«Я почитаюсь загадкою для всех» (Роль мистики в жизни и творчестве Н. В. Гоголя).
Каждый большой художник – это целый мир. В художественном наследии запечатлены история и душа народа. Особая роль в этом отношении принадлежала Гоголю.
Одна из причин загадочности великого писателя - мистика в его творчестве. И именно мистика Гоголя - тема, которой посвящена исследовательская работа, сейчас особенно актуальна. Как она повлияла на современников Гоголя и как может влиять на людей нашего времени?
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что по – особому «звучат» его произведения в современной России, потому что великий классик зло высмеивает казнокрадов, чиновников, бюрократов, взяточников, показывая эти пороки через мистические образы. Мне думается, что злободневность данной темы для сегодняшнего состояния общества как никогда ярка, потому что у нас, к великому сожалению, те же социальные проблемы, что и во времена Гоголя.
В том числе популярность мистической литературы с годами лишь увеличивается. Огромное количество людей по всему миру следуют за сказочным миром мистической литературы, ища красоту во мраке и таинстве.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по литературе | 93.32 КБ |
Стендовая защита работы | 1.19 МБ |
Оглавление
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1.Версии, обосновывающие насыщенность произведений Гоголя мистическими персонажами.......................................................................5
Глава 2.Нечистая сила на страницах сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».............................................................................................................7
Глава 3.Сборник «Миргород». Нечисть, обитающая в человеческих душах в повести «Вий».................................................................................................10
3.1. Фольклорные корни в повести «Вий»..........................................................11
3.2. Фантастическое и реалистическое в повести «Вий»...................................12
Глава 4. Сборник «Петербургские повести» .............................................16
4.1.Петербург - город страшной реальности, призрачности и фантастичности..........................................................................................................16
4.2 Нечистая сила. уничтожающая человека, в повести «Нос»........................17
4.3 Фантастический образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель»..............19
Заключение.................................................................................................................21
Список использованной литературы.......................................................................22
Приложение 1.............................................................................................................23
Введение
Для того чтобы постичь Гоголя, надо или родиться Гоголем,
или, совершенствуясь духовно, преодолев в себе читательские
стереотипы и мыслительную инерцию,
научиться читать и мыслить заново…
В.П.Астафьев
Каждый большой художник – это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту – значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую ступень духовного и эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя – драгоценный камень художественного и душевного, можно сказать, «человековедческого опыта», имеющего громадное значение для развития общества.
В художественном наследии запечатлены история и душа народа. Вот почему оно – неиссякаемый источник его духовного и эмоционального обогащения. Особая роль в этом отношении принадлежала Гоголю. «Мы не знаем, - писал Чернышевский, - как могла бы Россия обойтись без Гоголя» [1].
Одна из причин загадочности великого писателя - мистика в его творчестве. И именно мистика Гоголя - тема, которой посвящена исследовательская работа, сейчас особенно актуальна. Как она повлияла на современников Гоголя и как может влиять на людей нашего времени?
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что по – особому «звучат» его произведения в современной России, потому что великий классик зло высмеивает казнокрадов, чиновников, бюрократов, взяточников. Мне думается, что злободневность данной темы для сегодняшнего состояния общества как никогда ярка, потому что у нас те же социальные проблемы, что и во времена Гоголя, хотя и крепостное право давно уже отменили, и пытаемся жить по демократическим правилам. Все вроде бы уже другое, а несуразность, «скособоченность» жизни пугает и кажется фантастической в своей нелепой, страшной реальности. В том числе популярность мистической литературы с годами лишь увеличивается. Из мистики вышла современная литература ужаса, направление в кинематографе, культурная эстетика. Огромное количество людей по всему миру следуют за сказочным миром мистической литературы, ища красоту во мраке и таинстве.
Проблема исследования заключается в том, что сказочные, мистические и фантастические мотивы, играют далеко не последнюю роль в творчестве Гоголя. Ведь этими мотивами, если разобраться, пронизано большинство гоголевских произведений. При этом определения «фантастичности», «мистики» следует в данном случае понимать как можно шире. Это не просто «игра воображения» писателя, находящая своё отражение в «сказках» о вурдалаках и прочей нечисти. Ещё важнее использование этих мотивов для выражения мироощущения автора, когда тот в символах, гротескных образах, невообразимых сюжетных конструкциях создаёт свою причудливую картину мира, не соотносимую с обыденными представлениями о нём. Поэтому нет, пожалуй, такой сферы жизни, доступной человеческому сознанию, которую не затронул бы Гоголь, не привнёс бы элемента необычности, загадочности, а порой – буквально «дьявольщины».
Предмет исследования: произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Нос», «Шинель».
Объект исследования: рассмотрение специфики гоголевских мистических персонажей и отражение мистики в жизни писателя
Цель исследовательской работы: выявление значимой роли мистики и её проявление на этапах творческого пути Н.В. Гоголя.
Цель определяет постановку задач:
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что фантасмагория Н.В. Гоголя несет очищающую силу современному обществу чинуш, мздоимцев и бюрократов; произведения великого сатирика помогают воспитывать честного гражданина.
Новизна исследования заключается в том, что, в данной работе мистические мотивы в творчестве Н.В. Гоголя исследуются с трех точек зрения:
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут послужить фактическим материалом для проведения уроков литературы, внеклассных мероприятий по творчеству Н.В.Гоголя. Полученные данные можно использовать во внеурочной деятельности, для школьной газеты, конференции, и что особенно немаловажно - при подготовке к ГИА по литературе.
Методы исследования: аналитический и практический метод, метод классификации и обобщения материала.
Глава 1. Версии, обосновывающие насыщенность
произведений Гоголя мистическими персонажами
Гоголя называют «самой загадочной фигурой в русской литературе», по словам русского философа Н. Бердяева «Загадочностью отмечен прежде всего жизненный путь писателя, начиная с первых его шагов».
Кто же он? Гений, опередивший своё время, или простой сумасшедший? «Только мыслитель, подобный Гоголю, сумеет постигнуть всю глубину его страданий и боли и достигнет величайшего счастья, если сумеет также постигнуть литературную продукцию «разового» исполнения, но вечного пользования.», - пишут исследователи [2].
О Н.В. Гоголе писали лучшие умы России, но понять и разгадать его тайну так никому и не удалось. Почему никто не смог понять Гоголя? Вот как отвечает на этот вопрос В.П. Астафьев: «Для того чтобы постичь Гоголя, надо или родиться Гоголем, или, совершенствуясь духовно, преодолев в себе читательские стереотипы и мыслительную инерцию, научиться читать и мыслить заново…»[3].
Ученые-историки до сих пор исследуют жизнь великого писателя 19 века.
Точной даты его рождения долгое время не знали – называлось то19 марта 1809г., то 20 марта 1810г. Лишь спустя почти сорок лет после смерти писателя из публикации метрики было установлено, что он увидел свет 20 марта.1809г. По новому стилю получается - 1апреля.
Это дало основание Владимиру Набокову закончить свою книгу о Гоголе эффектной фразой: «То, что Гоголь родился 1 апреля, это правда». Фраза намекает на то, что вся последующая жизнь Гоголя прошла как бы под знаком первоапрельской мистификации.
Ну, если и не вся жизнь, то многие ее события…
Стремление Н.В. Гоголя к широкому использованию в своих произведениях мистики объясняется несколькими моментами.
