«Концепт «пустыня» в поэзии А.С. Пушкина». В художественном тексте слово может приобретать значения, которые не зафиксированы в словарях. Читая, например, произведения А.С. Пушкина, часто встречаем, на первый взгляд, однозначное и не очень поэтическое слово «пустыня» и производные от него – «пустынник», «пустынный» и т.д. Мы решили выяснить, как слово «пустыня» осмысливается и представляется в русском языке и в художественном мире великого русского поэта.
Тема работы – концепт «пустыня» в поэзии А.С. Пушкина
Речь пойдёт о его переживании и осмыслении в пушкинской поэзии.
Цель исследования: представление концепта «пустыня» в пространстве русского языка и в художественном мире А.С. Пушкина (на материале его стихов).
Задачи, объект и предмет исследования, методы исследования на слайде.
Поверхностное, прямолинейное восприятие и толкование слова ведёт к примитивному и ограниченному пониманию текста. По той же причине наши собственные тексты отличаются бедностью языкового оформления.
Мы предположили, что в художественной литературе слово может приобретать значения, прямо противоположные тем, что зафиксированы в словарях. Расширение знаний о слове ведёт к расширению знаний о мире; помогает ориентироваться в сложной социокультурной ситуации.
Новизна работы состоит в том, что мы пытаемся истолковать произведения А.С. Пушкина через истолкование слова – концепта.
Возникает вопрос – что же такое «концепт»? Чтобы объяснить понятие «концепт», обратимся к словарям и научной литературе. Концепт – это содержание понятия, его смысловая наполненность. Слово «концепт» близко к значению слова «понятие», но отлично от него тем, что понятие нейтрально, а концепт определяет стиль писателя, его поэтическую картину мира, комплекс представлений, чувств и эмоций.
На слайде вы видите некоторые признаки «концепта». Думается, что слово «пустыня» соответствует данным требованиям.
Далее мы составили лексикографический портрет слова «пустыня», то есть провели его словообразовательный анализ, выяснили лексическое значение в различных словарях, этимологию слова, обратились к значению родственных слов, нашли синонимы, антонимы, прямое и переносное значения.
И наконец, обратились к литературным текстам, которые уточняют смысл концепта и рождают новые оттенки значения, в которых выражено народное восприятие, национальное чувство. Эти литературные тексты – стихи А.С. Пушкина. Почему именно Пушкин? Н.В. Гоголь в работе «Несколько слов о Пушкине» написал так: «Его эпитеты заменяют порой целое описание». Согласимся с Гоголем: у Пушкина каждый эпитет создаёт образ.
Мы проанализировали употребление А.С. Пушкиным концепта «пустыня» и родственных с ним слов в 12 стихотворениях.
В результате мы отмечаем, что слова «пустыня», «пустынный», «пустынник» «обрастают» в стихах Пушкина множеством новых смыслов, не известных общесловарному контексту.
Пустыня – это, может быть, образ бескрайнего, холодного, равнодушного и величественного пространства; место уединения и заточения, просто знойная местность, доставляющая физические трудности (прямое значение), это и духовное перепутье человека, возможно, олицетворение гнетущей атмосферы, в которой оказался одинокий путник, или место, лишённое привычных житейских радостей и забот, но, может быть, пустыня – это место, пройдя которое, человек становится тем, кем ему должно быть, подобно Иисусу в пустыне, то есть, своеобразное испытание, а в другом произведении – это образ мёртвой земли или место, где нет никого, близкого по духу. Пустыней может быть назван и мир людей, бездушный свет. «Пустая тьма» – это тьма страшная, в которой нет даже намёка на какие-то ориентиры.
Эпитет «пустынный» означает идиллический, покойный, умиротворённый пейзаж, заключает в себе значение «несуетного», возвышенного, вдохновенного места, но и характеризует одиночество, не поэтическое, вдохновенное, а вынужденное, как заточенье. Рисует символический пейзаж – приют поэзии или является одним из средств создания романтического пейзажа; характеризует место дикое, безлюдное, где «не ступала нога человека». Эпитет «пустынный» передаёт целую гамму чувств и понятий: разочарование, одиночество, горечь, трагедию одиночества поэта. Это прилагательное может обозначать не столько отсутствие каких-то предметов, сколько утрату души, искренности, способности чувствовать. Слова «пустыня» и «пустынный» часто появляются там, где речь идёт о трагичности существования человека.
А вот слово «пустынники» употреблено в единственном прямом религиозном значении.
