Краеведческий материал об истории возникновения и развития СМИ в г.Благовещенске
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 79.78 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №13 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА»
Исследовательский проект
История возникновения СМИ в г. Благовещенске
Выполнила учащаяся 11 Б класса
МАОУ СОШ №13
Логинова Оксана Дмитриевна
Руководитель: Смирнова Оксана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Благовещенск, 2020
Содержание:
1.Первые печатные издания и типография 6
2.Становление радиовещания в г.Благовещенске и на территории области. Первые амурские радиопередачи 16
3.Становление телевизионного вещания 25
Заключение. Роль СМИ в жизни общества 28
Введение
« В былые времена один человек мог заразить целый народ, особенно после изобретения радио».
Под средствами массовой информации принято понимать социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения. Передаваемая информация должна обязательно отвечать общественным интересам. Ее распространение – неотъемлемая часть массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению.
Средства массовой информации играют большую роль в жизни каждого человека. Они воздействуют на личность человека в совокупности ее социальных ролей – как на гражданина, семьянина, представителя социума в целом и жителя конкретного района. Содержание средств массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом, все области общественных отношений, в которые включена личность.
Среди основных средств массовой информации можно выделить телевидение, радио и прессу. В настоящее время к средствам массовой информации стал относиться Интернет.
Цель работы: сбор и систематизация сведений о зарождении и развитии СМИ в г. Благовещенске и определение их роли в общественно-политическом и культурном развитии нашего города.
Актуальность. История нашего города многогранна и интересна, но недостаточно известна современным школьникам, изучающим историю страны и родного края на уроках истории.
Трудно переоценить роль периодической печати в жизни любого общества, причем во время изменения политических или экономических условий ее роль значительно повышается. Именно поэтому ее называют «четвертой властью». Играя положительную, а иногда отрицательную роль, печать формирует сознание всего общества. Из всех сфер профессиональной культуры - просвещения, профессионального образования, театра, музыки, кино, художественной литературы - она является наиболее действенным средством общественного влияния. Сила ее основывается на легкости распространения в народных массах, в каких бы местах люди ни жили, и на доступности для их понимания. Кроме того, ее универсальность кроется в постоянной нацеленности на злобу дня, на широту охвата действительности, всех сторон общественного бытия.
Таким образом, изучая историю возникновения и развития СМИ в нашем городе, мы знакомимся с историей родного города, сами становимся частичкой этой истории.
Гипотеза. История возникновения СМИ – это не только факты, но и история нескольких поколений людей, история города.
Объект исследования. Интересными источниками для данной работы являются архивные документы - « Фонд № 645 Комитета о телевидении и радиовещании с 1944 по 1953 гг.», состоящий из более 30 томов о первых теле- и радиопередачах, собранные в Государственном Архиве Амурской области, воспоминания радиоведущих того времени.
Задачи:
1.Собрать и обобщить сведения о сохранившихся исторических фактах в Амурской области, связанных с историей возникновения и развития СМИ в г. Благовещенске.
2. Проанализировать собранный материал, дать системное освещение опыта деятельности периодической печати и ее роли в социально-экономическом и культурном развитии Дальнего Востока России в 1865-1917 гг.; радиовещания и телевидения на территории города и области.
3. Подготовить публичную лекцию по теме: «История возникновения и развития СМИ в г. Благовещенске».
4. Познакомить школьников, жителей города с историей родного края, научить их с уважением относиться к своим корням, культуре.
1.Становление периодической печати в г.Благовещенске.
Первые печатные издания и типография
Дореволюционный Благовещенск – торговый и промышленный центр Дальнего Востока. Город живёт и развивается, жизнь кипит вокруг рынков, пароходной пристани, магазинов, мельниц, золотых приисков. И в это же время Благовещенск становится лидером по числу крупных издательских центров.
Периодическая печать на Амуре, как и на всём Дальнем Востоке, – явление сравнительно позднее. Правда, первые попытки создания краевой прессы были предприняты ещё в 60-х годах XIX века, вскоре после официального присоединения Амура к России.
Книга и печать имели большое значение в хозяйственном освоении дальневосточного региона. Неслучайно при заселении Амура в 19 веке одной из первых стала развиваться полиграфическая отрасль. Благовещенску, основанному в 1856 году, принадлежит заслуга открытия первой на Дальнем Востоке типографии (1862).
Все известные на сегодняшний день сведения и факты, касающиеся истории книгоиздания и периодической печати в Благовещенске, приводятся в «Энциклопедии литературной жизни Приамурья Х1Х-ХХ1 веков» (2013) в разделе «Хроника литературной жизни Приамурья». «Хроника» начинается с 1857 года, а уже в записи, относящейся к 1859 году, можно прочесть: «Первый военный губернатор Амурской области Н. В. Буссе (1828-1866) поддержал идею издания в Благовещенске газеты под названием «Друг маньчжура», для чего в Петербурге было заказано типографское оборудование (проект остался нереализованным).
По мнению губернатора, газета должна была «принести громадную пользу, служа надёжным средством к распространению между маньчжурами просвещения...» Разрешение было получено, даже печатный станок и шрифты привезли в город, но отсутствие кадров помешало рождению новой газеты. Первая типография действовала при гражданской канцелярии области, но печатала лишь
объявления и бланки. И лишь спустя тридцать лет в Благовещенске выходят собственные газеты. Издание газеты на отдалённейшей окраине, ещё недавно стоявшей «вне истории», в то время малолюдной и малообжитой, – факт сам по себе примечательный. Но это была только первая ласточка, которая, говоря словами пословицы, ещё не сделала весны. Для этого нужны были определённые предпосылки. На Дальнем Востоке они сложились лишь к концу XIX века
Она выходила два раза в месяц, содержал в себе официальную и неофициальную информацию. Хроника официальная включала манифесты, императорские указы, указы Святейшего Синода. Неофициальная часть состояла в основном из хроник, которые были написаны священнослужителями, различных литературных произведения.
Много внимания уделялось в неофициальной хронике сведениям, рассказывающим о развитии области, о составе населения области, о возникновении новых населенных пунктов, то есть достаточно информативное издание.
«Амурская газета»
1 июля 1895 года вышел первый номер нового частного печатного издания – «Амурская газет». Газета имела подзаголовок: «Политический, общественный и литературный орган». К ней выходило приложение, в котором печатались телеграммы «Российского телеграфного агентства» и иная информация.
С самого начала «Амурская газета» мыслилась ее основателями как орган гласности. И их мысль воплотилась в части подзаголовка – «политический орган». Через те же телеграммы или иную информацию в материалах могли затрагиваться проблемы различного масштаба, однако некоторые темы обуславливались
географическим положением. Насущным был вопрос о взаимоотношениях с Китаем, о Маньчжурских территориях. Поэтому почти в каждом воскресном номере за январь-апрель 1902-го года можно встретить материалы с подобными заголовками: «Доклад о Маньчжурии», «Маньчжурский вопрос», «По Маньчжурии», «Новый договор о Маньчжурии», «Русские посты в Маньчжурии» и др.
