В работе исследуются особенности миниатюр. как малого лирического жанра. сравниваются с миниатюрами тувинских поэтов "ожук дажы"
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_bady_ch.docx | 27.41 КБ |
Чем похожи лирические миниатюры В.Солоухина и тувинских поэтов
Бады Чечена Юрьевна, учащаяся 11 класса, МБОУ СОШ с Эрзин
1. Введение. В обширной критической литературе, посвященной творчеству какого-нибудь писателя, жанрам художественной литературы, очень мало места отводится малым лирическим жанрам. В одних работах они вообще не упоминаются, в других о них говорится общо и бегло. А между тем они вполне заслуживают особого научного исследования, так как оказались значительным событием и в творческой биографии самого определенного автора, и в историко-литературном процессе.
В жанре миниатюр создавали свои произведения выдающиеся русские писатели: Ю.Бондарев, В.Г.Короленко, И.Бунин, А.И.Куприн, В.Астафьев, А Солженицын и В.Солоухин.
По своей форме и по определению самих авторов малый жанр в русской литературе имеют несколько разновидностей (как встречаются в различных источниках): стихотворения в прозе (Тургенев), художественные миниатюры (Солженицын), лирические миниатюры (Солженицын), поэтические миниатюры (Короленко)
Своеобразно и название произведений малого жанра у каждого из авторов: Короленко «Огоньки», Астафьев «Затеси», Бондарев «Мгновения», Солженицын «Крохотки», Солоухин «Камешки на ладони». У каждого писателя свой стиль, своя специфика и поэтика.
Объект исследования: миниатюры В.Солоухина, Э.Мижита, Р.Лудупа как малый эпический жанр литературы, имеющий особое место в литературном процессе 19-20 веков.
Предметом исследования является специфические черты жанра, отличие от других больших жанров, темы, идеи, назначение миниатюр.
Метод исследования: наблюдение, описание и анализ текста в единстве формы и содержания.
Актуальность работы обусловлена тем, что сегодня востребованы произведения, доступные широкому читателю, небольшие по объему, отвечающие интеллектуальным и эстетическим потребностям, какими являются миниатюры.
Новизна работы заключается в том, что в доступных учащимся источниках нет параллели миниатюр русских классиков с миниатюрами в тувинской поэзии. Лирические миниатюры В.Солоухина не знакомы широкой тувинской читательской аудитории, что должно вызывать тревогу у литераторов, учителей, родителей.
Практическая значимость: результаты исследования полезны моим сверстникам для самостоятельной работы по анализу текста, могут быть использованы для подготовки рефератов и докладов по русской и тувинской литературе.
Цель работы: познакомиться с лирическими миниатюрами В.Солоухина, выявить особенности жанра.
Поставленная цель конкретизируется в следующих
задачах:
Солоухин пробовал свои силы в разных жанрах: от первого стихотворения «Дождь в степи» до «Венка сонетов» — сложной формы из пятнадцати сонетов. Известные стихи Солоухина «Мужчины» и «Лозунги Жанны д’Арк» положены на музыку. Писатель считал, что в «пределах своей профессии нужно уметь решать любые задачи», как он решал их в жанровых рамках рассказа, новеллы, лирической миниатюры «Камешки на ладони», поэмы, романа, киносценария.
В предисловии своей книги «Камешки на ладони» он написал: «Сидя на берегу, невольно начинаешь перебирать камешки вокруг себя. Возьмешь горсть, просеешь сквозь пальцы… Неожиданно один из камешков останавливает ваше внимание. Он округлый, полупрозрачный, но полупрозрачная сердцевина его слегка красновата, как будто в нем растворена капля крови. Понравившиеся вам, так сказать, экземпляры вы невольно складываете отдельно в купальную шапочку, или в башмак, или на разостланную газету. Хотелось бы их увезти в Москву, показать друзьям, самому полюбоваться зимой, вспомнить о синем море.
