Осип Эмильевич Мандельштам – один из интереснейших и в силу определённых причин малоизученных поэтов XX века. Своеобразной точкой открытия поэта принято считать вторую половину XX века, когда в 1978 году вышел сборник «Стихотворения О.Э. Мандельштама», и с этого времени интерес к изучению творческого наследия поэта только возрастал. Лирика Осипа Мандельштама многомерна и многопланова: он обращался в своем творчестве к разным категориям материальной и духовной культуры, в том числе и к архитектуре, синтезируя её с поэтическим словом. Стихотворения Мандельштама часто трудны для восприятия. Попыткой поиска ключа к пониманию мандельштамовских поэтических текстов и является данное исследование.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_treh_stihotvoreniy.docx | 62.31 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Радужный
Загадка трёх стихотворений
(архитектура в лирике Осипа Мандельштама)
Автор: | Кирильчук Светлана 8 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» |
Руководитель: | Суходолина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
2017 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………............3
ГЛАВА 1. Осип Мандельштам и акмеизм..................................................................................4
ГЛАВА 2. Образы памятников архитектуры как ключ понимания идеи поэтического текста
2.1 «Айя-София» (1912) …………………………………………………...................................5
2.2 «Notre Dame» (1912)................................................................................................................7
2.3 «Адмиралтейство»(1913)…………………………………………………………………....9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………10
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….................12ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………...........................................................................................13
ВВЕДЕНИЕ
Осип Эмильевич Мандельштам – один из интереснейших и в силу определённых причин малоизученных поэтов XX века. Своеобразной точкой открытия поэта принято считать вторую половину XX века, когда в 1978 году вышел сборник «Стихотворения О.Э. Мандельштама», и с этого времени интерес к изучению творческого наследия поэта только возрастал.
Лирика Осипа Мандельштама многомерна и многопланова: он обращался в своем творчестве к разным категориям материальной и духовной культуры, в том числе и к архитектуре, синтезируя её с поэтическим словом. Стихотворения Мандельштама часто трудны для восприятия. По мнению М. Л. Гаспарова[1], их необходимо расшифровывать, а для этого требуется знание ключа, своеобразного кода. [2] По словам С. С. Аверинцева[2], стихи Мандельштама «так заманчиво понимать – и так трудно толковать».[3] Попыткой поиска ключа к пониманию мандельштамовских поэтических текстов и является данное исследование. В этом и состоит его уникальность.
Цель исследования: определить роль архитектурных образов в понимании идеи отдельных лирических стихотворений О. Э. Мандельштама.
Задачи:
Объектом исследования являются тексты стихотворений «Айя-София», «Адмиралтейство», «Notre Dame».
Предмет исследования – образы одноимённых архитектурных памятников.
Гипотеза: названные шедевры архитектуры являются материальным средством выражения и постижения поэтической мысли Осипа Мандельштама.
Цели и задачи исследования определили выбор методов. Основными из них являются следующие: анализ, историко-культурный, историко-литературный.
Для того чтобы постичь идею поэтического текста Осипа Мандельштама, необходимо погрузиться в ту культурологическую среду, которая вдохновляла поэта, будила его творческую мысль. В этом смысле, Мандельштам – глубокий знаток культурного наследия человечества. Сам поэт, определяя формулу акмеизма, назвал его «тоской по мировой культуре».
ГЛАВА 1
Осип Мандельштам и акмеизм
Серебряный век – особый этап в истории русской культуры, сложный, разнородный и противоречивый. Рубеж XIX-XX веков ознаменован небывалым подъемом во всех направлениях искусства. Одной из характерных черт данного периода стало стремление соединить разные виды искусства. Увлечение идеей синкретизма[3] нашло свое отражение во включении элементов музыки, живописи, скульптуры, архитектуры в художественный текст. Данный синтез получил развитие в новых направлениях искусства: символизме, акмеизме, футуризме и других.
В начале второго десятилетия XX века Мандельштама увлекает концепция акмеизма[4](Приложение). Он активно участвует в формировании нового направления, разрабатывает его поэтику как теоретик и практик. В своей статье «Утро акмеизма», написанной в 1913 году, Мандельштам формулирует и обосновывает тезис о поэтическом зодчестве, об архитектонике поэтического текста. По его мнению, слово – это камень, который акмеисты кладут в основу своего здания. Поэт видит себя зодчим, воздвигающим поэтическое здание: «Акмеизм — для тех, кто, обуянный духом строительства, не отказывается малодушно от своей тяжести, а радостно принимает ее, чтобы разбудить и использовать архитектурно спящие в ней силы. Зодчий говорит: я строю, — значит я прав... Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить».[1]
Акмеистическим мировосприятием можно объяснить и название первого сборника стихов О. Мандельштама, выпущенного в 1913 году издательством «Акмэ». Мандельштам дал ему название «Камень». Камень – естественный строительный материал, прочный, основательный, вечный. У Мандельштама камень – это первичный строительный материал культуры не только материальной, но и, в первую очередь, духовной, той, которую принято называть культурным наследием.
