Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Цветовая символика является частью коммуникативного пространства культуры человека. Автор поставил перед собой цель изучить основные цветовые символы в творчестве А.Белого, А.Блока, К.Бальмонта, значение цветов с точки зрения науки. По мнению автора, эта тема является для него полезной: полученные Марией знания помогут, определяя значение цветовой символики, уместно пользоваться ими в коммуникативном пространстве. Мария изучила, что есть символ, своеобразие цветовой символики. Для получения ответов на некоторые вопросы ей пришлось обратиться к литературным источникам и к текстам поэтов Серебряного века.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 77.5 КБ |
МБОУ Большекуликовская СОШ
Цветовая символика в поэзии ХХ века
Автор: М. Худайбергенова, ученица 11 класса МБОУ
Большекуликовской СОШ, Моршанский район
Руководитель: Н. А.Димитрева, учитель русского языка и
литературы МБОУ Большекуликовской СОШ, Моршанский район
2015 г.
Введение.
Глава I. Символизм как литературное течение. 4
1.1. Понятие символа.
1.2. Русский символизм.
1.3. Своеобразие цветовой символики в поэзии ХХ века.
Глава II. Цветовая психология. 5
2.1. Значение цветов с точки зрения науки. 8
2.2. Влияние цветового описания на психику читающего.
Глава III. Цветовые оттенки в творчестве отдельных поэтов-символистов. 7
3.1. Андрей Белый
3.2. Александр Блок
3.3. Константин Бальмонт
Заключение 9
Список литературы 10
Актуальность теоретического анализа и исследования феномена цветового символа заключается в следующем: цветовая символика является существенной частью коммуникативного пространства культуры человека, способом представления для сознания носителя культуры ее ценностей и смыслов.
Цель работы – проанализировать творчество поэтов Серебряного века, узнать значение цветовой символики с целью раскрытия важности использования автором тех или иных цветов и способствовать духовному развитию граждан, формированию чувства социальной и культурной ответственности.
Проблема – значение символики цветов в творчестве поэтов ХХ века.
Задачами данного исследования являются:
1. Развитие духовной личности, способной находить в цветовых художественных деталях важные аспекты произведения.
Объект исследования – творчество поэтов-символистов.
Предмет исследования – использование цветовой символики в художественной литературе.
Методы исследования:
1. Анализ изучаемого материала.
2. Синтез результатов исследования.
3. Обобщение изученного опыта..
Гипотеза: Если мы, учащиеся, будем изучать и знать цветовую символику поэзии ХХ века, передавать свои знания, это будет способствовать повышению уровня культурного и духовного развития, а также росту интереса к русской поэзии символистов.
Введение.
В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа,
действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами.
Д. Мережковский
Литература в жизни человека играет значительную роль. Общество черпает из книг ценные знания, которые впоследствии помогают справиться с многими жизненными ситуациями. Но именно поэзия формирует эстетические взгляды человека, заставляет его вчитываться в каждое слово, ведь оно так же важно, как и мазок на картине художника. Неправильно понятое, оно способно разрушить все, ради чего создавалось.
Человечество не стоит на месте. Развиваясь день ото дня, совершенствуются и множество научных дисциплин. В том числе и литература, образующая различные течения и направления. Одним из таких литературных течений является символизм. Что же из себя, собственно говоря, представляет символизм?
Глава I. Символизм как литературное течение.
1.1 Символ (от греч. symbolon — условный опознавательный знак для членов тайной организации у древних греков) — один из тропов, состоящий в замещении наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением, чем-либо напоминающим это жизненное явление»
Например: заря, утро — символы молодости, начала жизни; ночь — символ смерти, конца жизни; снег — символ холода, холодного чувства, отчуждения и
т. д.
В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть цветовую символику.
1.2Русский символизм.
Символизм — это литературное течение, которое сложилось изначально во Франции на рубеже 19 — 20 веков, сосредоточенное, как правило, на художественном выражении посредством символа, находящегося за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», «нетленной» красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением символистов являлся пессимизм, который доходил до отчаянья.
Русский символизм поначалу был схож с европейским, но имел существенное отличие: символизм состоял из двух потоков - «старшие символисты» и «младосимволисты». К первой группе, не принимающей действительности и обращающейся к запредельному миру в мистических переживаниях, относились Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб, Константин Бальмонт. Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов составляли группу «младших символистов», принимающие реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным миром.
1.3Своеобразие цветовой символики в поэзии ХХ века. В творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета, через которую передавались эмоции, сокровенные мечты и мысли. Многие исследователи отмечали, что для отдельных авторов, некоторых художественных направлений и целых эпох характерно тяготение к определенным цветам и устойчивым цветовым сочетаниям. При анализе стихотворений поэтов-символистов А. Белого, А. Блока и К. Бальмонта я обратила внимание на то, что чаще всего встречаются красный, белый, желтый, золотой и лазурный цвета, затем зеленый, серебристый, черный и синий, а реже всего встречается фиолетовый. Также мое внимание привлекло сами названия цветов и их оттенков. В основном, поэты использовали красивые и звучные названия, например, не зеленый, а изумрудный, не голубой, а лазурный, не желтый, а золотистый, не красный, а багровый или пунцовый и так далее. Еще одной особенностью является чрезмерное употребление одного и того же слова, обозначающего оттенок цвета. Например, в стихотворении Андрея Белого «Зима» это ярко прослеживается:
В багровом западе дымок;
Багровый холод небосклона;
Багровый отблеск на реке...