Серьёзные материалы писали известные жители города, в том числе и Александр Васильевич Кириллов, краевед и общественный деятель. Или Фёдор Коротаев, представитель известной династии, коммерсант, меценат и поэт. Александр Кирхнер, бывший политический ссыльный, сотрудник, редактор стал идейным руководителем, единоличным владельцем «Амурской газеты». Благодаря этому журналисту нам стали известны многие подробности жизни дореволюционного Благовещенска и, пожалуй, самое важное – события 1900 года, осада Благовещенска и взятие Айгуна.
Отдельное место отводилось рекламным объявлениям. Рекламодатель размещал необходимую ему информацию платно. Не имея полноценных графических возможностей, цветной печати, для выделения необходимого использовались различные кегли, шрифты, поэтому реклама значительно отличалась от общего строгого консервативного дизайна газеты.
«Амурская газета» анонсировала культурные мероприятия и спектакли, размещала объявления на подписку газет и журналов других регионов, давая читателю возможность получать центральные издания. Можно увидеть, насколько разнообразен мир периодики уже в то время. Появлялась специализированная литература, например, детский иллюстрированный журнал «Игрушечка» для младшего возраста. В рубрике «Фельетон» свои стихи и прозу размещали местные авторы («роман из таежной жизни «Около золота» выходил по главам практически весь 1902 г.). Газета уделяла место духовному развитию населения, соответствовала званию «литературного органа».
Развитие печати Приамурья происходило стремительно. Создать собственную газету могло любое частное лицо, если власть признавала его «благонадежность». Однако также легко можно было «прогореть».
В течение первых шести месяцев (до 1 января 1896 года) газету редактировали далёкие от журналистики люди. Первый её фактический редактор – Я. В. Домбровский – в прошлом был смотрителем тюрем на Сахалине, полицейским надзирателем в Николаевске, а затем следователем. Лишь после того, как в состав редакции вошли политические ссыльные, газета начала приобретать общественный вес. В 1897 году фактическим редактором «Амурской газеты» стал известный революционер-народник С. С. Синегуб, бывший и до этого её активным сотрудником.
Смелые выступления газеты вызвали репрессии со стороны властей, ссыльным пришлось выйти из состава редакции. После их ухода «Амурская газета» заметно «поправела» и вскоре превратилась в типично «рептильный» орган, пресмыкавшийся не только перед власть имущими, но и перед местными денежными воротилами. Идейным руководителем, а затем единоличным владельцем газеты стал бывший политический ссыльный А. В. Кирхнер. «Поумневший» революционер превратился в беспринципного дельца. Не случайно кирхнеровскую «Амурскую газету» называли маленьким «Новым временем». Как писал впоследствии Л. Г. Дейч, живший в Благовещенске в 1899–1901 гг., всякий сколько-нибудь порядочный человек «гнушался близости как с Кирхнером, так и с его подхалимской газетой».
Газета «Амурский край»
В кругу ссыльных родилась идея издавать новую газету, независимую и честную.
Разрешение на издание «Амурского края» получил банковский служащий (в прошлом учитель), статский советник Г. И. Клитчоглу. Он имел репутацию либерального деятеля и как гласный городской думы пользовался в Благовещенске значительным влиянием. До приезда на Амур Клитчоглу жил в Иркутске, где свёл знакомство с некоторыми из «политических». Его собственные взгляды никогда не выходили за рамки буржуазного «прогрессизма». Предполагалось, что Клитчоглу будет отвечать за газету перед властями как официальный редактор-издатель, а обязанности фактического редактора возьмёт на себя кто-нибудь из «политических». Причём и редактирование, и все другие формы участия в газете ссыльных будут добровольными и бесплатными, – по крайней мере, до тех пор, пока газета не станет на ноги.
Всё оказалось гораздо сложнее. Клитчоглу, как вспоминает Дейч, не хотел довольствоваться отводившейся ему ролью. Участие «политических» создавало угрозу закрытия газеты: нельзя забывать, что на Приамурский край распространялось действие «Правил о местностях, объявляемых на военном положении» (1891), которые позволяли генерал-губернатору самолично расправляться с неугодными органами печати. Вместе с тем участие «политических», в большинстве людей образованных, с широким идейным кругозором, только и могло гарантировать успех предприятия – весьма рискованного, если учитывать естественную для провинции нехватку пишущих и конкуренцию «Амурской газеты». Клитчоглу это хорошо понимал, а потому в открытые конфликты с людьми, от которых зависела репутация газеты как идейного органа, предпочитал не вступать. Благодаря этому создавалось известное, хотя и неустойчивое равновесие сил.
Так с 31 октября 1899 года в Благовещенске стала издаваться газета «Амурский край». Финансировал её Пётр Давидович Баллод. Политический ссыльный и в то же время главный управляющий «Ниманской золотопромышленной компанией», хорошо известный как в кругу ссыльных, так и в деловом мире Приамурья. В «Амурском крае» печатались объявления, официальная хроника, иностранные новости, и много статей, посвящённых развитию Приамурского края. С этой газетой периодически выходило приложение, которое называлось «Особое прибавление к Амурскому краю». Оно включало в себя телеграммы, различного рода императорские указы, а также телеграммы канцелярии военного губернатора Амурской области.
Осуждённый по делу Писарева, Баллод отбывал каторгу в Забайкалье, где познакомился с Чернышевским. О нём тепло писал В. Г. Короленко, не раз встречавшийся с Баллодом в годы якутской ссылки. К тому времени, о котором идёт речь, Баллод ушёл с должности главноуправляющего приисками Ниманской золотопромышленной компании и поселился в Благовещенске. В кругу ссыльных он пользовался большим авторитетом. На его деньги была приобретена типография, оснащённая печатными машинами новейшего образца. Это позволило избежать кабалы, в которую неизбежно попала бы газета, если бы печаталась в чужих типографиях. И в дальнейшем Баллод не раз отпускал крупные суммы на погашение дефицитов: без этого ещё не вставшая на ноги газета потерпела бы неминуемый крах.
Фактическим редактором газеты стал Л. Г. Дейч. В истории революционного движения он был достаточно известной фигурой. Чернопеределец, позднее пришедший к марксизму, один из организаторов группы «Освобождение труда», один из пионеров социал-демократического движения в России – таким был этот человек к моменту своего появления в Благовещенске . К тому же в редакции «Амурского края» он оказался единственным марксистом и не мог не влиять на направление газеты. По его инициативе здесь печатались статьи по вопросам международного социалистического и рабочего движения, причём нередко писал их он сам (один из его псевдонимов – Л. Аллеман).
Кроме Дейча в состав редакции входили А. В. Прибылёв, А. П. Прибылёва-Корба, С. С. Синегуб, Э. А. Плосский – люди, хорошо известные в революционной среде. Из «политических» в газете сотрудничали А. И. Комов, А. Н. Бибергаль, П. И. Торгашов, позднее – С. Ф. Хроновский, И. Л. Манучаров, Б. И. Еллинский, Б. И. Онуфрович. Конторой редакции заведовал бывший каторжанин-кариец С. П. Богданов.
Внутри редакции не было политического единомыслия. Не было его и в кругу авторов, более или менее систематически печатавшихся в газете: рядом с политическими ссыльными выступали люди, которым социалистические идеи были абсолютно чужды, рядом с людьми, тяготевшими к тем или иным партиям, – беспартийные «демократы»; рядом с социалистами разных оттенков – буржуазные либералы типа Клитчоглу. Это было неизбежно. Однако их объединяло оппозиционное отношение к государственному строю и сочувствие освободительной борьбе народа.
