Дандар Жапович Бадлуев родился в 1951 году в селе Далахай, в многодетной семье ветерана ВОВ Бадлуева Жап Лопсоновича и Долсон Бадмаевны. В школе учился хорошо, замечательно рисовал, пел. Ещё учеником четвёртого класса Дандар Бадлуев исполнял танец в костюме с жестяными украшениями, сделанными собственными руками.
По окончании Торской средней школы, в 1968 году, остался в родном селе работать на животноводстве. По воспоминаниям моей троюродной прабабушки – Ветерана тыла Аюши Гомбоевны Шандиновой, Дандар Жапович и там находил время, чтобы заняться искусством: художественная самодеятельность в «Красном уголке», строительство снежного замка во дворе скотного двора и т.д.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_gordost_moey_tunki.doc | 74 КБ |
Управление образования Тункинского района
МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая конференция
Исследовательская работа
на тему:«Гордость моей Тунки»
Автор: Шагдуров Алексей, ученик 11 класса
«Торская СОШ» Тункинского района
Руководитель: Янданова Т.П
с.Торы
2016 г.
Содержание
5. Заключение
Дандар Жапович Бадлуев родился в 1951 году в селе Далахай, в многодетной семье ветерана ВОВ Бадлуева Жап Лопсоновича и Долсон Бадмаевны. В школе учился хорошо, замечательно рисовал, пел. Ещё учеником четвёртого класса Дандар Бадлуев исполнял танец в костюме с жестяными украшениями, сделанными собственными руками.
По окончании Торской средней школы, в 1968 году, остался в родном селе работать на животноводстве. По воспоминаниям моей троюродной прабабушки – Ветерана тыла Аюши Гомбоевны Шандиновой, Дандар Жапович и там находил время, чтобы заняться искусством: художественная самодеятельность в «Красном уголке», строительство снежного замка во дворе скотного двора и т.д.
Вот что рассказала моя бабушка Пирогова (Бадлуева) Дарима Жаповна: «в детстве на все вопросы, кем станет, когда вырастет, маленький Дандар отвечал: «Буду танцевать, как Махмуд Эсамбаев». Совсем мальчишкой Дандар увидел в кино индийских танцовщиц и был навсегда очарован их танцами, грацией и изяществом. Он услышал впервые слово *Индия*, он был поражен красотой движений, жестов, которые говорили выразительнее всяких слов. Ему захотелось как можно больше узнать о древней и прекрасной стране, хотелось самому танцевать под чарующую музыку. Но Дандар рос в деревне, там никто не мог преподать ему основы индийского танца. Он заучивал на слух с экрана музыку из фильмов, которые смотрел по многу раз, запоминал движения, зарисовывал позы индийских танцовщиц. Где мог, доставал пластинки, составлял собственные композиции, танцевал перед зеркалом.... Сам рисовал костюмы, вырезал из консервных банок украшения к ним, придумывал танцы и вскоре стал исполнять их на школьной самодеятельной сцене.
Приехал в Улан-Удэ в институт культуры поступать на хореографию. *Не подготовлен*, - сказали ему, и тогда Дандар поступил на факультет массовых зрелищ».
В 1970 году был призван в ряды Советской армии, служил на Камчатке, в Военно-морском флоте на атомной подводной лодке. После демобилизации в 1973 году поступил в Восточно-Сибирский Государственный институт культуры, где в 1977 году получил специальность режиссёра массовых театрализованных праздников. Студентом третьего курса Дандар едет в Индию. Находит в Калькутте Академию танца и остается на месяц, чтобы изучать историю, основы и стили индийского классического танца. А по возвращении целиком отдается любимому делу.
И вот, Дандар Бадлуев радует и восхищает зрителей своим замечательным искусством. Те, кто хотя бы один раз видел его танец Павлина или танец бога Шивы, потом всю жизнь несут в душе то незабываемое впечатление.
В 1979 году родился танцевальный коллектив – ансамбль восточного танца «Лотос». В репертуаре «Лотоса» было около ста танцев, созданных воображением Дандара!.. Результаты его труда впечатляли даже очень строгих критиков. Чего стоил один только танец небесных танцовщиц «Апсары»... Каждый концерт «Лотоса» был событием в городе.
