Эссе: «Не бывает геноцида против одного народа,
геноцид всегда направлен против всех»
Вложение | Размер |
---|---|
tashchyan_e._11_kl._esse.docx | 24.61 КБ |
«Не бывает геноцида против одного народа,
геноцид всегда направлен против всех»
(Михаил Гефтер)
В своем высказывании первый президент центра «Холокост» Михаил Гефтер, поднимет проблему не только массового уничтожения еврейского народа в годы войны, но и осмысливает роль Холокоста для всего человечества, проводит аналогию между событиями Второй мировой войны и войнами, происходящими сегодня в отдельных районах Земли.
Эта тема остается актуальна в современном мире. Геноцид продолжает создавать угрозу не только отдельно взятому народу, но и всей планете.
Нельзя не согласиться с автором данного высказывания. Геноцид – не просто страшные события в еврейской истории, это общечеловеческая трагедия. Если мы обратимся к истокам человечества, то геноцид это самый древнейший вид преступлений. История его тянется с первобытных времен, когда право на войну признавалось неоспоримым законом. В те времена массовое уничтожение людей являлось не просто обычным явлением, а способом выживания. История человечества – это беспрерывная череда войн и геноцидов. Само понятие «геноцид» - это довольно новое название тому, что уже давно существует в истории человечества [1]. В 1944 году Рафаэль Лемкин, который по своему происхождению был евреем, в своей книге «Правление государств «Оси» в Оккупированной Европе» употребляет этот термин для описания массовых убийств евреев в Европе. Позже понятие употребляется на Нюрнбергском процессе, где проходил суд над нацистскими военными преступниками, которые обвинялись в преступлениях против человечества и мира [2].
С начала XX века геноцид стал приобретать небывалые прежде масштабы и развивался все стремительнее. В то время многие европейские страны были поражены мировым экономическим кризисом, который способствовал порождению и развитию антигуманных политических теорий, идей и движений. Нацизм, став мощнейшей идеологией начал осуществлять свой план по истреблению евреев, сначала на территории Германии, а потом и на всей территории Европы. Миллионы жизней были загублены в ходе осуществления плана Гитлера и только по той причине, что евреи считались в его понимании «низшей расой».
Анализ истории геноцида позволяет сделать вывод, что на протяжении веков его причины, а также условия и обстоятельства, приводящие к геноциду, были самые различные. Наличие у какой-либо группы людей национальных, этнических, расовых, религиозных особенностей само по себе никогда не предопределяло вероятность совершения в отношении ее представителей геноцида. Такие отличительные признаки являлись лишь очевидным внешним фактором, который использовался одной группой в качестве раздражителя, искусственно нагнетающего напряженность, чтобы с легкостью организовать уничтожение другой. Причины этого преступления обычно имели материальное, идеологическое, теологическое основание или несколько одновременно.
О чем хотел сказать нам Михаил Гефтер в своём высказывании? Обратимся к особенностям холокоста на территории СССР. Уничтожение евреев-ремесленников, единственных специалистов в ряде областей, которые веками занимали определенную нишу в социально-экономической сфере, катастрофически сказалось как на экономическом, так и физическом состоянии миллионов людей на оккупированной территории. Как только были истреблены евреи и частично цыгане, репрессивно-карательный аппарат, обрушился уже против других мирных жителей. Важнейшее значение для понимания природы и сущности нацистского режима, его идеологии и практики имеет выстроенная гитлеровцами система комплексного геноцида одного из народов Советского Союза. При внимательном рассмотрении Холокоста на советской земле становится очевидным его прямая взаимосвязь с главной целью нацистов - победой в войне. Эта задача была изначально недостижима без раскола общества по расовым и национальным критериям. Советские евреи представлялись нацистам идеальным прикрытием своих истинных целей [3].
Чаще всего «геноцид» ассоциируется с массовым истреблением евреев. Но нельзя забывать, что нацисты преследовали также и другие группы людей, которых считали «неполноценными»: цыган, людей с умственными и физическими отклонениями, некоторых славян (поляков, русских и других). Коммунисты, социалисты, Иеговисты подвергались гонениям по политическим или поведенческим мотивам. В 1941-1942 были созданы несколько лагерей, в которых евреи были не единственными жертвами. Например, в Освенциме было уничтожено более 1 миллиона евреев, а так же около 75 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных и 15 тысяч представителей других национальностей. Всего в шести лагерях смерти – Освенцим, Треблинка, Майданек, Собибор, Белжец, Хелмно – было убито порядка шести миллионов евреев и народов других национальностей [4].
Фашисты безжалостно убивали как взрослых, так и детей. Каждый человек, неважно какой он национальности, какую религию он исповедует, каких идеологических взглядов придерживается – должен знать, что начиная с 30-х годов XX века, и на протяжении более десяти лет происходили истребления целой нации, и что самое ужасное: остальной мир это допустил. Кого же стоит винить в смерти такого количества народа? Тех, кто «не смог» или «не захотел» помогать? Весь мир безмолвно смотрел, как сотни тысяч евреев сгоняли со всей Европы на уничтожение в Польшу. Если бы государства мира объединили свои силы и остановили геноцид сразу, не было бы таких больших жертв.