Во-первых, писатель прекрасно знал жизнь, быт, верования, суеверия, устное народное творчество Малороссии. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Отец писателя был автором комедий, в которых прямо использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы жителей Украины. Видел Гоголь в детские годы вертепы (кукольные уличные театры) с их представлениями, полными задора и искромётного юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина к знакомым, был завсегдатаем на крестьянских свадьбах и других обрядах. В эти годы Гоголь активно интересовался народным творчеством. Интерес будущего писателя к фольклору Украины отразился в многочисленных записях, имевших место в знаменитых тетрадях-сборниках. Это была «Книга всякой всячины», которую он завёл во время обучения в гимназии в 1826 году. В 1829-31 годах писатель жил в Петербурге, далеко от родины. Неоднократно в письмах к матери и сёстрам он просил прислать ему сведения о тех или иных обычаях и обрядах. В эти же годы большая часть русских читателей увлекалась книгами Погорельского и Сомова, в которые авторы для занимательности вставляли народные легенды. Гоголь к фольклору относился иначе. Он писал: «В тиши уединения готовлю я запас, которого порядочно не обработавши, не пущу в свет». В таких условиях в 1829 году он написал «Ночь перед Рождеством».
Полагаем, что Н.В.Гоголь в своих произведениях использует так много мистики потому, что с самого детства он был погружен в сказки, поверья, легенды и страшные истории Малороссии. Он был буквально околдован этим и решил воплотить это в своих чудесных повестях и рассказах.
Второе предположение состоит в том, что Гоголь был очень верующим человеком. Он верил истово и сильно. Но нельзя верить в Бога и не признавать существования тёмной стороны.
Человек глубоко верующий, православный, он был не чужд мистике и верил, что чёрт водит за собою людей, заставляя их совершать злые поступки. Что ж, его соотечественники украинцы веками жили по принципу: «Бога люби, но и чёрта не гневи». Поэтому его мистические герои столь объёмны, ярки и так хорошо запоминаются.
Многие современники указывали на особые способности, а также характерные детали поведения Гоголя. Вот что писал русский религиозный философ и литературный критик Константин Мочульский: «Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу».
Известно, что Гоголь, путешествуя по Италии, перенес болезнь — его посещали страшные видения наяву.
Главной книгой своей жизни, Гоголь считал «Мертвые души». В ночь на 12 февраля 1852 года Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал боязнью быть заживо похороненным.
Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор не подвластных исследователям. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом литераторе. О таинственности этого человека до сих пор ходят слухи, а некоторые его произведения могут посоперничать с современными фантастическими рассказами.
Глава 2. Нечистая сила на страницах сборника
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Первая часть «Вечеров» вышла в свет в сентябре 1831 года. В неё вошли четыре повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь» и «Пропавшая грамота».
Через шесть месяцев, в начале марта 1832 года появилась и вторая часть («Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место»).
Мир, открывавшийся в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», мало имел общего с той реальной действительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный, счастливый мир поэтической сказки, в котором преобладает светлое мажорное начало. В «Вечерах» обильно введены элементы украинской народной фантастики, легенды. Рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти. Настоящая жизнь и легенда воспринимались читателями «Вечеров» как единое целое.
Рассказы словно бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. Здесь, как говорил Белинский, возникает особый мир «поэтической действительности, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль»[4].
Главное в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» - это вдохновение и поэтическое изображение простого человека. Обычно герои повести - сильные и молодые люди, которые желают, чтобы восторжествовала справедливость. Они ничего не боятся и твёрдо идут к своей цели, зачастую подчиняя себе «нечистую силу». Эти произведения воспринимались как поэтическая легенда, народная сказка.
В «Вечерах…» прекрасно показано чувство любви: любви двух людей, любви к песням и танцам, любви к украинской еде, любви автора к природе:
«Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно - душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!..» [9].
Весь сборник пропитан вольнолюбием. Автор показывает, что человек в этом мире стоит выше всех. Он «закрепляет» за ним место владыки и правителя мира, и всякие колдуны, ведьмы, черти и лешие ему не указ. Они унижены, одурачены, растоптаны. Даже само описание нечистой силы не позволяет относиться к ней с уважением и боязнью, а даже наоборот: мы смеёмся над ней, над её нелепостью и примитивностью: «…только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт…» [9].
Гоголь как бы перенимает у народной сказки присущие ей простодушие, доверчивость, наивную непосредственность, всегда оказывающиеся источником истинной поэзии.
Герои "Вечеров..." находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям откровенно ироническое. Чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне реальные человеческие свойства. Так, черт из повести "Ночь перед Рождеством" "спереди — совершенный немец", а "сзади — губернский стряпчий в мундире". И, ухаживая, как заправский ловелас, за Солохой, он нашептывал ей на ухо "то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду".
Фантастика органически вплетена писателем в реальную жизнь. Она приобретает в "Вечерах..." прелесть наивно-народного воображения и, несомненно, служит поэтизации народного быта. Но при всем том религиозность самого Гоголя не исчезает, а постепенно растет. Более полно, нежели в других произведениях, она выразилась в повести "Страшная месть". Здесь в образе колдуна олицетворяется дьявольская сила. Но этой загадочно страшной силе противопоставлена православная религия, вера во все побеждающую власть божественного закона. Таким образом, уже в "Вечерах..." проявились мировоззренческие противоречия Гоголя.
"Вечера...'' изобилуют картинами природы, величественной и пленительно-прекрасной. Писатель награждает ее самыми мажорными сравнениями. "Снег... обсыпался хрустальными звездами" ("Ночь перед Рождеством") эпитетами: "Земля вся в серебряном свете", "Божественная ночь!" ("Майская ночь, или Утопленница"). Пейзажи усиливают красоту положительных героев, утверждают их единство, гармоническую связь с природой и в то же время подчеркивают безобразие отрицательных персонажей. И в каждом произведении "Вечеров..." в соответствии с его идейным замыслом и жанровым своеобразием природа принимает индивидуальную окраску.
Материал повестей поистине неисчерпаем: это устные рассказы, легенды, байки и на современные, и на исторические темы. Здесь Гоголь изображает малороссийскую народно-праздничную, ярмарочную жизнь.
Праздник с его атмосферой вольности и веселья связанные с ним поверья и приключения выводит людей из рамок привычного существования, делая невозможное возможным. Заключаются ранее невозможные браки («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством»), активизируется всякая нечисть: черти и ведьмы искушают людей, стремясь помешать им.
Не только собственно «реалистическая», бытовая сторона повестей «Вечеров…», но даже их «фантастика» при всей кажущейся произвольности, подчинена у Гоголя глубокому внутреннему смыслу.
Кстати, во многих повестях Гоголя большое значение уделяется Богу. Гоголь верил в Бога, и почти все его герои верили в него. Мы думаем, что в своих произведениях Гоголь хотел показать «роль» Бога. Интересно то, почему Гоголь так верил в Бога? Думаем, причин тут несколько, и одна из них такова: мать Гоголя, отличавшаяся религиозностью и от природы одарённая чуткой, мягкой, поэтической душой, имела большое влияние на сына. Она не только внушила ему боязнь ада, которая терзала его всю жизнь, но и зажгла в восприимчивой душе впечатлительного ребёнка глубокое религиозное чувство, возбудила в нём безотчетное стремление к добру и стремление стать лучше, нравственнее и выше других…
Вывод: фантастический материал в сборнике повестей Гоголя «Вечерах на хуторе близ Диканьки» не был самоцелью. Задача писателя заключалась в том, чтобы раскрыть тему внутренние качества героя, показать цену человеческой души, её значимость. В Гоголевских «Вечерах...» человек обменивает или продаёт душу благодаря «нечистым». Именно «нечистые» являются олицетворением пороков и границ, за которые человек может переступить. Они соблазняют, манят, обещая замечательную жизнь, но в итоге – обман, горечь, пропасть... И уже ничего нельзя поделать: обратного пути нет.
Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей – вот в чём этот смысл. В богатстве, в деньгах, кладах, - что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, в плотоядных обжор, лишают образа и подобия человеческого. И это ещё раз подчёркивает актуальность произведений Гоголя для современной России с такими же, к сожалению, неискоренившимися пороками.
Глава 3. Сборник «Миргород».
Нечисть, обитающая в человеческих душах в повести «Вий»
Единственно опасный из всех зверей, на которого нет охоты и выходят на которого лишь поневоле, - это зверь, обитающий в человеке. Конечно, есть и настоящие люди, охотники на этого зверя: ими жизнь продолжается. Но не радостная эта охота, что-то вроде охоты на смерть. Этим занимался у нас Гоголь.
