В готовой исследовательской работе по литературе "Пословицы и поговорки" ученицей 6 класса была поставлена цель доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи, они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_poslovitsy_i_pogovorki.docx | 53.63 КБ |
Проект на тему «Пословицы и поговорки»
Тематика: Литература
Автор работы: Лебедева Вероника
Руководитель проекта: Мединцева Л.В.
Учреждение: МКОУ «Яшалтинская СОШ имени В.А.Панченко» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Класс: 6
Введение
1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
2. Возникновение пословиц и поговорок.
3. Отличие пословиц от поговорок.
4. Анализ пословиц и поговорок.
5. Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам.
Заключение
Литература
Приложение
С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора.
На уроке русского языка мы создавали проект «Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».
Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.
Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.
Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.
Гипотеза:
Объект: русские пословицы и поговорки
Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка.
Задачи:
Методы:
Пословицы и поговорки как жанр фольклора
Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому.
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор.
Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.
Возникновение пословиц и поговорок
Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности , они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.
Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.
Отличие пословиц от поговорок
Точного определения пословицы и поговорки не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.
Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают. Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание.
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Землю красит солнце, а человека- труд». Часто эти части рифмуются.
Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни.
Если пословица коротенькая притча, то поговорка ничего не обобщает, никого не поучает, только намекает и является частью суждения «В ступе воду толочь».
Чем же пословица отличается от поговорки?
Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение.
Главное отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения, это устоявшаяся фраза или словосочетание.
Различие нам подсказывает опять народ: «Поговорка – цветок, пословица – ягода».
Часто случается так, что одно слово может превратить поговорку в пословицу.
Поговорка | Пословица |
Чужими руками жар загребать | Чужими руками жар загребать легко |
Воду в ступе толочь | Воду в ступе толочь - вода и будет |
Анализ пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.
Пословицы и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и дружбу. В пословицах и поговорках даже описывается красота. Много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге.
Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от лжи, «Правда светлее солнца», «Добрый скорее дело делает, чем злой». Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды, особенности времен года «Декабрь год кончает, зиму начинает». Пословицы и поговорки, говорят о мудрости народа , о его опыте. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения: «Куй железо пока горячо», «Лес рубят – щепки летят».
Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах. (Приложение 1)
Работая с пословицами и поговорками, я заметила, что они богаты различными художественно-изобразительными средствами: эпитеты (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"), что способствует богатой образной речи.
Практическая работа проводилась мною в два этапа. На первом этапе я попыталась выяснить у учащихся 4 классов, знают ли они пословицы и поговорки. Для этого, мы составили анкету (Приложение 2).
Анализ результатов анкетирования показал, что только 64% детей знают русские пословицы и поговорки, они правильно привели примеры. Самые употребляемые пословицы среди учащихся:
«Делу время - потехе час», « Сделал дело- гуляй смело», «Друзья познаются в беде». Поговорки в анкеты записали лишь немногие. Почти все ребята отметили, что они хотят больше узнать о пословицах и поговорках и ,что они нужны и важны в нашей речи.
Результаты анкетирования показаны в диаграмме
На 2 этапе практической работы мы с классным руководителем провели внеклассное мероприятие «Час народной мудрости», (Приложение3) после которого ребята оставили свои отзывы ( Приложение 4), а так же я составила сборник пословиц и поговорок, который подарила своим одноклассникам (Приложение5).
Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки?
Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.
В ходе работы над исследованием я пришла к выводу: пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи . Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Тема | Пословицы и поговорки | Умозаключение |
Труд | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | Ничего в жизни не дается просто так, не идёт само в руки. В любом деле требуется усилие и усердие. |
Ум | Ума палата | О том, у кого большие умственные способности |
Храбрость | Волка бояться, так и в лес не ходить | Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело |
Дружба | Друзья познаются в беде | Настоящий друг – это человек, который не оставит тебя в беде, всегда поможет в трудную минуту |
Красота | Не в сказке сказать, не пером описать | О неописуемой красоте |
Родина | Человек без родины, что соловей без песни | Соловей не может без песни ,так и человек не может без Родины |
Книга | Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает | Книга помогает осознать переполняющие чувства, и понять самого себя |
Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.
1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ
Если ДА, приведите пример:
2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ
Если ДА, приведите пример:
3. Интересно ли вам узнать больше о пословицах и поговорках
ДА НЕТ
4. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей речи?
ДА НЕТ
1. Выполнив проектную работу, участвуя во внеклассном мероприятии, я обобщил знания о народных пословицах и поговорках, пополнил ими свой словарный запас. Стараюсь раскрывать их значение. Теперь я могу отличить пословицу от поговорки. Многие пословицы я выучил наизусть.
2. Я понял, что пословицы и поговорки, очень интересный жанр фольклора. Они нас учат быть добрыми и справедливыми, не бояться трудностей, любить своих родителей, уважать старших.
3. Участвуя в конкурсах, мне было интересно работать с пословицами и поговорками. Оказывается, можно придумать очень интересные конкурсы, которые позволяют больше о них узнать, многому научиться. Например: сопоставлять русские пословицы с пословицами других народов; составлять рассказ на основе пословицы. Пословицы очень мудрые и поучительные. Я услышал много новых пословиц.
4. Мне очень понравилось мероприятие, на котором я многое для себя открыла. Пословицы и поговорки существуют на все случаи жизни. Это такие маленькие произведения, которые украшают речь, делают её более содержательной. А также они учат нас заботиться о близких, уважать и ценить друзей. Сборник пословиц лежит теперь на моём рабочем столе. Я стараюсь их выучить, чтобы потом употреблять в речи.
«Труд - безделье» | «Ум и глупость» | «Добро и зло» | «Ученье, наука, знание». |
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то пожнёшь», «Поле труд любит», «Ум впереди дела», «Дело мастера боится», «Дурака работа любит», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Труд человека кормит, а лень портит», «Ленивому всегда праздник» «Работать мальчик, а есть мужичок». Скучен день до вечера, коли делать нечего. Дело учит, и мучит, и кормит. Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто. | Глупый осудит, а умный рассудит. Без ума голова - пивной котел . Борода выросла, а ума не вынесла. Брат он мой, а ум у него свой. Был бы ум; будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля . Волос долог, да ум короток Ворона и за море летала, да вороной и вернулась . Глупому не страшно и с ума сойти. Глупому сыну не в помощь богатство. Глупость - не порок (а несчастье). Глупый да малый всегда говорят правду. | Жизнь дана на добрые дела. Доброе братство лучше богатства. Торопись на доброе дело, а худое само придёт. Добро поощряй, а зло порицай. За добро плати добром. За доброе жди добра, а худое само придет. Добро творить – себя веселить. Добро не умрет, а зло пропадет. Не хвались серебром, а хвались добром. доброму человеку помочь – не убыток. добрый человек придет, словно свету принесет. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Тому тяжело, кто помнит зло. | Ученье свет, а неученье тьма. Ученье – лучшее богатство. Ученье без уменья не польза, а беда. Не красна книга письмом, красна умом. Учиться никогда не поздно. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Грамоте учиться всегда пригодится. Была бы охота, а выучиться можно. Грамота не болезнь, годы не уносит. Книга книгой, а своим умом двигай. Для ученья нет старости. Азбука - к мудрости ступенька. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. |
Ералаш
Рисуем домики зимой
Выбери путь
Рисуем пшеничное поле гуашью
Кто чем богат, тот тем и делится!