Проект рассказывает о достопримечательностях города Астрахани, связанными с русскими писателями и поэтами.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа "Литературное наследие города Астрахани" | 48.62 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мумринская средняя общеобразовательная школа»
с. Мумра Икрянинского района Астраханской области
Проектно - исследовательская работа
на тему:
«Литературное наследие города Астрахани»
Работу выполнила:
Иванова Екатерина,
ученица 6 «А» класса
Руководитель:
Иванова Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
2018 г
Содержание
Вступление………………………………………………………………………3-4
I. Основная часть
1.1. Писатели и поэты, проживавшие и оставившие свой след в г. Астрахань……………………………………………………………………........4-13 1.2. Великие писатели XIX века, побывавшие в г. Астрахань………………13-15
II. Практическая часть
2.1. Создание буклета «Астрахань литературная»……………………………….16
2.2. Устный журнал «По следам писателей и поэтов, побывавших в Астрахани»………………………………………………………………………….17
2.3. Анкетирование школьников ………………………………………………….17
III. Заключение………………………………………………………………..17-18
IV. Список литературы…………………………………………………………..19
V. Приложение…………………………………………………………………20-21
Вступление
Свою проектно – исследовательскую работу я назвала «Литературное наследие города Астрахани».
Актуальность выбранной мной темы в том, что мы как патриоты своей родины, должны знать историю астраханского края и её связь с русской литературой.
Я выдвигаю гипотезу, что г.Астрахань привлекала русских писателей и поэтов, вдохновляла на написание замечательных произведений и оставляла в их душе память о прожитых годах в этом городе.
Цель: изучить достопримечательности г. Астрахани, связанные с русскими писателями и поэтами.
Задачи:
Предмет исследования: культурные памятники г. Астрахани, связанные с русскими писателями и поэтами.
Объект исследования: город Астрахань.
Практическая значимость: собранный материал можно использовать на уроках истории, краеведения, литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.
Быть патриотом родного города – не только любить его. Нужно хорошо знать его историю и литературу, ведь каждому новому поколению предстоит нести культуру в будущее, а без традиций, без их сохранения, это невозможно. Астрахань – моя родина, о которой мне хочется узнать больше. Я знаю, что она богата своей культурой, об этом нам говорят исторические памятники города. Астрахань привлекает своим величием и красотой. Здесь побывали знаменитые люди, которые оставили после себя след. Я увлекаюсь литературой, очень люблю читать. Меня увлекает творчество писателей, связанных с Астраханью. В 2017 году Астраханской губернии исполнилось 300 лет. Собирая материал об этом прекрасном городе, мне захотелось углубиться в литературную историю Астрахани, изучить её достопримечательности, которые связаны с писателями и поэтами, проявлявшими интерес к этому городу также как и я. Попробуем совершить увлекательную экскурсию по Астрахани, древней и вечно молодой.
Река Волга столь могуча и полноводна, что не только питает всю Центральную часть России, но и делится водой с Москвой. Река Волга пронизывает и всю нашу культуру. Русскую историю, живопись, кинематограф, литературу невозможно представить без Волги. На Волге, в Астрахани жили литераторы – реформаторы, практически революционеры: Тредиаковский, Хлебников, Чернышевский. Они не просто жили здесь, а оставили за собой следы памяти, по которым мне бы хотелось пройт
Литература в Астрахани начинается в 18 веке и сразу с Тредиаковского. Василий Тредиаковский был сыном священника Троицкого собора Астраханского Кремля. По брусчатой дорожке Кремля Василий ходил на службу. Русской школы в Астрахани не было и мальчик занимался в немецкой школе у католических монахов. Это было время петровских преобразований и в Астрахань специально присылали немецких агрономов, виноделов, судостроителей, морских офицеров, за ними приезжали и миссионеры. Именно так в городе сложилась большая немецкая община.
