Сочинение Евгения Наумова отправила на конкурс региональный эссе по произведениям современной литературы, который организовала филологическая кафедра ВГУ.
Война – это всегда страшно. Это всегда смерть, кровь, грязь и всепоглощающий страх.
Что мы благополучные и сытые знаем о войне? Как можем мы говорить о поступках людей, прошедших через ад? Когда люди теряли все, и оставалась у них только их душа да сжимающееся от страха перед смертью тело.
Сказано в библии: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить …»
Эх, не зря это было сказано, но как же заманчиво и легко сейчас сказать: «Этот поступок – честный, а это поведение не достойно человека…» Ведь нас – судей эти слова ровным счетом ни к чему не обязывают, а порой даже сулят разные блага…
Вложение | Размер |
---|---|
сочинение эссе | 23.01 КБ |
Тема: «Война - это всегда страшно».
Война – это всегда страшно. Это всегда смерть, кровь, грязь и всепоглощающий страх.
Что мы благополучные и сытые знаем о войне? Как можем мы говорить о поступках людей, прошедших через ад? Когда люди теряли все, и оставалась у них только их душа да сжимающееся от страха перед смертью тело.
Сказано в библии: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить …»
Эх, не зря это было сказано, но как же заманчиво и легко сейчас сказать: «Этот поступок – честный, а это поведение не достойно человека…» Ведь нас – судей эти слова ровным счетом ни к чему не обязывают, а порой даже сулят разные блага…
Думаю, что судить поступки людей того времени могут только те, кто сам прошел через такие испытания. Но вот что удивительно, сколько бы я ни читала документальных или художественных книг, сколько бы ни слушала рассказов выживших очевидцев того времени, все они никого не судят. Только говорят о человеке, поступившим недостойно, что он оказался малодушным, оттого и не выдержал. Говорят, что Бог ему судья и что он сам себя наказал, и еще, что с грузом черных поступков очень трудно, а порой невозможно жить.
Я преклоняюсь перед людьми, которым выпало жить в то время, перед тем, кто выдержал все и остался человеком. Когда узнаешь про их судьбы, то начинаешь верить, что душа дана человеку от Бога и нет дороже этого драгоценного подарка.
Таковы герои небольшого рассказа «По щучьему велению» писателя Николая Агафонова. Глава семьи Соколовых – Алексей, его жена Анна и их дети: Вася, Варя и Дима.
Как в огромной страшной печи обжигает эту семью беда. В этой топке сгорает все наносное и неважное, а остается только суть, только драгоценный камень их души. Может, именно чистое сияние этой души и завораживает нас, кто не испытал, не прошел, а может, еще не понял самого главного. Свет чистой души, как свет истины.
Не раз смерть проходит совсем рядом с героями рассказа, холодом сковывая тело и душу. Переворачивая и руша весь мир вокруг. А голод, самый безжалостный и изощренный мучитель, надежно врастает в их жизнь.
Герои рассказа не воюют с оружием в руках. Это обыкновенная семья эвакуированных, каких было тысячи. Но посмотрев на войну их глазами, глазами детей войны,острее воспринимаешь горе и смерть, которые их окружали. Да, война есть война, и смерть на войне - дело закономерное, почти обычное. Но автор рассказа заставляет нас почувствовать всю безжалостность и непоправимость смерти в эпизоде бомбардировки эшелонов на станции. Он показывает гибель не солдат, а детей, и это особенно больно и страшно.
«Анна с детьми отправились на поиски. Вдруг Варя, подойдя к развороченному взрывом вагону, закричала:
— Мама, мамочка, иди сюда. Посмотри, что это?
Когда она подбежала к дочери, та стояла в каком-то оцепенении и показывала пальцем на окровавленную голову. По голубым лентам, вплетенным в косички, можно было безошибочно признать Танюшкину голову. Подбежала Светлана и отчаянно заголосила, можно даже сказать, завыла раненым зверем и рухнула тут же без чувств на землю».
