Исследовательская работа . Ученики знакомятся с жанром очерка. Выделяют портретный, проблемный, путевой очерк и рассматривают особенности каждого.
Вложение | Размер |
---|---|
zhanr_ocherka_v_tvorchestve_peskova.docx | 52.04 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Аннинский Лицей»
ЖАНР ОЧЕРКА В ТВОРЧЕСТВЕ В.М. ПЕСКОВА
Выполнила: команда «Кузнечики»
(Говорова А., КарнюшинаЕ.,Нагорных Е.,
Порокин Д., Пантеева А., Стрекалова А., Хвостова С.)
Руководитель: Кострова Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Анна
2018
Содержание
История журналистики богата и разнообразна, на протяжении веков она, естественно, не могла оставаться в неизменном виде: постоянно, в зависимости от социальных, политических и экономических факторов, менялась тематика публикуемых материалов, претерпевали изменения и способы подачи информации в СМИ. Не мог в связи с этим оставаться неизменным иочерк как один из наиболее популярных газетных и журнальных жанров.
Актуальность данной работы состоит в том, что жанр очерка постоянно претерпевает изменения в зависимости от многих факторов. И поэтому вопрос об особенностях жанра, несмотря на многолетнее и, казалось бы, всестороннее его изучение, остается открытым и по сей день. Есть, несомненно, и укоренившиеся благодаря многовековой истории законы жанра, которые каждый очеркист старается соблюдать, но тем не менее, единых шаблонов очерка нет да и не может быть. Каждый очеркист вносит в изложение что-то свое, сугубо индивидуальное, поэтому, на наш взгляд жанр очерка представляется наиболее интересным для изучения.
Цель данной работы - выявление жанровых особенностей очерка в творчестве В. М. Пескова.
Задачи:
Предмет исследования: специфика очерков как жанра и как основного вида творчества В. М. Пескова.
Объект исследования: очерки В. М. Пескова («Окно в природу», «Шаги по росе», «Отечество»)
Методы исследования:
Гипотеза данного исследования: в результате анализа очерков мы предполагаем доказать, что жанровое своеобразие очерка имеет особую роль не только в подаче информации читателю, но и в воздействии на его мировосприятие.
Очерк— одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, нередко — в сопровождении статистических данных и других документальных источников, и как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
Основной признак очерка — писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего. В очерке гораздо большее значение, чем например в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными.
Виды журналистского очерка
Чаще всего выделяют три вида журналистского очерка
1. Портретный очерк.
В отличие от других произведений художественной литературы в портретном очерке образ героя не вымышлен, а взят из реальной действительности. Автор исследует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков. Необходимо указывать подробности, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его над всеми другими героями. В современных российских изданиях портретный очерк выглядит по-другому. Чаще всего это краткое изложение биографии, набор классических человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр, чем публицистический.
2. Проблемный очерк.
Основная задача автора — публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом излагает соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами. Этот жанр популярен больше в журнальной периодике, так как по размеру и глубине превосходит газетные аналитические статьи.
3. Путевой очерк
Сложился гораздо раньше, чем другие виды очерка. В основе рассказ автора о путешествии, об увиденном и услышанном. Многие русские писатели обращались к этому жанру. Может включать в себя элементы других очерков. Например, портретный используется для описания людей и их нравов, которые повстречались автору во время его путешествия. Или элементы проблемного очерка могут использоваться для анализа ситуации в разных городах и сёлах.
Вся история становления очерка связана с выявлением его характерных признаков, специфики, природы, задач и т.д. В настоящее время этот процесс нельзя считать завершенным.
«В современном очерке интегрируются различные способы отображения социальной действительности, используются разнообразные литературные формы, применяется исследовательский подход в изучении человека, наконец, постоянно вырабатываются новые методы художественного и публицистического анализа» [4, с. 14]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что очерковый жанр подвержен трансформациям. Однако остаются неизменными как стилистические особенности очерка (художественно-публицистическое начало, способ подачи образа автора), так и его тематическая направленность, круг решаемых задач и т.д.
Наиболее глубокое развитие очерк как жанр получил в России. Русский очерк не имеет аналогов за рубежом. Некоторые исследователи считают, что он унаследовал особенности таких западноевропейских жанров, как эссе (опыт) и репортаж [4].
Еще в пятидесятые годы теоретики публицистики указывали на связь очерка с литературой путешествий , где естественно преобладание описательных, «дневниковых» элементов, которые присущи и современному путевому очерку. Но задача жанра гораздо шире простого «описания».