Итак, основываясь на анализе употребления в стихах А.С. Пушкина слова «пустыня» и родственных ему слов, делаем вывод:
Вложение | Размер |
---|---|
Валева Л. Концепт "пустыня" в поэзии А.С. Пушкина | 240 КБ |
Валева Л. "Концепт "пустыня" в поэзии А.С. Пушкина", презентация | 2.79 МБ |
Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся
образовательных организаций «Кузбасские истоки»
Предметное направление Языкознание (русский язык)
Исследовательская работа
Концепт «пустыня» в поэзии А.С. Пушкина
Валева Лада
8 класс
МБОУ Барандатская СОШ
Тисульский муниципальный район
Научный руководитель: Клюева Н.В., учитель высшей квалификационной категории |
МБОУ Барандатская СОШ
Тисульский муниципальный район
с. Б. Барандат, 2018 год
Оглавление
Стр. | |
| 3 |
| 4 |
| 4 |
| 5 |
| 7 |
| 7 |
| 16 |
Список литературы………………………………………………………... | 19 |
Приложения ………………………………………………………………... | 21 |
В художественном тексте слово может приобретать значения, которые не зафиксированы в словарях. Постараемся убедиться в этом на примере поэзии А.С. Пушкина. Читая его произведения, особенно стихи, мы часто встречаем слово, на первый взгляд, однозначное и не очень поэтическое – это слово «пустыня» и производные от него – «пустынник», «пустынный» и т.д. Мы решили выяснить, как концепт «пустыня» осмысливается и представляется в русском языке и в художественном мире А.С. Пушкина.
Тема работы – концепт «пустыня» в поэзии А.С. Пушкина
Речь пойдёт о переживании и осмыслении этого концепта в художественном мире А.С. Пушкина
Цель исследования: представление концепта «пустыня» в пространстве русского языка и в художественном мире А.С. Пушкина (на материале его стихов).
Задачи
Объект исследования: стихи А.С. Пушкина.
Предмет исследования: употребление слова «пустыня» в поэзии А.С. Пушкина.
Проблема. Поверхностное, прямолинейное восприятие и толкование слова в художественном тексте ведёт к примитивному и ограниченному пониманию текста. По той же причине наши собственные тексты отличаются бедностью языкового оформления.
Гипотеза: Мы предположили, что в художественной литературе слово может приобретать значения, прямо противоположные тем, что зафиксированы в словарях. Расширение знаний о слове ведёт к расширению знаний о мире; помогает ориентироваться в сложной социокультурной ситуации.
Методы исследования: работа с литературой, Интернет-ресурсами, анализ, классификация.
Актуальность исследования заключается в том, что, изучая природу концепта, мы обогащаем свой ум, развиваем языковые способности, совершенствуем аналитические умения и навыки.
Новизна работы состоит в том, что мы пытаемся истолковать произведения А.С. Пушкина через истолкование слова – концепта.
Чтобы объяснить понятие «концепт», обратимся к словарям и научной литературе. Концепт – это содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. «Концепт представляет собой единицу речевого высказывания, логически смысловой компонент его семантической структуры; характеризует акт понимания и его результат» (10).[1] Концепт – мысленное образование, замещающее в сознании человека множество предметов одного и того же рода, то есть являющееся синонимом их смысла. По определению С.А. Аскольдова, «концепт – это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека» (1)[2]. Слово «концепт» близко к значению слова «понятие», но отлично от него тем, что понятие нейтрально, а концепт определяет стиль писателя, его поэтическую картину мира, комплекс представлений, чувств и эмоций (6)[3].
«Слово, в котором отражается понятие, может быть концептом, если оно отвечает следующим требованиям:1) быть общеупотребительным; 2) находиться в центре фразеологического семейства; 3) часто использоваться в какой-то семантической сфере; 4) встречаться в пословицах и изречениях, в популярных песнях и названиях книг; 5) быть в состоянии выразить в данной культуре что-то существенное и нетривиальное» (8).[4] Думается, что концепт «пустыня» в определенной мере соответствует данным требованиям.
Существительное «пустыня» образовано от прилагательного «пустой» путём присоединения к основе «пуст-» суффикса -ын-. Существительные данной структуры называют фрагменты окружающей среды или место. В основе лежит тот признак, который характеризует какое-то место. Так, пустое место называют пустыней. В свою очередь от существительного «пустыня» образовано другое существительное – «пустынник» – путём присоединения к основе «пустын-» суффикса -ник и прилагательное «пустынный» присоединением суффикса –н-.
Что мы представляем, услышав слово пустыня? Скорее всего, то, что отражено в энциклопедическом словаре: «это тип ландшафта, сложившийся в областях с постоянно или сезонно жарким климатом <…>. В зависимости от характера почв и грунтов различают следующие типы пустынь: песчаные, галечные <…> солончаковые» (4)[5]. Климат пустыни континентальный, с жарким летом (от 32 до 50 градусов С), и холодной морозной зимой (от -7 до -42 градусов С) (4)[6].
Таким образом, пустыня – это пустое (пустынное) место с континентальным климатом; это (почти) необитаемое место со скудной флорой и фауной, чаще всего пустыни песчаные или глинистые; это обширная территория.
Первичные ассоциации, возникающие в сознании исследователя, могут быть дополнены сведениями из словарей различного типа: этимологических, толковых, словообразовательных, синонимических, антонимических, фразеологических и др. В качестве примеров приведем толкования концепта пустыня
Пустыня 1. Обширная засушливая область с небольшим количеством осадков, резкими колебаниями температуры воздуха и почвы и скудной растительностью. 2. Безлюдное незаселенное место (13).[7]
Существительное «пустыня» происходит от старославянского поустыни (др.-греч. ἐρημία), связано с пустой. Отсюда пустынь, пустыня, пусты́рь (16).[8]
Далее мы обратимся к значению родственных слов: пустой, пустота, пустошь, пустынник/ ница, пустынно, пустынный, пустынь, пустыня (13)[9]. Возникают переносные значения, например: Пустой 1. Ничем не заполненный. 2. перен. Опустошенный, не способный чувствовать, мыслить. 3. перен. неосновательный, лишенный серьезного значения.