Несмотря на труднейшие цензурные условия, «Амурский край» скоро стал влиятельным органом, известным далеко за пределами края. Газета разоблачала должностных лиц, злоупотреблявших властью или служебным положением, выставляла напоказ жульнические махинации купцов и промышленников. Выступления её нередко выходили за рамки местной жизни. Это неизбежно вызывало репрессии. Только за первые четыре года (1899–1903) редактор 15 раз привлекался к суду, главным образом по 1029 и 1039 статьям Уложения о наказаниях (за статьи, не дозволенные цензурой, и за сообщение «сведений о должностных лицах, могущих повредить их чести и достоинству»).
Но постепенно влияние политических ссыльных на газету стало ослабевать. Отчасти это объяснялось тем, что из состава редакции в разное время выбыли Л. Г. Дейч (в 1901 г. он бежал за границу), С. С. Синегуб, А. В. Прибылёв, А. П. Прибылёва-Корба выехали из Благовещенска. Связи других ссыльных с газетой также нарушились. Правда, в 1902 году ближайшим сотрудником редакции стал И. Л. Манучаров – в прошлом народоволец, поселившийся в Благовещенске после десятилетнего заключения в Шлиссельбурге и шестилетнего пребывания на Сахалине в качестве ссыльнопоселенца. Однако газете не суждено было вернуть былое влияние, прежний боевой тон, лучшая пора для неё была позади.
Об этом свидетельствует история взаимоотношений «Амурского края» с его конкурентом – кирхнеровской «Амурской газетой». Если в первые два года «Амурский край» успешно противостоял газете Кирхнера и в полемике с ней неизменно занимал наступательную позицию, то теперь соотношение сил начало постепенно меняться не в его пользу. Кое-кому из друзей «Амурского края» начинало даже казаться, что газета гибнет.
Невзгоды «Амурского края» объяснялись, разумеется, не только «отсутствием литературных талантов». Противоборство с «Амурской газетой» тоже, в сущности, было вторичной причиной. Главной причиной упадка «Амурского края» было ужесточение цензуры: с началом русско-японской войны её гнёт стал почти невыносимым. Правительство применяло против печати суровые карательные меры. Этим объяснялось охлаждение к газете части старых сотрудников, не согласных с «культурнической» позицией Клитчоглу. Вот что писал по этому поводу сам редактор «Амурского края»: «Хлусевич, Плосский и Бибергаль ничего для газеты не дают. Они не прочь даже отвергать культурное значение газеты ввиду того, что по цензурным условиям не всё желательное можно читателю сказать. Мы же полагаем, что и в том немногом, что мы можем предложить читателю, он найдёт немало для себя нового и в деле общего культурного развития полезного. Полагаю, что скептики, требующие: или всё, или ничего, неправы. Без благоприятной почвы ничего нельзя сделать».
Как бы то ни было, вплоть до 1905 года «Амурский край» оставался прогрессивным органом печати.
Огромную роль эта газета сыграла в революционных событиях 1905 – 1906 гг. в Благовещенске. Публиковались статьи, критиковавшие действие правительства, подробно рассказывалось о забастовке служащих, о стачках, о революционных митингах и собраниях. В одном из номеров (за 29 октября 1905 года) был напечатан отчёт о первом народном митинге в Благовещенске. Автором его был Б. И. Еллинский, бывший политкаторжанин-сахалинец. В нём излагались речи ораторов, в том числе выступления, открыто призывавшие к революционному действию.
День 14 декабря 1905 года в Благовещенске был объявлен праздничным: так решено было отметить 80-ю годовщину восстания декабристов. В тот день «Амурский край» вышел с заголовком «Слава борцам за свободу!» Годовщине восстания на Сенатской площади была посвящена передовая статья, написанная С. Ф. Хроновским (за подписью «Современник»). В том же номере появились статья Б. И. Онуфровича «14 декабря 1825 года» и стихотворение Б. И. Еллинского «Легенда 14 декабря».
Газета воздала дань памяти не только декабристам, но и более поздним поколениям русских революционеров. С воспоминаниями «Из времён «Народной воли» в том же номере выступил И. Л. Манучаров.
За публикацию статей «вредного» направления газета подверглась репрессиям. В феврале 1906 года издание «Амурского края» было временно приостановлено, а редактор предан суду. Выход газеты возобновился лишь в августе 1906 года. Возобновлённая газета мало чем напоминала прежнюю; с наступлением реакции она становилась всё более умеренной.
Последние годы существования «Амурского края» – самая печальная страница его истории. Полностью раскрылось политическое лицо Клитчоглу – дюжинного либерального буржуа, ставшего «радикалом», когда, говоря его же словами, создалась «благоприятная почва», и вернувшегося «на круги своя», как только схлынула революционная волна. Как писала газета «Амур» (издание которой контролировалось местными социал-демократами), редактор «Амурского края» после всех политических превращений «погрузился в первобытное состояние статского советника вне партий, как это и полагается по служебному рангу и духу тревожного времени».
Доверие к газете было подорвано. В 1910 году, лишившись большинства подписчиков, «Амурский край» прекратил существование (последний номер вышел 2 сентября).
К началу XX века в Благовещенске уже выходили три периодических печатных издания. Однако цензура не дремала, и в 1906 году «Амурский край» и «Амурская газета» были закрыты, за «крайне резкий и вредный для общественного настроения тон», так сообщал в своем донесении военному губернатору Путяте цензор Таскин. С закрытием этих изданий появлялись другие, и Благовещенск уже не оставался без собственных газет. Это были и общественно-политические, и коммерческие издания. Например, «Голос приказчика». Издавало её «Общество приказчиков». В помещении театра Роганова, который находился на Амурской улице, они проводили различные собрания, лекции, ставили спектакли, и вообще, вели огромную общественную работу. Газета выходила один раз в неделю. Кроме специальной информации, там была официальная хроника, и литературная страничка.
Газета «Благовещенск» издавалась на деньги местных молокан. Основателем, одним из авторов, а иногда и редактором её был так же Фёдор Коротаев.
Ещё одно любопытное издание под названием «Справочный листок» получали Благовещенские подписчики. И здание выходило по пятницам, через каждые две недели, и распространялось среди лиц зажиточных и интеллигентных классов, в которые входили духовенство, адвокаты, врачи, фабриканты и купцы.
В 1920-1921 годах в Благовещенске активно издавались периодические издания различных партий: большевиков, РСДРП (меньшевиков), эсеров. Кроме того, существовал целый ряд общедемократических, профессиональных, молодежных изданий, выходили армейские и духовно-нравственные газеты. По сведениям, приведенным в статье О.Ф. Федотовой «Печать Амурской области периода ДВР» (1992), в общей сложности насчитывалось 29 газет, 9 журналов и 2 информационных бюллетеня. Как отмечает О.Ф. Федотова, «почти все периодические издания тех лет в Благовещенске не сохранились. Они рассредоточены по архивам и библиотечным фондам Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Хабаровска, поэтому дальнейшее исследование этой темы затруднительно».