История показывает, что всплеск очеркового творчества происходит в связи с социальными кризисами, когда резко усиливаются нравоописательные интересы. В 20-х годах XIX столетия появляются первые нравоописательные (бытовые) очерки: «Загородная поездка» А.С. Грибоедова (1826), «Поездка в Парголово» Ф. Булгарина (1825). Как видно из заглавий, «нравоописания» также связаны с путевыми очерками. Однако описания быта, нравов, обычаев без глубокого анализа было недостаточно. В 40-е годы XIX в. - в годы распада феодально-крепостного права - особую популярность приобрели «физиологические» очерки, авторы которых пытались вскрыть социальные нравы общества.
Со второй половины XIX в. очерк синтезирует такие приемы работы со словом, которые сложились во всей русской литературе. Например: в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева можно найти образцы политического красноречия, которое своими корнями уходит в церковное ораторское искусство:
«Истребися на памяти обыкновение, во стыд наш толико лет существовавшее. Истинные заслуги и достоинства, рачение о пользе общей да получают награду в трудах своих и едины да отличаются» [4].
Кроме того, в «Путешествии...» А.Н. Радищева закладывается еще одна особенность очеркового жанра, сохранившаяся и в современных текстах - введение в повествование «Я» рассказчика. Эта особенность, позже утраченная в «физиологиях» (что усиливало впечатление беспристрастности, но мешало автору открыто выразить отношение к фактам), была возрождена Тургеневым в «Записках охотника». И.С.Тургенев расширил границы «физиологии», применив сравнительное изображение. Автор«Записок...» применил прием, характерный для художественной литературы, изобразил внутренний мир героев, наделил действующих лиц конкретными чертами, отказавшись от описания абстрактного типа. Очерки И.С. Тургенева называют беллетристическими. Они наиболее близко стоят к «чисто» художественным жанрам литературы, так как не имеют «точного адреса».
Следующим этапом в развитии жанра исследователи считают «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого («Севастополь в декабре», «Ночь весною 1855 года в Севастополе», «Севастополь в августе 1855 года»). В них точно изображены происходившие события, более того, герои - реально существовавшие люди, хотя и изображенные Л.Н. Толстым под вымышленными фамилиями.
Традиция изображать реально существовавших людей под вымышленными именами была нарушена в 60-е годы XIX в. в портретном очерке. Ранее портретный очерк входил как составная часть в путевые очерки. Можно установить связь портретного очерка с «физиологическими», в которых тоже изображался портрет типичного представителя определенной группы. Но портретный очерк описывал реальных людей, тогда как «физиологический» - вымышленных.
До 60-х годов XIX в. генетически связанный с литературой жанр очерка сохраняет особенность, присущую художественным произведениям: автор скрывается за образом рассказчика. В настоящее время специфика жанра такова, что образ автора и автор как историко-литературная личность, как правило, совпадают. Автор - активно действующее лицо, участник событий, не скрывающий своих позиций, тогда как в очерках И.С. Тургенева оценка событий была завуалирована образным повествованием.
С этого времени важным качеством очерка становится публицистичность. Усиление публицистического начала жанра связано и с его оперативностью: очерк пишется, как правило, практически одновременно с происходящими событиями.
К концу XIX в. в очеркистике превалирует исследовательский, научный подход в отражении действительности. Образцом очерка-исследования является «Остров Сахалин» А.П.Чехова (1890-1894).
Основные особенности современного очеркового жанра сложились в 20-е годы XX столетия.В этот переломный для российского общества момент жанр получил бурное развитие. Появились целые плеяды талантливых очеркистов. В гражданскую войну появились очерки А.Серафимовича, Д.Фурманова, Л.Рейснер. В годы первых пятилеток проявили себя М. Горький, А.Толстой, В.Катаев.В годы Великой Отечественной войны создавали документальные очерки А. Толстой, В.С. Вишневский, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман, Б. Полевой, И. Эренбург и др.
Писателей привлекала способность очерка аккумулировать в себе как исследовательские, научные, так и художественные методы в отображении действительности.
По мнению исследователей очерка, в конце 80-х - начале 90-х годов происходит угнетение жанров, для которых метод образного познания является определяющим. «Очерк, занимавший на газетных страницах столь значительное место в 60-е, 70-е и 80-е годы, в 90-е годы становится редкостью» [8, с. 8].
Кризис жанра вызван рядом причин. Во-первых, ориентация СМИ на информационные жанры, что вызвало смену творческих установок. Во-вторых, очерк скомпрометировал себя «лакокрасочностью» - герои не были выдуманы, но им придавались такие черты, которые в массовом сознании не укладывались. Действительность передавалась читателю через искаженные образы.