Литературные тексты уточняют смысла концепта и рождают новые оттенки значения, в которых выражено народное восприятие, национальное чувство.
Н.В. Гоголь в работе «Несколько слов о Пушкине» написал так: «Его эпитеты заменяют порой целое описание» (5)[10]. Мы согласимся с Гоголем, когда вчитаемся, например, в пушкинские пейзажные эпитеты: «пустынная звезда», «нескромная стихия», «счастливый парус», «прозрачный лес», «летучая гряда» облаков. У Пушкина каждый эпитет создаёт образ.
Или попробуем расшифровать эпитет «однозвучный», который в «Зимней дороге» («колокольчик однозвучный») говорит об утомительной дорожной езде, а в стихотворении «Дар напрасный, дар случайный» («однозвучный жизни шум»), распространяется поэтом на весь его жизненный путь.
В данной работе мы проанализируем употребление А.С. Пушкиным концепта «пустыня» и родственных с ним слов в 12 стихотворениях.
Анализируемые произведения будут расположены в работе в хронологическом порядке.
«Деревня» (Приложение, стр. 21)
В первую очередь попробуем истолковать использование слова пустынный в стихотворении «Деревня», написанном Пушкиным в 1819 году, в «петербургский» период его творчества, во время активного участия поэта в общественно-политической жизни страны. Поэтому естественно, что Пушкин затрагивает в «Деревне» проблему несвободы, угнетения человека. Жанр стихотворения – элегия. Особенность данного произведения и в том, что тема крепостничества в нём рассматривается в связи с темой природы. Стихотворение «Деревня» начинается пейзажным описанием. И в первой же строчке звучит это слово – «пустынный». Именно пейзаж рождает глубокие размышления у лирического героя. Мир, который окружает героя, мир, полный жестокости и насилия, где одни «тягостный ярем до гроба влекут», а другие, «не видя слез, не внемля стона», «присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца», выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы. Таким образом, создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею невозможности существования крепостного права. Пока крепостное право существует, нельзя наслаждаться красотой природы.
Деревня для лирического героя – это «пустынный уголок», то есть, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, «приюте спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу. И именно эта идиллическая картина покоя и умиротворения вселяет в поэта веру, что освобождение крестьян наступит по «манию царя». Итак, в стихотворении «Деревня» слово «пустынный» означает – идиллический, покойный, умиротворённый.
«Свободы сеятель пустынный» (стр. 21)
«Свободы сеятель пустынный» – это позднеромантическое стихотворение Пушкина, написанное в 1823г. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Написано стихотворение в период южной ссылки, во время духовного упадка и пессимизма Пушкина. Эпиграф, взятый из Евангелия от Луки, делает мысль Пушкина особенно масштабной и значимой. В первой строфе очень важны эпитеты и метафоры, выражающие качественные характеристики поэта и порабощённых народов: «сеятель пустынный», «рука чистая и безвинная», «порабощённые бразды», «живительное семя», «благие мысли и труды». Слово «пустынный» здесь имеет важное звуковое и смысловое значение. Будучи завершающим словом в строке, рифмуясь со словом «безвинный», прилагательное «пустынный» принимает на себя интонационно-звуковой акцент, а значит и смысловой. «Пустынный», то есть, одинокий. Сеятель свободы оказывается одиноким в пустыне мира, не находя отзвука своим проповедям и призывам. Народы не внемлют ему и не идут за ним. Образ сеятеля трагичен, потому что он слишком рано пришел в мир, и его слово, обращенное к народам, брошено на ветер. Итак, эпитет «пустынный» в анализируемом стихотворении передаёт целую гамму чувств и понятий: разочарование, одиночество, горечь. А главное – трагедию одиночества поэта. Данное стихотворение – образец философской гражданской лирики.
«К морю» (стр. 22)
В 1824 году написано стихотворение «К морю», завершающее романтический период пушкинского творчества. Оно стоит как бы на стыке двух периодов, поэтому в нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма. Жанр стихотворения – элегия. Здесь соединяются прощание с романтическими мечтами и прощание с вольной стихией моря. Образ моря, бушующего и свободного, занимает центральное место. Автор использует повтор однокоренных слов: «в твоей пустыне», «мир опустел», однако эти три слова создают три разных образа. В 8-й строфе («Один предмет в твоей пустыне // Мою бы душу поразил») это образ бескрайнего, холодного, равнодушного и величественного пространства; в 13-й строфе («Мир опустел...») – нет никого, близкого по духу; в финальной 15-й строфе «в пустыни молчаливы» – место уединения и заточения.