Есть предание: «Когда Петр 1 проезжал через Астрахань в Персию, ему представили лучших учеников, среди которых был Василий, Петр 1 назвал его «вечным тружеником». Троицкий собор – это ровесник Василия Тредиаковского, его построили в конце 17 века. Это был целый комплекс зданий . Единая галерея объединяет: две церкви, две трапезные и жилые помещения. Василий Тредиаковский женился, но из – за желания учиться, бросил семью и уехал в Москву. Он пристал к артиллерийской команде, до Саратова шли по Волге, а дальше - пешком. В Москве поступил в Славяно – греко-латинкую академию, но бежал и из Москвы в Париж, где учился в Сарбоне. В Россию Тредиаковский вернулся знатоком классической и современной литературы. Сегодня читать его сложно:
Вонми, о! небо, и реку,
Земля да слышит уст глаголы:
Как дождь я словом потеку;
И снидут, как роса к цветку,
Мои вещания на долы.
Тредиаковский - автор первой русской оды, первого печатного романа на русском языке, первого сборника светских стихотворений. К тому же он первый русский академик. Но главная заслуга Тредиаковского, что он создатель силлабических стихов на Руси.
«Поэтом нулевого цикла я б Тредиаковского назвал.
Ещё строенья не возникло – Ни комнат, ни парадных зал»
Символ древней Астрахани является Кремль, построенный в конце 16 века. Его 5 башен стоят непоколебимо, с тех пор как Тредиаковский служил здесь певчим. Больше в Астрахань Тредиаковский не приезжал, да и не к кому было. Все родные умерли от холеры. Он жил в Петербурге, там в 1740 году играли «шутливую свадьбу», она подробно описана в романе «Ледяной дом». Бывший астраханский воевода, а тогда министр двора Волынский, организовывал глумливое действо и заказал Тредиаковскому стихи, но поэт отказался. В результате был дважды жестоко избит, арестован и читал стихи, наряженный в шутовское платье. А затем весь 19 век литераторы спорили: «Жертва он или подхалим?»
Но стихи об этом писали по канонам, предложенным Тредиаковским.
Не только взоры горы туманит
Порой и радость слезою канет
Падёт слезою на камни улиц
На стогны града в кой мы вернулись.
Василий Тредиаковский был одним из многих поэтов и писателей, которые посещали Астрахань, когда путешествовали по Волге.
Следующий герой выбрал Астрахань не по своей воле. Николаю Чернышвскому определили Астрахань местом жительства после 20 лет каторги. В этом была доля полицейской иронии. Вроде и европейская часть России, но самое пограничье, то место, где не было родственников. Но с одной стороны Астрахань входила в первую дюжину по числу населения. В день приезда в Астрахань Н.Г. Чернышевского доставили на площадь городских весов (ныне площадь Октябрьская), в гостиницу Смирнова. Жандармы поместили Чернышевского в гостиницу и разошлись. Он был один, без надзора впервые за последние 22 года. Н.Чернышевский вышел из гостиницы, сделал круг по городу и отправился на пристань, где до вечера ждал прихода парохода, на котором должна была прибыть его жена. Сегодня здесь сплошные портовые краны, а в 19 веке по обеим сторонам были трубы и мачты. По числу паровых судов Астрахань уступала Одессе, а по числу парусников была первым портом в России. В сезон сюда приходили около 900 пароходов и 6000 других судов. Основная торговля шла вверх, в центральной области России. Поэтому берега были заставлены пристанями, судами, складами. 60000 бурлаков, крючников, шкиперов населяли этот речной город. Такая активность Чернышевскому нравилась. Жена нашла квартиру и семья начала обживать Астрахань. С 1 декабря 1883 по 1 марта 1884 года семья Чернышевских снимала квартиру у домовладельцев Хачиковых по улице Почтовой, которая ныне носит имя Чернышевского. Круг общения был неширок, с поднадзорным боялись встречаться. Жандармы были на стороже. Через полтора месяца после переезда Чернышевского в Астрахань, в один из декабрьских дней, квартиру его посетил корреспондент английской газеты "Дейли ньюс". Корреспондента интересовал главным образом "выигрышный" материал для газеты. Самым важным ему представлялось, что вот он первым поведает европейским читателям о личном свидании со знаменитым русским революционером, вернувшимся из сибирского заточения. Беседуя с ним, Чернышевский, разумеется, держался в высшей степени осторожно, не забывая, что каждое лишнее слово может навредить ему. С именем Николая Чернышевского напрямую связывают основание «Астраханского вестника» - газеты радикальной позиции. В связи с нахождением Чернышевского в городе бюджет сыскного отделения увеличился в 2,5 раза. Зарабатывать литературным трудом оказалось сложно. Чернышевского отказывались печатать. Оставались переводы, и то под псевдонимом. Несмотря на это, Чернышевский писал постоянно, был человеком с энциклопедическими знаниями, был честным, смелым критиком. Здесь он написал, а позже опубликовал статьи «Характер человеческого знания»; «Происхождение теории благотворительности борьбы за жизнь»; «Материалы для биографии Н.