Сочинение Третьякова Анна отправила на конкурс региональный эссе по произведениям современной литературы, который организовала филологическая кафедра ВГУ.
В наше прозаическое время, когда поэзия стала скорее интеллектуальным удовольствием, именно жанр рассказа позволяет коснуться души читателя и вступить с ним в личную беседу. А для автора, в совершенстве познавшего тайны и возможности короткой прозы, рассказ уже становится не просто формой выражения смысла, а редким инструментом пробуждения в читателе сокровенных переживаний. Елена Долгопят – именно такой рассказчик.
Название рассказа «Часы» удачно отразило не только тему произведения, но и двойственность мировоззрения автора, особенности ее стиля, в котором гармонично совмещаются приемы жанровой литературы - детектива с тонким психологизмом.
Вложение | Размер |
---|---|
сочинение эссе | 17.91 КБ |
Эссе по произведению “Часы” Елены Долгопят
Конец по расписанию
В наше прозаическое время, когда поэзия стала скорее интеллектуальным удовольствием, именно жанр рассказа позволяет коснуться души читателя и вступить с ним в личную беседу. А для автора, в совершенстве познавшего тайны и возможности короткой прозы, рассказ уже становится не просто формой выражения смысла, а редким инструментом пробуждения в читателе сокровенных переживаний. Елена Долгопят – именно такой рассказчик.
Название рассказа «Часы» удачно отразило не только тему произведения, но и двойственность мировоззрения автора, особенности ее стиля, в котором гармонично совмещаются приемы жанровой литературы - детектива с тонким психологизмом.
Главная героиня когда-то училась криминалистике. Но вышла замуж, родила детей и жила в доме, где обитало множество известных когда-то стариков. Все они жили по часам: вставали, гуляли, ходили в магазин. Этим воспользовался грабитель, вынеся из квартиры коллекционера, ушедшего по обычаю навестить свою давнюю подругу, несколько ценных часов из коллекции. Долго в полиции не могли составить фоторобот или опознать вора по запаху, который уловил Иван Андреевич, случайно столкнувшийся в подъезде с грабителем. А героиня смогла помочь необычным способом, по совету одного из экспертов. Портрет грабителя обнаружился в одном из альбомов с репродукциями Ивана Андреевича.
Для героини, живущей в доме стариков, это не просто немощные, беспомощные люди. В прошлом - это легенды: ученые, певцы, литераторы, художники, «которые даже посвященным кажутся волшебниками». О каждом можно писать захватывающие истории, как о старушке, работавшей когда-то звукооператором в кино, «с которой приключилась странная история в 1935 году в санатории "Красная Ривьера".
И потерпевший от грабителя Иван Андреевич Еременко, в прошлом парикмахер, тоже творил чудеса. Дело свое он любил и работал, пока позволяло здоровье. Одиночество его не пугало. Он навещал подругу молодости на Тверской, забытую певицу Лялю Корчагину, вечерами листал альбом с европейской живописью и наслаждался концертом своей бесценной коллекции часов: солнечных, водяных, песочных, механических, наручных, настенных, напольных, карманных и даже драгоценных.
И дело не только в ценности коллекции. Иван Андреевич наслаждался чудом рук человеческих: его часы отличались не только работой, но и часовой гармонией, которую можно сравнить лишь с хоралом Баха.
В рассказе главным приемом, с помощью которого раскрывается интрига, является портрет. Это даже не прием, а скорее художественная деталь. Так точнее. Портрета какого-либо героя здесь мы не найдем в привычном нам понимании. Дрожащие руки старика-парикмахера и волнистые волосы несостоявшегося криминалиста.
А вот портрет рыцаря, позволивший Ивану Андреевичу быстро определить преступника, здесь, на мой взгляд, выполняет главную роль.
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. Особенностью хорошего портрета является то, что он показывает не только внешность человека, но и внутренний мир, имеет эмоциональную схожесть с моделью.
Мне вспомнился портрет злодея Гуго, положивший начало легенде о собаке Баскервилей, и слова Шерлок Хомса: «А ведь по виду он такой спокойный, тихонький. Правда, в глазах есть что-то бесовское. Но я представлял себе вашего Гуго эдаким дюжим молодцом с разбойничьей физиономий».
Портрет этот тоже помог великому сыщику «отделять самое лицо от того, что его обрамляет».
Как и знакомый консультант нашей героини, «человек, малоизвестный даже среди специалистов, за консультацию у которого в другой стране платили бы сумасшедшие деньги», Холмс консультирует монархов и расследует похищение, совершенное в Ватикане. Но его успех не в дедуктивном методе, а в «умении проникать взором за маскировку».
И фамильный портрет злодея Гуго, и «портрет рыцаря со строгим лицом, только что убившим противника в честном поединке», написанные несколько веков назад, - это «любопытный пример возврата к прошлому и в физическим, и в духовном отношении». Они подтверждают слова Елены Долгопят: «следы наши появляются в мире задолго до нас». И это тоже является волшебством, как и сами рассказы о Шерлок Хомсе.
В рассказе Елены Долгопят чувствуется влияние кинематографа 60-х годов с его попыткой запечатлеть в кадре все оттенки чувств: ранимость, тревожность, неприкаянность одинокого человека.
Большинство стариков, живущих в доме с Иваном Андреевичем, погружены в свои воспоминания, и все, что им осталось - одиночество. Как элемент декора. Одиночество без срока годности, оно не закончится вместе с жизнями стариков, и множество часов в доме Еременко как грозное и неумолимое напоминание о конце всего и каждого, чей голос не заглушить никакими дверьми. И даже если бы уставший рыцарь со строгим лицом украл все часы из комнаты, он не спас бы никого от страха найти друг друга мёртвыми, забытыми или непризнанными, беспомощными, бессильными изменить что-либо. Они уже не молоды, эти люди, чтобы бежать от настоящего, у них нет будущего, прошлое поглотит их. Прошлое – это их настоящее, оно, уходя, заберёт их с собой. Всё, что оставило оно напоследок, - это несколько ещё живых друзей. Но ненадолго. Как прибой, оно накроет всё тёмными волнами, впитает в себя, растворит. Останутся только люди нового, другого настоящего, такие же одинокие, бегущие от старости и так же слышащие гул часов в закрытой комнате.
Сюжет рассказа «Часы» соткан из мимолетных встреч и разговоров. В них «только саднящая тревога или тоска по чему-то забытому, но не ушедшему». Отчего-то именно эти мгновения и случайности, замеченные в жизни обыкновенных людей, ранят своей подлинностью.
Большое - маленькое
Повезло! Стихи о счастливой семье
Лепесток и цветок
Рисуем кактусы акварелью
О путнике