Проект по литературе "Цветы в литературе"
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety_v_literature._proekt_po_literature.docx | 48.58 КБ |
Паспорт проекта
Название проекта: «Цветы в русской литературе».
Предметная область: литература, музыка, живопись.
Типология проекта: одиночный, исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта: ученица 7 класса.
Автор проекта: Молотова Анна, учитель русского языка и литературы Синчилова Елена Павловна.
Цель работы: ознакомиться с литературными произведениями, фольклорным творчеством и мифами разных народов, в которых встречается упоминание о цветах, выявить цель использования образов цветов в данных произведениях.
Задачи:
- провести опрос на тему «Самые любимые растения и то, что связанно с ними, а так же какие знаешь предания, связанные с растениями»;
- изучить легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, связанные с растениями;
- исследовать и проанализировать авторские сказки, в которых мы встречаем цветы;
- найти и проанализировать стихотворения о цветах;
- создать слайд-презентацию.
Методы:
Актуальность работы: Актуальность данной темы заключается в том, что она знакомит с разнообразными растениями, с народным и литературным творчеством, мифами народов разных стран, позволяет сравнить мировосприятие разных народов, их культуру и отношение к окружающему миру. Эта работа показывает связь литературы, биологии, истории. Также она обращает внимание на исчезающие растения. Проект дает возможность использовать мою работу на уроках литературы при изучении данных произведений, также на уроках внеклассного чтения.
Продукт проекта: мультимедийная презентация, сборник-альбом «Букет благоуханный», сборник стихов, сказок и рассказов русских и советских поэтов и писателей, которые использовали в своих произведениях образы цветов.
Результаты исследовательской работы:
1. Было прочитано 15 книг и посещено множество различных тематических сайтов сети Интернет.
2. Проведены опросы среди учащихся, учителей и работников школы, которым были предложены вопросы:
Какое ваше любимое растение? Что вы знаете об этом растении?
Были ли в вашей жизни события, связанные с растениями? Какие?
Знаете ли вы какие-нибудь легенды или предания, связанные с растениями?
Знаете ли вы, какое растение или (цветок) соответствует вашему гороскопу?
Используете ли вы в своей творческой деятельности (вышивание, вязание, резьба по дереву, рисование и т.д.) растительные мотивы?
Данные опроса показали, что среди названных цветов предпочтение было отдано следующим растениям: 76% опрошенных любимым цветком считают розу, 12% - хризантему, 4% - ромашку, 3% - гладиолус, 2% - астру, 2% - сирень, 1% - другие цветы.
Все опрошенные осознают огромное значение цветов в их жизни и считают место, где цветут цветы, особым, способным повлиять на настроение и позволяющим забыть о своих проблемах, хотя бы на некоторое время. Однако всего 5% учащихся и 25% педагогов что-то знают об истории названия цветов и мало, кто знает предания, мифы, легенды, связанные с названием цветов.
4. По результатам опросов и анализам произведений составлены таблицы и диаграммы.
5. Проанализированы образы цветов в стихотворениях, авторских сказках, повестях, рассказах, пословицах, поговорках и загадках.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… 1
Основная часть……………………………………………………………… 2
Символика цветов……………………………………………………………. 2
Образы цветов в поэзии…………………………………………………….... 6
Образы цветов в прозе……………………………………………………….. 11
Заключение…………………………………………………………………… 18
Список литературы………...……………………………………………….. 20
Введение
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему
- вот высший подвиг цветка!
Мацуо Басё
Цветы привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение и любовь.
В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём лежала белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал по телефону просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…
С древних времен цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слез Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слез которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в ее развитии играют русские писатели и поэты, считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы.
