Основное художественное средство в поэзии Лермонтова - метафора. Этот один из красивейших видов тропов можно использовать не только как средство речи, но и на его художественном принципе создания образа можно создавать такой жанр, как рассказ-метафора. А посетили ли вы когда-нибудь музей-метафору? Их, конечно же, немного: музей Маяковского в Москве, дом-музей сестёр Цветаевых в Александрове, дом-музей Булгакова в Киеве.
Рассказ "Театр одного актёра" представляет собой красивый по форме рассказ, который заставит читателя вслед за автором прочувствовать его необычный сюжет. Каждый найдёт для себя в рассказе новые оттенки идейно-тематического содержания произведения, написанного 16-летним автором, ученицей 10 класса.
Театр одного актера.
В стране есенинских стихов
закончилось искусство.
Елизавета Гырдымова
Прошёл целый год. Время бежит. Холодает, везде слякоть - скоро наступит декабрь. Я иду вдоль Театрального проезда в своих ярко-желтых ботинках. Впереди я вижу некогда великий Театр. С тяжелым чувством я смотрю на него: он погибает. То, что сегодня там играют, абсурдно. Но люди ходят в театр. Зачем? Это престижно, повышает их статус. С каким пафасом они рассказывают, сколько денег отдали за билет и в каком театре самый вкусный бутерброд!
В начале двадцать первого века искусство заболело; все началось с желания угодить публике, что привело к безыдейности, а закончилось - бездуховностью. Мелко драматические сюжеты, развлекательные репризные спектакли, претендующие на высокую мораль…
Помню, когда в детстве мне читали добрые сказки, я мечтал сразиться с Горынычем, дружить с Серым волком. А потом появились странные герои –Пиксики, Миньоны и им подобные,- прибывшие с других планет или земные мутанты . Мы стали к этому привыкать: со временем произведения стали более поверхностными, а потом и вовсе – никакими. Без хороших пьес театры стали походить на актеров, играющих слуг или официантов со словами: «Чего угодно?» Он стал таким, каким его хочет видеть новое общество…
На ботинках появились крапинки грязи, я огляделся вокруг и понял, что стою рядом с Его Величеством - Театром. Конечно, в том, что происходит с миром искусства, я тоже виноват. Почему? «Потому что я Предатель-,» отвечаю я сам себе, когда думаю об этом. Но ведь я не предавал ни Родину, ни друзей, кого я предал, что я предал? Свою Мечту…
Боже! Как я грезил о театре, как мне нравилось смотреть на людей, которые с упоением играли на сцене. Это были счастливые люди! Как я мог поверить во всё то, что мне навязали? Услышав, что я хочу стать художником или актером, режиссером, родные, знакомые, ухмыльнувшись, спрашивали, хватит ли мне в бедности, утверждая, что искусство не двигатель прогресса. А мой отец, желавший мне счастливого будущего, предложил идти работать в ломбард. Как горько я плакал в ту ночь! Хотел бежать. Но куда? В итоге меня, сломали, и я ушёл туда, где я стал «успешным».
И всё же я помнил о нём, о театре. Маленьким мальчиком родители взяли меня с собой в Театр. Сколько впечатлений, какое потрясение я испытал в нём! Мне казалось, что я попал в сказочную страну, где рассказывали истории, придуманные гениальными, мудрыми людьми. Именно тогда я влюбился в театр, стал его Зрителем. Он остался в моей душе навсегда. О нем я вспоминал и… мечтал.
Мир изменился до неузнаваемости. Посмотрите вокруг, нас окружают люди в белых рубашечках и черных брюках! Все они идут работу со своими пухлыми портфельчиками. Вечером - домой, где ужин, гаджеты, сон, звонок будильника – и вновь на работу, только теперь в голубой рубашке. Были ли мечты у этих людей, облаченных в униформу. Конечно, только их у них, как у меня, отняли.
Когда сносят дома, внутри всегда какая-то печаль. Даже если ты к этому дом никакого отношения не имеешь. Смотришь на этот старый, ветхий домик и думаешь: «А ведь кто-то там жил, у кого-то там осталось много воспоминаний, а этот дом сносят, как бы стирая твои воспоминания, не предлагая ничего взамен». Но что можно предложить взамен детских воспоминаний или воспоминаний о любви?...
Год назад я шёл на работу. В белой рубашке, черных брюках и в лаковых черных ботинках. Проходя мимо маленького зеленого здания, я остановился. Я почувствовал приятное, но в то же время тревожное чувство ностальгии. Я посмотрел на здание и увидел Театр. Стало больно: постаревший, никому ненужный Театр напоминал о себе только обрывки афиш. Тогда и начался мой новый путь, благодаря которому я стал тем, кем являюсь сейчас.
Вот он, мой Театр, который я выкупил за копейки. Да, если в чем-то мой отец и был прав, так это в том, что с юридическим образованием я без гроша не останусь. Я по-настоящему счастлив. Яркие афиши, которые сообщают о моем моноспектакле. Вход свободный, друзья и родственники приглашены. Я чувствую, что во мне есть силы бороться с тем, что Чехов называл «пошлостью жизни». И сегодня битва будет решающей.
Все готово. Спектакль скоро начнется. Мои руки дрожат, и я не могу сосредоточиться - я нервничаю. Первый звонок. Я включаю музыку, которую выбрал для фона. Немного успокаиваюсь: в душе - приятный трепет и вдохновение. Повторяю текст.
Второй звонок прозвучал оглушающе громко. Я не слышу голосов зрителей в зале. Возможно, они испытывают те же трепетные чувства, что и я. Смотрю на себя в зеркало и улыбаюсь – моя Мечта сейчас осуществится.
Третий звонок. Я выхожу на сцену… Пустой зал. Никого.
Мне стало очень легко, я как будто избавился от чего-то очень тяжелого, я стал невесомым. Слёзы стекают по моим щекам, падая на очищенные до блеска желтые ботинки. Прожектора ярко светят в глаза. Я тону в этом свете…
Позже обо мне написали: «Он стал актером настоящего Театра, который подарил нашему городу».
Юрий Визбор. Милая моя
Ветер и Солнце
Лиса и волк
Мост Леонардо
Калитка в сад