На мой взгляд, автор прибегает к такому приему для того, чтобы сосредоточить внимание читателя именно на этой детали для более точного понятия и представления образов, созданных поэтом.
Глава II. Цветовая психология.
2.1. Значение цветов с точки зрения науки.
Рассмотрим психологическое и символическое значения наиболее часто встречающихся цветов в творчестве поэтов-символистов. Во-первых, это красный. Как правило, красный цвет - это наиболее активный, насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует страстную любовь, власть, огонь, войну. Также красный цвет, как указывается в некоторых источниках, - это символ удачи, счастья, благородства, олицетворяющий жизнь и действие.
Во-вторых, это белый. Белый цвет — это божественный цвет, символ света, чистоты и истины, радости и праздника. Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть.
В-третьих, это желтый. Желтый цвет - теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Но в сочетании с другими цветами он может вызывать противоположные эмоции. Такие оттенки будут олицетворять зависть, фальшь и действовать отталкивающе (например, в сочетании с тем же фиолетовым, это символ болезни). Голубой (лазурный) легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность, правдивость. Если голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию. Голубой цвет у некоторых этносов - это один из траурных цветов.
Золотой - цвет победы и славы, цвет солнца. Золотой цвет символизирует воплощение мудрости и опыта, олицетворяет радость и счастье, завершение трудов, а также излучает приветливость.
Я думаю, что будет не лишним рассказать о значении менее употребляемых цветов в творчестве поэтов-символистов. Это фиолетовый. Фиолетовый — опасный, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию.
2.2. Влияние цветового описания на психику читающего.
Я решила узнать, каким же образом рассмотренные выше цвета могут повлиять на психику читающего, какие чувства они могут вызвать. Красный цвет чаще всего положительно влияет на человека, легко может привлечь внимание, но зачастую ассоциируется с опасностью и агрессией.
Золотой цвет согревает и возбуждает умственную деятельность человека, ободряет. В негативном аспекте может вызвать недоверие.
Голубой цвет пробуждает доверие, спокойствие и уважение, но чрезмерное присутствие указывает на лень и апатию к происходящему.
Белый цвет, как правило, вызывает у людей чувство невинности, чистоты и верности.
Фиолетовый цвет давит на психику, вызывает апатию, повышает низкую самооценку. Помогает принять все происходящее со спокойным сердцем, способствует вдохновению и состраданию.
Желтый очень часто воспринимается человеком, как знак разлуки и измены. Но в тоже время он увеличивает концентрацию, способствует справедливому и быстрому принятию решений.
Глава III. Цветовые оттенки в творчестве отдельных поэтов-символистов.
3.1. Андрей Белый.
Андрей Белый — представитель «младшего» поколения поэтов-символистов. Стоит отметить, что А.Белый — был одним из создателей теории символизма в России. Для анализа я выбрала 12 стихотворений Белого и выявила следующую закономерность: наиболее часто встречаемые цвета — красный(8), белый(7), желтый(4). Красный цвет в большинстве случаев у А.Белого связан с образами огня ада, раскаленных печей, а также с состраданием и кровью.
С белым цветом (стихотворение «Отчаянье») автор связывает снег, холод, лед, пургу, заметающую и дома, и душу лирического героя. Образ белого снега несет одновременно смерть и уход всего прошедшего с возможностью обновления.
А вот желтый цвет служит вспомогательным при красном. Он олицетворяет гибель и разрушения, но в некоторых случаях выступает как символ чего-то доброго (лучи света). Оттенок желтого в стихотворениях Белого, содержащих описание города, показывает его непригодным для жизни, удушающим и угнетающим.
3.2. Александр Блок. Александр Блок принадлежал к поколению «младосимволистов». Наиболее часто используемые цвета — белый, красный и лазурный (голубой). Красный цвет у Блока означает какую-либо опасность, тревогу, трагедию, но в то же время, надежду и пылкую любовь. Белый цвет символизирует смерть, пустоту, безвыходность, что является противоположным значением в сравнении с А. Белым. Голубой цвет у Блока говорит о чем-то недостижимом, показывает непорочность и первозданность.
Фиолетовый и лиловый сигнализируют у Блока обычно о демоническом, дьявольском начале, жёлтый цвет символизирует роскошь, праздность и пошлость повседневности, зеленый цвет в творчестве Блока имеет – помимо некоторых положительных и нейтральных значений – большей частью отрицательный характер; он может сопровождать тему смерти.
