Сказка сопровождает нас всю жизнь. С самого рождения мы слушаем народные сказки, которые нам рассказывает на ночь мама или бабушка, а затем читаем их сами и удивляемся, что каждый раз открываем что-то новое.
Вложение | Размер |
---|---|
unikalnoe_i_universalnoe_v_soderzhanii_bashkirskih_i_russkih_skazok.doc | 162.5 КБ |
Муниципальная конференция младших школьников «Юный исследователь».
Уникальное и универсальное в содержании русских, башкирских сказок
Исследовательская работа
Ученицы: Кузбаева Азалия,3 класс
МБОУ «Аллабердинская СОШ»
Научный руководитель: Кузбаева Н.Н.
учитель родного языка
МБОУ «Аллабердинская СОШ»
Содержание
Введение...................................................................................................................3
I. Сказка - сокровищница народной мудрости ....................................................3
II. Разновидности сказок......................................................................................4-5
III. Сравнительный анализ сказок двух народов
III. 1. Волшебные сказки ......................................................................................5
III. 2. Бытовые сказки............................................................................................6
III. 3. Сказки о животных......................................................................................7
VI. Сказочные формулы- ритмизованные прозаические фразы ......................8
Заключение ............................................................................................................9
Список литературы ............................................................................................... 9 Приложения...........................................................................................................10
Введение
Сказка сопровождает нас всю жизнь. С самого рождения мы слушаем народные сказки, которые нам рассказывает на ночь мама или бабушка, а затем читаем их сами и удивляемся, что каждый раз открываем что-то новое. Одобряя или осуждая поступки сказочных героев, мы учимся думать и искать в сказке ответы на многие наши вопросы. Через сказку перед нами раскрывается тысячелетняя самобытная история народов, а также их традиции, обычаи и суеверия. Знакомясь с русскими и башкирскими народными сказками, я заметила, что они очень похожи. Что общего в сказках разных народов? Чем они отличаются? У меня возникли вопросы и захотелось найти на них ответы. Тема, моей научно-исследовательской работы «Уникальное и универсальное в содержании башкирских, русских сказок» интересна тем, что заставляет не только окунуться в мир сказок и познакомиться со сказками народов, но и сформировать представление о многоязычном культурном сообществе и выработать толерантность, мир, дружбу, взаимоуважение.
Цель моей работы – сравнить русские и башкирские народные сказки.
Гипотеза. В народных сказках есть много схожих черт, но одновременно они демонстрируют национальное своеобразие фольклора каждого народа.
Объектом данного исследования стали сказки русских и башкирских народов.
Предмет исследования - общие и отличительные черты русских народных и башкирских народных сказок.
Задачи, которые я ставила в своём исследовании –изучить различные сказочные жанры, проанализировать их особенности, установить общие и отличительные черты русских и башкирских народных сказок.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
поиск материала, (в том числе и через Интернет);
использование компьютерных технологий;
анализ и сравнение;
обобщение.
I. Сказка - сокровищница народной мудрости.
Сказочники выражали мудрость своих народов, их стремления и мечты. Отсюда происходит своеобразие и неповторимость сказок у каждого народа. В общественном устройстве у народов много сходного в установлениях, законах, каким бы своеобразным не был уклад их жизни. Изо всего этого возникает сходство сказок в идеях, в вымысле. Все народы единодушны в том, что считать истиной и неправдой, справедливостью и обманом, преступлением и наказанием, геройством и трусостью, что считать достоинством человека, а что – низостью. Эти нравственно-этические понятия отражены в сказках башкирского и русского народов.
Сказки разных народов составляют бесценную сокровищницу народной мудрости. Это искусство создано в веках на исторических путях народов в борьбе за жизнь и счастье. Изящество поэтических форм, ясность сказочного стиля и его простота отмечены безупречным вкусом творцов этой великой художественной культуры.