Но смерть, война и даже всевластный голод теряют свою силу перед чистой детской верой в настоящее чудо. Вспомните эпизод, когда дети, Варя и Дима, поймали щуку. Они были не просто голодны. Голод овладел всем их сознанием. Занял все мысли и мечты. Даже самые сказочные и несбыточные – это мечты о еде.
«— Я есть хочу. А щука, говорят, очень вкусная рыба. Если бы она жить хотела, то сама бы об этом сказала. Как в той сказке про Иванушку дурака, и любое желание исполнила бы. Вот ты, Варька, чего бы пожелала?
— Я бы пожелала, — сказала, растягивая слова, Варя, осознав, что не знает, чего бы пожелать в первую очередь. — Я бы пожелала, — еще раз повторила она и вдруг обрадованно воскликнула: — Я бы пожелала большой кусок хлеба, политый растительным маслом и посыпанный солью, это очень вкусно. А ты бы чего пожелал?
— Я бы пожелал, — не задумываясь, сказал Дима, — полный кулек конфет подушечек, они такие вкусные и сладкие, у них внутри повидло".
Но оказывается, что душу детей и их веру в сказку голод так и не смог побороть. Дима с Варей отпускают щуку, рассказывая ей лишь одно, самое заветное желание: снова увидеть своего отца. Получается, что любовь и тоска по отцу оказываются сильнее голода, а детская вера в настоящее чудо – сильнее здравого смысла.
«— Ты знаешь, — сказала она вдруг Диме, — мне не нужны ни хлеб с маслом, ни конфеты, я попросила бы по щучьему велению, по моему хотению, чтобы приехал с фронта папа. Я по нему очень соскучилась.
— Я тоже, — сказал Дима и, вздохнув, добавил, — теперь эту щуку надо отпустить, а то она наше желание не исполнит. Хотя наверняка она очень вкусная».
И чудо в рассказе происходит! Самое настоящее! Конечно, в сказках так и должно быть, а в жизни? Хотя, пожалуй, и в жизни тоже. Только в жизни мы часто не замечаем чудес, а может, просто не хотим замечать… Чудо – ответ неба.
Можно привести еще один отрывок из рассказа, когда душа мальчика Васи блеснет своей чистотой, озадачив и ошеломив даже взрослых героев рассказа. Это эпизод, когда он приводит домой маленького Андрейку – беспризорника, круглого сироту и просто изголодавшегося мальчишку. Вася пожалел его, хотя знал, что именно Андрейка украл у его семьи хлебные карточки и этим обрек их всех на голод. Но мысль о том, что он сам вот так же мог бы остаться совсем один на земле, где царит голод и война, заставляет его забыть об обиде.
«Он задавал себе вопрос: а что было бы, если бы у него убили фашисты родителей, и он такой же маленький и беззащитный остался бы совершенно один на всем белом свете. Он вспомнил плачущего мальчика, и сердце его исполнилось жалостью".
Вася приведет Андрейку домой, и взрослые ответят согласием на просьбу Васи. И произойдет еще одно чудо: у мальчишки, который потерял все, появиться семья.
На войне так было много-много раз, когда измученные бедой и голодом люди подбирали бездомных детей и из последних сил растили и оберегали их. Тогда это было так же необходимо для людей, как защищать свою Родину, как жить и дышать.
Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» знакомит нас с трогательной историей еще одного Андрея Соколова, потерявшего за время войны всю семью. Волевой характер и твёрдость духа не позволили сломиться Андрею. Встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой привнесла в жизнь Соколова новый смысл. "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло». Наверно, не случайно Николай Агафонов дал своему герою такое фамилию. Ведь приемный сын Андрейка станет еще одним Соколовым.
А сейчас? Сколько сейчас беспризорных, бездомных? А сколько живут в детских домах? И почти у всех детей есть родители или родственники… Что же случилось с душой человеческой? Мы перестали чувствовать чужую боль и чужую беду. Мы стали слабыми и малодушными, а значит, как бы часто мы ни ходили в храм, как бы истово ни молились, какой величины ни носили бы крест – мы не можем считаться верующими. Ибо верить в Бога – это выполнять его заповеди, а не просто креститься и ставить свечки.
