Речь идет о детях во время войны.
Вложение | Размер |
---|---|
Речь идет о детях во время войны. | 35.8 КБ |
Историко-публицистическая работа
Выполнила: ученица 10 класса МБОУ «Большекайбицкая сош
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Сунгатуллина Эльвира
Руководитель: учитель истории Хайруллина А.Р.
Тема: «Великая Отечественная война в судьбах детей»
Война и дети, дети и война. Эти понятия не совместимы. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит- почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище? Много было у детей вопросов: почему и зачем? Но своим детским чутьем они понимали, что в их дом пришла большая беда. Города жили, сражались и ковали оружие для грядущих побед. Наравне со взрослыми на защиту своей любимой Родины встали дети и подростки. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы, выращивали хлеб, картофель на полях, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Дети день и ночь трудились за станками за победу, хотя они и были голодными, работа не прекращалась, многие погибали от голода стоя на рабочем месте. Сколько погибло детей в годы Великой Отечественной войны не известно.
22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. В войну против СССР вступили также Румыния и Финляндия, а позднее Италия, Венгрия и ряд других стран. Армия вторжения насчитывала 5,5 миллионов человек. В войсках первого эшелона, было сосредоточено 3,5 миллиона человек, 4 тысячи самолётов, 3,5 тысячи танков, 31 тысяча орудий и миномётов. Численность советских войск в западных военных округах составляла около 3 миллионов человек.
Тема исследовательской работы: «Дети и война»
Цель работы состоит в том, чтобы на основе исторических фактов и воспоминаний очевидцев, участников событий раскрыть реальную ситуацию, которая складывалась в фашистских концентрационных лагерях, рассказать о зверствах, которые чинились над пленными, в том числе женщинами и детьми.
Предмет исследования: концентрационные лагеря, которые находились на территории СССР и других оккупированных стран, детские дома в годы войны, блокада Ленинграда.
Уже в первый день германская авиация разбомбила около 70 аэродромов и уничтожила 1200 самолётов. К сожалению, из всех стран-участниц второй мировой войны, Россия единственная, которая до сих пор до конца не знает свои людские потери. Потери СССР в войне составили 27 млн. человек. Погибло солдат Красной армии 12 млн., 3,3 млн. из них- в немецких концетрационных лагерях. На оккупационной территории погибло 13 млн. человек. Из них около 350 тысяч людей наши соотечественники, татарстанцы.
Война отняла у многих родных и близких. Но, никто не в силах отнять нашу память о них. Сотни тысяч солдатских могил разбросаны на бескрайних просторах нашей земли и за ее пределами. Многие из этих могил - безымянны. Десятилетия не утихает боль о погибших, не кончаются поиски близких или мест их погребения. Было решено увековечить в ней каждого защитника Отечества независимо от того, погиб ли он на поле боя или во вражеском плену, в партизанском отряде или подполье, скончался ли от ран или пропал без вести на бесчисленных фронтовых дорогах. Ведь эти солдаты чей-то сын, чей-то муж, чей-то отец. День Победы стал поистине праздником "со слезами на глазах".
На оккупированных территориях гитлеровцы осуществляли массовый террор, который был результатом заранее продуманной политики истребления части советского населения. Особую жестокость оккупанты проявляли по отношению к коммунистам, подпольщикам и партизанам. Фашистские захватчики на территории СССР, подвергшейся оккупации, уничтожили около 11 млн. советских граждан, из них около 7 млн. мирных жителей, стариков, женщин, детей и около 4 млн. военнопленных. На территории УССР погибло свыше 5 млн. человек, в БССР - 2,2 млн. человек, в Литовской ССР – 0,7 млн. человек. Гитлеровские изверги расстреливали советских людей, детей, отравляли их газом в душегубках, вешали, заживо сжигали в топках, подвергали чудовищным пыткам и истязаниям. Однако ни зверства, ни произвол, ни грабёж, ни социальная демагогия и фашистская пропаганда не смогли запугать советских людей, привлечь их к поддержке оккупантов. Советские люди активно вели борьбу в тылу врага, срывая все его политические, экономические, военные и идеологические планы и мероприятия оказывая тем самым большую помощь Советской Армии, которая принесла им освобождение от фашистского ига и уничтожила оккупационный режим.