Основная часть
Символика цветов
В течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам — язык цветов, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний. Признанием в любви служила ветка цветущей вишни, белая гвоздика — знаком доверия, красная гвоздика или роза выражала страсть, клевер — печаль, астра — ожидание. По числу цветков гиацинта назначался день свидания, а колокольчик помогал определить его час. Активно использовалась цветочная символика в средневековье. Предлагая даме руку и сердце, рыцарь посылал ей розу с миртом, а дама в знак согласия отправляла маргаритки. В Японии силу, счастье, долголетие и выносливость символизирует сосна, надежду и вечное обновление — цветущая ветка сливы, а Цветущая ветка яблони — пожелание мира в семье. Почти у всех народов символ любви — роза, а у древних греков белая роза была знаком молчания. Интересны символические значения сочетаний некоторых растений. К примеру, ирис для японцев — символ мужества и доблести, а в сочетании с ситником — знак простоты. В свою очередь, композиция сосны с розой символизирует вечную молодость, а с сакурой — преданность и рыцарство.
Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные за растениями, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами.
История возникновения многих растений на протяжении многих лет была связана с небольшими легендами и мифами, создаваемыми в разных странах. И неудивительно, что символизм, присущий тем или иным цветам, берет свое начало как раз из этого народного творчества.
Астра — символ ожидания, печаль; звезда, вечность красоты; чувство, задумчивость. В Древней Греции носили как амулет на счастье. По легенде, ее происхождение звездное, она выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье, что если ночью встать среди астр и прислушаться, то можно услышать перешептывание — это цветы общаются со своими сестрами звездами.
Боярышник — символ любви и любовных обрядовых празднеств; символ целомудрия. В Древней Греции ветки боярышника сжигали на алтарях Гименея — бога счастливого брака, а цветами растения осыпали и украшали невесту. Гименей изображался стройным юношей с факелом в левой руке и с венком боярышника — в правой. По русским преданиям, деревенская девушка очень любила составлять букеты, плести венки, включая в них цветы, листья и ягоды боярышника. Ее красоту заметил внук Чингисхана, будущий Бату — хан, и пытался заговорить с ней, но она избегала его — у девушки был жених. Но Бату выследил ее и хотел добиться своей цели. Тогда русская девушка встала спиной к любимому кусту боярышника, выхватила спрятанный кинжал и, ударив себя в грудь, упала под растение. В ее честь на Руси всех девушек величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярынями.
Василек — доверие, веселость, верность; простота, правда, красота жизни (Япония). Греки называли цветок «центауре», по имени Центавра (Кентавра) — мифологического существа, залечившего соком василька раны, нанесенные ему Гераклом. По древнеримской легенде, прекрасный юноша Цианус никогда не покидал полей, пока на них цвели васильки. Он плел из них венки и гирлянды и одевался в платье одного с ними синего цвета, а потом юношу нашли мертвым среди любимых цветов. Богиня Флора за его постоянство превратила тело Циануса в василек, с тех пор все васильки стали называться по-научному «цианус», что значит — синий.
Гвоздика — постоянство и верность; символ любви и чистоты; утонченность, признание в страстной влюбленности, страсть; символ борьбы и революции, честь, свобода; пылкие чувства; белая гвоздика — жизнь ради любви, желтая — неверие, презрение, полосатая — отказ (Япония). О ее происхождении повествует греческий миф. Рассерженная богиня охоты Артемида обвинила играющего на свирели пастуха в том, что он своей музыкой спугнул всю дичь и помешал ее охоте. Она в гневе вырвала у него глаза. Потом, раскаявшись и желая увековечить эти жалобно смотревшие на нее глаза, Артемида бросает их на тропинку. В ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики. Воины Франции и Италии верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман. С красной гвоздикой были связаны храбрость и беззаветная отвага, поэтому Наполеон I, учреждая орден Почетного легиона в 1802 году, выбрал ленту для него красного цвета. После этого сторонники Бонапарта своим символом выбрали красную гвоздику, а сторонники Бурбонов выбрали белую.