Дневниковые записи М.М.Пришвина, 1935год.
3. 1. Фольклорные корни повести «Вий»
В сборнике повестей «Миргород» одной из самых мистических и страшных является повесть «Вий». Повесть была начата Гоголем в 1833 году. В примечании к «Вию» Гоголь указывает, что «вся эта повесть есть народное предание» и что он его передал именно так, как слышал, почти ничего не изменив.
Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя. Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия» и украинских слов «вия» - ресница и «повико» - веко. Отсюда – длинные веки гоголевского персонажа.
Если следовать славянской мифологии, то это персонаж восточнославянский, сохранившийся в сказках. Известный собиратель и исследователь фольклора А.Н.Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» утверждал, что в славянской мифологии не только есть сходный образ, но и само название фантастического существа – Вий – рассматривалось как вполне традиционное.
Часто изображается как могучий старик с огромными бровями и необычайно длинными ресницами (слово «вий» и означает ресницы). Они у него так густо заросли, что совсем затмили зрение; чтобы он мог взглянуть на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и ресницы железными вилами, но тогда уже ничто не утаится от его взоров.
Это мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, знакомо всякому, кто читал Гоголя; однако некоторые любопытные черты, приписываемые Вию народной молвой, не вошли в его поэтический рассказ. Например, иногда Вия представляли как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни. К счастью, убийственный взгляд его закрывают тяжелые веки, которые поднимают ему только в тех случаях, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город. В таком грандиозном образе народная фантазия рисовала себе бога-громовержца Перуна: из-под облачных бровей и ресниц мечет он молниеносные взоры и вызывает пожары и смерть...
Мотив поднимания век Вия находит параллели в русских и украинских сказках и - шире - в фольклорной традиции ряда других народов. «Незрячесть», «слепота», «одноглазость» - черта, характерная для персонажей, связанных с потусторонним миром.
Древние славяне считали Вия способным насылать ночные кошмары и видения.
Хорошо известен сюжет повести Н.В.Гоголя «Вий». Семинарист-философ Хома Брут три ночи должен был читать в церкви молитвы над мертвой панночкой-ведьмой. Страшные испытания пережил он: и убитая им ведьма, и сонм зловещих чудищ, и несметная нечистая сила старались погубить его. Священные заклинания спасали Хому, но лишь до тех пор, пока не появился Вий. «...Настала тишина, «раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви. Вели дюжего человека... как жилистые, крепкие корни, выдавались его, засыпанные землею, ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли... «Подымите мне веки: не вижу!» — сказал подземным голосом Вий, и все сонмище кинулось подымать ему веки... «Вот он!» — закричал Вий. ...И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный, грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него...»[6].
Мы считаем в произведениях Гоголя современный читатель может получить полное, объективно изложенное представление о значении фольклорных мотивов в творчестве писателя, а также об истоках мистического мироощущения украинского народа.
Современному читателю, на наш взгляд, наиболее интересным будет узнать, какую роль и значение играли фольклорные мотивы в формировании мистического мироощущения народов Малороссии.
Да и многие из нас считают, что все приметы и суеверия - это пережиток прошлого. Однако мы до сих пор пугаемся черных кошек на дорогах и разбитых зеркал. Рассмотрим самые известные приметы и их значения в повести "Вий".
«Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя «Вий» (см. Приложение 1, табл. 1).
3.2. Фантастическое и реалистическое в повести «Вий»
Что такое фантастическое? Вымышленное, чего не бывает и не может быть. Что такое реальное? В жизни то, что может быть. Искусство сближается с жизнью вовсе не в действительности, а в правде, то есть в различении добра и зла. Торжеству же правды фантастическое служит так же, а может быть, еще лучше, чем реальное.
В «Вие» фантастическое развилось на почве мистической - отсюда его особенная интенсивность. Характерной чертой мистического у Гоголя вообще является мажорный тон его сверхъестественных созданий. В «Вие» ведьма и колдун - существа мстительные и злобные, а не ноющие.
При анализе «Вия», первое, на что обращаешь внимание, были такие строки: «…Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет… И когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там…»[6].
Эта фраза вызывает недоумение: разве истинный «набожник» будет себя так вести? Воровать, прятаться в бурьяне?
Велико и неисчислимо может быть влияние Бога, если человек положит правилом вносить в жизнь слышанное. Вот именно – если. Духовные лица ведут себя неблагопристойно, поражены грехом и страстями мира, и это семинаристы Киева – святыни земли русской. Один – пьяница, другой – курильщик, третий – драчун. И Богослов Халяви, и философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец – грешники, недостойные носить звания церковные. Они нарушают заповедь за заповедью, и за это будут наказаны.
Гоголь – реалист. Его поэзия реальна, поэзия жизни действительной, жизни кротко знакомой нам. Иногда в творчестве Гоголя стирается грань между вымыслом и реальностью. «Вий» один из примеров такого произведения. Эти «набожные» люди лишь хотят казаться таковыми. Но они обманывают, прежде всего, себя.
Если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь рассматривал три типа души (чистая – гибнущая – погибшая), то в «Вие» душа, погибшая окончательно. И Гоголь, верующий в Бога, показывает, какая участь ждет такую душу.
В «Вие» Хома Брут гибнет от мести ведьмы, его неопытная душа поклонилась обольщению бесовскому. «В чем тайна красоты?» - спрашивал Гоголь в «Вие», красота – божественного происхождения, но в нашей ужасной жизни она извращена «адским духом».
Основной психологический мотив этого рассказа – страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным – мистический страх. Так вот здесь изображен именно мистический страх.
Предсмертное желание дочери сотника (ведьмы) – чтобы после смерти ее в продолжении трех дней читал отходную Хома Брут.
Как воспринял это Хома? («…вздрогнул по какому-то безотчетному чувству… Темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе…»)
Хома боялся, но несмотря на страх, он помышляет о корысти: «…зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами…»
Явление смерти, представление о жизни загробной всегда охотно расцвечивались фантазией. Мысль и воображение нескольких тысяч поколений пристально и безнадежно устремлялись в вечные вопросы о жизни и смерти, и эта пристальная и безнадежная работа оставила в душе человека одно властное чувство – боязнь смерти и мертвецов.
Можно сказать, что «Вий» - это первый настоящий триллер в русской литературе. Гоголь мастерски нагнетает напряжение с каждой ночью, которую Хома Брут должен провести у гроба Панночки-ведьмы. При этом истинно народный юмор только оттеняет весь ужас происходящего.
Рядом с этим по-настоящему леденят душу такие вот вполне серьезные строки, не вызывающие ни тени улыбки, несмотря на всю фантастичность происходящего:«Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мертвые, позеленевшие глаза. Бурсак содрогнулся, и холод чувствительно пробежал по всему телу. <…>Глухо стала ворчать она и начала выговаривать мертвыми устами страшные слова; хрипло всхлипывали они, как клокотание кипящей смолы. Что значили они, того не мог сказать он, но что-то страшное в них заключалось. Философ в страхе понял, что она творила заклинание».
«Ужасное не может быть подробно» - утверждает Шевырев. И он оказывается прав. Николай Васильевич Гоголь точно описывает всех призраков, что были в церкви. Но из страшных они превращаются в просто уродливых. Все столь подробно прописанные чудовища вселяют меньший ужас, чем одна ожившая панночка или жуткий карлик Вий. Потому что, то, что показано детально перестаёт пугать, оно становиться немного понятнее. Гораздо страшнее, когда происходящему не дается объяснение, когда призраки парят в дымке загадочности. Их не видно, их не разглядеть– они выглядят непонятными пятнами. Неизвестность пугает. Человек боится того, чего не понимает. А Гоголь наоборот, описывает облик нечисти, чтобы люди не боялись её, чтобы они были противны и омерзительны.
