«Особенности народно-песенной символики».
Песня испокон веков занимает важное место в нашей жизни.
Несмотря на внешнюю простоту русской народной песни, в ней хранится опыт прошлого, отражаются черты характера нашего народа. Каждое последующее поколение вносит в песни свои эмоции, мотивы, смыслы. Нас заинтересовала изобразительно-выразительная функция слов-символов, ключевых слов в песенных текстах. Это и стало основой данного исследования.
Тема исследования: особенности народно-песенной символики.
Цель: выявление таких понятий, как ключевые слова, символ, образ в русских народных песнях.
Задачи и методы исследования на слайде.
Изучение символического значения образов народных песен поможет нам глубже понимать содержание авторских произведений, т.к. художественная литература и устное народное поэтическое творчество тесно связаны между собой.
На первом этапе нашего исследования мы изучили теоретическую литературу о русской народной песне.
На втором этапе работы нами было изучено 26 народных песен из репертуара Народного коллектива хора «Казачья песня» села Б. Барандат и фольклорного ансамбля «Родные напевы», выявлены основные образы-символы, встречающиеся в песнях данных коллективов, и составлена таблица символов.
Та форма русской народной песни, которую мы видим сейчас, родилась в результате длительного процесса изменений. Мы никогда не сможем узнать первоначальный вариант той или иной народной песни. Но при этом в её тексте сохраняются слова, которые имеют весомое значение. Такие слова выстраивают структуру песни и помогают передать отношение исполнителя и неизвестного автора. Наталия Анатольевна Николина в известном труде «Филологический анализ текста» называет такие слова «ключевыми». Важнейшие признаки ключевых слов: они должны быть многозначными, семантически осложненными.
Ключевые слова обладают определенными признаками. Например, в песне «Как по морю-морюшку» идет явное повторение ключевых слов. Отметим ключевые слова: это «лебеди, лебёдушка», «пара», «лента». Они не раз повторяются в тексте, обозначают любовь, соединение и очень поэтичны.
С понятием «ключевые слова» тесно связано понятие «символа».
Употребление символов в лирической песне позволяет глубже раскрыть чувства и переживания лирического героя, придаёт песне яркую эмоциональную выразительность.
Анализируя тексты песен, мы сделали следующие выводы:
Мы отметили следующие особенности символики русских народных песен.
Вот, например, в любовных песнях типичным является гулянье девушки и молодца по саду, срывание цветков в нем, плетение венков друг другу. Сад – это любовь. Обратимся к примерам на слайде.
В первой песне сад осыпается, значит, любовь уходит. Девица печалится от того, что милый покидает ее. В другой же песне герои счастливы. Однако символ тот же – сад.
В очень известной в наших краях песне «У родимой маменьки дочь была одна» превращение происходит не в действительности, а в воображении. Девушка, обиженная на родных, становится птицей и летит в родительский дом.
В некоторых песнях лирический герой или героиня, как бы утратив веру в превращение, просят птицу слетать домой и рассказать о тяжелой доле:
Над озером чаечка вьется, Снеси ты печальнаю весть. |
Примером может служить песня «При долинушке калинушка стоит», которая открывается таким так:
При долинушке калинушка стоить. На калине соловей-птица сидить, Горьку ягоду-калинушку клюеть, А малиною закусываеть. |
Мотив «птица клюет калину» – символ сватания невесты. Но в данном случае он является и частью сюжета. После приведенных строк в песне следует:
Мимо ехал разудалый молодец, Иван-сударь, свет Андреевич. |
Он увидел соловья и просит его полететь к девушке, передать ей низкий поклон и сказать, что он скоро сам приедет ее сватать.
В этой песне пара – виноград и ягода – символизирует жениха и невесту.
Так, в песне «Была весна» в начале говорится о том, как произошла когда-то первая встреча, началась любовь («была весна, мы встретились случайно…»), как он изменил и жизнь потеряла смысл («Но все прошло, краса моя завяла. // Ты изменил, и стал совсем чужой») (здесь антитеза: расцвет – увядание). А дальше – философско-поэтический вывод, выраженный символами-сравнениями:
Ой, Боже мой, что делает природа, Без двух вещей прожить я не смогу: Без милого растаю я, как свечка, А без любви – засохну, как трава. |
В процессе работы над темой, в ходе анализа системы образов народных песен перед нами раскрылся интереснейший мир устного народного творчества, богатейшая образность русского языка. Работа расширила наши знания о русских народных традициях, обрядах и глубокой связи с ними народного поэтического творчества.
Новизна исследования в использовании местного материала.