«19 октября» (стр. 22)
Совсем другие образы создаются в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Жанр его – дружеское послание. Основная тема – тема дружбы, свободы. Дружба лицеистов сплотила их в единую семью, союз которой «прекрасен» и «вечен». Сначала поэт рисует осенний пейзаж в Михайловском, где он вынужден пребывать в то время, пока его друзья пируют на брегах Невы. Потом он вспоминает тех, кто уже отошел в мир иной, и тех, кто разочаровал его, целые строфы посвящает он своим лучшим друзьям: Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру. В стихотворении много обращений, восклицаний, вопросов, ведь поэт как бы беседует с живыми людьми. Но он обращается и к камину, и к вину, чтобы оживить свою обстановку вдалеке от друзей. В стихотворении много тропов: олицетворения, эпитеты, сравнения, гипербола, метафоры. Но обратимся к слову «пустынный». Пушкин использует его в тексте стихотворения дважды: «в моей пустынной келье», «в обители пустынных вьюг и хлада» – для характеристики своего места заточения. Кроме того, ощущение одиночества, отсутствие близких по духу людей усиливают такие слова, как «глушь», «разлука», «вьюги», «хлад», эпитет «печален», многократные отрицания («не ждёт», «не досчитались», «не пришёл», «не слышно» и т.д.). Дважды звучит утверждение «Я пью один». Всё это создаёт атмосферу вынужденного одиночества, оторванности от жизни. И этому состоянию одиночества противопоставляется «союз», который «неразделим и вечен». Сделаем вывод, что в данном стихотворении эпитет «пустынный» характеризует одиночество не поэтическое, вдохновенное, а вынужденное заточенье.
«И путник усталый на Бога роптал…» (стр. 24)
«И путник усталый на Бога роптал…» представляет собой девятое, заключительное стихотворение цикла «Подражания Корану», написанного в 1825 году. Пушкин вольно переложил фрагменты сур (глав Корана). Темой стихотворения является вера в Бога, смерть и воскрешение, путь от заблуждения к истине. В какой-то степени стихотворение предваряет «Пророка». Воскрешение возможно только через духовное преображение, а оно, в свою очередь возможно в случае искреннего уверования в Бога.
Сюжет притчи прост: путник томится от жажды в пустыне и ропщет на Бога, потеряв надежду на спасение, потом он утоляет жажду из внезапно появившегося колодца с водой, засыпает на долгие годы и просыпается стариком, но происходит чудо: Бог возвращает уверовавшему в него герою молодость.
Здесь пустыня – знойная местность, доставляющая физические трудности.
«Пророк» (стр. 25)
А в 1826 году было написано стихотворение «Пророк». Название и содержание его позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Йсайи, который пребывал в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззакониях и пороках. И тогда прилетел один из серафимов с горящим углем в руке. Ангел удалил беззаконие и очистил грех Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей. Пушкин дает в «Пророке» свою интерпретацию библейского сюжета, провозглашая тему божественного призвания поэта-пророка.
В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: «...В пустыне мрачной я влачился…». Затем мы видим контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился».
Образы пустыни, где пребывает будущий пророк, перекрёстка дорог – «перепутья», явление ангела – «шестикрылого серафима» соответствуют и христианской, и иудаистской религиозным традициям. Вспомним: прежде чем начать своё служение, Христос сорок дней постился в пустыне, Иоанн Креститель тоже удалился от мира в пустыню. Конечно, под пустыней, скорее всего, следует понимать безлюдное, пустынное место, а не бескрайние пески, раскалённые зноем. Герой «Пророка», в отличие от героя стихотворения «И путник усталый на Бога роптал…», испытывает не физическую, а духовную жажду.
Пустыня в «Пророке» символизирует духовное перепутье человека («духовная жажда»). «Пустыня мрачная» – олицетворение гнетущей атмосферы, в которой оказался одинокий путник; место, лишённое привычных житейских радостей и забот. С появлением серафима начинается чудо оживления одинокого и усталого поэта и превращение его в пророка. Автор показывает весь драматизм этого превращения. В стихотворении «Пророк» пустыня – это ещё и место, пройдя которое, человек становится тем, кем ему должно быть.
«Поэт» (стр. 25)
Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году. В нём развивается тема божественного призвания поэта-пророка, автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе. Предназначение поэта высоко, но он пока не нужен людям, либо он разменивает свой дар на пустяки.
Среди глубоких и точных эпитетов («священная жертва», «суетный свет», «святая лира», «хладный сон», «божественный глагол», «чуткий слух», «людская молва», «гордая голова», «широкошумные дубровы») мы опять обращаем внимание на эпитет «пустынные волны». Облик поэта в стихотворении Пушкина приподнят как бы на двойную высоту, окружен солнечным ореолом жреца бога света Аполлона, и одновременно – нимбом ветхозаветного пророка (с этим связаны эпитеты «дикий и суровый» и эпитет «пустынных волн»; ср.: «В пустыне мрачной я влачился»).
Пушкинский поэт «тоскует… в забавах мира, || Людской чуждается молвы…», бежит, «дикий и суровый», «На берега пустынных волн ||– В широкошумные дубровы». Бегство от людей, от «света» в природу – излюбленный романтический мотив. Но у Пушкина поэт не просто бежит от «суетного света», он противостоит среде, «свету», а «берега пустынных волн», «широкошумные дубровы» – это место трудов и вдохновенья, противопоставленное «забавам мира». То есть, в этом стихотворении прилагательное «пустынный» заключает в себе значение «несуетного», возвышенного, вдохновенного места. Данный эпитет в стихотворении «Поэт» рисует символический пейзаж – приют поэзии.
«Талисман» (стр. 25)
В стихотворении 1827 года «Талисман» («Там, где море вечно плещет || На пустынные скалы, || Где луна теплее блещет || В сладкий час вечерней мглы…») с первых же строк представлен романтический пейзаж: здесь и плеск вечного моря, и «пустынные скалы», и блеск луны. И на фоне этой картины волшебница вручает поэту перстень-талисман. На наш взгляд, эпитет «пустынные» является здесь одним из средств создания романтического пейзажа.
«Анчар» (стр. 26)
Знаменитое стихотворение «Анчар» написано в 1828 году. В основу сюжета произведения положена полулегенда о существовании на острове Ява ядовитого дерева Анчар. Жанр обычно определяют как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позволяет назвать его балладой. Пушкин сопоставляет зло природы и зло человека, который отправляет другого человека к дереву, несущему смерть.
Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева, олицетворяющего абсолютное зло, а во второй говорится о человеке, пославшем на смерть своего раба. При изображении Анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества – губительности для всего живого: «в пустыне чахлой и скупой», «грозный часовой», «жаждущих степей», «зелень мертвую», «вихорь черный». В мрачном и грозном величии предстает нам «древо яда» с первых же строк. Самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни – Анчар как бы царит над всем окружающим: «Стоит – один во всей вселенной».
Что значит здесь слово «пустыня»? На наш взгляд – мёртвое место, место где нет жизни, где царит смерть. Наиболее выразительным этот образ природного зла в сочетании с понятием «пустыня» делает эпитет «чахлая». Вся первая строфа «Анчара» «инструментована» в значительной степени именно на звуках [ч] и [а]: «В пустыне чахлой и скупой, || На почве, зноем раскаленной, || Анчар, как грозный часовой…». Если мы обратимся к черновикам, то увидим, что эпитет «чахлой» появился не сразу. Сначала Пушкин вообще не нашел соответствующего эпитета: «В пустыне … и глухой». Затем были варианты: «В пустыне мертвой», «В пустыне знойной», «В пустыне тощей», и, наконец, было найдено нужное, в том числе и по звучанию, слово: «В пустыне чахлой». Звуковые приметы слова Анчар (ч, полноударное а, сочетание чр, нчр) в тексте стихотворения непрерывно повторяются: «ввечеру», «прозрачною смолою»; «вихорь черный», «мчится прочь»; «туча оросит», «лист дремучий», «песок горючий». В результате возникает особая «анчарная» атмосфера (зрительная и звуковая), связанная со словом Анчар (3). [11]В этом произведении концепт «пустыня» представляет образ мёртвой земли.
«Бесы» (стр. 26)
Хочется остановиться ещё на одном стихотворении А.С. Пушкина, в котором слово «пустыня» не встречается ни разу, есть только однокоренное прилагательное «пустой». Это знаменитое стихотворение «Бесы», написанное осенью 1830 года в Болдино. Тема зла, враждебных России сил, трагизма и тоски, тема жизненного поиска звучит в данном стихотворении. В «Бесах» воплощена многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию. Поэт создаёт образ холодной, смутной пустыни, которая заманивает, обманывает путника. Как в песчаной пустыне мираж, так здесь кружение снежных вихрей, ощущение мутности освещения, мглы, сбивающей с дороги. Картина бесконечного пустого пространства создаётся повторами («Мутно небо, ночь мутна»), постоянным эпитетом («в чистом поле»), словосочетаниями («Все дороги занесло», «следа не видно»); равнины сначала «неведомые», потом «белеющие», луна – «невидимкою»; и наконец, бес, который «водит» путника, пропадает «во тьме пустой». Эпитет «пустая тьма» кажется неожиданным, но очень точным. «Пустая тьма» – это тьма страшная, в которой нет даже намёка на какие-то ориентиры.
«На берегу пустынных волн…»
Обратимся к вступлению из поэмы «Медный всадник» (1833). «На берегу пустынных волн…». «Пустынных» – здесь – диких, безлюдных, где «не ступала нога человека»: «…чёлн по ней стремился одиноко». Затем мы видим «мшистые, топкие берега», «приют убогого чухонца», «лес, неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Вот это всё входит в понятие «пустынные». По контрасту Пётр видит эти берега живыми, многолюдными: «Все флаги в гости будут к нам». Понятие «пустынные» как бы превращается в понятие «простор» («…запируем на просторе»). А далее читателю представлен образ необыкновенного города, который построен не только «назло надменному соседу», но и вопреки самой природе.
«Отцы пустынники и жены непорочны» (стр. 27)
И в завершение обратимся к позднему, написанному в 1836 году, стихотворению «Отцы пустынники и жены непорочны», которое глубоко отражает духовное состояние поэта в этот период. Оно – свидетельство того, что для А.С.Пушкина христианские идеалы стали нравственным ориентиром.
