Работа подготовлена в рамках реализации проекта по программе "Родная литература".
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnye_osobennosti_shorskih_narodnyh_volshebnyh_skazok.doc | 88.5 КБ |
Управление образования администрации Кемеровского муниципального округа
XIV районная научно-практическая конференция «Мир открытий»
МБОУ «Мозжухинская ООШ»
Национальные особенности шорских народных волшебных сказок
Творческая работа
Секция «Человек в мире людей»
Выполнил:
Петров Платон Александрович, 5 класс
МБОУ «Мозжухинская ООШ»
Кемеровского муниципального района
Руководитель:
Елена Сергеевна Зайцева,
учитель русского языка
и литературы
КЕМЕРОВО-2020
Оглавление:
I. Введение стр. 3
II. Основная часть стр.4-6
III. Заключение стр.7
IV. Литература стр. 8
Введение
Обоснование выбранной темы: фольклор - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить и беречь. Мы живем в регионе, который населяли и населяют коренные народности – шорцы и телеуты. Сохранение национальной культуры коренных народов и осознание ее духовной ценности является обязанностью подрастающего поколения россиян.
Цель исследования: изучение национальных особенностей шорских волшебных сказок в рамках социального проекта «Сказки Шапкая».
Задачи исследования: изучить волшебные шорские сказки (выборочно), сравнить их с характеристикой русской народной волшебной сказки, данной в учебнике для 5 класса по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина.
Объект исследования: шорские народные волшебные сказки.
Предмет исследования: национальный колорит сюжетов шорских народных сказок, их художественное своеобразие.
Гипотеза: сюжеты шорские народные волшебные сказки, несмотря на национальный колорит сюжета, строятся по законам создания волшебной сказки.
Методы исследования:
- поиск материала;
- изучение литературы по выбранной теме;
- отбор информации;
- систематизация полученных сведений.
Основная часть
I. В своей работе мы использовали следующее определение сказки:
Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации. В волшебной сказке ведется повествование о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
В волшебной сказке реальность переплетается с фантастикой. В мире волшебства действуют свои законы, а герои наделены сверхъестественными способностями.
Главный герой в волшебной сказке – это носитель всех самых лучших человеческих качеств. Он добрый, смелый, умный и милосердный. Он борется против злых сил и непременно побеждает. Героями сказок могут быть как люди, так и животные, предметы или растения.
Действие волшебной сказки происходит в каком-то неведомом царстве. Время также не указано.
Обязательно есть четкий сюжет, который представляет собой вереницу приключений главного героя.
Чаще всего у героя есть помощник, который сопровождает его и помогает совершать подвиги.
В конце сказки положительный персонаж непременно побеждает зло и обретает счастье.
Сюжет сказки строится на соединении реальности и фантастики; действие происходит в вымышленном тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Чаще всего сюжет основывается на том, что герою нужно справиться с испытаниями и получить награду (обрести счастье).
Герои способны оживать, менять облик, перевоплощаться. Им помогают волшебные предметы, служат сказочные говорящие животные: Сивка-Бурка, Конёк-Горбунок, Жар-птица, Серый волк, Финист Ясный сокол, ворон, щука, медведица…; природа даёт молодильные яблочки, живую и мёртвую воду, в ней текут молочные реки с кисельными берегами; есть подземное и подводное царство. Герои ведут борьбу с чудовищами.
В композиции народной волшебной сказки используются тройные повторы эпизодов, в которых герой выходит в караул, на поединок, отгадывает три загадки, выполняет три задания.
Хоть сказки и описывают выдуманные события, они связаны с реальным миром. То есть, они могут быть перенесены в реальность. Зачастую в сказках выражаются мечты людей об идеальном мире, где добро всегда побеждает зло.
В сказках применяются различные тропы: эпитеты, сравнения, гиперболы. Они придают произведению большей образности.
II. Для анализа из семи прочитанных шорских народных волшебных сказок мы выбрали «Подур Пакен», «Абышка — Старый охотник», «Могучий Мустакай».
Проведенный сравнительный анализ этих сказок показал наличие всех основных сюжетных компонетов классической народной волшебной сказки: в них есть и положительный главный герой (Подур Пакен, Абышка – старый охотник, богатырь Мустакай). Есть волшебные помощники, обладающий волшебными способностями, предметами и изредка сам являющийся представителем Верхнего мира, как безымянный мальчик в сказке «Подур Пакен», который назвался духом-покровителем. Охотнику Абышке помогает таинственный медвежонок, впоследствии оказавшийся Кара-Молатом, сыном Кара-каана, отец проклял его и превратил в медвежонка («Абышка – старый охотник – старый охотник»). Богатырю Мустакаю помогает кайчи (сказочник) Тордай и жители улуса – старики, которые дают ему силу гор и воды, дочь кузнеца дарит ему нож «крепче камня». В шорских волшебных сказках есть и волшебные предметы, например, черный туесок, который дает Абышке медвежонок.
Но ярким отличием шорских народных волшебных сказок можно назвать то, что в них отражается таёжно-охотничий уклад жизни, в ряде случаев описываются и социальные проблемы: кааны - богатые люди, купцы - выступают в роли противников героев сказок (хан тайги в «Охотнике Абышке», Сарыг-каан в «Подур Пакене»).
Несмотря на то, что они волшебные, в шорских сказках много бытовых элементов, описаний, речь героев содержит народные устойчивые выражения.
