Меня всегда интересовало прошлое. Прошлое страны, в которой я живу, прошлое моей республики и моего села. Рассказ Валентины Цыреновны меня очень заинтересовал. Мне стало интересно узнать о том, как род Найдаковых поистине прославил Тункинскую долину и Бурятию. Тогда я решила узнать и исследовать историю этой семьи. В ходе изучения истории семьи Найдаковых я узнала, что многие события разворачиваются на фоне исторических событий нашего государства. Изучая историю семьи Найдаковых, я рада была еще глубже узнать и изучить историю своего села, республики и страны.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_naydakovyh_npk_shobonova.doc | 81.5 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МО «Тункинский район»
МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая краеведческая конференция учащихся, посвященная 80-летию Шохоновой Е.Л, ветерана педагогического труда.
Номинация: «Этнография. Народная культура».
Тема: «История семьи Найдаковых в истории
Тункинского района, Республики Бурятия».
Автор: Даргаева Намжилма, ученица 9 класса
МБОУ «Торская СОШ» Тункинского района
Домашний адрес: с.Торы, ул. Лесная-2, 7
Телефон:89021633710
Руководитель: Янданова Туяна Пурбоевна
Телефон: 89024503816
с. Торы
2019 год
Оглавление
Введение
Плох тот народ, который не помнит,
не ценит и не любит своей истории!
В.Васнецов.
1 сентября 2018 года Торскую школу посетила наша землячка Валентина Цыреновна Найдакова, Заслуженный работник культуры БурАССР, заслуженный деятель науки БурАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. На встрече с учащимися нашей школы она рассказала про свою знаменитую семью. Рассказала про своего отца Цырена Найдакова, который возглавлял Торский хошун, про короткую и яркую жизнь своего брата Будажапа Цыреновича (Мунко Саридак), про Василия Цыреновича (1928-1997) – ученого -литературоведа, действительного члена Петровской академии наук и искусств, заслуженного деятеля науки Республики Бурятия и России, члена Союза писателей, доктора филологических наук и конечно же про свою творческую деятельность.
Меня всегда интересовало прошлое. Прошлое страны, в которой я живу, прошлое моей республики и моего села. Рассказ Валентины Цыреновны меня очень заинтересовал. Мне стало интересно узнать о том, как род Найдаковых поистине прославил Тункинскую долину и Бурятию. Тогда я решила узнать и исследовать историю этой семьи. В ходе изучения истории семьи Найдаковых я узнала, что многие события разворачиваются на фоне исторических событий нашего государства. Изучая историю семьи Найдаковых, я рада была еще глубже узнать и изучить историю своего села, республики и страны.
Так родилась тема исследовательской работы: «История семьи Найдаковых в истории моего села, Тункинского района, Республики Бурятия».
Цель: Узнать историю семьи Найдаковых и выяснить, как история семьи отражается в истории села, Тункинского района, Республики Бурятия. Какой вклад внесли члены данной семьи в развитие культуры Республики Бурятия.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- собрать сведения о жизни данной семьи;
- выяснить, как отразились исторические события на их судьбах;
-узнать о жизни и творческой деятельности семьи от их коллег и родственников.
Объект исследования: история моего села, нашей республики начиная с революционных событий и до сегодняшних дней.
Предмет исследования: история семьи Найдаковых.
Гипотеза: исторические события, которые происходили в России, отражались на жизни семьи Найдаковых.
Проблематика моего исследования состоит в изучении истории семьи Найдаковых и их большого вклада в развитие культуры Бурятии.
Методы исследования:
- изучить литературу, историю Бурятии и сопоставить с историей семьи Найдаковых;
-изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни семьи Найдаковых;
- побеседовать с жителями села, родственниками Найдаковых;
- сделать вывод.
Основная часть
I. Каждый человек, где бы он ни жил, должен знать историю своей малой Родины, свой родной язык, обычаи и традиции своего народа. Мы обязаны знать и почитать свою родную культуру для того, чтобы передать её в наследство своим детям, потомкам. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Село, где я родилась, находится на берегу широкой реки Иркут, с северной стороны нас охраняет Саяан уула. Мой край славится удивительной природой, высокими горами, густыми лесами, целебными аршанами. Мое село Торы хоть и небольшое, но имеет богатую историю. В нем жили и живут люди с удивительной судьбой, которые любят и прославляют свою малую Родину своим трудом. Среди них есть семья Найдаковых, которая прославила свое родное село.