II. Разновидности сказок
Русские | Башкирские |
1. Волшебные " "Сивка – бурка" "Цареевна - лягушка" | 1. Волшебные или фантастические "Алдар и сыновья купца" "Птичья нога" |
2. О животных "Рак и лиса" "Лисичка – сестричка и серый волк" "Заяц – хвастун" "Кот, петух и лиса" "Волк и козлята" "Колобок" | 2. О животных "Лиса и медведь" "Лиса и сорока" "Медведь и пчелы" "Заяц у медведя в гостях" |
3.Новеллистические(бытовые) а)семейные отношения "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" "Хаврошечка" б) о трудных загадках и умных отгадках "Старик Годовик" "Мороз, Солнце и Ветер" в) о глупцах "Бабушка, внучка да курочка" "Вершки и корешки" "Неумелая жена" "Каша из топора" | 3. Бытовые а)нравственные семейные отношения "Мудрая девушка" "Падчерица" б) об умных делах и словах "Мудрый старик и глупый царь" "Золотая капля" "Всего три слова" в) сатирические, анекдотические "Два дурака" "Кунай и Купай" |
4. Докучные сказки "Небывальщина" "Шуточная сказка про павлинов и гусей", "Шуточная сказка про лягушку-квакушку" | 4. Докучные сказки а) докучные сказки "Бык" "Желтая курица старика Хармантая" б) кулямасы "Как два лентяя сгорели" "Два хвастуна" |
Сказки-былины "Сказка-былина про Илью Муромца" , "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Сказка Алёша Попович и Тугарин Змей" | 5.Богатырские сказки "Урман – батыр" "Урал – батыр" "Три батыра" "Алпамыша батыр" "Акьял батыр" |
III. Сравнительный анализ сказок народов
III. 1. Волшебные сказки
В сказках этого жанра решающую роль играют чудесные помощники или волшебные предметы. Герои характеризуются не физической силой, а своей добротой, готовностью оказать помощь всем, кто в ней нуждается. И для русских, башкирских сказок характерно наличие традиционного сказочного героя.
Герою в волшебной сказке его жизненная задача становится ясной с самого начала. Вся динамика развития волшебного повествования основана на стремлении героя к своей цели. Он преодолевает на своём пути невероятные трудности - чаще всего с помощью чудесных предметов, животных. Если в русских волшебных сказках главным героем в основном выступает младший из трех сыновей, то в большинстве башкирских сказок батыр является единственным сыном в семье ( "Акъял батыр").
В башкирских сказках главным героем является батыр, наделенный необыкновенной силой и сноровкой. Например, "Урал – батыр", "Алп – батыр", "Алпамыша батыр". Популярны у башкир сказки о батыре, вылепленном из теста ("Камыр батыр", "Икмекбай"), или о богатырях, родившихся у семидесяти-восьмидесятилетних стариков ("Алтындуга-батыр","Бииш-батыр).
Среди русских богатырей популярнее всего Илья Муромец. Он воплотил в себе образ идеального героя – стойкий, спокойный, добрый, справедливый,сильный. Так же в знаменитые имена героев русских народных сказок можно добавить такой персонаж, как Добрыня Никитич. Он выступил помощником князя, верным и надежным, которому он служил верой и правдой долгий период времени. Любимым героем русских сказок является Иван Царевич. Он вступает в борьбу со злом, и помогает обиженным и слабым. И конечно же герой из русских народных сказок Иванушка Дурачок! Он всего лишь крестьянский сын и не совсем походит на положительного сказочного героя, он не блещет большим умом, но именно благодаря этому он нестандартно мыслит и это помогает преодолеть ему массу трудностей.
Как известно, животные являются основными помощниками главных героев русских и башкирских волшебных сказок. Волк, кот, собака, конь, корова, ворона, сокол, орел бескорыстно служат и неизменно приходят герою на помощь, за то, что он сжалился над ними, проявил по отношению к ним доброту и великодушие.
Куда бы герой ни отправлялся, верным и незаменимым спутником его становится конь. Если в русских сказках образ коня встречается в таких сказках как "Сивка-бурка", "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо", "Жар-птица и Василиса-царевна", то в башкирских сказках образ коня встречается в сказках "Урал батыр»" "Акъеляк", "Алатаев", "Алпамыша-батыр", "Икмекбай" и другие. В русских сказках герой получает коня в награду за доброту, бескорыстие, верность. Обычно герой покупает худого, паршивого коня кормит и холит его, впоследствии конь становится сильным, красивым, ловким. В сказке волшебный конь обладает сверхъестественными свойствами: превращается в орла, в старика, освобождает Ивана.