Хома Брут гибнет от страха, но ценой своей жизни губит нечистую силу, бросившуюся на философа и не услышавшую вовремя крик петуха – после его третьего крика духи, не успевшие вернуться в подземное царство мертвых, погибают. История Хомы допускает и реалистическое объяснение. Видение Вия можно представить себе как плод белой горячки большого любителя горилки, от которой он и погибает.
А.М.Ремизов в книге «Огонь вещей» (1954) писал:«Нигде так откровенно, только в «Вие» Гоголь прибегает к своему излюбленному приёму: «с пьяных глаз» или напустить туман, напоив нечистым зельем.
На самом деле Гоголь вполне допускал, что нечистая сила, равно как и Божье провидение, действительно может явиться человеку, будь то во сне, или с пьяных глаз, или в каком-либо экстатическом состоянии, в том числе и любовном. И межу ними идёт борьба за душу человека. В гоголевской повести Панночка искушает Хому дьявольской, дурной красотой, а когда он всё же не поддаётся искушению, не целует её, не попадает к ней в объятия, призывает на помощь Вия.
Мотив зрения и слепоты, связанный и Вием, возникает при переходе границы между живыми и мертвыми, что является общим местом для мифов большинства народов мира.«Черти не видят казака. Черти, могущие видеть живых, это как бы шаманы среди них, такие же, как живые шаманы, видящие мертвых, которых не могут видеть обыкновенные смертные люди. Такого шамана они и зовут. Это – Вий». Но необходимо подчеркнуть, что Вий даже с поднятыми веками не в состоянии увидеть живого Хому. Он может сделать это лишь тогда, когда тот сам взглянет в его глаза, то есть, как бы переступит незримую грань между живыми и мертвыми, умрет душой.
Гоголь основательно готовился к написанию своей мистической повести. Автор тщательно собирал всю фольклорную информацию, касающуюся нечистой силы. Писатель хотел полного сходства с народными представлениями о нечисти. И для этого он писал матери: «…Ещё несколько слов о колядках, об Иване Купала, о русалках. Если есть, кроме того, какие-нибудь духи или домовые, то и о них поподробнее с их названиями и делами; множество носиться между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов, и проч. и проч.и проч. Всё это будет для меня чрезвычайно занимательно».
Ректор бурсы, передавая Хоме последнюю волю дочери сотника, одного из богатейших людей Киевщины, насчет того, чтобы отходные молитвы по ней в течение трех дней после смерти читал именно он, Брут, тоже обильно чертыхался. Обращает на себя внимание то, что по дороге к хутору старухи-ведьмы Хома Брут не раз поминает черта. И, возможно, именно этим он и навлек на себя своё «несчастье» - ведьму. Ведь кому, как не ведьме, видеть человека праведного, благочестивого и «не очень» богобоязненного. И, конечно, того, за кем возятся мелкие грешки «охомутать» гораздо легче.
Но для Гоголя гибель Хомы Брута – это скорее только искупление его грехов, хотя и не столь великих. Ведь философ грешил с вдовушками, любил горилку да ещё позарился на обещанные сотником червонцы .В какой-то мере происшедшее с Хомой Брутом может рассматриваться как наказание за то, что после того как освободился святыми молитвами от оседлавшей его ведьмы, согрешил в Киеве с молодой вдовой, польстился на её угощение и золотые. Да и вообще, частенько грешил с молодыми вдовушками. А на ведьмином хуторе даже стащил у товарища ворованного вяленого карася. Правда, карась, как известно, рыбка рождественская, богоугодная. И, как знать, может, она-то и помогла тогда бурсаку вырваться из цепких объятий ведьмы.
Панночка во гробе необычайно красива. «Такая страшная, сверкающая красота!» - восклицает повествователь. Наверное, отталкиваясь от этой мысли Гоголя, Достоевский пришел к своей идее о красоте как о «страшной силе», которая может как погубить, так и духовно возродить человека. У гоголевской панночки красота ледяная, мертвящая.
В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшною. «…Но в её чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего. Оно было живо».
Дочка сотника Панночка –несомненная ведьма, но она несет на себе ясно различимый украинский колорит. Ведьма – по старинным преданиям, женщина, продавшая душу черту. Именно в южных странах ведьма– это женщина более привлекательная, нередко молодая вдова. У народов севера, в том числе и собственно русских, ведьма– это старая, толстая, как кадушка, баба с седыми космами, костлявыми руками и с огромным синим носом, как раз в обличье старухи впервые и предстает Панночка перед Хомой, а во время ночных бдений опять «стареет» - превращается в позеленевший, посиневший труп. От прочих женщин ведьма отличается тем, что имеет маленький хвостик (про эту особенность упоминается в «Вие») и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, ступе, а также попавшем в её объятия добром молодце, как это и происходит в «Вие». Отправляется на свои темные дела непременно через печную трубу. Может оборачиваться в разных животных, чаще всего в сороку, свинью, собаку и желтую кошку. Вместе с месяцем стареет и молодеет. Известное место сбора ведьм на шабаш в Купальскую ночь – в Киеве на Лысой горе, а действие «Вия» как раз происходит в окрестностях Киева. Тема женской красоты, которая может быть богоподобной, а может быть и пустой внешностью, мертвым покровом, постоянное колебание между потребностью чистой духовности и восхищением внешней красотой…
Торжествующая, чувственная, демоническая женская красота Панночки в «Вие», сжигающая Хому, рифмуется в финале с описанием поруганного храма. Тема богоподобной и демонической красоты женщины проходила через цикл «Вечеров» и объединилась в «Вие». А её богоподобная (а на самом деле демоническая) красота оказалась пламенем, а не светом, превратившем во прах Хому.
И тогда, по внутренней логике повествования оказывается, что именно ведьма-панночка, само олицетворение зла, открывает Хоме ранее невидимое им: позволяет услышать пение цветов, лицезреть красоту русалок, пробуждая в герое дар седьмого чувства. Иными словами, пробуждает его к новой жизни, но при том, в конечном счете, лишая его жизни земной.
Гоголь видел наступление зла на Россию. Зло входит в человеческие души, грядут русские страдания и мучения за Христа. Повсюду торжество смерти. Многие идут путем погибели. Велик ужас Гоголя перед этим шествием. Но мир наш не весь отдан во власть тьмы. Если борьба и есть спасение для верных Христовых.
Вывод: таким образом, границы, разделяющие фантастическое и действительное, и у Гоголя оказываются размытыми, гротескный мир, где нарушение привычных для читательского взгляда связей, форм, закономерностей призвано сделать зримой глубинную сущность изображаемого.
В «Вие» фантастическое выходит на передний план сюжета (чудесные метаморфозы, появление нечистой силы), оно связано с фольклором (малороссийские сказки и легенды) и с романтической литературой, которая тоже заимствовала такие мотивы из фольклора.
Глава 4. Сборник «Петербургские повести».
4.1. Петербург – город страшной реальности, призрачности
и фантастичности
В конце декабря 1828г. Гоголь попал в Петербург. Представления о Петербургской жизни до такой степени изменили облик Николая Гоголя, что из неопрятного гимназиста он превратился в настоящего денди. Без ладно скроенной одежды он не мог бы достичь, как ему казалось, социального преуспевания.
Но первые же впечатления его оглушили.
В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут великую борьбу со злом – и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде, как опустошается кошелек, казавшийся в Нежине неистощимым!
Дело пошло еще хуже, когда он начал хлопотать об осуществлении своей заветной мечты – о поступлении на государственную службу. Он привез с собой несколько рекомендательных писем к разным влиятельным лицам и, конечно, был уверен, что они немедленно откроют ему пути к полезной и славной деятельности; но, увы – тут снова ждало его горькое разочарование.
Гоголь пытался найти свое призвание в актерском, педагогическом труде, а тем временем в его сознании крепла мысль о писательской деятельности.