Жители нашего села помнят и чтят заслуги всех своих земляков перед малой Родиной. Рада была узнать о том, что про семью Найдаковых мои земляки не забыли. Когда проводила опрос среди родственников и жителей своего села, узнала, что родовая фамилия этой семьи Кырмыгеновы. Отец Цырена Найдак Кырмыгенов жил во второй половине века и умер уже в начале ΧΧ века. Они жили в добротном большом доме с окнами на все четыре стороны. После смерти отца Цырен Кырмыгенов внес изменения в свои документы. Он взял имя отца Найдака, сделал отчеством и фамилией. Его стали звать Найдаков Цырен Найдакович. В годы революции и гражданской войны Цырен Найдаков сделал выбор, он находился в стане революционно настроенных жителей Тункинского района. В 1919-1920 годах был избран председателем аймачного ревкома. События развивались так, что Тункинский район вместе с Иркутской областью вошли в РСФСР. Цырена Найдакова, грамотного человека, умевшего уже руководить людьми, в 1921-1923 годах назначили председателем райисполкома. В 1927 году его отправили руководителем в Селенгинский аймак. Цырен Найдаков со своей женой родили и воспитали шестерых детей. Валентина Цыреновна показывала нам фотографию, где они всей семьей сфотографировались летом 1927 г. Василия Цыреновича на фото не было, он еще не родился. Валентина Цыреновна рассказала нам о том, как Будажап старший сын Найдаковых, рос смышленым мальчиком в атмосфере любви и внимания. Окончив приходскую школу в Торах, Будажап полтора года учился в Иркутской области в Советской школе № 14, куда устроил его отец. Именно в Иркутске Будажап изучил русский язык в совершенстве, а затем под наблюдением отца овладел старо-монгольской письменностью. У них в доме была хорошая библиотека, большой комод, заполненный редкими подписными изданиями. Эту литературу Будажап с увлечением читал.
Будучи молодым комсомольцем, объединял районную молодежь на решение конкретных задач в каждом селении. Организуя собрания и конференции для учащихся, он в то же время успевал написать свои первые статьи и отправить их в районную, республиканские газеты. Много он ездил в город Иркутск на разные ученические конференции. Там он познакомился со своей будущей женой Марией Ильиничной Улановой. Вскоре от статуса селькора Будажап переходит на работу собкора «Бурят-Монгольской правды», много разъезжает по районам, живо и правдиво откликаясь на события дня. Далее в жизни семьи наступили тяжелые времена. В 1928 году Будажап напечатал свое стихотворение «Саянам» в «Бурят-Монгольской правде». «…Оно к сожалению, стало роковым для него. Оно вовсе не касалось политики, чего приписали его враги. В нем - тема вечности, добра и зла. Позже к нам пришло понятие об экологических проблемах, критики нашли в стихотворении именно эти мотивы», - написал А. Л. Ангархаев в книге, посвященной Мунко Саридаку в честь его 100- летия.
В октябре 1929 года Будажап поехал в Иркутск к своей жене, чтобы проведать ее, ждущую ребенка, да так и не доехал. Его убили. Но с нами теперь осталось его литературное наследие – стихи, очерки, репортажи. Конечно, их было очень мало, так как Мунко Саридаку на тот момент было всего 20 лет. Он не успел написать еще много стихотворений, критических статей удивительно оригинальных по мысли, по взглядам на жизнь. Очевидец и участник грандиозных общественных преобразований в стране и республике, он оставил литературное наследие, которое успело получить широкое признание. Его первые стихотворения, не избежавшие, по общему мнению, влияния модных на ту пору творческих манер С. Есенина и И. Северянина, вошли в поэтические сборники «Хабарай гэрэл» и «Буряад шүлэгэй дээжэ» коллектива авторов. Знамя Мунко Саридака позднее было подхвачено Тункинским литературным объединением, в творческий актив которого вошли известные литераторы Ардан Ангархаев, Лопсон Тапхаев, Баир Дугаров, Жорж Юбухаев и др.