Талантливый танцовщик, Дандар оказался еще и замечательным балетмейстером-педагогом. За восемнадцать лет работы с самодеятельным ансамблем «Лотос» Дандар Бадлуев вырастил несколько поколений танцовщиц. Первые солистки ансамбля – яркие талантливые Татьяна Вампилова, Людмила Овчинникова – давно руководят собственными коллективами, они уже профессиональные хореографы. В Москве в аспирантуре учатся Эля Табитуева, Шура Нехланова, там же, в столице танцуют в профессиональных коллективах Ира Мольт, Туяна Соколова. Таня Ангапова живет в Америке, Яна Гумпылова уехала в Финляндию, Таня Рыбина теперь учится в Париже, она студентка Сорбонны.
Ансамбль *Лотос* часто бывал за рубежом на фольклорных фестивалях. Именно там Дандар ясно ощутил, что они представляют не только Россию, но свою национальную культуру. За короткий срок под руководством Дандар Жаповича Бадлуева театр завоевал большую популярность.
В 1986 году удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры Бурятской АССР»
В 1987 году удостоен II премии на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров
В 1992-м «Лотос» был преобразован в Бурятский государственный театр танца «Бадма Сэсэг».
Главная цель – возрождение бурятского танца ехор. Он начинает по крупицам собирать драгоценный материал, изучать народные ехоры. Он ездил по разным районам Бурятии, Читинской и Иркутской областям, часами слушал старинные песни, снова и снова удивляясь красоте их, будто самой природой сотворенной. Именно тогда он отказался от фонограмм, и в созданном им театре танца *Бадма Сэсэг* поют бурятские певцы, исполняя старинные народные песни. Кроме того, он начал создавать уникальный оркестр из национальных инструментов: чанза, лимба, морин-хур.
Божий дар, это определение очень точно подходит Дандару Жаповичу. Ведь даже имя его звучит символично - Дан дар. Ему действительно дан дар. Дар от Бога...
Театру танца - Бадма Сэсэг, рукоплескали в более чем пятнадцати странах мира.
Сегодня в городе Улан-Удэ есть ансамбль восточного танца *Лотос*, который своим рождением, существованием, успехами, поездками за рубеж - всем обязан его создателю Дандару Бадлуеву. Ансамблем сейчас руководит его ученица Наташа Дамбаева.
Вместе со своими помощниками он открыл собственную студию звукозаписи, которая в первую очередь записывает фонограммы для танцевальных коллективов республики, эстрадных певцов, как профессионалов, так и начинающих.
Способный художник, Дандар всегда сам придумывает и рисует эскизы костюмов. Дандар Жапович открыл собственное ателье для пошива национальных костюмов.
На протяжении последних 10-ти лет «Бадма Сэсэг» являлся одним из ведущих художественных коллективов в республике. В творчестве «Бадма Сэсэг» представлены песни и танцы бурят и других народов, проживающих в Бурятии. «Бадма Сэсэг» всегда стремился показать красоту и самобытность старинных песен и танцев, костюмов и орнаментов, сохраняя фольклор в первозданном виде и, в то же время, создавая новые формы и средства художественного выражения, демонстрирует развитие традиций фольклорного искусства.
В концертные программы «Бадма Сэсэг» входят старинные протяжные и обрядовые песни бурят и монголов, в сопровождении таких национальных инструментов, как хур, лимба, чанза, ятаг, иочин, хомус и др. Редкая концертная программа не обходится без исполнения старинного бурятского танца «ехор», история которого ведет к древним обрядам и шаманским ритуалам. Концертные программы не обходятся и без различных по стилю танцев, популярных среди ойрат-монгольских племен (например, «биелге»), а также ярких, ни с чем несравнимых танцев народов севера - эвенков, чукчей, коряков.
Костюмы «Бадма Сэсэг», выполнялись профессиональными мастерами в традиционной манере различных народов, представляли собой потрясающую палитру шелка, бархата, парчи, меха, кожи и сложных орнаментов и узлов. Благодаря этим потрясающим костюмам у зрителей оставались такое же неповторимое ощущение, как если бы они побывали на живописном фольклорном фестивале, где была бы представлена вся мозаика обрядов и традиций древней земли кочевников.
Под руководством Дандара Бадлуева «Бадма Сэсэг» побывал в следующих странах: Чехословакия (1982г.); Франция, Северная Корея, Япония, Монголия (1986г.); Голландия (1991, 1993, 1996гг.); Украина (1992г.); Китай (1993г.); Испания (1994,2000гг.); Тайвань, Бельгия, Канада (1996г.); снова Франция и Канада (1998, 2000гг.)