В песне «День победы» поётся: «Этот день мы приближали как могли». Действительно, во многом победа в войне это заслуга советских солдат, но не стоит забывать и детей- подростков, которые тоже имеют не маловажную роль в годы войны. Благодаря мужеству подростков, детей, которые создавали партизанские отряды были уничтожены десятки самолётов, мостов по которым ездили германские войска, эшелоны, танки, дома в которых гитлеровцы устраивали казармы. Во время Второй мировой войны, зачастую были случаи, когда дети вели боевые действия в регулярной армии против нацистов. Многие дети пытались бежать из своих домов на войну, но большинство из них были захвачены военной полицией и возвращены в свои дома. Часто солдаты находили детей в разоренных и сожженных деревнях Советского Союза. Осиротевших детей помещали в специально созданные во время войны детские дома, но иногда мальчишек включали в активные боевые подразделения, где они получали оружие и специальную форму. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.
Василий Коробко. Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды он подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя.Потом Вася стал партизаном. В отряде его благословили за работу в немецком штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины.
Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.
И ведь это не единственный пример, этих бесстрашных героев тысячи, но, к сожалению, мы знаем только некоторых из них. Валентин Котик разведчик партизанского отряда, добывал ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений, на его счету 6 взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Марат Казей, будучи партизаном он пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами, его наблюдения помогали партизанам наносить врагу большие потери. Также Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 44 года, когда Советская армия была близка к победе, он попал в засаду, Марат отстреливался до последнего. Леня Голиков, обыкновенный деревенский парнишка лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. Витя Хоменко, как и Василий Коробко делал вид что прислуживает оккупантом, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал всё, о чем говорят офицеры вермахта. Гитлеровцы приметил этого смышленого мальчика и сделали его посыльным при штабе, естественно партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко. Витя погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на страшные пытки, Витя не выдал врагам расположение партизанской базы. Саша Ковалев, молодой моряк член партизанского отряда, атакуя фашистский транспортный корабль, его катер получил от осколка снаряда пробоину коллектора, из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом, он погиб, ему было 15 лет. Саша Кондратьев, Володя Дубинин, Маркс Кротов и Жора Смирнитский, также были членами партизанских отрядов, которые остались и будут героями Великой Отечественной войны. Мужественные подвиги совершали не только парнишки, но и девчата. Зинаида Портнова, школьница, поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию, там и застала её война. Спустя несколько месяцев она вступила разведчицей в партизанский отряд. Она отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Её арестовали, хотели отпустить, так как доказательств на то, что она партизанка не было, но Портнову опознал предатель. После ее пытали, били. Она пыталась бежать, выстрелив в следователя и 2 охранников, но у измученной пытками девушки не хватило сил. Вскоре её схватили и казнили. Галина Комлева, была юной разведчицей партизан, после того как её схватили фашисты бросили её в камеру и издевались, пытали её в течении 2 месяцев, но пытки не сломили её, она не проронила ни слова. Галя была безжалостно расстреляна. Лара Михеенко также пострадала от предателей, её расстреляли 4 ноября 1943 года. Над ними издевались как могли, до немецкой издёвки не было придела маленьких детей обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Все эти подростки были посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Славы 3-й степени, орденом Красного знамени, орденом Красной звезды, медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.
В свои 10-15 лет они были героями, мужественно сражались с врагом за светлое будущее, меня поражает их стойкий характер, их выносливость, выдержка.