Теоретическая и практическая значимость работы в том, что, анализируя тексты народных песен, мы учимся понимать художественный текст, чувствовать ценность каждого слова в тексте, ярко и точно выражать свою мысль. Всё это пригодится нам на уроках русского языка и литературы, а также при сдаче экзаменов.
Вложение | Размер |
---|---|
Вьюнова А. "Особенности народно-песенной символики" | 224.5 КБ |
Вьюнова А. "Особенности народно-песенной символики", презентация | 297.85 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Барандатская средняя общеобразовательная школа
ОСОБЕННОСТИ НАРОДНО-ПЕСЕННОЙ СИМВОЛИКИ
Литература
Исполнитель: Вьюнова Анастасия, обучающаяся 8 класса Научный руководитель: Клюева Н.В., учитель русского языка и литературы |
Тисуль
2018 год
Оглавление
Стр. | |
I. Введение…………………………………………………………………… | 3 |
II. Основная часть. Особенности народно-песенной символики………… | 4 |
2.1. Ключевые слова………………………………………………………… | 4 |
2.2. Символика народной лирики…………………………………………... | 6 |
III. Заключение………………………………………………………………. | 16 |
Список литературы………………………………………………………….. | 18 |
Приложение …………………………………………………………………. | 19 |
Песня испокон веков занимает важное место в нашей жизни.
Несмотря на внешнюю простоту русской народной песни, в ней хранится опыт прошлого. Каждое последующее поколение вносит в песни свои эмоции, мотивы, смыслы. В песнях отражаются черты характера нашего народа. Народная русская песня любима не только русскими людьми, она нравится и людям других национальностей. Что же так привлекает в русской народной песне? Возможно, особенность ритма, особая подборка слов, музыкальность и красота многоголосного пения. Народная песня состоит из двух важнейших элементов: текста и напева. Сложно представить песню без использования слов. Именно изобразительно-выразительная функция слов-символов, ключевых слов в песенных текстах заинтересовала нас и стала основой данного исследования.
Цель: выявление таких понятий, как ключевые слова, символы, образы в русских народных песнях.
В данной работе решались следующие задачи:
Объект исследования: русский поэтический фольклор.
Предмет исследования: ключевые слова и образы-символы в русских народных песнях.
Проблема. Лучшие образцы русской литературы XIX - XX веков тесно связаны с фольклорной традицией. Когда мы читаем литературные произведения, то не всегда правильно понимаем слова, символы, образы, либо, не понимая вовсе, пропускаем и не вдумываемся в смысл текста, образа. Это мешает по-настоящему видеть красоту художественного произведения, глубоко понимать его содержание.
Гипотеза. Если мы изучим символическое значение образов народных песен, то сможем глубже понимать содержание русской народной поэзии и художественных произведений, т.к. художественная литература и устное народное поэтическое творчество тесно связаны между собой.
Методы исследования: работа с литературой, Интернет-ресурсами, анализ, классификация.
Актуальность. Тема актуальна, поскольку в настоящее время в обществе наблюдается стремление к поиску настоящей, подлинной красоты, пробуждается интерес к народным корням, традициям, фольклору, к более глубокому пониманию настоящих художественных ценностей.
Теоретическая и практическая значимость работы в том, что, анализируя тексты народных песен, мы учимся понимать текст, чувствовать ценность каждого слова в тексте, ярко и точно выражать свою мысль. Всё это пригодится нам на уроках русского языка и литературы, а также при сдаче экзаменов.
На первом этапе нашего исследования мы изучили теоретическую литературу о русской народной песне.
На втором этапе работы нами было изучено 26 народных песен из репертуара Народного коллектива хора «Казачья песня» села Б. Барандат и фольклорного ансамбля «Родные напевы» и выявлены основные образы-символы, встречающиеся в песнях данных коллективов.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОСОБЕННОСТИ НАРОДНО-ПЕСЕННОЙ СИМВОЛИКИ
2.1. Ключевые слова.
Та форма русской народной песни, которую мы видим сейчас, родилась в результате длительного процесса изменений. Мы никогда не сможем узнать первоначальный вариант той или иной народной песни, потому что она передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Но при этом в её тексте сохраняются слова, которые имеют весомое значение. Такие слова выстраивают структуру песни и помогают передать отношение исполнителя и неизвестного автора. Н.А. Николина в известном труде «Филологический анализ текста» называет такие слова «ключевыми». Ключевые слова песни – определенный каркас, на котором держится как форма, так и содержание любого произведения.[1]
Что поможет нам выявить ключевые слова в тексте песни? Они обладают определенными признаками. Отметим основные и наиболее важные признаки: 1) частотность повторяемости и употребления ключевых слов в тексте; 2) способность ключевого слова заключать в себе основную информацию текста; 3) кроме того, ключевое слово должно быть не только содержательным, но и красивым, поэтичным[2]. Приведем примеры из песен, где идет явное повторение ключевых слов.
