Многие поэты в своих стихотворениях обращались к образу Байкала. Эта тема важна и для Николая Гармаевича Дамдинова, народного поэта Бурятии, лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Горького. Тончайший лирик, прославивший свой родной край, Баргузинскую долину, Курумканский район, на всю страну, он не мог не обойти в своем творчестве тему «священного моря».
Вопрос о судьбе Байкала, о его будущем актуален и злободневен именно сегодня: неугасающий интерес людей к озеру Байкал, огромный поток туристов со всего мира вызывает наше желание защитить «голубое око Земли», сохранить природу вокруг него, привлечь внимание на его красоту и уникальность. В этом заключается актуальность данной работы.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_morya_v_poezii_nikolaya_damdinova.doc | 67.5 КБ |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
«БАЙКАЛЬСКИЙ СЕРПАНТИН»
Научно-практическая конференция
«Экологическое образование в Прибайкалье:
опыт и перспективы»
Тема:
Образ Байкала в лирике народного поэта Бурятии
Николая Дамдинова
Выполнил: Ламажапова Сарюна,
ученица 7 класса
МБОУ «Курумканская СОШ № 1»
Руководитель: Буралова З.Г.,
учитель русского языка
и литературы
с.Курумкан, 2019 г.
Введение
Многие поэты в своих стихотворениях обращались к образу Байкала. Эта тема важна и для Николая Гармаевича Дамдинова, народного поэта Бурятии, лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Горького. Тончайший лирик, прославивший свой родной край, Баргузинскую долину, Курумканский район, на всю страну, он не мог не обойти в своем творчестве тему «священного моря».
Вопрос о судьбе Байкала, о его будущем актуален и злободневен именно сегодня: неугасающий интерес людей к озеру Байкал, огромный поток туристов со всего мира вызывает наше желание защитить «голубое око Земли», сохранить природу вокруг него, привлечь внимание на его красоту и уникальность. В этом заключается актуальность данной работы.
Художественный образ Байкала в творчестве поэтов Бурятии, безусловно, изучен, накоплен достаточно большой материал. Но в поэзии Н.Г.Дамдинова данная тема мало изучена и не исследована. В этом и заключается новизна нашей работы.
Объектом исследовательской работы стала пейзажная лирика Н. Дамдинова.
Предмет исследования – образ Байкала в поэзии Н.Дамдинова.
Цель работы: выявить особенности создания образа Байкала в лирике Н.Дамдинова.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что изучение особенностей создания образа Байкала в лирическом наследии бурятского поэта даст возможность привлечь внимание окружающих к сохранению природы, экологии Байкала.
Методами исследования явились метод наблюдения, выборки и обобщения материала, метод анализа.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования материалов исследования на элективных курсах «Байкаловедение», «Экология Байкала», на уроках «Литературы Бурятии», а также результаты могут быть представлены на Неделе литературы.
Глава I. Творческий путь Николая Дамдинова
Николай Гармаевич Дамдинов - народный поэт Бурятии, который внес весомый вклад в развитие бурятской литературы. Он тончайший лирик и прозаик, историк и философ, драматург и киносценарист, эссеист и переводчик, человек, прославивший родную землю на всю страну.
Кому не ведома песня о “священном” Байкале с ее удалым припевом “Эй, баргузин, пошевеливай вал!”? Кто не слыхал про знаменитого баргузинского соболя, драгоценный мех которого можно добыть лишь в девственной тайге, окаймляющей красивейшую долину, вытянутую вдоль течения стремительной реки Баргузин? Здесь, в краю скотоводов, охотников и рыбаков, среди которых некогда провели годы ссылки братья Кюхельбекеры, у подножия легендарной Бархан-горы, прошли детские годы будущего поэта.
Н.Дамдинов - один из тех поэтов, чей характер с точностью совпадает с характером его лирического героя, чьи жизненные тревоги, сомнения и мечты составляют мир собственных стихов. Совсем не случайно, например, молодой автор с благодарностью к землякам рассказывал о том, как «человека в путь провожала человечность».Это было с самим поэтом. Люди привезли одаренного мальчишку из глухого улуса Угнасай Баргузинского аймака в Улан-Удэ, в школу-интернат. В газете были напечатаны его первые стихи, Союз писателей Бурятии дал ему рекомендацию для поступления в Литературный институт имени А.М.Горького. Окончив школу с золотой медалью, юноша едет в Москву. А там учеба у известных мастеров литературы, сердечное, заботливое участие в судьбе паренька таких крупных поэтов, как Александр Твардовский, Ярослав Смеляков. Стихи Н. Дамдинова той поры передают страстное желание юного поэта отплатить за доброту и беспокойство оправдания своего таланта.