После смерти отца жизнь семьи стала трудной. Появились долги. Помощь от матери становилась все менее регулярной. Небольшое имение приходилось неоднократно закладывать. Так прошло несколько мучительных месяцев, пока, наконец, не улыбнулось счастье. Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. Место было незавидное: работа мелкого канцеляриста, скучная и утомительная. Оказалось, здесь надо тратить жизнь на то, чтобы «переписывать старые бредни и глупости господ-столоначальников» (из письма к матери).
Многие произведения Гоголя, различные по сюжету, тематике, героям, объединены местом действия - Петербургом - городом невероятных происшествий, призрачно-абсурдной жизни, фантастических событий и идеалов. С ним в творчество писателя входит тема большого города и жизни в нем человека. И это не просто географическое пространство.
Гоголь создал яркий образ - символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами. Повседневная жизнь и судьбы обитателей столицы – на грани правдоподобного и миражного. Невероятное вдруг становится настолько реальным, что человек не выдерживает этого – он сходит с ума, заболевает и даже умирает.
Гоголь внимательно приглядывался к жизни и быту своих коллег чиновников. Эти наблюдения позднее легли в основу его знаменитых повестей «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель». Прослужив год, Гоголь решил навсегда покончить с мыслью о чиновничьей карьере. В феврале 1831 года он подал в отставку.
4.2. Нечистая сила, уничтожающая человека в повести «Нос»
Тема невероятного, загадочного, мистического ярко, на основе гротеска, показана в повести «Нос» (1835 года, опубликована в 1836 году) сборника «Петербургские повести».
Владимир Набоков связывал главного героя повести с особенностями внешности самого Гоголя: «Его большой и острый нос был так длинен и подвижен, что в молодости он умел пренеприятно доставать его кончиком нижнюю губу; нос был самой чуткой и приметной чертой его внешности. Нос лейтмотивом проходит через его сочинения: трудно найти другого писателя, который с таким смаком описывал бы запахи, чиханье и храп. Обостренное ощущение носа в конце концов вылилось в повесть «Нос» - поистине гимн этому органу. Его фантазия ли сотворила нос или нос разбудил фантазию – значения не имеет».
Сюжет этого произведения невероятен: как и положено в гротеске, Гоголь заранее устранил возможность рационального объяснения приключений, выпавших на долю его героя.
Образ носа – художественный эквивалент жизненно необходимого человеку качества. Тема этой повести – потеря персонажем «части» своего «я» в результате действия «нечистой силы». Организующую роль в сюжете играет мотив преследования, хотя конкретного воплощения сверхъестественной силы в повести нет. Кто виновник таинственного отделения носа Ковалева – не указано. Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно.
Неожиданным предстает и финал повести: «Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно» [8].
Лишь исчезновение носа способно сокрушить сердце формального христианина, каким, подобно большинству, изображен майор Ковалев. И тогда, в минуту отчаяния, он невольно произносит крестные слова своего (по существу забытого) Бога: «Боже мой! Боже мой! За что это такое несчастие?». Так майор Ковалев встраивается в целую галерею гоголевских персонажей, вместе с собственным лицом утративших Бога и не заметивших этой утраты.
Именно абсурдность и фантастичность сюжета вызвала такую обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него. Из повести становится ясно, что коллежский асессор Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою жизнь посвящает карьере и социальному статусу, у него нет никаких других надежд и приоритетов.
Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без видимых на то причин, - и теперь не может показаться в приличном месте, в светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении. А с носом ему договориться не удается, нос делает вид, что не понимает, о чем говорит его хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим сюжетом Гоголь желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор Ковалев.
Многие критики отмечали, что повесть «Нос» - ярчайший образец гоголевской фантастики, пародия, прекрасная насмешка над всеми современными предрассудками и верой в сверхъестественные силы» [7].
Есть мнение, очень распространенное, что «Нос» - шутка, своеобразная игра авторской фантазии и авторского остроумия. Оно неверно, потому что в рассказе можно усмотреть весьма определенную художественную цель – заставить людей почувствовать окружающую их пошлость.
4.3. Фантастический образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель»
В 1841 году Гоголь пишет повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакии Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.
Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.
Реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Главная проблема повести отсутствие гуманизма. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию.
В повести «Шинель» «маленький человек», «вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин становится частью фантастической жизни города, фантастическим мстителем, который наводит ужас на «значительных лиц». У героя повести украли шинель, и из этой истории Гоголь «выписывает» социальную повесть о взаимоотношениях в бюрократической системе петербургской жизни «маленького человека» и «значительного лица».
Казалось бы, какая – то неправдоподобная история, но какое глубокое смысловое содержание! И у нас на каждом шагу пренебрежительное отношение к бедным людям со стороны всласть имущих!
Одевался чиновник очень плохо: все потертое, старенькое, да еще и мусор какой-то все время прилипал к вицмундиру.
А зимой в Петербурге страшный мороз. Как вынести такие холода в жалкой шинелишке, которая служит предметом насмешек сослуживцев?
Шинель дотачивал и перешивал портной Петрович, но в конце концов он решительно сказал, что нужно шить новую. Где же взять денег? Акакий Акакиевич отказался от чаю, перестал жечь по вечерам свечи... Однако в жизни его появилась мечта - и он даже характером сделался как будто решительнее. Вот и готова шинель. Правда, вместо куницы на воротник «пустили кошку», но самую лучшую кошку.
И произошло страшное: чиновника ограбили - сняли с него шинель!
Но пристав пренебрегает несчастьем бедного чиновника: вместо того чтобы искать шинель, начинает расспрашивать, откуда это так поздно возвращался небогатый титулярный советник. И это тоже перекликается с нашей современной жизнью.
Башмачкин решается на визит к «значительному лицу» — но, гордясь своей значительностью, новоиспеченный генерал устраивает жалкому посетителю форменный разнос: «Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?» Действительно, понимает ли какой-то Башмачкин, что перед ним стоит лицо значительное, властью обремененное – к такому не просто так и подойти. И снова в этом прослеживается и наша жуткая картина реальности.
Ограбленный, а значит, лишенный смысла жизни, Акакий Акакиевич умирает.
В конце повести Акакий Акакиевич посмертно становится мистическим защитником оскорбленных людей. Фантасмагория произведения подчеркивает абсурдность бездуховной реальности, потому что шинель становится объектом любви, поклонения.
В «Шинели» прозвучал робкий протест против бесправия человека: бессловесный и покорный Акакий Акакиевич, умирая, в бреду «сквернохульничал», и слова эти следовали непосредственно за словом ваше «превосходительство».
Финал повести Н.В.Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после его смерти. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей.
Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случилось страшное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич.
Вывод: Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.
Следовательно, в произведении реально-бытовой сюжет дополняется фантастическими элементами
Заключение
Выводы по итогам проделанной работы
1. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь погрузил героев в сказочный мир, описал народный украинский быт сочными красками, широкими мазками. В этом сборнике нечистая сила, в основном, представлена чертями и ведьмами. Иногда они комичны, иногда опасны, но чаще побеждены и унижены.
В «Вечерах …» Гоголь показывает всю силу человека, верующего в Бога. Он хочет донести до людей эту веру, показать то, что будет с человеком, оступившимся с верного пути.
2. В «Миргороде» писатель столкнул два мира - древний и современный, сказочный и обыденный, фантастический и скучно-реальный. В «Вие» Гоголь показывает нам человека, оступившегося с пути праведного. По мнению писателя, погубившие героя повести демоны явились не столько из дьявольского подземелья, сколько из тёмных бездн человеческих душ – душ, поражённых тяжёлым недугом. В православном мире всюду пороки: воровство, ложь, алчность, невежество, прелюбодеяние, пьянство. Повесть «Вий», как и всё творчество Гоголя в целом, – художественное пророчество, послание писателя последующим поколениям. Он своим мистическим даром предугадал страшные катастрофы, которые разразятся в России.
