Всероссийский конкурс сочинений (региональный уровень), 1 место. 2018 год.
Вложение | Размер |
---|---|
ya_znayu_slov_nabat.doc | 427 КБ |
Всероссийский конкурс сочинений (региональный этап), 1 место
2018 год
«Я знаю слов набат»
В конце прошлого учебного года наша семья неожиданно получила письмо от дальней родственницы. Мария Владимировна жила в Петербурге и очень звала нас к себе в гости. Она писала: «В этом году исполняется сто лет Великой революции 17-го года. Это значимая дата, я вам многое расскажу и покажу. Приезжайте».
И вот Дворцовая площадь. Век назад здесь происходили события, перевернувшие мир. «В силу своего возраста я, конечно, не участвовала в этом перевороте, - рассказывала неспешно наша тетушка, -но я почти четыре десятка лет всякий раз вместе с детьми изучала историю тех знаменитых октябрьских дней».
Я стала внимательно слушать. Впереди выпускные экзамены, очень интересная тема…
Дворцовая площадь соединила двух известнейших поэтов - Владимира Владимировича Маяковского и Александра Александровича Блока - в оценке революции 1917 года. Они оба революцию приняли. В одной из статей Блок писал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте революцию, ее гулы - всегда о великом!» А Маяковский, словно с амвона, провозглашал: «О, четырежды славься, благословенная!»
Два талантливейших поэта. И два произведения об одном событии: поэма Александра Блока «Двенадцать» и поэма Владимира Маяковского «Хорошо».
Небезынтересный исторический факт: Маяковским в поэме «Хорошо» описана имевшая место встреча с Блоком на Дворцовой площади в первые дни революции. Тогда Маяковский спросил Блока: «Нравится?». Тот ответил: «Хорошо!» Кто знает, может быть, это короткое «хорошо» легло в основу названия поэмы Маяковского. Блок же, в свою очередь, встречался с Маяковским тоже. Встреча получилась несколько курьезной: один ждал серьезного разговора с футуристом, другой всего-навсего хотел получить автограф для своей возлюбленной.
«Представляете, великие люди были лично знакомы, следили за творчеством друг друга, разговаривали по телефону (уже тогда он был изобретен), Маяковский даже читал стихи Блока наизусть, Блок был душевно дорог Маяковскому, хотя, следует отметить, оценку главного события века они все-таки давали несколько разнящуюся»,- подытоживает наша рассказчица - пожилая петербурженка.
Но все по порядку. Если верить учебникам, то поэма А.Блока «Двенадцать»- «гимн революции». Поэт не сомневается в том, что старый мир достоин разрушения. А что и кто должен прийти им на смену? Это те «двенадцать», что, «держа винтовки», идут «без креста» всё «вперед и вперед» за «кровавым флагом»? Как соотнести идеалы «двенадцати» с действительностью? Ведь в жизни все бывает: любовь, измены. А тут трагедия Катьки и Петрухи. Как вести себя Петьке? Как «бабе» из-за какой-то «падали»? «Нет, конечно»,- утешают его бойцы. И Петруха повеселел. «Открывайте погреба, гуляет нынче голытьба». Так насилие породило насилие. Гуманизм здесь под вопросом.
Есть ли в поэме еще враги? По сути, нет. «Пес голодный»? Гулящая девка Катька? Неужели они представляют угрозу рабочему классу? Справедливо ли поэму называть «гимном революции»? По всей видимости, в оценке революции проявилась некая противоречивость мировоззрения Блока. Отсюда неприятие и старого, и нового мира, если это новое настолько антигуманно.
«Вот это двойственность!- подумала я.- С одной стороны Блок приветствует революцию, а с другой – сомневается в ее результатах».
И тогда я решила задать главный вопрос много знающей учительнице: «В финале появляется немного немало ИСУС (так у Блока) ХРИСТОС. Какое отношение он имеет к содержанию поэмы?»
На что получила такой ответ: «А ты обращала внимание на деталь «в белом венчике из роз» впереди Исус Христос? А в Евангелии Иисус Христос в каком венке? Терновом! А на полотнах великих художников? В терновом тоже! А песню ты такую слышала «Белая роза-эмблема печали»? Не в этом ли разгадка этого образа?»