История периодической печати Дальнего Востока в полной мере отразила развитие всего региона в политическом, социально-экономическом и культурном отношении. Обобщая в целом состояние печати, надо признать, что она внесла огромный вклад в дальневосточную региональную культуру, во все аспекты провинциальной жизни. На страницах журналов и газет нашли отражение важнейшие события в жизни Дальнего Востока России. Периодическая региональная печать была постоянно нацелена на актуальные проблемы и вопросы общественной жизни, ее прогрессивных и консервативных начал.
2. Становление радиовещания в г. Благовещенске и на территории области. Первые амурские радиопередачи
Почти 100 лет назад на Дальнем Востоке появилось принципиально новое СМИ — радио. Тогда оно было главным символом прогресса и преодоления расстояний.
История радио в Приамурье началась в 1926 году с кружков радиолюбителей. Первый из них появился в городе Зее, следующий – в Благовещенске. Именно увлеченные радиолюбители стали движущей силой развития радиофикации области. Свое радио в Приамурье впервые появилось в конце 1926 г. Инициатором и пропагандистом радиознаний среди благовещенцев стал преподаватель водного техникума Борис Петрович Чепурин. Сведения о нем получены из музея Амурского филиала Морского государственного университета им. А.Г. Невельского благодаря его заведующему В.М. Левченко.
В водном техникуме Б.П. Чепурин увлекся радиоделом. Именно здесь к январю 1927-го и был сконструирован первый в Благовещенске радиоприемник. Об этом «Амурская правда» в рубрике «Радио у нас» дала короткую заметку: «В Водном Техникуме установлена радиостанция с приемником на короткую волну. Радиостанция хорошо принимает Владивосток, Токио, Осаку, Нагойю. С установкой громкоговорителя появилась возможность слушать концерты вышеуказанных станций достаточному количеству слушателей. Большинство приборов радио изготовлено на месте заведующим станции инженером Б.П. Чепуриным. В работах по установке станции принимает широкое участие кружок радиолюбителей при Водном техникуме».
К началу работы Дальневосточной радиостанции вХабаровском округе, в состав которого входила Амурская область, было всего 22 приемника. В Амурском округе их было еще меньше. В газете «Амурская правда» под рубрикой «Радио у нас» сообщалось: «4 октября репродуктор был установлен на телефонной станции, принявшей радиоконцерт Хабаровской радиостанции. Опыт оказался настолько успешным, что немедленно была проведена первая проба передачи концерта на телефоны. 5 октября начаты опыты приема на клубные репродукторы (усилители). В субботу и воскресенье 20 и 21 октября Хабаровская радиовещательная станция передавала из театра оперу «Кармен». Слышимость очень хорошая» . Б.П. Чепурин стал инициатором создания в Благовещенске и местного отделения ОДР. В апреле 1927 г. к энтузиастам из водного техникума присоединился клуб связистов, и к ноябрю в Благовещенске работали уже 12 приемных устройств. А 19 сентября 1927 г. в эфир вышла первая передача. Открывалась она радиогазетой, составленной из небольших заметок и сообщений по текущим и злободневным вопросам. Затем шла подборка наиболее важных телеграмм и информации ТАСС. Передавались также беседа и музыкально-вокальные номера. 4 октября голос Хабаровского радио стал транслировать репродуктор, установленный на телефонной станции Благовещенска. В самом Хабаровске тогда было 22 радиоприёмника, в Благовещенске ещё меньше.
Радио слушали через уличные репродукторы или через телефон. Первыми массовыми слушателями радио стали владельцы телефонов (их в Благовещенске насчитывалось несколько сотен). Во время трансляции из Хабаровска радиопередачи абонент мог снять трубку и попросить телефонистку подключить радио. При этом пользоваться телефонной связью, пока не закончится передача, он уже не мог. Но это был не единственный недостаток новинки. Слушать можно было только с помощью трубки, – значит лишь одному человеку, а слышать-то хотелось всем членам семьи. Начались семейные конфликты, особенно с детьми. Владельцы телефонов стали приобретать или делать самодельные репродукторы, которые включали в розетки, установленные на телефонных проводах в квартирах
Телефонов тогда в городах Дальнего Востока было немного, но всё же куда больше, чем первых радиоприёмников.
Первым профессиональным диктором на Дальнем Востоке стал Михаил Филиппович Тебнев, именно он 19 сентября 1927 года произнёс слова «Внимание, говорит Хабаровск!», с которых началось радиовещание на берегах Амура. «Ему блестяще удавались передачи, — так позднее вспоминали о Тебневе первые радиослушатели. — Он не стремился к броской подаче текста, но был очень органичен и привлекателен в своей манере чтения».
С 1 февраля 1928 года Хабаровская радиостанция начала транслировать передачи из Москвы. Слышимость через тысячи километров была крайне плохой, а в отдельные дни из-за атмосферных помех и вовсе прекращалась. Сама же Хабаровская станция вещала ежедневно 5−6 часов в сутки, кроме среды, который стал выходным днём для приамурского радиоэфира.
По решению властей главной считалась именно Хабаровская станция, как более мощная, передачи которой принимали не только на всём российском Дальнем Востоке, но и в Японии, Китае и даже Австралии. С 13 января 1930 года по хабаровскому радио начали впервые передавать сигналы точного времени. У работников дальневосточного радиоэфира было немало и иных достижений. Например, именно из Хабаровска впервые организовали радиотрансляцию на весь огромный Советский Союз. Произошло это 2 августа 1936 года, когда в центральном парке Хабаровска состоялся митинг с участием лётчиков-рекордсменов из экипажа знаменитого Валерия Чкалова. Самолёт Чкалова тогда совершил беспосадочный перелёт длинною почти 10 тысяч километров из Москвы на остров Удд у северного берега Сахалина. На обратном пути лётчики приземлились в Хабаровске и местное радио организовало трансляцию их выступления на всю страну, от Закавказья до Чукотки. К середине 30-х годов радиовещание Хабаровска и Владивостока функционировало уже на профессиональной основе. Хабаровский радиокомитет в системе советского радио стоял наравне с московским и ленинградским.
Амурская область в то время входила в состав Хабаровского края, поэтому собственное радиовещание в Благовещенске решили создать только в 1940 году, но до начала войны начать его не успели.
Великая Отечественная война стала важной вехой в истории дальневосточного радио. Уже через несколько дней после начала боёв, в конце июня 1941 года при Хабаровском радиокомитете была создана особая военная редакция. Почти сразу вся работа радио была перестроена на военный лад, центральное место в вещании заняли передачи «Красноармейские известия», «Передача для воинов Дальнего Востока», вскоре появился постоянный цикл радиопередач «Наши земляки на фронте».
