Работа подготовлена ка результат реализации проекта в рамках изучения родного языка и родной литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
folklornye_zhanry_bytuyushchie_v_derevne_mozzhuha.doc | 82 КБ |
Управление образования администрации Кемеровского муниципального района
XIII районная научно-практическая конференция
«Мир открытий»
МБОУ «Мозжухинская ООШ»
Фольклорные жанры, бытующие в деревне Мозжуха
Творческая работа
Секция «Русская лингвистика и литературоведение»
Выполнили:
Юлия Сергеевна Гайдакова, 5 класс
Анна Романовна Кондратенко,5 класс
Руководитель:
Елена Сергеевна Зайцева,
учитель русского языка
и литературы
КЕМЕРОВО-2019
Оглавление:
I. Введение стр. 3
II. Основная часть стр.4-7
записанных в деревне Мозжуха. стр. 7
III. Заключение стр.8
IV. Литература стр. 9
V. Приложение стр.10-14
Введение
Обоснование выбранной темы: фольклор - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить и беречь. Непонимание молодежью искусства, созданного народом, происходит от нехватки пропаганды народного искусства.
Цель исследования: изучение жанрового разнообразия фольклорных произведений, бытующих в деревне Мозжуха.
Задачи исследования: собрать материал о жанрах современного фольклора; бытующих в деревне Мозжуха, определить их информационную ценность и актуальность; собрать фольклор у односельчан, узнать как можно больше фольклорных жанров.
Объект исследования: востребованность фольклора у разновозрастной категории жителей деревни Мозжуха, степень его использования.
Предмет исследования: фольклорные жанры, бытующие в деревне Мозжуха
Гипотеза: частушка – фольклорные жанры, бытующие в деревне Мозжуха, разнообразны.
Методы исследования:
- поиск материала;
- изучение литературы по выбранной теме;
- отбор информации;
- систематизация собственного опыта.
Основная часть
Для своей работы мы выбрали следующее определение фолькло́ра (англ. folk-lore — «народная мудрость») - устное словесное и музыкальное народное творчество.
В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла
В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, роман и т. д.). Литературные жанры и фольклорные жанры отличаются по составу.
В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки.
К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького).
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.
Нам стало интересно, какие же жанры бытуют в нашей деревне.
А также есть ли люди, которые не только из собирают, но и сочиняют.
Для этого мы разделили наших респондентов на 2 возрастных категории.
Спрашивали и записывали частушки у жителей, относящихся к поколению наших бабушек и мам; а также опросили сверстников.
Мы с удовольствием разговаривали с жителями нашего селения, в эту работу были вовлечены и наши семьи. Мы их тоже опрашивали. Все – и дети, и взрослые - охотно делились с нами информацией.
Интервьюеров записывали сначала на аудионоситель, затем обработали полученную информацию, стараясь сохранить особенности речи.
В целом нами были опрошены более 50 человек. Особый интерес у нас вызывал так называемый детский фольклор.
Конечно, мы только начали изучать фольклор нашей деревни, будем продолжать наше исследование дальше.
Итак, мы отметили несколько жанров.
Исаева Людмила Андреевна спела нам народный романс «В старом моем саду». С помощью Интернет-ресурсов мы установили, что этот романс имеет большое количество вариантов, достаточно известен, даже исполнялся популярными певцами, но записанный нами вариант мы нашли только в нашей деревне.
Также мы записали и обряд празднования Троицы:
Вот что нам рассказали: Перед Троицей в домах и возле домов каждый хозяин наводил порядок. Перед входными дверями накануне праздника ставили березки. Мы, дети, вечером бегали в лес, выбирали каждый веточку на березке, завязывали веночек и загадывали желание, а на утро собирали цветы и плели венки на голову. Потом бежали к своим березкам, срывали свои веночки и кумились с подружками. Затем шли с этими веночками к реке, пускали их на воду. Если веночек уплывал далеко, то человек куда-то далеко поедет, а если веночек тонул - то к несчастью. Но среди наших друзей такого не случалось.
Нам удалось даже найти и записать заговор от жара, который передала «по наследству» Шматовой Марии Александровне (работающей в нашей школе) жительница нашей деревни Галина Ивановна Глумова.
Записали мы и легенду: Мозжуха – старинное поселение. Согласно разным данным, оно основано либо в 1600, либо в 1606 году. По этой местности раньше проходил торговый путь, где прятались разбойники. Они грабили купцов-отбирали товар и «мозжили» им головы, то есть убивали. Отсюда и пошло название «Мозжуха».