Как отмечают теоретики жанра, в настоящее время наблюдается «возрождение интереса к аналитической журналистике и публицистике.
Очерк, впитавший в себя лучшие традиции художественной литературы и публицистики, хранит богатые возможности для глубокого осмысления и отражения явлений действительности.
III.1 Портретный очерк
Суть журналистского портретного очерка заключается в том, чтобы дать аудитории определение представление о герое выступления. То есть задача очеркиста- раскрыть и передать внутренний мир героя, чаще всего акцентируя при этом какие-либо моральные качества или заслуги. В портретном очерке документальность не должна быть первостепенной, то есть более подходящей для выявления характера личности будет художественный метод, позволяющий естественным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка. Перед очеркистом на первом же этапе работы встает достаточно трудный вопрос: как суметь понять героя, тонко подметить детали и т.д. То есть при подготовке портретного очерка автор стремится не столько рассказать о биографии героя, сколько показать его внутренний мир.
Так, в сборнике «Шаги по росе» целый раздел посвящён космонавтам. В М Песков рассказывает о своих встречах с первопроходцами космоса, даёт фрагменты интервью с ними. Но главной в восприятии образа становится деталь. Рассказывая о Павле Поповиче («Капитан звездолёта «Восток-4»), автор обращает внимание на улыбку этого человека. И сразу перед читателем возникает образ человека доброго, открытого, искреннего, который «свои 32 года прошёл по земле с улыбкой» [3, с170].
Само название раздела - «Люди, которых я помню» - даёт возможность предположить, что основной вид очерка в нём – портретный. И действительно, целая галерея людей, с которыми встречался Песков, проходит перед читателями. И это не только знаменитые на всю страну люди, но и простые, обыкновенные, которые живут рядом с нами. Таков Виктор Чаплыгин («Рабочий человек» С9), чувство ответственности которого не дало ему отсидеться дома, а в тридцатиградусный мороз заставило пойти на завод. Таков Пётр Гриневский («Семья Петра Гриневского» [3, с55]. Достаточно упоминания об одном поступке: двадцатилетний парень взял на воспитание детей-сирот – и вот он весь перед нами: отзывчивость, сострадание, умение взять ответственность на себя.
Короткие, точные описания внешности и характера героя, акцент на какой-либо детали позволяют говорить об эскизности очерков В.М.Пескова. Рассказывая о событиях, журналист выбирает самые значимые, на его взгляд; рисуя внешность, автор как бы намечает её выразительными штрихами.
В сборнике «Окно в природу» не так много портретных очерков людей, однако основная их черта – судьба человека через деталь – соблюдается и здесь.
«Старик и птица» [1, с260]
«Старик Абляким трусит на мохнатой серой лошадке по равнине, постепенно переходящей в горы. На правой руке Аблякима сидит орел. Большая птица спокойная - на глазах у нее черный кожаный колпачок. Спокоен и Абляким. Ему восемьдесят четыре. И все, что сильно могло волновать человека, уже позади. И все-таки огонек прежней страсти блестит в глазах старика». Эта страсть – любовь к орлам. Абляким «пережил девять орлов». «Один орёл служил Аблякиму 33 года», стал настоящим другом. Даже в письмах с фронта человек спрашивал о своём товарище-орле.
«Разговор с Айболитом» [1, с254]
Песков настолько точно подобрал заголовок, что мы сразу понимаем, что человек, с которым нас познакомит автор, необыкновенной доброты, чуткости, высокого профессионализма, человек, любящий и понимающий животных. Такой и оказалась Валерия Иосифовна Корнеева, главным ветеринарный врач Московского зоопарка. 45 лет она отдала любимому делу. Наверное, высшей формой признательности и любви можно считать случай с собакой, которую она «собрала почти по частям», а та приносила женщине косточки из своей миски.
«Мир Гребенникова» [1, с247]
Главное дело жизни - интерес к насекомым – помогло Виктору Степановичу преодолеть лишения, болезни…Это «настоящий сибирский самородок», талант которого многогранен.
Многие очерки «Окна в природу»,не являясь собственно портретными, включают в себя, можно сказать, эскизные зарисовки. Так, в очерке «Радость на птичьих крыльях» несколько строк посвящено старушке, которая каждое утро носит воробьям крошки. «И я вижу радость на лице женщины, наблюдающей, как суетливые птички подбирают рассыпанный корм», - пишет автор. И образ оживает в нашем воображении. Василий Михайлович не только картинку даёт, но и своё восприятие: «Иногда мне кажется: не прилетят воробьи к её выходу из подъезда, и старушка умрёт от обрыва последней ниточки, соединяющей её с жизнью». В очерке «За кулисами лесной сцены» [1, с267]
намечен портрет дрессировщика Георгия Шубина, который «мог подойти и отнять у голодных зверей добычу», если это необходимо было для съемок. Мы вместе с автором поражены храбростью этого человека.