Как по морю-морюшку, По большой воде Там плавала-плавала Пара лебедей. Там плавала-плавала Пара лебедей. У одной лебёдушки Шапка мехова. У одной лебёдушки Шапка меховая, У другой лебёдушки Лента голуба. У другой лебёдушки Лента голубая, Голубая ленточка Развевалася. |
Отметим ключевые слова: это «лебеди, лебёдушка», «пара», «лента», так как они не раз повторяются в тексте, обозначают любовь, соединение и очень поэтичны.
Важнейшие признаки ключевых слов: они должны быть многозначными, семантически осложненными.
Ты полынушка, полынка, Полынь, травка горькая! Не я травку сеяла, Что не я тебя садила, Не сама ли ты, злодейка, Травка уродилася, По зеленому лужочку Травка расселилася… |
Ключевыми словами здесь будут слова «полынушка, полынка, полынь», «травка горькая», так как они неоднократно повторяются в тексте песни, несут в себе значение горя, страдания, но, кроме того, эти слова ещё и поэтически образны и красивы.
Ты заря ли зорюшка, Зорюшка вечерняя |
Повторение слова «заря» выделяет основной образ и привлекает к нему внимание.
Ключевые слова собирают вокруг себя различные семантические группы: вокруг них собираются однокоренные слова, слова, которые связаны с ключевыми по ассоциации, конечно, их повтор не случаен.
2.2. Символика народной лирики
С понятием «ключевые слова» тесно связано понятие «символа». Что такое символ?
«Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи, чего-нибудь отвлечённого (пальмовая ветвь или голубь – символы мира, круг – символ вечной жизни, якорь – символ надежды…), многозначное иносказание» (из словаря С.И. Ожегова).
Употребление символов в лирической песне позволяет глубже раскрыть чувства и переживания лирического героя, придаёт песне яркую эмоциональную выразительность. Кроме того, анализируя символику той или иной песни, можно судить о ее национальном или географическом своеобразии. Например, образ розы распространен в украинских песнях, а в русских практически не встречается. Зато в русских песнях часто используется образ березы. А услышав эту песню:
У ворот сосна зеленая. У ворот сосна зеленая. Сосёнушка зеленая-зеленая…– |
можно предположить, что она зародилась ближе к северу страны, где хвойные деревья встречаются гораздо чаще.
Источником символов является окружающий человека мир природы. Что лежит в основе создания символа? В основе создания образов-символов, на наш взгляд, лежит сопоставление каких-либо схожих или общих черт и признаков, явлений из окружающего мира с предметами и явлениями из человеческой жизни. Материалом для песенной символики послужил объективный реальный мир крестьянской жизни, прежде всего – мир природы (солнце, месяц, ветер, тучи, река, горы, различные деревья, трава, цветы, птицы и т. д.), различные виды трудовой деятельности [3] (сеяние, сажание, поливание, косьба, рыболовство, охота и т. д.) («По за лугом зэлэнэньким //Брала вдова лён дрибнэнький…», «Там Васылько сено косэ…») и обрядовые действа (вытаптывание сада, открывание ворот, расплетание косы и т. д.). В результате анализа лирических и обрядовых народных песен мы составили таблицу символов. В этой таблице образы-символы, которые чаще всего будут являться и ключевыми словами (Табл. 1).
Широкое употребление символика получила в обрядовой лирике, где приобретает магический смысл и значение.
Особенностью образов-символов в русской народной песне является употребление символов попарно, потому что в тексте обычно встречается не менее двух героев (муж – жена, жених – невеста и так далее):
Виноград во саду цвететь, Виноград во саду цвететь, А ягода, а ягода поспеваеть. А ягода, а ягода поспеваеть. Виноград – то Иван-сударь, Виноград – свет Васильевич. А ягода, а ягода – то Натальюшка, А ягода, а ягода – свет Сергеевна. |
Пара – виноград и ягода – символизирует жениха и невесту. Ещё одной важной чертой народной лирической песни, излюбленным приемом является параллелизм душевного состояния с каким-либо внешним проявлением природы.
Закукала кукушечка В зелёном садочке. Э-эх, заплакала девчоночка, Карие глазочки | |
Сидел ворон на белой берёзе, |
Параллелизм выражается как в формах сравнения, так и в формах символики, при этом символические образы повторяются лишь по традиции, так как первоначальный смысл символов в настоящее время обычно не сознаётся. Также характерны для народной поэтики обращения, воззвания к природе: животным, растениям, реке, ветру: «Ой, вы ветры-ветерочки», «Ой да ты калинушка». Народная лирическая песня пользуется также традиционными (постоянными) эпитетами: «Ты взойди-взойди, солнце красное», «Сине море, ох, глубоко».