Высочайший профессионализм театра и его руководителя раскрывался буквально во всем - в выборе репертуара, музыкального сопровождения, танцевальных номеров, в выразительной игре музыкальных инструментов и красоте национальных костюмов. Вместе со своим детищем, театр танца «Бадма Сэсэг», Дандар Бадлуев уже 25 лет щедро делился своим талантом со зрителями, радуя и восхищая нас прекрасным искусством танца.
С 2005 года Дандар Бадлуев - директор и художественный руководитель объединненого Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал», куда вошли Государственный ансамбль песни и танца «Байкал», Государственный театр танца «Бадма Сэсэг» и Оркестр бурятских народных инструментов Бурятской государственной телерадиокомпании.
Дандар Жапович как художественный руководитель создает хореографические программы «Ода матери – Лебеди», «Мелодии ритмы родной Бурятии», «От Саян до Гималаев», «Мелодии Востока», «Посвящение Шиве Натарадже», спектакль-стихия по мифам и легендам монголоязычных народов «Угайм сyлдэ»
Член международной ассоциации фольклорного искусства.
Член ассоциации хореографов Республики Бурятия
Заслуженный деятель культуры и искусства РФ
Обладатель золотой медали, национальной премии «Общественное признание»
Заслуженный работник культуры России
3. На приеме у XХIV Пандито Хамбо ламы Дамба Аюшеева
XХIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев принял делегацию Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал»
26 июня 2012 года XХIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев в своей официальной резиденции в Иволгинском дацане принял делегацию Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал» во главе с директором коллектива Дандаром Жаповичем Бадлуевым.
Среди многих вопросов, посвященных проблемам поддержки и развития духовной культуры бурятского народа, укрепления его духовного самосознания, через сохранение родного языка и национальных традиций, неотъемлемой частью которых являются народные песни и танцы, особое внимание было уделено дальнейшему развитию театра «Байкал».
Буддийская традиционная Сангха России выражает свою тревогу и обеспокоенность о будущем этого выдающегося творческого коллектива Республики Бурятия, единственного высокопрофессионального театра песни и танца мирового уровня, чье творчество известно на всех континентах планеты, в связи со сложившейся сегодня ситуацией вокруг этого уникальнейшего коллектива.
Государственный ансамбль «Байкал», ныне Государственный национальный театр песни и танца «Байкал», со дня своего основания в 1939 году, является визитной карточкой нашей республики, великолепным и непревзойденным образцом высокого хореографического искусства, настоящим Хранителем национальных традиций бурятского народа. И огромные заслуги театра «Байкал» в распространении славы Республики Бурятия, заслуги в великом деле сохранения, поддержки и развития духовной культуры народов Центральной Азии, невозможно переоценить!
В 2004 году Государственный ансамбль песни и танца «Байкал» с приходом выдающегося бурятского хореографа Дандара Бадлуева и его детища - уникального, динамичного творческого коллектива «Бадма Сэсэг», вышел на высочайший уровень творческого мастерства. И все существующие сегодня достижения коллектива, аналогов которому нет во всем Центрально-азиатском и тихоокеанском регионе, обретены благодаря высокопрофессиональному руководству Дандара Жаповича Бадлуева.
Мировой опыт показывает, что всесторонняя государственная поддержка выдающихся творческих личностей и коллективов, обеспечение их соответствующими, достойными условиями для активной и плодотворной интеллектуально-творческой работы, приносит самые невероятные результаты и плоды, создавая высокий имидж своему государству, республике в общемировом культурном и политическом пространстве. В истории всех стран и народов во все времена талант человека был, есть и будет в самой высокой цене. Каждый человек, даруя миру свое искусство, вносит весомый и неоценимый вклад в копилку духовной и материальной культуры всего человечества.
И потому драгоценен каждый человек, обладающий многогранным творческим потенциалом, потому что он способен менять наш мир к лучшему, способствуя гармоничному развитию общества, создавая в нем благоприятный духовно-нравственный климат, созидая во благо государства и его народов.
Понимая роль и значение для Республики Бурятия важности сохранения устойчивого развития вышеназванного творческого коллектива, Буддийская традиционная Сангха России выражает свою поддержку Государственному национальному театру песни и танца «Байкал» и лично его директору Дандару Жаповичу Бадлуеву – лауреату Государственной премии Республики Бурятия, заслуженному работнику культуры РБ и РФ, заслуженному деятелю искусств РФ, члену Международной ассоциации фольклорного искусства и Ассоциации хореографов Бурятии.
