Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gorbacheva.docx | 51.15 КБ |
МБОУ СОШ №1
р.п.Хор муниципального района имени Лазо
Хабаровского края
Исследовательская работа по литературе
«СОЗВУЧЬЕ СЛОВ ЖИВЫХ», или МОЛИТВЕННАЯ ЛИРИКА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Выполнила: ученица 8 «А» класса
Горбачёва Елизавета Дмитриевна
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
Чиганова Елена Анатольевна
р.п.Хор
Содержание:
I. Введение……………………………………………………........3-4
II.Основная часть…………………………...................................4-12
Глава 1 Роль молитвы в жизни человека………..………………. .4-5
1.1Определение молитвы....................................................................4
1.2. Роль молитвы в жизни предков и в современном мире.……5
Глава 2 Анализ произведений («Молитва» 1829г, «Молитва» 1837г, «Молитва» 1839г.) ………………………………………………..5-8
2.1.Анализ «Молитвы» 1829 года ………………………………..5-7
2.2. Анализ «Молитвы» 1837года ………………………………...7-8
2.3. Анализ «Молитвы» 1839года ……………………………….9-11
III. Заключение……………………………………………… …11-12
IV. Список литературы ……………………………………......... 13
V. Приложения…………………………………………………14-17
Актуальность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, , до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. проживший всего 26 лет и оставивший богатое литературное наследство
В частности, в литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений относительно религиозности поэта, отношения его к Богу (от богоборчества до богосыновства).
Кроме того, именно молитвенные мотивы дают творчеству любого поэта духовно восходящее направление, ориентируют его на абсолютно ценное, поэтому исследование духовной лирики позволяет лучше понять поэта, познать его внутренний мир.
Цель исследования -
выявление причин обращения Лермонтова к молитвенной лирике, роли молитв в творчестве поэта.
Задачи:
Гипотеза – обращение Лермонтова к молитвенной лирике свидетельствует о трагическом самосознании поэта, душевной расщеплённости, желании разобраться в себе. «… именно в Лермонтове и есть буря жизни. И жизни во всех проявлениях!»[1]. «Молитвы» - это путь поэта к душевной гармонии и спасению.
Глава 1.
1.1. Существует большое число определений молитвы, которые не во всём совпадают друг с другом. На их основе можно предложить следующее: молитва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».
1.2. Молитва в древности играла важную роль. Во время нее рождались, с ней умирали. Верующие люди просыпались и засыпали с ней, делали дела и заканчивали их в молитве. Одним словом жизнь человека была связана с верой в богов или Бога и молитва следовала за людьми на каждом шагу.
В 21-ом столетии она утратила свою прежнюю ценность. Только глубоко верующих людей можно заметить за молитвою и то чаще всего в церкви. По данным соц. опросов большинство современных россиян не знают наизусть текстов молитв (кроме первой строчки «Отче наш…»), однако 18% опрошенных говорят о том, что в трудные моменты своей жизни обращались к Чему-то Высшему с просьбой о помощи или о прощении.
Выводы к 1 главе
Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.
К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи. А настоящий христианин постоянно находится в общении с Богом.
Глава 2.
2.1.Отец Лермонтова в предсмертном письме сыну говорил о том, что тот имеет талант, в котором он должен будет дать отчёт Богу. И таланту Лермонтова было суждено создать свои молитвы.
Первая из них «Не обвиняй меня, всесильный...» создана пятнадцатилетним поэтом в 1829 году. (Приложение1)
Это искренняя, прямая, честная и обличающая себя самого исповедь, это желание поговорить с Богом без каких-либо посредников, желание высказать о себе всю подноготную, ничего не приврав и не приукрасив, это довольно-таки честное признание за собой многих грехов, от которых лирический герой и не собирается отказываться.
Молодой пятнадцатилетний поэт, ощущающий свою вину в неповиновении Божьим заветам, в нарушении Его заповедей, в порыве страстного желания выговориться и облегчить свою мятежную непризнанную душу сразу раскрывает все свои карты, стараясь ничего не скрывать:
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю…
Он рассказывает обо всех своих прегрешениях, о каждом своем мимолетном неправильном помысле, и в то же время яро пытается оправдаться перед Богом, находя своим проступкам тысячи иных причин, которые, как ему кажется, вполне способны оправдать его целиком и полностью.