Сейчас в мире существует два подхода к такому явлению как Холокост. Первый подход – Холокост евреев имел место быть и второй подход - отрицание Холокоста. Отрицание – это ли не самое страшное? Отрицать можно многое, только к чему мы тогда придем? Если в результате Второй мировой войны нацизм потерпел сокрушительное поражение и практически исчез с официальной политической арены, то геноцид, наоборот, принял массовый характер. К сожалению, в мире и после Холокоста совершаются акты направленные против жизни целых народов. К примеру, в Ираке в 1986-1988 годах были проведены военные операции против курдов иракскими войсками. В ходе этой операции погибли, либо стали беженцами несколько сотен человек, и около 4 тысяч деревень было уничтожено. Индонезия – это пример страны, где геноцид свершается по трем разным принципам: религиозному, этническому и идеологическому. Правительственными войсками с 1965 года и до сегодняшнего дня проводятся этнические чистки на западной части острова Новая Гвинея, где проживают в основном папуасы-аниммисты. Что касается геноцида по идеологическому принципу, то с 1965 по 1966 годы уничтожено до 1 миллиона членов коммунистической партии страны правительством Индонезии. Другой пример – это правление в Руанде народностей тутси и хуту. Первые случаи массового истребления по этническому принципу людей были отмечены в 1961 году. Стоит отметить, что в Руанде скорость убийств была примерно в пять раз больше скорости убийств в немецких концлагерях во время войны. Сам факт геноцида политические наследники правительства Руанды отрицают [3, 5].
Можно много перечислять примеров уничтожения народов из современной истории. Всякий раз, когда происходят акты геноцида, каждый народ думает, что этого больше не повторится, но, однако, он происходит снова и снова. Геноциду могут быть подвержены все, в таком случае к нему необходимо отнестись серьезно и дать ему достойный отпор. Для этого нужно чтобы как можно больше государств, объединились в этой борьбе. Одним из первых и важнейших результатов международного сотрудничества стали Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы над нацистскими преступниками и японскими милитаристами, развязавшими Вторую мировую войну. Эти суды стали одним из символов XX века, символов справедливости и неотвратимого возмездия, подтвердивших высшую ценность гуманизма и общечеловеческих идей. Если бы над всеми организаторами геноцидов свершался суд, и они понесли бы наказания, то есть вероятность, что в будущем у остальных пропало бы идея о совершении массовых убийств и преступлений против человечества. Сторонников экстремистских идей необходимо изолировать от политической и общественной жизни, распространение их идеологий должно быть пресечено. Человечество вступило в третье тысячелетие, а некоторые уроки истории, так и не были нами усвоены. Нельзя недооценивать те явления, которые имеют место сегодня, к сожалению, и в мире, и в России. Это новое проявление неофашизма, национализма, ксенофобии, антисемитизма.
Что может быть дороже человеческой жизни? Каждый человек – это маленькая частичка мира. Каждый из нас неповторим и индивидуален. Войны, репрессии, геноцид уносят за собой тысячи жизней. Самое страшное, что проблема решается окончательно и навсегда, и пути назад нет. Мы будущие жители планеты должны бороться за то, чтобы эти трагедии никогда не повторились. Ни с одним народом. Избежать геноцида можно, но это возможно сделать только тогда, когда государства станут признавать тот факт, что мораль выше политики и осознают, насколько серьезны и противоправны их действия.
Таким образом, о трагедии геноцида не следует умалчивать, об этом следует говорить и доносить полную информацию до народа. Необходимо представлять всю серьезность понятия «геноцид», к чему он может привести, помнить его примеры в истории. Наша задача заключается в том, что любые события прошлого должны стать опытом в будущем, из любого прошлого необходимо вынести максимум уроков, чтобы они потом помогли справиться с проблемой подобного характера и никогда больше не допустить ее.
Лозунг «Никогда больше» произносится в День памяти Катастрофы. «Никогда больше» – было написано на стене барака одного из лагерей смерти. «Никогда больше» – первый и главный урок, что вынес весь мир из страшного опыта Холокоста. «Никогда больше». Для этого нужно помнить уроки истории. Как говорил, один из ведущих специалистов по Холокосту, Иегуда Бауэр: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». Сегодня необходимо предпринять все возможные меры, чтобы наше поколение было избавлено от преступлений против человечества, а последующие поколения знали о них только как о фактах давно минувших дней. Помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные. Только память о тех страшных событиях поможет нам предотвратить их повторение в будущем.
В память о жертвах геноцида, я хотела бы поделиться своим стихотворением «Холокост», которое было написано в 2015 году:
Окутано небо кровавою тенью,
И слышатся всюду мольбы о спасении.
Лишь горы поваленных на землю тел -
О, дети Давида! Таков ваш удел…
Фашисты решили: «Евреям - не жить».
Их нужно замучить, распять и убить.
И плакали дети и громко кричали,
И падали матери пред палачами.
Те слёзы и кровь, унижение и страх,
Остались печатью на наших сердцах.
Мы помним навечно о ваших страданьях,
Виним всех фашистов в ужасных деяньях!
И мы не забыли о той вашей боли,
Теперь вы на небе, теперь вы на воле…[6].
Екатерина Тащян
Список использованных источников
1. Геноцид: от библейских времен до ХХ века. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravda.ru/, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.11.2017).
4.Уроки Холокоста. Современный геноцид. Архив студенческих работ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vuzlit.ru/, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.11.2017).
5. Геноцид в Руанде. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ru.wikipedia.org/, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 14.11.2017).
6. Литературный клуб. Стихи.ру. Катерина Тащян. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: stihi.ru›avtor/katyatashchyan/, свободный. - Загл. с экрана.
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рисуем белые грибы пастелью
Галка в чужих перьях
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году