Но красивых, необыкновенных камней набирается все больше, и тут вы начинаете то, что можно назвать вторым туром…»
По –моему, так началось создание миниатюр автором. С камешек, разных по форме, цвету, набираются разноцветные мысли. Как он сам пишет: «мелькала иногда мысль… Это представление, эту формулу, эту мысль я старался либо запомнить, либо записать на клочке бумаги, на авиационном билете, на листочке, выдранном из чужого перекидного календаря. Когда такие бумажки накапливались по карманам, я доставал их, разглаживал на ладони, потому что происходил отбор. Некоторые я переписывал в тетрадку».
Эти мысли и заслуживают особого внимания, так как они отражают взгляд автора на мир, его духовную, эстетическую и нравственную культуру. Владимир Алексеевич в своей книге «Камешки на ладони» дал такую оценку еще одному малому жанру –притче: «Может быть, самый емкий литературный жанр – древняя притча. В одной притче, состоящей из нескольких фраз, бывает сказано так много, что хватает потом на долгие века для разных народов и разных социальных устройств. Но главное состоит в том, что в притче присутствуя колоссальный обобщающий момент, благодаря которому частный, казалось бы, случай применим к тысячам случаев во все времена и у всех народов». По –моему, эти слова отражают его взгляд и на миниатюры, поэтому он и создал их. Как доказательство, рассмотрим специфические черты миниатюр:
поэзия | Проза | |
Метр | + | - |
Ритм | + | - |
Рифма | + | - |
Способ размещения на листе | Строфы (все строки красные) | Сплошной текс |
Выражение мысли | Краткость | Развернутость |
Значение слова | многозначность | Сужение смысла до одного |
Задача слова | Передать чувства (создает особый мир взаимодействия слов и стихотворной формы; нет фабулы ) | Передать сюжет, вызвать представление (пересказ романа возможен, стихотворения -нет) |
Специфика повествования | Слово автора тождественно речи персонажей, монологичность | Изображение речи персонажей, диалогичность |
Стихотворение в прозе, или лирические миниатюры–это лирическое произведение в прозаической форме. Для них характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма, рифмы: небольшой объем, часто –членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет.
Чтобы разобраться в сущности миниатюр Владимира Алексеевича Солоухина, попыталась выяснить тему, идею, образы и поэтику некоторых понравившихся мне миниатюр.
«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые– хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом».
Тема: детство.
Идея –детство как семя, которое может оказаться и плодородным, и неплодородным. Все зависит от того, в каких условиях, в какой среде будет расти человек.
Образы –маленький ребенок, ожидающий заботы, любви, участия, чтобы вырасти полноценным. Чертополох, к тому же злой, остерегающий человека, как напоминание о недобром, нехорошем.
Художественные средства –прежде всего это сравнительный оборот «как почва», эпитеты «крохотные», «чистые», «злой». И, конечно, большую нагрузку несет метафора «биография человеческой души, человеческого сердца».
Эпитеты сам Владимир Солоухин называл «одеждой слов». Он говорил, что они лишают слова их первозданного звучания.
Очень своеобразен стиль изложения: сначала выражение мысли, а в конце делается вывод. Это может быть прямое заключение, или вопрос и ответ на поставленный вопрос, или риторический вопрос и восклицание, чтоб читатель сам поразмышлял. Похожее строение встречается и у Тургенева: стихотворение в прозе «Два богача». Кратко, емко. Одно предложение: «Далеко Ротшильду до этого мужика».
А вот у Солоухина:
«Человек рассказывал мне свою полную бедствий и огорчений жизнь. Там его обманули, не помогли, прогнали от порога, там ему вежливо, но тем не менее жестоко отказали. Потом он дошел до случая, когда другой человек принял в нем, наконец-то, участие, помог ему, поддержал. Тут у рассказчика задрожали губы и спазмы сдавили горло.
Спрашивается: почему он не плакал в тех местах, где ему делали больно, обижали, а заплакал лишь в том месте, где ему сделали добро? Такова сила добра».
Тематика миниатюр Солоухина обширна. В них отражены мысли автора о человеческой сущности, об отношении людей друг к другу, философские размышления о творчестве, об искусстве, литературе, об истории и будущем страны. Но особенно большое количество миниатюр о литературе, о произведениях и творчестве писателей-классиков.