III.2 Проблемный очерк.
В проблемном очерке доминирует исследовательское начало, человек остаётся на втором плане. Автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить её дальнейшее развитие, выяснить пути решения. Осмысление большого количества фактов, синтез разнообразного материала позволяет публицисту вступать в диалог с читателем по актуальным вопросам.
Сборник «Окно в природу» заканчивает глава «Укор». Уже по названию видно, что в центре внимания автора проблема отношения человека к природе. Раздел начинается с аннотации-проблемы: «Расселяясь по земле, люди всё меньше и меньше оставляют места для жизни диким животным. Им негде укрыться, негде кормиться. На дорогах их сбивают несущиеся с большой скоростью автомобили, погибают они, ударяясь ночью о провода, убивает их током электролиний, вода в озёрах и реках, загрязняясь, становится непригодной для жизни». С горечью говорит автор о причине: «Нельзя сказать, что люди не понимают этих проблем. Но либо алчность, либо отсутствие культуры, сострадания, средств, либо обычное равнодушие с каждым годом сужают жизненное пространство тех, кто имеет на него такое же право, как и мы, люди».
Такое вступление свидетельствует о неравнодушии автора, боли за всё происходящее, желании достучаться наконец до сердец и разума людей. Все статьи раздела иллюстрируют обозначенную проблему, буквально «кричат» о той или иной ситуации.
Так, очерк «Обыкновенное чудо» посвящён воде. «Без здоровой воды немыслима здоровая жизнь на Земле», - утверждает автор[1, с295]
Говорящее название «Неволя» имеет один из очерков, в котором говорится о появивщейся моде «заводить дома зверя». Плачевна судьба этих зверей! Ещё об одной моде – использовать шкуры, панцири, рога- говорится в очерке «Жертва моды»[1, с314]
И опять-таки уже в названии видно отношение автора к происходящему.
Одна из особенностей стиля В.М.Пескова – подбор кратких, точных, ёмких заголовков. «Жестокость» [1, с296]напоминает о вопиющих случаях убийства животных с целью развлечения. Можно проследить характерные черты проблемного очерка:
-автор рассказывает о случаях жестокости во всём мире (убийство лис палками в штате Огайо, к которому привлекаются даже дети; охота на барсука с помощью бульдозера в Челябинской области; охота с вертолёта, ловля рыбы динамитом, жестокость подростков и многое другое);
-рассуждает об истоках проблемы: «Переселившись из деревень в города, люди ослабили связи с живой природой». К сожалению, каждое следующее поколение всё меньше ощущает эту связь, всё больше чувствует себя «царями природы».
-ссылается на другие жанры, освещающие проблему: повесть Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо», фильм С.Образцова «Кому он нужен, этот Васька?»
-намечает пути решения: «Отношение к животным – необычайно действенный инструмент воспитания…всеми возможными средствами надо внушать растущему человеку:любое проявление жизни требует уважения и внимания, любое слабое существо нуждается в заботе и покровительстве».
Экологическая проблема – в центре внимания публициста постоянно. Так, «Радость познания»[1, с253] говорит
- об участившихся случаях выброса китов на сушу; «Животные на войне» [1, с263]
– о вопиющих случаях использования животных в военных целях; «Крошки и великаны» [1, с3]
–о манипуляциях с размерами животных в угоду своим увлечениям.
Огромный фактический материал, отточенность и в то же время лёгкость стиля, привлечение внимания к проблемам формирует мировоззрение читателя В.М.Пескова.
III.3 Путевой очерк
Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Причём это не просто пустое перечисление – важным является именно анализ увиденного и услышанного. Зачастую автор через вставки пейзажных элементов раскрывает сущность каких-либо явлений. Пейзаж также задаёт настроение рассказчику, формирует его представление о происходящем. Вплетает в повествование автор и проблемные вопросы, факты.
Одна из особенностей путевого очерка заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно. В передаче личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается специфика путевого очерка.
Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы. Таковы, например, очерки В. М. Пескова из цикла «Окно в природу», много лет публикуемые в газете «Комсомольская правда».