А. Добролюбова». Но в истории он остался, прежде всего, автором романа «Что делать?». Роман был написан в тюрьме, в Петропавловской крепости, и власти его разрешили печатать, очевидно, не понимая какое влияние он окажет на общество. Этот роман никто никогда не воспринимал как художественное произведение. Его сразу прочли как учебник жизни и стали создавать мастерские: швейные, сапожные, переплетные.…
Чернышевский бывал на спектаклях с участием выдающегося трагика тех лет П. Адамяна, следил за культурной жизнью нашего города, но Астрахань всё же оставалась для крамольного писателя местом ссылки, где он с супругой провёл шесть томительных лет, на протяжении которых за ним следили, на него доносили и всё замеченное и услышанное заносили в «Книгу о результатах наблюдений».
По решению Астраханского городского Совета народных депутатов в одном из домов, комнаты которого снимал писатель, был создан музей, первоначально носивший его имя, а ныне – музей культуры Астрахани. В Астрахани не сохранилось подлинных предметов Чернышевского, так что в музее восстановили атмосферу дома Чернышевского конца 19 века. Инициатором открытия музея имени Н.Г.Чернышевского в Астрахани был профессор астраханского государственного педагогического института имени С.М.Кирова Николай Сергеевич Травушкин (1916-1990), автор книги "Чернышевский в годы каторги и ссылки", М., 1978. В то время, когда музей носил имя Чернышевского, в первом зале раскрывалась тема «Роль Н.Г.Чернышевского в истории русского освободительного движения». В 2000 году с расширением экспозиции и внесением в нее материалов, связанных с культурной жизнью края, музей получил новое название, став музеем культуры Астрахани. В нем представлены музыкальная, театральная, книжная культура края XVIII – XX вв., имеются материалы о выдающихся личностях, чьи жизненные пути пересекались с Астраханью: В.Тредиаковском, Н. Чернышевском, Н. Папаян, Ф. Шаляпине, М. Максаковой, В. Барсовой и мн. других. Имеются интерьеры кабинета писателя и музыкальной гостиной с подлинными предметами XIX века - мебелью, живописными работами, документами, фотографиями, бытовыми предметами, а также театральные эскизы и макеты. Регулярно создаются различные выставки как из фондов музея-заповедника, так и представленные организациями и частными лицами
Следующий поэт, который оставил свой след в Астрахани – Велимир Хлебников. В автобиографии он писал: «Я родился 28 октября 1885 года в стане монгольских, исповедующих буду, кочевников. В степи, на дне исчезающего Каспийского моря». «Великие предки», по словам самого поэта, тесно связали свою судьбу и деятельность с Астраханью. Прадед поэта Иван Матвеевич Хлебников, купец 1-ой гильдии, гласный городской Думы, первый потомственный почётный гражданин Астрахани в роду Хлебниковых. Его внук (а Велимиру - двоюродный дядя) - Харлампий Николаевич Хлебников, астраханская знаменитость: рыбопромышленник, судовладелец, действительный статский советник, предводитель Астраханского губернского дворянства. Его брат Павел Николаевич - известный астраханский жертвователь, построивший на свои средства каменный двухэтажный приют для девочек и за многие свои благодеяния удостоенный благодарности Императрицы Марии Фёдоровны, вкупе с её фотопортретом в бронзовой рамке. Дед поэта - Алексей Иванович Хлебников, воспетый им в "Хаджи-Тархане" и умерший на поклонении в Иерусалиме, а его сын Пётр Алексеевич Хлебников, профессор Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, автор объёмного труда "Физика Земного Шара". Другой его сын - Владимир Алексеевич Хлебников (отец поэта) - учёный-орнитолог и лесовед, один из основателей и первый директор Астраханского заповедника в дельте Волги. Вынужденный служить по найму, чтобы обеспечить семью, В.А. Хлебников на тридцать с лишним лет оторвался от родного города - Астрахани. Семья Хлебниковых возвратилась в неё лишь в 1912 году.