Молькеево приютило сирот войны
В годы войны было много осиротевших детей, но про них не забывали, они были в центре внимания. В Татарстане в войну создается сеть интернатов для детей, вывезенных из фашистской оккупации. В 1941 году детскими учреждениями приняты 2250 детей, к 1945 году их число достигло 12 тысяч. Дети Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии нашли в республике свой второй дом. В декабре 1942 года в селе Молькеево Кайбицкого района тоже был открыт детдом для эвакуированных детей. Это ещё не исследованная тема, об этом почему-то никто не пишет, и насчёт Молькеевского детдома я не нашла никакой информации. И поэтому я встретилась с её бывшими работниками. Они все уже в годах, и поэтому, пока они живы, мы должны изучить этот материал. С этой целью я поехала в село Молькеево. Евдокия Малова, проработавшая в нем воспитателем со дня открытия и до закрытия, вспоминает:
-Дети и война- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете,- рассказала она. - И сколько их, детских судеб, исковерканных войной, повстречала я в детдоме! Детей, потерявших матерей… К нам в детдом привезли около тридцати детей из Белоруссии. Некоторые из них из-за срочной эвакуации полностью потеряли связь с родителями. Я работала воспитательницей вместе с Антониной Комаровой, Марьям Бекметовой, Зинаидой Аржанухиной. К сожалению, некоторых из них уже нет в живых. Вскоре число воспитанников в детдоме возросло до ста. Их распределили на 4 группы. Среди них были сироты из Старых Чечкаб, сестры Марьям и Сария. Не знаю, живы ли они? Условия работы были тяжёлыми. Сами воспитатели заготавливали дрова, в помещениях стоял холод, еды не хватало, были проблемы и с одеждой для детей. Один раз из Америки пришли посылки с подержанной одеждой. Чтобы одеть детей, на работу приняли двух портных. Они перешили взрослые вещи. Детдом содержал свою корову. От голода детей спас яичный порошок, тоже поступивший из Америки, хлеб выдавали по норме. Из-за вшивости детей стригли наголо. Дети полностью освоили школьную программу, учились шить, вышивать, плотничать. Летом для детей в Турминском открывался лагерь отдыха. Нашли среди жителей и желающие усыновить сирот. Мальчика по имени Камал забрали в Чутеево. Но он плакал, скучая по детскому дому, и мы были вынуждены через 4 дня привезти его обратно. Работники детского дома старались ласковым словом хоть на миг заставить забыть про печаль. После окончания семилетки воспитатели отвозили детей в профучилище Казани. Из Куланги до Свияжска ехали на поезде. Ночевали там и утром снова в путь. В училище детдомовцев принимали неохотно. После войны некоторых увезли родные. Детдом в Молькеево работал до 1953 года, затем его перевели в Апастово.
Также своими воспоминаниями поделилась и Зинаида Аржанухина, которая была коллегой Евдокии Васильевной.
Разными по характеру. Запомнилось, как один мальчишка собирал тайком в своей группе масло у ребят. Нашли место, где он прятал его. Оказывается мальчик отовился к побегу. Ни разу не видела чтобы директор детдома Михаил Петров питался в столовой детдома. И остальные работники не позволяли себе этого. Детдомовцы обращались нам по-русски “мама”, “папа”. Дети нашего села переняли это и до сих пор так обращаются к родителям.
Ей не забыть тех дней...
Хадия Валеева из Больших Кайбиц, жительница блокадного Ленинграда, помнит, как страшный сон, испытанные страдания и голод того трудного времени. В самую прекрасную пору юности ей пришлось столько горя изведать, что, слушая её воспоминания, на глаза наворачиваются слёзы. Перед её глазами предстоит 14ти летний братишка, умерший от голода. В то трудное время блокадники Ленинграда были рады супу, приготовленному из шкуры больных животных. У них не было ни крошки хлеба. Людям нашего поколения, не испытавшим этого ада, трудно такое представить. Мы от изобилия продуктов не знаем что выбрать. “В этом мире самое сташное- это голод”, - не зря говорит Хадия Валеева. Я спросила её о том, как она попала в Ленинград?
В военные годы в деревне в результате пожаров было уничтожено 105 домов. Люди, потрясенные горем, услышав о наборе рабочей силы в Финляндию, решили выехать в незнакомые края. К ним присоединились потерявшие мать и отца. 16-летняя Хадия, Миннегариф, которому ещё не исполнилось 14 лет и 12-летняя Сайдабану. Что им оставалось делать? Дом сгорел, приютить обездоленных было некому. А в Финляндии работникам колхоза пообещали жилье. Им, ещё не окрепшим физически, сиротам пришлось выполнять на равне со взрослыми тяжёлую работу: жали серпами, косили сено. Когда же началась финская война, детей, женщин, девушек на поезде отправили на родину, а они в течение семи месяцев остались в блокадном Ленинграде. Простыми словами не объяснишь всего того, что пережили. Народ в прямом смысле слова мучился от голода. “Суточный паек, составляющий 250 граммов хлеба, ели, добавляя в горячую соленую воду”,- говорит Хадия Валеева. Она сама обмыла умершего в мучениях от голода братишку, отнесла его к груде трупов, укрыла фанерной доской, так как копать могилу ей было не под силу. Эта картина до сих пор перед ее глазами. В 1943 году Хадия Валеева вернулась в родные края. Годы блокады сказались на здоровье сестрёнки, она умерла в 22 года. А сама она в январе 1945 года вышла замуж за парня из села Большие Кайбицы. С супругом Файзрахманом, который немного оглох после перенесенного тифа, прожили 45 лет. Не суждено им было встретить вместе старость. Вырастили они шестерых детей, внуков у неё 18 и уже 23 пранука. Хоть детство было трудным, старость у неё счастливая.