В 1943 году радио Хабаровска передавало в эфир: «Снайпер-дальневосточник Максим Пассар истребил 236 гитлеровцев. Он погиб, но его винтовку взял в свои руки его родной брат Иннокентий Пассар…» Радиопередачи о подвиге простого нанайского охотника, снайпера из маленького села у берегов Амура произвели сильное впечатление на слушателей Дальнего Востока. Сотни представителей малых народов Приамурья отправились в военкоматы, чтобы уехать на фронт и заменить геройски погибшего земляка. Не забывало дальневосточное радио и тружеников тыла, работавших ради победы на фронте. Тексты этих радиопередач передают колорит того непростого времени: «Фронтовая бригада девушек-шишельниц одного из цехов благовещенского завода «Амурский металлист« во главе с бригадиром товарищем Черепненко ежедневно выполняет план на 200 процентов. Находящийся в Благовещенске завод «Амурский металлист» в годы войны выпускал мины и снаряды, а формы для их отливок обеспечивала бригада девушек, заменивших ушедших на фронт мужчин. Об их трудовом подвиге и рассказало для всей страны радио Хабаровска.
Развитие дальневосточного радио не останавливалось даже в разгар войны.
1 апреля 1942 года газета «Амурская правда» опубликовала специальное сообщение: «Сегодня начинается областное радиовещание. Благовещенский радиоузел приступает к ежедневному выпуску областных известий, которые будут слушать в Куйбышевке-Восточной, Свободном, Бурее, Завитой и других районах области». Первое время Амурский областной радиокомитет состоял всего из пяти человек, но все годы войны ежедневно каждый вечер в 19:00 после передачи из Москвы «От Советского Информбюро» и десятиминутного хабаровского «Вестника краевого радиокомитета» выходил десятиминутный выпуск «Областных известий» из Благовещенска. Постоянными рубриками местного вещания были «Амурцы — фронту» и «Письма с фронта». Партизаны одного из отрядов слушали очередное сообщение Совинформбюро.
Бывшему редактору отдела пропаганды Антонине Токмаковой, наверное, с детства было предречено связать свою судьбу с амурским радио. Девчонкой в годы войны она слушала новости, а потом передавала их своим одноклассникам и односельчанам.
В годы войны создавались тимуровские команды, капитаном одной из них я была, мы тогда жили в поселке Лукачок Селемджинского района, — вспоминает Антонина Андреевна, бывшая ведущая программы «От сердца к сердцу» по письмам слушателей, которая выходила на областном радио более двадцати лет. — В мои обязанности входила ежедневная информация. Я забиралась на стол и прикладывала ухо к репродуктору. Связь была плохая — то тихо, то громко звучало, а нужно было все уловить, чтобы потом доложить о событиях, произошедших на тот час. Радио в те годы было глотком воздуха для людей, окном в мир.
Радиовещание обеспечивали уличные репродукторы и радиоточки, работавшие от проводов. В отдалённых сёлах Приамурья, где не было ни репродукторов, ни радиоточек, для трансляции радиопередач вновь стали использовать телефоны — хотя бы один аппарат был в каждом колхозе.
В связи с тем, что Амурский округ получил статус области краевого подчинения, в конце 1940 г. было принято решение организовать областной радиокомитет. Однако осуществить его не удалось: через полгода началась война. Несмотря на трудности военного времени, в 1942 г. был создан Амурский областной радиокомитет, впоследствии ставшего Комитетом по телевидению и радиовещанию. Состоял он из пяти человек: председателя, ответственного редактора, литературного сотрудника, машинистки и диктора. Первым председателем областного радиокомитета стала Раиса Ратнер. Работали тогдашние радийщики в сложнейших условиях. Техники и транспорта не было. Информацию собирали по телефону. А связь была в таком состоянии, что порой трудно было дозвониться, особенно до сел. Но все военные годы передачи областного радио выходили ежедневно.
Амурское радио вещало на населенные пункты, расположенные в радиусе до 1000 км. В связи с тем, что климатические условия зачастую затрудняли прохождение радиовещания, особенно в северные районы, на область работали специально выделенные два передатчика.
Передачи принимали 142 радиоузла, обслуживающие 140 тысяч радиоточек и 40 тысяч радиоприемников. Вещание по местной программе велось 7 часов в сутки- с 6 до 9 часов и 19 до 24 часов по местному времени :с 9 часов утра до 19 часов вечера транслировала Москва. Однако, в связи с тем , что в отдельные дни передачи из Москвы проходили с большими техническими помехами даже через Хабаровск, где были более мощные приёмо-передаточные средства, иногда приходилось давать свои передачи и днём.
Из семи часов вещания по местной программе оригинальных передач, написанных местными авторами и работниками радио, бесед, выступлений, ежедневно передавалось до двух часов. Пять часов отводилось для литературно-художественных передач-трансляция местных концертов и спектаклей, передачи произведений местных авторов. В основном же для художественного вещания использовались фонотечные материалы, а фонотека на тот момент имела 20 тысяч различных музыкальных, литературных и драматических произведений.
Вот, к примеру, как прошло вещание в четверг , 26 июля 1945г. :
6.00 - Открытие станции
6.05 – Песни Новикова
6.24 – Урок гимнастики
6.45 –Трансляции из Москвы последних известий
7.00 – Программа передач, объявления
7.05 – Зарисовка Николая Цыпкина «Коммунисты ведут» ( о заводе автодеталей г. Свободного)
7.20 – Музыка
7.30 – Трансляция из Москвы последних известий
8.15 - «Армянская рапсодия»Баласаняна
8.30 – Обзор газета «Амурская правда»
8.45 – Для детей. Радиопостановка «Веселые котята-поварята»
С 9.15 до 19.00 – передачи из Москвы
В 11.15 до 14.50 – передается производственная гимнастика
19.00 – Программа передач
19.01 – Областной выпуск последних известий.
19.15 – Объявления
19.20 – Концерт «Песни народов Советского Союза»
19.40 - Передача для молодежи. Очерк Вениамина Колыханова «Ребята с железобетонного» (завод железобетонных конструкций г.Благовещенска)
19.55 – Концерт по заявкам радиослушателей.
20.25 – Радиоуниверситет культуры.Беседа «Физика полупроводников»
20.55 - Передача для работников сельского хозяйства «Сортоиспытательный участок помогает колхозу»
21.10 – Радиопостановка по роману Войнич «Овод»
22.00 – Последние известия
22.20 –Продолжение радиопостановки «Овод»
23.20 – Программа передач
23.25 – Музыка Шостаковича
24.00 – Закрытие станции.
В радиопередачах освещались такие новости – как открытие Дома пионеров и школьников, эфир читала Людмила Богородская от 8.10.1945г.
Вся эта информация хранится в Государственном Архиве Амурской области.
Каждое воскресенье утром для детей передавался журнал «Амурские ребята», а вечерние передачи открывались периодическими журналами :«Вестник сельской жизни», «За культуру нашего быта», «За технический прогресс», «Юность», «Спортсмены Амура», радиоальманах «Приамурье моё».
После войны, в марте 1948 г., областным Советом был утвержден двухгодичный план развития радиовещания в Приамурье. К тому времени материально-техническая база амурского радио находилась в плачевном состоянии. Из звукозаписывающей аппаратуры имелся один звуковой агрегат, смонтированный в большом ящике и весивший около тридцати килограммов. Переносил его специальный работник. Для доставки звукозаписывающей аппаратуры на предприятия, в организации радиокомитет одно время имел специальную лошадь и телегу, поскольку старая полуторка чаще находилась в ремонте, чем работала. Недостатки материально-технического обеспечения старались исправить своим творчеством тогдашние радиожурналисты – Дмитрий Епифанов, Абрам Ривлин, Иосиф Штарберг, Петр Симоненко, создательница передачи-долгожителя «Амурские ребята» Мария Николаева и др.