Конь всегда остается верен своему батыру, который, как и в русских сказках, выбирает себе в качестве боевого соратника захудалого паршивого жеребенка, который оглянулся на звон его уздечки. Но после этого неказистый жеребенок сразу превращается в превосходного скакуна-тулпара и готов идти с батыром и в огонь и в воду и не раз спасает его от беды: "Сотрясая землю, тулпар поскакал туда, где лежал в яме Алпамыша. Домчался он туда, опустился на колени и спустил в яму свой хвост. Выволок оттуда Алпамышу". Так же, как и в русских сказках, батыр призывает себе коня с помощью волшебства: он должен свистнуть через волос коня, чтоб тулпар мигом примчался к нему.
Кроме того, верными помощниками героя или героини являются корова ("Крошечка-хаврошечка", "Буренушка"), волк ("Иван-царевич и серый волк", "Молодой охотник и Мяскяй"), кот, собака ("Мартынка", "Шагали"), птицы ("Марья Моревна", "Киизбай и царские дочери").
Насколько прекрасен душевный, внутренний и внешний облик тех героев, на стороне которых сочувствие народа и уродлив облик персонажей, причиняющих вред человеку. В русских сказках это чудовища – страшилища вроде лиха одноглазого,многоголового змея, Кощея. Основными отрицательными персонажами в башкирских волшебных сказках выступают: аждаха, юха, дейеу, пэри, мэскэй-злые духи и враждебные людям существа
На переднем плане в русской, башкирской волшебной сказке – борьба за победу справедливости над неправдой, хитростью и обманом. Волшебная сказка передаёт реальные стремления людей.
III. 2. Бытовые сказки
К бытовым сказкам относятся занимательные истории об одураченном барине или барыне, о богатом и скупом хозяине, обманутом хитрым работником, об отношениях богатых к беднякам: крестьянину, солдату, батраку. Часто ленивые и глупые в начале сказки герои к концу сказки добиваются успеха и процветают. Примерами таких героев могут служить в русских сказках Емеля, Иванушка-дурачок. В башкирском фольклоре также имеются сказки о дурачках. Можно провести некую параллель между Иваном – дурачком и Тазом. Таз герой бытовых башкирских сказок далеко не дурачок, а дурачок себе на уме. Его с Иваном дурачком делает похожим, то, что так же младший сын в семье душевной доброты, бескорыстие ему не занимать. Также попадает в комические ситуации, из которых выбирается благодаря своей удачливости и находчивости и сообразительности. Другой герой башкирских бытовых сказок –Алдар хитрец и обманщик. В основном обманывает богачей, царей, мулл, купцов, может обокрасть их. В некоторых сказках его зовут Шомбай (Тихоня). Плут Шомбай все делает исподтишка, подстраивает козни и добивается цели.
Таким образом, и в русском, и в башкирском фольклоре образы сказочных героев бытовых сказок фигуры национально колоритные, самобытные. Во время сопоставления сказок, иногда заметно повторение сюжетов, но повторения образов – нет.
II. 3. Сказки о животных
Основные персонажи башкирских народных сказок о животных - это образы: медведя, волка, лисы, зайца, льва и тигра. Среди почитаемых зверей у башкир особое место принадлежит медведю. Во многих сказках - это образ хозяина леса, самого старшего и уважаемого зверя. Например, сказки "Мышь, медведь, волк и лиса", "Заяц у медведя в гостях", "Медведь и старик". Во многих сказках медведь отличается от других зверей своим простодушием и доверчивостью. Этим особенно часто пользуется лиса. В башкирских сказках "Медведь и лиса", "Медведь и мед" хозяин леса жестоко обманут и высмеян лисой.
Образ волка также отличается своей непоследовательностью. В одних сказках волк кровожаден - "Волк и коза", а в других совершенно глуп - "Обманутый волк". Дружелюбного, умного и хитрого волка мы встречаем в башкирской сказке "Сарыбай". В башкирских сказках "Щедрый заяц","Заяц и лев" где заяц выступает воплощением щедрости, доброты и хитрости, первым помощником людей и зверей в трудную минуту.
Сказки, заканчивающиеся торжеством хитрой лисы, составляют большинство в цикле русских сказок о животных-хитрецах. Таковы сказки "Волк и лиса" "Мышь, медведь, волк, лиса", "Лиса и петух", "Лиса и медведь".