Есть сведения, что Велимир в Астрахани бывал ещё в детстве (о чём свидетельствует семейная фотография, на которой он снят со своим старшим братом), но прочная связь с "городом предков" установилась у него с 1911 года, когда он гостил на Большой Демидовской улице у своего двоюродного брата Бориса Лаврентьевича Хлебникова и встречался с многочисленной астраханской роднёй. Ни он, ни его родичи не были готовы понять и принять друг друга. Три месяца назад Хлебников был исключён из университета и находился не у дел. О том, что он поэт, родичи узнали из разгромных статей "Астраханского Вестника", где футуристов во главе с Велимиром называли "идиотичами" и "дураковичами". Горечь и обида за брата звучат в письме Шуры Хлебникова, который надеется, что со временем родственники "разберутся и, может быть, полюбят внечеловеческую, но милую душу Вити".
Поэт Велимир Хлебников утверждал, что один из его предков Хлебников, когда Петр 1 проезжал по Волге, подарил царю чашу, наполненную разбойничьими червонцами. А род свой поэт вел от запорожских казаков и армян , это особая порода, дающая открывателей земель. Заканчивает свою автобиографию Велимир словами: «Я принадлежу месту встречи Волги и Каспия моря. Оно не раз держало в руке весы дел русских и колебала чаши.
Родственники поэта носили разные титулы. Отец был статским советником, а за самим Велимиром закрепилось звание «председатель земного шара», словно он считался правителем мира, но это не совсем так. Общество «председателей земного шара» - это одна из поэтических утопий Велимира Хлебникова. Это объединение деятелей культуры, в котором должно быть 317 членов, и каждый из них носил титул «председатель земного шара». А число 317 Хлебниковым считалось особенным. Например, он считал, что все важные события, которые происходили у Пушкина, происходили через 317 дней. Любовь к цифрам Хлебников унаследовал от своих расчётливых предков. Купцы Хлебникова работали в здании биржи, на Набережной. Биржу в 1907 году возвёл архитектор Вальдовский – Варганик. Астраханцы говорят, что она похожа на корабль, она похожа на корабль, который плывет по Волге мимо маяка. У деда поэта было 4 судна, и он торговал с Персии зерном и оружием. А дядя поэта прославился тем, что во время наводнения уговорил астраханских купцов пожертвовать мешки с мукой, из которых сделали дамбу, и она спасла город от воды. Велимир регулярно приезжал в Астрахань к родителям, они не одобряли его богемный образ жизни. Впрочем, некоторые родственники и не знаки, что Велимир пишет стихи.
В доме, который считается домом – музеем Хлебникова, снимал квартиру отец Велимира Хлебникова. Велимир постоянно экспериментировал со словом, создавал свои языковые системы. Своим самым хорошим стихотворением считал такое:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
В Астрахани хранят память и о поэте и о его родственниках – предпринимателях.
Собор Святого Владимира (официальное название — Кафедральный собор равноапостольного князя Владимира) — один из главных православных соборов Астрахани, который также является её неотъемлемым символом. Его строили всем миром, в том числе большую сумму денег давали купцы Хлебниковы. Собор ставили на границе татарской слободы, и он должен был быть особенно торжественным, чтобы показать мусульманам красоту православного богослужения. В 1890 году на конкурсе победил проект петербургского архитектора Косякова. Он предложил построить величественный храм в византийском стиле. Есть легенда, что когда после революции храм хотели взорвать, то именно татары послали В Москву Калинину делегацию с просьбой сохранить церковь, в строительстве которой они были каменщиками и к которой они привыкли.