Но ввиду того, что в большинстве районов области Хабаровск принимался плохо, особенно вечером и осенью, в период больших дождей, от трудящихся поступала много жалоб. Обком партии был вынужден поставить перед Государственным комитетом вопрос о расширении вещания Амурского радио до 7 часов. Просьба была удовлетворена, вещание увеличено, при этом штаты остались минимальные.
Передачи стали идти в лучшее время, трудящиеся могли их полностью прослушивать. Повысился идейный, художественный и технический уровень передач. Об этом говорит отзыв рабочих, колхозников и служащих, полученный по заочно проведенной конференции. Радиокомитет готовил немало полезных передач, рассказывающих о борьбе трудящихся области за претворение в жизнь великих планов коммунистического строительства, о новых начинаниях в соревновании за быстрейшее выполнение производственных планов, о передовом опыте в сельском хозяйстве., промышленности и других отраслях народного хозяйства.
О возросшей роли Амурского радиовещания и его авторитета говорит поток писем трудящихся . В 1961 году получено 12477 писем и у микрофона выступило 1996 человек. В 1962 году до 16 августа получено 7274 письма и выступило 1452 человека у микрофона.
С началом 1990-х гг. в Приамурье стали появляться альтернативные радиостанции: первой была проводная радиостанция «Радиомаг», затем возникли FM-радиостанции. С декабря 2006 г. ГТРК стал филиалом Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. В настоящее время единственная общеобластная государственная радиостанция «Радио ГТРК «Амур» проводное вещание не осуществляет. Решением ВГТРК с 1 января 2009 г. областное радио выходит в эфир только по будням с новостями в ограниченных временных отрезках – 12.10-12.24, 16.10-16.24.
Таким образом, совершенно очевидно, что сейчас ни федеральные, ни местные власти в функционировании областного радиовещания никакой необходимости не испытывают. Насколько такое отношение оправданно, покажет будущее. Традиции, заложенные первыми поколениями радиожурналистов, постепенно уходят в прошлое. Практически невостребованным остается их опыт. Отчасти это объективный процесс, связанный с ликвидацией проводного радио, сведения до чисто информационного радиоэфира ГТРК «Амур», другими методами и способами подготовки материалов и существования в эфире ди-джеев, ведущих современных FM-радиостанций. Однако для тех, кто делает современное амурское радио, не будет лишним знакомство с историей амурской радиожурналистики.
3. Становление телевизионного вещания
Телевидение в Амурской области, несмотря на слабую техническую оснащенность и постоянную нехватку кадров, развивалось достаточно успешно. Первый телецентр Приамурья появился не в областном центре Благовещенска, а в городе угольщиков – в Райчихинске. В апреле 1957 года энтузиасты из местного научно-технического горного общества задались целью построить в своем городе телевизионный центр. Была направлена делегация в Томск для ознакомления с уже действующим там телецентром, созданным специалистами Томского политехнического института. По их чертежам было решено сооружать телецентр и в Райчихинске.
1 января 1958 года в местной газете «Горняк» появилось сообщение: «В Райчихинске закончилось строительство первого в Амурской области телецентра. 31 декабря 1957 года состоялась первая телевизионная передача». Но официальное открытие телецентра затянулось на долгие 5 лет, так как затраты на его содержание в маленьком провинциальном городке не были экономически оправданными. Почти во всех краях и областях Дальнего Востока телевидение начиналось как любительское. В дальневосточном регионе стали возводиться типовые телевизионные центры. Появление телевидения в Райчихинске ускорило организацию областного телевещания. Передачи из Москвы шли по наземным радиорелейным линиям. Прокладка их в те годы велась по всей стране, но из-за дороговизны и трудоемкости они могли прийти в Благовещенск только через 7-10 лет. Был только один выход ускорить дело – построить в Благовещенске телецентр. Требовались деньги, а их не было. И тогда руководители области решили попросить дирекцию Райчихинского угольного комбината отдать один из комплектов их телецентра Благовещенску. Речь шла о комплекте, запущенном в работу, но который собирались заменить.
1 января 1958 года в местной газете «Горняк» появилось сообщение: «В Райчихинске закончилось строительство первого в Амурской области телецентра. 31 декабря 1957 года состоялась первая телевизионная передача». Но официальное открытие телецентра затянулось на долгие 5 лет, так как затраты на его содержание в маленьком провинциальном городке не были экономически оправданными. Почти во всех краях и областях Дальнего Востока телевидение начиналось как любительское. В дальневосточном регионе стали возводиться типовые телевизионные центры. Появление телевидения в Райчихинске ускорило организацию областного телевещания. Передачи из Москвы шли по наземным радиорелейным линиям. Прокладка их в те годы велась по всей стране, но из-за дороговизны и трудоемкости они могли прийти в Благовещенск только через 7-10 лет. Был только один выход ускорить дело – построить в Благовещенске телецентр. Требовались деньги, а их не было. И тогда руководители области решили попросить дирекцию Райчихинского угольного комбината отдать один из комплектов их телецентра Благовещенску. Речь шла о комплекте, запущенном в работу, но который собирались заменить.
2 марта 1962 года на голубых экранах немногочисленных владельцев телевизоров областного центра появился титр: «Показывает Благовещенск». Диктор сообщила: «Созданный в Благовещенске с помощью ряда предприятий и организаций области телецентр принят в разряд государственных. Этот телецентр действует на правах государственного программного телецентра до сдачи в эксплуатацию типового телецентра.
1 марта при областном радиокомитете организована студия телевидения, которая отныне будет вести передачи 3 раза в неделю, а затем ежедневно по 3-5 часов в сутки». Программа длилась 3 часа и ознаменовала собой начало в Приамурье регулярного областного телевизионного вещания.
Создавался телецентр группой инженерно-технических работников Благовещенского радиоузла Николаем Кривченко, Иваном Гурским, Нитом Мартыновым. Руководил монтажом главный инженер Томского телецентра Юлий Михайлович Дьяконов.
В своих воспоминаниях тогдашний директор телестудии Борис Рябов пишет: «Телевизионных режиссеров, звукорежиссеров, теле- и кинооператоров, дикторов и других работников совершенно новых профессий никто в стране не готовил. Даже при организации редакций, а именно с этого надо было начинать, пришлось столкнуться с трудностями. Свободных журналистов в Благовещенске не было, а работавшие в газетах, смотрели на телевидение как на что-то несерьезное, поэтому от предложений перейти на работу в комитет отказывались. Ближе к телевидению были журналисты радиокомитета. Проработав почти 2 года заместителем председателя комитета и главным редактором радиовещания, я хорошо знал творческий коллектив радио. Некоторым наиболее энергичным, находящимся в постоянном поиске журналистам и было предложено перейти на телевидение».
А вот воспоминания заслуженной артистки РФ Раисы Поздняковой, начинавшей работу диктором на Райчихинской студии: «Меня и мою одноклассницу позвали попробовать себя в роли диктора. Но однокласснице не разрешили родители. В это время телевидение считалось непристойной, несерьезной работой. А я решила пойти. Несколько раз открывала программу, читала «Новости». Смотрю, с каждым днем у меня получается все лучше и лучше, да и работа очень понравилась. Я слушала дикторов Всесоюзного радио, старалась подражать их манере чтения. Ведь в то время учиться было не у кого».