В стихотворении поэт признается, что его любимая молитва – великопостная, читаемая в течение Великого поста:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Молитва эта была написана преподобным Ефремом Сириным и из года в год повторялась в церковном богослужении. Преподобный Ефрем жил в IV веке в Сирии и был одним из пустынников.
Стихотворение состоит из двух частей: первая часть – рассуждение о молитве, вторая – сама молитва. Что просит у Бога герой стихотворения? Он хочет видеть собственные грехи, он просит смирения, терпения, любви, целомудрия. Терпение, смирение, любовь и целомудрие — это христианские добродетели, без которых не может быть духовного роста. В этом стихотворении слово «пустынники» имеет прямое единственное религиозное значение – Человек, поселившийся в пустыне, в уединении и из религиозных соображений отказавшийся от общения с людьми, отшельник (Толковый словарь Д.Н. Ушакова). То же, что отшельник (в 1 знач.) (Толковый словарь С.И.Ожегова). Тот, кто из религиозных соображений отказался от общения с людьми, с миром; отшельник (Ефремова Т.Ф.).
Итак, проанализировав несколько стихотворений А.С. Пушкина, мы отмечаем, что слова «пустыня», «пустынный», «пустынник» «обрастают» в стихах множеством новых смыслов, не известных общесловарному контексту.
Пустыня – это, может быть, образ бескрайнего, холодного, равнодушного и величественного пространства; место уединения и заточения, просто знойная местность, доставляющая физические трудности (прямое значение), это и духовное перепутье человека, возможно, олицетворение гнетущей атмосферы, в которой оказался одинокий путник, или место, лишённое привычных житейских радостей и забот, но, может быть, пустыня – это место, пройдя которое, человек, подобно Иисусу в пустыне, становится тем, кем ему должно быть, то есть, своеобразное испытание, а в другом произведении – это образ мёртвой земли или место, где нет никого, близкого по духу. Пустыней может быть назван и мир людей, бездушный свет. «Пустая тьма» – это тьма страшная, в которой нет даже намёка на какие-то ориентиры.
Эпитет «пустынный» означает идиллический, покойный, умиротворённый пейзаж, заключает в себе значение «несуетного», возвышенного, вдохновенного места, но и характеризует одиночество, не поэтическое, вдохновенное, а вынужденное, как заточенье. Рисует символический пейзаж – приют поэзии или является одним из средств создания романтического пейзажа; характеризует место дикое, безлюдное, где «не ступала нога человека». Эпитет «пустынный» передаёт целую гамму чувств и понятий: разочарование, одиночество, горечь, трагедию одиночества поэта. Это прилагательное может обозначать не столько отсутствие каких-то предметов, сколько утрату души, искренности, способности чувствовать. Слова «пустыня» и «пустынный» часто появляются там, где речь идёт о трагичности существования человека.
А вот слово «пустынники» употреблено в единственном прямом религиозном значении.
Итак, основываясь на анализе употребления в стихах А.С. Пушкина слова «пустыня» и родственных ему слов, делаем вывод:
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
ДЕРЕВНЯ Приветствую тебя, пустынный уголок, На лоне счастья и забвенья. Я твой: люблю сей темный сад Я здесь, от суетных оков освобожденный, Участьем отвечать застенчивой мольбе Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ | Но мысль ужасная здесь душу омрачает: |
Свободы сеятель пустынный, | Паситесь, мирные народы! |
К МОРЮ
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим! Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтической побег! Ты ждал, ты звал... я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я... | О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы... Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. |
19 ОКТЯБРЯ
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать веселых много лет. Я пью один; вотще воображенье Вокруг меня товарищей зовет; Знакомое не слышно приближенье, И милого душа моя не ждет. Я пью один, и на брегах Невы Меня друзья сегодня именуют... Но многие ль и там из вас пируют? Еще кого не досчитались вы? Кто изменил пленительной привычке? Кого от вас увлек холодный свет? Чей глас умолк на братской перекличке? Кто не пришел? Кого меж вами нет? Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнем в очах, с гитарой сладкогласной: Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит, и дружеский резец Не начертал над русскою могилой Слов несколько на языке родном, Чтоб некогда нашел привет унылый Сын севера, бродя в краю чужом. Сидишь ли ты в кругу своих друзей, Чужих небес любовник беспокойный? Иль снова ты проходишь тропик знойный И вечный лед полунощных морей? Счастливый путь!.. С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя, И с той поры в морях твоя дорога, О волн и бурь любимое дитя! Ты сохранил в блуждающей судьбе Прекрасных лет первоначальны нравы: Лицейский шум, лицейские забавы Средь бурных волн мечталися тебе; Ты простирал из-за моря нам руку, Ты нас одних в младой душе носил И повторял: «На долгую разлуку Нас тайный рок, быть может, осудил!» Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Из края в край преследуем грозой, Запутанный в сетях судьбы суровой, Я с трепетом на лоно дружбы новой, Устав, приник ласкающей главой... С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет. И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я. Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил. | Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе — фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной: Все тот же ты для чести и друзей. Нам разный путь судьбой назначен строгой; Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: Но невзначай проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись. Когда постиг меня судьбины гнев, Для всех чужой, как сирота бездомный, Под бурею главой поник я томной И ждал тебя, вещун пермесских дев, И ты пришел, сын лени вдохновенный, О Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный, И бодро я судьбу благословил. С младенчества дух песен в нас горел, И дивное волненье мы познали; С младенчества две музы к нам летали, И сладок был их лаской наш удел: Но я любил уже рукоплесканья, Ты, гордый, пел для муз и для души; Свой дар как жизнь я тратил без вниманья, Ты гений свой воспитывал в тиши. Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво: Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты... Опомнимся — но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там. Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам? Пора, пора! душевных наших мук Не стоит мир; оставим заблужденья! Сокроем жизнь под сень уединенья! Я жду тебя, мой запоздалый друг — Приди; огнем волшебного рассказа Сердечные преданья оживи; Поговорим о бурных днях Кавказа, О Шиллере, о славе, о любви. Пора и мне... пируйте, о друзья! Предчувствую отрадное свиданье; Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я, Исполнится завет моих мечтаний; Промчится год, и я явлюся к вам! О сколько слез и сколько восклицаний, И сколько чаш, подъятых к небесам! И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! Благослови, ликующая муза, Благослови: да здравствует лицей! Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мертвым и живым, К устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим. Полней, полней! и, сердцем возгоря, Опять до дна, до капли выпивайте! Но за кого? о други, угадайте... Ура, наш царь! так! выпьем за царя. Он человек! им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал лицей. Пируйте же, пока еще мы тут! Увы, наш круг час от часу редеет; Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет; Судьба глядит, мы вянем; дни бегут; Невидимо склоняясь и хладея, Мы близимся к началу своему... Кому <ж> из нас под старость день лицея Торжествовать придется одному? Несчастный друг! средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой, Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой... Пускай же он с отрадой хоть печальной Тогда сей день за чашей проведет, Как ныне я, затворник ваш опальный, Его провел без горя и забот. |
И ПУТНИК УСТАЛЫЙ НА БОГА РОПТАЛ…
И путник усталый на бога роптал: Он жаждой томился и тени алкал. В пустыне блуждая три дня и три ночи, И зноем и пылью тягчимые очи С тоской безнадежной водил он вокруг, И кладез под пальмою видит он вдруг. И к пальме пустынной он бег устремил, И жадно холодной струей освежил Горевшие тяжко язык и зеницы, И лег, и заснул он близ верной ослицы — И многие годы над ним протекли По воле владыки небес и земли. Настал пробужденья для путника час; Встает он и слышит неведомый глас: «Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?» И он отвечает: уж солнце высоко На утреннем небе сияло вчера; С утра я глубоко проспал до утра. | Но голос: «О путник, ты долее спал; Взгляни: лег ты молод, а старцем восстал; Уж пальма истлела, а кладез холодный Иссяк и засохнул в пустыне безводной, Давно занесенный песками степей; И кости белеют ослицы твоей». И горем объятый мгновенный старик, Рыдая, дрожащей главою поник... И чудо в пустыне тогда совершилось: Минувшее в новой красе оживилось; Вновь зыблется пальма тенистой главой; Вновь кладез наполнен прохладой и мглой. И ветхие кости ослицы встают, И телом оделись, и рев издают; И чувствует путник и силу, и радость; В крови заиграла воскресшая младость; Святые восторги наполнили грудь: И с богом он дале пускается в путь. |
ПРОРОК
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, | И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». |
ПОЭТ
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, | Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы... |
ТАЛИСМАН
Там, где море вечно плещет На пустынные скалы, Где луна теплее блещет В сладкий час вечерней мглы, Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь, Мне вручила талисман. И, ласкаясь, говорила: «Сохрани мой талисман: В нем таинственная сила! Он тебе любовью дан. От недуга, от могилы, В бурю, в грозный ураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман. | И богатствами Востока Он тебя не одарит, И поклонников пророка Он тебе не покорит; И тебя на лоно друга, От печальных чуждых стран, В край родной на север с юга Не умчит мой талисман... Но когда коварны очи Очаруют вдруг тебя, Иль уста во мраке ночи Поцелуют не любя — Милый друг! от преступленья, От сердечных новых ран, От измены, от забвенья Сохранит мой талисман!» |
АНЧАР
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит И тигр нейдет - лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий. | Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес - и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы, И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. |
БЕСЫ
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вон — теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстою небывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой». Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали... «Что там в поле?» — «Кто их знает? пень иль волк?» | Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткие храпят; Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят; Кони снова понеслися; Колокольчик дин-дин-дин... Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин. Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре... Сколько их! куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне... |
ОТЦЫ ПУСТЫННИКИ И ЖЕНЫ НЕПОРОЧНЫ
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи
[1] Неретина С. С., Абушенко В. Л., Кацук Н. Л. Концепт. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2018. URL: http://gtmarket.ru/concepts/6888
[2] Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антропология / Под ред. В.П. Нерознака.- М.,1997.
[3] Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке// «Вопросы филологии», М., 2001. № 1. С.35-47.