В этой его молитве нет того смирения перед Богом, что свойственно многим молитвам (прежде всего, как жанру религиозной литературы).
Лермонтовская «Молитва» - это горячий и импульсивный вызов Богу, это признание оголтелого мятежника и смелого песнопевца, предпочитающего земные страсти небесным благам, дарованным человеку.
Поэт еще не готов отказаться от того мира, в котором он находится сейчас, не готов поменять его на спокойную богобоязненную жизнь, исполненную смирением и кротостью. Нет, для него жизнь – это поток страстей, это борьба и мятеж, это бесконечные «дикие волненья», наполняющие его душу.
В какой-то степени, мир Лермонтова, как и мир Джорджа Байрона, – это сочетание демонического и божественного начал, это их вечная борьба и одновременное нахождение рядом (в 1829 году Лермонтов начинает работать над своим «Демоном», работа продолжается вплоть до 1839 года). И, по словам самого Лермонтова, «…этот демон живет во мне, пока живу и я…», пока поэт не расправится с ним вполне чудным и понятным способом – своими стихами.
2.2.Спустя восемь лет, в 1837 году, поэт напишет другую «Молитву» (Приложение 2). Напишет её, по словам А.П. Шан-Гирея, его друга, будучи в заключении за стихотворение «Смерть Поэта». По всей вероятности, оно обращено к В.А. Лопухиной, которую до конца жизни любил поэт, однако семья девушки была против её брака с Лермонтовым (Приложение3). Любовь, которая так неожиданно появилась, сохранилась в сердце поэта до самых последних годов его жизни.
Сам Лермонтов называл стихотворение «Молитвой странника». Вот что он пишет 15 февраля 1838 года в письме В.А. Лопухиной: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашёл случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл — но это вовсе ничего не доказывает». Эта «Молитва» – уже иной уровень организации поэтической души Лермонтова.
Поэт отходит от нелепого самооправдания, от обличительных речей и от ненужных воззваний, прося в своей молитве не за себя, непримиримого мятежника и усталого путника, а за свою любимую:
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Просит за ту, которая вряд ли когда-нибудь будет с ним рядом, однако образ её благороден и еще способен возродить в поэте угасшие любовные чувства, способен всколыхнуть увядающее и окаменевшее сердце, уставшее от жизни, изгнания, одиночества и непонимания.
В своей «Молитве» Лермонтов обращается уже не к Христу, как это обычно было принято, а к Богородице, к Божьей Матери, которая является заступником всего человечества перед лицом Её Сына.
Лермонтов, терзаемый демоническими мыслями, еще страшится просить за себя, но всю свою любовь, всю свою веру он вкладывает в образ единственной Прекрасной Дамы, за которую и молит Божию Матерь. Свою персону он даже не осмеливается поставить в один ряд с «девой невинной», ведь он только «безродный странник с пустынною душой».
Его молитва – это молитва истинно любящего человека, который желает только счастья объекту своей любви, который, ради её свободы, не собирается сковывать её в своих объятиях. Несмотря на взаимную любовь, сердцам двух возлюбленных так и не суждено быть вместе, и Лермонтов, исполненный самым высоким чувством, вручает девушку в руки Божьей Матери с надеждой на её заступничество и защиту.
В этой молитве поэтом движет не желание самооправдаться, не стремление выложить про себя все непотребное, за что потом можно было бы себя казнить, а неизбывное, сильное и вечное чувство любви.
Историк литературы П.А. Висковатов пишет об этом стихотворении: «Чем более зрел он (Лермонтов), чем более проникал в смысл жизни народа своего и человечества, тем сильнее звучали в поэзии его струны положительного, а не отрицательного направления. Не злоба говорит в нём, когда он обращается к Матери Божией в своей дивной молитве. Дышит она любовью и верою, дышит чувством полного отречения от своего "я", дышит альтруистическим отношением к ближнему...» В.Г. Белинский назвал эту «Молитву» «чудной».
2.3.«Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щербатовой, с которой связана первая дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с Э. де Барантом, повлекшая за собой ссылку поэта на Кавказ.