О Гоголе, в его повести «Тарас Бульба» восхищается его талантом, меткостью слов и выражений: «Вижу, что ты иное творенье бога, нежели все мы, и далеки пред тобою все другие боярские жены и дочери-девы. Мы не годимся быть твоими рабами, только небесные ангелы могут служить тебе…»
«На миг остолбенев, как прекрасная статуя, смотрела она ему в очи и вдруг зарыдала, и с чудною женскою стремительностью, на какую бывает только способна одна безрасчетно великодушная женщина, созданная на прекрасное сердечное движение, кинулась она к нему на шею, обхватив его снегоподобными чудными руками…»
Вот такие слова, такие краски, такая музыка»
В структуре ожук дажы три строки ассоциируются с тремя камнями очага. Конечно, данная поэтическая форма легко воспринимаема и до конца понятна именно носителю той культуры, на почве которой она возникла. Три камня очага – символ традиционного образа жизни и культуры кочевника, образ мироздания в виде триединства. Три камня, служившие вместо треножника, вызывали чувство устойчивости, крепости и покоя у кочевников-скотоводов. Известно, что у древних тюрков тоже был очаг из трех камней, безусловно, придававших огромную внутреннюю, духовную силу древним воинам, которые, глядя на очаг, под синим небом, чувствовали свое единство с Природой, Родиной, народом. На мой взгляд, эта поэтическая форма соответствует природе и духу кочевников Центральной Азии.
Таким образом, в тувинской лирической поэзии последних лет наблюдается процесс новаторства на основе традиционной культуры и мировоззрения, что является фактором жанрового развития тувинской поэзии и изменения общих тенденций развития тувинской литературы.
На примере миниатюры А Даржая рассматривается внутренняя композиция данного поэтического жанра.
«Жизнь, хоть и преподносит свои дары…
Показывает свой тяжелый жестокий нрав…
Она не гладила меня по голове, как мать»
Первая строка является экспозицией, где выражается тема стихотворения. Во второй строке раскрывается поэтический образ. В заключительной строке выясняется авторское отношение к заданной теме. Это самая ударная строка, являющаяся логическим завершением поэтической мысли и обдуманной композиции стихотворения. Постепенное раскрытие поэтического образа стихотворения переходит на четкое выражение поэтической мысли и чувств.
Схожее с миниатюрой Солоухина о семенах для почвы есть у молодого поэта Романа Лудуп.
Чазын тараан урезинин чаяакчызы –
Чаагайжыды ажаан хорзун дужуткур боор.
Салым-чолун кылган ижин чаяап чоруур.
Таким образом, три строки ожук дажы образуют единое диалектически взаимосвязанное (начало – развитие – конец), композиционно и гармонически уравновешенное целое. В основе поэтики ожук дажы лежит принцип углубления мысли, которая завершается четким выводом.
Ожук дажы характеризуется, во-первых, свойственными трехстишиям чертами: лаконичностью и афористичностью, во-вторых, своеобразной эстетикой построения и внутреннего содержания.
- миниатюры это малый литературный жанр, кратко и метко передающие мысль автора, мгновенно возникающие перед человеком, философские размышления;
- похожи на миниатюры тувинские «ожук даштары» по краткости, по форме;
-они отражают взгляд автора на повседневную жизнь, поднимают вечные философские вопросы, обращают внимание читателя на нравственные ценности.
5. Заключение. Меткие, яркие, мудрые заповеди, «камешки – мысли» Владимир Солоухин подарил людям. Это камешки, которые должны быть перед каждым человеком, те, которые не должны давать людям спать по ночам, стоять за дверью с молотком, напоминая каждому о горе другого, о несправедливости, о родине, о народе, взгляд на повседневную жизнь, будущее страны, потому как он был патриотом. Миниатюры как итог многолетних размышлений тувинских поэтов о творчестве, жизни, философских и нравственных размышлений, о стране, ее истории, об отношений между людьми, должны вселять надежды на счастливое будущее нашей Тувы.
Использованная литература:
Каргопольская игрушка
Как нарисовать зайчика
Где спят снеговики?
Снег своими руками
Астрономический календарь. Март, 2019