И это не просто обращения к стихиям или растениям – это тоже символика. Море – то, что разделяет, слёзы также сопоставляются с морской водой; солнце красное – это тепло и ласка, это матушка. Отсюда следует вывод: многие образы-символы природы и явлений персонифицированы. Вместе с этим нужно подчеркнуть, что часто в народных песнях растения оказываются не символами каких-то человеческих образов, а употребляются в зависимости от их состояния, выражают различные состояния души, настроение, передают и психологическое состояние героев, определяют эмоциональный колорит:
Уж, ты сад, ты мой сад, сад зелёненькай, Ты зачем рано цветёшь, осыпаешься? Ты зачем рано цветёшь, осыпаешься? Ты далёко ль, милай мой, собираешься? |
Для любовных песен типичным является изображение гулянья девушки и молодца по саду, срывание цветков в нем, плетение венков друг другу. А здесь сад осыпается, значит, любовь уходит. Девица печалится от того, что милый покидает ее.
Я по садику ходила, по зелёному ходила. Ой, лёли-лёли, ой, лёли-лёли. Я цветочики срывала, я веночики сплетала. Ой, лёли-лёли, ой, лёли-лёли. |
А в этой песне всё хорошо: «цветочики», «веночики».
Нужно помнить, что символы необходимо рассматривать в контексте песен, так как одни и те же символы могут реализоваться в самых разных конкретных песенных содержаниях.
В обрядовой (свадебной) песне наибольшее распространение имел такой способ расшифровки поэтических символов, который получил название психологического (точнее, сюжетно-образного) параллелизма. Первая параллель такой песни всегда символическая, а вторая – реальная[4]. Примером может служить песня «Сине море всколыхнулося».
Ой, сине море всколыхнулося, Ой, бела рыба встрепенулася. Да как узнали про ту рыбицу ловцы, Вот ловцы, ловцы, московския купцы, Закидали шелковыя невода, Вынимали белу рыбу из воды. Ой, вынимали, да выспрашивали: Каково ли тебе, рыба, без воды, А мне, бабочке, без милого дружка. |
Такая параллельная композиция передаёт те или иные эмоции, определенное отношение к тем или иным человеческим образам. Так, если бы эта песня состояла только из одной второй параллели, то это была бы не поэзия, а сухая информация о том, что женщине плохо «без милого дружка». Первая (символическая) параллель опоэтизировала вторую, выразила тоску женщины, страдающей по милому другу. Женщина изображена рыбицей, которую вынули из воды – очень яркий образ. Песня состоит из двух самостоятельных картин, но в сознании поющих и слушающих обе картины воспринимаются не отдельно, а в единстве.
В песнях, построенных по принципу параллелизма, первая, символическая, картина всегда выполняет функции своеобразного эмоционального вступления. Она создает определенное настроение и в общих чертах намекает на реальное содержание песни. Во второй, условно говоря человеческой, картине раскрывается основное жизненное содержание песни, выражаются конкретные чувства и мысли того или иного лирического героя (или героев).
Для многих лирических, а особенно обрядовых песен характерен также и элемент превращений. Песенное превращение происходит не в действительности, а в воображении.
В очень известной в наших краях песне «У родимой маменьки дочь была одна» превращение происходит не в действительности, а в воображении. Девушка, обиженная на родных, становится птицей и летит в родительский дом.
Рассержусь на матушку, в гости не пойду, На седьмое летечко пташкою слечу… Увидела матушка из окошечка: – Что это за пташечка во саду поет, Где эта прилетная причеты ведет?
|
Мотив «человек-птица» вообще очень распространён в лирической песне. Девушка, обиженная на родных, становится птицей и летит в родительский дом. Однако в других песнях лирический герой или героиня ведут себя по-другому: в подобной же ситуации они просят птицу слетать домой и рассказать о тяжелой доле:
Над озером чаечка вьется, |
Вестниками в песнях в основном бывают птицы: «Ой, прилетели соловушки по весне…», «Чёрный ворон, друг ты мой залётный…», «Ляти, пташка, канарейка».