Гиацинт — символ горя и печали: постоянного возрождения природы; грации и нежности; склонность к продолжительной привязанности. В переводе с греческого языка значит «цветок дождей», так как на родине в Малой Азии начинает распускаться с наступлением теплых весенних дождей. В древнегреческой мифологии любимцем Аполлона был Гиацинт, прелестный сын спартанского царя. Юноша не уступал богам ни в красоте, ни в силе, ни в ловкости. Гиацинт погиб во время состязаний по метанию диска. Маленький божок легкого ветерка Зефир завидовал юноше из–за внимания Аполлона и дунул на диск, повернув его в обратную сторону. Диск врезался в голову бедного Гиацинта. На месте гибели прекрасного юноши, из его крови, и появился удивительный цветок. Раньше по числу бутонов гиацинта узнавали день встречи.
Гладиолус — символ победы; символ благородства, памяти; безразличие; скрытность, сила характера, дружба, верность. В Древнем Риме считался цветком гладиаторов, его корень как амулет носили на груди. По легенде, в гладиолусы превратились мечи двух верных друзей — Севта и Тереса, не захотевших сражаться друг с другом по желанию императора и за это преданных смерти. Из-за узких длинных листьев, торчащих, как острые шпаги, гладиолус называют «шпажником».В средние века было поверье, что, если носить покрытую жесткой кожицей луковицу шпажника на груди, она делает человека неуязвимым. Рыцари надевали на грудь такой амулет и называли его «неодолимый панцирь».
Ирис — символ мужества, доблести, достоинства; символ страдания Богоматери. В переводе с греческого — «радуга». У древних греков был посвящен богине радуги Ириде, которая опускалась на землю, чтобы сообщить людям волю богов. У христиан острые листья цветка олицетворяли страдания сердца Богоматери.
Тюльпан — символ гордости, великолепия; удовлетворенность отношениями, благородство. Также считается цветком счастья. По легенде, в золотистым бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, никак нельзя было открыть бутон. По лугу шла женщина с ребенком, он вырвался и со смехом подбежал к цветку — и венчик тюльпана впервые раскрылся на звук радостного смеха ребенка. Первые сведения о цветке пришли из Персии, где он вырвался «дульбаш» — турецкая чалма, от этого слова произошло слово «тюрбан».
Ландыш — символ чистоты, нежности, верности, счастья и любви; тайная любовь, излияние сердца, ласка, Древние римляне считали, что цветок возник из капелек душистого пота богини охоты Дианы, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. Проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, интерес к истории происхождения не ослабевает, а лишь становится сильнее. Подводя итоги, отметим, что авторы — флористы-художники с необычайной способностью создания ярких портретов цветов. Они являются сверхнаблюдательными людьми и тонкими психологами, мастерами художественного сравнения, они подарили миру сотни выразительных, узнаваемых и незабываемых героев и героинь.
Образы цветов в поэзии
Особо значимы образы цветов в поэзии. Вряд ли найдется хотя бы один поэт, который никогда не говорил на «языке цветов». Целые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным в искусстве - о душе современного человека, о его сложных отношениях с миром природы.
Веками существовал специальный поэтический язык, язык, для которого решающее значение имеют устоявшиеся формулы, берущие начало в культовой традиции, фольклоре, исторически развивающиеся от одной поэтической системы к другой. В данной работе я попыталась проследить, какие же поэтические формы, слова находили поэты для характеристики цветов, какие мифы и легенды помогали им создавать такие яркие и красочные образы. Читая стихотворения русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, К. Бальмонта, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой — я пришла к выводу, что первенство в русской поэзии одержал скромный, но очень душистый цветок — ландыш. Сколько талантливых людей вдохнули жизнь в скромные белые колокольчики с душистым ароматом! Они были любимыми цветами Н. Карамзина, И. Бунина, А. Куприна, И. Репина, Д. Менделеева, П. Чайковского.