По свидетельствам современников, М.А. Щербатова велела молиться поэту, когда у него на душе тоска. Лермонтов пообещал обязательно выполнить завет своей возлюбленной и в 1839 году написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
(Приложение 4)
Даже странно, что это - Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Для поэта уже исчезают все сомнения, он словно очищается от бремени, которое тяготило его всю жизнь, он освобождается от внутренних оков, обретая душевную свободы, дороже которой нет ничего:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется
И так легко, легко…
В том же году и заканчивается работа над «Демоном». Лермонтов, как и обещал, наконец-то расправился с надоедливым и изматывающим бесом в своей душе посредством поэтического слога.
Обращает на себя внимание то, что организация этой молитвы соответствует пути, который поэт прошел от молитвы 1829г. до молитвы 1839г.: от мятежа к покорности…
Начало довольно мрачное: «трудная» минута, «в сердце – грусть»... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом «теснится». В такую минуту и обращаются к Богу ("одну молитву чудную твержу я наизусть...")
Если первая строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, то вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, а третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.
Поэт обращается к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере. В его стихе все живет и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм. Нельзя не заметить антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную - легко, теснится грусть - бремя скатится. От первой к последней строфе меняется и "одежда" слов - звуки. Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися "у" (их здесь целых 13!).
Но как все преображается под действием "слов живых"! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения - строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние - от "до" молитвы до "после" молитвы.
В.Г. Белинский в 1841 году писал об этом стихотворении: «...из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце человеческие звуки, из того же самого духа вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнию...»
Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гурилёв, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский, А.Г. Рубинштейн, П.П. Булахов, Ф. Лист и многие другие. Музыкальное произведение помогает ещё раз убедиться в том, что искренняя чистая молитва способна подарить человеку чудо возрождения духа, свет и надежду. Правда, не сразу это приходит к человеку, а только тогда, когда он забывает себя, смиряет свою гордыню и открывает сердце любви — к Богу и людям...
Выводы ко 2 главе
На протяжении всего создания стихотворных текстов «Молитв» душа поэта претерпела заметные изменения, отчего изменились и направления его мыслей и размышлений.
Если в первой «Молитве» (1829) поэт выступает самооправдывающимся мятежником, неспособным к смирению и кротости, готовым жить ради своей собственной правды, которая кардинально отличается от Божьих заветов, то его последняя «Молитва» (1839) – это тончайший образец духовной лирики, в котором каждое слово дышит «непонятной святой прелестью», полной легкости и смирения.
А «Молитва» 1837 года выступает неким переходным этапом между этими двумя полярными полюсами поэтической души, в которой постепенно начинают возрождаться высокие чувства, такие как любовь.
III.Заключение
Сквозь три «Молитвы» можно проследить чарующее изменение души поэта, они представляют собой цепь текстов, скрепленных только именем автора, но никак не чувствами, которые испытывает лирический герой. Причинами такого изменения является жизненный опыт, который приобрёл поэт в течение 10 лет (1829-1839гг).
В частности, ссылка на Кавказ дала поэту осознание, что он не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше.
А в молитве поэт увидел нечто особенное, даже святое, способное залечить любые душевные раны.
«Молитвы» Лермонтова – это образец разительного и стремительного становления поэтической души от истока до вершины, от самооправдания и мятежа до безграничной любви и легкости. Эти тексты – показатель динамического роста поэтической души, её непрерывного развития, продолжавшегося на протяжении десяти лет, с 1829 по 1839 годы.
Таким образом, можно сделать вывод, что молитвенный жанр получил у Лермонтова особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.
IV.Список литературы
Приложения
Приложение1
Молитва
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
1829
Приложение2
Молитва странника
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
1837
Приложение3
Варвара Александровна Лопухина
Акварель М.Ю.Лермонтова.
1835-1838
Приложение 4
Молитва
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
1839
[1] Елисеева Т.А. «И в небесах я вижу бога…»: анализ лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова. IX класс./ Тамара Александровна Елисеева, учитель -методист litewsh@mail.ru // Литература в школе. - 2010. - № 11. - с.32-37
Лупленый бочок
Твёрдое - мягкое
Ребята и утята
Лягушка-путешественница
Рисуем зимние домики