В сборник «Камень» наряду с другими стихотворениями вошли «Айя-София» (1912), «Notre Dame» (1912), «Адмиралтейство» (1913). Уже названия этих стихотворений напрямую отсылают читателя к архитектурным творениям разных эпох, культур и стилей. И каждый из названных шедевров зодчества являет собою неповторимый образ, запечатлённый не только в камне, но и в поэтическом слове Мандельштама.
В своём манифесте «Утро акмеизма» Осип Мандельштам, воспевал слово как строительный материал поэзии, провозглашая его вещественность и его смысловую наполненность. Поэт переосмыслил идею футуристов — "слово как таковое" — звук, освобожденный от смысла. По Мандельштаму, слово есть звук, нагруженный смыслом.
ГЛАВА 2.
Образы памятников архитектуры как ключ
к пониманию идеи поэтического текста
2.1. «Айя-София» (1912)
Одним из произведений, вошедших в сборник «Камень», было стихотворение «Айя-София», написанное в 1912 году. Айя София[5] – это название христианского собора в Стамбуле (когда-то столице Византийской империи Константинополе). Название Айя София переводится с греческого как «Святая Премудрость Божия». Софийский собор – строение Византийской эпохи. Поэта привлек этот храм как прекраснейшее архитектурное сооружение византийского стиля (Приложение 1), мраморная святыня, созданная с высочайшим искусством.
Для возведения этого архитектурного чуда из античных храмов Греции и Рима были привезены мраморные колонны. В стихотворении нашел отражение исторический факт, что колонны зелёного мрамора были доставлены из храма Артемиды[6] (Дианы) в Эфесе[7]:
И всем векам – пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Мандельштам с точностью профессионального архитектора описывает храм, используя множество архитектурных терминов: купол[8], апсиды[9], экседры[10], паруса[11]. (Приложение 2)
Поэта восхищает огромный купол диаметром 31,5 м, который «как на цепи подвешен к небесам». Эффект парящего купола – это архитектурная находка зодчих Анфимия и Исидора[12], точно рассчитанное и воплощённое человеческими руками чудо. Четыре массивные колонны, несущие купол, остаются невидимыми для посетителей храма, так как искусно скрыты легкими перегородками. Центральный купол с западной и восточной сторон опирается на две полусферы, каждая из которых поддерживается еще тремя полусферами, переходящими в полуцилиндрические ниши – «апсиды и экседры». Ниспадающие каскадом полусферы обеспечивают прочность конструкции и уменьшают массивность купола. Купол окружен лентой из сорока окон. Размеры окон и межоконных промежутков рассчитаны так, что дневной свет, проникая внутрь строения, визуально отрезает купол от опор. Благодаря этому решению зодчих создаётся впечатление, что купол парит в воздухе.
Мандельштам, создавая стихотворение о христианском соборе, думает не о его религиозном предназначении. Для поэта важна мысль, что «мудрое сферическое здание», которое переживет «народы и века», – это результат человеческого труда, воплощение человеческой мысли. Его рукотворность вне сомнений, его материальность вне времени. Оно знак создавшей его культурной эпохи.
Таким образом, в соответствии с идеей акмеистов, поэтика которых основывалась на создании предметного, осязаемого, трехмерного (посюстороннего) мира, поэтическое творчество стало для Мандельштама равносильно творчеству зодчего, преодолевающего тяжесть материала и создающего нечто прекрасное и вечное. Повышенный интерес к архитектуре способствовал появлению в лирике Мандельштама таких черт, как торжественность, монументальность, композиционная целесообразность, логичность, выверенность словесного материала.