Символы Астрахани – это Кремль, мечети, великолепные купеческие особняки и бесконечные озера, ерики ильмени. Отец поэта, Владимир Хлебников, ученый биолог – орнитолог мечтал сохранить в неприкосновенности часть дельты Волги с нерестилищами и зимовьями рыбы, гнездовьями птиц. Велимир выезжал с отцом в эти места, они их осматривали, мечтали. Мечты Велимира не воплотились, а вот отец часть своей работы выполнил. В дельте Волге открыт был заповедник, и Владимир Хлебников стал его директором. В 1931 году в Астрахани жил Паустовский. Он работал над повестью «Кара – Бугаз». Это книга о героических людях, людях дела. Она пахнет солончаками и кровью. А в перерывах Паустовский приезжал на рыбалку в плавни.
Продолжить прогулку по литературной Астрахани можно историей Пешкова. В 1871 году в связи с приездом в город императора Александра 2, возвели деревянную, резную, триумфальную арку. 19 октября 2017 года, в честь 300летия астраханской губернии, деревянную триумфальную арку восстановили, заменив дерево мрамором и гранитом. По городской легенде её строил городской краснодеревщик Максим Пешков, отец будущего писателя. Через некоторое время он заразился холерой и умер. А трехлетнего мальчика выходили и отправили в Нижний Новгород. Некоторое время назад арку восстановили. За основы взяли формы прежнего сооружения, только дерево заменили мрамором и гранитом. За аркой сделали аллею славы, на ней стоят бюсты великих соотечественников. Чернышевского среди них нет, он герой прошлого времени. Есть военные: Ермолов, Суворов, губернаторы, улучшавшие край: Бирюков, Татищев, и люди слова: Тредиаковский и Хлебников. Они служили России по литературному ведомству.
Писатель, в память об отце взял псевдоним, Максим Горький. Летом 1884 года он служил поварёнком па пароходе, ходившим до Астрахани. А позже, уже став писателем, неоднократно бывал в низовьях Волги проездом, где очень любил ловить рыбу у Бирючей Косы на промысле Беззубиковых. По этим астраханским впечатлениям им были созданы небольшие рассказы «Едут…», «На шхуне по Каспийскому морю», «Два босяка»… В Астрахани Горький организовывал литературные чтения для рабочих. В последний раз он побывал в любимом городе в 1929 году, осматривал крепость, ездил на баркасе по заводам, расположенным на Волге, беседовал на Семнадцатой пристани с грузчиками, встречался с местными начинающими писателями.
Астрахань не вписана золотыми буквами в историю мировой литературы, как, например, Петербург Достоевского или Пятигорск Лермонтова. Но наш город удостаивали вниманием звёзды мировой литературы. И даже оставили воспоминания о нём. Интересно, каким предстал наш город перед Александром Дюма? А вот таким...
13 октября 1858 года на пароходе «Нахимов» в Астрахань прибыл легендарный отец трёх мушкетёров и графа Монте-Кристо французский писатель Александр Дюма. Для француза путешествие в загадочную южную русскую провинцию было чуть ли не мечтой всей жизни. Однако правительство Николая I не пускало Дюма в нашу страну из-за того, что тот сочувственно отзывался о декабристах и их восстании. Но, получив наконец разрешение, Дюма благополучно добрался до нашего города. Как писали французские газеты, писатель совершил путешествие, которое «не под силу обыкновенным людям».
В Астрахани Александр Дюма провёл девять дней. Он посещал балы, званые обеды, знакомился с городом и его обывателями. 22 октября Дюма покинул гостеприимную Астрахань и продолжил путешествие по России.
По своим дорожным приключениям Александр Дюма написал объёмный географический роман «От Петербурга до Астрахани». В романе нашему городу отведено почти сто страниц. Об Астрахани у французского писателя остались двойственные впечатления. Вот как он описывает обед у статского советника Струве: «Струве со своим французским поваром не только сымпровизировал для нас отличный обед, но вдобавок сумел пригласить десяток сотрапезников, которые смогли заставить предположить, что не находишься на расстоянии тысячи лье от Франции». Дюма витиевато признал, что светская жизнь в Астрахани ничем не отличается от быта французского «света». О городском благоустройстве он отзывается менее благосклонно: «Мощеные мостовые – невиданная в Астрахани роскошь. Жара превращает улицы в пыльную Сахару, дожди – в озёра грязи; в знойные летние месяцы с десяти часов утра до четырёх вечера они пустынны...»