Оглядывая творческий путь Николая Дамдинова, можно сказать, что он наиболее масштабно, чем его предшественники в бурятской поэзии, отобразил в своих стихах, поэмах, исторических драмах и произведениях других жанров прошлое родного народа, его духовный взлет и расцвет. Он настойчиво пытался связать времена и души, и потому удивительно современны его творческие поиски в «Легенде об Ангаре», основанной на поэтическом сказании, в поэме о мудром и смелом предводителе Шилдэ-Занги «Возвращение Батыра»,в поэмах “Имя отца” и “Новая земля”,показывающие переустройство жизни в таежном крае, в «Песне о Доржи Банзарове», в «Тропе Гэсэра» и других произведениях. Н. Дамдинову присущи открытость темперамента, публицистичность лирики, отлично уживающиеся с философским взглядом на мир.
Глава II. Образ Байкала в лирике народного поэта Бурятии Николая Дамдинова
Обратимся непосредственно к лирическим произведениям Н.Дамдинова. Методом выборки мы отобрали 7 лирических стихотворений о Байкале из цикла стихов «Жизнь моя, Байкал», входящего в двухтомный сборник произведений поэта.
Характер лирического героя с точностью совпадает с характером самого поэта, поэтому во всех его стихотворениях мы слышим «я», лицо мужского рода, обозначенное личным местоимением. И не зря в одном из стихов «Мой отчий край – долина Баргузина», превратившемся в гимн родному краю, мы находим строки:
Кто я такой?//
Сын этих гор и вод!
Одной из центральных тем является тема Родины, история родного края, малой родины, которую изобразил через призму своих личных переживаний и впечатлений. За одни только эти стихи имя Н.Дамдинова можно было навечно вписать золотыми буквами в историю бурятской литературы:
Мой отчий край – долина Баргузина.
Над ней сплошной стеной стоят хребты…
Мой отчий край в народе величают
Высокой поднебесною землей.
Великолепье темных скал венчает
Бархан гора
Вершиной ледяной…
С темой Родины тесно переплетена тема Байкала в цикле стихов «Жизнь моя, Байкал»:
Мой отчий край соседствует с Байкалом,
И Баргузин всю жизнь спешит туда,
Где медленно вздымает вал за валом
Бездонная былинная вода…
Н.Дамдинов говорил: «Писать о Байкале нетрудно - все мы любим свое сибирское море. Но воспевать только его красоту, мощь, его природу в разных проявлениях – этого, по-моему, мало». Потому поэт старается увидеть в Байкале нечто живое, связанное с судьбой человека. Во всех стихотворениях из цикла стихов «Жизнь моя, Байкал» личное, человеческое тесно переплетается с образом Байкала. Такое построение стихов говорит о тесной взаимосвязи человека и природы.
Величественный образ родного Байкала здесь показан с эпической широтой и былинной мощью. Размеренная ритмика, плавная мелодичность, интонация раздумья придают стихотворению лирическую тональность, напоминая неторопливое течение человеческой жизни:
Его волны широкопенной
Немолчный рокот гулевой
Был колыбелью неизменной
Со дня рожденья моего.
Именно он создает ощущение прочно обжитого, замкнутого, сосредоточенного пространства, в котором лирический герой может чувствовать себя защищенным и понятым.
В стихотворении Байкал предстает живым, одушевленным, близким человеком - соседом:
Ворочался он за горою,
Как будто за стеной сосед.