2.2. «Notre Dame» (1912)
В сборник «Камень» было включено стихотворение «Notre Dame», написанное в 1912 году и посвященное парижскому католическому собору Notre Dame[13], возведенному на острове Сите, на месте епископской капеллы св. Стефана. Здесь когда-то было римское судилище. Интерес поэта вызывает всё, что касается истории создания шедевра готической архитектуры (Приложение 3):
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, – и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Мандельштам восхищается грамотным инженерным решением архитекторов, называя его «тайным планом». В готической архитектуре широко применялся крестовый свод[14]: вес массивного купола распределялся по каменным швам (нервюрам). В местах, где они упирались в стены, создавалось укрепление с помощью каркасной системы подпружных арок[15]. Снаружи эти укрепления напоминали ребра рыбьего скелета. В стихотворении Мандельштама «крестовый свод» охарактеризован как легкий (это только видимая легкость) и одновременно назван тараном, который способен «массой грузной» сокрушить стену, но невидимо удерживается подпружными арками:
Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Эпитеты «первый» и «радостный» говорят о достижении неведомой ранее свободы – освобождения камня от тяжести. Эпитет «дерзкий» подчеркивает кажущееся противоречие всем законам физики, некий вызов: тонкая стена способна вынести давление огромной массы камня. Свод «играет мышцами», с легкостью выдерживая колоссальную нагрузку, но эта видимая легкость достигается нечеловеческими усилиями. Выражение «распластывая нервы» говорит о той невообразимой тяжести, которая скрыта в кажущейся лёгкости здания. Слово «нервы» созвучно с архитектурным термином «нервюра»[16]. Выражением «и всюду царь – отвес» подчеркнуты главенство вертикальных линий и устремлённости здания ввысь.
В образе готического храма многое построено на контрасте, который подчёркивает, с одной стороны, сложность строения, выраженную словами «лес», «лабиринт», с другой стороны, продуманность и смелость архитектурного решения:
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Эпитеты «стихийный», «непостижимый», метафора «рассудочная пропасть» своим смыслом противопоставлены последней строке четверостишия, которая утверждает могущество законов архитектуры, организующих пространство здания. Присутствие в поэтическом тексте архитектурных терминов: базилика[17], отвес[18], крестовый свод, ребра[19], подпружные арки – создает ощущение, что поэт открывает читателю секрет «тайного плана», который восхитил его, когда он бродил под сводами Notre Dame. Этот собор – один из первых готических храмов, где силой разума удалось преодолеть природную тяжесть камня. По мысли Мандельштама, он подобен Адаму, созданному по образу и подобию Божьему, потому что Notre Dame – это уникальное творение человеческой мысли – и есть воплощение устремления человека к божественному. Как Адам – венец творения Божьего, так и Notre Dame – венец творческой мысли зодчего.
Для Мандельштама архитектурный образ готического храма становится оплотом («твердыней») поэтического творчества:
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Таким образом, в стихотворении «Notre Dame» Осип Мандельштам развивает свою мысль о поэтическом творчестве как словесном зодчестве, главным смыслом которого является создание «прекрасного» из «тяжести недоброй». Творчество мыслится поэтом как созидательный труд разума.
2.3. «Адмиралтейство» (1913)
В первую книгу стихов было включено и стихотворение «Адмиралтейство», написанное в 1913 году и посвящённое одному из знаковых сооружений Санкт-Петербурга. Уже в заглавии стихотворного текста видна отсылка и в век XIX, когда было создано Адмиралтейство[20] (Приложение 5), и к образу Петра. Мандельштамовский текст становится точкой пересечения исторических эпох и стихий, а чётко воссозданный, осязаемый образ Адмиралтейства являет собой эту пространственно-временную связь, делает ее ощутимой. В отличие от стихотворений «Айя-София» и «Notre Dame» автор ни разу не упомянул в тексте названия архитектурного памятника, он и так узнаваем во множестве знакомых читателю деталей, названных в первой строфе: само здание Адмиралтейства, его шпиль с желтым кораблем-символом «столицы северной», циферблат в тополиной листве. Именно из этих деталей создается образ фрегата-акрополя[21], ассоциирующийся с формой здания. Образ акрополя, бесспорно, связан с принадлежностью Адмиралтейства к классическому стилю в архитектуре. (Приложение 4) Кроме этого слово «акрополь» несёт смысловое значение верхнего города-крепости, где в эллинскую эпоху обычно строились храмы и святилища, т. е. место особо почитаемое, сердце города. Чем, собственно, и является Адмиралтейство, к которому лучами сходятся три главные артерии Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.
Во второй строфе стихотворения поэт обращается к образу Петра, основателя города (кстати, Петр в переводе с греческого – «камень»), «преемниками» которого, возможно, называет акмеистов. Ведь формула: красота – не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра» вполне в духе акмеистической концепции поэтического искусства.
В третьей строфе поэт говорит о преодолении в творчестве четырёх земных стихий, ради создания пятой – не космической, а рукотворной красоты. В последней, четвёртой, строфе трёхмерное пространство преодолено – перед фрегатом-Адмиралтейством раскрываются всемирные моря вечности:
И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря.
