В рамках проведения предметной недели окружающего мира, декоративно-прикладного искусства и технологии «Старину мы помним, старину мы чтим»
Познакомить с историей создания главного русского сувенира – матрешки, с
элементами росписей разных видов матрешек и других изделий декоративно-прикладного творчества;
развивать творческие способности и возможности учащихся, культуру взаимоотношений между детьми разных возрастов, способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребенка;
воспитывать патриотические чувства к Родине, гордость за людей, живущих в России, сохраняющих культурное наследие и традиции.
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie.docx | 34 КБ |
Внеклассное занятие
фестиваль «Русской Матрешки»
В рамках проведения предметной недели окружающего мира, декоративно-прикладного искусства и технологии «Старину мы помним, старину мы чтим»
Возраст учащихся 3,4 класс, воспитанники детского сада (старшая группа)
Место и роль занятия: заключительный этап, подведение итогов предметной недели
Цель:
Познакомить с историей создания главного русского сувенира – матрешки, с
элементами росписей разных видов матрешек и других изделий декоративно-прикладного творчества;
развивать творческие способности и возможности учащихся, культуру взаимоотношений между детьми разных возрастов, способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребенка;
воспитывать патриотические чувства к Родине, гордость за людей, живущих в России, сохраняющих культурное наследие и традиции.
Используемые технологии: технология деятельного подхода.
Методы: словесный, практический, проблемно-диалогический, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.
Основные термины и понятия: сувенир, фестиваль, Родина, национальность, патриотизм.
Ожидаемые результаты: в результате проведенных занятий дети смогут:
- определять виды росписей игрушек, посуды и предметов быта;
- отличать виды росписей матрешек (Семеновская, Загорская, Полхов-Майдановская);
- овладеют практическими навыками разных росписей;
- получат навыки общения в разновозрастной группе, со взрослыми людьми.
Материальное обеспечение:
Выставка предметов быта, игрушек, расписанных в стиле хохломской, гжельской, городецкой, полхов-майдановской, жестовской и других росписей.
Выставка посуды расписанной в городе Семикаракорске Ростовской области (региональный компонент);
Выставка матрешек
Образцы различных росписей
Костюмы для детей
Оборудование для игры (карусель), деревянные ложки
Компьютер, проектор, экран.
Подготовительная работа
1 день
Открытие недели «Старину мы помним, старину мы чтим»
2, 3, 4 день знакомство с росписями
Полхов-Майдан, Семенов, Загорск
Практическая работа – рисование элементов каждой росписи
5 день фестиваль «Русской Матрешки»
«У МАТРЕШКИ»
ФЕСТИВАЛЬ «РУССКОЙ МАТРЕШКИ»
Сценарий мероприятия
1скоморох: Внимание! Внимание! Внимание!
Открываем веселое гуляние!
Торопись, честной народ!
Фестиваль тебя зовет!
2 скоморох: Фестиваль! Фестиваль!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости,
Давно вас ждут, друзья!
Вед: Разойдись, честной народ!
Это кто сюда идет?
Ну-ка, хлопаем в ладошки,
К нам приехали Матрешки!
(Выходят Матрешки)
3 скоморох: Разноцветные одежки,
Озорной и добрый взор,
Это русская матрешка
Собрала своих сестер.
1 скоморох: Ай, молодец, Матрешка!
Статна и красива!
Идет, я вижу, Городец,
Это, братцы, диво!
2 скоморох: Строгий вид и стройный стан,
Яркая одежка,
Это Полховский Майдан
Подарил Матрешку!
3 скоморох: Вот игрушка непростая,
Прячет множество сестер,
Друг от друга отличают
Их прическа и узор.
Вед: узнали вы ее, друзья?
Матрешка: да, Семеновская я!
Я к вам торопилась,
постаралась, нарядилась,
Я матрешенька, я круглешенька,
Щеки пухленькие, сама кругленькая,
До чего же хороша, заманчива.
Вед: эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Веселите всех друзей!
Частушки:
Руки золотые!
Получились мы на славу
Яркие такие!
а в руках петух кричит
и кому глазок мигает,
уж никто не различит.
От большой до невелички,
Изнутри мы все пусты,
Кроме младшенькой сестры.
прячутся сестрицы
Каждая сестрица
для меньшой -темница.
Щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы сестрички,
Мы толстушки-невелички,
Как пойдем плясать да петь
Вам за нами не успеть.
Вед: предлагаю вам игру «Золотые ворота» (Матрешка и Скоморох берутся за руки, в центре зала образуют «арку-ворота», поднимают руки, все остальные участники идут по кругу через ворота и приговаривают:
В золотые ворота
Проходите, господа,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
(Ворота закрываются, тот, кто последний прошел через ворота и участник, который остался перед воротами становятся ведущими, игра повторяется несколько раз).
Вед: прошу внимание!
Продолжим соревнование.
Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки,
Да творят насмешки .
Хотите знать, какие?!
А вот такие:
А и где же это слыхано?
Кочерыжка чтоб яичко снесла,
Чтобы веник раскудахтался,
Поварешка бы утят высидела
А и где же это видано?
Журавелюшка всю ночь проходил,
Он насилу жеребеночка родил.
Ну а уточка - телушечку,
ну а курочка- бычка, бычка!
А и где же это слыхано?
Чтоб зимою в поле травушка росла,
Чтоб зимою в саду роза зацвела,
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Вед: мы продолжаем фестиваль, разгадываем загадки, в них будет все, что касается деревянной игрушки-матрешки, все что связано с изготовлением и росписью матрешки.
1 скоморох: Мы ребята удалые!
1 матрешка: Мы девчата озорные!
Вместе: Всех на фестиваль зовем –
Мы загадки продаем!
Матрешка: А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар не робей!
Скоморох: Здесь загадки знатные,
Складные, да ладные,
Всегда повсюду славятся,
Они и вам понравятся!
Загадки:
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг к дружке,
А всего одна игрушка (матрешки)
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит над головой (береза)
Золотые монетки (листья)
От подруг не оторву,
Подожду пока матрешка
Упадет сама в саду (груша)
Не ездок, а шпоры у ног (петух)
В красной рубашечке.
Брюшко сыто,
Камешками набито (шиповник)
К осени одна краснеет,
Другая чернеет (смородина)
Молчит горластенький (петух)
Зовут меня царицею цветов (роза)
Висят кисти
С красным гарусом (рябина)
Нагнись и сорви (ягода)
Не летает высоко
А поет «ко-ко-ко»! (петух)
Улыбаются, глядят.
Веселы, румяны
Одеты в сарафаны,
Можно их в одну собрать
Как красавиц этих звать? (матрешки)
Светлые цветочки
Вкусен, сладок их нектар
Кто это дерево узнал? (липа)
Эта чудная игрушка!
Положу она встает,
Как стоять не устает? (неваляшка)
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна,
Одежда зелена (береза).
Вед: следующий номер нашего концерта сценка «Озорные матрешки»
(Звучат веселые фольклорные наигрыши. На сцене появляется матрешка Люба)
(Люба удивленно)
-Вы ничего не знаете?
-Как ничего не знаете?
Страна такая есть!
Вам непременно нужно
И очень-очень дружно
К моей чудесной сказке
Проявить свой интерес!
Живут в малютках домиках
На разноцветных улочках,
Кто думаете? …… Гномики?
Нет, те, что любят шуточки –
Веселые матрешки,
Румяненькие щечки!
(под озорную музыку входят Матрешки танцуют и поют)
Матрешка 1: Мы Матрешки озорные,
Мы веселые такие!
М 2: Любим петь и танцевать
Веселиться и играть!
М 3: И вообще, мы все подружки,
хохотушки и болтушки!
М 4: Любим пошалить немножко
И играем мы на ложках!
М 5: Любим сладкое печенье
И любое угощенье!
М 6: Для гостей всегда споем
Бойко песню заведем!
(После каждой фразы матрешки исполняют проигрыш на ложках)
Люба: Вот такая маленькая, добрая страна!
Праздников и радости
Каждый день полна!
Здесь Матрешкам маленьким
Весело живется,
Каждой дело важное,
Каждый день найдется!
Все: Вот такие мы Матрешки!
А сыграем-ка на ложках!
(исполняют композицию на ложках)
Люба: Как невесело играли!
Наши гости заскучали,
Что за скучные Матрешки?
Не довольны наши гости!
(Матрешки кладут ложки на лавку, спорят)
М 1: И я это увидела!
М 4: И я это заметила!