В анализируемых русских и башкирских сказках встречаются одинаковые герои животные, такие как лиса, медведь. Например:
"Лиса и тетерев"
"Төлкө һәм торна" ("Лиса и журавль")
Причем эти животные обладают одинаковыми качествами. Лиса выступает в роли притворщицы, воровки, обманщицы, а также злопамятной, мстительной и жестокой особы. Медведь считался в народе "дедушкой" "стариком". Он наделён гордостью и является хозяином земли. Например, медведь выступает героем сразу русской, башкирской сказок:
"Медведь и лиса"
"Сысҡан, айыу, бүре һәм төлкө" ("Мышь, медведь, волк и лиса")
Курица, лошадь и мышь всегда воплощение трудолюбия и старания. Петух – бравый, драчливый, но глупый. Ворона – воровка и разбойница. Волк глупый, но и злой.
Сказки, которые имеют одну сюжетную линию, схожих героев и схожесть повествования.
"Зимовье зверей"
"Ишәк, эт, бесәй, әтәс" ("Осел, собака, кот, петух")
Смысл данных сказок «лишь объединившись можно выстоять и дать отпор врагам».
Русские, башкирские сказки, имеющие схожий сюжет, схожих героев, но мораль сказок различна:
"Кот, петух и лиса
"Йәтим төлкө" ("Лиса-сирота")
В русской, башкирской сказках персонажи считают, что всегда среди окружающих есть тот, кто может прийти на помощь в трудной ситуации и выручить из беды. В сказке «Кот, петух и лиса» - это кот, а в сказке"Лиса-сирота" - петух.
Сказки, которые могут иметь разных героев, но моральный смысл, заложенный в них, схож:
"О щуке зубастой"
"Ҡуян һәм арыҫлан"(“Заяц и лев”)
Суть сказок в том, что не надо желать зла другому, ведь оно нежданно – негаданно может обернуться против вас самих.
Особое место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса обмазывает голову тестом (сметаной), "Битый небитого везёт" "Лиса в шкуре зайца" и т. д).
Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки, "трюк" - англ.сл.). Основной трикстер русской и башкирской сказок – лиса. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца, петуха.
VI. Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы
Сказка каждого народа имеет свои собственные выражения. Русские и башкирские сказки почти всегда начинаются словами “жили – были”, «давным-давно», «борон-борон заманда». Я выяснила, что олицетворение широко используется и в тех, и в других сказках. Результаты данного исследования позволяют сделать вывод о том, что моя гипотеза подтвердилась: нет принципиального отличия между русскими и башкирскими сказками. Более того, некоторые сюжеты просто те же самые.
Выводы
1)Некоторые русские и башкирские сказки носят интернациональный характер, нравственные идеалы в них совпадают.
2) И у того, и у другого народов есть сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки.
3) Есть сходство среди литературных, языковых, стилистических средств, используемых в сказках.
4) И те и другие сказки имеют характерные сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы: зачин, сказочную концовку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда, наконец, все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня - не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры. Народные сказки – это кладезь премудрости, который заполнялся долгими веками. В них и мировоззрение человека, советы по разрешению бытовых конфликтов, представление об идеальном мире, юмор.
Мою работу можно использовать на уроках русской и башкирской литературы, в детском саду, на родительском собрании, И конечно же, каждому человеку надо знать сказки, чтобы духовно развиваться и передавать из поколения в поколении.