Синонимы «фрегат», «ладья», «ковчег» подчёркивают идею движения и во времени, и в пространстве.
И шестистопный ямб, создающий торжественность, весомость интонации, и перекрестная рифмовка, придающая каждой строфе законченность, и чередование женских и мужских рифм, вносящих гармонию, уравновешенность, поэтическую «пропорциональность», создают строгую организацию стихотворения, выражающуюся в ясности, прямоте, сдержанности, возвышенной простоте, спокойствии. Вывод очевиден: текст «Адмиралтейства» построен согласно законам архитектуры классицизма, ярчайшим проявлением которой и является одноимённое здание в Санкт-Петербурге. Мандельштам в создании стихотворения сам соответствует выведенной им формуле: «…красота – не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изначально обращение Осипа Мандельштама к архитектурным образам продиктовано его погружением в поэтику акмеизма. Его теоретические размышления, изложенные в манифесте «Утро акмеизма», находят свое прямое отражение в стихах того периода. Поэтическая мысль, выраженная при помощи образов известных памятников зодчества, обретает материальность, трёхмерность, одухотворенную монументальность. Бесспорно, проанализированные знаковые стихотворения Мандельштама – проявление поэтического зодчества.
Связь трех знаковых стихотворений, посвященных столь разным, но, несомненно, великим творениям мировой архитектуры, очевидна. Все они, являясь воплощением поэтики акмеизма, объединены общей идеей, выражающей культурологическое миропонимание поэта. Эстетические ассоциации, ретроспекции, делающие поэтический текст своеобразной реминисценцией архитектурного образа, – это способ выразить авторскую мысль о непрерывности связи культур.
В ходе исследования, в основу которого был положен историко-культурный и историко-литературный анализ поэтических текстов, были сделаны выводы:
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, оказалась верной. Без знакомства с архитектурными артефактами и знания их историко-архитектурных особенностей идею проанализированных произведений Осипа Мандельштама, наполненных архитектурными ассоциациями, понять сложно. Полученные знания оказались ключом к пониманию смысла сложных для восприятия поэтических текстов.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования можно использовать в качестве теоретического пособия и практического материала для изучения литературы Серебряного века. Историко-культурный подход как метод изучения художественных текстов может найти практическое применение в изучении произведений литературы, так как способствует наиболее глубокому восприятию авторской идеи.
ЛИТЕРАТУРА
Об искусстве. Утро акмеизма. – М., 1995/стр. 186-190
ПРИЛОЖЕНИЕ
Византийская архитектура – архитектура, сложившаяся после объявления в 330 г. императором Константином Византия (Константинополя) столицей римской империи. Синтезировала эллинистический, римский и раннехристианский стили; на Западе
уступила место романскому стилю, в Восточной империи развивалась до падения Константинополя в 1453 г., породив тип центральнокупольной храмовой архитектуры, распространившийся на Балканах, в Древней Руси, на Ближнем Востоке. [5, с. 54]
Византийский стиль – первый в истории стиль купольной архитектуры, стиль купольной архитектуры, существовавшей на огромной территории , находившейся под властью Византийской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния. Период активного развития продолжался с 6 по 15 вв. [8]
Выдающимся примером купольной базилики является храм Айя-София в Константинополе. Центральный купол опирается на паруса между 4 мощными столпами. Боковое смещение свода нейтрализуется на северном и южном краях системой контрфорсов (вертикальных каменных выступов стены для погашения силы распора [5]) над боковыми нефами (прямоугольное в плане внутреннее пространство здания (гл. обр. храма), огражденное наружными стенами или стенами и расчленяющими пространство аркадами и столбами [5]), а на западном и восточном – полусферическими сводами, опирающимися на небольшие полукупола. Базиликальная конструкция продольного здания сочетает в себе характер центрического сооружения. [4, с. 47]
3.
Готическая архитектура – стиль средневековой архитектуры, период активного развития продолжался с 12 по 15 вв. Готический стиль проявился в основном в архитектуре храмов, соборов, монастырей, отличался характерными арками с заострённым верхом, узкими и высокими башнями и колоннами, богато украшенным резными деталями фасадом и многоцветными витражными стрельчатыми окнами. Все элементы стиля подчёркнуто вертикальны. [8]
Готика – архитектурный стиль, преобладавший в Европе с XII по XV вв. для которого характерны стрельчатые арки, ребристые нервюрные своды, передающие через аркбутаны (открытая полуарка, передающая на контрфорс распор сводов [5, с. 49]) распор на контрфорсы; наиболее примечателен храмовой архитектурой, внушавшей особые религиозные чувства. Готические храмы со множеством окон, залитых светом, создают впечатление устремления ввысь.[5, с. 58]
4.