Первый год передачи велись 3 дня в неделю по средам, субботам и воскресеньям по 2 часа в сутки. Материалы собственного производства занимали 30 минут. Начинались они обычно журналами «Телевизионные новости» или «Пионерия». В «Телевизионных новостях» сообщалось о важных событиях не только в городе и области, но и в стране, и за рубежом. В студии выступали передовики производства, студенты, школьники, которые рассказывали о делах своих коллективов. Заканчивались «Теленовости», как правило, сатирической страничкой. Журналисты начали снимать первые передачи на основе собственных сценариев. Это были в основном литературно-музыкальные композиции. Наиболее удачные из них («О комсомоле», «По планете шагает Весна») были созданы старшим редактором Александром Зубовым.
При телестудии постепенно создавалась фильмотека. Поначалу в ней было всего 3 десятка программ с выступлениями известных мастеров сцены Ленинграда и Москвы. В этот период студия сумела организовать регулярный выход в эфир только детских программ: для малышей каждую субботу выходила передача «В гостях у сказки», которую вела «бабушка Фаина» – артистка областного театра драмы Фаина Марина.
С 1 января 1963 года объем передач увеличился до 4 часов. Постепенно вещание стало шестидневным (кроме понедельника). Аудитория расширилась более чем до 20 000 зрителей. Уже существовала киногруппа, и на замену фоторепортажам пришли кинорепортажи.
В 1961 году в Амурскую область было завезено 500 телевизоров. В Благовещенске на момент начала местного вещания их было всего 15. И стоили они немало. При средней заработной плате 140 рублей цена телевизора была 300-400 рублей. Телевизоры устанавливались для просмотра в «красных уголках» предприятий, учреждений, общежитий. По вечерам на квартирах счастливых обладателей «Рекордов», «Стартов», «Рубинов» собирались родственники, друзья, соседи.
В 1964 году в Благовещенске было построено типовое здание телецентра и возведена телебашня высотой 197 метров. Зона уверенного приема сигнала увеличилась с 20 до 80 километров. Получили возможность смотреть телепередачи и жители большинства сел ближайших к Благовещенску районов.
Всесоюзное телевидение в области появилось 7 ноября 1968 года с вводом в эксплуатацию принимающей станции «Орбита». В мае 1970 года в газете «Амурская правда» начальник производственно-технического управления связи Н. Антипов писал: «В области насчитывается более 30 тысяч телевизоров. С помощью двух программных телецентров, шести ретрансляторов телевизионные программы могут смотреть 70 процентов всего населения. В областном центре действует приемная станция «Орбита», благодаря которой жители Благовещенска, Белогорска, Свободного и одиннадцати районов смотрят передачи Центрального телевидения из Москвы». 7 ноября 1970 года оно пришло в город Зею, где тоже была построена станция «Орбита».Таким образом, к концу 1970 года телевидение в Амурской области технически, административно и творчески было сформировано.
1982 год ознаменовался началом эры цветного телевещания местных программ. Новым важным событием в развитии телевидения Приамурья стал приход в 1983 году второй московской программы с помощью спутниковой системы «Москва».
В 1991 году на базе комитета по телевидению и радиовещанию при Амурском облисполкоме создана Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Амур», которая вошла в структуры холдинга ВГТРК.
С началом нового тысячелетия, в 2002 году, в ГТРК «Амур» было введено в эксплуатацию цифровое оборудование. Еще через 5 лет новости областной телекомпании стали доступны для просмотра уже через спутник.
В 2007 году телекомпания сменила адрес, переехав в здание «Дома радио». Таким образом, оба направления деятельности компании оказались «под одной крышей».
Заключение. Роль СМИ в жизни общества
В современном обществе пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами жизни. Каждый канал и жанр в системе средств массовой коммуникации имеет свою специфику в процессе осуществления массово-информационного воздействия на сознание людей.
Подводя итог данной работе, можно утверждать, что исторический процесс формировался от простого, первых печатных изданий, до сложных высокотехнологичных способов воздействия на аудиторию.
История периодической печати является одним из самых важных аспектов исторической науки.
Система печати каждой исторической эпохи, вбирающая в себя все периодические издания, независимо от их идейно-политической и в целом культурной ориентации, во многом представляет действующую систему ценностной ориентации, то есть культуру. И ход борьбы одних печатных органов с другими, одних классово-политических направлений с другими выражает не что иное, как борьбу в рамках единой системы ценностей, борьбу одних ценностных ориентиров с другими за главенствующее положение, т.е. выражает борьбу за смену приоритетов.
Трудно переоценить роль периодической печати в жизни любого общества, причем во время изменения политических или экономических условий ее роль значительно повышается. Именно поэтому ее называют «четвертой властью». Играя положительную, а иногда отрицательную роль, печать формирует сознание всего общества. Сила ее основывается на легкости распространения в народных массах, в каких бы «медвежьих углах» люди ни жили, и на доступности для их понимания. Кроме того, ее универсальность кроется в постоянной нацеленности на злобу дня, на широту охвата действительности, всех сторон общественного бытия.
Рождение краевой печати было фактом большого общественного и культурного значения. Однако условия её существования были крайне неблагоприятны: и без того жестокий цензурный гнёт усугублялся неослабным контролем властей, стремившихся воспрепятствовать проникновению на окраину страны революционных веяний. В таких условиях местная печать не могла стать рупором передовых идей. Однако ей нередко удавалось выйти за рамки «дозволенного» и «предписанного» официальными властями. Примером может служить история издания первых благовещенских газет – «Амурской газеты» и «Амурского края».
Почти одиннадцатилетняя история «Амурского края» представляет интерес не только как эпизод истории дальневосточной печати до 1917 года. Не вызывает сомнения связь газеты с общедемократическим движением в канун первой русской революции. Многие публикации «Амурского края» помогают воссоздать атмосферу того времени, разглядеть его связь с позднейшими событиями истории Приамурья, а через них – с сегодняшним днем.
Единственным и, пожалуй, всеобъемлющим хранителем истории провинциальной культуры, причем всех ее областей - и находившихся под патронажем государства, и тех, что были им оставлены на откуп частной инициативе, - являлась местная пресса. На страницах газет и журналов запечатлевалось все: от первых сообщений о создании или приезде трупп, организации выставки, предполагаемом участии имен, репертуара - до описания каждого спектакля, его восприятия публикой, где, в каком здании проходило то или иное мероприятие. Только по одним объявлениям и рекламным сообщениям о каждом событии культурной жизни на основе газетных и журнальных страниц можно составить подробнейшую хронику культурной жизни региона. А помимо рекламных публикаций, местная пресса публиковала репортажи с выставок, спектаклей; рецензии, интервью с авторами; делала подчас подробный анализ хода спектакля, игры ведущих артистов и т.д.
Такое отношение печати к местной культурной жизни было характерным общероссийским явлением, но особенно оно было примечательным для Дальнего Востока с его большой географической оторванностью от европейской части страны. Здесь каждое культурное мероприятие воспринималось как событие.