Концетрационные лагеря.
С началом войны концлагеря стали работать по двум основным направлениям: ликвидация расово низших субъектов и трудовая деятельность. Особенно чётко это деление стало происходить после того, как в 1942г. было принято решение про «окончательное решение еврейского вопроса». Многие заключенные (чаще всего по национальному – т.е. расовому признаку) подлежали немедленному уничтожению. Других постигала та же участь в связи с их неспособностью к труду. Но очень многие работали в лагерях на производстве необходимых для воюющей Германии оружия, сырья и прочего. За саботаж на подобных производствах грозила немедленная смертная казнь.
Заключенные были разделены на определенные категории и носили на своей одежде соответствующие признаки различия. Людей различали по национальному признаку, по виду преступной деятельности (политический противник режима или уголовник), по сексуальной ориентации. Каждому присваивался порядковый номер. Политические противники режима отмечались красным треугольником, уголовники – зеленым. Социально и политически неблагонадежные лица носили черный треугольник, гомосексуалисты – розовый, а цыгане – коричневый. Евреи дополнительно отмечались шестиконечной звездой Давида.
Документация велась очень скрупулезно. Возможно, именно по этому Нюрнбергский процесс и смог так убедительно доказать преступность подобной практики, опираясь на документы и архивные материалы самих же обвиняемых. Как один из примеров, можно привести обозначение в документах причину смерти специальным шифром:
14 f 1: естественная смерть;
14 f 2: самоубийство или смерть от несчастного случая;
14 f 3: расстрел при попытке к бегству;
14 f I: экзекуция;
14 f 13: Особое распоряжение по поводу больных и слабых заключенных (акция 14 f 13, согласно которой слабые и больные заключенные умерщвлялись).
Медицинские эксперименты над пленными являются еще одним страшным примером методов работы с узниками. Известны случаи умерщвления испытуемых (зачастую – советских военнопленных) инъекциями бензина.
Часто заключённых лишали фамилий, заменяя их номерами, размещёнными на лагерной одежде. С 1942 г. было введено клеймение пленных. Заключённые лагерей использовались преимущественно на тяжёлых, вредных и опасных работах. Рабочий день продолжался 12-18 часов. В лагерях царила массовая смертность от голода, холода, непосильного труда, избиений, эпидемий. Для выявления и уничтожения ослабевших узников проводилась регулярная «фильтрация» (отбор). Расправы над заключёнными сопровождались пытками и носили особо мучительный, садистский характер (сожжение или закапывание живых людей, травля их собаками, казни под музыку и т.п.), многих советских граждан гитлеровцы направляли в концентрационные лагеря в Германию и Польшу. В некоторые лагеря, находившиеся на оккупированных территориях СССР, привозились военнопленные и мирные граждане из других стран, захваченных фашистами.
За годы войны на оккупированных территориях СССР действовало несколько сотен фашистских лагерей смерти (в Белоруссии – около 260, на Украине только лагерей для военнопленных 180). Крупнейшие фашистские лагеря смерти в Белоруссии – Тростяницкий (около Минска погибло свыше 200 тысяч человек), Гомельский (около 100 тысяч человек), Витебский (около 90 тысяч человек), Минский (свыше 80 тысяч человек). На Украине – Яновский (на окраине Львова, погибло 200 тысяч человек), Славутинский (так называли Гросс лазарет в Хмельницкой области, 150 тысяч человек), Дарницкий (68 тысяч человек), Сырецкий в Киеве (25 тысяч человек), в городе Хорол Полтавской области (53 тысяч человек) и др., а также в Латвии – Саласпилский, около Риги (свыше 100 тысяч), в Даугавпилсе (160 тысяч человек); в Литве – лагерь Панеряй около Вильнюса (100 тысяч человек), в городе Аметус (60 тысяч человек), в Каунасе (в 6-м форте – 35 тысяч человек, в 9-м форте – 80 тысяч человек); в Эстонии – лагеря в городе Нарва (30 тысяч человек).