3. В «Петербургских повестях» Гоголь погрузил фантастику в самую гущу обыденной жизни, изобразил страшных, искажённых обитателей северной столицы, чиновного города, в котором всё ложь, всё обман, всё колеблется в неверном свете мерцающих фонарей. Здесь нечисть уже не представлена странными существами, но она гораздо страшнее и опаснее нечисти, «обитающей» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Миргороде». Эта нечисть, живущая в душе человека. Если в предыдущих повестях человека ещё можно было спасти, то в «Петербургских повестях» это пропащая душа.
Таким образом, Гоголь в своих повестях показывает три вида состояния человека: человек праведный, верующий; человек, считающий себя верующим, но в то же время сошедший с пути верного; человек пропащий.
Мистические элементы в творчестве Гоголя - это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.
Николай Васильевич как бы предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути.
Результаты проведенного нами исследования доказывают выдвинутую нами гипотезу - призраки и фантомные образы сатиры великого писателя ХIХ века Н.В. Гоголя несут современному обществу чинуш, мздоимцев и бюрократов очищающую силу осмеяния, неприятия подобного образа правления и жизни в целом; произведения Гоголя имеют огромное нравственное значение, потому что помогают воспитывать достойного, честного гражданина Отечества; несомненна актуальность произведений сатирика для наших современников.
Список использованной литературы
1 Аненнский И.Ф. Литература от Фонвизина до Бродского [Текст]:/ И.Ф. Аненнский. - М.: «Слово», 2001.
2. Архангельский А.Н. Беседы о русской литературе [Текст]:/ А.Н. Архангельский. - М.: Олимп, 1999.
3. Астафьев В.П. Литература от Фонвизина до Бродского [Текст]:/ В.П. Астафьев.- М.: «Слово», 2001.
4. В.Г. Белинский «Избранные статьи» М., «Детская литература»,1974г., стр.34
5. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки [Текст]:/ Н.В. Гоголь.– М.: Худ. Лит., 1999.
6. Гоголь Н.В. Миргород [Текст]:/ Н.В. Гоголь. - М.: Худ. Лит., 2004.
7. Манн Ю.В. Великий Гоголь. [Текст]:/ Ю.В. Манн - С.-П.: Санта, 2007.
8. Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. (Серия: русские писатели). М.: Алгоритм, 2003.
9. Интерет-ресурсы:
http://public-library.narod.ru/Gogol.Nikolai/ –Публичная электронная библиотека Евгения Пескина.Произведения Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Мертвые души», «Ревизор», повести).
http://www.tvkultura.ru/ – Телеканал «Культура».
http://gogoln.ru – Николай Васильевич Гоголь. Открытый литературный справочник. Сайт для преподавателей литературы.
Приложение 1. Таблица 1. Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя «Вий»
№ п/п | Название фольклорного элемента | Толкование фольклорного элемента | Использование в повести | Значение фольклорного элемента в повести | |
Примета - обстоятельство, явление, указывающее, по народным верованиям, на появление чего-нибудь, на связь с каким-нибудь другим событием.*(Словарь Ожегова) | |||||
1. | Число «3» | Число «3» издавна считалось магическим. Известно выражение: «Бог троицу любит». В христианских верованиях можно встретить огромное количество всяких троек: молитвы повторяются трижды, чтобы придать им силу; желание исполняется только на третий раз, когда бог услышал о нем. | Не случайно число героев повести «Вий» - «три ученых мужа», а панночка – ведьма просит отца – «…Пусть три ночи молится по грешной душе моей…», да и в церковь «…Три казака взошли вместе с Хомою…». | Цифра «3» наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о необычности. | |
2. | Число «6» | В сознании народа существует суеверное представление о том, что число (6) связано со смертью, с нечистой силой. | Когда Хома Брут узнал от самого ректора, что должен читать отходную и три дня молиться по умершей дочери именитого сотника, то его стала мучить «темное предчувствие». Философ объявил, что не поедет. Однако, «его ожидало человек шесть здоровых и крепких казаков», присланных за ним сотником. Это количество казаков объясняется тем, что повторившись три раза, оно составляет число дьявола – «666». | Так Н.В.Гоголь предупреждает главного героя о грядущей встрече со злом. | |
3. | Четное число | Четное число людей должно сопровождать покойного на похоронах. | В повести речь идет о прощании с усопшей в церкви, автор пишет: «Три казака вошли вместе с Хомою по крутой лестнице на крыльцо и вступили в церковь». Автор подчеркивает, что Хома вошел в храм с четным количеством людей. А, следовательно, он отдал дань смерти. Неслучайно, в последнюю ночь Хома заходит в церковь с Дорошем и Явтухом, т.е. в храме было «нечетное» число людей. | Если в церкви, где отпевают покойника, находится «нечетное» количество людей, то жизнь одного из них в опасности. Покойник выбирает из их числа товарища. Это суеверие объясняется тем, что смерть связана с цифрой «6», а она в свою очередь «четная», поэтому в народном сознании возникло представление о том, что смерти нужно отдать дань. Так на похороны нужно принести четное количество цветов. А чтобы уберечься от смерти, покойного должно сопровождать четное число людей. | |
4. | Темное время суток | Это время «нечистой силы». | Богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец сбились с пути и все их злоключения начались, когда «…сумерки уже совсем омрачили небо, и только на западе бледнел остаток алого сияния». Бурсаки поняли, что заблудились, когда «…была ночь, и ночь довольно темная», а «при месячном, хотя не полном свете» они набрели на небольшой хутор. Этим автор дает понять, что с героями повести вскоре случится что-то недоброе. «Робкое полночное сияние …ложилось легко и дымилось на земле … .Такая была ночь, когда философ Хома Брут скакал с непонятным всадником на спине». Именно ночью увидел Хома русалку. ⚫ Даже когда ему пришлось поехать на хутор по требованию сотника, то главный герой проколесил «большую половину ночи» и прибыл на хутор, когда «…было далеко за полночь, небеса были темны, и маленькие звездочки мелькали кое-где». ⚫ Не случайно, что мертвую панночку понесли в церковь «…когда солнце стало садиться». После захода солнца наступает ночь – время когда «нечистая» сила особенно активна и для защиты души усопшего его тело несут в церковь, так как там оно находится под защитой господа. ⚫ Но даже в церкви не чувствует себя спокойно Хома, «…страшна освященная церковь ночью, с мертвым телом и без души». В полночь ожила умершая панночка и по ее призыву появилась друга «нечесть». ⚫ Описывая приступ страха у главного героя повести, автор говорит: «За вечерей сколько не старался … развеселить себя, но страх загорался в нем вместе с тьмою, распростиравшеюся по небу». ⚫ Когда Хома в третий раз шел в церковь, чтобы молиться о душе панночки, то – «…ночь была адская». И в эту «адскую ночь» произошла кульминация повести: встреча Хомы с Вием – предводителем нечистой силы. | В повести «Вий» многие события происходят в темное время суток. Гоголь, конечно, знал, что в народе темное время суток связывается с чернотой, чернота с ночью, а ночь в свою очередь – со злом и колдовством, поэтому ночь является временем «нечистой силой», когда человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности. | |
5. | Черный цвет - символ траура | Черный цвет символизирует несчастие, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. | Гоголь описывает «черный траурный гроб» и дает ему определение – «тесного дома умершей». | Черное в повести связывается с мраком и землей, а также является подлинной эмблемой всего скрытного, тайного и неизвестного. | |
6. | Свечи, увитые калиной | Символическое значение красного цвета, как цвета жизни и красоты, переносится на растения, имеющие красные цветы или плоды, особенно на розу, гвоздику, рябину и калину. В народе жило суеверие, что ветки калины с красными ягодами отпугивают ведьм. | Описывая гроб с телом покойной панночки, автор повести указывает читателю на «…Высокие восковые свечи, увитые калиною», стоящие в ногах и головах умершей. | Тайный смысл этого заключается в том, что окружающие люди знали, что панночка – ведьма и пытались уберечься от «нечистой силы». | |