II. В 1930 году, когда начались партийные «чистки», их отца Цырена Найдакова, вызвали из Селенгинского района в Кырен и исключили из партии, полагая, что он сын человека из окружения тайши Хамакова… Позднее изучив все документы, Цырену Найдаковичу посоветовали покинуть республику на некоторое время. Он прислушался к советам и выехал в Усолье. В 1940 году Цырен Найдаков умер. Осталась жена с тремя детьми. Две другие дочери на тот момент умерли от болезней. Из рассказа Валентины Цыреновны я узнала о том, что уже в 60-х годах стало известно, что ничего серьезного Цырену Найдакову тогда не предъявили, ни в чем его не обвинили. И нападки на его сына Будажапа тоже были не обоснованными.
На встрече со школьниками Валентина Цыреновна сказала о том, что она со своими братьями Доржи Цыреновичем, Василием Цыреновичем благодарны своим родителям за то, что они, живя в сложных ситуациях, помогли им вырасти и стать честными людьми. Ведь их жизнь проходила в исторически тяжелый период, когда в нашей стране, республике происходили такие изменения: становление Советской власти, Великая Отечественная война, восстановление страны после войны.
Младший брат Василий Цыренович родился в 1928 году в селе Торы Туникнского аймака Бурятской АССР. Окончил Улан-Удэнское театрально-музыкальное училище и бурят-монгольское отделение историко-филологического факультета Иркутского государственного университета имени А.А. Жданова. Василий Найдаков известен как один из организаторов науки республики и директор Бурятского института общественных наук СО АН СССР, посвятил себя крупнейшим исследованиям в области бурятской и монгольской литературы и театра. Действительный член Петровской академии наук и искусств (1993), он участвовал в составлении и издании 6-томника Истории многонациональной советской литературы (1974), 3-томника Истории бурятской литературы (1995-97) и многих других трудов. В.Ц. Найдаков – видный ученый в области литературы народов России, автор и соавтор 210 научных работ. Активно участвовал в подготовке научных кадров, преподавал в ВУЗах Улан-Удэ. Вел научно-организационную и общественную работу как член ряда научных и координационных советов РАН и СО РАН, Международной ассоциации монголоведов.
Память о нём хранит мемориальная доска на здании Хранилища восточных рукописей и ксилографов БНЦ. В 1997 году его не стало.
Валентина Цыреновна Найдакова родилась 20 мая 1927 года в с. Торы Тункинского района. В 1949 году она окончила актёрское отделение Улан-Удэнского театрально-музыкального училища и, поступив в труппу Государственного Бурятского театра драмы им. Х.Н. Намсараева, передвижного на ту пору, играла ведущие роли в его значимых спектаклях. В 1955 году она поступила на филологический факультет Иркутского госуниверситета. До недавнего времени Валентина Цыреновна преподавала актерское мастерство во ВСГАКи в г. Улан –Удэ. Огромный читательский интерес вызывает научно-популярное издание В.Ц. Найдаковой о буддийской мистерии цам, запечатлённой в кинофильме «Потомок Чингисхана» В.И. Пудовкина, в музыкальной драме «Баир» П.М. Берлинского и хореографической миниатюре «Сон старика» из репертуара ансамбля песни и танца «Байкал». Эта работа, где цам рассматривается в виде театрализации ламских богослужений, была написана в 60-е годы. Благодарная своим наставникам, определившим магистральный путь в жизни, она посвятила труды: «Г.Ц. Цыдынжапов. Материалы и воспоминания», обобщив и оценив творческий опыт поколения первопроходцев их глазами, а собственное видение в «Школе Демидова в Бурятии (1948 - 2015)». Свод «Театральных портретов» - это панорама уже нового этапа деятельности Бурдрамы с компетентной характеристикой лучших актёрских характеров и дебютов. За свои заслуги в области культуры Бурятии В.Ц. Найдакова была удостоена звания лауреата высшей профессиональной премии «Золотая маска», коей удостаиваются выдающиеся представители театрального искусства страны. В этом году ей исполнилось 91 год. Сейчас она помогает в воспитании внучатых племянников, внуков Доржо Цыреновича, рано ушедшего из жизни.