4. Семейная династия
5. Заключение
Несмотря на регалии и достижения, Дандар Бадлуев неустанно совершенствуется сам, вдохновляя на новые достижения и свой коллектив
Дандар Жапович - заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный работник культуры республики Бурятии, лауреат государственной премии Республики Бурятии, лауреат премии правительства Российского Федерации 2006 года в области культуры. Его имя внесено в список персоналий V-го юбилейного выпуска общероссийской Энциклопедии «Лучшие Люди России» за 2005 – 2006 гг. Кроме этого, он является членом Международной ассоциации фольклорного искусства и Ассоциации хореографов Республики Бурятии.
Директор театра «Байкал», заслуженный работник культуры Республики Бурятия, Лауреат государственной премии Республики Бурятия, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2006 год.
Его имя внесено в список персоналий общероссийской Энциклопедии «Лучшие люди России» за 2005 – 2006 гг. Член Международной ассоциации фольклорного искусства и Ассоциации хореографов Республики Бурятия.
Балетмейстер, хореограф, режиссер, Лауреат Всероссийского конкурса балетмейстеров в 1995 в г. Новосибирске.
Занимался бальными танцами, народными танцами сибирского региона, Монголии, проходил мастер классы по классическим индийским танцам катхак, бхарат-натьям, танцам азиатских стран в Москве, Катманду, Пхеньяне, Улан-Баторе, Бангкоке, Убуд (о. Бали), Пекине.
Создал много танцевальных концертных программ, включающие бурятские национальные танцы и танцы азиатских стран, которые сегодня в репертуаре театра и пользуются большим успехом у зрителей – «Легенда о Матери Лебеди», «От Саян до Гималаев», «Ритмы Азии», «Посвящение Шиве Натарадже» - танцевальный спектакль, основанный на лексике индийского танца бхарат-натьям, «Угайм Сулдэ» - («Дух Предков») – спекталь - стихия по мотивам легенд бурят-монгольских народов – обладатель премии Правительства Российской Федерации в области культуры и искусства 2006г.
Активно сотрудничает в различных китайских проектах как балетмейстер.
2009-2010 гг по приглашению правительства г.Гэнхэ провинции Хулун Буир (КНР) и Продюссерской компании «Poly Agency» Beijing постановка эвенкийского танцевального спектакля «Алагуя» в качестве балетмейстера постановщика и дизайнера костюмов, который вошел в top news Chine dayle. (www.aoluguya.net)
Осуществлены совместные концертные программы с известными танцовщиками из Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Таиланда, Монголии, Китая.
Проводил мастер классы по национальным танцам в Америке штат Колорадо Голландии, Франции.
Дандар Бадлуев является дизайнером концертных костюмов , лауреат Первой премии Международного конкурса дизайнеров «Мода монголов мира» 2005г. г. Улан-Удэ.
В 1997 году создал детскую школу танца и ансамбль «Уян Бэлиг» в г. Улан-Удэ.
Занимается вокалом у известного в России педагога Вячеслава Елбаева. Дандар Бадлуев – исполнитель старинных бурятских народных песен, песен азиатских стран.
Несмотря на регалии и достижения, Дандар Бадлуев неустанно совершенствуется сам, вдохновляя на новые достижения и свой коллектив.
Дандар Бадлуев – в бурятской и российской культуре имя нарицательное. Живой бренд этнической хореографии не только в России, в мире. О таких говорят – обреченный на успех. Все, что делается Бадлуевым, востребовано, признано, популярно. Его харизма - это необыкновенное чутье, проницательность и пронзительность, его работы – почти животная пластика. Ощущение им мира кажется первобытным. Коллеги говорят – равных ему в стране единицы. Как и единицы коллективов, известных в России и в мире.
Выбранная стезя неизменна: архаика бурятского этноса в его, «бадлуевском» видении. Кажется, ему дается все очень легко - собственные идеи от ансамбля «Лотос» до театра «Бадма Сэсэг», мгновенно завоевавшие любовь и почитание. Или государственный театр песни и танца «Байкал» объединивший его театр танца, оркестр народных инструментов телевидения и радио Бурятии и ансамбль песни и танца «Байкал». Становление коллектива на долгие, для творческого человека, пять лет сделало его администратором. Но это, по его убеждению, необходимые шаги для Бурятии, для культуры бурятского народа.
И в этом нет жертвенности, в этом позиция: сделай как надо и будь, что будет. И кажется, что в этом успехе есть что то необъяснимое - не только и не просто работа. Дух…
Возможно, потому бурятским артистам готовы покориться самые избалованные площадки Европы и мира.
Я горжусь своим дядей Дандаром!!!
Лиса-охотница
Привередница
Почта
Две лягушки
Весенняя гроза