[4] Лазариди М.И. Символ «пустыня» в концептуальной картине мира // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 26 (65). № 1 – С. 236-242.
[5] Большая советская энциклопедия / Глав ред. А.М.Прохоров. ‒ М.: Сов. энциклопедия,1975. ‒ С.690-695.
[6] Там же.
[7] Словарь русского языка/ Под ред. А.П. Евгеньевой. В 4 т.Т. III. ‒ М.: Рус. яз.,1987. ‒С.561-562.
[8] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва. – 2-е изд., стер. – М.: Прогресс, 1986–1987. – Т.1- 4.
[9] Словарь русского языка/ Под ред. А.П. Евгеньевой. В 4 т.Т. III. ‒ М.: Рус. яз.,1987. ‒С.561-562.
[10] Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине // Собрание сочинений: В 9т. – М.: Русская книга, 1994. Т. 7.
[11] Благой Д. Литература и действительность. М., Гослитиздат, 1959, стр. 344–345.
Слайд 1
МБОУ Барандатская СОШ Тисульский муниципальный район Валёва Лада 8 класс Рук. Клюева Н.В., учитель русского языка и литературы Концепт «пустыня» в поэзии А.С. ПушкинаСлайд 2
Тема работы – концепт «пустыня» в поэзии А.С. Пушкина Цель исследования: представление концепта «пустыня» в пространстве русского языка и в художественном мире А.С. Пушкина (на материале его стихов). Актуальность исследования заключается в том, что, изучая природу концепта, мы обогащаем свой ум, развиваем языковые способности, совершенствуем аналитические умения и навыки.
Слайд 3
Задачи: составить лексикографический портрет слова « пустыня»; проанализировать стихотворения А.С Пушкина на предмет использования в них концепта «пустыня»; сделать вывод о смысловом богатстве слова «пустыня», об уникальности словоупотребления в поэзии А.С. Пушкина; совершенствовать умения и навыки работы с художественным текстом. Объект исследования: стихи А.С. Пушкина. Предмет исследования: употребление слова «пустыня» в поэзии А.С. Пушкина. Методы исследования : работа с литературой, Интернет-ресурсами, анализ, классификация.
Слайд 4
Что же такое «концепт»? Концепт – мысленное образование, замещающее в сознании человека множество предметов одного и того же рода, то есть являющееся синонимом их смысла. Это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека. (Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антропология / Под ред. В.П.Нерознака .- М.,1997). Концепт – смысловая концентрация; он расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, « дофантазирования » и для эмоциональной ауры слова. (Д.С. Лихачёв)
Слайд 5
Слово, в котором отражается понятие, может быть концептом, если оно отвечает следующим требованиям: быть общеупотребительным; находиться в центре фразеологического семейства; часто использоваться в какой-то семантической сфере; встречаться в пословицах и изречениях, в популярных песнях и названиях книг; быть в состоянии выразить в данной культуре что-то существенное и нетривиальное. ( Лазариди М.И. Символ «пустыня» в концептуальной картине мира // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 26 (65). № 1 – С. 236-242). Признаки концепта:
Слайд 6
Лексическое значение слова «пустыня» по словарям Пустыня – это пустое (пустынное) место с континентальным климатом; это (почти) необитаемое место со скудной флорой и фауной, чаще всего пустыни песчаные или глинистые; это обширная территория ( Большая советская энциклопедия / Глав ред. А.М.Прохоров. ‒ М.: Сов. энциклопедия,1975. ‒ С.690-695). Пустыня 1. Обширная засушливая область с небольшим количеством осадков, резкими колебаниями температуры воздуха и почвы и скудной растительностью. 2. Безлюдное незаселенное место (Толковый словарь русского языка)
Слайд 7
«К морю» …Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил.
Слайд 8
«И путник усталый на Бога роптал…» В пустыне блуждая три дня и три ночи, И зноем и пылью тягчимые очи С тоской безнадежной водил он вокруг…
Слайд 10
«Пророк»
Слайд 11
«Анчар» В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной.
Слайд 12
«Бесы» Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вон – теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстою небывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой
Слайд 13
«Деревня» Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Слайд 14
« 19 октября» Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких му к. И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада…
Слайд 15
«Поэт» Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн , На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы...
Слайд 16
«Медный всадник» На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн , И вдаль глядел…
Слайд 17
«Свободы сеятель пустынный» Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды…
Слайд 18
«Отцы пустынники и жены непорочны» Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны , Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв.
Слайд 19
Поэт может использовать слово на уровне общесловарного смысла, но может переосмыслить его от своего восприятия. Слово в поэтическом тексте «живёт» по совершенно иным законам, чем слово в словарях. Очень большое значение имеет контекст ( контекст отдельного произведения и общий контекст творчества писателя). В поэтическом тексте возможно уникальное, индивидуальное словоупотребление, которое нигде больше не повторится. Так выражается самобытность и неповторимость мировосприятия поэта. Выводы
Слайд 20
Благодарим за внимание!
Ветер и Солнце
Рождественский венок
Северное сияние
Что общего у травы и собаки?
Муравьиная кухня