Блок каким-то шестым чувством определил, что «мир насилья мы разрушим» и заменим новым насилием (позднее нам на уроке расскажут, что это будет его угнетать и даже станет причиной сердечной болезни и раннего ухода).
Но образ Исуса Христа здесь не случаен! Ведь Христос – исконно мечта о справедливом и счастливом обществе. «Блажен, кто верует, тепло тому на свете»! В этом Александр Блок вечен.
Слово за слово - и мы подошли к воротам. Сто лет назад через эти ворота, их ещё называют Парадными, в нашу страну пришли перемены, в результате которых рухнула великая империя.
Взглянув на них, наша преподавательница, как будто обрела второе дыхание и даже процитировала:
Две тени встало.
Огромных и шатких.
Сдвинулись.
Лоб в лоб.
И двор
дворцовый
руками решетки
Стиснул
торс
толп.
Знаменитая «лесенка» Владимира Владимировича Маяковского. Отрывок из поэмы «Хорошо». Произведение было написано в год десятилетия русской революции, в 1927 году. Эта поэма по сравнению с поэмой А.А. Блока «Двенадцать» написана совершенно в другой тональности. И вот почему.
«Поэма состоит из девятнадцати глав. Каждая глава представляет собой законченное целое, но это не значит, что главы друг с другом не связаны. Все главы органически связаны основной мыслью: воспроизвести прошлое так, чтобы показать «строящуюся и бунтующую» силу революции. Первая глава – вступление, следующие четыре показывают жизнь России накануне Октября, они подводят читателей к мысли, почему неизбежна и закономерна была революция вообще. Шестая глава - центральная - она рисует непосредственно штурм Зимнего дворца. Затем целых десять глав рисуют послереволюционные события. И наконец, в последних трех главах поэт осмысляет пройденный народом путь. Всем содержанием поэмы поэт славит во весь голос социалистическое отечество»,- историк по призванию, Мария Владимировна буквально «сыплет фактами» и ведет нас в комнату министров, где 25 октября далекого семнадцатого года свершилось событие всемирно-исторического значения:
И один
из ворвавшихся,
пенснишки тронув,
объявил,
как об чем-то простом
и несложном:
«Я,
председатель Реввоенкомитета
Антонов,
временное
правительство
объявляю низложенным».
Такова река по имени «Факт». Поэма «Хорошо» - это произведение Маяковского, утверждающее бессмертие дела революции и социализма. Поэт искренне был предан ее идеям. Другое дело, что эти идеи воплощались в жизнь в жестокой борьбе.
Таким образом, революция в понимании Маяковского - жизнеутверждающий марш, в понимании Блока - символ печали.
И причина такого отношения в ощущениях и мировосприятии, которые поэты почерпнули из детства в том числе. Интеллигент до мозга костей Блок. Революционная в своих устремлениях вся семья Маяковских. «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Но общее все же одно - душа, которая так трепетно переживала все, что было в жизни народа, который тогда, в семнадцатом году, не мог находиться под игом самодержавия. Требовались перемены. На тот момент это была Великая Октябрьская социалистическая революция…
Наша экскурсия подошла к концу. Мы еще постояли у памятника Петру, полюбовались красавицей Невой, потом влились в поток Невского проспекта. А мне подумалось: «А ведь Мария Владимировна была права. Революция столетней давности, как пазл в мозаике, является неотъемлемой частью истории нашей прекрасной страны. Александр Блок, Владимир Маяковский своим видением дали нам возможность понять и осознать то, что происходило. И пусть точки зрения разнятся, но они только дополняют друг друга. А еще, без сомнения, дополнить образ революции может фильм великого режиссера Сергея Эйзенштейна, который с исторической достоверностью воссоздал на экране сцены залпа «Авроры» и последующего штурма Зимнего дворца»…
Моя поездка, наша экскурсия подтолкнули меня прочитать еще и другие книги, и другие материалы о революции, чтобы, выражаясь словами В.Маяковского, уверенно сказать: «Я знаю слов набат».
Солнечная система. Взгляд со стороны
Рождественский венок
Прекрасная химия
Притча о гвоздях
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью