Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение ученика об участнике Великой Отечественной войны. | 37.68 КБ |
План-конспект урока русского языка в 8 классе
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цели урока:
Образовательная
Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации
Развивающая
Развивать устную речь учащихся.
Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
Воспитательная
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни.
Оборудование урока:
Карточки с заданиями, текстами, учебники БархударовС.Г.,КрючковС.Е. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014
Ход урока
Организационный момент.
Синтаксическая минутка
Работа с текстом (текст на карточках и на доске)
1Глубокий старик несет тяжелую ношу.2 А она ему не по силам. 3 Он измучен, но нести надо, и он ропщет: «Смерть моя, где ты, хоть бы скорее пришла ко мне».4 А смерть с косой тут как тут.5 Старик, ты звал меня? 6 Зачем? 7 Увидев, что смерть близка. Он испугался, что в страхе залепетал: «Я звал тебя, чтобы ты донесла тяжелую ношу» 7 Сама жизнь- это ни с чем несравнимое счастье, о возможной потере которого люди думают с ужасом… 8 Но это только тогда, когда смерть вплотную подойдет к человеку. 9А пока этого нет, то также, как здоровье, жизнь не ценится, о ней даже не думают, а главное, о ней даже не заботятся, ее не берегут. 10 Про здоровье можно смело сказать: «Что имеем- не храним, потерявши- плачем» (Л.Н.Толстой)
Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Л.Н.Толстой?
Назовите номера предложений с прямой речью (знаки препинания расставлены).
Укажите, чем осложнено пятое предложение?
Определение темы и целей урока.
- Запишите тему сегодняшнего урока. «Обращение и знаки препинания при нём». Нам сегодня с вами нужно многое успеть. Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться легко находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания. Но самое главное, сегодня на уроке мы будем говорить о здоровом образе жизни, как важно сохранять свое здоровье смолоду
Словарная работа.
- Мы будем составлять кластер к определению обращения. Вы знаете, что это такое? А что же значит это слово «кластер»?
Кластер (англ.) – модель, схема, структура свойств определённого термина. Наша задача вспомнить, объяснить и сделать выводы, заполняя кластер.
-Давайте вспомним, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)
Наблюдение на доске Сравним два предложения и определим, какую синтаксическую функцию выполняет слово «Спорт» в каждом из них.
Спорт – является главным членом предложения, подлежащим.
2Собирай молодость под свои мирные знамена ,спорт
- В данном предложении спорт не является членом предложения, т.к. это обращение. (заполняем кластер)
-Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его. (Собирай молодость под свои мирные знамена , великий спорт
Обращение стало распространённым. Это доказывает, что обращения бывают распространённые (несколько слов) и нераспространённые (одно слово) обращения. . (заполняем кластер)
Как на письме выделяется обращение? (Запятой или восклицательным знаком.) Работа с таблицей
. Запятая и восклицательный знак при обращении
1. Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая или восклицательный знак | Друзья, занимайтесь физкультурой! Начинайте зарядку, ребята! |
2. Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон запятыми. | Не отравляйте , ребята, себя сигаретами. |
3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. | О спорт, ты- мир! (Н.Некрасов) |
(заполняем кластер)С какой интонацией в устной речи произносится обращение? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 55, стр. 167) (со звательной интонацией).
Исторический комментарий Интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез.
- В каком падеже стоит обращение в записанных вами предложениях? (И.п.) (заполняем кластер)
Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является спорт, нарицательное существительное А кто ещё может быть адресатом речи? наблюдение В тексте Толстого встречаются такие предложения.
Русские стандарты вежливого обращения сегодня.(рассказ подготовленного ученика)
Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана… В центре общественных дискуссий оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин (гражданка, граждане).
Обращения «дама», «женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.
Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?
Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон
-Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий, неодушевлённый предмет. Тема предложений- здоровый образ жизни. Проговорите получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения.
На доске таблица .Рассмотрим таблицу и сделаем вывод: чем может выражаться обращение.
Чем выражено? | Примеры |
1. Существительным 2. Частями речи, употребленными в значении существительного: А) Прилагательным Б) Причастием В) Числительным 3. Существительным или прилагательным с "О" | Доброе утро, друзья ,начинаем утреннюю гимнастику. Услышь меня, хорошая, девушке курить вредно! Обучающиеся 8-х классов, завтра идем в поход! На первый второй рассчитайсь, первый, шаг вперёд. О мудрейший, помоги мне избавиться от вредных привычек! |
Учащиеся делают вывод
Закрепления темы.
- Расставим знаки препинания в предложениях.
- Итак, мы выявили следующие признаки обращения: (обращение к кластеру)
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
(физкультминутка)
Хочешь быть здоров всегда
Повторяй за мной тогда.
Потянулись все вперед,
Разминаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Молодцы все девочки и мальчики.
Теперь наклоны головой,
Из стороны в сторону.
Поживее, не ленитесь,
И будет все здорово.
Вращения плечами начинай,
Чтоб прогнать усталость.
И не посетить тогда,
Твое тело слабость.
Разминка всем нужна всегда.
Ну что ребята, отдохнули? Да!
Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.
Работа с текстом. Посмотрите фрагмент текста, внимательно прочитайте его, определите основную мысль и выпишите предложения с обращениями.
Текст .Сегодня в обществе все больше людей борются за здоровый образ жизни. Они не курят, занимаются физкультурой, не едят вредных продуктов. Их главная цель – сберечь здоровье, чтобы вести активную жизнь и дольше прожить.
Молодые люди, помните, что здоровый образ жизни включает в себя несколько составляющих. Если человек хочет следовать такому образу жизни, он отказывается от вредных привычек. То есть не курит, не принимает наркотики, не пьет алкоголя или употребляет его понемногу.
Еще такой человек специально гуляет на свежем воздухе, регулярно проветривает квартиру, делает зарядку или пробежку по утрам, занимается каким-нибудь видом спорта. Так он поддерживает свое тело в хорошей спортивной форме.
Еще один фактор здорового образ жизни – это здоровое питание. Люди, которые его практикуют, соблюдают режим приема пищи, стараются есть только натуральные продукты. Они как можно меньше едят фаст-фуда, продуктов с красителями и консервантами. У них на столе много свежих овощей и фруктов. Чтобы не вредить организму, такие люди ограничивают себя в жирной, жареной, копченой пище. Ведь вкусная еда не означает, что она полезна. Давайте же, друзья, будем вести здоровый образ жизни.
- Итак, подведем итоги урока. Посмотрите еще раз на информационный кластери расскажите, что вы знаете об обращении (ответы учащихся).
Выставление и комментарий отметок.
Рефлексия.
Ребята, посмотрите внимательно на нашу общую классную тетрадь. В ней написана тема, но не хватает вашей оценки уроку. «!» - вам всё понятно, урок понравился. «?» - есть вопросы, что-то осталось непонятным. «…» - нет никаких эмоций.
Домашнее задание. § 55,составить письмо другу о здоровом образе жизни, используя обращения.
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Зимняя сказка
Акварель + трафарет = ?
Рисуем лошадь акварелью
Усатый нянь