Поэтические символы употребляются более всего в обрядовой (свадебной) лирике. Примером может служить песня, которую исполняют жениху и невесте, когда их по приезде от венца усаживают за свадебный стол:
Где селезень был? Где утка была? Бог вас снес За единый стол; Бог вам велел Один хлеб-соль есть; Бог вам велел Из одной чары пить. |
Из самого обряда ясно, что упоминаемые в песне селезень и утка – это жених и невеста. А вот свадебная песня, в которой также без всякой расшифровки символами жениха и невесты выступают «голубь и голубушка»:
У голубя, у голубя Золотая голова У голубки, у голубки – Позолоченная… |
В свадебных песнях символический зачин нередко настолько тесно связан с их содержанием, что представляет собой как бы начало ее сюжета. Примером может служить песня «При долинушке калинушка стоит», которая открывается так:
При долинушке калинушка стоит. На калине соловей-птица сидит, Горьку ягоду-калинушку клюет, А малиною закусывает. |
Мотив «птица клюет калину» всегда был символом сватания невесты. Но в данном случае он является и частью сюжета. После приведенных строк в песне следует:
Мимо ехал добрый молодец, Иван-сударь, свет Андреевич. |
Он увидел соловья и просит его полететь к Алене, передать ей низкий поклон и сказать, что он скоро сам приедет ее сватать.
Поэтические символы послужили источником многих эпитетов в лирической песне. Это, к примеру, эпитеты «светел месяц» и «красное солнышко», относящиеся к родителям. Это также эпитеты, характеризующие жениха («ясный сокол») и невесту («белая лебедушка»).
В лирических песнях встречаются символические сравнения. Например: на основе поэтических символов «рыбица – невеста», «тучи – печаль» в свадебных песнях создаются сравнения: «чужие люди, как тучи грозные»; «Разлучают нас с тобою, точно рыбицу с водою».
Но в необрядовой песне поэтические символы чаще всего обозначают не какой-нибудь конкретный образ, а выражают то или иное настроение, создают определенный эмоциональный колорит.
В этой связи Н. П. Колпакова совершенно справедливо пишет: «Два основных цикла человеческих эмоций – радость и горе с их многочисленными тематическими подразделениями – составляют основное содержание народных лирических песен». Именно поэтому она всю символику русских народных лирических песен разделяет на две группы: а) символику счастья и б) символику горя[5].
Символами счастья, и прежде всего счастливой любви, могут быть, например, свет солнца, а также цветение растений.
Там на горке калина, Там на горке калина-калина. Чубарики-чубчики, калина. Там девчонка гуляла, Там девчонка гуляла-гуляла. Чубарики-чубчики, гуляла. Калинушку ломала, Калинушку ломала-ломала. Чубарики-чубчики, ломала. |
Следует заметить, что в связи с особенностями эмоционального содержания традиционных лирических песен в них значительно больше символов не счастливого, а горестного значения.
Прежде всего, отметим, что если цветение любого растения означает веселье и радость, то, наоборот, его увядание – символ печали, горя, разлуки.
Сердце кровью, кровью обольётся, Грудь завянет, как трава. Охы, грудь завянет, как трава, засохнет, Расцвесть не сможет никогда. |
Такие деревья, как береза, калина, груша и другие, могут быть не только символами любви и счастья, но также символами горя и несчастья. Так, груша без вершины – девушка без родителей; береза, на которой сидит кукушка, – символ печали и т. д. Всегда являются символами горя и печали осина, рябина, горькая полынь и т.д. [6]
Наибольшее количество поэтических символов, по нашим наблюдениям, имеют в народной лирической песне женские образы. Вероятно, это объясняется тем, что традиционные лирические песни создавались в основном женщинами, в них полнее всего отражался именно их духовный мир, мысли, чувства и переживания.
Одни и те же символы могут реализоваться в самом различном конкретном песенном содержании. Так, образ полыни можно найти в песнях, рассказывающих об обмане девушки милым, о разлуке молодца с любимой, о трудной солдатской службе.
С другой стороны, одни и те же явления из жизни людей могут выражаться самыми различными символами – образами природы. В этой связи Н. П. Колпакова замечает: «Сплетни символизируются заплетающейся травой, спутанными корнями, вянущими травами…»[7]. Но в песнях, которые мы анализировали, сплетни обозначаются и по-другому: птицами (например, перепёлкой), соломой.
И в чистом поле рубяже да перяпёлочка лятить. |
Знаю, знаю, где бабочка ночуеть, |
В данных примерах именно перепёлка рассказывает жене о неправильном поведении мужа, а солома – символ слухов, сплетен, которые будут преследовать легкомысленную женщину.
В необрядовой и обрядовой лирике функции поэтических символов различны. Если в обрядовой (свадебной) песне символы главным образом выполняют описательно-изобразительную роль, то в необрядовой лирической песне, сохраняя изобразительную роль, они являются выразительными, эмоционально-психологическими средствами. Эта их роль особенно увеличивается, когда в песне употребляется не один, а несколько поэтических символов. Примером может служить песня «Ой да ты калинушка».