7. | Дневной свет отгоняет зло. | Есть несколько объяснений тому, что в легендах тёмные силы всегда страдают светобоязнью. С одной стороны, их считали созданиями ночи, могущество которых иссякает с восходом солнца. По этой причине днем они предпочитают спать в гробах. | Гоголь описывает, как Хома ночью скакал верхом на ужасной старой ведьме, и как та в изнеможении упала на землю. Но только «…рассвет загорался, и блеснули золотые главы киевских церквей». Вместо старой ведьмы «…перед ним лежала красавица». | ||
8. | Крик петуха | Имеется множество суеверных примет, связанных с поведением птиц, особенно кур и петухов.В христианских легендах и поверьях петух ассоциировался с рождением света, зарождением новой жизни. Люди считали, что петух отсчитывает время, а криком отпугивает демонов ночи и прочую нечисть. | Крик петуха спасает Хому в первую ночь: «Сердце у философа билось, и пот катился градом; но ободренный петушиным криком, он дочитывал листы». Испытания второй ночи закончились также с криком петуха. «Труп опять поднялся из него, синий, позеленевший. Но в то время послышался отдаленный крик петуха. Труп опустился в гроб и захлопнулся гробовою крышкою». На третью ночь, нечисть, прослушавшая крик петуха, почуяла наступление губительного рассвета. «Раздался петушиный крик. Это был уже второй крик, первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало». | Гоголь, зная об этой примете, неоднократно использует ее в повести. Петух, как предвестник рассвета, который отпугивает «нечистую силу». В этом случае Гоголь приписывает крику петуха способность влиять на «нечистую силу». | |
9. | Вой собаки | Согласно народному суеверию собака воет к покойнику. | В рассказе Дороша о Шепчихе Гоголь указывает, что «Шепчиха слышит, что за дверью скребется собака и воет так, что хоть из хаты беги». Автор рассказывает как панночка – ведьма, превратившись в собаку, покусала Шепчиху, «А на другой день и умерла глупая баба». | Гоголь использовал эту примету – «баба», услышавшая собачий вой в скором времени умерла. | |
10. | Вой волка | Бытует мнение, что если услышишь вой волка, то жди скорого несчастья. | ⚫ В сцене, где Дорош и Евтух провожают Хому на третью ночь в церковь, «Волки выли вдали целую стаей…» писатель предсказывает философу скорое несчастье. Истинный смысл Гоголь озвучивает словами Дороша: «Кажется что-то другое воет : это не волки». ⚫ За минуту до появления Вия, Хома вновь слышит волчий вой. «И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завывание». | Становится ясно – зло совсем рядом. Это предзнаменование использует автор, давая понять, что главного героя ждет опасное испытание. | |
11. | Красивая усопшая в гробу – плохая примета | В народе всегда считалось, что красота у покойника появляется неспроста. Смерть красить не может. | ⚫ « …Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелками на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста – рубины, готовые усмехнуться… . Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшно пронзительное». ⚫ «…перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле». ⚫ «…никогда еще черты лица не были образованны в такой резкой и вместе гармоничной красоте». ⚫ «Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее». ⚫ «Такая страшная, сверкающая красота!» | Гоголь, в детстве живя в поместье родителей, часто слышал различные суеверия. Эти знания он ярко использует в своей повести «Вий». Появившаяся красота у усопшей свидетельствует о том, что душа Хомы в опасности. | |
12. | Нельзя нести гроб родственнику | Существует примета, что прямые родственники умершего в период похорон находятся как бы в карантине. Кровная родственная связь в жизни, предполагает такую же связь в смерти. Отсюда, им запрещается нести гроб покойника, чтобы не уйти вслед за ним. | ⚫ Говоря о похоронной процессии, автор указывает, что Сотник идет «…впереди, неся рукою правую сторону тесного дома умершей». ⚫ В конце повести автор подтверждает правоту приметы. Неутешному отцу недолго осталось горевать по своей безвременно ушедшей дочери. «Щеки его опали только гораздо более прежнего. Заметно было, что он очень мало употреблял пищи или, может быть, даже вовсе не касался ее. Необыкновенная бледность придавала ему какаю-то каменную неподвижность». | Гоголь не случайно описывает, как Сотник несет гроб усопшей дочери, таким образом, писатель показывает, что неутешный отец призывает смерть. | |
13. | Икона падает – к покойнику | Давно известно в народе примета, что икона падает – к покойнику. | В последнюю, третью ночь отпевания дочки Сотника Гоголь пишет, что в храме «иконы попадали на землю». | Писатель усиливает значение этой приметы тем, что действие происходит в церкви. А если уж в божьем храме случается такое, то у Хомы нет никакого шанса избежать смерти. Вскоре «бездыханный грянул он на землю». | |
Обряд - совокупность действий, ”установленных обычаем или ритуалом”, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. (*Словарь Ожегова) | |||||
1. | Очерченный вокруг себя круг | Круговая линия, начертанная ножом или углем, а также зажженною лучиною, защищает человека от зловредного действия колдовства и нападения «нечистой силы». Через эту линию не может переступить ни злой дух, ни ведьма, ни сама смерть. А человек, спасающейся за этой линией, ни в коем случае не должен выти из круга. | В церкви Хома «в страхе очертил возле себя круг» и делал так каждую ночь, когда оставался молиться о душе панночки – ведьмы. Злая ведьма «…стала почти на самой черте; но видно было, что не имела сил переступить ее», даже приближаясь к черте, ведьма «…вся посинела, как человек, уже несколько дней умерший». Даже использовав всю силу своего колдовства, она «…начала летать по всей церкви» в своем гробу, но «Он не мог зацепить круга, им (Хомой) очерченного». Этот обряд настолько силен, что когда в последнюю ночь в церкви несметная сила чудовищ окружила Хому, то «Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом» | Этот обряд помогал Хоме уберечься от «темных сил». | |
2. | Свет – метод борьбы со злом. | Мнение о том, что «нечистая сила» боится дневного света, когда ее колдовство ослабевает или вообще исчезает, существует очень давно. Из этого же обряда возник погребальный ритуал – зажигать свечи над покойником. | Когда Хома впервые увидел мертвую панночку, то «Высокие восковые свечи…стояли в ногах и в головах, изливая свой мутный, терявшийся в дневном сиянии свет». Для того чтобы Хоме не было страшно в церкви ночью читать молитвы, по его мнению «нужно освятить всю церковь так, чтобы видно было, как днем». Для этого «он принялся прилепливать восковые свечи по всем карнизам, налоям и образам, не жалея их немало, и скоро вся церковь наполнилась светом». | Гоголь вводит этот обряд в повесть, чтобы показать, что это защищает душу покойника от злых духов. | |
После вынесения гроба, согреть у печи руки. | Существуют обряды, предохраняющие от смерти. Одна из таких охранительных мер, позволяющая «не занести» домой смерть, - это прикосновение руками к печи. Особенно важно согреть руки тем, кто нес гроб, или тем, кто является близким родственником умершего. | «Все несшие гроб начали прикладывать руки к печи, что обыкновенно делают малороссияне, увидевшие мертвеца». | |||
Креститься. | Для того чтобы победить ведьму, вначале нужно перекреститься. Трудно представить себе более древний обряд, чем обряд наложения крестного знамения. | В самые опасные моменты Хома «со страхом перекрестился…», или «…он только крестился, дочитал как попало молитвы…». | Гоголь часто использует этот самый известный в христианстве обряд. | ||
Красная китайка традиционно использовалась на похоронах. | В старину казаки часто бывали в походах, где самой удобной одеждой была свободная китайка. Ее можно было носить, легко снимать, а главное – укрываться во время ночлега под открытым небом. Красный цвет был, очевидно, символом крови из смертельных ран казаков. По этому поводу Д.Зеленин писал: «У образованных украинцев принято употреблять красную траурную одежду. Причиной этого послужили главным образом украинские песни, в которых поется о том времени, когда погибших в бою казаков прикрывали красной китайкой». | «Весь пол был выстлан красной китайкой…». | Гоголь использует этот обряд для того, чтобы подчеркнуть состоятельность Сотника, красною китайкой был выстлан только пол светлицы умершей дочери, а ее тело лежало «на одеяле из синего бархата, убранном золотою бахромою и кистями». | ||
Заклинание - в старинных суеверных представлениях: магические слова, звуки, которыми заклинают. .*(Словарь Ожегова) | |||||