Поэт, обращаясь к Байкалу, как близкому человеку, использует риторическое обращение «ты»: «тебе – до капельки – Байкал!», «ты золотым порогом был». Говоря о Байкале, Дамдинов воспоминает о своих непростых детских годах, о матери и об отце, незаслуженно репрессированном в 30-е годы:
Его дыханье пил я залпом,
И словно бы одним глотком
Впитал навеки этот запах
Я с материнским молоком…
С образом Байкала связаны у поэта и воспоминания о лучших годах молодости- учеба в Москве, и женитьба на любимой девушке:
Исколесив почти полсвета,
Вернулся в отчие края…
Здесь, в тридцать лет своих неполных,
Ее одну, в моей судьбе,
Нашел…
Именно от берегов Байкала начинается точка отсчета поэтического пространства. Уезжая учиться в Москву, в Литературный институт, расставаясь с близкими людьми и родными местами, поэт идет к Байкалу, как отцу, за благословеньем:
Отцовского благословенья
Пришел просить к тебе, Байкал!
Когда же дом свой покидали
И, чуя юношеский пыл,
Стремились мы в иные дали,-
Ты золотым порогом был…
Задумчивые размышления о быстротекущей жизни переплетаются с биографическими данными, тесно связывая пейзажную и личностную темы, наделяя произведение глубоким смыслом:
Года бегут неугомонно.
Ты ныне, озеро, всё то ж,
И всё ж загадочно бездонным,
Как море жизни, предстаешь.
И в других стихотворениях из цикла стихов «Жизнь моя, Байкал» Н.Дамдинов придает образу Байкала человеческий облик:
Байкал спокоен.
Он щедрый дарит рыбакам улов.
И – тишина:
Он, труженик и воин,
Пустых на ветер не бросает слов.
Песнь о Байкале – песнь о человеке, о его душе. Через его образ поэт освещает душевный мир и состояние человека. Наполняют смыслом стихотворения не только эпитеты («медлительные волны», «взбитой пены/ белый, пышный войлок», «кружевная берегов одежда», «с неистовым рычаньем»), но и олицетворения («без устали бросать к твоим ногам», «он, за обиду мстя, бросает в бой!»), и многочисленные инверсии («на берег ласковый пришедший», «небес достигнет волнами Байкал»).
Миллионы лет славное море хранило свои сокровища для людей, и многие поколения отвечали ему своими восхищениями его нерукотворной, неповторимой красотой и своей бескорыстной любовью к нему, воспевали его в своих стихах и песнях. Но сегодня человек решил использовать прозрачные и животворящие воды Байкала на свои нужды:
Но сползает с берегов
грязца
Там, где хищных пил
вонзились зубы
В сосен беззащитные сердца…
Стихи, наполняясь гудящим ветром с Байкала, с родного Баргузина, страстно призывают нас к защите природы. Они особенно актуальны сегодня. Экологическая безнравственность и равнодушие могут погубить озеро – и тогда:
Взмывая ввысь с неистовым рычаньем,
Небес достигнет волнами Байкал
И землю всю
встряхнет до основанья
И превратит,
взъяренный,
в груду скал!
Волнуясь за судьбу великого озера, поэт предупреждает нас, «неосторожных», об ответственности за него:
Но ты,
На берег ласковый пришедший,
Ты, человек, ему не нагруби:
Разгневаешь его – и, сумасшедший,
Байкал взметнется сразу на дыбы.
Николай Дамдинов с болью и горечью призывает нас сохранить чистейшие воды Байкала, это «голубое око Земли»:
Как чиста,
прозрачна как с начала,
У истока самого вода.
Сохранить до устья чистоту бы…
Своеобразным обобщением по теме исследования является интересное по идейному содержанию стихотворение «Как я рад за тебя, ты мой древний Байкал!». Поэт знает: наше будущее зависит от сохранения природы Байкала:
Если трудная выпадет
Людям судьба –
Ты до капельки людям
Раздаришь себя...
Заключение
Н.Г. Дамдинов оставил нам богатое наследство - свои произведения, где ясно виден образ Бурятии, образ величественного Байкала, образ родной Баргузинской долины, её история, её настоящее, её мечты и надежды. Он воспел и создал вечные ценности, и этим он велик.
Прочитав и проанализировав лирические произведения Николая Дамдинова из цикла стихов «Жизнь моя, Байкал», мы приходим к следующим выводам:
Список использованной литературы:
Сочини стихи, Машина
Ребята и утята
Лупленый бочок
"Портрет". Н.В. Гоголь
Сорняки