Рассмотрим сказку «Подур Пакен». Начинается она с традиционного зачина «Давно это было. В верховьях текущего моря жил мальчик. Звали его Подур Пакен. Жил на открытом месте или под деревом — неизвестно». Волшебным образом путешествует он с безымянным мальчиком и приходит в царство Сарыг-каана.
В этой сказке неоднократно проходит испытание главный герой, но все эти испытания связаны с обычной жизнью, укладом земледельца. Так, Сарыг-каан и Подур Пакен соревнуются в том, у кого больше огурец (на одну и две телеги), тыквы огромнее (на три телеги), меряются ростом коня – Подур Пакен приводит «жеребенка более трех саженей высоты, более четырех саженей длины». Хвалится главный герои и чудо-травой, которая «равняется с серебром, растущие деревья — с золотом», травы такие большие, что одним листом можно «закрыть весь город».
Помогает в этой сказке и чудовище – черт, который испугался безымянного мальчика.
Интересным элементом для понимания самобытного колорита сказки является фраза «Подур Пакен вырос в тёмном лесу. Складно он не мог говорить. Поэтому за него безымянный мальчик разговаривал с хозяином дворца». Это прямое указание на его неграмотность.
В отличие от многих русских народных волшебных сказок, в шорских есть подробные описания природы и обычаев гостеприимства родного края главного героя: «В этом краю, где растущая трава — чистое серебро, растущие деревья — чистое золото. Все птички земли здесь поют, всякие звери здесь рождаются». Гостей встречают «всякой едой и яствами, только птичьего молока не хватало».
Сюжет заканчивается традиционно счастьем героев: « Подур Пакен стал единственным кааном в этом краю, богатым жить остался».
В сказке «Абышка — старый охотник»(есть еще одно название «Анчи Абышка и Кара-Молат») интересной информацией нам показался тот факт, что есть бытовые реалии жизни охотника. Например, рассказывается, что «жильём ему был шалаш из молодых деревьев. Со старой женой своею жил анчи Абышка бездетно и одиноко. Весь век свой, прожив в тайге, они ни разу других людей не видели, не знали, что, кроме них, ещё на свете много людей живёт». Описаны и охотничьи снасти, которые использовал Абышка: «силки», «морды». Несмотря на то, что охотник бедный, у него есть ружье, в шалаше есть даже скатерть. Описание построенного Кара-Молатом дома также говорит о мечте бедного люда иметь большой красивый дом: «дом белый, высокий строить принялся. Девять дверей в светлом доме этом было».
В этой сказке противником главного героя выступает богач Чашкан, он ворует волшебный туесок, который выполняет роль «скатерти-самобранки», волшебный медвежонок восстанавливает справедливость и защищает Абышку: «Бедных охотников не обижай, у голодных куска не отнимай, не то тебе худо будет».
Несмотря на то, что время действия сказок не всегда определенное, место действия в шорских волшебных сказках - реальный природный мир, с конкретными географическими названиями. Так, в сказке «Могучий Мустакай», где рассказывается о волшебном богатыре: «Ниже улуса Тос, где на берегу Мрас-Су, высятся скалы Курлык-Кая, в семиступенчатой пещере одиноко жил человек. Имя его – Мустакай». Эта сказка героическая, и, лично для героя сказки Мустакая она заканчивается смертью, но для всех шорцев он становится освободителем, погибая, он спасает всех от сына Алтын-хана, «умирал, улыбаясь».
Национальный колорит шорских волшебных сказок достигается еще и за счет тщательного изложения подробностей жизни героев, подчеркивается принадлежность их к шорскому народу.
Заключение
Действительно, шорская народная сказка представляет богатейший материал для изучения истории и культуры шорцев.
Сравнив выбранные сказки с характеристикой русской народной волшебной сказки можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что сюжеты шорских народных волшебных сказок, несмотря на национальный колорит, строятся по законам создания волшебной сказки, подтверждается. Читать эти сказки интересно и познавательно, мы узнаем из них об истории родного края.
Полагаем, знать истоки, которые прежде всего выражены в культуре. Замечательный ученый, исследователь шорского языка и литературы, педагог Андрей Ильич Чудояков писал: «Шорцы имеют очень богатое культурное наследие: легенды, песни, героические поэмы, сказки...». Нам было интересно читать шорские сказки, узнавать об истории, традициях, обычаях, национальных праздниках, о фольклоре родного края. Шорская сказка - это духовное наследие нашего региона, и изучать ее -значит изучать историю родного края, любить Родину.
Литература
1. Литература. 5 кл.: Учебник для общеобр. организаций.- В 2 ч. Ч.1 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин- М.: Просвещение, 2015.- 306 с.
2. Интернет-ресурсы:
- https://obrazovaka.ru/question/osobennosti-volshebnyh-skazok-5-klass-72007
- https://obrazovaka.ru/question/priznaki-skazki-otlichitelnye-71765
- https://obrazovaka.ru/question/priznaki-volshebnoj-skazki-5-priznakov-73437
- https://obrazovaka.ru/question/osobennosti-volshebnoj-skazki-5-klass-72259
- http://www.мои-сказки.рф/p/blog-page_6.html
- https://shorskie-skazki.larec-skazok.ru/
- https://nemaloknig.com/read-382292/?page=1#booktxt
3. Софрон Тотыш Сказки Шапкая. Переиздание.-Кемеровское кн.издательство,1985.-80 с.
Самый богатый воробей на свете
Лист Мёбиуса
Как напиться обезьяне?
Хитрость Дидоны
Просто так