Пылким поклонником майской лилии долин был П.И. Чайковский. Еще в детстве он с нетерпением ждал цветения ландышей, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. Затем в Клину старательно разводил их. Однажды из Италии писал брату Модесту: «В первый раз в жизни мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные… Хотя они достались мне с большим трудом, но я работал над ними с таким удовольствием, как и над музыкой». Стихи эти были найдены при разборе личного архива композитора уже после его смерти и опубликованы в «Русском вестнике» в 1894 г.:
…Я жду весны. И вот волшебница явилась.
Свой саван сбросил лес и нам готовит тень.
…И речки потекли, и роща огласилась,
И, наконец, настал давно желанный день.
Скорее в лес! Бегу знакомою тропою.
Ужель сбылись мечты, осуществились сны?
Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою
Срываю чудный дар волшебницы весны.
О ландыш, отчего так радуешь ты взоры.
А затем они были положены на музыку А. Аренским и стали знаменитым романсом. Романсы, посвященные ландышу,— не редкость. В поэзии вообще море лирических метафор и образов, связанных с ландышем.
В. Брюсов: «Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез…»
С. Есенин: «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил».
А вот Ахматова — Б. Пильняку:
…Когда бессонный мрак вокруг клокочет,
Тот солнечный, тот ландышевый клин
Врывается во тьму декабрьской ночи…
Она же, вспоминая о первой встрече с О. Мандельштамом, писала: «Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки». И может, неслучайны в стихах М. Цветаевой, посвященных А. Ахматовой, трогательные строки: «Полюбился ландыш белый одинокой резеде…»
Б. Пастернак лаконично и ярко описывает заросли майской лилии долин:
Но ты уже предупрежден.
Вас кто-то наблюдает снизу:
Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.
Многие поэты, в частности, М. Лермонтов, А. Фет совершали по весне прогулки специально для того, чтобы полюбоваться майской лилией долин. Удивительной притягательностью обладает этот неброский цветок!
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает-
О чем, неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
А.А.Фет «Первый ландыш»
Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы, растущие в полях и на лугах России.
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слёз.
Синий колокольчик спит в тени берёз.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь Иван-да-Марья, одуванчик там,
Жёлтенькие звёзды всюду по полям.
В. Брюсов
Вы идете по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая…
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
А.К. Толстой
А проходя мимо поляны, на которой растут ромашки, невозможно остаться равнодушными. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит. А в русском фольклоре ромашка ассоциируется с образом скромной, доброй и честной девушки.
Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.
До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз
Через ресницы белые,
Она в лугу, она в лесу
И рядом – на обочине.
По всей земле ее красу
Ветра рассредоточили.
По всем полянам и полям
Ромашка с мая месяца
На счастье вам, на радость вам
Растет, цветет и светится.
М.Дудин «Ромашка»
Обняла ромашка
Белую ромашку,
И стоят в обнимку -
Сердце нараспашку!
Летние подружки,
Белые ромашки,
Вам лесные феи
Выткали рубашки —
Не страшна им буря,
Пыльная завьюжка,
Не нужна им стирка,
Глажка да утюжка.
Вот примчался ветер,
Пыль вздохнула тяжко,
Но осталась белой
Ромашкина рубашка.
Вот пролился дождик,
Стала мокрой пташка,
Но сухой осталась
Ромашкина рубашка.
И опять ромашка
Обняла ромашку,
И стоят в обнимку -
Сердце нараспашку!
Вкусно пить из кружки,
Вкусно пить из чашки,
На которых нежно
Обнялись ромашки!
Юнна Мориц
Сравнение человека с цветами нашло отражение и в многозначности слова пустоцвет. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой дает следующее толкование слова пустоцвет.
Пустоцвет
В народной речи есть и такие высказывания, говорящие о неизвестном происхождении человека, «без роду и племени», — говорили о человеке, который был без семьи.
«Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет» (пословица)
Образы цветов в прозе
«Золотой луг» М.М.Пришвин
Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) — русский советский писатель, прозаик, публицист. В своём творчестве он исследует важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, о связи человека с природой.
В рассказе «Золотой луг» вначале повествования автор представляет детские эмоции от встречи с одуванчиками, с «этими неинтересными цветами». Первое впечатление от цветка равнодушное («пригоден для забавы»), а последующее вызывает удивление и признание. Мир ребенка наполняется изумлением от открытия тайны одуванчика. Отношение к цветку меняется – «Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов».
Идея рассказа: в природе все неслучайно, все разумно, нужно быть только к ней внимательным, наблюдать ее терпеливо и неспешно размышлять над тем, что удалось увидеть. Так М.Пришвин учит читателя беречь окружающий мир. Видеть в каждой травинке, в каждой букашке ценность. Любование природой, бережное отношение к ней приведет к пониманию ценности каждого человека в этом мире.
«Живое пламя» Е.Носов
Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться — сразу опалят»), ёмкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»).
Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка.
В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.
«Куст сирени» А.И.Куприн
Александр Иванович Куприн (1870 -1938) — русский писатель и переводчик.
Александр Иванович Куприн - чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве – любви.
Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия, для других – великое счастье, радость, высшее наслаждение.
О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым. Испытания, через которые проходят герои рассказа, укрепляют их взаимную любовь.
Рассказ называется «Куст сирени» потому, что именно кусты сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Герои ищут выход из сложившейся ситуации, и Верочка находит его. Кусты сирени, посаженные за городом, помогли Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.
Не случайно Куприн заканчивает рассказ словами главной героини: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви.
( После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, -
муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.
- Ты - чему? - спросила Вера.
- А ты чему?
- Нет, ты говори первый, а я потом.
- Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?
- Я тоже глупости, и тоже - про сирень. Я хотела сказать, что сирень
теперь будет навсегда моим любимым цветком...)
«Аленький цветочек» С.Т.Аксаков
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791- 1859) - русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек.
В сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» одна из купеческих дочек – Настенька - просит отца привезти ей в подарок из заморских стран чудесный цветочек аленький. В это время её сёстры просят привезти подарки значимые и дорогие и смеются над сестрой. Отец привёз цветочек Настеньке, и, как и полагается в русских сказках, посредством этого цветка героиня обрела своё счастье. Аленький цветочек – не просто желанный подарок для Настеньки, а символ её бескорыстности, доброты, умения ценить настоящую живую красоту. Значит, образ аленького цветочка (не заморского, диковинного, а своего, простого, каких много и на наших лугах) нужен был автору сказки, чтобы показать красоту и простоту души Настеньки.
История пересказана автором истинно народным языком, лиричным и напевным русским говором. Например, когда младшая дочь купца находит «зверя лесного, чудо морское», по своём возвращении от родных, мёртвым, это описывается следующим образом:
«Помутилися её очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный Друг, я люблю тебя как жениха желанного!..»
Юрий Поринец пишет, что «уникальный и не имеющий собственного имени в мире цветов, аленький цветочек, в сказке, вероятно, является символом чуда единственной любви, входящей в жизнь человека, встречи двух людей, предназначенных друг для друга».
«Цветик-семицветик» В.П.Катаев
Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. Герой Социалистического Труда.
Сказка, которая называется «Цветик-семицветик», несет свою мораль о нашей жизни. И говорит о том, что человек может выстроить свою жизнь самостоятельно, он может мечтать, получать жизненные уроки и ошибаться.
А потом всегда сможет исправить свои ошибки и понять, что лучше это сделать позже, чем ни сделать никогда.
Мораль в сказке сводится еще и к тому, что всегда нужно помогать своим близким и друзьям, проявлять сочувствие и не ставить себя во главе угла, т.е быть эгоистом. Сказка и о мудрости, которой подчас очень не хватает, а чтобы добиться каких-то благ в жизни, к этому нужно приложить усилия. Не нужно обижать слабых, чаще проявлять добрые чувства к окружающим и иногда игнорировать собственную выгоду, чтобы оказать помощь другому человеку.