Ой да ты калинушка, размалинушка, |
В приведенной песне поэтические символы выполняют очень важные эмоционально-выразительные, идейно-художественные функции. Первые четыре строки песни, в которых введены поэтические символы разлуки и тревоги – крутая гора, листья, спущенные в море, сразу же придают песне необходимую эмоциональную окраску, ярко и сильно выражают горестное настроение, тяжелые душевные переживания героя. Следующие шесть строк песни (со слов «Ой да во синём море корабель плывет» и до слов «домой просится») жизненно конкретизируют и мотивируют это настроение, рассказывают о том, что молодые солдаты отправляются на войну и могут не вернуться назад. И, наконец, последние строки песни, включающие такие символы, как «часты звездушки», «соколятушки», являются как бы поэтическим итогом, обобщением и эмоциональным усилением того настроения, которое передается всей песней: вечная разлука с домом и детьми.
Особенно широко используется этот композиционный прием в необрядовой лирике, когда поэтические символы употребляются в обобщающем зачине[8].
Так, например, необрядовая лирическая песня открывается зачином:
Ой, ты белая берёза, ветра нет, а ты шумишь. Ветра нет, а ты шумишь. Ретиво моё сердечко, горя нет, а ты болишь. Горя нет, а ты болишь. |
«Берёза шумит» – беспокойство, тревога. «Ветра нет» – нет видимой причины для беспокойства. И далее это разъясняется конкретным содержанием песни. Оказывается, девушке цыганка «ворожила на платочек голубой» и при этом «руку к сердцу приложила и качала головой», потому героиня предполагает, что друг не верен ей.
Другая песня открывается таким печальным зачином:
Колына-малына, чом нэ процвитаешь? Молода дивчина, ой, чом стоишь-думаешь? |
И далее эта горестная дума героини получает реальную жизненную конкретизацию: ее милый уехал на солдатскую службу, оставил её одну, «нэ вручив ныкому», некому о ней позаботиться, защитить её.
Третья песня имеет зачин:
Не бела заря, да не бела заря Занималася. Не ясён сокол, да не ясён сокол Со гнезда слетал. |
Затем разъясняется, что «мой-от миленький», уезжая, прощается со всеми, а к героине не подходит, так как боится ненужной молвы.
Чаще всего мотивы, включающие символические образы, даются в самом начале песни и выполняют роль своеобразной сюжетной экспозиции. Но они могут также находиться в середине песни или в конце ее.
Так, в песне «Была весна» в начале говорится о том, как произошла когда-то первая встреча, началась любовь («была весна»), как он изменил и жизнь потеряла смысл («Но все прошло, краса моя завяла. // Ты изменил, и стал совсем чужой») (антитеза: расцвет – увядание). А дальше – философско-поэтический вывод, выраженный символами-сравнениями:
Ой, Боже мой, что делает природа, Без двух вещей прожить я не смогу: Без милого растаю я, как свечка, А без любви – засохну, как трава. |
Как уже отмечалось выше, в основе некоторых метафор также лежат символы. Из необрядовой лирики метафоричность наибольшее развитие получила в солдатских песнях. В других ее видах чаще употребляются не метафоры, а сравнения.
Также в необрядовой лирике употребляются и символические сравнения с соответствующими союзами. Например: «Ах, да с молодцем девушка стоит, ровно зорюшка горит»; «Сидит старый с молодою, как и с ягодою».
Таким образом, необходимо особо подчеркнуть, что эпитеты, метафоры и сравнения, возникшие на основе определенных символических представлений, способствуют созданию в народных лирических песнях ярких образов, наиболее отчетливому выражению различных мыслей, чувств и настроений.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
В процессе работы над темой, в ходе анализа системы образов народных песен перед нами раскрылся интереснейший мир устного народного творчества, богатейшая образность русского языка. Работа расширила наши знания о русских народных традициях, обрядах и глубокой связи с ними народного поэтического творчества. Итак, отметим особенности символики русских народных песен.
Список литературы
изображения. – В кн.: Русский фольклор. М.-Л., 1974, вып. 14.
поэтического стиля. – В кн.: А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. – Л.,
1940.
Мн., 1969.
текстологического изучения фольклора. – М.-Л., 1966.
Композиция. – М., 1974.
русском народном творчестве. – М., 1980.
Высшая школа, 1983. 448 с.
Высшая школа, 1989. 320 с.
вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с.
М.: Просвещение, 1982. 192 с.
ассоциативного наполнения // Дис. канд. филол. наук – М.: ПроСофт-М,
2005.
Н. Бачинская и Т. Попова – М.: Музыка, 1968.