Тарас Шевченко пребывание в Астрахани назвал «светлым праздником, какого ещё не было в его жизни». Приехал он сюда 10 августа 1857 года. Не сказать, чтобы город встретил русско-украинского поэта особенно гостеприимно: «Ай да Астрахань! Ай да порт-город. Ни одного трактира, где можно хоть как-то пообедать, а о квартире или гостинице и говорить нечего. Ухи не сыщешь! И это в городе, который половину русского царства кормит осетриной». Таково было первое впечатление об Астрахани. Затруднения поэта можно понять: он возвращается из Казахстана – из ссылки. Незнакомый город. Ни денег, ни друзей, ни связей. Но каким-то чудом Шевченко удаётся раздобыть немного денег, что позволило ему за 20 копеек снять для ночлега чулан в доме, расположенном ныне по адресу ул. Шаумяна, дом 3. Вечерами Шевченко гулял по Набережной 1 мая. Позже он вспоминал о прогулках: «Вышел на набережную канала. Здесь это английская набережная в нравственном отношении, а в физическом – деревянная, дощатая. Канал сам по себе дрянь. Но как дело частного лица это произведение гигантское, капитальное. Я не мог добиться времени его построения, узнал только, что он построен на кошт некого богатого грека Варваци. Честь и слава покойному эллину!»
В Астрахани Шевченко пробыл две недели.
Ещё один мой любимый писатель, удостоивший своим вниманием г. Астрахань – Лев Толстой. В 1851 году он отправился с братом служить на Кавказ. Трястись в телеге по пыльным степям молодым офицерам показалось скучным. Они добрались до Саратова и в этом городе купили большую лодку. Закатили на борт телегу с пожитками. Расселись и отчалили. 27 мая 1851 года Лев Толстой приплыл в Астрахань. Судя по дневниковым записям, наш город не сильно впечатлил писателя. Любитель длинных повествований ограничился скупыми бытовыми заметками: «В Астрахани ночевали, слушали лягушек, писали письмо в село Покровское к сестре Маше. В Астрахани народ пёстрый: русские, татары, калмыки, и есть индийцы; базар совсем другой. Переправились через Волгу, посмотрели на камыши, которые поднялись как рощи, заслонили небо». Вот так: индусы, лягушки да камыш... В Астрахани Лев Толстой пробыл всего несколько дней. Отсюда он уехал служить в Кизляр. Но в целом город ему понравился. К воспоминаниям о поездке он вернулся через полвека, в 1906 году, когда написал рассказ «За что?». Действие рассказа происходит в наших краях. Вопреки ожиданию об Астрахани в рассказе почти ничего не сказано, кроме того, что Астрахань расположена на Каспийском море. «До сих пор я очень доволен своим путешествием» - рассказывал позже Лев Толстой. По итогам исследования я составила хронологическую таблицу и диаграмму, которая показывает нам время проживания писателей и поэтов XVIII – XIX вв. в Астрахани. Приложение 1,2.
Прогулка по Астрахани дарит воспоминания о писателях и поэтах.
Свою богатую и интересную историю Астрахань хранит даже в названиях
улиц.
Вспомним только некоторые из них.
Улица Тредиаковского - одна из центральных улиц города, пролегающая вдоль восточной стены Астраханского кремля и Пречистенской колокольни, названа именем Василия Кирилловича Тредиаковского. Переименование произошло в 2003 году в честь 300 летнего юбилея выдающегося астраханца — до этого она называлась Октябрьская.
Это ещё раз нам доказывает, что имя Тредиаковского
большими буквами вписано в историю нашей страны.
Улица, названная в честь Николая Гавриловича Чернышевского, берёт свой разбег от самого кремля, где пересекается как раз с улицей Тредиаковского.
Вдоль набережной Волги ведет свой путь еще одна «литературная» улица, названная в честь Максима Горького (бывшая Продольно-Волжская).