Автор рассказа тоже обращается к вопросу о силе истинной веры. Глава семьи, отец Васи, Вари и Димы, уже очень взрослый, умный и много повидавший человек, фронтовой хирург Алексей Соколов, опечален тем, что он до войны не думал о Боге и не верил в него. Он пишет в письме домой о своей встрече с хирургом-священником и о его великом даре – спасать людей:
«Но, к счастью, в Красноярске оказался блестящий знаток гнойной хирургии профессор Войно -Ясенецкий. Ты, Аня, не поверишь, этот знаменитый профессор еще и является епископом Красноярска. Для меня, воспитанном на постулате: религия — враг науки, это было просто потрясением. Владыка Лука, такое монашеское имя профессора, встречает каждый санитарный поезд и отбирает самых тяжелых больных. Затем лично делает им операции. Представляешь, Аня, у него выживают даже самые безнадежные больные. Это уже чудо само по себе. Я, конечно, напросился ассистировать ему во время операции. А потом мы вместе с ним пили чай и долго беседовали. В воскресенье он пригласил меня к себе в церковь, на службу. Я стоял в храме и думал: зачем нас лишили всего этого. Кому мешала вера, способная творить чудеса.»
В годы войны, когда по нашей земле шел враг, все сильные духом вставали на защиту Родины. И было неважно, на каком языке они говорят и в какого бога верят. Беда была одна на всех. Священники, чье предназначение вести за собой народ и не оставлять людей ни в жизни, ни в смерти, тоже исполняли свой долг, если, конечно, они были настоящими священниками. Война стала испытанием и для их души и веры.
Алексею посчастливилось познакомиться с настоящим священником и к тому же уникальным хирургом. Даже в мирное время врачам зачастую приходится спорить со смертью, а в годы войны этот спор переходит в постоянный диалог. Если у врача, кроме опыта и желания спасти пациента, есть еще и огромная, несокрушимая вера в Бога и в его помощь, то шансов выиграть такой спор становиться неизмеримо больше.
Алексея Соколова гнетет мысль, что дети его некрещеные, и потому Бог их не защищает. В письме он обращается к своей жене:
«Еще у меня к тебе большая просьба: окрести, пожалуйста, детей, я теперь сожалею, что не сделал этого раньше».
А жена его радуется, что перед эвакуацией она успела это сделать. Крестики на груди детей прибавляют ей самой веры в то, что все будет хорошо.
«Милый мой Леша, ты и не знаешь, что перед эвакуацией из Москвы, я зашла в церковь и окрестила детей. Может потому-то и живы они остались во время бомбежки, что на них были надеты крестики».
В рассказе Николая Агафонова провидение оберегает маленького Андрейку и приводит его в семью Соколовых, хотя на груди его и нет крестика.
«Когда возвращались назад, то увидели на перроне одиноко стоящую фигурку Андрейки. Его худенькие плечи содрогались от рыданий.
— Что с тобой? Что случилось? — окружив Андрейку, спрашивали они…
— У меня нет крестика, — и Андрейка заплакал еще громче».
Но душа этого мальчика чистая, а в сердце живет вера в добро, в чудо и в силу неба. Его новая семья обещает ему, что у него тоже будет крестик. И это значит, что в душе его живет Бог и что он охраняет этого малыша.
И хотя война в рассказе еще не закончена, у читателя остается чувство, что семья присоединилась к верующим и у них все будет хорошо. В конце произведения не чувствуется ни отчаяния, ни катастрофы, потому что есть такие врачи, как владыка Лука, есть семья Соколовых, в которой любой обретает веру и любовь к ближнему.
Война - это тяжкое испытание. Но говорят, что Бог не посылает человеку испытаний больших, чем он смог бы вынести. Люди, жившие в те страшные годы, были сильны духом, и многие из них с честью прошли все испытания.
В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца об одном человеке, попросившим Бога не оставлять его на его земном пути. В конце жизни человек увидел, что «рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь шествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной…Но Господь ответил ему: это — отпечатки не твоих стоп, а — Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес».
Усатый нянь
Машенька - ветреные косы
Финист - Ясный сокол
Тигрёнок на подсолнухе
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"