Классицизм – стиль в европейском искусстве XVII — начала XIX в., основанный на эстетике, связанной с античным искусством, принятым за эталон. В архитектуре классицизма использовался язык «классических», т. е. античных форм, возрожденный в эпоху Ренессанса. [5, с. 65]
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. [8]
5.
Здание Адмиралтейства – одно из самых выдающихся сооружений, созданных русской классической архитектурой XVIII-XIX столетий. Построенное в своем первоначальном виде непосредственно вслед за основанием Петербурга в первом десятилетии XVIIIвека, перестроенное затем архитектором И. К. Коробовым в 30-х годах того же столетия, Адмиралтейство было воздвигнута как бы заново в начале следующего XIXвека: великий русский зодчий Андреян Захаров, вновь перестроивший старое Адмиралтейство в 1806-1811 гг., создал по существу совершенно новый архитектурный организм, полный глубокого идейно-художественного содержания и монументальной силы... Это здание – одно из самых крупных и архитектурно значительных произведений в истории мирового зодчества... [9]
[1] Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005) — российский литературовед и филолог-классик, историк античной литературы и русской поэзии, переводчик, стиховед, теоретик литературы. Академик РАН (1992, чл.-корр. АН СССР с 1990), доктор филологических наук (1979). Автор фундаментальных работ о русском и европейском стихе. Эссеист.
[2] Сергей Сергеевич Аверинцев (1937-2004) — советский и российский филолог, культуролог, историк культуры, философ, литературовед, библеист, крупный специалист в области изучения истории античной и средневековой литературы, поэтики, философии и культуры, русской и европейской литературы и философии культуры ХIХ — ХХ вв., поэзии Серебряного века, международного Мандельштамовского общества (с 1991).
[3]В широком смысле этого слова – нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития.
[4] течение в русской поэзии первых двух десятилетий 20 века, центром которого был кружок «Цех поэтов», а главной трибуной – журнал «Апполон». Акмеисты противопоставляли социальному содержанию искусства реализм материальной матери-природы и чувственную пластически-вещную ясность художественного языка, отказываясь от поэтики туманных намеков и мистики символизма во имя «возврата к земле», к предмету, к точному значению слова (А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилев, М.Зенкевич, О.Мандельштам). [10]
[5] Собор Софии в Константинополе – наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества – является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры. [6]
[6] Древнегреческая богиня луны и охоты (у римлян называлась Дианой).
[7] Древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр, южнее Смирны и западнее города Сельчук (современная территория Турции)
[8] Свод в виде полусферы, образованный вращением кривой (дуги, окружности и пр.) вокруг вертикальной оси.[5]
[9] Выступ здания, как правило, полукруглый в плане, перекрытый полукуполом или полусводом. В христианском зодчестве — алтарный выступ, ориентированный на восток.[5]
[10] В классической архитектуре большая полукруглая ниша или полукруглый павильон для собраний и бесед.[5]
[11] Конструкция треугольного очертания, образующая переход от прямоугольного основания к купольному покрытию.[5]
[12] Анфимий из Тралл и Исидор из Милета – выдающиеся инженеры и архитекторы, строители Константинопольской Софии. Годы деятельности 532-537.[6, с. 42]
[13] Один из замечательнейших памятников ранней французской готической архитектуры и готического искусства вообще.[7]
[14] Свод, образованный пересечением под прямым углом двух цилиндрических сводов.[5]
[15] Арка, поддерживающая купол.[5]
[16] Арка из тесаных камней, образующая укрепляющее свод ребро. Система нервюр образует каркас, воспринимающий
основную нагрузку свода.[5]
[17] Прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами опор (колонн или столбов) на несколько проходов — нефов. В архитектуре христианского Запада стала основным типом храмового зодчества.[5]
[18] Спец. Груз, подвешенный на шнуре или нити и служащий для определения вертикального направления. [8]
[19] Выгнутая линия пересечения двух сводов. [5]
[20] Одно из самых выдающихся сооружений, созданных русской классической архитектурой XVIII -XIX столетий [9]
[21] Стоящая на возвышенности крепость древнегреческого города, религиозный и политический центр (самый известный — Афинский Акрополь, где находятся самые прославленные античные сооружения).[5]
Ребята и утята
На берегу Байкала
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"