Из всех очерков, путевой очерк в наибольшей мере претендует на то, что в основе его сюжета будет лежать авантюра. Она задается самим характером подготовки данного типа повествования. Сюжет очерка отражает последовательность событий, происшествий и встреч автора во время его путешествия. Выбирать из всех впечатлений автор должен самое важное и интересное для читателя. Что именно автор посчитает важным и интересным, зависит от его замысла, который обычно формируется во время путешествия. Иногда замысел возникает до начала поездки. Автор в данном случае основывается на своих ранних наблюдениях. Помимо авантюрности сюжета путевой очерк обладает такой чертой, как динамизм. Он формируется благодаря самому факту перемещения автора во времени и пространстве. Динамизм позволяет автору сделать читателя «соучастником» путешествия, дать почувствовать напряжение поездки.
У путевого очерка может быть несколько самых разных целей — исследование хобби населения какого-либо города, показ решения какой-либо проблемы в разных населенных пунктах (создание приютов для детей, забота о инвалидах и бездомных, сохранение памятников старины, охрана достопримечательностей и т. п.).
Большинство очерков «Окна в природу», на наш взгляд, можно назвать путевыми. Только это не изложение впечатлений, возникающих по ходу передвижения, а как бы результат наблюдений, сделанных во время многочисленных путешествий. Так, рассказывает В.М. Песков о медведе («Медведь-не заяц» [1, с6]) и переносит нас в разные места обитания этого зверя: Кавказ, Камчатка, Сибирь, Аляска. Повествует о землетрясениях, смерчах, ужасных молниях- и мы побываем в Ташкенте, на Кунашире, В Антарктиде, на Камчатке («Стихия» [1, с172]). Вместе с автором мы совершаем путешествие в Антарктиду и узнаём о повадках пингвинов («Императоры» на снегу и воде»[1, с31]), переносимся на Амазонку («Анаконда» [1, с37]), в Бразилию («Пиранья» [1, с40]), много узнаём о животном мире Америки («Броня крепка», «Змея с погремушкой», «Опоссум»).
Открывая раздел «Времена года», Василий Михайлович признаётся, что нет для него места милее, чем Средняя полоса России: тут всё в постоянном движении, всё сулит перемены»([1, с140] Следуя своему принципу: «С природой лучше всего родниться в хожденьях пешком», - знаменитый публицист отправляется в путешествие по родным местам. Мы с гордостью за наш край читаем о Воронеже, деревнях Алексеевка, Зименки, Картамазово; отправляемся на Волгу, в Подмосковье, Ярославскую область…
Суть изложенного в любом путевом очерке заключается в том, чтобы не просто зафиксировать увиденное, а выразить во всей красе художественного слова собственный авторский взгляд и яркие впечатления от путешествия.
Так, в очерке «Похожий на солнце» [1, с178] автор не только поэтично описывает «живое солнышко», рассказывает, как появилась эта культура в России. Он вспоминает военное детство, когда подсолнух буквально помогал выживать; с гордостью отмечает, что люди восстановили имя Даниилы Бокарева, крепостного крестьянина, первым догадавшимся сделать пресс для выжимания масла и ставшего родоначальником маслобойного дела.
Так незаметно, знакомя читателей с историей родного края, рассказывая о привычном: снегири, боярышник, земляника, одуванчик…- автор воспитывает гордость за родной край, чувство патриотизма.
Не обходится путевой очерк и без обращения к проблемам родного края. Очерк «Мещерская драма»[1, с184] рассказывает о страшной трагедии, разыгравшейся летом 1936 в мещерских лесах. Очевидец вспоминает: «Такого огня я не видел даже на войне». В огне и дыму погибло всё живое: несколько деревень, сторожек, кордонов, животные, птицы, «рыбы сварились в бочагах».
Свой рассказ автор начинает словами: «Я узнал трагедию, о которой следует рассказать». Почему «следует»? Не потому ли, что проблема существует и актуальна как никогда: массовые лесные пожары во время засухи по неосторожности людей возникают тут и там. До сих пор мы можем наблюдать последствия таких пожаров в нашей области.
Предупреждает автор об осторожности во время сбора грибов («Наследство жары» [1, с181]) . Рассказывает Песков о «Воронежском грибном синдроме»- массовых отравлениях грибами. Есть предположение о «перерождении грибов в среде, насыщенной химикатами». А это происходит от несоблюдения законов об охране окружающей среды, экологически небезопасном использовании ресурсов. Через частную ситуацию публицист выходит на проблему, всеобщую для нашей страны.
На первый взгляд, в центре любой работы Пескова всегда природа. Ее история, проблемы, занимательные случаи, связанные с ней, чувства, которые она вызывает. Если же присмотреться, пишет Песков всегда и о людях. Природа – выразительный фон, акцентирующий момент, информационный повод, романтическое обрамление. В каждом материале-рассказе Василия Пескова – люди и животные. Самые разные. Плохие и хорошие. Но очень похожие друг на друга, близкие по сути своей. Вот, к примеру, давний рассказ «Трезвенник Топ» - о собаке лесника, которая «боролась за трезвость»: отнимала бутылки с алкоголем у находившихся поблизости лесничества людей – рыбаков, грибников, просто отдыхающих.