Жизнь - это огромная ценность, которую мы получаем в подарок, она - как цветик-семицветик. Мы вольны прожить ее в соответствии со своими желаниями, но всегда ли разумно мы проживаем нашу жизнь?
Вот мы, как девочка Женя, "считаем ворон", делаем ошибки, а затем исправляем их. Или хотим получить желанную игрушку, не жалея для этого сил. Или нам надо доказать окружающим, что мы самые-самые. И хорошо, если человек успевает сделать хотя бы одно действительно важное и значимое дело, чтобы мир стал лучше и добрее.
«Неизвестный цветок» А.П.Платонов
Андрей Платонов (1899 -1951) — русский советский писатель, драматург, поэт, публицист.
В иносказательной манере в сказке рассказывается о необходимости преодоления жизненных трудностей. Если почва, на которой взрастает то или иное существо, становится благородной, это вовсе не означает, что улучшится жизнь этого существа. Даша, придя через год на удобренный пустырь, не обнаружила цветка - он погиб. Но его потомок растет в тех же трудных условиях, на камнях. Отец передал ему жизненную силу и умение преодолевать трудности. Следствием этого стало внешнее совершенствование нового цветка.
…Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цветок, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова:
- о победе человека над смертью,
- об огромной силе созидающего труда,
- о великом братстве всего во Вселенной,
- о превращении «скучного», сонного мира в мир одухотворенный.
«Каменный цветок» П.П.Бажов
Павел Петрович Бажов (1879-1950) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов.
В основу этого философско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о её колдовском каменном цветке, позаимствованные из уральского фольклора. Сочетание нереального и реального, свойственное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения реальности и идеала, обыденности и красоты.
«Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.
Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли.
Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог герою понять, в чем заключается истинная сила мастерства.
Заключение
«Образы природы не есть сама природа, а только средство обмена людей между собой. И значит, если я о природе пишу, то пишу я о самом человеке в его сокровеннейших переживаниях… Люди косят цветы, и они, прекрасные, падают, не чувствуя боли, и снова появляются для радости всех…», - писал М.М.Пришвин.
Работая над своим проектом, я пришла к следующим выводам:
- Цветы – волшебные помощники героев сказок (В. Катаев «Цветик-семицветик»)
- Цветы – символы любви, верности, подвига, бескорыстности, творческого труда (С.Аксаков «Аленький цветочек», Е.И.Носов «Живое пламя», А.И.Куприн «Куст сирени», П.П.Бажов «Каменный цветок»)
- Цветок – труженик, пример для подражания, ведь он из серого праха земли рождает красоту, так и человек способен, работая над собой, явить миру красоту своей души (А.П.Платонов «Неизвестный цветок»)
3. Названия многих цветов объясняются в мифах.
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в нашей жизни всё это состоится. А пока, если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок, – земля превратится в сад!
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Этим милым, таким простым стихотворением Лидии Чарской мне хочется завершить мою исследовательскую работу и предложить познакомиться со сборником «Букет благоуханный» и попробовать себя в качестве исследователя удивительного художественного мира произведений русских поэтов и писателей.
Перспективы дальнейшей деятельности
Я прочитала стихи, рассказы и сказки, в которых есть образы цветов, выяснила, с какой целью их использовали авторы, нашла древние легенды о символическом значении цветов, поняла значение термина «символ», составила сборник альбом «Букет благоуханный» и пришла к выводу, что хочу посадить свою цветочную клумбу. А свои наблюдения за жизнью цветов оформить в виде альбома. Возможно, это будет темой другого проекта.
Список литературы:
15
Одеяльце
Браво, Феликс!
Разноцветное дерево
Тупое - острое
Астрономический календарь. Март, 2019