Список литературы
Приложение 1
Зачин
Башкирские сказки | Русские сказки |
Борон-борон заманда... | Давным-давно... |
Борон заманда булған, ти | Бывали-живали |
Борон бер әбей менән бабай булған, ти | Жил себе дед да баба |
Элекке заманда... | Жил да был |
Борон заманда | Жили- были |
Элек-элек заманда | В некотором царстве |
Бер ауылда... | В одном городе |
Элек ...исемле кеше булған | В некотором царстве |
Борон заманда ете диңгеҙ аръяғында | За тридевять земель, в тридесятом государстве |
Донъяла булған, ти | В некотором государстве |
Борон-борон заманда, Урал тауы итәгендә, Ағиҙел ярында... | В стародревние годы в некотором государстве… |
Приложение 2
Концовка
Башкирские сказки | Русские сказки |
Бик бәхетле йәшәп яталар, ти | Вот вам сказка, а мне кринка масла |
Әле лә көн күреп йәшәп ята икән шунда | Стали жить поживать да добра наживать |
Шул ваҡыттан алып улар бик оҙаҡ татыу, матур томош кисергәндәр | Стали жить да поживать,ума наживать да лиха избывать |
...батша була, улар гөрләтеп туй яһайҙар. Хәҙер ҙә йәшәйҙәр, ти. | После этого жили они долго и счастливо |
Һалдат һәр кемгә тигеҙ итеп ер бүлеп, яҡшы ғына йәшәй башлаған, ти | Воротился солдат домой и жить стал привольно |
Шунан ҡарт улына үҙенең байлығын мираҫ тиеп ҡалдырған, ти | Он женился на ней, и стала она царицею |
...Үҙе батша булып ҡалған. ... кәләш итеп алып, бик һәйбәт батшалыҡ иткән, ти | И стали они жить-поживать и горя не знать |
Приложение 3
Эпитеты
Башкирские | Русские |
Батыр егет | Добры молодцы |
Үҙе бер ҡарыш, һаҡалы мең ҡарыш ҡарт | Ясного сокола |
Көмөш балыҡ | Черный ворон |
Булат ҡылыс | Булатным мечом |
Томбойоҡло тәрән күл | В сырую землю |
Ҡурҡыныс яу | На страшный бой |
Әсе ел | Буйные ветры |
Изгелекле кеше | Добрых людей |
Үткер ҡылыс | Острым мечом |
Сихырсы ҡарсыҡ | Чистое поле |
Йомро-йомро йомғаҡ | Серый волк |
Буҙ толпар | Молодецким посвистом |
Аҫыл ҡош | Доброму коню |
Һаран бай | Добрые молодцы |
Сибәр ҡыҙ | Красна девица |
Ҡара юрға | Добрый молодец |
Приложение 4
Волшебные существа
Башкирские сказки | Русские сказки | ||
Алтын йомортҡа (Золотое яичко) | Йомортҡа, өйрәк (Яичко, утка) | Колобок | Колобок |
Аҡъял батыр | Аҡъял батыр, Тау батыр, Урман батыр, Иргәйел ҡарт | Иван-крестьянский сын и чудо-юдо | 3 чуда-юда,их жёны и их мать |
Алдар һәм шайтан | Шайтан | Иван-царевич и серый волк | Серый волк,жар-птица,конь златогривый |
Ҡош тәпәй (Птичья нога) | Дейеү | Два Ивана- солдатских сына | 3 змея и их сестра |
Хәтәр шәп батыр | Мәскәй, дейеү | ||
Приложение 5
Повторы
Башкирские сказки | Русские сказки | ||
Название | Кол. пов. | Название | Кол. пов. |
Аҡъял батыр | 3 | Иван-Крестьянский Сын и чудо-юдо | 3 |
Икмәкбай | 3 | Два Ивана солдатских сына | 3 |
Хәтәр шәп батыр | 3 | Иван-Царевич и серый волк | 3 |
Үгәй ҡыҙ Гөлбикә | 3 | Иванушка-Дурачок | 3 |
Өс ауыҙ һүҙ | 3 | Гуси-лебеди | 3 |
Күк һыйыр | 3 | Царевна-Несмеяна | 3 |
Аҡыллы ҡарт һәм иҫәр батша | 3 | Мудрые ответы | 3 |
Бешкән тимер | 3 | Каша из топора | 3 |
Аҡыллы ҡыҙ | 3 | Мудрая Дева | 3 |
Ел-ел арбам | 3 | Царевна-Лягушка | 3 |
Алдар һәм шайтан | 8 | Жадная старуха | 7 |
Приложение 6
Традиционный главный герой
Башкирские | Русские | ||
Аҡъял батыр | Аҡъял батыр | Царевна-Лягушка | Иван-Царевич |
Икмәкбай | Икмәкбай | Иванушка - дурачок | Иванушка - дурачок |
Хәтәр шәп батыр | Мейес башындағы малай | Иван-Царевич и Кощей Бессмертный | Иван-Царевич |
Урал батыр | Урал батыр | Иван-Царевич и Серый Волк | Иван-Царевич |
Алпамыша батыр | Алпамыша батыр | Два Ивана – солдатских Сна | Два Ивана |
Иван-крестьянскийсын и Чудо-юдо | Иван |
Агния Барто. Сережа учит уроки
За чашкой чая
Загадка Бабы-Яги
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Компас своими руками