Начинается рассказ фразой: «И воробья можно сделать смешным и жалким, если приобщить его к выпивке», после чего рассказывается о воробьях, пристрастившихся помимо воли к алкоголю, и описывается простая и пронизывающая сценка – захмелевшие люди смеются над такими же воробьями. А рассказ о трагической истории, когда японская антарктическая экспедиция не смогла вывезти с зимовки пятнадцать лаек, оформляется доброй, почти наивной, но очень глубокой, даже философской мыслью: «...человеческая совесть всегда спокойна, если, вольно или невольно, человек предал, оставил кого-то в беде».
IV. Средства создания очерка
У В. Пескова есть особые правила, которыми он пользовался при написании своих очерков:
1)Первая фраза (которую журналист называет зачином) содержит информацию об участниках события и месте, на котором это событие происходит.
Она обычно начинается с определения темы, причем он использует лишь реальные факты.
2)Рассказ о событиях дается строго в их последовательности.
3)Обязательно должно чувствоваться в очерке и отношение автора к происходящему и к участникам события.
4) Настроение и эмоции журналист должен ярко передать в своем очерке, используя при этом всевозможные синтаксические средства и средства выразительности.
Рассмотрим эти правила на примере одного из очерков «Сынок лошади и осла» [1, с232]
1) «Кого и с кем можно скрестить и что из этого получается? Самым наглядным примером такой помеси является мул – помесь осла с кобылой»
2) Автор рассказывает о случаях искусственного создания гибридов и «стихийной гибридизации»
3) «Намеренная, направленная гибридизация…дала возможность человеку получать животных (растения) с нужными, ярко выраженными качествами». Кроме того, «многие формы животных в природе не могли бы существовать, а на содержании человека они процветают». Последнее замечание, безусловно, можно отнести и к исчезающим видам.
4) Автор совмещает лексику научную (гибриды, наследственная программа, явление гетерозиса..) и разговорную(лошак, старушки, ни то ни сё.), использует фольклор (шутка об уже, еже и метре колючей проволоки), авторские неологизмы(гибрид – это «коктейль»).
Заголовки очерка очень важны, так как именно на них читатель заостряет особое внимание. Именно заголовок может либо заинтриговать, либо вообще не привлечь читателя. У В. Пескова все заголовки исключительно просты, конкретны и выразительны («Жили у бабуси..», «Они ещё держатся», «Кот, переживший блокаду», «Змея с погремушкой» и др.); в них часто используются различные тропы («Заячьи страсти», «Генеральского чина птица», «Цветок-желток», «Императоры» на снегу и в воде»др.). Заголовок способен дать понять читателю, о чем в дальнейшем будет идти речь в тексте.
Часто публицист использует заголовки-цитаты. Причём это может быть ссылкана известное произведение («Ветер, ветер – на всём божьем свете!»/[1, с200] - Блок/; «Ну, заяц. погоди!»/[1, с286]-мультфильм/; сказки: «Кто в тереме живёт?»/[1, с105], «Разговор с Айболитом»/[1, с254]/) или на слова участников, очевидцев событий («Медведь – не заяц»/с6- сибиряки; «Свиньи не так глупы»/[1, с54] -О.А.Ященко/, «Заяц – не трус» /[1, с87]– Звёздочкин, Коростылёв/).
Думаем, можно говорить об интертекстуальности очерков В.М.Пескова. Цитаты встречаются не только в заголовках, но и органично вплетаются в ткань повествования, становясь средством выразительности. Часто автор отсылает читателя к творчеству великого гуманиста Л.Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» [1, с348], «вышел за Заказ вечером и заплакал от любви, благодарной за жизнь»[1, с190]. Обращается к поэтическим образам И.Бунина, Ф.Тютчева, А.Пушкина: «Лес, точно терем расписной»[1, с197]; «Грибы сошли, но крепко пахнет в овраге сыростью грибной» [1, с161]; «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора..» [1, с194]; «До пушкинских строчек - «очей очарованье» - ещё две недели[1, с194]. Не раз отмечает манеру повествования и меткие наблюдения Пришвина. Предлагает вспонить живописные полотна: «Это же время остановлено на холсте другой кистью – «Грачи прилетели» [1, с144]
«Русская поэзия – Пушкин, Тютчев, Фет, Никитин, Бунин, Есенин, Жигулин - вся пропитана трепетным восприятием идущих по кругу сезонных явлений природы» [1, с161]– отмечает В.М. Песков. Но не такое же трепетное восприятие мы наблюдаем и у самого публициста?!