Таким образом, пресса становится и важнейшим источником информации по вопросам истории развития культуры в регионе.
В арсенале средств массового воздействия одно из ведущих мест с начала XX в. заняло радиовещание. Оно - неотъемлемый атрибут нашей духовной сферы и отвечает основному конституционному принципу, дающему право каждому гражданину знать обо всем, что происходит внутри страны и в мире. Хочется отметить, что для изучения проблемы радиовещания особый интерес представляют 1920-е - 1930-е гг., потому что, во-первых, это период развертывания социалистических преобразований во всех сферах жизни страны (социально-экономической, политической, культурной). Во-вторых, это время интенсивной радиофикации края, строительства новых радиоузлов и радиоточек. В-третьих, в это время формируется структура радиокомитетов, выдвигаются организаторы и энтузиасты своего дела. В-четвертых, появляются первые новые жанры радиожурналистики: радиогазеты, радиорейды, радиопереклички, радиомитинги, радиорепортажи и т.д Радиовещание обеспечивали уличные репродукторы и радиоточки, работавшие от проводов. В отдалённых сёлах Приамурья, где не было ни репродукторов, ни радиоточек, для трансляции радиопередач вновь стали использовать телефоны — хотя бы один аппарат был в каждом колхозе.
Радио в те годы было глотком воздуха для людей, окном в мир.
Все эти процессы шли в условиях становления и укрепления центральной государственной и партийной власти на местах, что, несомненно, сказалось на развитии всех сфер жизни: политической, экономической, культурной, военной, социальной и др. Сказались эти процессы и на развитии радиовещания.
Военные и послевоенные годы явились периодом окончательного закрепления за радиовещанием роли основного пропагандиста и агитатора. Таким образом, история становления и развития системы радиовещания неразрывно связана с отечественной историей на всем протяжении XX в.
Последним по времени возникновения средством массовой коммуникации является телевидение. Это не помешало ему стать самым распространенным каналом массово-информационного воздействия и оказывать самое большое влияние на массовую аудиторию. Аудитория телевидения разнообразна и многочисленна. Феномен телевидения общепризнан: оно оказывает влияние на все стороны жизни общества, воздействует на выбор политических, нравственных, социально-экономических ценностей.
Телевидение в Амурской области, несмотря на слабую техническую оснащенность и постоянную нехватку кадров, развивалось достаточно успешно.
Телевидение той поры должно было отражать в первую очередь пафос созидательного труда советского человека. Амурское телевидение создает ряд телевизионных фильмов по этой теме: «Хозяин земли» (автор Б. Рябов, кинооператор Э. Козлов) – о Герое Социалистического Труда, председателе колхоза «Приамурье» Михаиле Ступникове, растиражированный для других студий страны; «Первый бетон» (автор О. Чхеидзе, кинооператор А. Зуев) – о строительстве Зейской ГЭС; «Марфа Прокопьевна» (автор Б. Рябов, кинооператор Э. Козлов) – о старейшей охотнице-эвенкийке и др. Критиковать в те годы положено было лишь отдельные недостатки, как нетипичные явления благополучной в целом жизни. Однако материалы сатирической странички «Новостей» и более поздней передачи «На крючок» вызывали возмущение обиженных критикой. Те звонили отраслевым секретарям обкома. Дело доходило до первого секретаря Николая Дьяченко, который вызывал «на ковер» председателя телерадиокомитета Бориса Рябова и требовал «оздоровить обстановку» на телевидении. События культурной жизни находили отражение в передаче «Культурная жизнь Приамурья», созданной главным редактором художественного вещания телевидения и радио Юрием Петровичем Залысиным.
«Историю ТВ нельзя рассматривать в отрыве от истории страны, -писал Е.И.Чернышов. - Пропаганда, как известно, должна обслуживать нужды политики и не может быть лучше, чем эта политика. История общественно-политических новостных телепрограмм 1957-1970 гг. без большой натяжки может быть сопряжена с историей пропагандистских кампаний, проводившихся по указанию КПСС всеми средствами массовой информации»
Краткий обзор показывает, сколько энтузиазма, таланта, упорства в достижении цели проявилось вокруг такого явления как телевидение; сколь непросто было тогдашним журналистам, редакторам, режиссерам работать в условиях жесткого идеологического пресса, не имея к тому же никакого практического творческого телевизионного опыта.
Несопоставим с прежним технический и профессиональный уровень тележурналистики. Однако те, кто сейчас определяет эфир нынешнего, четвертого этапа развития российского телевидения, должны с уважением воспринимать работу, проделанную телевизионщиками первых поколений.
Даже хорошо образованному человеку без радио, телевидения, газет, журналов сложно адекватно воспринимать противоречивые общественные процессы и выстраивать свое поведение, деятельность, принимать ответственные решения. С помощью СМИ человек способен преодолеть узкий горизонт своего индивидуального опыта. Во все времена СМИ являются для граждан одними из самых привлекательных способов участия в политике. Таким образом, СМИ стали наиболее эффективным посредником между властью и населением.
Заключение
Таким образом, исследуя материалы о возникновении и развитии средств массовой информации в г.Благовещенске, можно сделать вывод, что история возникновения СМИ – это не только факты, но и история нескольких поколений людей, история города. Выдвинутая гипотеза была полностью подтверждена. Материал, собранный в ходе исследования, оформлен в виде публичной лекции по теме: «История возникновения и развития СМИ в г. Благовещенске».
Цель исследовательского проекта достигнута.
Список литературы:
1.httpgtrkamur.rucompanyhistory
2. httpsdv.landhistoryradiogolos-dalnego-vostoka
3. httpsdv.landhistoryzvuchashchaya-iskra
4. httpsru.wikipedia.orgwikiАмурский_радиотелецентр_РТРС
5. httpsru.wikipedia.orgwikiСредства_массовой_информации
6.httpssites.google.comsitevlianiesminarazvitiepodrostkov1-sredstva-massovoj-informacii1-1-ponatie-i-istoria-vozniknovenia-smi
7.httpsstudme.org61036sotsiologiyaistorii_vozniknoveniya_razvitiya_sredstv_massovoy_informatsii
8. httpsvestnik.amursu.ruwp-contentuploads201712N48_13.pdf
9. httpswww.calc.ruSredstva-Massovoy-Informatsii-Smi-Ponyatiye-Vidy-I-Funktsii-.html
10. httpswww.gzt-sv.ruarticles20069-pervaya-tipografiya-alekseevskasvobodnogo
11. httpswww.gzt-sv.runews16445-kak-nachinalos-televidenie-svobodnom
12 httpvideo.amur.infodom201203113680
13. httpwww.temakazan.rucompany_categoryarticlesadvertisingistoriya-poyavleniya-pervykh-smi-490
14. Архивные документы - « Фонд № 645 Комитета о телевидении и радиовещании с 1944 по 1953 гг.».
15.Архив филиала РТРС «Амурский ОРТПЦ».
16. И.Е. Чернышев , «ИЗ ИСТОРИИ АМУРСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ».
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Ах эта снежная зима
Как нарисовать лимон акварелью
Ласточка. Корейская народная сказка
Рисуем "Ночь в лесу"