М 2: Я ничуть не виновата!
М 6: Вы капризные девчата!
Я ничуть не унываю
И капризкой не бываю!
М 5: Да и я то не грущу!
М 3: С вами спорить не хочу!
Весела я и нарядна,
И красива, и опрятна!
М 6: Я всех лучше это знаю!
Я без вас одна сыграю!
Будет песня веселей!
Дайте ложки мне скорей!
(берет ложки, уходит)
М 2: Так и мне отдайте ложки,
Лучше всех, я вас, Матрешки!
(берет ложки и уходит)
М 4: А я буду петь одна,
Мне подружка не нужна!
(берет ложки и уходит)
М 5: Я уйду в свой теремок
И закроюсь на замок.
(на сцене осталась одна Люба)
Люба: Что же с вами? Ой, беда!
Вы уходите, куда?
Я же пошутить хотела,
Ой, чего я сделала:
Я поссорила Матрешек
И гостям послушать ложек
Я веселых не дала!
Виновата я сама!
Как теперь их помирить?
Еще нам спеть, вернуть веселье
И поднять всем настроение?
Заиграйте, мои ложки,
помогите мне немножко!
(Соло на ложках)
Люба: (печально) Мои ложки не звучат,
А печально лишь бренчат!
(Матрешки ведут разговор между собой)
М 2: Мои ложки не играют…
М 3: И мои лежат скучают……
М1: Мне так грустно стало вдруг…
М 4: Одиноко без подруг.
М 5: Мы так весело играли…
М 6: Мы старались, не зевали.
Люба (к Матрешкам) : Вы простите мою шутку?
Не скучали ни минутку!
Зрители все улыбались!
Ведь Матрешки вам понравились?
Ну тогда еще все вместе,
Заводную споем песню.
(Выходят все вместе исполняют композицию на ложках)
Вед: В кукле матрешке прячется целое семейство. Вынимая каждый раз новую куклу, называем ее по имени: большая - Матрена Ивановна, а следующая - Глаша (каждую следующую Матрешку дети называют русскими именами), а самая маленькая - Матрешечка! Сестрой Матрешки является игрушка Ванька-Встанька. Он один, а имен у него может быть много. Каким русским именем его можно назвать? (дети называют)
Следующие номера посвящены этим игрушкам.
Танец.
Исполняют девочки-матрешки «Ой, да мы Матрешки»
(слова З.Петровой, муз. Ю. Слоновой)
Танец.
Исполняют мальчики «Ваньки-Встаньки»
(слова З.Петровой, муз. Ю. Слоновой)
Вед: Ай, лю-ли, лю-ли, лю-ли, карусель стоит вдали.
(Выносится приспособление для игры)
Вед: Предлагаю вам игру «Карусель»
(Под слова стихотворения выполняются задания)
Еле-еле, еле-еле, еле-еле, еле-еле
Закружились карусели (дети держатся за ленты, начинают движения)
А потом, потом, потом (шаг ускоряется)
Все бегом, бегом, бегом.
А потом скорей, скорей (шаг переходит в бег)
Все быстрей, быстрей, быстрей.
Все быстрее и быстрее, и быстрее и быстрей! (Ускорение по тексту)
Тише, тише!
Не спешите! (бег замедляется, переходит в шаг)
Карусель остановите (игра повторяется 2-3 раза)
Заканчивается.
Раз- два, раз - два. Карусели отдохнуть пора.
Вед: Ты шкатулка, открывайся,
Открывайся поскорей,
Постарайся, постарайся,
Чтобы стало веселей.
Конкурс скороговорок
(ведущий достает скороговорки из красивой коробки)
Вед: в заключении нашего праздника - викторина.
Вед: а сейчас мы приглашаем вас в творческую мастерскую, предлагаем расписать разделочную доску, можете использовать наиболее понравившиеся элементы росписи.
Подведение итогов (награждение учащихся за конкурс загадок, скороговорок, викторину)
Заключительная часть.
Чаепитие со сладким угощение в кафе «У Матрешки»
Вед: спасибо, вам гости дорогие, за внимание и участие. Уходя из нашего кафе, не забудьте выразить свое отношение к нашему празднику. Подарите матрешке улыбку вашего настроения.
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
И тут появился изобретатель
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сладость для сердца
Как нарисовать портрет?