Улица Мусы Джалиля появилась в Астрахани в 1957 году. Она берёт
своё начало от площади Ленина и устремляется через Татарский мост за
Варвациевский канал, в бывшую татарскую слободу старой Астрахани. До 1924
года улица имела два названия: до Татарского моста именовалась Старозаливной, а за мостом, в районе Заканавья – улицей Татарский базар.
Муса Джалиль (Муса Мустафаевич Залилов) — выдающийся татарский
поэт. Он родился в 1906 году в Оренбургской губернии в маленькой татарской
деревушке. Семья была большая. Жили впроголодь. Муса окончил медресе в
Оренбурге и в 1922 году уехал в Казань, где учился на рабфаке и публиковал в
газетах свои первые стихи. Вскоре Джалиль поступает в МГУ на литературный факультет, по окончании которого работает редактором детского журнала на татарском языке. Затем он вновь возвращается в Казань и становится корреспондентом татарской газеты «Коммунист». Вместе с выездной редакцией газеты Муса Джалиль приезжает в Астрахань. Здесь он пишет очерки и статьи о труде овощеводов, интересуется работой рабкоров на Каспии.
II. Практическая часть
2.1. Создание буклета «Астрахань литературная»
Возникновение светской литературы в Астрахани связано с деятельностью ряда видных писателей эпохи Просвещения. Астраханцы любят свою литературную историю, гордятся именами писателей, связанных с их краем. В своей работе я вспомнила и написала о некоторых из них, хотя их значительно больше. Собрав материал о некоторых великих писателях и поэтах, которые посетили Астрахань, я сделала буклет, который назвала «Астрахань литературная». Приурочила я выпуск своего буклета к 300 – летию астраханской губернии. Мы должны помнить и хранить память о культурном наследии нашего края и города.
2.2. Устный журнал «По следам писателей и поэтов, побывавших в Астрахани».
Для того, чтобы привлечь внимание школьников к творчеству писателей и поэтов родного края, я провела в некоторых классах нашей школы устный журнал «По следам писателей и поэтов, побывавших в Астрахани». Рассказала школьникам о том, что наш город привлекал писателей и поэтов и вдохновлял на написание замечательных произведений. С помощью презентации я не только рассказала, но и показала культурные места и памятники, которые хранят память о великих писателях и поэтах, побывавших и даже проживающих в Астрахани. Кроме ранее известных фактов, я рассказала школьникам о том, какие изменения произошли в последние годы в нашем городе, в связи с памятными датами и празднованием 300 летнего юбилея астраханской губернии: переименование улиц, в честь писателей и поэтов, реставрация зданий и сооружений и т.д. Помимо этого я сделала плакат «Литературное наследие города Астрахани», который тоже лишний раз доказывает, что Астрахань – культурный, литературный город.
2.3.Анкетирование школьников.
Для того, чтобы узнать, насколько хорошо ребята нашей школы знают о литературном наследии г. Астрахани, я провела анкетирование «Знаете ли вы писателей и поэтов, жизнь которых тесно связана с г. Астрахань?». На моё удивление я получила неплохой результат и поняла, что школьники интересуются литературой, особенно связанной с нашим родным краем. Приложение 3.
Также мне было интересно «Каких именно писателей и поэтов, которые побывали в г. Астрахани знают школьники?». Кроме тех, о которых я рассказала в своём проекте, ребята называли и других известных писателей и поэтов. Результаты представлены в диаграмме. Приложение 4
III. Заключение
Астрахань литературная – именно так мне хочется назвать свой любимый город. В завершении своей проектно – исследовательской работы я убедилась в том, что город таит в себе много тайн, которые мы будем раскрывать для себя всю жизнь. Его связь с литературой тянется большой цепочкой с древности до наших дней. Оживлению литературной жизни Астрахани способствовали крупные русские писатели, жившие какое-то время и бывавшие в городе. Создавая произведения об Астрахани, они тем самым вводили ее в большую литературу. В своей работе я назвала творчество только некоторых писателей, на самом деле их значительно больше. Я надеюсь, что моя работа вас заинтересовала и вы захотите посетить «уголки поэтов» в г.Астрахани.
Список литературы
Интернет – ресурсы
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Кактусы из сада камней
Будьте как солнце!
Юрий Визбор. Милая моя