Род Найдаковых поистине прославил Тункинскую долину и Бурятию. Все это свидетельство того большого таланта, которым обладала семья Найдаковых.
Заключение
В ходе моего исследования я пришла к следующим выводам:
История семьи Найдаковых уходит корнями в далекое прошлое. В ней есть люди, которые оставили свой след в истории моего села, района и республики. И я горжусь тем, что я живу в селе, где родились и жили такие знаменитые люди, прославившие свою малую Родину. Василий Цыренович и Валентина Цыреновна внесли огромный вклад в развитие культуры бурятского народа. Их труд неоценим. Продолжая дело, начатое братом Будажапом, они увековечили его имя в своих трудах. Но, несмотря на это, Валентина Цыреновна в своей книге про Мунко Саридака написала о том, что они с Василием Цыреновичем лишь на склоне лет вдруг спохватились, что очень мало знают о своих близких людях, о своих родственниках. Также при беседе с учениками она говорила о том, что они долгое время не поддерживали связь со своими родственниками Кырмыгеновыми. Редко приезжали на свою малую Родину – село Торы. По моему мнению, если Валентина Цыреновна говорит об этом с такой тоской, это значит, что она поняла, как чуть не потеряла невидимую связь со своей малой Родиной. Главное я теперь знаю о том, что в своей жизненной суете, люди не должны забывать о своих близких, о своем родном крае, о культурах и обычаях своего народа.
И я приняла решение дальше продолжить исследование семьи Найдаковых, изучить всю их родословную. В процессе поисковых работ нашла мало информации о брате Доржо Цыреновиче, но очень довольна тем, что родственники и население нашего села помнят и гордятся этой семьей. Думаю, что мне потребуется еще время для поиска и дальнейшего исследования данной темы.
В своем исследовании я рассказала о революционной и творческой жизни семьи Найдаковых. Сопоставив их жизнь с историей республики, страны поняла, что они были достойными детьми своей эпохи. Несмотря на трудности и невзгоды на своем жизненном пути они были верны своим взглядам на свободную и счастливую жизнь. Основной упор я сделала на творчестве Будажапа Цыреновича, который в свои 20 лет писал такие жизненные и критические статьи, стихотворения, волнующие душу человека. В процессе поисковых работ поняла, что помощь родителей и близких в определении будущей профессии их детей очень важно. Пришла к такому выводу, потому что узнала о том, что в воспитании своих детей огромную роль сыграл отец Цырен Найдакович. Будучи грамотным человеком, он правильно направлял их интересы, подбирая соответствующий материал для чтения, следил, насколько осмысленно усваивают они все прочитанное. Таким образом, отец научил своих детей любить свою малую Родину, привил им любовь к бурятской литературе, культуре, научил ценить традиции и обычаи своего народа. Научил любить и беречь нетронутую природу своего родного края.
В настоящее время в нашей школе ученическая организация носит имя Мунко Саридака. Выпускается школьная газета «Мунко Саридак». Литературное объединение Тункинского района носит имя Мунко Саридак. Вот еще, почему я всегда хотела узнать о Будажапе Найдакове. В будущем я хочу узнать, почему Будажап Найдаков взял себе псевдоним Мунко Саридак. Каковы были его мотивы при выборе псевдонима?
История семьи Найдаковых, как в зеркале, отразила то, как непросто выживали в минувшем ΧΧ веке многие тысячи людей, нарабатывая свой жизненный опыт. Сколько бы не пережили, сколько бы не испытали трудностей на своем жизненном пути, эти люди всегда оставались верными своей Родине.
Также и Мунко Саридак очень любил природу своего родного края, всегда восхвалял его в своих стихах, всегда был справедливым и честным. Такое его бережное отношение к своей малой Родине всегда будет служить примером для подрастающего поколения.
\
Список использованной литературы
Информаторы:
Твёрдое - мягкое
Как нарисовать зайчика
Разлука
Яблоко
Два петушка