Мы не только записали частушки, но и узнали, что в деревне есть люди, которые их сочиняют. Русакова Татьяна Михайловна поделилась с нами своим творчеством, ее частушки также как и народные, создавались на актуальные темы. Все они про жителей нашей деревни.
Валя, Валя, Валентина,
Литератор просто класс!
Обучила моих деток,
И до внуков добралась!
У Алены Дмитриевны все дела наперечет,
О Кузбассе все расскажет
От наркотиков спасет!
Всем богата наша область,
Но особенно людьми.
Миллион зерна собрали-
Приезжайте на блины!
Опросили и записали мы и ребят нашей школы.
Чтобы понять, какие жанры детского фольклора известны, мы определись с тем, какие вопросы будем задавать ребятам. Нас, в первую очередь интересовали те жанры детского фольклора, которые исполняются самими детьми.
Во-первых, бытуют ли среди подрастающих жителей деревни страшилки (как в прозе, так и в стихах), считалки, дразнилки, частушки, колыбельные.
Во-вторых, какие жанры используют различные возрастные группы школьников.
Мы установили, что ребята «младшего звена» используют активно в повседневной жизни такие фольклорные жанры, как загадка, считалка, например:
Ехал Лунтик на тележке, раздавал он всем орешки. Раз, да, три, дирижером будешь ты.
На золотом крыльце сидели мишки Гамми, Том и Джерри, Скрудж Магдак и три утенка, выходи ты будешь Понка.
И дразнилка.
Жадина – говядина соленый огурец, по полу валяется никто его не ест.
Ваня – Ваня карапуз съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Ваня отпирается: - Это, бабушка, не я, а соседская свинья! ...
Старшеклассники припомнили и рассказали нам «страшилки» - истории о «Вожатой-приведении», «Куколке с голубыми глазами», которая всех убивала, «Убитой собаке», «Белом рояле».
Однако стихотворно-юмористических страшилок, таких, например, как «мальчик в деревне нашел пылесос - ходит бабуля теперь без волос», которые были популярны в 80-90 годы прошлого столетия, кроме известных всем колыбельных, а также тематических частушек нам записать не удалось.
Подытоживая наши поиски, мы установили, что жители нашей деревни используют эпические (легенды, обряды, заговоры, страшилки, считалки, дразнилки), лирические (песни, частушки) фольклорные жанры
Однако полагаем, что это не исчерпывающий перечень фольклорных жанров, мы планируем продолжить наше исследование, в первую очередь, хотелось бы выяснить. Какие еще жанры детского фольклора бытуют в нашей деревне.
Заключение
Итак, мы проанализировали, какие фольклорные жанры бытуют в нашей деревне и пришли к выводу, что они достаточно разнообразны.
Мы считаем, что наше исследование поможет повысить интерес у школьников к русской национальной культуре на примере наследия устного народного творчества.
Мы пришли к выводу, что фольклор – это не только информация из учебника литературы, это живое слово народа, которое необходимо собирать и записывать, чтобы оно не было утрачено.
Литература
2. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобр. учеб.заведений.- В 2 ч. Ч.2 / В.В.Агеносов и др.; под ред.В.В.Агеносова.- М.: Дрофа, 1999.- 352 с.
3. Интернет-ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Znanija.com - https://znanija.com/task/12746678#readmore
- http://fb.ru/article/155698/detskiy-folklor-stihi-schitalki-draznilki-oralki-zagadki
- https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/detskij-folklor.html
Приложение
ПЕСНЯ (Записана от Исаевой Людмилы Андреевны февраль 2019 г., д.Мозжуха)
В старом моем саду
Я по тропе иду.
Листья в саду шумят,
Капли на листьях дрожат.
Плачет мой старый сад
Горю помочь мне рад.
Только в моем саду
Я счастья себе не найду.
Что ты грустишь, родной,
Ну посиди ты со мной.
Горе твое пройдет,
Счастье к тебе придет.