К концу 1944г., когда немцы стали оставлять захваченные районы восточной Европы, где было очень много лагерей, огромные массы заключенных перегонялись на запад, чтобы и в дальнейшем служить рабочей силой, а следы зверств оккупанты старались тщательно устранить. В этом движении людей участвовали порядка 700 000 человек, из которых 200 000 были евреями. Многие из них погибли от голода и холода по пути. Фашистские лагеря смерти создавались на территории СССР для массового уничтожения советских людей, подавления их сопротивления, использования их для принудительного труда.
По официальным назначениям фашистские лагеря смерти делились: для военнопленных, гражданского населения, женские, пересыльные, штрафные и др. Лагеря для военнопленных находились в ведении военного командования, остальные - в ведении СС и гестапо. Во всех фашистских лагерях смерти был установлен жестокий режим террора.
Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Самые страшные их воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когда фашисты расстреливали мирное население, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы. Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы. Не по своей воле ставшие заложниками, они скрывали прошлое. Ведь многих ждало обвинение в измене родине и очередной этап, теперь уже в сталинские лагеря. Дети-узники не были исключением, на них тоже распространялся позор измены. Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных и государственных работников. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях и в гетто.
Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта. Дети не знали животных. В лагерях они, правда, знакомились с кровожадными собаками. Большая лошадь, которая вывозила очистки и потому часто стояла перед кухней, казалась им огромным чудовищем. Вшей и крыс они боялись. Птиц, пролетавших над лагерем, провожали внимательным взглядом. А когда детям рассказывали сказки и там встречались звери, то приходилось их подробно описывать. Дети не знали и фруктов. Они вертели в ручонках круглые розоватые плоды, не зная, что с ними делать. Наконец угощавшая разрезала яблоки и сунула каждому по кусочку в рот. Они осторожно стали жевать, потом их глазёнки засияли от необычного лакомства. Из цветов они видели только несколько анютиных глазок.
В июне 1942 года был создан специальный лагерь для детей в Сисаке, функционировавший и в 1943 году. Он назывался "приютом для детей беженцев", находился под опекой Женского союза усташского движения и должен был служить местом пребывания только для детей, матери которых находились в концентрационном лагере в Сисаке. Однако сюда доставлялись дети и из других лагерей, а также из сел.
Лагерю в Сисаке принадлежит особое место среди всех лагерей, так как в нем нашли приют новорожденные, грудные и малолетние дети. Здесь жесточайшим пыткам подвергались матери и их дети - самые невинные создания на свете.
Детский дом, существовавший в Яске еще до войны, использовался до июня 1942 года в качестве концентрационного лагеря. Затем он был расширен и превращен в специальный лагерь для детей. Он функционировал с 11 июля до конца октября 1942 года под названием "сборный пункт для детей беженцев". Управление лагерем находилось в руках монахинь конгрегации св. Винко Паульского. Здесь детей подвергали самым изощренным пыткам, в чем особое рвение проявляли монахини.
Не меньшую жестокость фашисты проявляли к еврейским детям. Из художественной литературы известны многочисленные факты героического спасения еврейских детишек русскими женщинами: когда малышей выдавали за своих. Так вот, эти рассказы опираются н реальные факты военных дней.
Заключение.
С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы. Только единицы смогли выжить.
Хотелось бы, чтобы в учебниках по истории в школах писали именно ту правду которая есть, почему в книгах не печатаются эти страшные картины с худощавыми человеческами телами, почему на уроках истории подробно не говорится на эти темы, почему квартиры ветеранам Вов начали выдаваться только тогда, когда их число уменьшается по месяцам, а не по годам? Почему многие подростки плюют на заслуги ветеранов и организовывают фашистские группировки? Эти проблемы важнейшие на сегодняшни й день, и их нужно решать.
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Сочные помидорки
Астрономический календарь. Май, 2019
Ворона
Волшебные звуки ноктюрна