Очень часты риторические вопросы, вопросы, на которые автор может найти ответ, и впоследствии читатель его получает («Кто же посеял лесок?.....Дрозды»); вопросно-ответная форма повествования: «Велики ли убытки от бедствий, причинённых стихией? Огромны!»[1, с175]; «А выгодно ли растению, чтобы кто-нибудь съел его плод? Выгодно. Необходимо!» [1, с177].
В текстах Василия Пескова являются выразительными вставные конструкции, обусловленные индивидуальной творческой манерой: «Вулкан Кракатау (произнесите название вслух и подивитесь точности слова!»)[1, с175], о красивых ягодах («не соблазнитесь попробовать – ядовиты!») [1, с170], о постах на дорогах при въезде в лес («И правильно делают. Малейшая беспечность с огнём – пожар!»)[1, с165]
Практически ни один текст не обходится без вставных конструкций: автор выражает свои мысли, эмоции, даёт фактический дополнительный материал, приводит переводы, отсылает к летописям…Такой приём позволяет вовлечь читателя в живой диалог о родной природе и её проблемах.
Экспрессивность очерков В.М. Пескова достигается и используемыми тропами: «жёлто-румяные гроздья» хмеля, «фарфоровые цветочки» ландышей, «дробь красных ягод», «по-азиатски колючее солнце», «прощальный день лета» [1, с170], «мутные блюдца озёр» [1, с181], «золотистый ковёр, пуховое одеяло» одуванчиков [1, с166], «ореховый ливень» [1, с198], «звенящая синева неба, белые, похожие на парус, облака» [1, с141], снег, накопленный за зиму,- «водяные сухари» [1, с149], «хобот смерча» [1, с175], подсолнухи – «люди со склонёнными головами» [1, с178]
Публицист использует обычные слова в новых, необычных значениях: «домовладельцев» в природе больше, чем «бомжей»([1, с105]
Активно включает в текст поговорки, пословицы, фразеологизмы:«Бережёного бог бережёт» [1, с152], «столкнуться нос к носу»[1, с7], «гуси спасли Рим» ([1, с262], «язык мой- друг мой» ([1, с132], «силы на десятерых, а ума на дюжину»[1, с7]
Перечисленные приёмы (разговорная лексика, тропы, риторические вопросы, вопросно-ответная форма повествования, инверсии, вводные слова) – позволяют автору вести диалог с читателем, приблизиться к нему. Подобный приём в очерке называют интимизацией.
Свою задачу Песков видел в том, чтобы просвещать, занимать, воспитывать мировоззрение людей. На всех произведениях Василия Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности.
Документальность- одна из основных характеристик жанра очерка в журналистике. Факты, которые использует В.М.Песков, на наш взгляд, можно классифицировать.
«В 1983 году на линии газопровода Уренгой-Помары-Ужгород зверь из любопытства забрался в трубу и, не имея возможности развернуться, пополз вперед»; «голоданье медведей в Сибири в 1961 и 1968 годах приняло размеры большого стихийного бедствия»; «зимой 1968 года в Киренском районе Иркутской области было застрелено 270 зверей-шатунов, а вБилибинском (1978 год) – 350»(«Медведь не заяц!»; «помню, осенью 1942 года мышей было так много, что в селах возле домов выкапывали канавы-ловушки, чтобы с приходом морозов уберечься от нашествия мышей в постройки» («Мышееды»)
Очерк документален, когда Песков указывает на географическое место действия, используя топонимы, гидромины. Деревни и города средней полосы России, Камчатка, Кавказ, Сибирь, Антарктида, Америка, Бразилия, Африка с их реками, озёрами, заповедниками – поистине обширна география очерков Пескова.
«Есть великаны, поражающие воображение,- синий кит», «длина- тридцать метров, вес сто пятьдесят тонн»; «а теперь представьте бабочку (живет она в Бразилии и называется серая агриппина) с туловищем длиною в девять сантиметров» («Крошки и великаны»);«На сегодня зарегистрирован достоверная величина амазонской змеи – 11 метров 43сантиметров» («Анаконда»); «Медведь - зверь крупный и сильный 300 килограммов – вес для него обычный», «600 килограммов – очень большой медведь, а на Аляске и на Камчатке, случилось, убивали гигантов под тонну весом». «Экономя «горючее», медведь приспособлен снижать дыханье с тридцати пяти раз в минуту до двенадцати, температура тела падает с 38 градусов до 29»(«Медведь не заяц!»);«Под складкой живота папы яйцо находится как бы в теплом кармане (температура всегда постоянная – 34 градуса)»(«Императоры» на снегу и в воде»).