Ломятся ветки к лицу
Ветки на ветках шумят,
Капли на листьях дрожат}
Жизнь не вернуть назад.}(2раза)
Обряд (Записан от Исаевой Людмилы Андреевны февраль 2019 г., д.Мозжуха)
Как праздновали ТРОИЦУ
Перед Троицей в домах и возле домов каждый хозяин наводил порядок. Перед входными дверями на кануне праздника ставили березки. Мы, дети, вечером бегали в лес, выбирали каждый веточку на березке, завязывали веночек и загадывали желание, а на утро собирали цветы и плели венки на голову. Потом бежали к своим березкам, срывали свои веночки и кумились с подружками. Затем шли с этими веночками к реке, пускали их на воду. Если веночек уплывал далеко, то человек куда то далеко поедет, а если веночек тонул- то к несчастью. Но среди наших друзей такого не случалось.
Заговор.
Заговор от жара (Записано от Шматовой Марии Александровны, февраль 2019 года, ею записан от Галины Ивановны Глумовой в 2015г.)
Лежал камень каменный,
Змея чёрная под камнем дремала,
Два глаза у неё были:
Один водяной, другой огненный.
Лопнул глаз водяной,
И вода полилась в глаз огненный.
Брызнул глаз водяной
и потушил глаз огненный.
да испарятся так
глаза злые
лихо глядевшево.
Частушки (Записаны от жителей деревни Мозжуха в феврале 2019 г.).
Мой миленок, как теленок,
Только веники жевать
Проводил меня до дому,
Не сумел поцеловать.
Меня милый разлюбил,
Я сказала: «Наплевать!»
Я такого лягушонка
Решетом могу поймать.
Я повешу ленту желту
К ягодинке на окно.
Ты треплися, лента желта,
С ягодинкой заодно.
До чего ж ты довела,
Стал я тоньше ковыля,
Что ты шутить,чем ты сушишь,
Ковылиночка моя?
Ох,туфли мои,
Носы выстрочены,
Не хотела танцевать-
Сами выскочили!
Частушки (Записаны от Русаковой Татьяны Михайловны в феврале 2019 г. В деревне Мозжуха).
Валя, Валя, Валентина,
Литератор просто класс!
Обучила моих деток,
И до внуков добралась!
У Алены Дмитриевны все дела наперечет,
О Кузбассе все расскажет
От наркотиков спасет!
Всем богата наша область,
Но особенно людьми.
Миллион зерна собрали-
Приезжайте на блины!
Легенда. (Рассказана жителями деревни Мозжуха февраль 2019 г.)
Мозжуха – старинное поселение. Согласно разным данным, оно основано либо в 1600, либо в 1606 году. По этой местности раньше проходил торговый путь, где прятались разбойники. Они грабили купцов-отбирали товар и «мозжили» им головы, то есть убивали. Отсюда и пошло название «Мозжуха».
Страшилки (Записаны от учащихся Мозжухинской школы февраль 2019 г.)
И она говорила типа всегда не ходите в горы там опасно, но два непослушных мальчика ушли и она пошла за ними в лес их искать. И потом эти мальчики вернулись. А вожатая она осталась там она забрела и умерла. И вот через несколько лет на это место приезжают все новые и новые дети. А призрак этой вожатой до сих пор ходит по лагерю и ищет этих мальчиков.
Считалки. (Записаны от учащихся Мозжухинской школы февраль 2019 г.)
1. Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять. Пиу-пау ой-ё-й-ой умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, он украл там рукавицу. Привезли его в палату он украл там шоколадку. Привезли его на крышу, он украл там дядю Мишу. Привезли его домой оказался он живой.
2. Ехал Лунтик на тележке, раздавал он всем орешки. Раз, да, три, дирижером будешь ты.
3. На золотом крыльце сидели мишки Гамми, Том и Джерри, Скрудж Магдак и три утенка выходи ты будешь Понка.
4. Шла коза по мостику и виляла хвостиком, зацепила за перила, прямо в речку угодила. Кто не верит это он, выходи из круга вон.
5. На столе стояла ваза, в ней лежало три алмаза, красный, синий, голубой, выбирай себе любой.
Дразнилки. (Записаны от учащихся Мозжухинской школы февраль 2019 г.)
Катя, Катя, Катерина нарисована картина, а картина порвалась, Катя с мужем подралась.
Жадина – говядина соленый огурец, по полу валяется никто его не ест.
Ваня – Ваня карапуз съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Ваня отпирается: - Это, бабушка, не я, а соседская свинья! ...
Сел Фома на быка и поехал по дрова, А дрова сгорели, Фому волки съели...
Фильм "Золушка"
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Тигрёнок на подсолнухе
Сказка об осеннем ветре
Простые летающие модели из бумаги