ред. Ю.Г. Круглова – М.: Высшая школа, 2003. 710 с.
Приложение
Таблица символов
Тема | Образы-символы |
Символ отца | Месяц |
Символ матери | Солнце |
Символ детей | Звезды |
Свадьба | Золотые венцы, сваты, подушка, саночки, золотой перстень, две жемчужины, яхонт, клён с берёзой, дуб с берёзой, дуб с калиной, сокол, голубь и голубушка, лебедь и лебёдушка. |
Девица | Пава, белая лебедушка и сизая голубка, калина, березка, малина и сладка вишня, грушица, земляничка-ягодка, утица |
Молодец | Дубок, клён, орёл, сокол, голубь, лебедь, селезень (жених), соловей, хмель, виноград - |
Весть | Голубь, чайка, ворон (печальная), соловушки |
Женщина | Сосна, осина, рябина, груша - |
Путь, разлука, расставанье | Кони за воротами, дорога, ветер, лодочка. |
Тревога, беда | Зарево, заря, вороны, ветры, море |
Печальная девушка, горькая женская доля | Серая кукушка - |
Жизненные испытания | Река, море, озеро |
Табл. 1
[1] Николина Н.А. Филологический анализ текста //Учебное пособие для вузов – М.: Издательский
центр «Академия», 2003. 256 с.
[2] Николина Н.А. Филологический анализ текста //Учебное пособие для вузов – М.: Издательский
центр «Академия», 2003. 256 с.
[3] Еремина В.И. Иносказания народной лирики (от метафоры к символу). – Мн., 1969.
[4] Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в выражении поэтического стиля. – В кн.: А. Н.
Веселовский. Историческая поэтика. – Л., 1940.
[5] Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.-Л., 1962.
[6] Пазынин В.В. Образы деревьев в русской народной лирике: к проблеме ассоциативного наполнения // Дис.
канд. филол. наук – М.: ПроСофт-М, 2005.
[7] Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.-Л., 1962.
[8] Колпакова Н.П. Варианты песенных зачинов. – В кн.: Принципы текстологического изучения фольклора. – М.-Л., 1966.
Слайд 1
МБОУ Барандатская СОШ Тисульский муниципальный район Рук. Клюева Н.В., учитель русского языка и литературы Особенности народно-песенной символики Вьюнова Анастасия 8 классСлайд 2
Цель: выявление таких понятий, как ключевые слова, символы, образы в русских народных песнях Тема исследования: особенности народно-песенной символики. Объект исследования: русский поэтический фольклор. Предмет исследования: ключевые слова и образы-символы в русских народных песнях.
Слайд 3
Задачи : проследить наличие и повторяемость ключевых слов и символов в текстах народных песен. изучить лингвистические понятия: ключевые слова, символ, образ, повтор; определить значение ключевых слов и символов для создания эмоционально-психологического настроя песни, формирования других выразительных средств, для понимания текста песни. Методы исследования : работа с литературой, Интернет-ресурсами, анализ, классификация.
Слайд 4
Народный коллектив хор «Казачья песня» с. Б. Барандат Фольклорный ансамбль «Родные напевы» с. Б. Барандат
Слайд 5
Таблица символов Тема Образы-символы Символ отца Месяц Символ матери Солнце Символ детей Звезды Свадьба Золотые венцы , саночки , золотой перстень, две жемчужины, клён с берёзой, дуб с берёзой, дуб с калиной, сокол, голубь и голубушка, лебедь и лебёдушка. Девица Пава, белая лебедушка и сизая голубка, калина, березка, малина , грушица , земляничка-ягодка, утица Молодец Дубок, орёл , сокол, голубь, лебедь, селезе нь (жених), соловей, хмель, виноград Весть Голубь, чайка, ворон ( печальная весть), соловушки Женщина Сосна, осина, рябина, груша Путь, разлука , расставанье Кони за воротами, дорога, ветер, лодочка. Тревога, беда Зарево, заря, вороны, ветры, море Горькая женская доля Серая кукушка Жизненные испытания Река, море, озеро
Слайд 6
частотность повторяемости и употребления ключевых слов в тексте; способность ключевого слова заключать в себе основную информацию текста; 3 ) ключевое слово в песне должно быть не только содержательным, но и красивым, поэтичным. Признаки ключевых слов (по Н.А. Николиной) :
Слайд 7
Как по морю-морюшку, По большой воде Там плавала-плавала Пара лебедей. Там плавала-плавала Пара лебедей. У одной лебёдушки Шапка мехова. У одной лебёдушки Шапка меховая, У другой лебёдушки Лента голуба. У другой лебёдушки Лента голубая, Голубая ленточка Развевалася .