Учёные В.С.Пажитнов,Гудритис, В.М.Галушин, Е.Лобков и др, знатоки медведей Ширинский-Шахматов, С.К.Устинов, С.А.Корытин («Медведь не заяц!»)
Староверы Лыковы, семья Смирновых, дрессировщики Филатов, Шубин.. Да что там: целый раздел «Окна в природу» посвящён рассказам о живой природе различных людей. Он называется «Пишем, что видим». «Коллективный взгляд» - так назвал это автор – позволяет узнать много интересного, позволяет читателю стать соучастником творческого процесса, показывает неравнодушие людей к проблемам родного края и их восприимчивость к его красоте.
Песков никогда не расставался с камерой, так что снимки часто становились неотъемлемой частью публикации, а иногда и самостоятельным, законченным произведением. Неразрывное единство текстов и оригинальных снимков в книгах В.М.Пескова («Отечество», «Шаги по росе», «Окно в природу») делает их поистине явлением особым в истории советской публицистики. В предисловии к сборнику «Шаги по росе» – фотоновелла: снимок с подписью.
V. Заключение.
Очерк, являясь одним из самых популярных жанров публицистики, имеет большое значение. Очеркист не ставит перед собой задачу прямого освещения актуальных проблем современного ему общества, но каждая из этих проблем находит свое отражение в его творчестве. Используя различные виды: путевой, проблемный, портретный очерк ( а чаще всего синтез путевого и проблемного, портретного и путевого) - В.М.Песков говорит о самом главном: взаимоотношении Человека и Природы; воспитывает патриотизм, рассказывая о людях, которыми мы можем гордиться.
Очерк называют “королем” художественно-публицистических жанров. Это, пожалуй, наиболее трудный жанр, потому что он требует от журналиста настоящего литературного мастерства. В очерке соединяется аналитическое и образное начало.
В очерках Пескова нет вымысла. Ассоциации ( к которым можно отнести отсылки к классической литературе, например) носят характер подтверждения того или иного факта. Можно сказать, что документальность в очерках публициста «берёт верх».
Очерки Пескова действительно не могут оставить равнодушным никого. Немалую роль в этом играет образность. Очеркист использует самые разные тропы и фигуры речи: сравнения, эпитеты, метафоры. Вставные конструкции, риторические вопросы и восклицания, разговорная лексика позволяют выделить такую черту очерка, как интимизация. Нередко автор проводит параллель с творчеством других писателей, поэтов, мыслителей, что даёт основание, на наш взгляд говорить об интертекстуальности очерков В.М.Пескова.
«Принцип его «Окна» - о самом серьезном в мире природы рассказывать увлекательно - неизменно им соблюдается. Но важно подчеркнуть: в жертву занимательности никогда не приносится научная достоверность всей информации. У молодого читателя «Окно в природу» формирует мировоззрение, основанное на знаниях» - эти слова редактора «Комсомолки» можно в полной мере отнести и ко всему творчеству Василия Михайловича Пескова.
Каждый очерк Пескова, для которого умение писать и снимать «открывается одним и тем же ключом», учит зоркому видению красоты жизни, умению образно, ярко передать увиденное. Высоко оценивая способности В. Пескова отражать в своих выступлениях наиважнейшие проблемы времени, Л. Леонов писал: «Перед человечеством сегодня стоят две первостепенные задачи: защита мира и защита природы, обе – главные условия нашего дальнейшего существования. Вторая, столь же неотложная, стоит сразу после первой. Но каждая неполна без другой. От обеих всецело зависит обеспечение грядущего. Отсюда рождаются два родственных понятия: солдат мира и солдат природы».
«Солдат природы» Песков по душе читателям как верный, вдумчивый и бескорыстный друг зверей и зверушек, «всякой полезной муравьиной братии, безжалостно, иногда под видом прогресса сметаемой с лица земли».
VI. Список литературы
1.Песков В.М. Окно в природу.–Воронеж:Центр.-Чернозём. кн.ид-во, 2010.
2. Песков В.М. Отечество. – М.: Молодая гвардия, 1972.
3. Песков В.М. Шаги по росе .- М.:Молодая гвардия,1964.
4 В.А. Копцева, Е.М. Васильченко Этапы становления очерка как жанра
Журнал:Вестник Инновационного Евразийского университета, Павлодар, 2011Web:https://articlekz.com/article/13636
5.Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие – М.: Аспект Пресс,2000Web:
http://evartist.narod.ru/text2/01.htm
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Кто самый сильный?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Хрюк на ёлке