Константин Бальмонт -поэт старшей плеяды символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символизме. особенность поэзии Бальмонта — цвет. Он любил цветовые эпитеты: "Красный парус в синем море, в море голубом..." В поэзии Бальмонта наиболее часто встречаются такие цвета, как белый, красный, золотой и лазурный (голубой).
Белый цвет у Бальмонта – это образ Христа, а также многочисленные женские образы символистской поэзии.
Красный цвет – амбивалентный символ, воплощающий в себе несколько значений: это символ страстной любви, крови Христа, жертвенной смерти, в целом, это диаволический и разрушительный цвет. С ним связан черный, цвет предзнаменования смерти, соблазна, носитель апокалиптической функции.
Золотой и лазурный – цвета Софии, при этом если лазурный – космический, возвышенный и внеземной, то голубой или синий являются его природной земной параллелью. Золотой, красный (пурпурный) и голубой образуют «триколор солярной доминанты»2.
Именно это цветовое сочетание в 1905 г. отчетливо преобладает в поэтике Бальмонта.
Заключение.
Литература, в частности поэзия, являются человеческим достоянием. Литература делает людей образованными, начитанными, культурными и эстетически воспитанными.
Из проделанной работы, я сделала вывод что символизм — сложное многогранное литературное течение. Ключевой особенностью этого литературного направления является наличие образов-символов и цветовой символизации. Благодаря правильному пониманию этих символов, которые нередко бывают авторскими и тяжелыми к восприятию, стихотворение принимает свой истинный смысл. Следует заметить, что каждый поэт обладает своей индивидуальностью письма, что в значительной мере влияет на сущность данных символов в произведении.
Основной целью моей работы стал анализ творчества поэтов Серебряного века и получение значений цветовой символики. Изучив биографический материал, материал критических статей, психологические познавательные сайты, я приблизилась к раскрытию важности использования автором тех или иных цветов в своем творчестве. Полностью постигнуть тайну символов невозможно, поскольку символисты, как правило, писали свои стихотворения так, как чувствовали, то есть посредством связи реального мира со своим внутренним миром, а мы, к сожалению или к счастью, не в силах узнать, что на самом деле хотел передать автор. Мы можем только предположить. Также я считаю, что проявленный интерес к русской литературе, поэзии и творчеству поэтов-символистов способствует духовному развитию граждан и формированию чувства социальной и культурной ответственности.
Используемая литература:
Бальмонт К. Элементарные слова о символической поэзии. 1904г.
Белый.А. Символизм как миропонимание
Порецкий С.А. Поэзия Серебряного века.М.: ООО «Фирма СТД». 2011г.
http://festival.1september.ru/articles/508964/
википедия
http://www.bukinistu.ru/simvolizm.html
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formosoderzhatelnaya-funktsiya-tsveta-v-tvorchestve-russkikh-simvolistov-na-materiale-poezii#ixzz3Pl5RmW1P
http://www.art-granatis.ru/information/color/ http://zhurnal-razvitie.ru
http://www.magicworldofcolour.ru
http://journals.uspu.ru http://studik.net/
Гуманитарное направление, секция: литературоведение
Цветовая символика в поэзии 20 века
М. Худайбергенова, ученица 11 класса Большекуликовской СОШ, Моршанский
район
Н. А. Димитрева, учитель русского языка и литературы Большекуликовской СОШ
Моршанский район
Поэзия формирует эстетические взгляды человека, заставляет его вчитываться в каждое слово. Как поэзия проявила себя в таком литературном течении, ка символизм? Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением символистов являлся пессимизм. В творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета, через которую передавались эмоции, сокровенные мечты и мысли.
Чаще всего встречаются красный, белый, желтый, золотой и лазурный цвета, затем зеленый, серебристый, черный и синий, а реже всего встречается фиолетовый. Каким же образом рассмотренные выше цвета могут повлиять на психику читающего, какие чувства они могут вызвать?
Красный цвет чаще всего положительно влияет на человека, золотой цвет согревает и возбуждает умственную деятельность человека, голубой цвет пробуждает доверие, спокойствие и уважение, белый цвет, как правило, вызывает у людей чувство невинности, чистоты и верности, фиолетовый цвет давит на психику, вызывает апатию, повышает низкую самооценку, желтый очень часто воспринимается человеком, как знак разлуки и измены.
В творчестве А.Белого наиболее часто встречающиеся цвета Красный, белый, жёлтый. Наиболее часто используемые цвета в творчестве А.Блока— белый, красный и лазурный (голубой). В поэзии Бальмонта наиболее часто встречаются такие цвета, как белый, красный, золотой и лазурный (голубой).
Ключевой особенностью литературного направления символизм является наличие образов-символов и цветовой символизации. Благодаря правильному пониманию этих символов, стихотворение принимает свой истинный смысл.
Ледяная внучка
Большое - маленькое
Машенька - ветреные косы
Снежная книга
Знакомые следы