Слайд 8
Символ «Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме, то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи, чего-нибудь отвлечённого (пальмовая ветвь или голубь – символы мира, круг – символ вечной жизни, якорь – символ надежды…), многозначное иносказание» (из словаря С.И. Ожегова)
Слайд 9
Выводы: язык народных песен отличается богатейшей символикой; чаще всего в образах-символах отражается предметный мир, окружавший крестьянина в быту, занятия, ритуалы.
Слайд 10
Особенности символики русских народных песен Символика русских народных лирических песен разделяется на две группы: а) символику счастья и б) символику горя ( по Колпаковой Н.П. ). Символы счастья: свет солнца, цветение растений и т.п. Символы печали, горя, разлуки: увядание растений, ветер, море, дорога, кони у ворот и т.д. Там на горке калина, Там на горке калина-калина. Чубарики-чубчики , калина. Там девчонка гуляла, Там девчонка гуляла-гуляла. Чубарики-чубчики , гуляла. Калинушку ломала, Калинушку ломала-ломала. Чубарики-чубчики , ломала. Сердце кровью, кровью обольётся, Грудь завянет, как трава. Охы , грудь завянет, как трава, засохнет, Расцвесть не сможет никогда.
Слайд 11
Приёмы параллелизма Закукала кукушечка В зелёном садочке . Э-эх, заплакала девчоночка , Карие глазочки Сидел ворон на белой берёзе, А мой милай – на сером коне. Символические обращения, воззвания к природе: животным, растениям, реке, ветру. «Ой, вы ветры-ветерочки », «Ой, да ты калинушка », «Ой, хмелю ж, мий хмелю , хмелю зэлэнэнький …». Традиционные ( постоянные) эпитеты на основе символов «Ты взойди-взойди, солнце красное », « Сине море , ох, глубоко», « Чёрный ворон , друг ты мой залётный…»
Слайд 12
Одни и те же символы могут реализоваться в самых разных конкретных песенных содержаниях по-разному. Уж, ты сад, ты мой сад, сад зелёненькай , Ты зачем рано цветёшь, осыпаешься? Ты зачем рано цветёшь, осыпаешься? Ты далёко ль, милай мой, собираешься? Я по садику ходила, по зелёному ходила. Ой, лёли-лёли , ой, лёли-лёли . Я цветочики срывала, я веночики сплетала. Ой, лёли-лёли , ой, лёли-лёли . Сад осыпается, любовь уходит. Девица печалится – милый покидает ее. А здесь сад – символ любви.
Слайд 13
Одни и те же явления из жизни людей могут выражаться самыми различными символами – образами природы И в чистом поле рубяже да перяпёлочка лятить . Всё лятить , лятить , лятить , перепорхаваить . А моя шельма жена да переморгаваить . Сплетни – перепёлка Знаю, знаю, где бабочка ночу Е ть , А ноч У еть на широком на баз У . На баз У да на разваленном возу, Подстелена да ржаная солом А . Символ слухов, сплетен – солома
Слайд 14
Элемент превращений Рассержусь на матушку, в гости не пойду, На седьмое летечко пташкою слечу… Увидела матушка из окошечка: – Что это за пташечка во саду поет, Где эта прилетная пр И четы ведет? Мотив «человек-птица » Над озером чаечка вьется, Ей негде, бедняжечке, сесть. Ляти ты в Сибирь, край далёкай , Снеси ты печальнаю весть.
Слайд 15
Поэтические символы в народных песнях служат источником многочисленных эпитетов, метафор, сравнений Эпитеты « светел месяц» и « красное солнышко» , « ясный сокол», « белая лебедушка» . Сравнения: « чужие люди, как тучи грозные » ; «разлучают нас с тобою, точно рыбицу с водою » . Часто символы употребляются попарно . Виноград во саду цвететь , Виноград во саду цвететь , А ягода, а ягода поспеваеть . А ягода, а ягода поспеваеть . Виноград – то Иван-сударь, Виноград – свет Васильевич. А ягода, а ягода – то Натальюшка , А ягода, а ягода – свет Сергеевна .
Слайд 16
В необрядовой и обрядовой лирике функции поэтических символов различны. В обрядовой (свадебной) песне символы главным образом выполняют описательно-изобразительную роль. В необрядовой лирической песне, сохраняя изобразительную роль, символы являются выразительными, эмоционально-психологическими средствами. Символические образы даются в самом начале или в конце песни и выполняют роль своеобразной сюжетной экспозиции либо вывода.
Слайд 17
Благодарим за внимание!
Какая бывает зима
Рисуем "Осенний дождь"
Флейта и Ветер
Снежная книга
Цветок или сорняк?