Сочинение, написанное моей ученицей в рамках Всероссийского конкурса сочинений "Без срока давности", посвящённом 75 - летию Великой Победы. 1 место в районе.
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение на конкурс. 1 место. | 33.5 КБ |
Легендарная симфония
И словно память тех блокадных дней,
Мы свято чтим сокровище сокровищ -
Симфонию, что выковал в огне
Наш легендарный Дмитрий Шостакович.
Наталья Смирнова
Музыка и война… Совместимы ли эти понятия? Музыка… Какая сила таится в ней? Какую роль она играет в жизни человека? Можно ли сравнить её с разрушающей мощью огня? Каким образом в тяжёлых военных условиях услышанные людьми мелодии вселяли веру в победу, в успех, в желание выжить во что бы это ни стало?
Блокада Ленинграда… Страшный голод. Постоянные обстрелы. Множество погибших от обстрелов и голода. В таком осаждённом городе жил и работал замечательный советский композитор Д.Д. Шостакович. Зачисленный в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внёс свой вклад в оборону родного города. Но в октябре 1941 года Дмитрий Дмитриевич вместе с семьёй был эвакуирован из Ленинграда. В эвакуации он не забыл про свой родной город, его оружием стала музыка. По плану Гитлера к 9 августа 1942 года Ленинград должен был пасть. Симфонию № 7 Д.Д. Шостакович заканчивает в эвакуации, в городе Куйбышеве. Там она прозвучала впервые.
Зимой 1942 года в осаждённом Ленинграде было принято решение создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем был назначен Карл Элиасберг. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди, измученные голодом, физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось музыкантов искать по фронтам. Позже музыкантов созданного оркестра прикрепили к столовой горсовета – один раз в день они получали горячий обед, чтобы хоть как – то восстановить силы. Вскоре руководитель настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. Зимой с диагнозом “дистрофия II степени” он был госпитализирован, но уже 9 апреля 1942 года провёл репетицию созданного оркестра.
И вот 2 июля 1942 года лейтенант Литвинов под сплошным огнём немецких орудий, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объёмные нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. С огромным трудом собрав оркестр, начались репетиции. Они длились по пять – шесть часов утром и вечером.
Через несколько дней в городе появились афиши. Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Прямо под афишей сидела бледная женщина и раздавала программы концерта. На первой её страничке было написано: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович». Эта программа служила входным билетом на концерт. Билеты разошлись очень быстро. Все, кто мог ходить, стремились попасть на этот необычный концерт.
И вот пришёл день 9 августа 1942 года. Шёл 355 – й день ленинградской блокады. Люди шли пешком. Женщины – в нарядных платьях, мужчины – в костюмах. Но этот наряд висел на них, как будто был взят с чужого плеча. Зал филармонии заполняли слушатели. Раздались оглушительные аплодисменты. Весь зал встал, чтобы поприветствовать руководителя оркестра Карла Элиасберга. Начался концерт… Гениальный «эпизод нашествия», мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог «реквием жертвам войны» и в самом деле обладают огромной силой художественного воздействия.
Концерту придавалось исключительное значение. Все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника, в воздух поднялись сотни самолётов, чтобы измученные войной люди послушали великую музыку. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все хрустальные люстры. После того, как музыканты отыграли, зрители аплодировали стоя. Откуда – то появилась девочка с букетиком живых цветов. За кулисами все бросились обниматься и целоваться друг с другом. Это был великий праздник. Жители блокадного Ленинграда сотворили чудо. Они поняли, что живы, ощутили силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Пройдут годы, и поэт Юрий Воронов, мальчиком переживший блокаду, напишет об этом в стихах:
Невидимый диктор сказал Ленинграду:
«Вниманье! Играет блокадный оркестр!..»
И музыка встала над мраком развалин,
Крушила безмолвие тёмных квартир.
И слушал её ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока будет звучать это бессмертное произведение, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили свои собственные жизни, чтобы мы имели сегодня светлое безоблачное мирное небо над головой.
Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных испытаний, блокады и смерти, голода и разрушений люди умудряются написать столь сильное произведение и даже исполнить его в блокадном городе? Это неповторимый подвиг! Ленинградская симфония была написана Д.Д. Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление русской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки. Она звучит и сейчас. Сверхмузыкальная, патриотическая, непобедимая, героическая, гремящая, невозможная…
Гречная Софья, 8 класс МБОУ «Родомановская средняя школа»
Руководитель: Тихонова Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Рисуем домики зимой
Фильм "Золушка"
Ласточка. Корейская народная сказка
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Горка