Заклинания, заклятия | заклинания используются не только как средство защиты от «темных сил», но и как орудие против добра. | Когда ведьма скакала на Хоме, то «он перебрал все заклятия против духов – и вдруг почувствовал: ведьма как-то слабее держалась на его спине». Во времена ночных бдений в церкви Хома «…начал читать молитвы и произносить заклинания…», которые помогали ему спастись от ведьмы. Но не только Хома припомнил «все свои заклятья», и ведьма «стала ворчать… и начала выговаривать мертвыми устами страшные слова… .Философ в стахе понял, она творила заклятье». И в ответ на него «ветер пошел по церкви от слов… Вихрь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь…». | Заклятия как элемент мистического мироощущения являются для Гоголя неотъемлемой частью украинского фольклора. |
Слайд 1
Вывод: В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь погрузил героев в сказочный мир, описал народный украинский быт сочными красками, широкими мазками. В этом сборнике нечистая сила, в основном, представлена чертями и ведьмами. Иногда они комичны, иногда опасны, но чаще побеждены и унижены. Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» раскрывает тему внутренних качеств героя, показывает цену человеческой души, её значимость. «Нечистые» являются олицетворением пороков и границ, за которые человек может переступить. Они соблазняют, манят, обещая замечательную жизнь, но в итоге – обман, горечь, пропасть... И уже ничего нельзя поделать: обратного пути нет. ГЛАВА 1. ВЕРСИИ, ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ НАСЫЩЕННОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОГОЛЯ МИСТИЧЕСКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ. Загадочностью отмечен прежде всего жизненный путь писателя, начиная с первых его шагов. Н. Бердяев 1 . Писатель прекрасно знал жизнь, быт, верования, суеверия, устное народное творчество Малороссии. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. 2. Гоголь был очень верующим человеком. Он верил истово и сильно. Но нельзя верить в Бога и не признавать существования тёмной стороны. «Я ПОЧИТАЮСЬ ЗАГАДКОЮ ДЛЯ ВСЕХ» (РОЛЬ МИСТИКИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ) Автор: Волкова Кристина Алексеевна, 9 класс. Руководитель: Приставкина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы. МБОУ « Новокурская основная общеобразовательная школа» Для того чтобы постичь Гоголя, надо или родиться Гоголем, или, совершенствуясь духовно, преодолев в себе читательские стереотипы и мыслительную инерцию, научиться читать и мыслить заново… В.П.Астафьев Актуальность исследования: по – особому «з вуча т » произведения Н В. Гоголя в со временной России, потому что великий классик зло высмеивает казнокрадов, чиновников, бюрократов, взяточников, показывая эти пороки через мистические образы. Злободневность данной темы для сегодняшнего состояния общества как никогда ярка, потому что у нас, к великому сожалению, те же социальные проблемы, что и во времена Гоголя. В том числе популярность мистической литературы с годами лишь увеличивается. Огромное количество людей по всему миру следуют за сказочным миром мистической литературы, ища красоту во мраке и таинстве. Проблема исследования: сказочные, мистические и фантастические мотивы, играют далеко не последнюю роль в творчестве Гоголя. Это не просто «игра воображения» писателя, находящая своё отражение в «сказках» о вурдалаках и прочей нечисти. Нет, пожалуй, такой сферы жизни, которую не затронул бы Гоголь и не внёс бы в неё элементы необычности, загадочности, а порой – буквально «дьявольщины». Предмет исследования : произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», « Вий », «Нос», «Шинель». Объект исследования: рассмотрение специфики гоголевских мистических персонажей и отражение мистики в жизни писателя. Цель исследовательской работы : выяв ление значим ой рол и мистики и её проявлен ие на этапах творческого пути Н.В. Гоголя. Задачи : рассмотреть истоки проявления мистики в творчестве Н.В. Гоголя; привести на страницах исследовательской работы анализ отдельных произведений, взятых из трёх циклов гоголевских повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести»; выявить в этих произведениях мотивы и образы, связанные с мистической темой, и показать на этой основе душевные состояния главных героев. Гипотеза: фантасмагория Н.В. Гоголя несет очищающую силу современному обществу чинуш, мздоимцев и бюрократов; произведения великого сатирика помогают воспитывать честного гражданина. Методы исследования: аналитический , практический метод, метод классификации и обобщения материала. ГЛАВА 2. НЕЧИСТАЯ СИЛА НА СТРАНИЦАХ СБОРНИКА «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ». Глава 3. Сборник «Миргород». Нечисть, обитающая в человеческих душах в повести « Вий ». 3.1. ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ВИЙ». ЧИСЛО «3» Икона падает Красивая усопшая в гробу Свечи, увитые калиной Крик петуха ПРИМЕТА - обстоятельство, явление, указывающее, по народным верованиям, на появление чего-нибудь, на связь с каким-нибудь другим событием. ОБРЯД - совокупность действий, ”установленных обычаем или ритуалом”, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. Очерченный вокруг себя круг Дневной свет Креститься Согреть у печи руки Красная китайка на похоронах НЕЧИСТАЯ СИЛА (сокр. нечисть) - собирательное имя всякой потусторонней силы и существ: злых духов, чертей, леших, домовых, водяных, оборотней и т. д. Заклинания ВЕДЬМА ВИЙ РУСАЛКА НЕЧИСТЬ 3.2. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ В ПОВЕСТИ «ВИЙ». Вывод: в « Вие » Гоголь показывает нам человека , оступившегося с пути праведного. По мнению писателя, погубившие героя повести демоны явились не столько из дьявольского подземелья, сколько из тёмных бездн человеческих душ – душ , поражённых тяжёлыми недугами - воровством, ложью, алчностью, невежеством, прелюбодеянием, пьянством. Повесть « Вий », как и всё творчество Гоголя в целом, – художественное пророчество, послание писателя последующим поколениям. В повести удачно сплетаются два начала: реалистическое и фантастическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию. ГЛАВА 4. СБОРНИК «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ». 4.1. Гоголь создал яркий образ - символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. 4.2. Нечистая сила, уничтожающая человека в повести «Нос» . Тема повести – потеря персонажем «части» своего «я» в результате действия «нечистой силы» РЕА ЛИСТИЧЕСКОЕ: Петербург, быт цирюльника и статского советника, топографические детали, точные даты событий. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ : от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности. Главная идея повести - показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Художественная цель – заставить людей почувствовать окружающую их пошлость. 4.3. Фантасический образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель». Тема “маленького человека” , протест против общественных порядков, которые ограничивают личность. Идея повести - показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ: социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство). ФАНТАСТИЧЕСКОЕ: призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Художественная цель - несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел. Призраки и фантомные образы сатиры великого писателя Х I Х века Н.В. Гоголя несут современному обществу очищающую силу осмеяния, неприятия подобного образа правления и жизни в целом. Произведения Гоголя имеют огромное нравственное значение, потому что помогают воспитывать достойного, честного гражданина Отечества. Вывод: в «Петербургских повестях» Гоголь погрузил фантастику в самую гущу обыденной жизни, изобразил страшных, искажённых обитателей северной столицы, чиновного города, в котором всё ложь, всё обман, всё колеблется в неверном свете мерцающих фонарей. Здесь нечисть уже не представлена странными существами, но она гораздо страшнее и опаснее нечисти, «обитающей» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Миргороде». Эта нечисть, живущая в душе человека.Разноцветное дерево
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Сказка "Морозко"
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"