сделать для возрождения культуры чтения. Заканчивая работу, хочу обратиться к своим сверстникам со словами грузинского поэта Алио Мирцхулава:
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный…
В своей работе я поставил перед собой цель - выявить круг читательских интересов моих одноклассников, составить читательское досье моего класса, составить список интересных книг на лето. Цель мною достигнута.
IV. Использованная литература
Интернет-ресуры:
2.http://www.noosfera-center.ru/index.php?content=opros.
4.http://www.samokatbook.ru/ru/news/list/,
6.http://detskie-knigi.livejournal.com/.
V. Приложение
Анкета
Отношение к чтению:
1.Люблю читать.
2.Не люблю читать.
3.Читаю только то, что задали на урок литературы:.
4.Читаю развлекательную литературу.
5.Читаю познавательную литературу.
6.Читаю по принуждению родителей.
7.Читать не люблю.
8.Читаю от нечего делать.
Что любят читать
1.Фантастику.
2.Юмор.
3.«Ужастики».
4.Познавательные книги.
5.Приключения.
6.Детективы.
7.Боевики.
8.Стихи.
9.Исторические книги.
10Книги о своих сверстниках.
Любимая книга_________________________________________________
Любимый герой ________________________________________________
Любимый писатель ____________________________________________
Любимый поэт ______________________________________________________
Сколько минут или часов в день ты читаешь ___________________________
Сколько дней в неделю _____________________________________
Чтение это:
1.Отдых, развлечение.
2.Познание нового.
3.Помощь в учебе.
Вид досуга
Чтение родителей
Своя библиотека
1.Есть.
2.Нет.
3.Беру книги в школьной библиотеке.
4.Беру книги в поселковой библиотеке.
5.Читаю по интернету.
Размышляем
1.Чтение обогащает нашу речь, делает нас грамотными и развитыми.
2.Чтение помогает познать мир, себя и окружающих.
3.Чтение – это и развлечение и удовольствие.
4.Чтение устарело.
5.Чтение скучное и ненужное занятие.
Проказы старухи-зимы
Круговорот воды в пакете
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Зимний дуб